Научная статья на тему 'Радиожурналистика в рамках профессионального медиаобразования (на примере выпуска учебного СМИ)'

Радиожурналистика в рамках профессионального медиаобразования (на примере выпуска учебного СМИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЖУРНАЛИСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ СМИ / RADIO JOURNALISM / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Анатольевна

Профессиональный радиожурналист не только добывает и транслирует информацию. Это универсальный специалист, владеющий множеством дополнительных умений и навыков, которые закладываются еще в процессе обучения. В данной статье автор выделяет несколько приоритетных направлений, которые необходимо учитывать при подготовке радиожурналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional radio journalism does not just get and translate the information. It is a universal specialist possessing multiple additional skills taught in the process of education. In the given article the author stresses some prior directions which are necessary to be considered in journalistic training.

Текст научной работы на тему «Радиожурналистика в рамках профессионального медиаобразования (на примере выпуска учебного СМИ)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240). Филология. Искусствоведение. Вып. 58 . С. 104-107.

А. А. Морозова

РАДИОЖУРНАЛИСТИКА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИА ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКА УЧЕБНОГО СМИ)

Профессиональный радиожурналист не только добывает и транслирует информацию. Это универсальный специалист, владеющий множеством дополнительных умений и навыков, которые закладываются еще в процессе обучения. В данной статье автор выделяет несколько приоритетных направлений, которые необходимо учитывать при подготовке радиожурналистов.

Ключевые слова: радиожурналистика, профессиональное образование, учебные СМИ.

Радиожурналистика в профессиональном образовании является одним из четырех традиционных (на сегодняшний день) направлений наряду с периодической печатью, тележурналистикой и Интернет-журналистикой. Безусловно, как отдельная специализация при подготовке будущих кадров региональных и федеральных средств массовой информации, она имеет ряд особенностей. Различные факторы влияют как на журналистику, так и на радиовещание - это экономическая, политическая, культурная ситуация в стране, технический прогресс, трансформация средств массовой информации согласно современным тенденциям их развития и так далее. Всё это должно находить отражение в программе, ориентированной на подготовку будущих специалистов.

Но «современная университетская система подготовки журналистов - людей, которым предстоит самим формировать информационное пространство и управлять им, не всегда находит адекватные методы решения своей задачи» [10. С. 25], данная ситуация нуждается в коррекции и определении основных принципов высшего журналистского образования.

II и III Государственные стандарты образования отражают лишь общие вопросы обучения журналистов, они не рассматривают отдельно дисциплины специализации - телевидение, радиовещание, периодическую печать, поэтому ведение занятий в рамках выпуска учебного СМИ остается на усмотрение заведующего кафедрой или преподавателя, занимающегося данной дисциплиной.

На основании изученной нами литературы по теме медиаобразования мы можем выделить несколько приоритетных направлений в обучении журналистов, которые могут быть адаптированы и применимы именно для радиожурналистов.

Первое из них, и, на наш взгляд, одно из самых важных, - это синтез теории и практики, когда приобретенные знания получают практическую реализацию. Как считает Е. Л. Вартанова, «именно в синтезе теории и практики видится нам сегодня магистральное направление развития журналистского образования в России и в мире» [1. C. 10].

По мнению И. А. Фатеевой, наиболее универсальная и эффективная педагогическая технология журналистского образования - так называемая проектная технология, которая относится к группе активных методов обучения. Она наиболее эффективна в обучении всем практическим дисциплинам, в том числе и по специализации «Радиовещание» [9. C. 121].

Согласно такому методу, обучение строится не на коллективном усвоении теории изучаемой дисциплины, развитии умений и навыков, а на выполнении учащимися индивидуальных и совместных проектов, где им предоставляется полная свобода творчества и самовыражения. Суть данного метода можно выразить следующей формулой - learning by doing (обучение посредством делания), что подразумевает обогащение как личностного, так и профессионального опыта.

В рамках высшего профессионального образования по журналистике в Челябинской области такая методика обучения используется как минимум с 2000 года, то есть с момента перехода на Государственный образовательный стандарт II поколения, в котором появилась обязательная дисциплина «Выпуск учебного СМИ» (учебной газеты, теле- , радиопередачи). Ныне действующий III Государственный образовательный стандарт также предполагает данную практическую дисциплину. Выпуск учебного СМИ представляет собой медиао-бразовательный проект, посредством которого

осуществляется реализация творческих и профессиональных умений и навыков на практике.

Мы, как и большинство других исследователей, видим необходимость учебных проектов в практико-теоретической модели журналистского образования, ведь «профессиональная мотивация и профессиональная направленность... не формируются, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности, её контекст» [2. С. 79].

Вторым направлением в обучении журналиста (в том числе и по специализации «Радиовещание») является формирование общей культуры журналиста. Многие исследователи сходятся во мнении, что профессионализм должен быть неотделим от общего уровня этики. «Ответственность перед обществом, аудиторией за точность и объективность информации становятся не просто абстрактными принципами отдельных людей, но важнейшей целью образовательного процесса, приводящего к формированию профессиональной культуры, которая должна разделяться профессионалами современной российской медиасферы» [1. С. 9]. Роль преподавателя в данном случае не является единственной, но она - одна из ключевых. Мы считаем, что у каждого студента-журналиста свои взгляды и ценности, ученики всегда бывают разные, но цель преподавателя - задать вектор, а насколько от него отклонится тот или иной будущий профессионал - это уже отдельный вопрос.

В. Ф. Олешко также говорит о том, что «всем, кто озабочен судьбой отечественной журналистики, кто системно занимается или планирует заниматься подготовкой и переподготовкой кадров, никак нельзя разрывать ментальные и технологические её составляющие. Проще говоря, бесполезно учить человека делать что-то руками, если у него в голове сумбур, сумятица или все силы его направлены на реализацию единственного желания - заработать с помощью нашей профессии как можно больше денег» [4. С. 14]. И, действительно. современная ситуация такова, что журналистика имеет своих «хозяев», она несвободна, коммерциализация оказала влияние на самостоятельность взглядов как представителей аудитории, так и самих корреспондентов / ведущих / редакторов. Очень точно характеризует сложившуюся ситуацию секретарь Союза журналистов России, доктор юридических наук М. Федотов: «Отсутствие культуры свободной

и честной журналистики на фоне экономического кризиса, политического прессинга, юридической необустроенности и нравственной неразберихи» [5. С. 9].

Ситуация в стране оставляет желать лучшего, поэтому прежде чем студент-журналист выйдет из стен вуза, он должен быть ценностно-ориентированным, подготовленным к практической журналистике педагогом.

Для радиожурналиста в рамках выпуска учебного СМИ принципы духовности и морали закладываются, прежде всего, при выборе тем для своих учебных программ. Преподавателю необходимо сформировать мировоззрение студента, которое бы отражалось в подготовленных им материалах.

«Фундамент профессиональной культуры, система ценностей, высокие духовные и моральные принципы закладываются и целым рядом других дисциплин, предусматриваемых учебными планами» [7. С. 61], в том числе и в рамках выпуска учебного СМИ, когда преподаватель может оценивать тексты с точки зрения выбранной для них тематики, нравственного уровня и так далее, давая рекомендации и формируя профессионализм как практический, так и духовный.

Третье приоритетное направление - это стремление к академическому обучению, поскольку профессионализм не может быть полноценным, если он не касается всех сторон данной профессии. Прежде всего, академическое журналистское образование подразумевает собой полноценное филологическое образование, когда журналист способен не просто находить актуальные, злободневные темы для своих материалов, пользоваться аппаратурой, знать жанровые особенности материалов, но и владеть русским языком. «Умение грамотно и образно писать, ассоциативно мыслить, оформлять логику рассуждений в письменную и устную речь - одна из базовых составляющих журналистского мастерства», - отмечает

В. В. Тулупов [8. С. 17].

Для радиожурналиста важно владеть не только правильной письменной речью, но и устной, грамотно строить предложения «на ходу». Если в печатном СМИ редактор может прочесть материал предварительно и внести правки, то радиоведущему часто приходится работать в прямом эфире, где ошибки в речи недопустимы.

По мнению А. А. Сергеенко, помимо дисциплин, касающихся русского языка, «в высо-

кой мере способствует становлению просвещенной личности изучение отечественной и зарубежной литературы, истории отечественной и зарубежной журналистики, этики и профессиональной этики» [7. С. 61]. Образование должно быть комплексное, классическое, государственные стандарты подразумевают, помимо журналистики, и наличие сопутствующих дополнительных дисциплин, но их реализация на практике, к сожалению, у каждого из вузов сугубо индивидуальна.

Четвертое направление обусловлено развитием новых технологий и современным состоянием СМИ, что ведет к новым формам и способам создания журналистских продуктов. Эти обстоятельства заставляют пересматривать программу обучения журналистов и ориентироваться на новые компетенции, ведут к переходу СМИ в современные формы существования, в том числе и учебные СМИ.

Радиожурналистика и выпуск учебных радиопрограмм, университетские радиостанции также не остаются в стороне от веяний времени. Появляется необходимость обучать будущих журналистов не только созданию и записи радиотекстов. Кроме этого, они должны уметь работать с Интернетом, чтобы выкладывать свои программы в виде подкастов на сайте учебной радиостанции, владеть навыками онлайн вещания - это всё пригодится в будущей работе в редакции.

«В условиях активного использования Интернет-технологий в журналистской деятельности происходит переосмысление значения Интернета, а как следствие, и критериев оценки профессионализма современного журналиста. К традиционному перечню обязательных профессиональных умений сегодня добавились новые: свободное владение основными компьютерными программами, интернет-навигаторами, умение работать с различными источниками информации в Интернете» [3. С. 217].

Практически каждая проводная или FM-радиостанция имеет сегодня свой аналог вещания в Интернете. Учебные радиопроекты постепенно также покидают стены учебных заведений и переходят (или дублируются) в Интернете. Например, «Радио РГУ» (Калининградская область, РГУ им. Эммануила Канта), «Радио Весна» (РГУ им. С. А. Есенина), «Радио УрГУ» (Екатеринбург), (самосто-

ятельный студенческий радиопроект).

Как пишет В. А. Голобородова, доцент кафедры телерадиожурналистики МИТРО, «пока

интернет-версии радиостанций по охвату аудитории не могут конкурировать с обычным радио. И все-таки появление интернет-радио -событие немаловажное, поскольку знаменует собой новый этап в развитии радиовещания... » [3. 217]. Поэтому важную роль в обучении специалистов, в том числе и в обучении радиожурналистов, играет соответствие общей динамике развития как средств массовой информации, так и технических средств коммуникации в целом.

Пятое и последнее приоритетное направление в обучении журналистов высшего профессионального образования специализации «Радиовещание» - это универсализм с точки зрения инструментальных умений и навыков радиовещания. Современному журналисту нужно уметь не только составлять и читать текст, но также монтировать записи, подбирать музыку для программ, выводить готовые передачи в эфир. Всё это обусловлено настоящим состоянием журналистики, когда происходит синтез существовавших ранее по отдельности смежных специальностей - непосредственно самого журналиста, звукорежиссера, монтажера, ди-джея.

Разнообразие умений, навыков и знаний в современном образовании является необходимым критерием качества подготовки будущих журналистов. В этом утверждении сходятся многие исследователи. «Сегодня важной общественной проблемой является разносторонняя подготовка студентов к самостоятельной дальнейшей жизни, формирование гуманистического мировоззрения, позитивного восприятия окружающей действительности, развитие способностей к творческой обработке информации. Все полученные знания, умения станут основой будущей профессиональной деятельности» [6. С. 65].

Теория, практика, соответствие современным техническим тенденциям - это синтез, который является необходимым ключевым элементом в работе журналиста как настоящего профессионала, имеющего неограниченные перспективы развития. Выделенные нами направления отражают подготовку таких кадров и способствуют всестороннему обучению радиожурналистов, что позволит выпускать полноценных универсальных специалистов в данной области.

Список литературы

1. Вартанова, Е. Л. Предисловие // Современное журналистское образование : синтез

теории и практики : сб. науч. тр. / под ред. Г. В. Лазутиной. М. : Медиа-Мир, 2010. 248 с.

2. Вербицкий, А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева М., 2000. 128 с.

3. Голобородова, В. А. Моделирование профессиональной деятельности радиожурналиста в учебном процессе // Современное журналистское образование : синтез теории и практики / под ред. Г. В. Лазутиной. М. : Медиа-Мир, 2010. 248 с.

4. Олешко, В. Ф. Журналистское образование и профессиональная культура журналиста : парадигмы взаимовлияния // Там же.

5. Саморегулирование журналистского общества : опыт, проблемы. М. : РИП Холдинг, 2005.

6. Сергеенко, А. А. К вопросу качества высшего журналистского образования в общей системе медиаобразования // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования - 2010 : материалы всерос. науч.-практ. конф. : в 2 т. Т. 2. М., 2010. 246 с.

7. Сергеенко, А. А. Студент-центрирован-ная направленность обучения в преподавании журналистских дисциплин (на примере курсов «Психология журналистики», «Введение в специальность») // Современное журналистское образование : синтез теории и практики / под ред. Г. В. Лазутиной. М. : Медиа-Мир, 2010. 248 с.

8. Тулупов, В. В. Традиции и новаторство в медиаобразовании // Информ. о-во. 2003. № 3. 154 с.

9. Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и опыт реализации : монография. Челябинск, 2008. 270 с.

10. Шульцман, П. Э. Инновационные меди-аобразовательные программы в системе высшего профессионального и дополнительного образования // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования - 2010 : материалы всерос. науч.-практ. конф. : в 2 т. Т. 2. М., 2010. 246 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.