Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА / ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОРАЛЬНЫЙ ПРАКСИС / АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ПРАКСИС / ОПЕРАТИВНАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СЛОГОВАЯ ЭЛИЗИЯ / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Задумова Наталья Павловна

В статье освещены результаты экспериментального исследования воспроизведения слоговой структуры слова учащимися первых классов с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных сделан вывод о наличии достоверных межгрупповых различий показателей успешности воспроизведения этими детьми и их сверстниками без речевой патологии слов сложной слоговой структуры и фраз. В обеих группах отмечена тенденция к более успешному повторению отдельных слов по сравнению с воспроизведением фраз, что отражает влияние контекстуальных условий на продуктивность передачи слогового состава речи. Вербальная продукция детей с общим недоразвитием речи характеризуется преобладанием ошибок в виде упрощения стечений согласных и слоговой элизии. Вероятными механизмами, опосредующими успешность воспроизведения слоговой структуры, являются сформированность оперативной фонологической памяти и состояние артикуляционного праксиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Задумова Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF STUDYING THE SYLLABIC STRUCTURE OF A WORD IN STUDENTS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

He article highlights the results of an experimental study of the reproduction of the syllabic structure of a word by first grade students with general speech underdevelopment. Based on the data obtained, it is concluded that there are significant intergroup differences in the success rates of reproduction by children with general speech underdevelopment and their peers without speech pathology of words of complex syllabic structure and phrases. In both groups, there was a tendency to more successful repetition of individual words compared to the reproduction of phrases, which reflects the influence of contextual conditions on the productivity of the transmission of syllabic composition. The verbal production of children with general underdevelopment of speech is characterized by the predominance of errors in the form of simplifying consonant combinations and syllabic elision. The probable mechanisms mediating the success of syllabic structure reproduction are the formation of operative phonological memory and the state of articulatory praxis.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Занятие 6. Химия в профессии косметолога.

Лабораторная работа № 4. Приготовление крема для рук.

Занятие 7. Химия в профессии повара.

Лабораторная работа № 5. Эксперименты на кухне.

Занятие 8 - 9. Химия в профессии эколога.

Лабораторная работа № 6. Анализ воздуха, воды и почвы.

Занятие 10. Химия в профессии технолога.

В отличие от многих других программ дополнительного образования, предлагаемая нами программа позволяет включить, именно химию в сферу личностного опыта младших школьников. Широко используемый химический эксперимент позволяет развить мотивацию к дальнейшему изучению предмета через открытия веществ, их свойств, применения в реальной жизни и в различных профессиях. Освоив такую программу дополнительного образования, обучающимся будет легче изучать химию в старшем звене.

Выводы. Подготовка подрастающего поколения к трудовой деятельности, начиная со школьного возраста, через различные профориентационные мероприятия всегда было одним из первостепенных задач образовательного учреждения. Ранняя профилизация младших школьников в системе дополнительного естественнонаучного образования будет способствовать большей ориентации выпускников школ на выбор профессий, связанных с биологией, химией и физикой.

Литература:

1. Об утверждении ФГОС НОО в новой редакции: проект приказа Минобрнауки России от 09.07.2017. - URL: http://www.garant.ru/products/IPO/prime/doc/56619639 (дата обращения 19.03.22)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями от 29 декабря 2014 г., № 1645.

3. Аршанский, Е.Я. Непрерывная химико-методическая подготовка обучающихся в системе «профильный класс-педвуз-профильный класс»: автореф. дис... .д.п.н.: 13.00.02 / Е.Я. Аршанский. - СПб, 2005. - 46 с.

4. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. ... к.пед.наук: 13.00.01 / В.А. Березина. - М., 1998. - 22 с.

5. Бондарев, В.П. Выбор профессии / В.П. Бондарев. - М.: Педагогика, 2001. - 126 с.

6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированной образовательной концепции) [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: ИнтерДиалект, 1997. - 697 с.

7. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов. - М.: Изд-й центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.

8. Лернер, П.С. Самоопределение растущей личности как смысловой концентр общего среднего образования. - В сб.: Социально-педагогическая поддержка ребёнка в процессе социализации: Материалы Российской научно-практической конференции. - М.: МГПИ, АПК и ППРО, 2008. - С. 156-160.

9. Литвинова, Т.Н. Организация довузовских форм обучения учащихся как вариант профильного образования / Т.Н. Литвинова, М.В. Соловьева // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: меж-вуз. сб. науч. тр. - Казань, 2004. - Вып. 3. - С. 15 -155.

10. Масленникова, Ю.В. Формирование умений учащихся использовать научный метод познания в системе основного и дополнительного физического образования: дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.02 / Ю.В. Масленникова. - Н. Новгород, 2019. - 381 с.

11. Пинский, А.А. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента / А.А. Пинский // Профильная школа. - 2003. - № 1. - С. 41-45.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Задумова Наталья Павловна

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (г. Санкт-Петербург)

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ

Аннотация. В статье освещены результаты экспериментального исследования воспроизведения слоговой структуры слова учащимися первых классов с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных сделан вывод о наличии достоверных межгрупповых различий показателей успешности воспроизведения этими детьми и их сверстниками без речевой патологии слов сложной слоговой структуры и фраз. В обеих группах отмечена тенденция к более успешному повторению отдельных слов по сравнению с воспроизведением фраз, что отражает влияние контекстуальных условий на продуктивность передачи слогового состава речи. Вербальная продукция детей с общим недоразвитием речи характеризуется преобладанием ошибок в виде упрощения стечений согласных и слоговой элизии. Вероятными механизмами, опосредующими успешность воспроизведения слоговой структуры, являются сформированность оперативной фонологической памяти и состояние артикуляционного праксиса.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, фонематическое восприятие, оральный праксис, артикуляционный праксис, оперативная фонологическая память, слоговая элизия, кластер.

Annоtation. he article highlights the results of an experimental study of the reproduction of the syllabic structure of a word by first grade students with general speech underdevelopment. Based on the data obtained, it is concluded that there are significant intergroup differences in the success rates of reproduction by children with general speech underdevelopment and their peers without speech pathology of words of complex syllabic structure and phrases. In both groups, there was a tendency to more successful repetition of individual words compared to the reproduction of phrases, which reflects the influence of contextual conditions on the productivity of the transmission of syllabic composition. The verbal production of children with general underdevelopment of speech is characterized by the predominance of errors in the form of simplifying consonant combinations and syllabic elision. The probable mechanisms mediating the success of syllabic structure reproduction are the formation of operative phonological memory and the state of articulatory praxis.

Key words: general underdevelopment of speech, syllabic structure of the word, phonemic perception, oral praxis, articulatory praxis, operative phonological memory, syllabic elision, cluster.

Введение. Понятие слоговой структуры соотносится с характеристикой слова с позиции количества слогов, порядка их следования в слове и типов. Отметим, что в научной литературе представлены данные, раскрывающие особенности воспроизведения слоговой структуры слова детьми дошкольного возраста с разными формами речевой патологии -моторной (экспрессивной) алалией [7], общим недоразвитием речи [8] и др. В то же время, сведения о характере восприятия и передачи слогового состава слова учащимися начальных классов с общим речевым недоразвитием освещены в недостаточной степени. Следует подчеркнуть, что способности к полноценному воспроизведению детьми слоговой структуры слова тесно связаны с расширением лексикона, усвоением норм формо- (стол - сто-лы) и словообразования (стол - сто-ло-ва-я), овладением орфографическим навыком (в частности, проверки написания безударной гласной в корне слова посредством подбора родственных слов: го-лод - го-лод-ный) и становлением речевой коммуникации в целом.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях в области лингвистики слог рассматривается как минимальная произносительная единица, представляющая собой наименьший по длительности отрезок, выделяемый при анализе артикуляционных движений в процессе речи [2]. Слог образуют гласные (центр слога) и согласные звуки, позиция которых определяет структуру слога. Так, открытый и закрытый типы слогов завершаются, соответственно, гласным и согласным звуками, в то время как неприкрытый и прикрытый типы слогов с данных звуков начинаются. В литературе представлены данные о неодинаковой степени произносительной слитности звуков в структуре различных типов слогов. Отмечено, что в открытом слоге (СГ) взаимное влияние звуков оказывается значительно более выраженным по сравнению с закрытым слогом (ГС), характеризующимся большей самостоятельностью составляющих его звуков [2]. Это, соответственно, объясняет и факт более раннего овладения ребенком возможностью воспроизведения открытого слога (СГ) в процессе онтогенеза и, как следствие, структуры слова в виде редупликации указанного типа слогов («мама», «ляля», «баба» и т.п.) [3]. Дальнейшее становление слоговой структуры слова предполагает усложнение реализуемых в речи типов слогов, с одной стороны, и удлинение слова путем наращивания числа слогов - с другой.

Исследования в области онтолингвистики свидетельствуют о завершении процесса формирования слоговой структуры слова в период от 2-х лет 3-х месяцев до 3-х лет [3]. Так, экспериментально установлено, что воспроизведение слоговой структуры слова из четырех слогов доступно для большинства детей в возрасте 23 месяцев, из пяти слогов - в возрасте 2628 месяцев [6]. Указывается, что частотность нарушений воспроизведения слоговой структуры слова существенно снижается, а сами недостатки обнаруживают себя, главным образом, в малознакомых словах.

В целом, среди проявлений ошибочного воспроизведения детьми с нормальным становлением речи слов различной структуры выделяют пропуск звуков и слогов, их перестановку, сокращение стечений согласных, ассимиляцию звуков и слогов и др. [3, 5] Сопоставление характера воспроизведения детьми звукового и слогового состава слова свидетельствует об относительной автономности указанных процессов. Так, следствием замены фонем и редукции кластеров является нарушение звуковой структуры слова, в то время как количество слогов в слове остается неизменным. По данным Т.В. Шуйской [9], наименьшей «устойчивостью» характеризуются кластеры, в состав которых входят сонорные звуки [л] и [р], а также неоднородные по месту образования согласные (губно-зубной и переднеязычный, губно-губной и переднеязычный). Наряду с этим, звуковой состав кластеров, включающих заднеязычные звуки, а также одинаковые по месту образования согласные отличается большей константностью.

В специальной литературе представлены многочисленные данные, касающиеся проявлений нарушения воспроизведения детьми с речевой патологией слоговой структуры слова [7, 8]. При этом к числу наиболее распространенных относят случаи слоговой элизии, то есть сокращения количества слогов в слове. Происхождение такого рода ошибок связывают как с артикуляционными возможностями детей, так и со сравнительной силой ударных и безударных слогов. Последнее обстоятельство определяет наибольшую доступность для воспроизведения сначала ударного, затем первого предударного слога, а наименьшую - безударного слога [3]. Наличие слоговой элизии в речи ребенка после 2 лет 6 месяцев может рассматриваться в качестве одного из маркеров задержки речевого развития [5]. Помимо этого, установлена связь между объемом активного словаря ребенка и выраженностью проявлений слоговой элизии в его речи. Так, экспериментально доказано, что речи детей, обладающих широким лексиконом, тенденция к сокращению числа слогов в слове не свойственна [6].

Таким образом, овладение детьми вариативностью слоговой структуры слова значимо для расширения словарного запаса и становления речевой коммуникации (как устной, так и письменной), в целом.

С целью анализа возможностей воспроизведения учащимися с общим недоразвитием речи слоговой структуры слова было предпринято экспериментальное исследование, направленное как на анализ внешних проявлений, так и на выявление вероятных механизмов фонетических нарушений у учащихся 1-ых классов с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития), составивших экспериментальную группу (ЭГ). Соответственно, в контрольную группу (КГ) были включены дети того же возраста без признаков речевой патологии.

В качестве материала для исследования слоговой структуры слова были использованы слова (10) и фразы (10). Критерием для их отбора являлась сложность слоговой структуры, определяемая длиной слова (4-7 слогов) и наличием кластеров (простокваша, воспитательница, сковорода и т.д.; Волосы подстригают в парикмахерской и т.д.).

Помимо анализа речевой продукции школьников с определением типологии ошибок при повторении слов и фраз, их частотности и контекстуальной зависимости, была проведена оценка состояния у учащихся различных видов праксиса (артикуляционного и орального), фонематического восприятия и оперативной фонологической памяти, представляющих собой сенсомоторную основу воспроизведения слоговой структуры слова.

В результате анализа данных констатирующего эксперимента установлено наличие как общих для детей обеих групп закономерностей, характеризующих воспроизведение предъявленных стимулов, так и специфических для учащихся с речевой патологией признаков недостаточности произносительной стороны речи. Выявлено, что младшим школьникам с общим недоразвитием речи и их сверстникам из контрольной группы свойственна общая тенденция к более продуктивному повторению изолированных слов сложной структуры (69% случаев правильного воспроизведения в ЭГ и 89% - в КГ) по сравнению с воспроизведением фраз (52% в ЭГ и 79% в КГ, соответственно). Неоднородность результатов обусловлена усложнением фонетического контекста во фразе, с одной стороны, и увеличением объема речевой продукции - с другой.

К числу доминирующих ошибок, представленных в речи детей как экспериментальной, так и контрольной группы, были отнесены случаи редукции стечений согласных: 1,25 в ЭГ и 0,1 в КГ (р<0,001) при повторении слов при; 3,4 в ЭГ и 1,0 в КГ (р<0,001) при повторении фраз (достоверность межгрупповых различий здесь и далее установлена посредством применения критерия Манна-Уитни).

Отметим, что условиями, способствующими возникновению подобного рода ошибок, является наличие в составе стечения согласных звуков позднего онтогенеза, обладающих значительной артикуляционной сложностью (в частности, вибрантов), а также соседство звуков, контрастных по месту и способу образования (сковорода, простокваша и т.п.). Таким образом, ошибки в виде редукции кластеров могут быть опосредованы недостаточностью артикуляционных возможностей ребенка с речевой патологией.

Меньшей распространенностью в речи детей обеих групп характеризуются ошибки в виде слоговой элизии: 0,6 в ЭГ и 0,2 в КГ при повторении слов; 1,2 в ЭГ и 0,1 в КГ (р<0,05) при повторении фраз. Значительное снижение результативности повторения младшими школьниками с общим недоразвитием речи фраз с увеличением распространенности слоговой элизии закономерно обусловлено возросшей сложностью предъявленного для воспроизведения материала и необходимостью удержания его в памяти.

Наряду с ошибками, характерными для учащихся обеих групп, лишь в речевой продукции детей с речевой патологией имели место специфические проявления в виде пропуска согласного звука вне кластера - 0,4; замены звука на основе акустико-артикуляционного сходства - 0,4; неплавного (послогового) произнесения (особенно при повторении слов в структуре фразы) - 0,3; вставки гласного и, в соответствии со слогообразующей ролью гласного, добавления слога - 0,1; вербальной парафазии на основе семантической близости (вероятно, с целью компенсации невозможности воспроизведения структуры заданного слова) - 0,1.

Специфические для младших школьников с общим речевым недоразвитием ошибки имели место и при воспроизведении детьми фраз, насыщенных словами сложной структуры. К такого рода проявлениям были отнесены случаи пропуска согласного вне кластера (0,6) и замены звука (0,4). Наряду с указанными ошибками, части детей было свойственно и аграмматичное построение фразы (0,1), что позволяет сделать вывод о недостаточности навыков в сфере грамматического (морфолого-синтаксического) оформления высказывания у младших школьников экспериментальной группы. Наконец, лишь при повторении детьми с недоразвитием речи фраз наблюдались комбинированные ошибки (0,25), представляющие собой сочетание нескольких типов трудностей в рамках одного слова (слоговая элизия и редукция кластеров и др.).

Для выявления взаимосвязей показателей, отражающих уровень сформированности слоговой структуры слова и сенсомоторных механизмов, опосредующих возможности ее воспроизведения учащимися 1-ых классов с общим недоразвитием речи, был проведен корреляционный анализ по Спирмену. В результате математико-статистической обработки обнаружена положительная связь между успешностью воспроизведения детьми слов (r=0,467) и фраз (r=0,498) и состоянием оперативной фонологической памяти, оценка которой осуществлялась на материале квазислов (кфом, смеча, симбон, ранлива, тарабавка, нирамитан и проч.), предъявляемых для отраженного повторения. Данный факт позволяет рассматривать сформированность оперативной фонологической памяти в качестве одного из механизмов, детерминирующих овладение ритмико-слоговой структурой слова. Это подтверждает и наличие отрицательной корреляционной связи между состоянием указанного вида памяти и показателями распространенности ошибок, представленных слоговой элизией (r=-0,531) и персеверацией (r=-0,486).

Данные статистического анализа доказывают и существование положительной корреляционной связи продуктивности воспроизведения слоговой структуры слова и уровня сформированности артикуляционного праксиса (r=0,516). Исследование названного вида праксиса производилось посредством повторения испытуемыми серий слогов разной сложности: а) состоящих из гласных и одинаковых по месту образования согласных звуков - губно-губных (ПА-ПА-ПА), передне- (ТА-ТА-ТА) и заднеязычных (КА-КА-КА); б) состоящих из разных по месту образования звуков (ПА-ТА-КА). Затруднения при воспроизведении слогов второго типа обусловлены необходимостью переключения от одной артикуляционной позиции к другой, что значимо и для полноценного повторения слов и фраз сложной слоговой структуры, требующего своевременной и плавной смены артикуляторных движений. Отметим, что отрицательная корреляционная связь между уровнем сформированности артикуляционного праксиса и частотностью проявлений редукции кластеров (r=-0,476) и персеверации (r=-0,522) в речи младших школьников с общим речевым недоразвитием позволяет уточнить имеющиеся представления о механизме воспроизведения слоговой структуры. В целом, сформулированные в результате проведенного исследования выводы сополагаются с данными, содержащимися в ряде теоретико-экспериментальных работ [1, 4].

Выводы. Учащиеся первых классов с общим недоразвитием речи продемонстрировали более низкие возможности воспроизведения слоговой структуры слова по сравнению со сверстниками без речевой патологии (межгрупповые различия достигают уровня статистической значимости при р<0,001). В обеих группах имеет место тенденция к более успешному повторению отдельных слов по сравнению с воспроизведением фраз, что отражает влияние контекстуальных условий на продуктивность передачи слогового состава предъявленных стимулов.

Вербальная продукция детей с общим недоразвитием речи характеризуется преобладанием ошибок в виде упрощения стечений согласных и слоговой элизии. Вероятными механизмами, опосредующими успешность воспроизведения слоговой структуры, являются сформированность оперативной фонологической памяти и состояние артикуляционного праксиса.

Литература:

1. Артемова, Е.Э. Нейропсихологический аспект изучения нарушений звуковой и слоговой структуры слова / Е.Э. Артемова, О.В. Григорьева // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2016. - № 10 (28). - URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3736

2. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература» / Л.В. Бондарко. - М.: «Просвещение», 1977. - 175 с.

3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 472 с.

4. Дубровина, Т.И. Роль сукцессивных процессов в формировании слоговой структуры слова / Т.И. Дубровина, М.М. Чеснокова // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: методический сборник по материалам Международного симпозиума / Под общей редакцией А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой. - М., 2018. - С. 142-145.

5. Елисеева, М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребёнка раннего возраста: монография / М.Б. Елисеева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 172 с.

6. Итигина, М.Л. Усвоение звуковой стороны речи детьми раннего возраста / М.Л. Итигина // Логопед в детском саду. -2006. - №2. - С. 57-63.

7. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы её преодоления / В.А. Ковшиков. - СПб.: КАРО, 2018. - 304 с.

8. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-метод. пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.

9. Шуйская, Т.В. Слоговая структура слов в речи трехлетних детей / Т.В. Шуйская // Теоретическая и прикладная лингвистика. - 2017. - № 3(1). - С. 124-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.