Научная статья на тему 'Медиаобразовательные принципы профессиональной подготовки (на примере вузовского обучения менеджеров)'

Медиаобразовательные принципы профессиональной подготовки (на примере вузовского обучения менеджеров) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕДИАВОСПИТАНИЕ / АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеев Владимир Николаевич

Статья посвящена постановке вопроса о медиаобразовательных принципах, разработке данных принципов, а также показу их релевантности на примере профессионального обучения менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательные принципы профессиональной подготовки (на примере вузовского обучения менеджеров)»

формата радиостанции, поскольку сотрудники учебной радиостанции придерживаются разных взглядов и мнений в целом, то это влияет и на информационное и музыкальное наполнение эфира радиостанции. Часто относительно концепции вещания договориться и найти какой-либо компромисс не удается. Это приводит не только к внутренним конфликтам между участниками проекта, но и к самому главному внешнему конфликту, когда невозможно определить формат учебной радиостанции, который должен быть и присутствует практически у всех «настоящих» радиостанций. Поэтому контент как каждого медиаобразовательного проекта, так и медиаобразовательных радиопроектов в целом является уникальным и отличным от коммерческих и государственных радиостанций.

Список литературы

1. Контент [Электронный ресурс]. - иКЬ : Шр://т.'тк:1ред1а.о^/'тк:1/Контент.

2. Контент [Электронный ресурс]. - иКЬ : ЬИр://81оуап.уапдех.га/~книги/Экономический словарь/Контент/.

3. Морозова, А. А. Радиопроекты в медиао-бразовательном пространстве ЧелГУ [Текст] /

А. А. Морозова // Инновации в системе высшего образования: материалы первой всероссийской научно-методологической конференции.

- Челябинск : НОУ ВПО «ЧИЭП», 2010. - С. 199-201.

4. Радиожурналистика [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. А. Шереля. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000.

5. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 2002.

Владимир Николаевич Фатеев

Южно-Уральский государственный университет

МЕДИАОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ)

Статья посвящена постановке вопроса о медиаобразовательных принципах, разработке данных принципов, а также показу их релевантности на примере профессионального обучения менеджеров.

Ключевые слова: медиаобразование, педагогические принципы, медиавоспитание, активное и пассивное медиаобразование, менеджер.

Принципы (от лат. рппСршш - основа, начало) - это основные положения, на которых базируется та или иная деятельность. «Современный словарь иностранных слов» [1. С. 490] дает следующее интересующее нас определение значения этого слова: основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности.

Важность соответствия той или иной сферы основополагающим принципам признается везде. Так, содержание общественных отношений, являющихся объектом российского конституционно-правового регулирования, определяется конституционными принципами (республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм); для общего менеджмен-

та адекватны принципы управления производством, обществом и личностью: например, принципы правовой защищенности управленческого решения, оптимизации управления, наименьшего воздействия, делегирования полномочий, соответствия, автоматического замещения отсутствующего первого руководителя, одноразового ввода информации, повышения квалификации, эффективности организационной структуры [2. С. 67-99].

Когда говорят о принципах образования, как правило, имеют в виду основные требования, которым должна соответствовать система образования на национальном или любом другом уровне. Обычно к принципам образования относят гуманистический характер, общедоступность, адаптивность, единство федерального культурного и образовательного пространства, светский характер, демократизм, открытость

системы образования и т. д. [3. С. 40-41]. Однако вопрос о принципах образования и особенно профессионального образования должен, на наш взгляд, периодически пересматриваться в связи с изменяющимися внешними условиями функционирования системы образования. Так, нам представляется, что - в связи с актуальностью медиаобразования как обязательного компонента современного образования - медиао-бразовательная тема должна найти свое отражение в перечне образовательных принципов.

Но анализ существующей научной и научнометодической литературы показывает, что вопрос формулирования медиаобразовательных принципов еще никем не поднимался. Так, например, в вышедшем в 2010 году первом на русском языке словаре терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности и медиакомпетентности [4] соответствующей словарной статьи нет вообще. В статье о методах медиаобразования есть, правда, упоминание о необходимости медиаобразова-тельной деятельности опираться на некоторые общедидактические принципы (социокультурного развития творческой личности в процессе обучения, научности, систематичности и доступности обучения, связи теории с практикой, наглядности, активности аудитории, перехода от обучения к самообразованию, связи обучения с окружающей действительностью, положительного эмоционального фона, учета индивидуальных особенностей учащихся). Таким образом, значимость общедидактических принципов для медиаобразования - вопрос в достаточной степени решенный, а значимость медиаобразовательных принципов в общем и профессиональном образовании - вопрос даже не поставленный.

Мы считаем, что профессиональное образование, в том числе образование менеджеров, должно опираться на следующие медиаобразо-вательные принципы:

- информационной открытости и обращения к внеучебной информации, размещенной прежде всего в СМИ;

- единства медиаинформирования и медиавоспитания;

- использования активных форм медиаобразования и технологии медиаобразовательного проекта.

Прокомментируем, что мы подразумеваем под каждым из перечисленных принципов и в каких формах мы видим их реализацию в профессиональной подготовке менеджеров.

Принцип информационной открытости и обращения к внеучебной информации, размещенной прежде всего в СМИ

Средства массовой информации и коммуникации - непременный атрибут современного мира. Они обеспечивают циркуляцию информации как необходимого «вещества жизни» и выполняют несколько жизненно важных функций, в том числе познавательную, просветительскую и социализаторскую. В отличие от образовательной системы, которая специализируется на выполнении данных функций, для СМИ они не главные, а второстепенные. Но в жизнь каждого конкретного человека массме-диа входят раньше, чем учреждения формального образования, и их действие продолжается после того, как человек закончит то или иное образовательное учреждение, поэтому средства массовой информации и коммуникации оправданно называют «параллельной школой».

По утверждению Е. А. Бондаренко [5. С. 13], термин «параллельная школа» стал популярным в 1970-е годы. В Европе так называли эффект получения знаний из общедоступных средств массовой информации. Действительно, те или иные исторические факты, например, могут стать известными человеку не только благодаря урокам истории, но и в результате просмотра художественного фильма на историческую тему (исторической драмы, пеплума и т. д.). Знания по разным отраслям науки могут быть почерпнуты из научно-популярных или специализированных СМИ. Предоставляя широкой аудитории немалую долю знаний о мире и обществе, печатные издания, радио, телевидение и Интернет обретают все большее значение в жизни молодого поколения.

Психологи давно убедились в том, что тексты СМИ (медиатексты) для учащегося куда более убедительны, чем слова педагога. Значительная часть информации, представленной в медиатекстах, опирается на факты, которые тесно взаимосвязаны с основами изучаемых в учебных заведениях наук. Но, неконтролируемая педагогами, данная информация может входить в противоречие с учебной литературой, а подчас способна даже формировать искаженную картину мира. Это, однако, не значит, что ее потребление должно искусственно ограничиваться. Данная мера просто невозможна в условиях тотального распространения медиа. Напротив, это значит, что педагоги должны корректировать полученную извне информацию и - в опережающем порядке - рекомендовать

учащимся адекватные источники информации, в том числе конкретные СМИ.

Четыреста лет существует в мире пресса, и, значит, проблеме взаимоотношений системы образования с системой средств массовой информации и коммуникации тоже несколько столетий. Она родилась, потому что медиа обращены к массовой аудитории и доступны множеству людей, значительную часть которых составляют объекты образовательной системы. Еще Ян Амос Коменский в XVII веке использовал в учебном процессе немецкую прессу, так как считал, что газета не только дает полезную информацию из разных областей жизни, но и может оказывать мощное развивающее воздействие, например на лингвистические способности учащихся. В нашей стране периодом активного использования в учебных целях газет в обстановке непригодности старых учебников были первые годы советской власти.

Позже в стране была создана мощная образовательная система с соответствующей инфраструктурой, в том числе информационной (учебники, учебно-методические и методические пособия и т. д.). Однако изолировать ее от системы СМИ и СМК, естественно, не удалось. Многие сообщения СМИ затрагивали материалы и факты, изучаемые в учреждениях формального образования, - и далеко не всегда трактовка этих фактов совпадала с той позицией, которую предлагали преподаватели. В эпоху единых учебников и единой системы средств обучения учебный предмет был единым смысловым потоком, в который иногда вторгались вкрапления из окружающей реальности, т. е. даже тогда для того чтобы реализовать дидактический принцип связи образования с жизнью, учащимся надо было обращаться к «внешним» материалам - газетным заметкам и журнальным статьям, документальным и художественным фильмам, телепередачам.

Когда же поток внешней информации возрос, разнообразие СМИ и рождение новых видов массовой коммуникации кардинально изменили ситуацию. Теперь преподаватель и рад бы иногда изолировать свой предмет от притока параллельной информации, но факты и «мнения» из рекламы, развлекательных передач, мимолетные фразы из блогов, форумов, чатов незаметно, но верно формируют информационный багаж ученика или студента. В результате возникает конгломерат из проверенных науками знаний и запасов сведений, полученных из случайных источников.

Существует также мнение, что традиционная система образования и просвещения как система знаний, передающихся от отцов к детям, не удовлетворяет потребностей сегодняшнего человека, ибо научные знания в XXI веке настолько расширились, что их нельзя изложить в ограниченном количестве учебников. Многие социологи считают, что средства телекоммуникации, распространяя новейшие знания параллельно учителям в школах и профессорам в вузах, выполняют функцию даже не просвещения, а именно образования, и дополняют научные, культурные и общественные познания учащихся и студентов [5. С. 15].

Современная медиасреда - источник «параллельной школы» - за последнее время очень изменилась. Учеными называются основные факторы влияния медиасреды на современного человека: расширение доступа к информации, рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков, рост агрессивности медиасреды. Таким образом, «параллельная школа», с одной стороны, предоставляет дополнительные возможности для системы образования, с другой стороны, является источником серьезной угрозы для официальной школы. Это порождает двоякую задачу педагогам: с одной стороны, приобщать учащихся к неограниченным медиаресурсам, находящимся в свободном доступе в СМИ, а с другой стороны, помогать выстраивать «фильтры» для внешней информации, делать восприятие гибким и непредвзятым, но недоверчивым к броским фактам и яркой упаковке сомнительных теорий.

Какие же источники массовой информации должны быть объектом первоочередного и постоянного внимания субъектов учебного процесса при подготовке менеджеров? Это прежде всего так называемая деловая пресса, возрождение которой произошло в нашей стране в 90-х годах ХХ века в связи с необходимостью удовлетворять информационные потребности новой социальной общности - людей, занятых в управлении общественным производством, в бизнесе. Это и электронная пресса («РБК-ТВ», «Business FM», «Эхо Москвы», «Коммерсант ФМ», СИе1.ги, СИеШп.ги и др.), и печатная (журналы «National Business», «Деловой квартал», «Бизнес-ключъ» и им подобные, газеты «Коммерсант», «Ведомости» и др.). Необходимо знакомить будущих менеджеров и с корпоративными изданиями, при этом необходимо добиваться понимания принципиального отличия

информации, размещенной в «полноправных» СМИ, от информации, публикуемой в корпоративных СМИ (равно как в партийной прессе, официальной прессе государственных и муниципальных структур, прессе религиозных организаций и других так называемых инструментальных СМИ), и это, на наш взгляд, одна из ключевых задач медиаобразования, которая и должна решаться в процессе знакомства с прессой будущих специалистов.

Таким образом, основными параметрами реализации первого медиаобразовательного принципа в процессе подготовки менеджеров являются следующие:

- основной объект изучения медиасреды студентами-менеджерами - деловая пресса во всем богатстве своих проявлений;

- попутные медиаобразовательные задачи -стимулирование обращения к деловой прессе, освоение ее специфики; знакомство с типологией прессы вообще, с основными сущностными характеристиками ее классов, видов, подвидов и т. д.; понимание принципиальных различий между журналистикой и РЯ, рекламой и другими видами инфокоммуникационной деятельности; формирование адекватных мировоззренческих и ценностных ориентаций в отношении элементов информационной среды.

Принцип единства медиаинформирования и медиавоспитания

Одним из основополагающих начал педагогики является принцип единства воспитания и обучения, в постсоветское время несколько поколебленный, но все-таки устоявший перед натиском сторонников «чистого» обучения. Он заявлен в ныне действующем Законе об образовании, однако реальная педагогическая практика в постперестроечное время отличалась недоверием к воспитательным задачам, которые связывались с нивелированием личности, ее уникальности, самобытности, свободы и духовности. Только в 2004/05 учебном году в рекомендательных документах образовательного министерства учебный процесс вновь был официально назван учебно-воспитательным.

Несмотря на это, применительно к медиаобразованию тезис о единстве воспитания и обучения недостаточно учитывается педагогами, в основном сосредоточенными на медиаинформировании учащихся. Это противоречит самой природе СМИ и СМК, которые, наряду с информационной функцией, эффективно выполняют функцию социально-педагогическую, под которой понимается прямое воздействие

на аудиторию с целью формирования определенных ценностных установок и побуждения к определенной линии поведения. Таким образом, система массовой информации и коммуникации потенциально обладает мощнейшим воспитательным воздействием и в этом смысле может быть действенным помощником педагога-воспитателя или его опасным антогонистом - в зависимости от вектора воздействия.

«Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности» А. В. Федорова не дает термина «медиавоспитание», заменяя его на «воспитание медийное», и при этом весьма своеобразно трактует воспитательные возможности СМК. С одной стороны, он признает, что медийное воспитание - это составная часть воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника, система приобщения к духовным, эстетическим, нравственным, ментальным общечеловеческим ценностям в процессе восприятия и анализа медиатекстов и медийной деятельности. С другой стороны, автор словаря со ссылкой на Н. Ф. Хилько ограничивает направленность данного процесса только на усвоении медийной культуры, изучении закономерностей ее происхождения, развития и функционирования [4. С. 12].

С данным ограничением мы согласиться не можем - так же, как и с единственным на сегодняшний день определением медиавоспитания как такового, принадлежащим Г. П. Максимовой: «медиавоспитание - направление в педагогической теории и практике, ориентированное на преодоление противоречия между общечеловеческими ценностями и личными смыслами, выраженными совокупностью медиасредств» [6. С. 22]. Данное определение исходит из предвзятого отношения к системе СМК как «рассаднику» антидуховного воздействия, характерного для протекционистской («защитной», «инъекционной») теории медиаобразования. Для нас характерно более конструктивное отношение к средствам массовой коммуникации, поэтому мы предложили бы следующее определение медиавоспитания, с одной стороны, «скрещивающее» подходы Н. Ф. Хилько, А. В. Федорова и Г. П. Максимовой, с другой стороны, корректирующее каждый из них: медиавоспитание - направление в педагогической теории и практике, акцентирующее воспитательный потенциал массмедиа, использующее этот потенциал для приобщения аудитории к духовным, эстетическим, нрав-

ственным, ментальным общечеловеческим ценностям в процессе восприятия, анализа и создания медиатекстов, то есть в процессе медиадеятельности.

Реализация медиавоспитательных целей в университете в идеале способствует насыщению медиапространства ценностно-смысловой составляющей и культивированию наличия самого факта ценности цели для личности в университетский период жизни; при этом на первое место выходят коммуникативные, творческо-деятельные и социопрофессиональ-ные устремления личности. Практически педагогам, как показывает опыт, вполне по силам добиваться в рамках учебной и внеучебной деятельности в вузе практического освоения студентами технологий массовой коммуникации (кино- и видеосъемки, выпуск печатного, радийного, теле- или Интернет-проекта), а также сформированности собственной системы ценностных ориентаций студентов как основы для создания ими медиатекстов в рамках ме-диаобразовательных проектов.

С учетом многоаспектности влияния на личность медиавоспитательных процессов, Г. П. Максимова предлагает представлять медиа-воспитательную среду как многомерное пространство и опираться на многоступенчатые технологии воспитательного процесса, под которыми она понимает многомерность интегрированных технологических процессов (techno

- искусство, мастерство, умение, logos - слово, наука), одновременно присутствующих в различных пространствах (сознании, реальной действительности, виртуальных средах, окружающих личность студента); развитие воспитательных пространств средствами интеграции педагогики и искусства; креативность характера модернизации организационноуправленческой системы высшей школы.

Автор методики многоступенчатой технологии воспитательного процесса опробовала ее в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ», автор данной статьи применил ее на факультете сервиса и туризма Южно-Уральского государственного университета, где он трудится в качестве зам. декана по внеучебной и воспитательной работе. Так, в 2009/10 учебном году студенты факультета активно сотрудничали с корпоративной газетой ЮУрГУ «Технополис» (основана 6 декабря 1956 г., до 1997 г. называлась «Политехнические кадры», на сегодняшний день вышло более 1700 выпусков; формат А3, тираж от 3 000

до 7 000 экз., распространяется бесплатно). Среди медиаинтересов студентов факультета особенно популярна фотография: на факультете периодически выпускается фотогазета, вызывающая постоянный интерес учащихся, преподавателей и сотрудников. Кроме того, выходят новостные и тематические листки-молнии. В проекте - выпуск факультетской газеты. Гордость университета - собственный телеканал «ЮУрГУ-ТВ», имеющий лицензию на вещание и действующий как городской. Жизнь факультета сервиса и туризма постоянно освещается на канале (в программах «Молодежный проспект», «Новости ЮУрГУ-ТВ», «ЮУрГУ спортивный», «Окно в кино», «Вагон СВ» и др.). В качестве прямого вклада в развитие канала можно отметить следующее: весной 2010 года студенты факультета сервиса и туризма принимали участие в анкетировании в рамках исследования эффективности университетского телевидения (название исследования - «Вузовское телевидение как средство формирования корпоративной культуры вуза», автор Т. И. Сидорова, опрошено более 500 чел.). Опрос дал объективную информацию, на основе учета которой возможно осуществить качественное совершенствование деятельности канала и других медиасистем университета и факультета.

В результате организации медиавоспитания на основе многоступенчатой технологии, когда творчество является одновременно целью, средством и результатом медиавоспитания, удалось вывести воспитательный процесс на факультете на качественно новый уровень. Креативный характер воспитания позволил нам проследить на практике изменение сознания студентов, осуществляющих активную деятельность в студенческом самоуправлении и общественной работе. Мы подтверждаем вывод Г. П. Максимовой о том, что в настоящее время копирование прошлых воспитательных форм и методов не всегда воспринимается студентами с должным положительным отношением, тогда как медиавоспитание органично вписывается в реальную жизнь современного студента, привнося в нее творческое начало для самореализации и самоопределения. Такой процесс естественен, поскольку Интернет, телевидение, DVD, мобильная связь, SMS-сообщения и т. д. стали дополнительной средой обитания современного молодого человека.

Таким образом, процесс медиавоспитания может быть использован как перспективное направление в педагогической науке и практике,

при котором традиционные досуго-спортивно-культурологические системы самоуправления и соуправления в медиапространстве могут быть укрупнены как положительный опыт результата медиавоспитания, сопутствующего медиаинформированию. Интеграция медиаобучения и медиавоспитания является общемировой тенденцией. Так, в Германии главными направлениями медиапедагогики (Medienpedagogik), заслужившей всеобщее признание педагогов, оправданно являются Mediendidaktik (массме-диа в обучении) и Medienerziehung (массмедиа в воспитании) [7. С. 66]. Думается, что подобная структуризация медиаобразования произойдет и в нашей стране.

Принцип использования активных форм медиаобразования и технологии медиаобразова-тельного проекта

Отличительная особенность современных СМИ - это их интерактивность, под которой понимаются предусмотренные авторами медиатекстов возможности для прямой/живой обратной связи, диалога СМИ с аудиторией (с помощью телефонной, видео, спутниковой, интернет-связи и т. д.) [4. С. 17]. Интерактивность СМИ делает предпочтительным активный или смешанный по формам реализации тип медиаобразования перед пассивным.

Образование в области массмедиа именуется пассивным, если направлено на формирование только пользовательских знаний, навыков и умений; в этом случае обучающийся осваивает роль реципиента массово-коммуникационных процессов. Активное же медиаобразование (в английской традиции для него часто используется особый термин media studies) - это такое, которое направлено на приобретение учащимся навыков активного коммуникатора и реализуется через его участие в разработке и реализации того или иного медиаобразовательного проекта, т. е. газеты, журнала, бюллетеня, теле- и радиопрограммы, документальных, анимационных и других фильмов, Интернет-сайтов, CD- и DVD-проектов, созданных с образовательными целями. Учеными доказано: непосредственное участие учащегося в выпуске медиапродукта, создание им медиатекстов в рамках проекта с образовательной точки зрения гораздо эффективнее пассивных форм медиаобразования. Вот как об этом пишет И. В. Жилавская: «Если хотя бы один раз начинающий автор самостоятельно подготовит сюжет для программы новостей, либо напишет информационную заметку, он скорее освоит инструментарий журналистики,

поймет уровень ее объективности, обнаружит возможности и технологии манипулирования общественным сознанием» [8].

Здесь действует общепсихологический закон, в соответствии с которым из того, что мы читаем, мы запоминаем 10 %, из того, что слышим, - 20 %, из того, что видим, - 30 %, из того, что слышим и видим, - 50 %, из того, что говорим, - 70 %, а вот из того, что делаем сами, - 90 %. То есть даже с точки зрения запоминаемости информации то, что сопряжено с нашими действиями, обладает большей эффективностью и результативностью. Но нужно иметь в виду, что образование - это не только усвоение информации, в этом процессе задействованы, наряду с памятью, все без исключения психические механизмы. И подобно тому, как активный отдых, несмотря на физическую утомляемость, которую он иногда приносит человеку, является наиболее действенным способом отдыха, активное медиаобразование - наиболее действенный вид медиаобразования. Это аксиома, поскольку закономерности, характеризующие все четыре основные формы общественной деятельности (труд, отдых, учебу и быт), в том числе с точки зрения их результативности, практически одинаковые.

Единственная оговорка: требование использования исключительно активных форм медиаобразования, особенно в наше время и в наших конкретных условиях, было бы завышенным, поэтому мы остановимся на компромиссном варианте - будем считать принципиальным хотя бы частичное использование активных форм наряду с пассивными (смешанное медиаобразование). Идеальным способом реализации третьего медиаобразовательного принципа в условиях факультета, обучающего менеджеров, является запуск на факультете собственного медиаобразовательного проекта (газеты, проводного радио, интернет-сайта и др.), в котором бы все виды работ (в том числе медиа-менеджерских, связанных с привлечением сторонних средств, например в виде рекламных денег) выполнялись студентами факультета под руководством медиакомпетентных преподавателей.

Таким образом, все три предлагаемых нами медиаобразовательных принципа (принцип информационной открытости и обращения к внеучебной информации, размещенной прежде всего в СМИ; принцип единства медиаинформирования и медиавоспитания и принцип использования активных форм медиаобразования

и технологии медиаобразовательного проекта) откомментированы нами, в том числе на конкретном образовательном материале - на примере программы основного образования менеджеров. Несколько заключительных замечаний.

Первый принцип можно соотнести с известным из общего менеджмента принципом парашюта. В соответствии с ним структуры определенного типа могут эффективно функционировать только в открытых системах. Образование, безусловно, относится к таким институтам; оно тем более эффективно, чем более открыто (под открытым образованием мы подразумеваем не просто образовательную структуру, использующую дистанционные формы обучения и снимающую некоторые естественные ограничения образовательного процесса в традиционных учреждениях, а образование, привлекающее к решению образовательных задач другие институции, в том числе средства массовой информации и коммуникации, именуемые «параллельной школой»).

Второй медиаобразовательный принцип есть переформулирование общепедагогического принципа единства обучения и воспитания применительно к медиаобразованию. Если первый принцип сформулирован нами, исходя из признания колоссальных возможностей массмедиа в плане предоставления населению различной информации, релевантной с точки зрения решения обучающих задач, то второй принцип основывается на не менее эффективном социально-педагогическом воздействии СМИ и СМК, сила их влияния в этом плане поистине огромна. Вслед за Г. П. Максимовой мы считаем термин «медиавоспитание» вполне адекватным и даем этому понятию оригинальное определение.

Третий медиаобразовательный принцип, постулирующий использование активных форм медиаобразования и технологии медиаобра-зовательного проекта, вытекает из субъектнодеятельностной теории в психологии и сам в свою очередь является теоретической базой для решения вопроса о технологиях медиаобразования. Предпочтение, оказываемое нами активным формам медиаобразования, объясняется не нашими субъективными пристрастиями, а объективным характером современных медиа, выражающимся в их интерактивности.

Наше обращение к вопросу о медиаобра-зовательных принципах, на наш взгляд, также

имеет объективный характер: медиаобразование признано во всем мире в качестве необходимого компонента общего образования, при этом теоретических выводов о необходимости привнести медиаобразовательную составляющую в набор общепедагогических принципов не сделано (по крайней мере, в нашей стране),

и, соответственно, попыток сформулировать такие принципы не предпринималось. Предложив свои формулировки, мы предоставляем образовательному сообществу возможность начать дискуссию по данному вопросу и в конце концов совместными усилиями устранить явный теоретический пробел в педагогике.

Список литературы

1. Современный словарь иностранных слов [Текст]. - М. : Рус.яз., 1992. - 740 с.

2. Кнорринг, В. И. Искусство управления : учебник [Текст] / В. И. Кнорринг. - М. : Изд-во БЕК, 1997. - 288 с.

3. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский.

- М. : Высшая школа, 2004. - 512 с.

4. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.

5. Бондаренко, Е. А. СМИ как «параллельная школа»: проблемы и решения [Текст] / Е.

A. Бондаренко // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования -2010 : сб. материалов Всероссийской научнопрактической конференции : в 2 т. Т. 1. - М. : Факультет журналистики МГУ, 2010. - С. 13-22.

6. Максимова, Г. П. Медиавоспитание в высшей профессиональной школе [Текст] / Г. П. Максимова. - Ростов н/Д. : ИПО РГПУ, 2006.

- 180 с.

7. Онкович, А. В. Медиаобразование как интеллектуально-коммуникативная сеть в диалоге культур [Текст] / А. В. Онкович // Медиаобразование: от теории - к практике / сост. И.

B. Жилавская. - Томск : Изд-во Томского ин-та информац. технологий, 2008. - С. 61-68.

8. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории [Текст] / И. В. Жилавская.

- Томск : ТИИТ, 2009. - 322 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.