УДК 37.091.3
Л. А. Бодрова
Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников
Статья содержит краткую информацию об истории применения метода проектов в России. Также автор рассматривает возможности применения проектной деятельности в современной педагогической практике и особенности разных видов учебных проектов. Также в статье автор предлагает несколько проектов по формированию экологической культуры младших школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, педагогическая практика, экологический проект, исследовательский, информационный, творческий, экологическая культура, формирование, школьник.
L. А. Bodrova
Project Activity as a Means to Form Schoolchildren's Ecological Culture
This article contains short information about the history of using the projects method in Russia. The author considers possibilities to use the project work in modern pedagogical practice and peculiarities of different types of educational projects. Also in this article the author offers some projects to form junior schoolchildren's ecology culture.
Key words: project work, a method of projects, a pedagogical practice, an ecology project, research, informational, creative, ecology culture, formation, a pupil.
В настоящее время в педагогической практике большое распространение получил метод проектов или технология проектного обучения. Проектная деятельность, являясь универсальным педагогическим средством, применимым в различных направлениях образовательной деятельности, может оказать неоценимую помощь в формировании экологической культуры школьников.
Метод проектов предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Положительные стороны метода проектов отмечали С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенин и другие отечественные педагоги. Это - развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. В процессе выполнения проекта дети учатся настойчивости в достижении цели, самостоятельности.
Метод проектов использовался в России в школьном и вузовском обучении в 20-х гг. XX в., но затем в 1931 г. был осужден, так как, по мнению ряда педагогов и политических дея-
телей, он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х гг. данный метод не практиковался в процессе реализации образовательных программ в отечественной педагогике. Во второй половине 80-х гг. XX в. метод проектов стал вновь постепенно внедряться в работу образовательных учреждений России [2].
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования проблема возрождения метода проектов в отечественной педагогической практике особенно актуальна. В научных и педагогических кругах имеет место дискуссия о целесообразности переноса в образовательные учреждения России англоамериканского варианта метода проектов как цельной образовательной системы. С нашей точки зрения, в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно-урочной системы обучения, а наряду с ней, в качестве компонента системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Для достижения ряда образовательных целей и задач проектная деятельность является ведущей, в частности, при формировании экологической культуры детей.
© Бодрова Л. А., 2012
Если мы обратимся к структуре экологической культуры школьников, обнаружим, что одним из основных ее компонентов является экологическая деятельность. Опыт показал, что при использовании традиционных педагогических средств достаточно сложно обеспечить полноценное включение детей в конкретную экологическую деятельность. Использование метода проектов как педагогического средства, напротив, предоставляет широкие возможности для этого, что обусловлено тем, что проектная деятельность носит четко выраженный практико-ориентированный характер.
Проектная деятельность предполагает замену образования абстрактного, оторванного от жизни, направленного на заучивание теоретических знаний, на образование «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка, предполагает освоение способа самостоятельного познания окружающего мира.
В рамках проектной деятельности возможно также формирование других, не менее важных компонентов экологической культуры школьников: экологических знаний и экологического сознания.
Участвуя в экологическом проектировании, школьники вырабатывают навыки бережного отношения к природе, активно включаются в систему общественных отношений, овладевают природоохранным и социальным опытом, реализуют его на практике. Позитивной чертой технологии экологического проекта является его органичное включение в образовательно-воспитательную деятельность школы, так как вокруг его реализации объединяются администрация школы, педагоги, учащиеся, общественность.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Практика показывает, что уже в начальной школе учащиеся способны выполнять разнообразные экологические и природоохранные проекты. Познакомим с некоторыми из них.
Проект «Куда исчезла лужа?»
Цель проекта: проследить, как осуществляется круговорот воды в природе. В период до-
ждей педагог обращает внимание школьников на наличие лужи у образовательного учреждения. Затем, в период отсутствия дождей, обращает внимание детей на то, что лужи на этом месте уже нет. Задание: выяснить, куда исчезла лужа.
В ходе работы над проектом дети обращаются к теме круговорота воды в природе, проводят опыты по испарению воды при нагревании, наблюдают за облаками и тучами, устанавливают логическую связь между наличием лужи и количеством дождей. Далее школьники сопоставляют факты и наблюдения, анализируют, делают выводы, оформляют результаты работы над проектом в виде устного сообщения, плаката, компьютерной презентации.
Проект «Дары осени»
Цель проекта: систематизировать и закрепить знания младших школьников о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью.
Учащиеся получают задание: оформить «выставочную галерею» по теме «Дары осени» и разработать вариант экскурсии по ней. В процессе работы над проектом дети вспоминают, какие овощи и фрукты созревают осенью, посещают с родителями сады и огороды, рынки, изучают специальную литературу. Затем дети продумывают, что и как будет размещено в «выставочной галерее», приносят разнообразные «дары осени», изготавливают рисунки, аппликации, поделки из природных материалов; готовят сценарий торжественного открытия выставки, подбирают соответствующий литературный материал.
Затем школьники выступают в качестве экскурсоводов. Посетителями экскурсий по «выставочной галерее» могут стать группы учащихся, педагоги, родители.
Проект «Птичий жилой комплекс»
Суть проекта - в поиске вариантов создания «птичьего жилья» и кормушек, а также в организации регулярной работы птичьей «столовой» на определенной территории, в изучении взаимоотношений между различными видами птиц. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие домики и кормушки предусмотреть для разных видов птиц.
Школьники осуществляют самостоятельный поиск партнеров по воплощению своих замыслов в реальность. Изготовление птичьих домиков и кормушек может осуществляться с привлечением старших товарищей, родителей,
руководителей детских творческих объединений и др.
Открытие «птичьего жилого комплекса» проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «птичьей столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. В процессе наблюдения ученики делают описание различных видов птиц, наблюдают за их взаимоотношениями, создают зарисовки, делают выводы.
Проектная деятельность способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, с использованием уже имеющихся опыта, знаний, которые дети получили в ходе реализации образовательных программ, а также в процессе жизни стихийным путем. Дети учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения.
Проектная деятельность способствует повышению уровня осознания школьниками экологических проблем современности, теоретических основ охраны природы. Повышается интерес к экологическим проблемам, к социально-экологической активности. Учащиеся начинают осознанно соблюдать правила поведения в природе, окружающей среде, что способствует повышению уровня экологического самоконтроля личности.
Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач [1].
Использование метода проектов в процессе реализации образовательных программ может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования, что предполагает разработку индивидуальных образовательных маршрутов, а при необходимости -разработку индивидуальных образовательных программ.
Основными этапами работы над учебным проектом являются:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
При использовании данного метода существенно изменяются роли участников педагогического процесса: педагог не является экспертом, он - демократичный руководитель, консультант, помощник; учащийся выполняет роль активного участника процесса проектирования.
Следует отметить, что на каждом этапе работы над учебным проектом имеют место некоторые различия в функциях, выполняемых педагогом и учащимся. Так, на этапе погружения в проект, педагог формулирует проблему, создает положительный мотивационный настрой, определяет цель и задачи проекта. Учащиеся при этом вживаются в ситуацию, обсуждают, уточняют и конкретизируют цель и задачи.
На этапе организации деятельности педагог предлагает организовать группы, спланировать деятельность по решению проблемы проекта, возможные формы презентации результатов. Соответственно, учащиеся при этом объединяются в группы, предлагают собственные идеи по решению проблемы, вырабатывают план действий, выбирают форму представления результата.
На этапе осуществления деятельности педагог наблюдает, координирует, поддерживает, дает новые знания, когда у детей возникает в этом необходимость. Дети собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, подготавливают презентацию результатов.
В ходе презентации результатов проекта учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Педагог на этом этапе выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Отметим типичные ошибки, которых следует избегать при использовании метода проектов в процессе формирования экологической культуры обучающихся. Во-первых, нельзя допускать упрощенного понимания экологического проектирования как некоего алгоритма, точно соблюдая этапы которого можно автоматически достичь поставленных целей; во-вторых, нельзя допускать формальной организации проектной деятельности школьников, когда они создают проекты по аналогии с ранее разработанными. В этом случае не развиваются проектные умения и творческие спо-
собности, стимулируется негативное отношение к выполнению проектов как к дополнительной, ненужной работе.
В экологическом воспитании возможно применение разных видов учебных проектов:
Экологическое воспитание школьников через проектную деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка. Участие в проектной
практико-ориентированного, исследовательского, информационного, творческого. Представим их наиболее существенные характеристики в таблице:
деятельности позволяет каждому ученику увидеть себя человеком способным и компетентным.
Библиографический список:
1. Байбородова, Л. В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся [Текст] : учебно-метод. пособ. -Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2008. - С. 84-85.
2. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2001. - С. 337-341.
Вид проекта Цель Результат Структура Ценность
Практико- ориентированный (прикладной) Решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта Четко обозначен с самого начала деятельности который может быть использован в реальной жизни Требует хорошо продуманной структуры Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы
Исследовательский Формирование навыков учебного исследования Не всегда известен с самого начала исследования; выдвигается гипотеза, подвергается проверке Имеет четкую структуру; приближена к структуре научного исследования Развитие навыков научного исследования учащихся
Информационный Сбор, анализ и обобщение информации о каком-либо объекте или явлении Четко обозначен с самого начала деятельности Не имеет четкой структуры. Она лишь намечается и далее развивается Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися
Творческий Развитие творческого потенциала личности Остается открытым до конца проекта Структура хорошо продумана Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися