Использование плакатов как наглядного материала в образовательной области
«Познание»
Завьялова Л.А. заведующий ГБОУЦРР -детского сада № 2380 «Жемчужинка» Москва, Россия
Назарова Е.В. старший воспитатель ГБОУ ЦРР -детского сада № 2380 ««Жемчужинка» Москва, Россия
Аннотация: целью статьи трансляция опыта работы с детьми в образовательной области «Познание» с использованием наглядного материала - серии магнитных плакатов с карточками «Природные сообщества» и «Птицы зимой».
Ключевые слова: наглядность, развитие, познание, развивающие пособия.
Наглядность является одним из основополагающих принципов обучения детей дошкольного возраста. Еще Я.А. Коменский выдвинул "золотое правило дидактики": "Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое -для восприятия зрения, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить -вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами". К. Д. Ушинский, ссылаясь на особенности детей дошкольного возраста, писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов и - ребенок усвоит их на лету». Современная педагогика также считает, что в дошкольном обучении должны быть использованы различные виды наглядности: наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, образцов, применение технических средств обучения, использование схем, моделей. К этому перечню можно добавить серию магнитных плакатов с карточками «Природные сообщества» и «Птицы зимой», которые в нашем детском саду успешно используются на занятиях «Формирование целостной картины мира» (образовательная область «Познание»).
Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, известно, насколько велика роль наглядных пособий в их работе. Наглядный материал усваивается лучше вербального. Яркие содержательные плакаты обеспечивают высокую степень наглядности, позволяют визуализировать процесс обучения, помогают при объяснении нового материала, закреплении уже полученных знаний, а также при организации различных форм контроля усвоенных знаний. Игры-занятия с использованием магнитных плакатов и набора карточек к ним приучают ребенка сравнивать, анализировать, выделять основные и второстепенные признаки сообществ и животных. Плакаты и карточки являются зрительной опорой для развития устной речи детей, в том числе и обогащения словарного запаса.
Знакомясь с различными природными сообществами с помощью плакатов, ребенок систематизирует представления о живой природе и ее разнообразии: что общего и в чем различие полей и лугов, кто живет в водоеме и чем питается, что происходит с деревом при смене времен года и многое другое. Интересна серия занятий, где вместе с Незнайкой дошкольники путешествуют по лесу, собирают луговые цветы, спасают от
вредителей поле, помогают маме на приусадебном участке, наблюдают за лягушкой на водоеме. А знакомство детей средней группы с комплектом «Птицы зимой» стало отправной точкой для создания творческого проекта «Птичья столовая».
Комплект состоит из рулонного магнитного пластикового плаката размером 100x80 см, деревянной коробки с иллюстрированными и текстовыми карточками (73 магнитные карточки), набора наклеек на русском языке для текстовых карточек и буклета методических рекомендаций. В Методических рекомендациях даны описание плаката, советы по организации изучения темы, как в группе, так и на природе. Магнитный плакат знакомит детей с птицами, обитающими в средней полосе России, позволяет научиться их распознавать, правильно называть, характеризовать и классифицировать. Можно предложить ребятам обсудить такие темы, как "Подкормка птиц зимой", "Весна в жизни птиц","Птицы осенью", "Перелеты птиц", "Строение тела птицы" и другие. Параллельно с проработкой таких тем, как искусственные гнезда, подкормка и миграция птиц, можно выполнить практические задания (постройка кормушек и подкормка птиц).
Во время проведения обсуждения, дети увидели на плакате, какие необычные кормушки придуманы для разных птиц. Мы совместно решали разные проблемы: «Как сделать так, чтобы корм не уносило ветром?» «А как птицы увидят нашу кормушку?» И еще много вопросов и творческих решений возникло у детей на этом занятии. Им захотелось придумать свои удобные кормушки для птиц, зимующих в городе. Сначала они нарисовали кормушки. А дома вместе с родителями их смастерили. «Птичья столовая» была организована прямо на участке детского сада, и всю зиму ребята подкармливали птиц. Такие проекты направлены не только на познавательные цели, но и на воспитание добрых чувств по отношению к животным, трудолюбие и налаживание партнерских отношений с родителями.
Библиография
1. Ян Амос Коменский. «Великая дидактика» URL:
http://mirknig.com/knigi/nauka ucheba/1181423025-velikaya-didaktika.html дата обращения 16.09.2013
2. К.Д.Ушинский. «Родное слово», Педагогические сочинения т.4 URL: http://www.twirpx.com/file/763932/ дата обращения 16.09.2013