Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic principles of norm-setting for labor loads and for the methods used at manual labor lessons in kindergartens were developed on the basis of the evidence obtained in physiological studies. Special mass anthropometric studies made it possible to determine the functional sizes of children’s tools used at «Woodwork» lessons in kindergartens: work benches, cupboards, hammers, pincers, hack saws.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 613.954.4:612.766.1

Я. С. Дронов, О. Л. Максимов

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ростовский-на-Дону медицинский институт

Важной составной частью общественного воспитания дошкольников является трудовое воспитание. В последнее время все шире внедряются в практику дошкольного воспитания различные виды ручного труда с экспериментальными программами, которые требуют гигиенической оценки и обоснования.

Целью наших исследований было гигиеническое обоснование оптимизации ручного труда в детских дошкольных учреждениях. Для этого необходимо было разработать гигиенические принципы организации и нормирования деятельности на занятиях ручного труда, обосновать функциональные размеры детских рабочих верстаков и различных инструментов.

Изучали влияние на организм дошкольников занятий такими видами ручного труда, как работа с деревом, работа с тканью, работа с бумагой и картоном. Для этого определяли латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛПЗМР), частоту пульса и мышечную силу кистей рук — доступные и достаточно информативные показатели общего состояния функциональных систем организма дошкольников. Исследования проводили у каждого дошкольника до начала занятий м сразу после выполнения задания. Кроме того, фиксировали содержание занятия и продолжительность собственно «рабочей» деятельности ребенка. Полученные данные обрабатывали с помощью методов вариационной статистики (В. К. Кузнецов) — сравнение средних по критерию / Стьюдента, а также с помощью критериев непараметрической статистики — критерий знаков и критерий Твил-коксона (Е. В. Гублер и А. А. Генкип).

На занятиях «Работа с бумагой» в старших группах, простых и интересных для детей по содержанию, на которых проводилось конструирование из бумаги «самолета» и «шапки-буденовки», от мечено достоверное укорочение ЛПЗМР и увеличение частоты пульса к концу занятия (Р<с0,05); данные динамометрии также имели тенденцию к улучшению. На занятии по аппликации, где работа идет с элементами монотонии, отмечено урежение пульса (/><0,05), уменьшение показателей динамометрии и также укорочение ЛПЗМР. Продолжительность занятий составляла 10—17 мин.

Анализ занятий сРабота с тканью» в старшей группе выявил выраженное замедление пульса к концу 20-минутных занятий (Я<0,05) с одновременным удлинением ЛПЗМР (/><0,05) и снижением мышечной силы правой кисти (/><0,05). На 12-минутном по продолжительности занятии отмечалось укорочение ЛПЗМР (/><0,05); динамика по-

казателей динамометрии и пульса была идентичном предыдущей. На аналогичных по содержанию занятиях в подготовительной группе практически не выявлено изменений изучаемых показателей.

На занятиях «Работа с деревом» в старших группах детям предлагалось изготовить несложную деревянную поделку. Основным навыком, которому обучался ребенок, было сколачивание; в предлагаемых поделках необходимо было забить всего 2—4 гвоздя, часть времени дети зачищали края поделки. Продолжительность «рабочей» деятельности детей составляла 10—12 мин. На этих занятиях частота пульса либо * не изменялась, либо достоверно уменьшалась (/><0,05); ЛПЗМР проявлял устойчивую тенденцию к удлинению, хотя достоверных различий зафиксировать не удалось. На тех же по содержанию занятиях в подготовительной группе было отмечено укорочение ЛПЗМР (/><0,05) и увеличение частоты пульса (/><0,05), что мы расцениваем как мобилизацию организма на выполнение сравнительно простого задания. На занятии в старшей группе, где детям предлагалось просто забить по 10 гвоздей в брусок, тоже наблюдалась подобная динамика показателен. Наоборот, в подготовительной группе на занятии, где требовалось забить всего 2—3 гвоздя, но с использованием довольно сложных методических приемов, было отмечено достоверное удлинение ЛПЗМР и урежение пульса (Р<0,05).

Обобщая результаты проведенных исследований, мы пришли к выводу, что в основном нагрузка на занятиях ручного труда физиологически малозна-чнма и недостаточна для тренирующего воздействия на организм дошкольников, а сами занятия по содержанию и методике проведения малоинтересны ребенку в эмоциональном плане и недостаточно. эффективны для обучения конкретному навыку.

С целью уточнения функциональных возможностей организма дошкольников для рациональной организации занятий «Работа с деревом» было проведено 3 экспериментальных занятия, построенных по типу дозированной нагрузки (П. И. Гуменер и соавт.); изучали навык сколачивания. На 1-м занятии каждому ребенку предлагали забить 25 гвоздей (5 серий по 5 гвоздей), на 2-м — 30 гвоздей (3 серии по 10 гвоздей), на 3-м — 40 гвоздей (2 серии по 20 гвоздей). Занятия проводили в подготовительной группе с детьми, которые еще в старшей группе на занятиях «Работа с деревом» сталкивались с операцией сколачивания, но больше 4 гвоздей в среднем за занятие не забивали. До начала работы, после выполнения каждой

серии и через 5 —7 мин после прекращения работы исследовали функциональное состояние организма дошкольников с помощью описанных выше методик. На всех занятиях у детей наблюдалось достоверное увеличение ЛПЗМР во время работы, однако через 5—7 мин отдыха этот показатель возвращался к исходному только на 2-м занятии. Достоверное увеличение частоты пульса отмечено только во время 2-го и 3-го занятий, и в обоих случаях он возвращался к исходному после 5—7 мин отдыха.

Было отмечено однократное повышение показателя динамометрии правой кисти у мальчиков на 2-м занятии (Р<0,05) и однократное повышение показателя динамометрии левой кисти у девочек на 3-м занятии (Р<С0,05); других изменений показателей динамометрии не наблюдалось.

Оценивая полученные результаты, мы считаем более благоприятной динамику показателей 2-го занятия. Заметим, что за 3 занятия, которые проводили с промежутками 2 нед, навык сколачивания у детей улучшился в 2—2,5 раза.

Экспериментальное занятие в той же подготовительной группе по теме «Работа с тканью» строилось аналогично занятиям «Работа с деревом»: детям предлагалось вышить 4 отрезка по 20 см (всего 80 см). Исследуемые функции измеряли до начала работы, после вышивания каждого отрезка и через 5—7 мин отдыха после всей работы. У мальчиков ЛПЗМР достоверно повысился после 2-го и 3-го отрезков (Р<0,05), достигнув максимума после 4-го отрезка (Р<0,01), одновременно снижалась частота пульса (Р<0,05); через 5—7 мин отдыха пульс возвращался к исходному, а ЛПЗМР оставался высоким (Р<с0,05). Отмечалось некоторое увеличение показателя динамометрии правой кисти после вышивания 3-го отрезка, однако в целом динамики показателей не наблюдалось. У девочек, напротив, пульс практически не изменялся на протяжении всего занятия, а ЛПЗААР повысился лишь после 4-го отрезка (Р<;0,05) и затем вернулся к исходному уровню (Я>0,05), как и у мальчиков, но достоверно (ЖО.Об) увеличился показатель динамометрии правой кисти после вышивания 3-го отрезка. Необходимо подчеркнуть, что девочки выполняли задание в 1,5— 2 раза медленнее (но и более качественно и аккуратно); на наш взгляд, сравнение описанной выше динамики показателей свидетельствует об относительной устойчивости организма девочек к видам деятельности с элементами монотонии, что проявляется уже в дошкольном возрасте.

Обобщая результаты проведенных исследований, мы пришли к выводу, что занятия по ручному труду необходимо строить по типу дозированной нагрузки, в основе которого лежит неоднократное повторение стандартного занятия. Такие занятия легче планировать, организовывать и контролировать, возможен индивидуальный подход к обучению дошкольников. Проведенные по данной методике контрольные занятия «Работа с тканью» и

«Работа с деревом» подтвердили правильность наших экспериментальных исследований.

Второй важной стороной наших исследований по оптимизации занятий «Работа с деревом» была разработка функциональных размеров детских рабочих инструментов и верстаков. Для выполнения этой задачи применяли метод расчета отдельных эргономических параметров (М. Шмид), а также учитывали рекомендации гигиенистов и физиологов (В. А. Комаров, и др.). С целью разработки требуемых функциональных размеров, используя генерализованный метод, проводили специальные антропометрические исследования у 470 дошкольников, посещающих детские сады Ростова-на-Дону, в возрасте 6—6'/2 лет (всего 8 возрастно-половых групп). У каждого ребенка по унифицированной методике (А. Б. Ставицкая и Д. И. Арон) определяли 12 параметров (рост стоя, ширина плеч, длина плеча, предплечья, кисти и т. д.); всего было сделано 5640 замеров.

На основании данных этих замеров были разработаны стандарты сомато- и физнометрнческкх показателей дошкольников 6—б1/о лет, которые учитывали при расчете следующих функциональных размеров: а) верстаки: длина — 830 мм, ширина —• 330—340 мм, высота от пола — 630—650 мм;

б) шкаф для инструментов и материалов: границы верхнего отделения по высоте над полом — 920— 1380 мм, среднего отделения — 700—920 мм, нижнего отделения — 520—700 мм, ширила полок — 380 мм, длина одной секции шкафа — 800—820 мм;

в) молоток: масса с ручкой — 0,220 кг, длина "ручки — 250 мм; г) клещи: масса — не более 0,230 кг, ширина растянутых рычагов — не более 55—58 мм; д) ножовка: масса с ручкой — не более 0,230 кг, длина ножовочного полотна — не более 290 мм; е) гвозди: для первых этапов обучения лучше применять толевые круглые гвозди (ГОСТ 4029—63), для поделок — тарные гвозди (ГОСТ 4034—63).

Выводы. 1. Гигиеническая оценка занятий ручным трудом по данным хронорефлексометрии, динамометрии и измерения пульса позволяет утверждать, что только физиологически значимая нагрузка вызывает благоприятные изменения функционального состояния организма детей и оказывает выраженное тренировочное воздействие на выработку трудового навыка.

2. Анализ изменений функциональных систем организма, выявленных во время экспериментальных занятий «Работа с деревом» и «Работа с тканью» и проведенных по типу дозированной нагрузки, позволяет рекомендовать этот тип построения занятий при освоении основных трудовых навыков для всех видов ручного труда.

3. На основании специальных сомато-. и физио-метрнческих исследований разработаны функциональные размеры детских рабочих верстаков и инструментов для проведения занятий «Работ;! с деревом» в детских дошкольных учреждениях.

Литература. Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение критериев непараметрической статистики для оценки различий двух групп наблюдений в медико-биологических исследованиях. М., 1969.

Гуменер П. И., Глушкова Е. К., Сапожникова Р. Г. Характеристика влияния физической нагрузки на организм школьников. (На основе принципов саморегуляции) Л., 1967.

Комаров В. А. — В кн.: Научная конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. 9-я. Материалы. М., 1969, с. 343.

Кузнецов В. К■ — В кн.: Социально-гигиенические исследования. Под ред. Ю. П. Лисицина. М., 1970, с. 190—193.

Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. Шмид М. Эргономические параметры. М., 1980.

Поступила 15.02.83

Summary. Hygienic principles of norm-setting for labor loads and for the methods used at manual labor lessons in kindergartens were developed on the basis of the evidence obtained in physiological studies. Special mass anthropometric studies made it possible to determine the functional sizes of children's tools used at «Woodwork» lessons in kindergartens: work benches, cupboards, hammers, pincers, hack saws.

УДК 377:622.61:371.71

И. И. Благовещенская, И. М. Харковенко, А. П. Подгайская, Т. М. Мишина, Б. И. Задорожный, Е. В. Борисово

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ МАШИНИСТА ШАХТНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА

Донецкий НИИ гигиены труда и профзаболеваний

Одним из важнейших звеньев комплексной механизации и автоматизации процессов добычи угля на шахтах является подземный транспорт. Свыше 80—90% груза в шахте перевозится рельсовым транспортом. Это выдвигает профессию машиниста электровоза в число одной из ведущих в угольной промышленности. Подготовка рабочих по этой профессии осуществляется в основном в средних профессионально-технических и технических училищах (соответственно ПТУ и ТУ) горного профиля. В настоящее время наряду со средними ПТУ одним из наиболее рациональных путей подготовки высококвалифицированных рабочих кадров является расширение сети ТУ, предназначенных для профессиональной подготовки квалифицированных рабочих из числа юношей, окончивших среднюю школу. Возраст учащихся 17—18 лет. Необходимо тщательное изучение влияния условий обучения на функциональное состояние их организма, более уязвимого к действию неблагоприятных производственных факторов, чем организм взрослых рабочих (И. Б. Крамаренко и Л. М. Сухарева). В немногочисленных работах по гигиенической оценке условий обучения учащихся ТУ различного профиля отмечается неблагоприятное влияние учебно-трудового процесса на юношеский организм (А. В. Михельсон; М. П. Воронцов и В. В. Михеев). Понятно, что все дело в том, в каких условиях проводится обучение.

В настоящее время на горнорабочих угольных шахт Донбасса воздействует комплекс неблагоприятных факторов (увеличенное содержание пыли в зоне дыхания работающих, повышение звукового давления и вибрации, температуры и влажности окружающего воздуха и др.). Труд в подземных условиях предъявляет повышенные требования к организму работающих даже в период овладения

профессией в средних ПТУ (Н. М. Харковенко). Сведения о влиянии условий обучения в горных ТУ на организм учащихся отсутствуют.

Все сказанное выдвигает необходимость изучения влияния условий и режима обучения в ТУ на функциональное состояние организма юношей, осваивающих.профессию машиниста шахтных электровозов, что и явилось целью настоящей работы.

Исследования проводили на базе горного ТУ и угольных шахтах Донбасса. Пользовались унифицированной методикой, разработанной Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Изучали состояние центральной нервной, сердечнососудистой и мышечной системы. Учитывая специфические условия и характер труда в угольных шахтах, определяли показатели внешнего дыхания, латентный период акустико-моторной реакции, вибрационную чувствительность (обычными методами), физическую работоспособность методом ступенчатого возрастания нагрузки (А. Г. Сухарев). Исследования состояли в динамическом наблюдении за функциональным состоянием учащихся в процессе учебного дня, недели и года и в период производственной практики.

При изучении режима и условий обучения установлено, что в процессе учебы имеются повышенная учебная нагрузка, сдвоенные уроки, частое отвлечение на работы, не связанные с овладением специальностью. Училище расположено в типовом здании, санитарно-гигиенические условия в нем в основном соответствуют санитарным нормам и требованиям; в период производственной практики на угольных шахтах отмечаются повышенные параметры вибрации и звукового давления, температурные перепады.

Анализ данных функционального состояния организма показал, что в динамике учебного года и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.