Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ МАШИНИСТА ШАХТНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА'

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ МАШИНИСТА ШАХТНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the routine and training conditions on the functional state of students trained in vocational schools to become electric mine car drivers is studied. The dynamics of training showed a certain tension of the cardio-vascular and central nervous systems in the students. The recommendations made focus on the improvement of training and working conditions.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ МАШИНИСТА ШАХТНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА»

Литература. Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение критериев непараметрической статистики для оценки различий двух групп наблюдений в медико-биологических исследованиях. М., 1969.

Гуменер П. И., Глушкова Е. К., Сапожникова Р. Г. Характеристика влияния физической нагрузки на организм школьников. (На основе принципов саморегуляции) Л., 1967.

Комаров В. А. — В кн.: Научная конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. 9-я. Материалы. М., 1969, с. 343.

Кузнецов В. К■ — В кн.: Социально-гигиенические исследования. Под ред. Ю. П. Лисицина. М., 1970, с. 190—193.

Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. Шмид М. Эргономические параметры. М., 1980.

Поступила 15.02.83

Summary. Hygienic principles of norm-setting for labor loads and for the methods used at manual labor lessons in kindergartens were developed on the basis of the evidence obtained in physiological studies. Special mass anthropometric studies made it possible to determine the functional sizes of children's tools used at «Woodwork» lessons in kindergartens: work benches, cupboards, hammers, pincers, hack saws.

УДК 377:622.61:371.71

И. И. Благовещенская, И. М. Харковенко, А. П. Подгайская, Т. М. Мишина, Б. И. Задорожный, Е. В. Борисова

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ МАШИНИСТА ШАХТНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА

Донецкий НИИ гигиены труда и профзаболеваний

Одним из важнейших звеньев комплексной механизации и автоматизации процессов добычи угля на шахтах является подземный транспорт. Свыше 80—90% груза в шахте перевозится рельсовым транспортом. Это выдвигает профессию машиниста электровоза в число одной из ведущих в угольной промышленности. Подготовка рабочих по этой профессии осуществляется в основном в средних профессионально-технических и технических училищах (соответственно ПТУ и ТУ) горного профиля. В настоящее время наряду со средними ПТУ одним из наиболее рациональных путей подготовки высококвалифицированных рабочих кадров является расширение сети ТУ, предназначенных для профессиональной подготовки квалифицированных рабочих из числа юношей, окончивших среднюю школу. Возраст учащихся 17—18 лет. Необходимо тщательное изучение влияния условий обучения на функциональное состояние их организма, более уязвимого к действию неблагоприятных производственных факторов, чем организм взрослых рабочих (И. Б. Крамаренко и Л. М. Сухарева). В немногочисленных работах по гигиенической оценке условий обучения учащихся ТУ различного профиля отмечается неблагоприятное влияние учебно-трудового процесса на юношеский организм (А. В. Михельсон; М. П. Воронцов и В. В. Михеев). Понятно, что все дело в том, в каких условиях проводится обучение.

В настоящее время на горнорабочих угольных шахт Донбасса воздействует комплекс неблагоприятных факторов (увеличенное содержание пыли в зоне дыхания работающих, повышение звукового давления и вибрации, температуры и влажности окружающего воздуха и др.). Труд в подземных условиях предъявляет повышенные требования к организму работающих даже в период овладения

профессией в средних ПТУ (Н. М. Харковенко). Сведения о влиянии условий обучения в горных ТУ на организм учащихся отсутствуют.

Все сказанное выдвигает необходимость изучения влияния условий и режима обучения в ТУ на функциональное состояние организма юношей, осваивающих.профессию машиниста шахтных электровозов, что и явилось целью настоящей работы.

Исследования проводили на базе горного ТУ и угольных шахтах Донбасса. Пользовались унифицированной методикой, разработанной Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Изучали состояние центральной нервной, сердечнососудистой и мышечной системы. Учитывая специфические условия и характер труда в угольных шахтах, определяли показатели внешнего дыхания, латентный период акустико-моторной реакции, вибрационную чувствительность (обычными методами), физическую работоспособность методом ступенчатого возрастания нагрузки (А. Г. Сухарев). Исследования состояли в динамическом наблюдении за функциональным состоянием учащихся в процессе учебного дня, недели и года и в период производственной практики.

При изучении режима и условий обучения установлено, что в процессе учебы имеются повышенная учебная нагрузка, сдвоенные уроки, частое отвлечение на работы, не связанные с овладением специальностью. Училище расположено в типовом здании, санитарно-гигиенические условия в нем в основном соответствуют санитарным нормам и требованиям; в период производственной практики на угольных шахтах отмечаются повышенные параметры вибрации и звукового давления, температурные перепады.

Анализ данных функционального состояния организма показал, что в динамике учебного года и

учебного дня как в начале, так и в конце года существенные изменения со стороны центральной нервной и мышечной систем отсутствовали, а имеющиеся к концу года сдвиги носили возрастной характер. Со стороны сердечно-сосудистой системы значимые изменения имелись только к концу занятий в начале учебного года. Так, снижались на 6±0,24 мм рт. ст. пульсовое давление, на 5,3±0,21 мл и 0,9±0,01 л соответственно систо-* лический и минутный объемы крови, на 8,2± ±0,32 усл. ед. коэффициент эффективности кровообращения. Это свидетельствует о некотором ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы в результате учебного дня. В конце учебного года как по сравнению с его началом, так и в динамике дня отмечалась та же тенденция, но сдвиги были недостоверны. Наличие изменений к концу учебного года и концу дня в начале года, видимо, связано с недостатками в организации учебного процесса (повышенная учебная нагрузка, сдвоенные уроки и др.). Аналогичное ухудшение функционального состояния организма учащихся ТУ при нерациональной организации режима обучения и неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях отмечали и другие исследователи (Е. Ф. Бровенко). В дни производственного обучения функциональное состояние почти всех изученных физиологических функций улучшалось. В течение недели сдвигов со стороны исследуемых функций не отмечено. Чередование дней теоретических занятий и производственного обучения способствует сохранению функционального состояния к концу недели на более высоком Д уровне (Г. Н. СердЮковская).

До спуска в шахту и достижения 18-летнего возраста учащиеся обучались управлять электровозом на специальном полигоне — на территории училища и шахтной поверхности. Сдвиги физиологических функций при этом у них находились в пределах физиологических колебаний за исключением вибрационной чувствительности, порог которой после работы на электровозе незначительно снижался. Во время работы в шахте, кроме основной группы (18-летних), к исследованиям были привлечены в качестве контроля учащиеся более старшего возраста (19—22-летние).

Исследования, проведенные в период производственной практики, в шахте, где учащиеся работали машинистами шахтных электровозов, показали следующее. У учащихся экспериментальной группы со стороны функционального состояния централь-( ной нервной и мышечной систем отмечались значимые сдвиги по числу срывов дифференцировочных реакций, увеличивающиеся после рабочего дня ^ в шахте и к концу практики по сравнению с ее началом. Так, у учащихся экспериментальной группы число срывов дифференцировочных реакций к концу рабочего дня увеличивалось вдвое, а к концу практики — втрое и составляло соответственно 0,6±0,16, 1,5±0,08 и 1,7±0,30. У учащихся контрольной группы к концу практики

число ошибочных реакций уменьшалось с 1,2±0,29 до 0,7±0,05. К концу практики у учащихся экспериментальной группы мышечная сила снижалась с 48,3± 1,89 до 41,2±2,06 кг, в то время как у учащихся контрольной группы изменений ее не наблюдалось. Динамика функционального состояния сердечно-сосудистой системы была следующей: у учащихся экспериментальной группы к концу практики увеличились по сравнению с исходной частота сердечных сокращений (на 7,4±0,12 в минуту) и диастолическое давление (на 8,8± ±0,12 мм рт. ст.). В результате рабочего дня в шахте значимо снижались минутный и систолический объемы крови и возрастало диастолическое давление. У учащихся контрольной группы изменения исследуемых функций либо отсутствовали, либо носили менее выраженный характер. Физическая работоспособность в результате работы в шахте у учащихся обеих групп существенно не менялась. Функциональное состояние организма юношей было наиболее неблагоприятным при работе в ночную смену. Это выразилось в большем снижении мышечной силы и выносливости, в большем изменении латентного периода зрнтельно-мо-торной и акустико-моторной реакции в сторону его удлинения, в увеличении числа срывов днф-ференцнровочных реакции. При исследовании слухового анализатора не выявлено достоверных изменений порогов слуховой чувствительности ни в начале, ни в конце практики по сравнению с ее началом. После рабочей смены в конце практики отмечалось значимое повышение порога слуховой чувствительности почти по всем частотам тон-шкалы. При изучении вибрационной чувствительности выявлено некоторое повышение ее в период работы машинистом электровоза но сравнению с данными, полученными у тех же учащихся до работы на электровозе. Показатели внешнего дыхания во время работы в шахте не менялись.

В результате исследований разработаны мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий обучения в учебно-производственных помещениях ТУ и на рабочих местах в угольных шахтах, мероприятия по физиологической рационализации режима обучения, повышению качества подготовки кадров для угольной промышленности.

Литература. Бровенко Е. Ф. — Гиг. и сан., 1976, № 3, с. 28—31.

Воронцов /И. П., Михеев В. В. — Там же, 1980, Лз 2, с. 33—35.

Крамаренко И. Б., Сухарева Л. М. — В кн.: Производственные факторы н чувствительность к ним учащихся и работающих подростков. М., 1975, с. 7—34.

Михельсон А. В. Труд и здоровье девушек, обучающихся и работающих в профессии электросваршик судостроительной промышленности. Автореф. дис. канд. М., 1977.

Сердюковская Г. //. — В кн: Международный симпозиум школьной и университетской гигиены и медицины. 11-й. М., 1976, с. 9 — 11.

Сухарев А. Г. и кн.: Клиника заболеваний, физиологии и гигиена в подростковом возрасте. Под ред. Г. Н. Сер-дюковской и др. М., 1979, с. 435—441.

Харкопенко Н. М. — В кн.: Реабилитация больных с профессиональной патологией в условиях научно-технического прогресса. Донецк, 1979, с. 40—41.

Поступил* 16.02.83

Summary. The impact of the routine and training conditions on the functional state of students trained in vocational schools to become electric mine car drivers is studied. The dynamics of training showed a certain tension of the cardio-vascular and central nervous systems in the students. The recommendations made focus on the improvement of training and working conditions.

УДК 371.7:612.826.81-053.4

Т. Н. Сорокина, Н. К. Барсукова

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

Институт гигиены детей н подростков Минздрава СССР, Москва

В связи с программой Министерства просвещения СССР Министерства здравоохранения СССР о переводе в порядке опыта учащихся начальных классов ряда общеобразовательных школ на пятидневную учебную неделю и введении обучения детей с 6-летнего возраста в нашей стране проводится широкий эксперимент по обучению 6-летних детей в подготовительных группах детских садов и подготовительных классах общеобразовательных школ. Поданным Министерства просвещения СССР, в одиннадцатой пятилетке в подготовительных группах детских садов будет обучаться более 3 ООО ООО, а в экспериментальных подготовительных классах школ — более 1 ООО ООО детей 6-летнего возраста.

По многочисленным данным гигиенистов, 6-летние дети испытывают существенные трудности в процессе обучения. Переход к обучению с 6 лет требует обязательной перестройки программ и учебных планов, режима учебных занятий, методов преподавания с учетом возрастных возможностей детей. Одной из основных причин трудностей является функциональная неготовность ребенка к обучению, или «школьная незрелость». У 6-летних детей она встречается значительно чаще (6,7— 51%), чем у 7-летних (0—14%).

Цель данной работы заключалась в изучении работоспособности 6-летннх детей с разной степенью функциональной готовности к обучению. Изучение проводили при различных формах организации обучения. Под наблюдением находились дети, обучающиеся на 5-дневной неделе в подготовительном классе школы № 237 Москвы (группа А) и в 2 подготовительных группах детских садов: № 296 (группа Б) и № 342 (группа В).

В группах А и Б дети обучались по программе, которая предусматривала ежедневно 4 учебных занятия по 35 мин (3 утром и 1 во второй половине дня) — всего 20 учебных часов в неделю (программа разработана НИИ школ Министерства просвещения РСФСР). В группе В дети занимались по программе, разработанной НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Они имели ежедневно по 3 35-минутных занятия (в утренние часы) — всего 15 учебных часов в неделю. В группах Б и В дети днем спали.

Влияние различных форм и программ обучения на функциональное состояние детей оценивали по показателям работоспособности (при выполнении дозированного задания типа корректурных проб), учебной активности и двигательного беспокойства (хронометражные наблюдения за деятельностью детей на занятиях). Оценивали также изменения в состоянии здоровья детей1.

В начале учебного года у всех детей была определена степень функциональной готовности к обучению по критериям, предложенным Институтом гигиены детбй и подростков Минздрава СССР, в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу». Всего под наблюдением находилось 83 ребенка, 20 (24,1%) из них были признаны функционально неготовыми к обучению. |

Сравнительный анализ показателей работоспособности, учебной активности и двигательного беспокойства на занятиях у детей, функционально готовых и неготовых к обучению, позволил выявить определенные различия как в исходном уровне этих показателей, так и в характере их динамики на протяжении учебного дня, недели, года.

Анализ дневной динамики работоспособности в начале учебного года показал, что дети функционально незрелые (неготовые к обучению) выполняли дозированные задания с меньшей скоростью, чем функционально зрелые. Существенно худшей была у них и точность выполнения заданий.

Как видно из табл. 1, функционально незрелые дети групп А и Б имели уже в начале учебного дня крайне низкий (меньше единицы) комплексный показатель работоспособности (коэффициент П, отражающий отношение числа отлично и хорошо выполненных работ к числу неудовлетворительных и плохих). В динамике учебного дня наблюдалось снижение комплексного показателя как у функ- + ционально готовых, так и неготовых к обучению в школе. В группе В различия исходных изучае-

1 Состояние здоровья детей оценивалось сотрудниками отдела изучения состояния здоровья детей Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.