Проектная деятельность как инструмент экологического воспитания
детей дошкольного возраста
Малькова Наталья Михайловна МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 62"
Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, дошкольный возраст, непрерывность педагогического образования, совместная деятельность
Решая проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и культуры, мною был разработан проект «Каждой пичужке своя кормушка», как наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, телевидение) расширяют кругозор ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Реализация проектной деятельности в обучении и воспитании предполагает обеспечение ребенка необходимым инструментарием для успешной дальнейшей жизни. Цель проекта: формирование системы экологических представлений о взаимозависимости мира природы и природоохранной деятельностью человека. Задачи: формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о птицах; воспитывать разумное и бережное отношение ко всему живому, развивать эстетическое восприятие природы; обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
I этап проекта включает в себя деятельность педагога: формулировку проблемы, определение цели и задач, подбор материала, деятельность детей -вхождение в проблему. Были проведены тематические беседы. С помощью воспитателя дети пришли к выводу, что зимой птиц необходимо подкармливать.
II этап: практическая деятельность, на данном этапе мастерили кормушки (совместная деятельность детей и взрослых). Вывешивание кормушек, подкормка птиц, наблюдение, проведение тематических праздников «Синичкин календарь», «Вечер загадок, пословиц и поговорок», составление Красной книги птиц, обитающих в Воронежской области и России, lapbook "Зимующие птицы". На III этапе: анализ результатов выполнения проекта. В реализации проекта принимали участие 35 детей среднего дошкольного возраста, родители,
воспитатель. Результаты диагностики по выявлению сформированности экологических знаний на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем (11%) не проявляют интереса к окружающей природе, не владеют теоретическими и практическими знаниями. Испытывают затруднения в ответах. Дети со средним уровнем (65%) отвечают односложно, ожидают наводящих вопросов, подсказки воспитателя. Дети с высоким уровнем (24%) демонстрируют более полные знания о природе, формулируют выводы, проявляют познавательный интерес к ней. По итогам проекта была проведена контрольная диагностика, которая выявила следующие результаты: высокий уровень -71 %, средний уровень -29%, низкий уровень - 0%. При сравнении полученных результатов наблюдается положительная динамика развития экологической культуры детей группы. Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологических знаний у детей стал качественно и количественно выше. Кормушки, расположенные на территории детского сада - практическое средство пропаганды охраны птиц зимой. Участие в проекте помогло детям расширить кругозор и представления о зимующих птицах.
Список литературы:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст]- СПб.:"ДЕТСТВО-ПРЕСС",2006.-496 с.,ил.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.:ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО- ПРЕСС", 2014.-352 с.
3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Мн.: "Асар"-1996.- 128 с.:ил.
4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду.-М.: Мозаика- Синтез, 1999.- 224 с.
5. Организация деятельности детей на прогулке.Средняя группа/ авт.- сост. Т.Г.Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2015.-330 с.