Научная статья на тему 'РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ'

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — T.H. Сорокина, H.К. Барсукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A significant discrepancy in the work capacity of 6-year-old children was observed in 2 groups of children functionally prepared and unprepared for schooling. Work capacity indices in most of the children in the latter group were found to be lower throughout a school year, both in the kindergarten and at school. The curriculum and the methods used affect the dynamics of work capacity in 6-year-old children. School training has a negative impact on their work capacity, while the conditions of a kindergarten preparatory group enhance it. The obtained evidence shows that the latter type of framing is more suitable for children of this age group. This conclusion is also supported by a more favorable dynamics in the health status of functionally unprepared children trained in kindergartens.

Текст научной работы на тему «РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ»

Сухарев А. Г. и кн.: Клиника заболеваний, физиологии и гигиена в подростковом возрасте. Под ред. Г. Н. Сер-дюковской н др. М., 1979, с. 435—441.

Харкопенко Н. М. — В кн.: Реабилитация больных с профессиональной патологией в условиях научно-технического прогресса. Донецк, 1979, с. 40—41.

Поступил* 16.02.83

Summary. The impact of the routine and training conditions on the functional state of students trained in vocational schools to become electric mine car drivers is studied. The dynamics of training showed a certain tension of the cardio-vascular and central nervous systems in the students. The recommendations made focus on the improvement of training and working conditions.

УДК 371.7:612.826.81-053.4

Т. Н. Сорокина, Н. К. Барсукова

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В связи с программой Министерства просвещения СССР Министерства здравоохранения СССР о переводе в порядке опыта учащихся начальных классов ряда общеобразовательных школ на пятидневную учебную неделю и введении обучения детей с 6-летнего возраста в нашей стране проводится широкий эксперимент по обучению 6-летних детей в подготовительных группах детских садов и подготовительных классах общеобразовательных школ. Поданным Министерства просвещения СССР, в одиннадцатой пятилетке в подготовительных группах детских садов будет обучаться более 3 ООО ООО, а в экспериментальных подготовительных классах школ — более 1 ООО ООО детей 6-летнего возраста.

По многочисленным данным гигиенистов, 6-летние дети испытывают существенные трудности в процессе обучения. Переход к обучению с 6 лет требует обязательной перестройки программ и учебных планов, режима учебных занятии, методов преподавания с учетом возрастных возможностей детей. Одной из основных причин трудностей является функциональная неготовность ребенка к обучению, или «школьная незрелость». У 6-летних детей она встречается значительно чаще (6,7— 51%), чем у 7-летних (0—14%).

Цель данной работы заключалась в изучении работоспособности 6-летних детей с разной степенью функциональной готовности к обучению. Изучение проводили при различных формах организации обучения. Под наблюдением находились дети, обучающиеся на 5-дневной неделе в подготовительном классе школы № 237 Москвы (группа А) и в 2 подготовительных группах детских садов: № 296 (группа Б) и № 342 (группа В).

В группах А и Б дети обучались по программе, которая предусматривала ежедневно 4 учебных занятия по 35 мин (3 утром и 1 во второй половине дня) — всего 20 учебных часов в неделю (программа разработана НИИ школ Министерства просвещения РСФСР). В группе В дети занимались по программе, разработанной НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Они имели ежедневно по 3 35-минутных занятия (в утренние часы) — всего 15 учебных часов в неделю. В группах Б и В дети днем спали.

Влияние различных форм и программ обучения на функциональное состояние детей оценивали по показателям работоспособности (при выполнении дозированного задания типа корректурных проб), учебной активности и двигательного беспокойства (хронометражные наблюдения за деятельностью детей на занятиях). Оценивали также изменения в состоянии здоровья детей1.

В начале учебного года у всех детей была определена степень функциональной готовности к обучению по критериям, предложенным Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР, в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу». Всего под наблюдением находилось 83 ребенка, 20 (24,1%) из них были признаны функционально неготовыми к обучению. |

Сравнительный анализ показателей работоспособности, учебной активности и двигательного беспокойства на занятиях у детей, функционально готовых и неготовых к обучению, позволил выявить определенные различия как в исходном уровне этих показателей, так и в характере их динамики на протяжении учебного дня, недели, года.

Анализ дневной динамики работоспособности в начале учебного года показал, что дети функционально незрелые (неготовые к обучению) выполняли дозированные задания с меньшей скоростью, чем функционально зрелые. Существенно худшей была у них и точность выполнения заданий.

Как видно из табл. 1, функционально незрелые дети групп А и Б имели уже в начале учебного дня крайне низкий (меньше единицы) комплексный показатель работоспособности (коэффициент П, отражающий отношение числа отлично и хорошо выполненных работ к числу неудовлетворительных и плохих). В динамике учебного дня наблюдалось снижение комплексного показателя как у функ- + ционально готовых, так и неготовых к обучению в школе. В группе В различия исходных изучае-

1 Состояние здоровья детей оценивалось сотрудниками отдела изучения состояния здоровья детей Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.

Т а б л и ц а I

Дневная динамика комплексного показателя работоспособности функционально зрелых и незрелых детей в течение учебного

года (средние данные более 1000 исследований)

Начало года Ссредииа года Конец года

Группа детей «о Уроков после 2-го урока после 3-го урока после про- гулки в конце ДНЯ* до уроков после 2-го урока после 3-го урока после прогулки в конце дня« ДО УРО-клв поо1е 2-го урока после 3-го урока после прогулки р. конце дня*

А: зрелые незрелые Б: зрелые незрелые В: зрелые незрелые 8 0,63 1,73 0 1 0,15 — 1,27 0,16 7,3 0,75 1,83 0,4 3 0,2 2,2 0,4 3,8 0,17 4.7 0 2.5 0,42 1.9 0 2,3 0,12 0.48 0

3.7 0,72 2,03 0,08 2,67 0,40 3,64 0,6 11.2 0,67 3,4 0,3 0,78 0 1,5 0,46 0,53 0,11 2,6 0,5 2.5 1,57 0,76 0,37 0,82 0,45 1.9 0,5 2,5 0,67

2.8 3.1 1,4 1,6 1,1 0,8 1,5 0,4 1,7 1,6 3,3 1,5 1,2 0,7 0,6 0,6 1 2,8 1.1 2 2,9 3,3 0,8 0,7 1 0,9 0,6 0,4 3,3 2,3

* Время последнего исследования в группах А и Б совпадало с концом 4-го занятия, в группе В вместо 4-го занятия дети играли.

Таблица 2

Распределение типов кривых работоспособности и двигательного беспокойства функционально готовых и неготовых детея (средние данные более (ООО исследований)

Начало года Середина года Конец года

Группа детей тнп кривых работоспособности. % двигательное тип кривых работоспособности, '/, двигательное тип кривых работоспособности, % двига-

благоприятный неблагоприятный беспокойство. % благоприятный неблагоприятный беспокойство. % благоприятный неблагоприятный беспокоА-ство. '/.

А: Б: В: зрелые незрелые 46,2 3,6 25 78,6 — 63,5 29 7,7 45,2 19,4 18,8 60 9,1 17,3 81,8 25.4 29.5

зрелые незрелые 63,1 15 17,4 45 15,9 17,4 42,4 33,3 22,2 52,4 18,1 20,6 40,7 27,0 24,6 53,8 5,4 7

зрелые незрелые 48,3 45,6 24,1 14,7 15,7 20,7 34,1 25,8 33,2 34,8 12,1 16,5 40,2 33,8 31 26,2 16,3 15,3

мых показателен у детей функционально зрелых и незрелых были менее выражены, чем у детей 2 других групп. Возможно, это объясняется тем, что программа НИИ дошкольного воспитания рассчитана на 2 года и обследованные нами дети занимались по ней второй год. Однако и в этой группе отмечаются определенные различия в работоспособности функционально зрелых и незрелых детей. У последних под влиянием учебной нагрузки коэффициент П к концу 3-го урока снижался до 0,8.

В группах А и Б у функционально незрелых детей по сравнению с функционально готовыми к обучению в 3 раза выше процент кривых работоспособности неблагоприятного типа (табл. 2). В группе В различие между числом неблагоприятных кривых у функционально зрелых и незрелых детей меньше.

У функционально неготовых к обучению детей двигательное беспокойство в процессе учебных занятий оказалось выше по сравнению с их функционально зрелыми сверстниками.

Различия в показателях работоспособности между функционально зрелыми и незрелыми детьми в группах А и Б сохранялись на протяжении всего учебного года: в его середине у функционально незрелых детей по сравнению с функционально зрелыми значительно ниже скорость работы, больше число ошибок, коэффициент П в конце 3-го урока приближается к нулю (т. е. отсутствуют отлично и хорошо выполненные работы — см. табл. 1). В конце учебного года у детей группы А комплексный показатель работоспособности уже в начале учебного дня равен нулю. Крайне низкие его значения сохраняются на протяжении всего учебного дня. У функционально зрелых детей в этой группе исходный (до уроков) коэффициент П в конце учебного года также снижается, однако он еще достаточно высок и лишь во второй половине дня, к концу 4-го урока, становится ниже единицы (см. табл. 1). Если в начале учебного года у незрелых детей прогулка снимала утомление, то в середине и особенно в конце учебного года число ошибок при выполнении дозированных зада-

ний после прогулки вдвое увеличивалось по сравнению с исходным (до уроков).

Возрастает в конце учебного года у этих детей и число неблагоприятных кривых работоспособности, в то время как у функционально зрелых детей их становится меньше (см. табл. 2). У функционально незрелых детей к концу учебного года несколько возрастает и двигательное беспокойство на занятиях. В группе Б отмечены аналогичные различия между функционально зрелыми и незрелыми детьми, однако выраженность их меньше. Это свидетельствует о том, что для функционально незрелых детей более благоприятно обучение в детском саду, чем в школе. Эта форма обучения более благоприятна и для функционально зрелых детей 6-летнего возраста, поскольку в конце учебного года при обучении в детском саду у них не отмечается столь существенного снижения комплексного показателя работоспособности, как у их зрелых сверстников-школьников (см. табл. 1).

Наилучшие показатели работоспособности к концу учебного года как у функционально зрелых, так и у функционально незрелых детей были в группе В. Весной исходный коэффициент П у них был достаточно высок и примерно одинаков. На протяжении учебного дня комплексный показатель работоспособности снижался, но в конце вновь повышался, достигая исходного уровня у функционально зрелых и приближаясь к нему у функционально незрелых детей (см. табл. 1).

Не отмечалось в группе В в конце учебного года и различий в количестве кривых работоспособности неблагоприятного типа у функционально зрелых и незрелых детей. У последних процент неблагоприятных кривых был в 2 раза ниже, чем у детей группы Б, и в 3,5 раза меньше, чем у входящих в группу А (см. табл. 2).

Анализ динамики состояния здоровья от начала к концу учебного года показал, что процент детей с хроническими заболеваниями (III группа здоровья) среди функционально готовых и неготовых к обучению был примерно одинаков (37,5 и 35,3 соответственно). Главное различие заключалось в том, что среди функционально незрелых в начале учебного года было меньше детей, относящихся к 1 группе здоровья (5,9 % против 16,7 % у функционально зрелых), и больше детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья (II группа здоровья: 58,8% против 41,7% в группе их функционально зрелых сверстников). В конце учебного года в детском саду уменьшился процент функционально незрелых детей, относящихся к III группе здоровья (17,6), процент же детей с

функциональными отклонениями оставался по-прежнему высоким (70,6). Это, по-видимому, объ ясняет более низкую работоспособность функционально незрелых детей на протяжении учебного года.

Таким образом, динамика как состояния здоровья, так и работоспособности свидетельствует о том, что 6-летних функционально незрелых детей следует обучать только в условиях детского сада.

Выводы. 1. При обучении детей 6-летнего возраста отмечается существенная разница в работоспособности функционально готовых и неготовых к школе. У подавляющего большинства функционально незрелых детей на протяжении учебного года сохраняются более низкие показатели работоспособности как в детском саду, так и в школе.

2. Форма и программа обучения влияет на динамику работоспособности 6-летних детей. Обучение их в условиях школы отрицательно сказывается на работоспособности 6-летних детей. Более благоприятные изменения работоспособности отмечаются при обучении детей в подготовительной группе детского сада, что говорит о большей целесообразности этого вида обучения для детей этого возраста.

3. Более благоприятная динамика состояния здоровья функционально неготовых детей в условиях детского сада свидетельствует о необходимости обучения их в подготовительной группе детского сада. у

4. При обучении 6-летних детей в подготовительных группах детского сада более благоприятные изменения работоспособности отмечаются, особенно у функционально незрелых детей, при использовании программы, предусматривающей 2-летнее обучение при 15-часовой недельной нагрузке и обязательном дневном сне (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР).

Поступила 12.11.82

Summary. A significant discrepancy in the work capacity of 6-year-old children was observed in 2 groups of children functionally prepared and unprepared for schooling. Work capacity indices in most of the children in the latter group were found to be lower throughout a school year, both in the kindergarten and at school. The curriculum and the methods used affect the dynamics of work capacity in 6-year-old children. School training has a negative impact on their work capacity, while the conditions of a kindergarten preparatory group enhance it. / The obtained evidence shows that the latter type of training is more suitable for children of this age group. This conclusion is also supported by a more favorable dynamics in the health status of functionally unprepared children trained in kindergartens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.