Научная статья на тему 'Раскрытие и расследование по «горячим» следам насильственных преступлений на железнодорожном транспорте '

Раскрытие и расследование по «горячим» следам насильственных преступлений на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
криминалистическая тактика / расследование по «горячим» следам / forensic tactics / «hot» pursuit investigation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илья Владимирович Трифонов

В статье рассматриваются проблемы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования насильственных преступлений на железнодорожном транспорте и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Илья Владимирович Трифонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the disclosure and investigation of violent crimes at rail transport

The article examines some problems and ways of solutions of criminological provision of detection and investigation of violent crimes at railway transport.

Текст научной работы на тему «Раскрытие и расследование по «горячим» следам насильственных преступлений на железнодорожном транспорте »

Закон и право. 2022. № 6. С. 214-216. Law and legislation. 2022;(6):214-216. Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-214-216

NIION: 1997-0063-6/22-364 MOSURED: 77/27-001-2022-6-564

Раскрытие и расследование по «горячим» следам насильственных преступлений на железнодорожном транспорте

Илья Владимирович Трифонов

Академия Следственного комитета РФ, Москва, Россия, ilja.trifonov@ro.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования насильственных преступлений на железнодорожном транспорте и пути их решения. Ключевые слова: криминалистическая тактика, расследование по «горячим» следам. Для цитирования: Трифонов И.В. Раскрытие и расследование по «горячим» следам насильственных преступлений на железнодорожном транспорте // Закон и право. 2022. № 6. С. 214—216. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-6-214—216.

Original article

On the disclosure and investigation of violent crimes

at rail transport

Ilya V. Trifonov

Russian Federation Investigative Committee Moscow Academy, Moscow, Russia, ilja.trifonov@ro.ru

Abstract. The article examines some problems and ways of solutions of criminological provision of detection and investigation of violent crimes at railway transport. Keywords: forensic tactics, «hot» pursuit investigation.

For citation: Trifonov I.V. On the disclosure and investigation of violent crimes at rail transport // Law and legislation. 2022;(6):214—216. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-214-216.

Существующие в криминалистике основы тактического обеспечения раскрытия и -^««'•расследования преступлений применимы практически к любому виду преступлений, однако преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, имеют свои особенности, обусловленные, прежде всего, наличием постоянно меняющегося пассажиропотока, значительной протяженностью железнодорожных путей, пересечением многих регионов страны.

Раскрытие преступлений по «горячим» следам понимается как система непрерывно осуществляемых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на установление и задержание подозреваемого непос-

© Трифонов И.В. М., 2022.

редственно после получения сообщения о преступлении.

В более широком понимании — это деятельность правоохранительных органов по установлению в кратчайшие сроки с момента совершения и обнаружения преступления наиболее полной доказательственной и ориентирующей информации о событии преступления, лице, его совершившем, и других обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Как известно, срок такой деятельности равен трем суткам, при условии непрерывной работы — до 10 дней.

Для выяснения оценки эффективности современного состояния раскрытия и расследования преступлений по «горячим» следам опрошены 43 следователя транспортных отделов, 37 опе-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

ративных сотрудников линейных отделов и изучено 45 уголовных дел, находящихся в Западном межрегиональном следственном управлении на транспорте СК России, а также статистические данные МВД России.

В результате изучения установлено, что криминалистические рекомендации (по тактике осмотра места происшествия, допроса потерпевших и др.) при раскрытии преступлений по «го-

При анализе уголовных дел установлено, что 79% преступлений против личности на железнодорожном транспорте раскрываются в течение первых суток с момента поступления сообщения о преступлении.

В связи с этим выявляются основные требования к организации раскрытия и расследования преступлений против личности по «горячим» следам на железнодорожном транспорте. К ним относятся: оперативное осуществление выезда следственно-оперативной группы на место происшествия и выполнение соответствующих мер, направленных на задержание подозреваемого; привлечение необходимых специалистов, экспертов и сотрудников ОАО РЖД; использование всего набора технических средств; определение задач для планомерного процесса расследования с целью выбора требуемых на данном этапе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; интенсивное проведение следственных действий и эффективное взаимодействие с оперативными службами.

Выполнение этих требований обусловлено необходимостью такой организации работы следственно-оперативных подразделений, при которой принимаются своевременные меры при

рячим» следам используются следователями крайне редко — не более 27%.

Как показывают результаты статистического анализа, приведенные в таблице, раскрываемость насильственных преступлений на транспорте не превышает 70%, при этом раскрываемость преступлений данного вида по «горячим» следам равна 48% от числа раскрытых преступлений [1].

возникновении ситуаций, требующих скорейшего решения. Такими мерами являются: режим «постоянной готовности» оперативно-следственной группы; наличие подготовленных к работе технических средств; оперативный выезд специалистов и экспертов; установленный порядок взаимодействия между следователем и оперативными подразделениями.

Вместе с тем в результате изучения уголовных дел установлено, что с использованием субъективного портрета раскрыто 3% преступлений от общего числа раскрытых насильственных преступлений на железнодорожном транспорте.

Насущным видится вопрос кардинального улучшения технического оснащения правоохранительных органов, который будет соответствовать современным требованиям в борьбе с преступностью.

Так, в арсенале следователей транспортных подразделений до настоящего времени отсутствуют современные приборы для исследования электронных устройств и извлечения из них информации, для осуществления поисковых работ в воде и под землей, беспилотные летательные аппараты.

Таблица

Количество насильственных преступлений, раскрытых по «горячим» следам в 2016 — 2021 гг.

на железнодорожном транспорте

Год Зарегистрировано преступлений Выявлено лиц, совершивших преступления Осуждено лиц, совершивших преступления Общее количество раскрытых преступлений Количество преступлений, раскрытых по «горячим» следам

2016 747 531 392 552 349

2017 752 514 401 575 422

2018 729 481 365 533 326

2019 618 455 382 491 297

2020 598 413 355 459 284

2021 607 392 336 421 218

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Грамотное применение технико-криминалистических средств при раскрытии преступлений против личности на железнодорожном транспорте по «горячим» следам содержит такие элементы, как: оперативное развертывание средств на месте происшествия, эффективное обнаружение следов, успешное исследование следов на месте производства следственного действия, что представляется затруднительным без помощи следователя-криминалиста, поскольку следователь занимается осмотром места происшествия, а специалист-криминалист оказывает помощь в фиксации и изъятии уже обнаруженных следов и объектов.

Как показывает практика по изученным уголовным делам, участие следователей-криминалистов при проведении осмотра места происшествия по преступлениям против личности на железнодорожном транспорте оказывает более положительный эффект на раскрытие преступлений по «горячим» следам, нежели деятельность лишь специалиста-криминалиста органа внутренних дел на транспорте.

Такое положение объясняется, как указывает Е.А. Травкин, «не только тем, что они выступают в роли специалистов ситуативно, приглашаемых «по случаю», и не имеют той органической причастности к процессу расследования, которая характерна для следователей-криминалистов, а значит, и осознанной ответственности за результаты своего труда... проблема заключается еще и в узкоэкспертной специализации значительной части сотрудников ЭКП ОВД

при отсутствии у них системной криминалистической подготовки и, соответственно, навыков опыта работы на месте происшествия» [2].

Решением озвученных проблем является разработка рекомендаций по технико-криминалистическому обеспечению раскрытия преступлений по «горячим» следам, что возможно после тщательного анализа современного состояния теории и практики правоохранительной деятельности, факторов, влияющих на результаты раскрытия преступления, особенностей работы следственно-оперативной группы и возможностей улучшения эффективности технико-криминалистического обеспечения по раскрытию преступлений по «горячим» следам.

Список источников

1. МВД России. Статистические документы. Раздел статистика // https://xn-b1aew.xn-p1ai/ reports/2/

2. Травкин Е.А. Взаимодействие следователя со специалистом: проблемы организации // Известия ТулГУ. Экономич. и юрид. науки. 2010. № 2-2.

References

1. Ministry of internal affairs of the Russian Federation. Statistical documents. Statistics section // https://xn-b1aew.xn-p1ai/reports/2/

2. Travkin E.A. Interaction of the investigator with a specialist: organization problems / / Izvestia TulSU. Economic and Legal Sciences. 2010. № 2-2.

Информация об авторе

Трифонов И.В. — старший следователь-криминалист отдела криминалистики Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, аспирант

Information about the author

Trifonov I.V. — senior forensic investigator at Western Interregional Investigation Department for Transport of RF Investigative Committee, graduate student

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.