Научная статья на тему 'Расчет гибкого винта шнека с учетом неравномерности распределения нагрузок по длине'

Расчет гибкого винта шнека с учетом неравномерности распределения нагрузок по длине Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
446
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЙ ВИНТ / НАГРУЗКА / ШНЕК / ДЕФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хальфин М. Н., Подуст С. С., Шагеев Р. К.

Получена математическая модель напряженно-деформированного состояния гибкого винта с учетом неравномерности распределения нагрузок по его длине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хальфин М. Н., Подуст С. С., Шагеев Р. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет гибкого винта шнека с учетом неравномерности распределения нагрузок по длине»

УДК 677.72.001

М.Н. Хальфин, д-р тех. наук, проф., зав. кафедрой, (863-52) 5-56-37, [email protected] (Россия, Новочеркасск, ЮРГТУ(НПИ)),

С.С. Подуст, ляп., (ЮРГТУ(НПИ)),

Р.К. Шагеев, л п., (ЮРГТУ(НПИ))

РАСЧЕТ ГИБКОГО ВИНТА ШНЕКА С УЧЕТОМ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗОК ПО ДЛИНЕ

Получена математическая модель напряженно-деформированного состояния гибкою винта с учетом неравномерности распределения нагрузок по его длине.

Ключевые слова: гибкий винт, нагрузка, шнек, деформация.

При перемещении груза гибкий винт шнека находится в сложном напряженном состоянии, вызванном растяжением или сжатием осевым усилием и кручением от действия крутящего момента. Воздействие рабочих нагрузок на витую стержневую систему приводит к различным деформациям, при этом деформации гибкого проволочного вита, вызванные кручением, существенно меняются в зависимости от его длины. Изменение деформаций по дине рабочего органа является важной характеристикой, отличающей гибкие проволочные винты от классически жестких сварных винтов, для которых крутильная деформация изменяется по длине в значительно меньших пределах.

Пользуясь методом расчета прямого каната при совместном растяжении и кручении [1], запишем следующие уравнения:

т т

РХ = є Ё А11 + 9 Ё А12 і=1 і=1

т т

М х = = ЁА12 +9 ЁА22 і = 1 і =1

(1)

(2)

где Рх -растягивающая сила; М х - крутящий момент, в - относительна продольная деформация; 0 - относительна углова деформация, Ац, А\2, А22 - агрегатные коэффициенты жесткости каната, т число проволок в канате.

Реша систему уравнений (1) и (2) методом Гаусса относительно в и 0 получим:

А

є =

А

0

А

А

т X А12 і =1 т X А 22 і =1

т т

X А11 X А12

і = 1 і =1

т т

X А12 X А 22

і = 1 і =1

т

X рх

і = 1

т

X А12 М X

і = 1

т т

X А11 X А12

і =1 і =1

т т

X А12 X А 22

і =1 і =1

(3)

(4).

и (4):

Преобразуем и запишем в дифференциальной форме уравнения (3)

т

т

йи

йх

РХ X А 22 М X X А12

і = 1______ ___________і = 1_____

А

А

т т

М X X А11 рХ X А12 _ і =1 і =1

йх А А

тт

РХ X А 22 М X X А12

йи = --йх--—--йх

А

т

М х X А11

і = 1 — йх - - і = 1

А

А

йх

(5)

(6)

(7)

(8)

При вращении гибкого винта крутящий момент изменяется линейно по его дине. На участке загрузки крутящий момент достигает максимального значения и уменьшается до нулевого значения на участке разгрузки

є

0

МХ = М 0

А ХЛ

1 -V Ь у

(9)

где М0 - максимальное значение крутящего момента для гибкого винта, х - координата на траектории транспортирования гибкого шнека, L - длина гибкого винта.

Проинтегрировав уравнения (7) и (8) по dх с учетом (9), получим выражения для осевого и углового перемещения витой стержневой системы:

т

т

и =

х ■ РХ X А 22 і = 1

х ■ М 0 X А12 і =1

2

т

А

А

+

М 0 X А12

і=1 — + С

2 АЬ

т

т

т

х ■М 0 X А11

х

М0 X А11 х ■ рх X А

12

і =1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

і = 1

і =1

А

2 АЬ

А

+ С,

(10)

(11)

где Си и Су - постоянные интегрирования.

Рассмотрим возможные случаи конструктивного исполнения винтового конвейера с гибким винтом, в каждом из которых решения уравнений (10) и (11) будут различны. При работе гибкого шнека крутящий момент передается рабочему органу с помощью муфты специальной конструкции, в которой вин крепится жестко. Поэтому в левой опоре гибкого вина (см. рис) не происходит осевых и угловых перемещений стержневой системы.

Следовательно, в точке х = 0, и = 0 и V = 0. Для правой опоры возможны два случая закрепления гибкого винта. Если правый конец гибкого винта закреплен от осевых перемещений (см.рис. а), то в точке х = Ь, и = 0 иv ^ 0 .В случае свободного крепления правого конца гибкого вина (см.рис. б) в витой стержневой системе возникают осевые и угловые перемещения, тогда в точке х = Ь, и ^ 0 иv ^ 0.

В начальных условиях постоянные интегрирования принимают нулевые значения, следовательно, Си =0 и Cv = 0 .

В случае отсутствия в павой опоре витой стержневой системы осевых перемещений (Рис. а) х = Ь , и = 0, V ^ 0,Си = 0,Cv = 0 из уравнения (10) получим выражение для продольного усилия, действующего на винт:

М 0 ■ А12

РХ =

2 А

(12)

V

@

£ Дір/*" 1 І]

"Ъх=0.и=0. ч=0 \ Х=[, и [ =0,

Р

а

Р

"Ъх=0, и=Ц ¥=0 : х=1, иЩ /

б

Кинематические схемы конструктивных исполнений винтовых конвейеров с гибкими винтами: а- с закреплением правой опоры от осевого перемещения, б - без закрепления правой опоры от осевого перемещения

Подстав ля выражение (12) в (10) и (11) получим выражения для осевого и углового перемещений витой стержневой системы без продольного усилия:

т т _ т

х ' М 0 X А12 х ' М 0 X А12 х ' М 0 X А12

I=1 I =1 I = 1

и

V =

2 А

^ т ^ 2

X А12

V і=1_________у

А

+

2 АЬ

т 2 т

х •М о X Аіі х •М о X Аіі і =1 і =1

т

А

+

2 АЬ

(13)

(14)

Продифференцируем уравнения (13) и (14) по дх и получим выражения для относительной продольной и угловой деформаций:

Мс

А

т т

х • X А12 X А12

і=1 і=1

Ь

2

V у

68

0

Мг

А

т

т

*• X А12 X А12^

і=1

■ +

і =1

Ь

2 А22

X А11

і =1

(16)

В случае свободного закрепления правого конца гибкого винта (см.рис. б)х = Ь, и ^0, V ^0 в витой стержневой системе не возникает продольного усилия, следовательно, выражения (10) и (11) примут вид:

х 2 • М

и

т

0 X А12

і=1

т

х • М 0 X А12 і = 1

2 АЬ

А

2

х • М о X Ац х • М о X Ац і =1 і =1

т

т

V =

2 АЬ

А

(17)

(18)

Продифференцируем уравнения (17) и (18) по дх и получим выражения для относительной продольной и угловой деформаций в случае отсутствия закрепления правой опоры гибкого винта от осевого перемещения:

т

т

•*• Мо XА12 М0 XА12 і =1 і =1

АЬ

А

(19)

тт

х' м0XА11 м0 ХА11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 =------------ -----*=--------------------. (20)

АЬ А

Используя общеизвестные выражения для напряжения, возникающего в проволоках каната спиральной (21) и двойной свивки (22) [2], с учетом полученных уравнений для относительной продольной (15),(19) и угловой деформаций (16),(20), можно определить характер изменения напряжения в стержневой системе гибкого винта при различных способах закрепления его концов.

M

А

mm

x- ZA12 ZA12

i =1 i =1

L

2

2

cos а+

о

спир1

=E

M

А

mm

x- ZA12 ZA12^

i =1 i =1

L

+

2 A ZAl1

2 A22 i=1

V V

Г sin а - cosа

(21),

°дв 1 — E -

mm

x M о Z A12 M о Z A12

i=1 i=1

AL

А

22 cos а- cos P+

M о

А

mm

x Z A12 Z A12

i =1 _ + i =1

L

Rk cosB

2 A —ZAll 2 A22 i=1

,2„. , ri ^,3c

sin В - cos а+ —— cos В - sirn - cosа

. Rk ,

(22)

*спир2

= E-

m

m

x- M о ZA12 M о ZA12

i =1

AL

m

-----cos2 а+

А

m

x M о Z A11 M о Z A11 i =1 i =1

AL

А

ri sin а - cosа

у

(23),

а 2 = Е •

дв 2

X

Ш ІП

• М0 ^ А12 М0 ^ А12

і =1

АЬ

і =1

АЬ

і=1

А

і=1

А

•С082а • 0082р+

• М0 ^А11 М0 ^А11

г

8ІиВ- сов а+ —— сов В • віпа • сова

. у

(24),

где аСПИр, °дв " напряжение, возникающее в стержневой системе спирал ной и двойной свивки соответственно; Е - модуль упругости; е, 9 -относительная продольная и угловая деформации соответственно; ,в -соответственно радиус и угол свивки прядей в канате; ц, а - радиус и угол свивки проволок в прядях.

Таким образом, авторами создана модель напряженно-

деформированного состояния гибкого винта транспортирующего шнека], на которой проведены теоретические исследования гибкой стержневой системы, применяемой в качестве гибкого винта экспериментального стенда. Расчеты напряжений, возникаю щи в слоях стержневой системы гибкого вита двойной свивки показали, что максимальное напряжение, возникающее в стержневой системе гибкого вита, конец которого не закреплен от осевых перемещенй (см. рисунок б), в два раза превышает максимальное значене напряжени, вознкающего в стержневой системе гибкого вина с закрепленнш правым концом (см. рисунок а).

Таким образом, установлено, что конструкци транспортиующего шнека с гибким вином, опоры которого закреплены от осевых перемеще-ни (см.рис. а), предпочтительнее конструкции гибкого шнека без закреп-лени правой опоры от осевых перемещенй (см. рисунок б).

Список литературы

1. Глушко М. Ф. Стальные подъемные канаты. Киев: Техника, 1966.

327 с.

2. М. Н. Хальфи. Расчет стальных канатов с целью различия гео-

метрических параметров и механиеских свойств про волок. Изв. вузов. Северо-кавказский регион. Спецвыпуск «Безопасность подъемно-

транспортных и технологиески машин», 2005 г. С. 5.

M. Halfm, S. Podust, P. Shageev

Calculation offlexible screw shneka taking into account non-uniformity of distribution of loadings on length

The simulation model of malleable screw in deflected mode is calculated considering nonuniform distribution of load along it’s lenth.

Получено 07.04.09

УДК 621.86/87

Н.М. Чернова, канд. техн. наук, доц., (8453) 44-30-30, [email protected] (Россия, Балаково, БИТТУ),

А.П. Кобзев, д-р тех. наук, проф., зав. кафедрой, (8453) 44-56-04,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Россия, Блаково, БИТТУ)

МЕТОД ОПТИМАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КРАНОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ПАРЕТО

Рассмотрено решение многокритериальной задачи оптимального проектирования механизмов передвижения кранов и крановых тележек на основе применения принципа Парето.

Ключевые слова: механизм передвижения, кран, крановая тележка, принцип Парето, оптимальное проектирование.

При проектировании механизмов передвижения тяжелых козловых кранов и мостовых перегружателей возникает многовариангна задача выбора кинематической схемы привода, б лансирной схемы установки колес, их типа, диаметра колеса и числа опорных рельсов.

При инженерном проектировании обычно решается задача обеспечения кинематики, мощности привода, прочности и надежности, однако на современной стадии развития науки и техники ставится задача оптимль-ного проектирования механизмов передвижения. Вариантное проектирование и оптимизация позволяют решать целый рад вопросов: создание ра-ционльных конструктивных схем, определение оптимльных значений их геометрических параметров и размеров отдельных элементов, получение крановых механизмов с нал лучшими технико-экономическими показателями. Существующие методики отимльного и автоматизированного проектирования не полностью отвечают условиям работы тяжелых козловых кранов и других специльных кранов на рельсовом ходу.

Недостатком данных работ является тот факт, что при кинематическом расчете с точки зрения оотимльности решлся вопрос установки раздельного привода и открытой зубчатой передачи. При этом рассматри-влся вариант комплектации передаточного механизма только стандартными горизонтальными или вертикальными редукторами, обладающими при больших передаточных отношениях большими габаритами и массой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.