Тувинский государственный университет
УДК 372+ 372.21
ВЫЯВЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ВНЕШНИМ СТРОЕНИЕМ И СПОСОБОМ ПИТАНИЯ ПТИЦ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самбыла Ч.Н.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE IDENTIFICATION OF THE CONNECTION BETWEEN BIRDS' EXTERNAL STRUCTURE AND WAYS OF FEEDING IN THE COURSE
"THEORY AND METHODS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION
OF CHILDREN"
Sambyla Ch.
Tuvan State University, Kyzyl
Выявление связи между внешнем строением и способом питания птиц детьми старшего дошкольного возраста возможно на основе выделения существенных признаков систематических групп птиц. В статье представлены краткие сведения о разнообразии внешнего строения птиц и соответственно способах их питания, подобраны характерные виды птиц.
Ключевые слова: птицы, внешнее строение, способы питания, существенные признаки
The essential features are identified in the external structure of birds, but their varieties are for the most of them. morphological characteristics are marked for different features and characteristic species of birds and corresponding to them ways of feeding are selected in the paper.
Key words: birds, external structure, ways of feeding, essential features.
В природе мир птиц необычайно удивительный [1]. Птицы населяют все уголки нашей планеты и являются наиболее доступными непосредственному восприятию детей. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения [2; 3].Как свидетельствуют орнитологи, у детей легко формируются психологические контакты с птицами, существами активными, привлекательными и подвижными [4].
По программе О.А. Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду» (2005) первичное ознакомление детей дошкольного возраста с птицами начинается с первой младшей группы [5]. Самый первый объект -курица и ее детеныши. Во второй младшей группе представления о птицах у детей расширяются за счет изучения ворона, голубя, синицы, воробья и снегиря и подкармливания их в зимнее время. Совместно с воспитателем дети принимают участие в изготовлении разных вариантов кормушек и вывешивают
их вокруг детского сада [6]. В старшей группе дети изучают строение птиц, учатся различать их по голосам, знакомятся с зимующими и перелетными птицами, но особое место отводится формированию представлений о способах их питания.
Практикой дошкольного образования и воспитания установлено, что к семи годам дети накапливают много разнообразных представлений о птицах. Например, дети способны узнавать и называть птиц, рассказывать о наиболее ярких признаках их внешнего вида. Однако сложным остается процесс формирования представлений об экологии птиц, в том числе о способах питания, которые имеют важное значение в их жизни. Способы питания птиц влияют не только на размещение птиц в пространстве, но и на сезонные перемещения и численность. В этой связи изучение способов питания птиц детьми старшего дошкольного возраста является актуальным.
Целью данного исследования является выявление связи между внешним строением и способом питания птиц детьми старшего дошкольного возраста через выявление существенных признаков.
В настоящее время известно около 9000 видов птиц, всего, по приблизительным подсчетам, на земном шаре обитает около 100 миллиардов особей [1]. В России обитает около 700 видов птиц (около 8 % всей мировой авиафауны) [7]. У столь высокой численности птиц в природе способы питания весьма разнообразны. Несмотря на сложность содержания материала исследования важно отметить, что в педагогических и психологических исследованиях четко обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста представлений и знаний о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) [8; 9].
На основе анализа учебно-методической и научной литературы работу по выявлению связи между внешним строением и способом питания птиц детьми старшего дошкольного возраста следует начинать после формирования представлений о внешнем строении птиц. Методика работы, разработанная нами, представлена поэтапно: первый этап - формирование представлений о многообразии птиц в природе при помощи наглядных методов, где рассматриваются вопросы, связанные с внешним строением птиц и значением птиц в природе; второй этап - ознакомление с экологическими группами птиц по способу их питания; третий этап - выявление связи между внешним строением и способом питания птиц (на примере совы или коршуна, дятла, утки...). На первом этапе важно отметить, что птицы - высокоорганизованные позвоночные, теплокровные животные, способные к длительному полету. Среди всех наземных позвоночных птицы имеют самое широкое распространение [10]. На основе генетической близости, общности происхождения, степени родства все виды птиц объединены в такие систематические группы как страусовые, пингвины и типичные птицы. На втором этапе рационально выделить экологические группы птиц с растительноядным, животноядным и смешанным питанием. Например, к группе животноядные птицы относятся насекомоядные, миофаги, ихтиофаги
Тувинский государственный университет
и детритофаги, т.е. для детей информативными являются сведения о том, что одни птицы питаются зернами, другие ловят насекомых или справляются с более крупной добычей и нападают на различных позвоночных животных. На последнем этапе важно выделить во внешнем строении птиц такие существенные признаки как клюв, язык и лапы (табл.). Литературный обзор по птицам позволил нам выделить разновидности существенных признаков, отметить морфологические их особенности и подобрать характерные виды птиц.
Таблица
Характеристика существенных признаков внешнего строения птиц и способы их питания
Существенный признак Разновидности Морфологические особенности признака Характерные птицы Основные способы питания
Клюв зерноядный короткий, толстый сильный щеглы, чечетки, снегири, клесты, воробьи, дубоносы, птицы-носороги, туканы, попугаи растительноядные (генеративные органы растений)
насекомоядный длинный, острый, прямой, очень прочный, конусообразный дятлы, поползни животноядные (насекомоядные)
короткий и широкий в основании широкороты, козодои, стрижи, ласточки, славки, соловьи животноядные (насекомоядные)
водный большой, широкий и плоский, верхняя и нижняя челюсти по краям имеют роговые зубчики гуси, некоторые куриные и пастуш-ковые, лебеди растительноядные (вегетативные и генеративные органы растений)
широкий, сверху плоско-выпуклый, с характерной закрайкой-ноготком на переднем конце утки, бакланы, гагары животноядные(насеко моядные, детритофаги)
хищный острый, мощный, относительно короткий, имеет острые края, конец надклювья загнут вниз коршуны, орлы, ястребы, соколы, грифы, совы животноядные
Язык удерживающий мощный, с развитыми ороговевшими шипиками щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы, птицы-носороги, туканы, попугаи растительноядные (зерноядные)
мясистый фильтрирующий, проталкивающий гуси, паламедеи, некоторые куриные растительноядные (вегетативные органы растений)
утки, бакланы, пингвины, гагары, поганки животноядные (детритофаги)
сворачивающий ся трубкообразный, тонкий колибри растительноядные (генеративные органы растений)
выдвигающийся длинный, с дятлы, широкороты, животноядные
крючковидными козодои, стрижи, (насекомоядные)
шипиками на конце ласточки
мелкий маленький коршуны, орлы, ястребы, соколы, грифы, совы животноядные, смешанное (всеядные)
Ноги (лапы, бродячие длинные, пальцы журавли, аисты, смешанное (всеядные)
пальцы, сильные, длинные кулики
когти) прыгающие короткие, мелкие и равной длины, три пальца обращены вперед, а один-назад воробьи, вороны, грачи, сороки смешанное (всеядные)
лазающие пальцы с острыми дятлы, пищухи, животноядные
когтями, два пальца поползни (насекомоядные)
направлены вперед, два
назад: на двух передних
тело висит, а два задних
подпирают его тело
хватательные пальцы обращены впе- скопы, чеглоки, животноядные,
ред, два — назад и оди- дербники, кречеты смешанное (всеядные)
наковой длины, острые,
покрыты мелкими ос-
трыми зубчиками, силь-
но искривленные когти
бьющие сильные и мощные соколы — сапсаны, животноядные,
когти на первом чеглоки, дербники, смешанное (всеядные)
(заднем) пальце и на кречеты
втором (внутреннем),
искривленные когти
Плавающие короткие, толстые или бакланы, утки, животноядные,
средние, расположены пингвины, гагары, смешанное (всеядные)
далеко назад, пальцев 4, поганки
передние три относи-
тельно длинные, задний
— короткий, пальцы
бывают с одной перего-
родкой (ластообразно)
или отдельной жесткой
лопастью
На занятии, при помощи наглядных методов важно показать детям разновидности клюва и отметить, что клюв - основной орган захвата пищи у птиц (табл.). Следует отметить и то, что теплокровность и высокая подвижность птиц обеспечиваются потреблением значительного количества пищи, что высокая подвижность в свою очередь расширяет возможности добычи корма. Общий спектр кормов, используемых классом птиц в целом, значительно разнообразнее, чем у пресмыкающихся. Несмотря на разнообразие способов питания птиц, большинство из них животноядные. Размер добычи определяется величиной птицы и способами ее охоты. Крупные животноядные (хищники) способны успешно справляться с добычей даже превышающей их по массе. Многие виды питаются разнообразными беспозвоночными, попутно используя растительные корма, особенно ягоды и семена. Гусеобразные, фламинго, обладающие фильтровальным аппаратом клюва, питаются мелкими планктонными животными и водорослями. Растительноядных видов, питающихся преимущественно вегетативными частями растений, немного. Это
Тувинский государственный университет
лебеди, гуси, паламедеи. Генеративными органами питается достаточное количество птиц. Это щеглы, чечетки, снегири, синицы и др. Среди птиц много и всеядных видов со смешанным питанием [11].
Язык птиц - сложный для детей объект изучения. В таблице выделены наиболее распространенные разновидности языка. Детям важно запомнить, что у большинства птиц конический язык занимает почти все дно ротовой полости и в его основной части развиты ороговевшие шипики, помогающие удерживать добычу. В этой связи основная функция языка у птиц - вытаскивание, удерживание и продвижение пищи.
Ноги (лапы, пальцы, когти) птиц, как и клюв, являются ярким признаком, характеризующим особенности их питания. Например, одни из них, подобно нашим курам, постоянно расхаживают по земле и разыскивают себе корм. Другие, как ласточки и стрижи, почти целый день носятся по воздуху, ловя на лету насекомых, и лишь изредка присаживаются на отдых. Соответственно этому различно и строение их ног. Таким образом, дети могут отметить во внешнем строении птиц много интересных приспособлений для питания [12].
В процессе формирования представлений о способах питания птиц эффективным является использование эколого-педагогических технологий, включающих в себя разнообразные мероприятия и виды деятельности, построенные на экологическом содержании в полном соответствии с сезонами на всю протяженность года (циклы наблюдений за птицами, экологические занятия, тематические игры и праздники). Например, совместно с детьми провести ряд наблюдений за сезонными изменениями в жизни птиц. Наблюдая за перелетными птицами, воспитателю необходимо выяснить у ребенка причину их отлета. При этом детям дается возможность сделать ряд самостоятельных выводов, связанных с тем, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те, которые клюют зерно и ягоды, - позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок может выявить связь между внешним строением и способом питания птиц и образом их жизни. В процессе выявления связи между внешним строением и способом питания птиц эффективным является также привлечение художественной литературы (например, произведений К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова), способствующей формированию представлений о внешнем строении птиц, их образе жизни, поведении [4; 12; 13].
Библиографический список
1. Бёме Р.Л., Динец В.Л., Флинт В.Е., Черенков А.Е. Птицы. Энциклопедия природы России. М.: ABF, 1998. С. 126.
2. Соколов Г. А., Петров С. Ю., Балагура Н. П., Стахеев В. А., Завацкий Б. П. Характеристика фаунистического состава и экологии некоторых фоновых видов млекопитающих и птиц // Саяно-Шушенский гос. заповедник. Красноярск, 1983. С. 30-54.
3. Степанян Л.С. Состав и распределение птиц фауны СССР. Воробьиные. М.:Наука,1978.
391 с.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973.
132 с.
5. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -3-е изд., испр. и доп. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 112 с.
6. Ибраимова В. воспитание у детей заботливого отношения к животным // Дошкольное воспитание. 1990. №1. С. 30-35.
7. Энциклопедия для детей. М.:"Аванта+", 1993. 356 с.
8. Немов Р.С. Психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 3-е изд. М.: Гуманит,2001. Кн. 3: Психодиагностика. С. 148-153.
9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002, С. 64-101.
10. Тугаринов А.Я. Птицы Приенисейской Сибири. Список и распространение // Зап. Зап.-Сиб. отд-ния РРГО. Красноярск, 1927. Т. 1, вып. 1. С. 1-43.
11. Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. М.: Топикал, 1996.
С. 438.
12. Владышевский Д.В. Экология лесных птиц и зверей (кормодобывание и его биоценотическое значение). Новосибирск: Наука, 1980. 264 с.
13. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 80 с.
14. Нисканен Л.Г. Первое знакомство с природой. Практические советы педагога. М.: Школьная пресса, 2005. 64 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bme R.L., Dinets V.L., Flint V.E., Cherenkov A.E. Ptitsy. Entsiklopediya prirody Rossii. M.: ABF, 1998. S. 126.
2. Sokolov G.A., Petrov S.Yu., Balagura N.P., Stakheev V.A., Zavatskij B.P. Kharakteristika faunisticheskogo sostava i ekologii nekotorykh fonovykh vidov mlekopitayuschikh i ptits // Sayano-shushenskij gos. zapovednik. Krasnoyarsk, 1983. S. 30-54.
3. Stepanyan L.S. Sostav i raspredelenie ptits fauny SSSR. Vorobinye. M.: Nauka, 1978. 391 s.
4. Veretennikova S.A. Oznakomlenie doshkolnikov s prirodoj. M.: Prosveschenie, 1973. 132 s.
5. Solomennikova O.A. Ekologicheskoe vospitanie v detskom sadu. Programma i metodicheskie rekomendatsii. 3-e izd., ispr. i dop. M: MOZAIKA-SINTEZ, 2009. 112 s.
6. Ibraimova V. Vospitanie u detej zabotlivogo otnosheniya k zhivotnym // Doshkolnoe vospitanie. 1990. 1. S. 30-35.
7. Entsiklopediya dlya detej. M.:"Avanta+", 1993. 356 s.
8. Nemov R.S. Psikhologiya: ucheb.dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij: v 3 kn. - 3-e izd. M.: Gumanit, 2001. Kn. 3: Psikhodiagnostika. S. 148-153.
9. Nikolaeva S.N. Teoriya i metodika ekologicheskogo obrazovaniya detej: ucheb.posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatelskij tsentr "Akademiya", 2002, S. 64-101.
10. Tugarinov A.Ya. Ptitsy Prienisejskoj Sibiri. Spisok i rasprostranenie // Zap. Zap.-Sib. Otd-niya RRGO. Krasnoyarsk, 1927. T. 1, Vyp. 1. S. 1-43.
11. Mikheev A.V. Biologiya ptits. Polevoj opredelitel ptichikh gnezd. M.: Topikal, 1996. S. 438.
12. Vladyshevskij D.V. Ekologiya lesnykh ptits i zverej (Kormodobyvanie i ego biotsenoticheskoe znachenie). Novosibirsk: Nauka, 1980. 264 s.
13. Dybina O.V. Zanyatiya po oznakomleniyu s okruzhayuschim mirom v srednej gruppe detskogo sada. Konspekty zanyatij. M.: MOZAIKA-SINTEZ, 2010. 80 s.
14. Niskanen L.G. Pervoe znakomstvo s prirodoj. Prakticheskie sovety pedagoga. M.: Shkolnaya pressa, 2005. 64 s.
Самбыла Чойган Николаевна - кандидат биологических наук, доцент
кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования КПИ,
Тувинский государственный университет, г. Кызыл.
Sambila Choigan - Ph.D., Assistant Professor of Pedagogy and Methodology of
pre-school and primary education KPI TuvGU, Kyzyl.