Научная статья на тему 'РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРУЖОК / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадаев Артем Юрьеви, Новик Ирина Рафаиловна, Пиманова Наталья Анатольевна

В статье показано, что ранняя профилизация детей младшего школьного возраста (1 - 4 класс) в системе дополнительного естественнонаучного образования способствует формированию у обучающихся устойчивого познавательного интереса к изучению биологии и химии. Это приводит к выработке важных навыков познавательной деятельности, которые развиваются в системе непрерывного образования. Анализируется работа действующих программ дополнительного образования на базе детского технопарка «Кванториум», детского клуба «Кулибин», действующих при ННГУ им. Н.И. Лобачевского, а также сетевого взаимодействия кафедры БХиБХО НГПУ им. Козьмы Минина и МБОУ СОШ № 129 г. Нижнего Новгорода в рамках кружковой деятельности младших школьников «Химия для любознательных».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жадаев Артем Юрьеви, Новик Ирина Рафаиловна, Пиманова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY PROFILIZATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL SCIENCE EDUCATION

The article shows that the early profiling of children of primary school age (grade 1-4) in the system of additional natural science education contributes to the formation of a stable cognitive interest in the study of biology and chemistry among students. This leads to the development of important cognitive skills that develop in the continuing education system. The work of the existing programs of additional education on the basis of the children's technopark "Kvantorium," the children's club "Kulibin," operating at the NNSU named after N.I. Lobachevsky, as well as the network interaction of the department of BKHiBHO NGPU named after Kozma Minin and MBOU secondary school No. 129 of Nizhny Novgorod as part of the circle activity of junior schoolchildren "Chemistry for the inquisitive".

Текст научной работы на тему «РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Жадаев Артем Юрьевич

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат химических наук, доцент Пиманова Наталья Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье показано, что ранняя профилизация детей младшего школьного возраста (1 - 4 класс) в системе дополнительного естественнонаучного образования способствует формированию у обучающихся устойчивого познавательного интереса к изучению биологии и химии. Это приводит к выработке важных навыков познавательной деятельности, которые развиваются в системе непрерывного образования. Анализируется работа действующих программ дополнительного образования на базе детского технопарка «Кванториум», детского клуба «Кулибин», действующих при ННГУ им. Н.И. Лобачевского, а также сетевого взаимодействия кафедры БХиБХО НГПУ им. Козьмы Минина и МБОУ СОШ № 129 г. Нижнего Новгорода в рамках кружковой деятельности младших школьников «Химия для любознательных».

Ключевые слова: ранняя профилизация, младшие школьники, дополнительное образование, кружок, естественнонаучные дисциплины.

Annotation. The article shows that the early profiling of children of primary school age (grade 1-4) in the system of additional natural science education contributes to the formation of a stable cognitive interest in the study of biology and chemistry among students. This leads to the development of important cognitive skills that develop in the continuing education system. The work of the existing programs of additional education on the basis of the children's technopark "Kvantorium," the children's club "Kulibin," operating at the NNSU named after N.I. Lobachevsky, as well as the network interaction of the department of BKHiBHO NGPU named after Kozma Minin and MBOU secondary school No. 129 of Nizhny Novgorod as part of the circle activity of junior schoolchildren "Chemistry for the inquisitive".

Key words: early profiling, younger schoolchildren, additional education, circle, natural science disciplines.

Введение. В настоящее время начальная школа и среднее звено порой связаны между собой лишь опосредованно, поскольку они имеют разные по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) [1, 21, зачастую абсолютно логически не связанные между собой образовательные программы по многим учебным дисциплинам. Отсутствие междисциплинарной интеграции в системе непрерывного образования, формирующей у обучающихся целостную научную картину мира, в том числе и в рамках дополнительного естественнонаучного образования, приводит к слабому развитию познавательного интереса у младших школьников к обучению.

Одной из приоритетных задач в условиях современной школы является внедрение программ дополнительного образования (ПДО) в рамках кружковой деятельности, начиная с младшего школьного возраста. Важно пробуждать у них познавательный интерес и желание к изучению окружающего мира, определять их склонности, формировать способности, развивать самосознание, обеспечивать их социальную адаптацию и раннее профессиональное самоопределение.

Систематизированное обучение младших школьников на кружках, элективных курсах и других ПДО приводит к выработке важных навыков познавательной деятельности, которые развиваются в системе непрерывного образования.

В диссертационном исследовании Е.Я. Аршанского идея непрерывности и преемственности в системе образования базируются на дидактических принципах непрерывности, интегративности, преемственности, фундаментальности, вариативности, профессионализации, связи обучения с жизнью и прогнозируемости [3].

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются работы, посвященные профессиональному самоопределению личности (Дж. Крайтс, Д. Холланд, С. Фукуяма, В.П. Бондарев, Б.С. Гершунский, Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцева, А.В. Кузнецов, К.М. Левитан, П.С. Лернер, А.М. Новиков и др.), теоретическим и прикладным вопросами профильной подготовки школьников (А.И. Влазнев, О.В. Гришакина, И.Я. Лернер, Т.Н. Литвинова, А.А. Никитин, А.А. Пинский, А.А. Остапенко, А.А. Павлищева, С.В. Плотникова, Н.Ф. Родичев, В.Н. Самусенко, С.Ю. Черноглазкина и др.), отдельным вопросам профилизации в системе дополнительного образования детей (В.А. Березина, В.П. Голованов, Д.Н. Грибова, О.И. Донина, Е.Б. Евладова, А.Я. Журкина, М.Р. Катукова, Л.Ю. Круглова, Е.В. Серединцева, И.Б. Федоров и др.) [4-9, 11].

Изложение основного материала. Одним из основных ориентиров при обучении детей младшего школьного возраста в соответствии с ФГОС ООО является формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, как основы для будущей профилизации обучения.

В последнее время в учебный план образовательных организаций наряду с традиционными предметами, вводятся новые обязательные для изучения школьные дисциплины, в большей степени гуманитарной направленности, такие как, «Личное развитие» (с 1-11 класс), «Образование для общества» (5-11 класс), «Основы проектной деятельности» (5-11 класс) и др. также из регионального компонента. Безусловно, в изменяющихся социально-экономических условиях общества, полученные компетенции при изучении обозначенных дисциплин пригодятся подрастающему поколению в различных жизненных ситуациях. Но зачастую выделение одних учебных предметов в ущерб времени, отведенного для изучения, например физико-математических и естественнонаучных дисциплин, приводит к искажению полноценного развития современной личности обучающегося. Кроме того, преподавание многих дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе химии, не носит развивающего, проблемного характера, а в основном приводит лишь к накоплению фактологических знаний и способности выполнять учебные действия по известному алгоритму. Такая ситуация ведет к снижению уровня личностного интереса обучающихся к учебной дисциплине, в частности к химии, что непосредственно сказывается на качестве знаний по предмету. Как следствие, не обеспечивается необходимое формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и в должной мере не соблюдается преемственность между структурными компонентами различных областей естественнонаучных знаний. Содержание обучения перестает быть связанным с развитием познавательной деятельностью школьников.

В 2018 г. в рамках федерального проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в Нижнем Новгороде был открыт на базе парка науки ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Корпоративного университета «Газ» детский технопарк «Кванториум». Это новая форма дополнительного образования, которая реализует научно-технический интерес детей, поднимая тем самым престиж и важность инженерных специальностей.

В Кванториуме школьники вместе с опытными наставниками решают реальные производственные задачи, формируя профессиональную мотивацию к своей будущей профессии. В Кванториуме ребята занимаются не только внутри лаборатории, но и с первого дня начинают работать в так называемых проектных командах, получая тем самым те навыки и умения, которые помогут обучающимся в будущей профессиональной карьере, и которые по ряду причин пока не могут дать школьнику в рамках общего образования.

Не менее интересная работа с обучающимися начальной школы реализуется также в детском исследовательском клубе «Кулибин», который функционирует тоже под «патронажем» ННГУ им. Н.И. Лобачевского с 2012 года. Основной целью клуба, в соответствии с ФГОС ООО является формирование способов учебной деятельности и познавательных умений, которые востребованы в естественнонаучных предметах. Занятия в клубе проводятся по таким учебным дисциплинам, как «Физика», «Химия», «Биология», где реализуются глубокие межпредметные и внутрипредметные связи. Занятия проводятся с учащимися в малых группах (12-16 человек). Такая планомерная работа с обучающимися обусловливает формирование внутренней учебной мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин на основе удовлетворения от совместного творческого труда «учитель-ученик» и достигнутых успехов в данной области науки. Как показывает практика, родители учащихся зачастую становятся соавторами своих детей, выполняющих проектную или исследовательскую работу по естественнонаучным дисциплинам. В связи с этим на базе клуба «Кулибин» появилась творческая мастерская «Соавторы», поскольку, как отмечает Ю.В. Масленникова [10], такая совместная творческая работа взрослых с детьми помогает им лучше понимать друг друга, строить отношения на основе взаимоуважения и признания авторитетов соавторов.

Важную роль в реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся школ при изучении естественнонаучных дисциплин играет исследовательский компонент образовательного процесса не только в рамках УМК, но и программ по дополнительному образованию, в качестве одной из составляющих которого является НОУ. Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по линии НОУ, как показывает многолетняя деятельность этого творческого объединения школьников, способствует формированию научных взглядов, развитию личного интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды. Это создает условия для жизненного самоопределения школьников, позволяет определить ценностные ориентиры, позиции, убеждения и, в конечном итоге, делать желаемый профессиональный выбор в различных областях науки и производства. НОУ в определенной степени выполняет связывающую функцию школы и вуза в единое целое, позволяющее учащимся старших классов постичь азы научно-исследовательской деятельности, которые пригодятся им в дальнейшем обучении, а, возможно, будут продолжены в вузе. Занятия секций проводятся научно-педагогическими работниками ряда нижегородских вузов в сотрудничестве с учителями школ.

В качестве примера приведем наш опыт научно-исследовательской работы естественнонаучной направленности с учащимися школ г. Нижнего Новгорода (Гимназия № 2, Школа № 129, Школа № 118, Школа № 135 и др.). Городская конференция НОУ «Эврика» в г. Нижнем Новгороде существует уже более 30 лет. За этот период накопился большой опыт организации и проведения научно-исследовательской деятельности школьников в сотрудничестве с высшими учебными заведениями. В последнее время такая работа начинается со среднего школьного возраста и даже младшего. Первые проектные и учебно-исследовательские работы школьники начинают выполнять в школе под руководством учителя, а в старшем звене приходят в вузовские секции НОУ для продолжения своей работы. В течение каждого учебного года ведется планомерная работа по подготовке и написанию научно-исследовательских работ с учащимися по химии, экологии, биологии. Результатом этой деятельности является получение воспитанниками дипломов 1, 2 и 3 степени на городской конференции НОУ «Эврика». И впоследствии, что наиболее важно, многие школьники поступают на специальности в вузы, связанные с естественнонаучными дисциплинами.

Таким образом, научно-исследовательская работа учащихся, особенно старших классов, способствует углублению знаний, формированию интеллектуальных способностей школьников, повышению престижа знаний, стремлению продолжения образования, самостоятельности и инициативности. Всё это служит формированию саморазвивающейся, конкурентоспособной личности выпускника образовательного учреждения.

Как известно, основы познавательного интереса к поисковой и научно-исследовательской деятельности закладываются еще в начальной школе. Обучающиеся при переходе в среднее звено должны иметь необходимые умения и навыки, позволяющие самостоятельно добывать знания. Большое значение в процессе развития познавательного интереса к обучению в младшем звене имеет заинтересованность школьников в учебном предмете.

В рамках сетевого взаимодействия кафедры БХиБХО НГПУ им. Козьмы Минина и МБОУ СОШ № 129 г. Нижнего Новгорода проводятся занятия кружка для младших школьников «Химия для любознательных». Цель данной программы дополнительного образования - это привить познавательный интерес к изучению естественнонаучных дисциплин, в частности к химии.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Она состоит из нескольких разделов, усложняющихся по мере возраста учащихся. В первом и втором классах, каждая тема связана с определенной профессией и ролью в ней химии, например, «Химия для врача», «Химия для фармацевта», «Химия для художника» и т.д. Обучающимся демонстрируются видео фильмы и химические эксперименты, связанные с той или иной профессией. Отмечается важность химических знаний для каждой из них. В третьем и четвертом классах изучения данных тем трансформируется в пропедевтический курс химии для начальной школы. Материал усложняется, и предлагаются элементы интегрированных предметных знаний. Все теоретические занятия оптимально сочетаются с практическими и лабораторными работами с использованием ярких и запоминающихся химических опытов.

Приводим фрагмент программы дополнительного образования «Химия для любознательных» с указанием лабораторных работ.

Занятие 1. Химия для художника.

Лабораторная работа № 1. Краски на основе солей железа.

Занятие 2-3. Химия в профессии учителя.

Лабораторная работа № 2. Учитель химии - немного волшебник!

Занятие 4. Химия в профессии врача.

Лабораторная работа № 3. Химические опыты из аптечки.

Занятие 5. Химия в профессии фармацевта.

Занятие 6. Химия в профессии косметолога.

Лабораторная работа № 4. Приготовление крема для рук.

Занятие 7. Химия в профессии повара.

Лабораторная работа № 5. Эксперименты на кухне.

Занятие 8 - 9. Химия в профессии эколога.

Лабораторная работа № 6. Анализ воздуха, воды и почвы.

Занятие 10. Химия в профессии технолога.

В отличие от многих других программ дополнительного образования, предлагаемая нами программа позволяет включить, именно химию в сферу личностного опыта младших школьников. Широко используемый химический эксперимент позволяет развить мотивацию к дальнейшему изучению предмета через открытия веществ, их свойств, применения в реальной жизни и в различных профессиях. Освоив такую программу дополнительного образования, обучающимся будет легче изучать химию в старшем звене.

Выводы. Подготовка подрастающего поколения к трудовой деятельности, начиная со школьного возраста, через различные профориентационные мероприятия всегда было одним из первостепенных задач образовательного учреждения. Ранняя профилизация младших школьников в системе дополнительного естественнонаучного образования будет способствовать большей ориентации выпускников школ на выбор профессий, связанных с биологией, химией и физикой.

Литература:

1. Об утверждении ФГОС НОО в новой редакции: проект приказа Минобрнауки России от 09.07.2017. - URL: http://www.garant.ru/products/IPO/prime/doc/56619639 (дата обращения 19.03.22)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями от 29 декабря 2014 г., № 1645.

3. Аршанский, Е.Я. Непрерывная химико-методическая подготовка обучающихся в системе «профильный класс-педвуз-профильный класс»: автореф. дис... .д.п.н.: 13.00.02 / Е.Я. Аршанский. - СПб, 2005. - 46 с.

4. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. ... к.пед.наук: 13.00.01 / В.А. Березина. - М., 1998. - 22 с.

5. Бондарев, В.П. Выбор профессии / В.П. Бондарев. - М.: Педагогика, 2001. - 126 с.

6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированной образовательной концепции) [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: ИнтерДиалект, 1997. - 697 с.

7. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов. - М.: Изд-й центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.

8. Лернер, П.С. Самоопределение растущей личности как смысловой концентр общего среднего образования. - В сб.: Социально-педагогическая поддержка ребёнка в процессе социализации: Материалы Российской научно-практической конференции. - М.: МГПИ, АПК и ППРО, 2008. - С. 156-160.

9. Литвинова, Т.Н. Организация довузовских форм обучения учащихся как вариант профильного образования / Т.Н. Литвинова, М.В. Соловьева // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: меж-вуз. сб. науч. тр. - Казань, 2004. - Вып. 3. - С. 15 -155.

10. Масленникова, Ю.В. Формирование умений учащихся использовать научный метод познания в системе основного и дополнительного физического образования: дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.02 / Ю.В. Масленникова. - Н. Новгород, 2019. - 381 с.

11. Пинский, А.А. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента / А.А. Пинский // Профильная школа. - 2003. - № 1. - С. 41-45.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Задумова Наталья Павловна

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (г. Санкт-Петербург)

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ

Аннотация. В статье освещены результаты экспериментального исследования воспроизведения слоговой структуры слова учащимися первых классов с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных сделан вывод о наличии достоверных межгрупповых различий показателей успешности воспроизведения этими детьми и их сверстниками без речевой патологии слов сложной слоговой структуры и фраз. В обеих группах отмечена тенденция к более успешному повторению отдельных слов по сравнению с воспроизведением фраз, что отражает влияние контекстуальных условий на продуктивность передачи слогового состава речи. Вербальная продукция детей с общим недоразвитием речи характеризуется преобладанием ошибок в виде упрощения стечений согласных и слоговой элизии. Вероятными механизмами, опосредующими успешность воспроизведения слоговой структуры, являются сформированность оперативной фонологической памяти и состояние артикуляционного праксиса.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, фонематическое восприятие, оральный праксис, артикуляционный праксис, оперативная фонологическая память, слоговая элизия, кластер.

Annоtation. he article highlights the results of an experimental study of the reproduction of the syllabic structure of a word by first grade students with general speech underdevelopment. Based on the data obtained, it is concluded that there are significant intergroup differences in the success rates of reproduction by children with general speech underdevelopment and their peers without speech pathology of words of complex syllabic structure and phrases. In both groups, there was a tendency to more successful repetition of individual words compared to the reproduction of phrases, which reflects the influence of contextual conditions on the productivity of the transmission of syllabic composition. The verbal production of children with general underdevelopment of speech is characterized by the predominance of errors in the form of simplifying consonant combinations and syllabic elision. The probable mechanisms mediating the success of syllabic structure reproduction are the formation of operative phonological memory and the state of articulatory praxis.

Key words: general underdevelopment of speech, syllabic structure of the word, phonemic perception, oral praxis, articulatory praxis, operative phonological memory, syllabic elision, cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.