Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 34 (215).
Филология. Искусствоведение. Вып. 49. С. 73-76.
А. А. Морозова
РАДИОЖУРНАЛИСТИКА В НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
и повышения уровня их медиаграмотности
Медиаобразование получает всё более широкое распространение: на данный момент в России немало учебных заведений, где действуют курсы, кружки, а иногда и целые школы по обучению теории и практике создания медиапроектов. Потребность в медиаграмотности в современном мире и популярность этого направления позволяют привлекать к процессу медиаобразования немалое количество ребят, которые, как правило, ассоциируют свой выбор с будущей профессией. Но далеко не все из них в итоге становятся профессиональными журналистами. В данной статье мы определим, какие универсальные умения и навыки могут сформироваться в результате занятия радиожурналистикой.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, профессиональное и непрофессиональное медиаобразование, непрофессиональная среда учащихся, радиожурналистика, учебные средства массовой информации.
Медиаобразование - это тема, которая становится всё более популярной в научной среде, и не только применительно к высшему образованию в сфере медиа. В последние годы защищается значительное количество диссертаций по медиаобразованию, открываются курсы дополнительного образования по журналистике в школах, учреждениях среднего профессионального образования и в различных вузах. Многие учебные заведения курсы по журналистике и медиаобразованию позиционируют с точки зрения подготовки учащихся к поступлению на факультеты журналистики. Спектр преподаваемых тем достаточно широк: теория и практика создания средств массовой информации (СМИ), изучение рынка медиа, истории, особенностей и перспектив развития средств массовой коммуникации (СМК). В идеале медиаобразование охватывает все виды СМИ: печать, телевидение, радиовещание, Интернет. Очень часто массовое (непрофессиональное) медиаобразование не во многом уступает профессиональному, поскольку, как было отмечено выше, его рамки достаточно широки.
Но далеко не все, кто посещает эти курсы, в будущем действительно поступают на факультеты журналистики. Это происходит в силу различных обстоятельств - недобор баллов на вступительных испытаниях, неодобрение родителями ребенка выбора его будущей профессии или переориентация учащегося на другую сферу деятельности. В итоге для некоторых журналистика становится просто хобби, однако не стоит думать, что медиаобразовательные
занятия не имеют в таком случае практической пользы. В данной статье мы рассмотрим непрофессиональное медиаобразование в сфере радиовещания, введем понятие «радиограмотности», определим его составляющие и сделаем вывод о том, какие универсальные умения и навыки могут явиться результатом преподавания дисциплины «Радиовещание» в непрофессиональной среде учащихся.
Расшифруем основные понятия, которые мы будем использовать в данной статье.
Медиаобразование - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [7].
Профессиональное медиаобразование - предназначено для подготовки профессионалов, то есть работников разных видов СМК [5].
Непрофессиональное (массовое) медиаобразование - обращено к массовой аудитории и готовит компетентных потребителей медиа [5].
Стоит отметить, что любое медиаобразование, целью которого не является получение диплома о профессиональном образовании, является непрофессиональным. То есть абсолютно все медиаобразовательные дисциплины и курсы в рамках нежурналистского образования являются элементами массового медиаобразования в непрофессиональной среде учащихся.
А. Федоров и И. Челышева классифицируют разработанные в России модели медиаобразования школьников следующим образом [6]:
• образовательно-информационная (изучение теории, истории и языка медиа);
• практико-утилитарная (практическое изучение и применение медиасредств);
• воспитательно-эстетическая (решение моральных и религиозных философских проблем с использованием медиаматериалов);
• эстетическая (развитие художественного вкуса и анализ произведений медиакультуры);
• развивающего обучения (развитие восприятия, воображения, критического мышления по отношению к медиатекстам любого типа и т. д.).
Нам кажется, что такая классификация применима к образованию не только школьников, но и учащихся других учебных заведений, которые получают непрофессиональное медиаобразование (техникумы, нежурналистские факультеты в вузах, кружки).
Однако, на наш взгляд, данная классификация недостаточно разработана. Дело в том, что наряду с образовательно-информационной моделью, делающей акцент на теории медиа, и практико-утилитарной (акцент на практике медиа) часто используется смешанная (или практико-теоретическая) модель медиаобразования, которую мы можем представить следующим образом:
Мы рассматриваем в нашей модели прак-Практико-теоретическая
выпуск учебного СМИ играет в данной модели главную роль. Теория, с одной стороны, - это равноправный элемент медиаобразования, с другой - она является вспомогательным элементом для реализации практической деятельности.
Обычно такая модель применима в профессиональном образовании - её практикуют факультеты журналистики в вузах (например, в Челябинском госуниверситете), но довольно часто она используется и в рамках медиаобразования в непрофессиональной среде учащихся. Например, в школах, где помимо теории выпуска учебного СМИ и его практической реализации преподаватель на своё усмотрение вводит обзорные лекции о данном виде СМИ (школы № 23, 93, 104 г. Челябинска).
Рассмотрим данную модель обучения на примере дисциплины «Радиовещание» в непрофессиональной среде учащихся. Теория и практика могут быть по-разному представлены в рамках программы того или иного учебного заведения. Они могут быть разделены на несколько курсов или идти в рамках одного курса. Это может зависеть от количества часов, выделенных на занятия, от преподавателя, потребностей и способностей учащихся и так далее. Но в любом случае радиодис-циплинарный модуль будет иметь одни цели, задачи и примерную структуру. Представим основы курсов радиожурналистики в виде таблицы.
модель медиаобразования
Медиаобразовтие
Обучение теории
Обучение практике
КАК создавать СМИ?
ЧТО нужно знать о СМИ?
применение теоретических знании на практике + творческие способности
КАК писать для СМИ?
тику и теорию обучения медиа как параллельные составляющие. В названии ‘практикотеоретическая модель’ слово ‘практика’ неслучайно находится на первом месте. Несмотря на то, что визуально теория в схеме представлена значительно шире, чем практика, но именно
Для обозначения конечной цели медиаобра-зовательных дисциплин введем понятие ‘радиограмотность’. Для этого рассмотрим понятие медиаграмотности в целом.
Медиаграмотность (media literacy) - результат медиаобразования или изучения медиа.
Структура дисциплины «Радиожурналистика»
Теория Практика
I. Теория для работы на радио Основы создания радиостанции Организация и работа радиостанции
Правила создания радиопрограмм: 1. Правила написания текста с точки зрения норм русского языка Запись учебных радиопрограмм/ подготовка к прямому эфиру
2. Правила написания текста с точки зрения канонов журналистики: поиск информации, построение текста, его специфика для каждого из жанров радиожурналистики
3. Технические навыки Монтаж и выпуск учебных радиопрограмм
II. Теория о радио: основные понятия «радиовещания», форматы радиостанций, история радио, имена известных ведущих, рейтинги радиостанций, радио и Интернет, состояние радиовещания на данный момент и перспективы его развития, ориентирование в радиопространстве города, области и страны. Применение полученных знаний для саморазвития и самообразования, формирование радиограмотности.
Чем больше вы изучаете медиа (с помощью медиа), тем более вы медиаграмотны: медиаграмотность - это способности экспериментирования, интерпретации/анализа и создания медиатекстов [10].
Понятие медиаграмотности предполагает обучение всем видам медиа: печатным (журналы, газеты) и электронным (телевидение, радиовещание, Интернет). Сформулируем понятие радиограмотности.
Радиограмотность - это результат одного из видов медиаобразования (то есть радиообразования), который подразумевает знание основных аспектов теории радиовещания, умение критически осмысливать контент данного вида СМИ и умение использовать полученные знания на практике для создания уникального радиопродукта.
Радиограмотность является одновременно и целью медиаобразовательного процесса, и его конечным результатом. Её степень можно охарактеризовать словами ‘знать’ и ‘уметь’. Итак, радиограмотный человек, на наш взгляд, должен иметь:
Очевидно, что для будущего профессионала в сфере журналистики эти умения и навыки будут являться базовыми для дальнейшего профессионального развития и реализации своих творческих способностей. В таком случае они обязательны и необходимы. Но кроме основ профессиональной деятельности радиожурналистика формирует у учащихся универсальные
умения и навыки:
• умение работать на компьютере
• умение работать в Интернете
• умение правильно искать необходимую информацию
• знание правил написания текстов и работы с ними
• умение творчески мыслить
• умение правильно говорить
• умение анализировать
• умение общаться с людьми
• умение ориентироваться в медиапространстве.
Обобщив вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы относительно занятий радиожурналистикой: в непрофессиональной среде учащихся она ориентирована на два возможных пути развития радиограмотности.
1 путь - подготовка учащихся к профессиональному образованию или даже к работе на обычной лицензированной радиостанции.
2 путь - занятия радиожурналистикой как способ саморазвития учащихся и повышения уровня их грамотности.
Второй путь в наше время важен ничуть не меньше первого, поскольку медиаобразование на материале радио помогает формировать следующие навыки:
1. Технические
2. Коммуникативные
3. Речемыслительные
4. Орфографические и пунктуационные
Речевые навыки Технические навыки
• уметь правильно выражать свои мысли • уметь красиво, правильно, четко, с интонацией произносить и читать текст • знать основные правила русского языка • знать правила построения предложений • уметь сокращать любой текст • уметь пользоваться словарями • знать орфографию и пунктуацию русского языка • уметь производить запись в студии • уметь пользоваться диктофоном • уметь пользоваться необходимым оборудованием в студии: компьютером, микрофоном, пультом, усилителем • уметь работать в монтажных программах (Sound Forge, Sony Vegas и другие)
Творческие и прочие навыки Знание теории радиовещания
• знать источники информации, уметь находить их • уметь корректно общаться с людьми • уметь критически анализировать радиопрограммы (собственные, коллег, программы других радиостанций) • уметь критически анализировать информацию для программы • уметь увлечь слушателя радиопрограммой • разбираться в музыке • уметь пользоваться Интернетом • уметь общаться по телефону • уметь работать в команде • уметь импровизировать • знать жанры журналистики и их особенности реализации в радиовещании • знать регламент программ для каждого из жанров • уметь разграничивать между собой форматы радиостанций • знать основную терминологию радиовещания • знать краткую историю радиовещания • знать имена самых известных радиоведущих • знать названия основных радиостанций страны и региона, их форматы и примерное содержание эфира • уметь находить рейтинги радиостанций и знать, каким образом они составляются • знать названия известных Интернет-радиостанций • знать общие правила создания радиопрограмм • знать основные учебные пособия по теории радиожурналистики.
4. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики : учеб. пособие для вузов. М. : Аспект Пресс, 2002.
5. Фатеева, И. А. Медиаобразование : теоретические основы и опыт реализации : монография. Челябинск, 2007. C.34-37.
6. Федоров, А. Медиаобразование в современной России : основные модели / А. Федоров, И. Челышева // Высш. образование в России. 2004. № 8. С. 34-39.
7. Федоров, А. В. Медиаобразование : история, теория и методика. Ростов : ЦВВР, 2001. С. 8.
8. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог : Кучма, 2004. 340 с.
9. Hobbs, R. The Past, Present, and Future of Media Literacy Education / R. Hobbs, А. Jensen // Journ. of Media Literacy Education. 2009. № 1. P. 1-9.
10.Worsnop, C. Screening Images : Ideas for Media Education. Mississauga, Ontario : Wright Communications, 1999. P. Х.
5. Логические
6. Творческие
7. Ориентация в медиапространстве.
Мы видим, что навыки, которые получают учащиеся на занятиях по радиожурналистике, относятся к различным сферам, поэтому действительно являются универсальными. Они будут полезны для общего развития учащегося, его творческой и будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Гудилина, С. И. Инновационная деятельность в области медиаобразования. Образовательные технологии XXI века. М., 2007. 335 с.
2. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории : монография. Томск : Изд-во Том. ин-та информ. технологий, 2009. 322 с.
3. Радиожурналистика : учеб. для вузов / под ред. А. А. Шереля. М. : Изд-во Моск. унта, 2000. С. 455.