ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.013.75
АннаАнатольевна Морозова
Челябинский государственный университет
РОЛЬ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОЕКТОВ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ КЖИЗНИВ ИНФОРМАТИЗИРОВАННОМ СОЦИУМЕXXIВЕКА
В данной статье рассматривается специфика медиаобразовательных занятий (в частности активного метода освоения знаний, умений и навыков посредством медиаобразователъного проекта) в подготовке школьников к жизни в информатизированном социумеХХІ века.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, медиаобразовательный проект, информатизация, информатизированный социум.
XXI век - это время, в которое в любой сфере жизни общества первостепенную роль играют средства массовой информации. «Нынешнее общество часто называют информационным, а основным его ресурсом выступают информация и знания, основным продуктом производства и потребления становятся информация и средства телекоммуникаций» [1. С. 125], что предъявляет новые требования к современному человеку - требования медиаграмотности. К тому же медиатизированный социум насыщен не только информацией положительного характера. Информационное пространство имеет достаточно разносторонний контент, значительная часть которого состоит из материалов противоречащих правде, нормам этики и морали. Каждый индивид, а особенно подрастающее поколение, должны уметь разбираться в информационных потоках, распознавать недостоверную и некачественную информацию, пользоваться авторитетными источниками и СМИ. «Чрезвычайно важное значение в этом процессе имеет медиакультура молодого человека, которая формируется в результате медиаобразования» [1. С. 5]. Поэтому медиаобразование для школьников играет важную роль в подготовке будущих граждан к жизни в информационном обществе. Не менее продуктивным видом занятий для этих целей в рамках медиаобразования является создание медиаобразовательных проектов.
Обратимся к термину медиаобразователь-ного проекта. На наш взгляд, медиаобразовательный проект - это имеющая медиаобра-зовательные цели деятельность в сфере журналистики (печати, телевидения, радио или Интернет-журналистики), направленная на
достижение заранее определенного результата и создание уникального журналистского продукта, если при ней используется активный метод освоения теоретических и практических знаний и умений.
Иными словами медиаобразовательный проект в самом его распространенном виде -это школьные, студенческие, детские, юношеские, молодежные СМИ (газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, Интернет-порталы), которые учащиеся создают сами.
Медиаобразовательные проекты могут создаваться в рамках профессионального и массового медиаобразования. В первом случае это так называемые учебные СМИ факультетов журналистики, где в рамках профессионального журналистского образования студенты учатся будущей профессии. В нашей статье мы поговорим о втором типе медиаобразовательных проектов, которые создаются в процессе массового медиаобразования для школьников (это различные кружки по журналистике, коммерческие школы журналистики и так далее).
С одной стороны, занятия радиожурналистикой в рамках массового медиаобразования могут иметь характер допрофессиональной подготовки, с другой - «массовое медиаобразование обращено к массовой аудитории и готовит компетентных потребителей медиа» [3], поскольку далеко не все школьники, принимающие участие в создании учебных СМИ, потом поступают на факультеты журналистики или планируют поступать именно туда.
Вне зависимости от цели, массовое медиаобразование решает и вопрос подготовки школьников к жизни в информатизированном социуме XXI века, а медиаобразователь-
ный проект является одной из самых целесообразных форм обучения, поскольку «такая взаимосвязь теории и практики обусловлена возрастными особенностями старшеклассников, которые еще не могут воспринимать тот теоретический материал, который предлагают учебники журналистики для высших учебных заведений, не могут работать над творческими заданиями, как взрослые профессиональные журналисты. Поэтому теория в профильном кружке журналистики должна быть строго дозированной и подкреплена практической деятельностью....» [1.С. 140].
Результатом такой медиаобразовательной деятельности являются:
1. Медиаграмотность:
• развитие способностей к восприятию информации и медиатекстов;
• создание медиатекстов (печатной или электронной статьи, теле- или радиопрограммы);
• анализ медиатекстов;
• понимание социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире.
2. Повышение общего уровня умений и навыков (например, повышение уровня грамотности русского языка, обращения с компьютером и прочей техникой, получение навыков верстки и монтажа, и так далее).
3. Формирование коммуникативной культуры личности современных школьников:
• формирование нового уровня мышления, памяти и внимания;
• формирование навыков самоанализа и самооценки;
• развитие чувства собственного достоинства;
• развитие навыков общения и взаимопонимания в группе сверстников.
4. Интернет-грамотность
• ориентированность в интернет-источниках;
• знание структурных элементов Интернета;
• знание истории и особенностей развития Интернета;
• понимание онлайн-журналистики как нового способа существования СМИ;
• владение принципами работы с интернет-источниками;
• владение техническими навыками работы с Интернетом;
• умение работать в поисковых системах;
• умение подвергать интернет-контент критическому анализу;
• умение систематизировать полученную из интернет-источников информацию;
• понимание важности Интернета для самообразования и саморазвития.
Теперь рассмотрим подробнее, как реализуются вышеобозначенные принципы в рамках медиаобразовательных проектов.
Как отмечают известные исследователи (В. Гура, А. Короченский, В. Монастырский, С. Пензин, Л. Усенко, А. Федоров, J. Pungente,
I. Rother, D. Suess, Ch. Worsnop) медиаграмотность (media literacy, media education) -результат процесса медиаобразования [2]. Медиаграмотность является одновременно и целью медиаобразовательного процесса, и его конечным результатом. Поэтому достаточно банален, но в то же самое время важен вывод о том, что достижение медиаграмотности как результата при выпуске медиаобразовательных проектов играет первостепенную роль в подготовке школьников к жизни в информационном социуме XXI века.
Медиаграмотность как «умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст» [2] необходима любому современному человеку, поскольку практически любая сфера деятельности сейчас подразумевает собой умение работать с информацией. В процессе выпуска учебных СМИ школьники получают эти знания «изнутри», в процессе освоения эмпирического медаиматериала посредством его производства. При создании печатной или электронной статьи, теле- или радиопрограммы на различные темы школьники приходят к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире; учатся сравнивать и адекватно воспринимать как собственные, так и посторонние журналистские материалы; подготовка статьи или программы подразумевает поиск информации - школьники учатся выделять достоверные сведения и источники среди прочих; в рамках выбора темы для учебного материала педагог направляет школьников по пути тематик, не противоречащих правде, нормам этики и морали, формируя тем самым определенный уровень культуры учащихся.
Повышение общего уровня умений и навыков также играет важную роль в жизни в информатизированном социуме. Современные средства коммуникации обязывают каждо-
го социализированного человека к владению группами универсальныхумений и навыков:
Речевые навыки: уметь правильно выражать свои мысли как письменно, так и устно; знать основные правила русского языка; уметь сокращать любой текст и пользоваться словарями, знать орфографию и пунктуацию русского языка.
Технические навыки: пользоваться техническими средствами: компьютером, умение производить аудио- и видеозапись, делать простой монтаж; умение работать с основными компьютерными программами.
Творческие навыки: уметь импровизировать, выдвигать интересные идеи, свободно мыслить, привлекать внимание.
Все эти навыки формируются в процессе работы школьников над созданием медиаобра-зовательных проектов. Речевые, технические и творческие навыки формируются на всех этапах: в процессе поиска идеи материала, написания медиатекста, в процессе его записи, монтажа (для теле- и радио), набора текста, верстки, публикации, размещения готового продукта Интернете.
В будущем все эти умения и навыки помогут молодежи чувствовать себя комфортно как в общественной жизни информатизированного социума, так и в профессиональной деятельности, которая в большинстве случаев подразумевает владение этими умениями и навыками.
«Работа» в учебных СМИ безусловно формирует коммуникативную культуру школьников, которые сейчас в связи с превалированием Интернет-коммуникации, имеют в реальной жизни серьезные проблемы с общением. «.сегодня по данным статистики, 80 % старшеклассников испытывают трудности в процессе общения с людьми» [1. С. 140]. В процессе подготовки материалов для учебных печатных изданий, теле- и радиопрограмм школьники создают собственную модель коммуникации между собой и с преподавателем, подразумевающую во всех направлениях коллективную ответственность, учатся брать интервью, налаживать контакты и общаться с незнакомыми людьми, которые зачастую могут быть достаточно известными личностями как в городе, так и в стране. Благодаря этому подросток учится оценивать себя адекватно, развивает чувство собственного достоинства, что является немаловажными качествами в жизни в современном обществе, поскольку «для современного общества в ближайшие годы будет характерно еще большее усиление влияния
средств массовой информации и коммуникации на все сферы жизнедеятельности личности человека» [1. С. 140].
Что касается Интернет-технологий, то они действительно оказывают непосредственное влияние на учебные проекты. Сейчас не только у каждой профессиональной радиостанции, телекомпании или газеты есть свой сайт в Интернете, но такая практика присуща и медиаобра-зовательным проектам. Например, школьное радио «Мозаика» (МОУ СОШ № 104, г. Челябинск), коммерческий проект «Kids & Ideas» (г. Челябинск), школьная газета «Переменка» (МОУ СОШ № 24, г. Псков), «ТиН-газета» (г. Кыштым, профиль в блоге) имеют свои сайты в Интернете. До появления сети Интернет их известность за пределами учебного учреждения была нулевая. Теперь же их можно рассматривать как полноценных субъектов медиапространства. По сути, они могут использовать все те же Интернет-технологии, которыми пользуются профессиональные средства массовой информации.
«Потенциал сети Интернет связан не только с распространением накопленной человечеством информации, сколько с развитием творческих и личностных качеств современной молодежи» [1. С. 125]. Но не только молодежь сейчас пользуется Интернетом, его активно осваивают и школьники среднего и старшего звена. В подготовке учебных изданий, телерадио программ первостепенную роль играют Интернет. Он выступают как источник информации при создании учебных медиатекстов, так и является непосредственно самой базой для размещения готового учебного продукта в Сети. Поэтому для того чтобы найти материал для подготовки статьи или передачи, нужно уметь выделять достоверную информацию из тысячи источников, уметь ее систематизировать, владеть техническими принципами работы в Интернете. Это также не менее важно для создания и наполнения сайта, поскольку «стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, наблюдающееся в России в последнее десятилетие, выдвигает новые требования и к современному образованию» [1. С. 140], в том числе и медиаобразованию, когда следование тенденциям времени становится необходимым условием существования и развития любой сферы деятельности. «От того, каким образом молодое поколение впишется в современный исторический контекст, насколько органично и ответ-
ственно воспримет модернизационную модель экономики, целенаправленно освоит новые коммуникативные и медиатехнологии, будет зависеть будущее не только нашей страны, но и цивилизации в целом» [1. С. 5].
Несмотря на индивидуальность моделей обучения в рамках медиаобразования, уникальность каждого учебного СМИ, ключевых целей какого-либо медиаобразовательного проекта, большинство медиапедагогов, журналистов и исследователей данной проблемы сходятся в одном - медиаобразование, в том числе проектный метод его освоения - это не только обучение умениям и навыкам медиадеятельности, но и «формирование личности, готовой к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1.С. 140].
Список литературы
1. Молодежь и медиа : цели и ценности : сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции [Текст]. - М. : РИЦ, 2011.
2. Медиаграмотность. Терминологический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.mediagram.ru/dictionary/ (дата обращения 31.05.2012).
3. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации [Текст] : моногр. / И. А. Фатеева. - Челябинск, 2007. С. 35.
УДК 37.013.2
Елена Юрьевна Панова
Челябинский государственный университет
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙПРОГРАММЫ В РАМКАХПОДГОТОВКИМАГИСТРАЖУРНАЛИСТИКИ
Предметом внимания в статье становятся проблемы, возникающие сегодня в процессе подготовки магистров в региональном вузе. Также приводится пример возможной организации курса сучетом обозначенных сложностей.
Ключевые слова: магистратура, третий ФГОС, журналистика, учебная программа.
Перспективы, мощный научный и практический потенциал магистратуры сегодня очевидны; наравне с бакалавриатом, это данность современного учебного процесса, не зависимо от личных отношений и оценок в сравнении с привычным и годами отработанным специали-тетом. Но несмотря на это, в целом разработка и реализация (что еще более важно) магистерских программ нуждается в концептуализации и уточнении.
Поэтому предмет предлагаемого рассуждения - сложности, своевременное устранение которых позволит оптимизировать процесс обучения в зримые сроки, «наладить» его, сделать понятным для всех участников образовательного процесса. Не секрет, что «теоретическая модель» магистратуры, ее ожидаемый результат отличается от реальной формы ее существования. Вот об этих «отличиях», проблемах, с которыми сталкиваются и студенты, и преподаватели, неожиданных и предсказуемых, - речь ниже.
Самая главная на сегодняшний момент -проблема магистрантов без базового журна-
листского образования (например, филологи, историки (в т. ч. религиоведы), управленцы, юристы). Необходимы какие-то модульные программы (видимо, дополнительные) для оперативной и в то же время качественной ликвидации этого разрыва. Иначе получается, что мы даем теоретические знания студентам, далеким от журналистики, ее базовых понятий. Существующий на данный момент дефицит студенческого контингента не позволяет поделить их на две группы: начального и «продвинутого» уровня. Дополнительные организационные сложности создает «наложение» бакалавриата, магистратуры и специалитета: разные сроки обучения, учебные планы, стандарты и т. д.
Из регулярного общения со студентами возникает стойкое ощущение, что они не понимают целостного и комплексного характера магистратуры как надстройки над бакалавриатом, в силу недопонимания, что такое магистратура в целом. Отсюда же происходит и так называемое несовпадение «горизонтов ожидания»: они