- задуматься о социальных и экологических последствиях развития технологий;
- и многое др.
Мы считаем, что данные знания и умения безусловно пригодятся обучающимся в жизни и будут способствовать раскрытию их творческого
потенциала, повышению уровня научно-технической грамотности, становлению личности, а также помогут сформировать адекватное представление о современном технологическом мире и техносфере в целом на новом витке развития общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / П.Р. Атутов,
0.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев. - Текст : непосредственный // Школа и производство. - 1999. - № 1. - С. 5-12.
2. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. - URL: https://mosmetod.ru/ffles/dokumenty/29Л2.2018_Конц_Технол.pdf (дата обращения: 03.09.2021). - Текст : электронный.
3. Российская Федерация. М-во просвещения. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ от 31 мая 2021 г. N 287. - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 06.09.2021).
4. Технология. 5-9 классы. Примерная рабочая программа / М.В. Казакевич, Г.Ю. Семёнова, Г.В. Пичугина. -Текст : электронный // Корпорация «Российский учебник». - URL: https://rosuchebnik.ru/material/tehnologiya-5-9-klassy-primernaya-rabochaya-programma/ (дата обращения: 01.09.2021).
REFERENCES
1. Atutov P.R., Kozhina O.A., Ovechkin V.P., Simonenko V.D., Hotuncev Ju.L. Koncepcija formirovanija tehnolog-icheskoj kul'tury molodezhi v obshheobrazovatel'noj shkole [The concept of the formation of technological culture of youth in secondary schools]. Shkola i proizvodstvo [School and production], 1999, no. 1, pp. 5-12.
2. Koncepcija prepodavanija predmetnoj oblasti «Tehnologija» v obrazovatel'nyh organizacijah Rossijskoj Federacii, realizujushhih osnovnye obshheobrazovatel'nye programmy [The concept of teaching the subject area "Technology" in educational institutions of the Russian Federation, implementing basic general education programs]. URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/29.12.2018_Konc_Tehnol.pdf (Accessed 03.09.2021).
3. Rossijskaja Federacija. M-vo prosveshhenija. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija: prikaz ot 31 maja 2021 g. N [On the approval of the federal state educational standard of basic general education]. Oficial'nyj internet-portalpravovoj informacii [Official Internet Portal of Legal Information], URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (Accessed 06.09.2021).
4. Kazakevich M.V., Semjonova G.Ju., Pichugina G.V. Tehnologija. 5-9 klassy. Primernaja rabochaja programma [Technology. 5-9 grades. Sample program]. Korporacija «Rossijskij uchebnik» [Corporation "Russian textbook"]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/tehnologiya-5-9-klassy-primernaya-rabochaya-programma/ (Accessed 01.09.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
М.А. Старцева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионально-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9013-4958. INFORMATION ABOUT THE AUTOR:
M.A. Startseva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Professional and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9013-4958.
УДК 373.2 Б01: 10.52772/25420291_2021_3_70
Ирина Владимировна Телицына, Светлана Васильевна Савинова
г. Киров
Рамки-определители как средство развития представлений о птицах у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье представлено теоретическое обоснование возможности использования рамок-определителей для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о птицах. Ведущим методом исследования проблемы является теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Опираясь на программные задачи, дети 5-6 лет знакомятся с доступным их возрасту окружающим миром. Одним из таких объектов живой природы можно считать знакомство детей с птицами. Основные результаты исследования: проанализировано определение «наглядность», рассмотрены классификации наглядного пособия, дано определение рамкам-определителям, их значении, даны рекомендации по их изготовлению и использованию в образовательном процессе детского сада.
Ключевые слова: дети 5-6 лет, ознакомление с природой, представления о птицах, наглядность, наглядные пособия, рамки-определители, наблюдение.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 70_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291
Irina Vladimirovna Telitsyna, Svetlana Vasilevna Savinova
Kirov
Identification frame for the development of ideas about birds in older preschool children
This article presents a theoretical substantiation of the possibility of using the identification frame for the development of ideas about birds in older preschool children. The leading method for studying the problem is the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature. Relying on the program tasks, children of 5-6 years old get acquainted with the world around them that is accessible to their age. One of such objects of wildlife can be considered the acquaintance of children with birds. The main results of the research: the definition of "visibility" is analyzed, classifications of visual aids are considered, a definition of the identification frame, their meaning is given, recommendations are given for their manufacture and use in the educational process of a kindergarten.
Keywords: children 5-6 years old, familiarization with nature, ideas about birds, visual aids, identification frame.
В современном мире вопросы экологического воспитания особенно значимы и являются одними из наиболее актуальных. Формирование начал экологической культуры начинается в период дошкольного детства, когда происходит становление личности человека, поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать детей происходящим в живой природе, воспитать любовь и уважение к ней, научить беречь окружающую действительность. Если посмотреть с позиции развитии личности ребенка, то экологическое воспитание так же значимо - только заинтересованность воспитателя и грамотно организованная деятельность в дошкольном учреждении может оказывать глубокое влияние на чувства, ум и волю дошкольника. Так как дошкольное детство является одним из основных периодов в формировании основ экологического сознания, то на сегодняшний день оно становится одним из важнейших направлений в работе дошкольного учреждения.
В России в настоящее время действует система непрерывного экологического образования, первым звеном в которой является дошкольное учреждение. В дошкольном учреждении, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, необходимо обеспечить полноценное развитие личности ребенка в сфере экологии и правильное отношение к миру природы. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы осуществляется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» [1, С. 20]. Опираясь на программные задачи, педагоги знакомят детей с доступным их возрасту окружающим миром. Одним из таких объектов живой природы можно считать птиц. Дети узнают не только название птиц, но и их строение, внешний вид, а также особенности каждой птицы. Отметим, что в настоящее время исследований по экологическому образованию детей дошкольного возраста много, однако тема развития у детей представлений о птицах раскрыта недостаточно. Среди исследователей, занимающихся данной темой отметим Л.М. Маневцову, П.Г. Саморукову и др.
Одним из эффективных средств в экологическом образовании дошкольников является исполь-
зование средств наглядности. Первым из педагогов в России, кто обратил внимание на использование наглядности и глубоко исследовал эту проблему был К.Д. Ушинский, именно он развил учение о наглядности в обучении. Педагог подчеркивал, что использование наглядности отвечает психологическим особенностям детей дошкольного возраста, которые мыслят «формами, красками, ощущениями» [14, С. 134]. Л.М. Маневцева, П.Г.Саморукова отмечают, что использование наглядных пособий при ознакомлении с миром природы организованной образовательной деятельности (далее - ООД) и в повседневной жизни помогает воспитателям придерживаться одного из главных принципов обучения в педагогике -принципа наглядности [11]. Все педагоги сходятся во мнении, что именно наглядность способствует переходу от конкретного к абстрактному, реализует взаимосвязь между практикой и теорией, формирует возникновение познавательного интереса у дошкольников.
Нами было проанализировано определение «наглядность», которое дается в различных работах советскими и российскими педагогами. На основе анализа изученного материала, мы отмечаем, что единого определения данного термина нет. У разных авторов данное определение рассматривается, как средство, форма, особенность познания, и как дидактический принцип. Например, в новом словаре методических терминов «опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися» [2, С. 123]. Проанализировав все определения, мы пришли к выводу, что наглядностью является такой материал со знаковой системой, который способствует образованию конкретных и правильных представлений о предлагаемом материале.
В дошкольном возрасте у детей преобладает образное мышление, поэтому формирование экологических представлений о природе проходит наиболее успешно, если педагог в своей работе использует разнообразные формы наглядности. Картины и раздаточные картинки, презентации, видеофильмы спо-
собствуют более качественному усвоению рассказа воспитателя, понять его объяснения, чтение познавательной литературы сделать более образным, показать ребенку то, что определяет слово, если на данный момент оно недоступно для наблюдения.
В своих исследованиях Е.Е. Крашенников указывает на использование в образовательном процессе разнообразных наглядных средств. Автором установлено, что наглядные модели в качестве средства обучения эффективны и основаны на их соответствии складывающейся в дошкольный период такой умственной способности, как к использованию внутренних, мыслительных моделей и способности к построению умозаключений [10]. Л.А. Венгер указывает на то, что педагог должен использовать в развитии представлений у детей разнообразные виды наглядных средств, а их выбор должен зависеть от уровня сформиро-ванности у дошкольников представлений, жизненного опыта, содержания и характера экологического материала [5, С.98].
Разработчик методических пособий М.П. Ко-стюченко подразделяет наглядные пособия, используемые в дошкольных учреждениях на следующие: комплекты наглядного дидактического материала для ООД; методические пособия для воспитателей ДОУ; дидактические игры и упражнения для формирования знаний дошкольников; учебно-познавательные книги для подготовки детей к обучению в школе [9, С. 43]. Автор отмечает, что для формирования знаний об окружающей действительности у дошкольников должны использоваться реальные предметы, либо их изображения. Все предлагаемые дошкольникам наглядные пособия должны меняться с учетом возрастных особенностей детей.
Э.И. Залкинд выделяет наглядные пособия для развития преставлений о животных по выполняемой дидактической функции:
- естественная наглядность, функция которой является знакомство дошкольников с реальными объектами. Это могут быть растения, животные, птицы;
- картинная, функция которой заключается в знакомстве с какими-либо объектами, фактами, явлениями, предметами через их отображение. Это могут быть рисунки, фотографии, диапозитивы, картины;
- объемная наглядность, функция которой заключается в знакомстве с объектами реального изображения, но, которые нельзя предоставить в настоящий момент. Это могут быть муляжи фруктов, овощей, макеты леса, водоема;
- звуковая наглядность, функция которой заключается в воспроизведении звуковых образов. Это, как правило, аудиозаписи, диски, флеш-карты с записью голосов птиц, природы;
- символическая или графическая наглядность, функция которой заключается в развитии
абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира. Это могут быть таблицы, чертежи, схемы, карты [8, С. 111].
На сегодняшний момент из представленных выше видов наглядности широкое применение в экологическом образовании детей дошкольного возраста находит символическая наглядность (схемы, мнемотаблицы, рамки-определители). А.А. Волкова отмечает, что роль данной наглядности возрастает с накоплением у дошкольников представлений и развитием мышления, воспитатели в старших группах все чаще начинают применять различные модели [6, С. 54]. В настоящее время приобретает популярность при развитии представлений о живых объектах использование такого средства наглядности, как рамки-определители.
Актуальность работы по развитию представлений о птицах у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с рамками-определителями в настоящее время состоит в том, что применение данного наглядного пособия облегчает процесс запоминания материала, а так же способствует умению выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. Такое наглядное пособие как рамки-определители, выполняя функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития представлений об изучаемом объекте, в том числе и птицах. Остановимся более подробно на возможностях использования данного в средства в развитии представлении о птицах у старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте и начальной школе для ознакомления с окружающим воспитатели и педагоги используют атласы-определители - книги с рисунками, в которых дана полная информация об объектах живой природы. Данные атласы помогают ученикам понять разнообразие окружающих объектов природы, определить названия неизвестных им деревьев, птиц, трав, насекомых и др. Наибольшей популярностью пользуется атлас-определитель П.М. Волцита [7], в котором можно определить любую птицу, зверя, растение, встретившееся на прогулке и незнакомое ребенку. На основе таких атласов можно создать разнообразные дидактические пособия и игры, например, дидактическая игра «Узнай и назови», «Соедини линиями», определительные таблицы и др.
Для определения необходимого объекта в атласе-определителе используется несколько приемов. Так В.С. Новиков предлагает использование определительных таблиц, в которых можно определить, как семейство, так и род каждого объекта. Таблица построена по принципу дихотомии, то есть раздвоенности, последовательном делении на две части, делимое понятие полностью делится на
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291
два взаимоисключающих понятия. Данный принцип создан на сравнении признаков, которые рассматриваются альтернативно, то есть взаимоисключающе, поэтому каждая ступень определительной таблицы-ключа содержит тезу (набор определительных признаков) и антитезу (набор признаков прямо противоположного значения). При определении необходимо внимательно ознакомится с тезой и антитезой и прийти к выводу к какой из выбранных частей принадлежит определяемый объект. Далее приступают к переходу на следующую ступень, где указан номер в конце строки, на который необходимо перейти. Обратим внимание, что необходимо тщательно определить конкретные признаки объекта, по которым не сходится антитеза и теза. В конечном итоге устанавливается название объекта, если это теза, и продолжается определение, если это антитеза [12].
Так же обратим внимание на прием А.А. Плешакова, который предлагает в своей работе опираться на рисунки в книге, которые разделены на разделы «Камни», «Растения», «Грибы и лишайники», «Животные», «Звёзды». Необходимо в оглавлении выбрать раздел, найти необходимый рисунок и сравнить с определяемым объектом, далее прочитать описание [13].
В настоящий момент существуют разнообразные современные определители, среди них выделим карманные полевые определители (книги, предназначенные для определения наиболее распространённых видов объектов), наглядные определители деревьев и кустарников (тезисно-графические дихотомические определители), цветные определительные таблицы «Растения и животные» ( ламинированные таблицы, на обеих сторонах которой изображены иллюстрации растений и животных), определители серии «Энциклопедия природы России» (книги с подробным текстом описания не только видов, но и основных родов, семейств, отрядов, а так же цветными рисунками или фотографиями), а так же цифровые определители объектов природы России для PC-Windows и мобильные приложения-определители для смартфонов и планшетов Android (иллюстрированные компьютерные, а также мобильные определители объектов природы) [3].
В дошкольном образовании дети не могут сами определять растения и читать названия, поэтому некоторые педагоги, трансформировали атлас-определитель, добавив рамку, и получилось новое оборудование - рамка-определитель. Рамка является графическим изображением прямоугольника, внутри которого помещен какой - либо текст или рисунок. В случае с рамкой определителем, рамка находится внутри, как окошко, для определения необходимого предмета.
После анализа педагогического опыта работы по данной теме, мы делаем вывод о том, что рамка-определитель - это модель, на которой изображены
объекты или явления из одной родовой группы для классификации биологических объектов. Тема данной рамки может быть разнообразна и выбрана педагогом, в зависимости от предлагаемого материала детям. Это могут быть насекомые, домашние животные, птицы, растения луга, их соцветия, облака, осадки. Ю. Брухаль, активно работающая с рамками-определителями, отмечает, что все картинки из классифицируемой группы должны быть подписаны, на обратной стороне рамки, по желанию воспитателя, можно добавить определенную информацию об объекте [4]. Рамка-определитель состоит из прямоугольного листа плотной бумаги, на которой в середине сделано окошко. При наблюдении нужно выбрать необходимый объект, направить в окошко, отыскать нужную картинку и определить его название. Если есть читающие дети, то можно, чтобы название они прочитали самостоятельно. Отметим, что в дошкольном учреждении не стоит задача по определению видов, типов и подтипов растений и животных, поэтому основным приемом определения необходимого объекта является прием А.А. Плешакова.
Рамки-определители являются наиболее простым и увлекательным способом заняться наблюдением и исследованием окружающего мира. При помощи данных моделей следует организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Педагог может использовать наглядное пособие, как на ООД по экологическому образованию, так и в совместной деятельности с детьми, либо запланировать и в самостоятельной детской деятельности.
Данное наглядное пособие выполняет следующие функции: помогает узнавать, закреплять и уточнять представления детей о природном объекте или явлении, которое они получили в ходе непосредственного его восприятия. Так же с его помощью можно сформировать знания о таких объектах природы, которые невозможно наблюдать в данный момент или в данной местности (некоторые фрукты, птиц, ракушки, соцветия и т. п.). Также благодаря рамкам-определителям можно успешно обобщать и систематизировать родовые и видовые понятия у дошкольников, устанавливать взаимосвязи. Использовать рамки-определители можно в любой возрастной группе детского сада, в любом виде детской деятельности (на прогулке, опытно-исследовательской деятельности, рассматривании объектов, игровой деятельности).
Еще один педагог, работающий с рамками-заместителями, Ю. Шевлякова отмечает, что использование во время работы с дошкольниками рамок-определителей способствует:
- сознательному усвоению и восприятию предлагаемого материала;
- формированию представлений о природе;
- совершенствованию речи;
- развитие операций синтеза и анализа, развитию зрительной памяти;
- овладению исследовательско-практических навыков [15].
Рамки-определители, как наглядность можно приобрести уже как готовое пособие (Рамки для прогулок «Ищем и определяем»), либо изготовить своими руками или совместно с детьми. При изготовлении рамок-определителей мы советуем придерживаться ряда требований, которые помогут детям более эффективно усваивать знания об объекте:
- учет возрастных особенностей. Для детей младших групп картинки, которые в рамках-определителях должны быть крупные и их количество не должно быть более четырех; в старших группах возможно замена картинок на схематическое изображение и увеличенное число картинок до шести-девяти;
- изучаемые объекты (птицы, насекомые, растения и др.) на иллюстрациях должны быть показаны крупным планом и в естественных условиях;
- рамки-определители должны быть простыми для восприятия детей и удобными для действий с ними;
- текстовые надписи для читающих дошкольников должны быть не менее 2,5-3,5 см.
Для того, чтобы изготовить рамку-определитель по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с птицами, мы предлагаем придерживаться следующего алгоритма действий: при изготовлении рамки-определителя необходима любая плотная бумага размером два листа формата А4, половины листа ватмана (формат А3) или картона (формат А4 рамка получается маленькой); 9 картинок с фотографиями птиц (одной видовой группы), информация о птицах (по желанию), цветные карандаши или фломастеры, ножницы, либо канцелярский нож, а так же клей. Далее приступаем к изготовлению: лист бумаги необходимо разделить на 10 равных частей, одну из которых оставить пустой (это будет окошко для наблюдения). На оставшиеся 9 частей необходимо наклеить картинки с изображением птиц. На обратной стороне, по желанию, можно приклеить информацию об изучаемой птице, ее внешнем виде, отличительных особенностях. В оставшейся части прорезать ножницами/ канцелярским ножом окошко. Рамка-определитель для изучения птиц готова.
На рисунке 1 представлен шаблон для изготовления рамки-определителя «Зимующие птицы», который можно изготовить самостоятельно. На обратной стороне рамки - определителя можно расположить понравившуюся информацию о каждой птице.
Рис.1. Шаблон для изготовления рамки-определителя «Зимующие птицы»
. ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО т<^?54?0?д1 __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291
Отметим, что с детьми старшего дошкольного возраста можно изготовить рамки-определители для изучения перелетных птиц (ласточка, грач, утка, соловей, скворец, иволга и др.), зимующих птиц (ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, сорока), домашних и декоративных птиц (щегол, канарейка, попугай, курица, гусь, индюк), водоплавающими птицами (утка, цапля, лебедь, гагара, бекас) и др.
Также можно поверхность рамки заламини-ровать и использовать для записи, делая отметки маркером, отмечая необходимые сведения о птице (цвет, форма тела, головы, размер птицы, что ест, если это происходит у кормушки и т. п.), а затем стирать надписи. Если в группе ведется дневник наблюдений, то с детьми старшего дошкольного возраста можно делать зарисовки на обратной стороне рамки или на стикерах, которые в дальнейшем можно перенести в дневник наблюдений.
С использованием рамок-определителей для развития представлений о птицах у старших дошкольников на протяжении учебного года можно проводить циклы наблюдений: за зимующими и перелётными птицами на участке, декоративными птицами в клетке. Грамотная и правильная организация подкормки птиц в начале зимы поможет педагогу в организации наблюдений за зимующими птицами: синицами, голубями, воробьями, привыкшими к месту подкормки. Все они всегда держатся около кормушки, регулярно ожидают корма от людей. Так же при изучении познавательной литературы (атласов, энциклопедий) по ознакомлению с теми птицами, которые не доступны детям (птицы леса, птицы Африки и др.) возможно использование рамок-определителей.
Для того, чтобы использовать рамки-определители в работе необходимо познакомить детей с данным оборудованием: это может быть, как частью занятия, так и в ходе совместной деятельности воспитателя и детей в режимные моменты. Мы можем предложить следующий вариант знакомства детей с рамкой-определителем, где изучаемые объекты птицы:
Во второй половине дня, воспитатель может внести рамку -определитель и попросить детей подойти к нему, затем посмотреть на оборудование и внимательно его изучить со всех сторон. После того, как дети самостоятельно изучат и познакомятся с рамкой-определителем можно задавать вопросы: «Ребята, посмотрите, какое интересное оборудование появилось у нас в группе. Какое оно формы? Что вы видите на нем? Сколько картинок? (Ответы детей). Что изображено на картинках? (Птицы). Как вы думаете, для чего нужно окошко? Для чего это оборудование нужно? Как мы можем назвать его? (предположения детей). Где мы можем его использовать? (на прогулках). Это оборудование называется рамка-определитель и оно поможет нам узнать многое о птицах. А завтра я вам расска-
жу и покажу как мы с вами будем его использовать. На следующий день на прогулке воспитатель берет с собой рамку-определитель и показывает детям, как ею нужно пользоваться: необходимо выбрать птицу, например, на кормушке, направить в окошко, а затем отыскать нужную картинку на рамке-определителе и определить ее название. Затем воспитатель читает ту информацию, которая находится на обратной стороне».
Приведем пример наблюдения за воробьем с использованием рамки-определителя на прогулке зимой. На прогулку необходимо взять рамку-определитель «Зимующие птицы», дети ранее уже знакомы с оборудованием. Цель - закрепить представления о воробье, его строении; способствовать развитию у детей наблюдательности при работе с рамками-определителями.
«Воспитатель: Посмотрите внимательно на кормушку, какую птицу вы видите? Что для этого нам нужно сделать? Ответы детей (необходимо направить рамку -определитель на кормушку, выбрать птицу и найти на иллюстрациях ее). Кто хочет сегодня определить какая птица в рамке-определителе? По желанию ребенок берет рамку-определитель, направляет на кормушку и все остальные начинают определять какая птица? Воспитатель задает вопросы: какого птица цвета? Как он выглядит? Много ли таких птиц на кормушке? Предлагает детям прочитать, что это за птица.
В результате дети делают вывод, что на кормушке птица - воробей, это зимующая птица, коричневого цвета. У воробья маленькое туловище светло-коричневого цвета, а остальные части тела (клюв, ноги, голова, крылья и хвост) - темно-коричневые с черными перышками. После того, как будет определена птица, детям зачитывается информация о воробье, находящаяся на оборотной стороне рамки-определителя.
В конце прогулки, можно еще раз пройти мимо кормушки и вспомнить какая птица была определена, закрепить ее название, подобрать слова - определения (маленький, взъерошенный, коричневый)».
Таким образом, рассмотрев значимость применения наглядных пособий, мы пришли к выводу, что наглядность играет немаловажную роль в формировании экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста. Так как в период дошкольного детства у детей преобладает образное мышление, то формирование представлений о реальных явлениях и объектах окружающей действительности проходит успешно, если педагог в работе использует разнообразные виды наглядности. Для развития представлений о птицах у детей старшего дошкольного возраста возможно использовать рамки-определители, которые доступны для понимания детям, содержательно отображают реальные исследуемые объекты, что является важным услови-
ем полноценного развития представлений о птицах для детей. С помощью рамок-определителей можно закреплять, уточнять ранее полученные знания, формировать знания об объектах природы, недоступных для реального наблюдения, обобщать и систематизировать родовые и видовые понятия, а так же устанавливать взаимосвязи. Рамки-определители возможно использовать в различ-
ных видах детской деятельности, а так же в совместной деятельности воспитателя и детей в режимных моментах: чаще всего используются во время наблюдений на прогулке. Благодаря использованию рамок-определителей дети приобретают практические и исследовательские навыки, а так же необходимые знания об исследуемых объектах, в данном случае, о птицах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы / под ред. Т.В. Цветковой. - Москва : Сфера, 2018. - 96 с. - Текст : непосредственный.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) /
3.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448 с. - Текст : непосредственный.
3. Боголюбов, А.С. Методические материалы по полевой экологии и экологическому образованию в природе / А.С. Боголюбов. - Текст : электронный // Экологический центр «Экосистема». - URL: http://ecosystema.ru/04materials/index.htm (дата обращения: 20.05.21).
4. Брухаль, Ю. Рамка-определитель лекарственных растений / Ю. Брухаль. - Текст : электронный // МААМ : междунар. образоват. портал. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ramka-opredelitel-lekarstvenyh-rastenii.html (дата обращения: 20.12.20).
5. Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - Москва : Дрофа, 2010. - 400 с. - Текст : непосредственный.
6. Волкова, А.А. Педагогика. Конспект лекций / А.А. Волкова, А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Ростов-на -Дону : Феникс, 2015. - 224 с. - Текст : непосредственный.
7. Волцит, П.М. Большой определитель зверей, амфибий, рептилий, птиц, насекомых и растений России / П.М. Волцит. - Москва : Аванта, 2017. - 256 с. - Текст : непосредственный.
8. Залкинд, Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э.И. Залкинд. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 110-114.
9. Костюченко, М.П. Окружающий мир / М.П. Костюченко. - Волгоград : Учитель, 2020. - 188 с. - Текст : непосредственный.
10. Крашенинников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. ФГОС / Е.Е. Крашенников. -Москва : Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с. - Текст : непосредственный.
11. Маневцева, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2003. - 319 с. - Текст : непосредственный.
12. Новиков, В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения / В.С. Новиков, И.А. Губанов. -Москва : Дрофа, 2008. - 416 с. - Текст : непосредственный.
13. Плешаков, А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» / А.А. Плешаков. - Москва : Просвещение, 2020. -224 с. - Текст : непосредственный.
14. Ушинский, К.Д. О воспитании детей и юношества. Традиции русской гуманистической педагогики / К.Д. Ушинский. - Москва : Амрита, 2018. - 212 с. - Текст : непосредственный.
15. Шевлякова, Ю. Какие бывают облака. Работа с рамками-определителями / Ю. Шевлякова. - Текст : электронный // mamere : [сайт]. - URL: https://mamere.ru/article/kakimi-byvayut-oblaka-posobie-dlya-detey-svoimi-rukami (дата обращения: 15.12 .2020).
REFERENCES
1. In Cvetkovoj T.V. (ed.) Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija. Pis'ma i prikazy [Federal State Educational Standard for Preschool Education. Letters and Orders]. Moscow: Sfera, 2018. 96 p.
2. Azimov Je.G., Shhukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow: IKAR, 2009. 448 p.
3. Bogoljubov A.S. Metodicheskie materialy po polevoj jekologii i jekologicheskomu obrazovaniju v prirode [Methodological materials on field ecology and environmental education in nature]. Jekologicheskij centr «Jekosistema» [Ecological Center "Ecosystem"]. URL: http://ecosystema.ru/04materials/index.htm (Accessed 20.05.21).
4. Bruhal' Ju. Ramka-opredelitel' lekarstvennyh rastenij [Identification frame for medicinal plants]. MAAM: mezhdunar. obrazovat. portal [МААМ]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ramka-opredelitel-lekarstvenyh-rastenii.html (Accessed 20.12.20).
5. Venger L.A., Venger A.L. Domashnjaja shkola myshlenija [Home school of thinking]. Moscow: Drofa, 2010. 400 p.
6. Volkova A.A. Rudenko A.M., Samygin S.I. Pedagogika. Konspekt lekcij [Pedagogy. Lecture notes]. Rostov-na-Donu: Feniks, 2015. 224 p.
7. Volcit P.M. Bol'shoj opredelitel' zverej, amfibij, reptilij, ptic, nasekomyh i rastenij Rossii [A large guide to animals, amphibians, reptiles, birds, insects and plants of Russia]. Moscow: Avanta, 2017. 256 p.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021
8. Zalkind Je.I. Priroda kak sredstvo jesteticheskogo i nravstvennogo vospitanija detej [Nature as a means of aesthetic and moral education of children]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2010, no. 1, pp. 110-114.
9. Kostjuchenko M.P. Okruzhajushhij mir [The world around us]. Volgograd: Uchitel', 2020. 188 p.
10. Krasheninnikov E.E. Razvitie poznavatel'nyh sposobnostej doshkol'nikov. FGOS [Development of cognitive abilities of preschoolers. FSES]. Moscow: Mozaika-Sintez, 2014. 80 p.
11. Manevceva L.M., Samorukova P.G. Mir prirody i rebenok [The natural world and the child]. Sankt-Peterburg: Detstvo-press, 2003. 319 p.
12. Novikov V.S., Gubanov I.A. Populjarnyj atlas-opredelitel'. Dikorastushhie rastenija [Popular atlas- identifier. Wild plants]. Moscow: Drofa, 2008. 416 p.
13. Pleshakov A.A. Atlas-opredelitel' «Ot zemli do neba» [Atlas-identifier "From earth to sky"]. - Moskva: Prosveshhenie, 2020. 224 p.
14. Ushinskij K.D. O vospitanii detej i junoshestva. Tradicii russkoj gumanisticheskoj pedagogiki [On the upbringing of children and youth. Traditions of Russian humanistic pedagogy]. Moscow: Amrita, 2018. 212 p.
15. Shevljakova Ju. Kakie byvajut oblaka. Rabota s ramkami-opredeliteljami [What are the clouds. Working with identification frames]. mamere. URL: https://mamere.ru/article/kakimi-byvayut-oblaka-posobie-dlya-detey-svoimi-rukami (Accessed 15.12 .2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
И.В. Телицына, студент, по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»), ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6649-2621.
С.В. Савинова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1061-9216.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
I.V. Telitsyna, student, field of training 44.03.05 Pedagogical education (profile «Preschool education»), Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6649-2621.
S.V. Savinova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1061-9216.
УДК 811.161.1 DOI: 10.52772/25420291_2021_3_77
Надежда Михайловна Харлова г. Шадринск
Особенности организации работы по изучению модальных слов как части речи
В статье рассматриваются особенности организации работы по изучению будущими учителями русского языка модальных слов как особой части речи. Материалом исследования послужили опыт работы и наблюдения автора, анализ научной литературы. Предлагается описание ключевых моментов в методике работы с модальными словами. Особое внимание уделяется системе упражнений, помогающим будущим учителям русского языка выработать необходимые навыки работы с неопределенной в практике школьного преподавания частью речи.
Ключевые слова: модальные слова, модальность, реальная модальность, гипотетическая модальность, широкое и узкое понимание модальных слов.
Nadezhda Mikhailovna Kharlova
Shadrinsk
Features of work organization on the study of modal words as a part of speech
The article discusses the features of work organization on the study of modal words as a special part of speech by future Russian language teachers. The research material was the author's work experience and observations, the analysis of scientific literature. The description of the key points in the methodology of working with modal words is proposed. Special attention is paid to the system of exercises that help future Russian language teachers to develop the necessary skills to work with the part of speech that is uncertain in the practice of school teaching.
Keywords: modal words, modality, real modality, hypothetical modality, broad and narrow understanding of modal words.
«Модальные слова - это неизменяемые слова, выражающие отношение всего высказывания или его частей к реальности, грамматически не связанные с другими словами, но интонационно выделяющиеся в структуре предложения» [6, С. 239].
Например: возможно, наверное, вероятно, точно, может быть, правда, кажется и др.
Изучая морфологию современного русского языка, студенты-филологи знакомятся с историей изучения данной части речи, с существующими