Научная статья на тему 'Возможности эколого-оздоровительных прогулок с детьми дошкольного возраста в ДОО'

Возможности эколого-оздоровительных прогулок с детьми дошкольного возраста в ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГУЛОК / STRUCTURAL ELEMENTS OF THE ECOLOGICAL AND HEALTH WALKS / ENVIRONMENTAL AND HEALTH WALKS / TRUST WALKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянова Любовь Геннадьевна

В статье обоснован эколого-оздоровительный потенциал прогулок с детьми дошкольного возраста в ДОО; представлены структурные элементы эколого-оздоровительных прогулок; приведены примеры использования современные игровых пространств на прогулочных участках ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянова Любовь Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible ecological and health walks with children of preschool age in the kindergarten

The article substantiates ecological and health potential of walking with children of preschool age in kindergarten; presents the structural elements of the ecological and health walks; the examples use modern play spaces on recreational areas kindergarten.

Текст научной работы на тему «Возможности эколого-оздоровительных прогулок с детьми дошкольного возраста в ДОО»

Возможности эколого-оздоровительных прогулок с детьми дошкольного

возраста в ДОО

В статье обоснован эколого-оздоровительный потенциал прогулок с детьми дошкольного возраста в ДОО; представлены структурные элементы эколого-оздоровительных прогулок; приведены примеры использования современные игровых пространств на прогулочных участках ДОО.

Дети дошкольного возраста, эколого-оздоровительные прогулки, целевые прогулки, структурные элементы эколого-оздоровительных прогулок.

L.G. Kasyanova, Shadrinsk

Possible ecological and health walks with children of preschool age in the

kindergarten

The article substantiates ecological and health potential of walking with children of preschool age in kindergarten; presents the structural elements of the ecological and health walks; the examples use modern play spaces on recreational areas kindergarten.

Keywords: Children ofpreschool age, environmental and health walks, trust walks, structural elements of the ecological and health walks.

Прогулка всегда считалась особой формой работы с детьми, со свойственными только ей возможностями комплексно решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, создавать благоприятные условия благоприятного психологического и эмоционального развития в сочетании с природно-оздоровительными ресурсами.

Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что забота о здоровье -важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы. Во время прогулки дети находятся длительное время на свежем воздухе, в природной среде. Это дает возможность не только обогатить представления детей о различных явлениях природной и социальной среды, но и удовлетворить их двигательную активность, осуществить закаливание, способствовать общему оздоровлению детей, что, согласно ФГОС ДО (п. 3.1.) [7], отвечает требованиям к созданию образовательной среды, которая включает, наряду с другими задачами, укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Дети должны гулять каждый день независимо от того, тепло на улице или холодно, солнечно или пасмурно. Прогулки на свежем воздухе благоприятно влияют на деятельность центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, повышают обмен веществ, способствуют физическому развитию, росту работоспособности и снижению утомляемости. Длительное нахождение на улице повышает аппетит, улучшает сон, повышает сопротивляемость к простудам и инфекциям. Медицинские исследования доказывают, что дети нуждаются в свежем воздухе больше чем взрослые, так как потребность в кислороде у них выше более чем в два раза. Дети, которые проводят много

времени в душных, плохо проветренных помещениях, как правило, вялые, часто раздражительные и нередко жалуются на плохое самочувствие [4].

Во время прогулок на территории и за пределами ДОО, построенных на интеграции двигательной и познавательной деятельности, в комплексе решаются оздоровительные, познавательные задачи, совершенствуются физические качества и двигательные навыки детей, удовлетворяется потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками, развиваются познавательно-исследовательские качества. Дошкольники - пытливые исследователи, а окружающая природа родного края предоставляет им большие возможности видеть красоту изменяющегося мира, дает массу ярких впечатлений, вызывает радостные переживания, активизирует мыслительную деятельность детей.

Проблема экологического воспитания детей рассматривается в исследованиях Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой и других. Ученые предлагают использовать наиболее действенные формы работы с детьми: занятия, экскурсии и прогулки. Методика организации и проведения прогулок в детском саду представлена в работах Т.Л. Долговой, И.В. Кравченко, Г.В. Лаптевой, М.В. Лучич, С.Н. Теплюк [3,5]. В своих трудах ученые отмечают, что во время прогулки детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.

Использование при разработке содержания прогулок информации о природе родного края, сезонных изменениях в растительном и животном мире, и постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского восприятия и мышления создает благоприятные условия для удовлетворения их познавательных потребностей.

Все вышесказанное подтверждает, что в прогулках с детьми в ДОО реализуется эколого-оздоровительный потенциал.

Идея использования эколого-оздоровительных прогулок как одного из средств формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни реализована нами в диссертационном исследовании «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» и опубликована в учебно-методических пособиях [2,6].

В своем исследовании под эколого-оздоровительными прогулками мы понимаем организованную форму активной двигательной, познавательно-исследовательской, здоровьесберегающей деятельности, реализуемую с учетом климатических и погодных условий окружающей природной среды региона. Это решается в ходе систематически проводимых наблюдений, подвижных и свободных игр, игровых упражнений, выполнения детьми дидактических заданий и трудовых действий. Все эти компоненты, как структурные элементы прогулки, позволяют сделать ее более насыщенной, интересной, способствуют формированию целостных представлений об окружающем мире.

Наблюдения на прогулке должны быть яркими, интересными, содержательными, новыми для детей и не должны быть длительными по времени. Ежедневные наблюдения можно осуществлять за растительным и животным миром, а также знакомить с

общественной жизнью, с людьми разных профессий. Наблюдая, дети узнают много интересного. Например, во время целевой прогулки «Зеленые легкие планеты» дети узнают, что листья деревьев и других растений поглощают из воздуха углекислый газ и вредные примеси, а взамен выделяют кислород. Рекордсменом среди деревьев нашего региона по поглощению вредных примесей является клен. Поэтому на участках всех детских садов города растут эти замечательные деревья. Наблюдения, сделанные на огороде, таят много «открытий», например, что одни овощи видны, другие нужно разыскивать в листве, а некоторые сидят глубоко в земле и вытащить их не просто. Вытягивая с грядки морковь, дети начинают понимать смысл загадки про нее, вместе вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, какая в ней польза, в каком виде ее можно употреблять в пищу, чтобы она была более полезна детям. Во время наблюдений дети узнают, где растут яблоки, смородина, клубника. Весной следует показать цветущие фруктовые деревья. Объяснить, что эти цветы не рвут, потому что из них получатся полезные и вкусные плоды. Знакомя детей с весенней травкой, предложить им провести ладошкой по траве, почувствовать какая она мягкая и сочная. В летнее время можно позволить детям походить босиком по густой мягкой траве. Это будет способствовать закаливанию детей и во время приятной прогулки осуществляется массаж стоп, что важно для профилактики плоскостопия. Рассказав, кто из животных с удовольствием жует траву, поговорить о том, какое вкусное молоко дает корова, наевшись вкусной и сочной травы. В осеннее время следует полюбоваться деревьями, растущими на участке детского сада и за его пределами. После наблюдения в «Лесную корзинку» организовать сбор самых красивых шишек, желудей, листьев, которые дети на занятиях смогут использовать в своей художественной деятельности.

Живые объекты - птицы, животные, насекомые привлекают детей своими движениями, голосами и делают прогулку более содержательной. Дети учатся заботливо относиться к живым существам. При ознакомлении детей с кошкой и ее котятами педагогу следует подчеркнуть, что кошка заботится о своем малыше - лижет, умывает, кормит его. Взрослый показывает, что в мягких лапках кошки спрятаны когти. Они нужны, например, чтобы лазать по деревьям, ловить мышей, защищаться от других животных. Также дети знакомятся и с собакой, запоминают, что у собаки, у кошки, и у их детенышей имеются шерсть, когти и острые зубы. Знакомя детей с лесными зверями, взрослый рассказывает, что в зимнюю пору от холода зверей спасают шубы, что летом, когда тепло, всем найдется еда в лесу (называет, кто и чем питается), а вот зимой, все покрыто снегом, зверям очень голодно и их нужно подкармливать. Диких животных подкармливают егеря - люди, заботящиеся о лесных зверях, а вот птиц, живущих в городе, дети могут сами подкармливать. Вместе с воспитателем дети на прогулке строят кормушки для птиц из снега (утрамбовывая и замораживая ровную поверхность на верхушке сугроба), а дома вместе с родителями могут смастерить кормушки подвесные из картонных коробок, пластиковых бутылок, фанеры и других доступных материалов. На прогулке педагог с детьми находят для каждой кормушки подходящее место и устраивают для птиц «столовую». Птицы быстро привыкают к месту кормления и вскоре в таких «столовых»

будет много разных птиц, за которыми дети смогут наблюдать, узнавать повадки и вкусовые предпочтения «пернатых гостей».

Знакомя с разнообразными явлениями природы необходимо воспитывать у детей эстетические чувства - часть прогулки посвятить «Минутке созерцания и любования». Эстетическим объектом может быть цветущее дерево, распустившийся цветок, поющая птичка, летающая бабочка, падающие осенние листья, красивые снежинки и многое другое.

Летом, в связи с изменениями режима жизнедеятельности детей, на прогулочных участках необходимо создать специальные условия для детского творчества («Творческие мастерские» для рисования, лепки, аппликации). В летний период игру детей в песочнице также можно превратить в «Творческую песочницу», где дети смогут принять участие в арт-терапевтических играх с песком, научатся создавать рисунки, рисовать цветным песком, лепить сказочные замки, проведут выставку песчаных скульптур, будут ставить опыты с песком. Еще одним пространством для творческого экспериментирования может быть «Творческий прудик», предназначенный для игр с водой, окрашивания воды, дизайна оформления прудика. Задания, предложенные А.М. Вербенец, предполагают участие детей в украшении пространства участка, временное тематическое оформление песочницы, прудика, мостика, клумбы и других объектов, где дети смогут проявить свои эстетические и художественные способности. Данные идеи могут быть интересно обыграны. Творческие задания развивают интерес детей, дают возможность поделиться эмоциями, оригинальными образами и решениями, стимулируют общение [1].

При знакомстве с явлениями неживой природы нужно формировать бережное отношение к окружающему миру и самому себе, заботиться о своем здоровье. Например, в холодный, дождливый день детям будут более понятны высказывания воспитателя о тучах, дожде, ненастной погоде, если во время сборов на прогулку, обратить внимание детей на их одежду, спросить, зачем надевают сапоги, куртки, шапки, берут зонты. Закрепляя детские знания о предназначении этой одежды, педагог связывает их с погодными условиями и необходимостью беречь здоровье.

Дидактические задания являются одним из структурных компонентов прогулки. Прогулка должна быть интересна ребенку, это возможно, если ребенок занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения,

познавательно-исследовательская деятельность, интересные задания и игры с природным материалом. Активная деятельность сопровождает задания на закрепление цвета, формы, величины предметов природного материала (набрать только зрелые семена для посева на следующий год, только крупные для подкормки птиц зимой и т.д.). Дидактические задания могут выполняться с использованием разных форм детской активности, например, с помощью активных движений, когда детям предлагают: «Покажи дерево. Найди такое же». Или «Раз, два, три - к рябине беги!». Ставится и более сложная задача: «А как ты узнал, что это рябина?». Дидактическое задание может переплетаться с поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев стали делать букет для украшения группы. С удовольствием дети выполняют задание на развитие тактильных

ощущений: пальчиками проводят по камешкам и ракушкам. Что гладкое, а что шероховатое. Можно поиграть в «Угадайку», вкладывать в ладошки ребенка предмет, а тот на ощупь угадывает, что это - камешек, ракушка, а может быть это шишка или желудь. Хорошо во время таких заданий провести пальчиковую гимнастику. Нравятся детям и задания на определение температурных различий, например, «Где вода холодная, где теплая?».

Закрепляя представления детей об овощах, фруктах и ягодах, можно проводить интересные дидактические игры на совершенствование вкусовых ощущений. Например, перед детьми ставят блюдо с плодами, и дается задание: назвать то, что любят грызть зайчики и дети. Какой ягодой любят лакомиться медведи, ежи и ребята? Им нравятся загадки типа «Попробуй и скажи, что более сладкое, яблоко или морковь?» Старшие дети с интересом отгадывают (без опоры на зрительный образ), что пробовал (яблоко или морковь), по запаху могут определить, что лежит на тарелке под полотенцем (лимон, клубника, а может быть яблоко).

Дидактические задания с целью развития слуховых дифференцировок и положительного эмоционального настроя детей можно выполнять в парке. Предложить детям послушать, как журчит весенний ручей или как поют птицы. Можно провести целевую прогулку в парк и посвятить ее пению птиц: «Весенние певцы», «Летние певцы». Детям нравится отгадывать, кто с ними «здоровается»: воробей или синичка? Дошкольники активно включаются в процесс звукоподражания, упражняясь в правильном произношении звуков, имитируя голоса птиц и животных. Уместно будет на следующий день провести релаксацию, послушать запись звуков природы, пение птиц и дети вспомнят, какие звуки они слышали на прогулке, как пели птицы, шумел ветер, вода. На прогулке можно выполнить дыхательные упражнения, например, подуть тихонько на созревшие одуванчики, на мыльные пузыри или на осенний лист, снежинку. Это увлекательная игра для детей и укрепление дыхательного аппарата. Детям нравятся ауканья, переклички. Подвижные игры, где требуется громко позвать, прокричать закличку - хорошее упражнение в активных движениях, ориентировка в окружающем пространстве и яркое проявление голосовых реакций.

Следовательно, в ходе выполнения дидактических заданий, у детей происходит накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, дыхательная система, голосовые связки.

Структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выполнения необходимо сформировать положительное отношение к труду взрослого, желание самому включаться в трудовой процесс, проявлять самостоятельность и инициативу. Свобода движений, большое пространство для передвижений, свежий воздух - все это благотворно сказывается на самочувствии ребенка, способствует закаливанию и укреплению его организма.

Положительное эмоциональное влияние на него оказывают сами объекты живой природы, их многообразие и неповторимость, доступность в обращении, возможность разнообразно и достаточно длительно общаться с ними. Включение детей в выполнение

трудовых поручений обогащает их. Дети учатся уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь, узнают правила выполнения трудовых заданий, приобретают навыки пользования орудиями труда. При выполнении трудовых действий успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое до конца. Формируются положительные взаимоотношения со сверстниками.

В конце каждой прогулки дети могут упражняться в целесообразных действиях по самообслуживанию: зимой перед входом в помещение тщательно вытереть ноги от снега, обмахивать валенки веничком, в слякоть счищать остатки грязи с подошв. В летнее время дети моют руки после игры с песком. В конце прогулки можно всем помыть игровой материал. Выполнение действий по самообслуживанию сопровождается беседой педагога с детьми о необходимости соблюдения чистоты в детском саду, разъяснением, что это уважение к труду взрослых и сохранение здоровья детей. Существенным признаком того, что детям нравится действовать вместе со взрослыми, нравится процесс, где можно приложить и собственные знания и умения, является их положительный эмоциональный настрой на всем протяжении выполнения поручения и устойчивый интерес к собственным практическим действиям и результату.

Подвижные игры и игровые упражнения, организованные взрослым, являются обязательным структурным компонентом каждой прогулки. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Дети с удовольствием упражняются в таких движениях, как ходьба, бег, лазанье и прыжки. Подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. Организовывать такую деятельность можно на участке детского сада или в парке. Воспитатель предлагает детям игровые упражнения на выполнение основных движений: ходьбу и бег, подскоки и прыжки, ползание и лазание, упражнения с мячами и обручами. Используются естественные условия местности (пенечки, пригорки, канавки) и природный материал (камешки, шишки, желуди). Зимой используются постройки из снега. По пенечкам можно ходить, шишки использовать при метании в цель, в даль, камешками и желудями выложить дорожку и перешагивать, перепрыгивать через нее. В подвижных играх решаются несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах, ориентировка в окружающем, умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с правилами игры. Педагог должен следить за физическим состоянием играющих детей. Внешние признаки утомления (одышка, покраснение лица, усиленное потоотделение) служат сигналом для прекращения игры. Поддерживая радостный настрой играющих, воспитатель внимательно следит за каждым ребенком, кого-то ограничивает, снимая излишнее возбуждение, другого, наоборот побуждает к активным движениям. Для того чтобы у детей сохранилось бодрое, жизнерадостное настроение, чтобы были обеспечены благоприятные условия для успешного решения задач физического, умственного и нравственного развития, целесообразно чередовать игровые упражнения, закрепляя то

одни, то другие двигательные навыки, разумно распределять их во времени каждой прогулки.

Таким образом, эколого-оздоровительные прогулки способствуют длительному пребыванию детей на свежем воздухе, формированию у них здоровьесберегающих навыков и представлений о здоровом образе жизни, развивают мыслительную деятельность, подводят дошкольников к осознанию необходимости активной деятельности, направленной на сохранение здоровья и более глубокому знакомству с природой, формируя достаточно целостные представления об окружающем мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербенец, А.М. Формы и направления поддержки художественной деятельности старших дошкольников в летний период [Текст] / А.М. Вербенец // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 5. - С. 86-97.

2. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л.Г. Касьянова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. - 202 с.

3. Лаптева, Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет [Текст] : прогр. для дет. сада и не только / Г.В. Лаптева. - М. : Сфера, 2010. - 127 с.

4. Мирская, Н. Закаливание воздухом [Текст] / Н. Мирская // Здоровье детей. - 2016. - №4 (481). - С. 27-29.

5. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / С.Н. Теплюк . - М. : ВЛАДОС, 2003. - 160 с.

6. Эколого-оздоровительные прогулки [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. дошк. образоват. учреждений / Шадр. гос. пед. ин-т ; под ред. Г.М. Киселевой, О.В. Крежевских, Л.Г. Касьяновой. -Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2011. - 206 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.