Известно, что при аэробном распаде белковых веществ в фазе аммони-зации образуются продукты, обладающие запахом как при применении модельных белков, так и при деструкции другого материала. Предположение, что одной из составных частей этих продуктов являются низшие амины, подтверждено специальными опытами; пахнущие вещества выделялись потоком воздуха и собирались в ряд поглотительных растворов. Амины определялись групповой колориметрической реакцией. Далее с помощью метода хроматографии на бумаге удалось дифференцировать и идентифицировать несколько первичных и вторичных аминов. Очень вероятно, что запах вызывается еще другими веществами. Поэтому мы этим вопросом продолжаем заниматься. Это имеет важное значение с точки-зрения очистки воды из водохранилищ для снабжения ею.
Поступила 22/У 1973 г.
УДК 371.71:378.146]:061.3(100) »1972»
.И. Серейский (Варшава)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО ПРОБЛЕМАМ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Симпозиум был организован Международным союзом школьной и университетской гигиены и Польским обществом гигиены (отдел школьной гигиены). Он проходил в Варшаве с 29 по 31/У 1972 года и был посвящен медицинским, психологическим, педагогическим и социальным проблемам неуспеваемости школьников младшего и среднего возраста.
В симпозиуме участвовали 400 представителей из 24 стран. Наибольшая группа (250 человек) была представлена польскими специалистами, из них 140 являлись школьными врачами, педиатрами, детскими психиатрами.
Представительные делегации прислали Болгария (21 человек), Италия (19), Франция (18), Чехословакия (14), ГДР (14). Группы делегатов прибыли из Бельгии, Дании, Финляндии, Англии, Венгрии, Норвегии, Голландии, Португалии, ФРГ, Румынии, Швеции, Турции, СССР и Югославии. Австрия, Западный Берлин, Швейцария и США были представлены единичными делегатами.
На симпозиуме рассматривались различные причины школьной неуспеваемости. На основе результатов оригинальных исследований польские авторы определили понятие школьной неуспеваемости, обрисовали социальное значение этого явления и высказали критические замечания по поводу ранее проводившихся работ такого рода.
Польские авторы подчеркнули, что на современном этапе для изучения причин и превентивных мер школьной неуспеваемости следует использовать возможно более широкие методы исследований.
Представители Италии, Чехословакии, Англии, Франции и других стран изложили различные аспекты проблемы школьной неуспеваемости. Медицинские аспекты школьной неуспеваемости освещались делегатом Болгарии. На ту же тему были сделаны сообщения специалистов Австрии, ГДР и Польши.
Социальные и санитарные факторы школьной неуспеваемости были рассмотрены представителями Польши, СССР, Западного Берлина, Чехословакии, Румынии и ГДР. Выступавшие в основном касались соотношения между уровнем жизни, санитарным состоянием, здоровьем и школьной успеваемостью детей и подростков.
Психопедагогические факторы школьной неуспеваемости нашли отражение в сообщениях представителей Швейцарии, Португалии, Швеции, Югославии, Бельгии, Чехословакии, США и Польши. Докладчики излагали педагогический опыт специалистов разных стран в этой области,
а также касались применения психологических методов и методов экспериментальной дидактики.
Различным проблемам школьной гигиены и медицины были посвящены сообщения из СССР, ГДР, Венгрии, Турции, Чехословакии и Польши. Темы этих сообщений не были непосредственно связаны с основной проблемой, обсуждавшейся симпозиумом, но представляли интерес как результаты оригинальных исследований ряда автров.
30 и 31/V под председательством проф. В. Pissarro (Франция) проходила дискуссия за «круглым столом» о проблемах возможного предупреждения школьной неуспеваемости в дошкольном возрасте. В дискуссии приняли участие 9 специалистов: проф. L.-M. Biörkquist (Швеция), M. P. V. D. Feen (Голландия), д-р Y. D. Kerschaw (Англия), д-р P. H. Mamborg (Бельгия), проф. В. Pissarro (Франция), мадам S. Roth (Швейцария), проф. д-р Е. Schmidt-Kolmer (RDA), д-р Skorzynska (Польша), проф. д-р W. Szotowa (Польша). 31/V состоялась встреча представителей научных и профессиональных журналов, интересующихся вопросами школьной гигиены. Были представлены журналы «Arztliche Jugendkunde», ГДР (проф. А. Sälzier), «Cêskoslovenska Hygiena», Чехословакия (д-р Lener и Lipkova), «Гигиена и санитария», СССР (проф. Г. Н. Сердюковская), «Hygiena i Zdraveopoz-vane», Болгария (проф. В. Janev), «Revue d'Hygiene et Medecine scolaires et universitaires», Франция (д-р M. F. Jacquet), «Rivista Italiana di Medicine e Igiene délia Scuola», Италия (д-р M. Cantoni и проф. G. Lodi), «Rocz-niki PZH», Польша (проф. L. Zdunkiewicz), «Wychowanie Fizyczne i Hygiena Sckolna», Польша (д-р В. Woynarowska). Обсуждались возможности обмена периодическими изданиями, научной информацией и документацией в области школьной гигиены и прежде всего популяризации итогов Варшавского симпозиума. С этой целью была принята резолюция о создании Международного пресс-центра в Варшаве.
Поступила 13/1X 1972 г.
УДК 614.73 + 614.87в]:061.24(100)» 1969-1973»
Проф. Ю. И. Москалев
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМИССИИ ПО РАДИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ (МКРЗ) ЗА 1969—1973 ГОДЫ
В связи с тем что на апрельской сессии МКРЗ в Брайтоне (Англия) произошли выборы нового состава главной комиссии и ее 4 комитетов, уместно подвести некоторые итоги деятельности комиссии за последние 4 года (с 1969 по 1973 год). МКРЗ проводит значительную работу по совершенствованию существующих методов и принципов защиты людей от внешних и внутренних источников радиации. Рекомендации комиссии широко используются во многих странах мира при создании национальных нормативов, касающихся допустимого воздействия радиации на профессиональных работников, отдельные группы населения и население в целом, а также использования ионизирующих излучений в медицине с диагностическими и лечебными целями.
В течение отчетного периода издательством «Pergamon Press» были опубликованы 'следующие сообщения: «Оценка внутреннего загрязнения, возникающего в результате периодического или хронического поступления радиоактивных изотопов в организм (МКРЗ, публикация 10А)»; «Радиационная защита учащихся до 18-летнего возраста в школах»; «Защита от внешних источников радиации (МКРЗ, публикация 15)»; «Защита пациента при диагностическом использовании Х-лучей (МКРЗ, публикация 16)»; «Защита пациента при проведении исследований с радиоактивными изотопами (МКРЗ, публикация 17)»; «Относительная биологическая эффективность излучений с высокой линейной потерей энергии в отношении мутаге-