Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — H.К. Барсукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative hygienic evaluation of the studies conducted in conformity with the experimental (1979) and working (1970) curricula is given. The experimental curriculum comprises half of the first form curriculum. It has been shown that the suggested curriculum meets the age and psycho-physiological characteristics of 6-year-old children, and can be recommended for training children for school in kindergarten groups, provided the curriculum is supplied with the adequate material for teachers, and the studies do not last longer than 30-35 min.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ»

=3,1). При проведении словесно-ассоциативного эксперимента в 4-м и 5-м классах выявлен меньший процент неадекватных ответов испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Данный факт мы объясняем тем, что ученики экспериментального класса с первого года обучения в школе много работали со словом и это положительно сказалось на результатах словесно-ас-социатнвного эксперимента. Оказалось, что и в 7-м классе различия среднего количества неадекватных ответов у учащихся сравниваемых групп хотя и недостоверны, однако сохранилась прежняя направленность: более младшие школьники дают меньше ошибочных словесных реакций. Одним из критериев функционального состояния головного мозга учащихся может служить показатель кратковременной памяти. Как в 5-м, так и в 7-м классе он выше в контроле — 4,21 и 4,65 против 3,97 и 4,45 в эксперименте (в 5-м классе /=2,8, в 7-м классе /=1,1).

Хотя в 7-м классе различия средних недостоверны, однако сохраняется общая направленность показателен: более высокий уровень функционального состояния головного мозга отмечается у учащихся контрольной группы.

Мы проследили изменение умственной работоспособности детей в течение учебного дня. Были выбраны следующие периоды исследования: до начала занятий (до первого урока) и затем после каждого урока — с 1-го по 5-й.

После 1-го урока в 5-м и 7-м классах отмечено резкое снижение работоспособности у всех учащихся, затем наступало повышение ее с последующими колебаниями в течение учебного дня.

На протяжении учебного дня коэффициент П был более высоким у школьников контрольной группы. У них же и в 5-м и в 7-м классах отмечено улучшение работоспособности к концу учебного дня, когда почти достигался исходный уровень (до начала занятий). Учащиеся экспериментальной группы к концу 5-го урока имеют довольно низкие показатели работоспособности, что указывало на утомление после учебного дня.

Таким образом, результаты изучения умственной работоспособности учащихся 7-го класса, начавших обучение с 6 (экспериментальная группа) и 7 (контрольная) лет, показали, что по большинству тестов (точности выполнения дозированного

задания, числу безошибочных работ, коэффициентам П и К) школьники контрольной группы имеют лучшие показатели. Данные исследования функционального состояния ЦНС подтверждают этот вывод.

Кроме того, семиклассники экспериментальной группы потеряли преимущество в скорости выполнения корректурных заданий и во времени зрительно-моторной реакции, которое они имели в 5-м классе. Показатели словесно-ассоциативного эксперимента и кратковременной памяти также лучше в контроле.

Все это может указывать на большее утомляющее воздействие учебной нагрузки на детей младшего возраста по сравнению с более старшими одноклассниками.

Наблюдая одних и тех же учащихся на протяжении нескольких учебных лет, мы выявили тенденцию к ухудшению показателей умственной работоспособности и функционального состояния ЦНС от 5-го класса к 7-му у детей, начавших обучение в 6 лет, по сравнению с поступившими в школу в 7 лет.

Следует отметить, что ученики экспериментального класса поступили в школу после предварительного медико-педагогического отбора, имели благоприятные микросоциальные условия, первые 2 года обучались по облегченному режиму, вплоть до 7-го класса в классе было 25—20 учеников. И несмотря на все эти положительные моменты, к 7-му классу у этих детей имелись худшие показатели работоспособности и функционального состояния ЦНС по сравнению с поступившими в 1-й класс в 7 лет.

Эти данные должны учитываться при решении вопроса о сроках начала обучения в школе.

Поступила 11.06.81

Summary. Menial work capacity of children who started school at 6 (experimental group) and at 7 (control group) were compared. Observatious were made over a period of several years. Lower work capacity levels were observed in the schoolchildren of the test group. The experiment revealed a tendency to the deterioration of both working capacity and the CNS functional state indices in the pupils of the experimental group over the period of the 5th to 7th form. This points to a greater fatigue caused by the school load in the pupils of the experimental group compared to the control.

УДК 613.954

H. К■ Барсукова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕНИЯ 6-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОГРАММАМ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

* В настоящее время, когда общественное до- год увеличивается, особое значение приобретает

школьное воспитание получило в нашей стране установление более тесной связи и преемствен-

широкое развитие и число детей, приходящих из ности в воспитательно-образовательной работе до-

детского сада в первый класс школы, из года в школьных учреждении и школы.

Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем науки и техники, переход ко всеобщему среднему образованию, сокращение сроков и обогащение содержания обучения в начальных классах предъявляют новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию вообще и к подготовке 6-летних детей к школе в частности.

Результаты педагогических, психологических и физиологических исследований последних лет свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общее развитие у детей 5—6 лет значительно выше, чем ранее. Так, исследования в области дошкольной дидактики, психологии умственного развития, формирования нравственных качеств детской личности, художественного воспитания дошкольников показали, что при соответствующей организации педагогического процесса дошкольники могут усваивать знания, умственные операции, овладение которыми ранее считалось доступным лишь детям более старшего возраста (А. В. Запорожец и со-авт.). Однако следует учитывать относительную степень функциональной зрелости мозга детей 6 лет, меньшую устойчивость их работоспособности на занятиях (Н. М. Попова и соавт.), что делает их более восприимчивыми к целому ряду факторов (длительности, интенсивности, характеру занятий, методике их проведения и др.). Поэтому при перестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ необходимо, по мнению А. В. Запорожца и соавт., предусматривать не только то, «что дети могут усвоить определенные знания и умения, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует, каков оптимальный физиологический режим их работы, каковы мотивы их поведения, в какой форме ребенок этого возраста преимущественно осмысляет учебный материал, при каких видах деятельности и при каких взаимоотношениях с педагогом он усваивает его лучше всего, при каких условиях такого рода усвоение дает максимальный эффект и т. д.». Как показывают итоги психолого-педагогических исследований (А. В. Запорожец и соавт., и др.), те большие психофизиологические возможности детей 5—6 лет, о которых говорилось выше, наиболее успешно реализуются, если при обучении максимально учитываются специфические психологические особенности этого возраста и обучение проводится не в форме традиционного школьного урока, а в процессе игры, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности и т. п.

В настоящее время НИИ дошкольного воспитания АПН СССР определено новое содержание воспитательно-образовательной работы детского сада с учетом того, чтобы педагоги школы могли опереться на достаточно высокий уровень общего развития, достигнутый детьми в процессе дошкольного воспитания, и разработана эксперименталь-

I Л7Ш П.7 А Б

-юо -эо -—.7 ^____7

-во

/оо - -7 -70

90 -6 к Л/

во о -5

70 о -4 -да- -----Л

60 Л7 -г 1 -в ■г -во' -гоГ

/ -1 -ю _1_ 11111 —1—1—1 I 1 1

а б в г 9 е а 6 в г д с

Рис. 1. Дневная динамика работоспособности детей при обучении по экспериментальной (Л) и обычной (Б) программам (средние данные за год). / — число просмотренных знаков: // — процент работ без ошибок; /// — чнело ошибок на 100 знаков; IV — коэффициент II: V — учебная активность (в %). а — до занятнП; б — после 1-го занятия: в — после 2-го занятия: г — после 3-го занятия; д — после прогулки: е — в конце дня.

ная программа обучения и воспитания подготовительных к школе групп детских садов. Эта более интенсивная программа по грамоте и математике на занятиях в детском саду охватывает половину программы 1-го класса школы. Экспериментальные занятия по этой программе введены в сетку учебной и воспитательной работы детского сада в рамках существующего режима. Всего проводится 15 занятий в неделю (по ныне действующей программе — 14 занятий) — ежедневно по 3 занятия длительностью 30—35 мин с перерывами 10 мин и при чередовании более трудных (грамота, математика, родной язык) с более легкими, вовлекающими в деятельность двигательные функции ребенка (физкультура, музыкальные занятия). После занятий — прогулка О'/г—2 ч), после обеда — сон (2 ч).

Цель данной работы заключалась в сравнительной гигиенической оценке занятий по экспериментальной (1979) и ныне действующей программам обучения и воспитания в детском саду (1970). < Исследования осуществляли в двух детских садах (№ 342 — по экспериментальной программе, № 885— по обычной). С целью устранения неблагоприятных факторов, влияющих на функциональное состояние организма детей, в этих учреждениях были созданы условия, соответствующие гигиеническим требованиям в отношении теплового и светового режимов, обеспечения детей мебелью соответственно их росту, соблюдения установленного режима дня.

Под наблюдением находилось 70 детей (36 — экспериментальная группа, 34 — обычная). Влияние экспериментальной и обычной программ обучения на функциональное состояние детей оценивали по учебной активности, определяемой с помощью хронометража деятельности детей, показа- • телям работоспособности, полученным по корректурной методике (обработка в модификации С. М. Громбаха), функциональному состоянию ЦНС ;

(латентный период зрительной и слухомоторной реакций), функциональному состоянию слухового анализатора методом слуховой аудиометрии (порог и диапазон разборчивости речи), функциональному состоянию зрительного анализатора (критическая частота слияния световых мельканий, острота зрения по таблице Холиной). Изучали также функциональную готовность детей к школе на основе критериев «школьной зрелости», разработанных в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР, и состояния здоровья.

Полученные материалы позволили дать сравнительную оценку воздействия экспериментальной и обычной программ на функциональное состояние детей 6 лет.

Дневная динамика работоспособности (рис. 1) у детей при обучении как по экспериментальной, так и по обычной программе характеризуется снижением работоспособности уже после первого занятия. По сравнению с исходным уровнем (до занятий) дети прослеживают существенно меньше знаков (Я<0,001), точность работы становится ниже (Р<0,001), достоверно уменьшается процент работ без ошибок (Р<0,001). Комплексный показатель работоспособности (коэффициент П, отражающий отношение отлично и хорошо выполненных работ к неудовлетворительным и плохим) также снижается почти в 3 раза (при экспериментальной программе — с 2,8 до 1, при обычной — с 3 до 1,3). Эта закономерность отчетливо проявлялась во все периоды исследований и не зависела от характера учебного предмета на первом часу занятий. Отсутствие фазы врабатывания, т. е. подъема показателей работоспособности после 1—2-го урока, у детей 6-летнего возраста отмечалось и в исследованиях при обучении детей этого возраста в подготовительных и первых классах общеобразовательных школ (М. В. Антропова и соавт.; Н. М. Попова и соавт., и др.). Это объясняется психофизиологическими особенностями детей 6-летнего возраста, высокой функциональной истощаемостью клеток головного мозга, малой устойчивостью внимания, быстро развивающимся утомлением. При обучении по экспериментальной программе снижение работоспособности детей достигает максимума после третьего занятия: существенно сокращается количество прослеженных знаков (Я<0,001), достоверно возрастает количество ошибок (Я<0,001), коэффициент П снижается до 0,88.

При обучении по обычной программе почти все показатели работоспособности детей максимально уменьшаются уже после второго занятия: увеличивается количество ошибок, сокращается число работ без ошибок (Я<0,001), коэффициент П падает до 0,74. К концу дня (16 ч 30 мин) работоспособность и функциональное состояние организма детей обеих групп улучшаются, но не достигают исходного уровня. Таким образом, дневная динамика работоспособности детей при обучении как по экспериментальной, так и по обычной программе имеет однонаправленный характер в течение всего

юо 90

во

70 60 50 40 ЗО 70

ю

г

«-■Г"Т—Г_I_|_

1-е 7гг:з-1819*1В<>озьжзк1

Рис. 2. Учебная активность, двигательное беспокойство и отвлечения на первых (Л) и вторых (£) занятиях при обучении по экспериментальной (а) н обычной (б) программам.

По оси абсцисс — время исследования (в мин); по оси ордннат — показатели (в %); / — учебная активность: II — двигательное беспокоЛство: III — отвлечения

дня, но при обычной программе снижение работоспособности достигает максимума после второго занятия, а при экспериментальной — после третьего.

При исследовании в течение всего дня функционального состояния ЦНС, зрительного и слухового анализаторов детей не установлено разницы в их динамике при проведении занятий по экспериментальной и обычной программам.

Анализ хронометражных наблюдений за поведением детей на занятиях показал, что учебная активность на занятиях как по обычной, так и по экспериментальной программе к концу занятий сохранялась на относительно высоком уровне (89,7—93,1%), в то время как двигательное беспокойство значительно выше к концу занятий при обучении по обычной программе (82,7% против 36% прй использовании экспериментальной программы), причем оно начинало увеличиваться (рис. 2) на первом занятии при обычной программе уже с 7-й минуты, а на занятиях по экспериментальной программе — с 19-й минуты. На втором занятии эта тенденция сохранялась: при обучении по обычной программе двигательное беспокойство возрастало с 13-й минуты, а при экспериментальной — с 25-й минуты. Такая разница в двигательном беспокойстве детей на занятиях объясняется применением при обучении по экспериментальной программе методов, основанных на эмоционально-игровых видах деятельности, в то время как при обучении по обычной программе первые 20—25 мин занятия родным языком проходили однообразно, что и обусловливало значительный спад учебной активности в этот период (до 48,2%) и нарастание отвлечений и двигательного беспокойства (61,7%), что вынуждало воспитателя использовать другие методы и средства, способствующие большей концентрации внимания детей на занятиях. Это согласуется с показателями работоспособности, приведенными выше, и еще раз под-

1е 7-гг ив

2 Гигиена и санитария № 3

— 33 —

Рис. 3. Годовая динамика функционального состояния ЦНС детей при обучении по экспериментальной (о) и

обычной (6) программам. / — число просмотренных знаков; // — процент работ без ошибок; III — число ошибок на 100 знаков; IV — коэффициент П; V — учебная активность (в %); VI — латентный период зрительно-моторной реакции (в мс); VII — количество срывов дифференцировочных реакций (в %).

тверждает необходимость применения методики обучения, соответствующей возрастным особенностям детей и основанной на их «генеральной форме» поведения — игре (А. В. Запорожец и со-авт.). Таким образом, преимущественно словесное обучение без игрового начала, в меньшей степени затрагивающее эмоциональную сферу ребенка, несмотря на гораздо меньшую трудность обычной программы, приводит к более значительному утомлению детей и раннему повышению их двигательного беспокойства и отвлечений. Однако увеличение продолжительности занятий в экспериментальном детском саду (до 37—42 мин, т. е. до обычного урока в школе) резко снижает учебную активность и повышает двигательное беспокойство детей (на первом занятии 56,2%, на втором 71,7%), что еще раз подтверждает необходимость ограничить продолжительность учебных занятий для 6-летних детей 30—35 минутами.

Анализ недельной динамики работоспособности и функционального состояния организма детей, обучающихся по экспериментальной и обычной программам, показал, что они были минимальными в понедельник. Более низкая работоспособность детей в этот день, очевидно, связана с нарушением в течение субботы и воскресенья в домашних условиях распорядка дня, обычно отличающегося от принятого в детском дошкольном учреждении. В остальные дни работоспособность и функциональное состояние организма колебались, несколько улучшаясь в течение учебной недели, но между двумя группами детей не было особых различий.

Изучение динамики работоспособности в течение года показало (рис. 3), что работоспособность и функциональное состояние-ЦНС детей, обучающихся по экспериментальной программе, достоверно улучшались к середине года и держались на таком уровне до его конца. При обучении по обычной программе также отмечался подъем работоспо-

собности к середине года, но в меньшей степени. К концу года наблюдалось ухудшение некоторых показателей: снижалось количество просмотренных знаков, удлинялся латентный период реакции, увеличивалось количество сдвигов работоспособности, отражающих явное утомление. Выявленные изменения статистически достоверны. Учебная активность при обучении по экспериментальной программе была в течение года на одном уровне, в то время как при обычной программе, начиная с середины года, она существенно снижалась к его концу. Это еще раз показывает, что экспериментальная программа, сочетающаяся с соответствующей методикой обучения, в большей степени отвечает возрастным особенностям детей 6 лет. Это подтверждается также динамикой исходного уровня функционального состояния ЦНС и работоспособности, которые улучшались к концу года у детей обоих детских садов, но более благоприятные изменения наблюдались при обучении по экспериментальной программе (прирост числа прослеженных знаков при использовании экспериментальной программы составил 31,3%, при обычной — 15,4%, уменьшение числа ошибок на 100 прослеженных знаков — соответственно на 55,4 и 43,3%). Следовательно, связанное с умственным утомлением ухудшение функционального состояния детей после занятий не отражалось на возрастной динамике показателей.

При изучении функциональной готовности детей к школе и состояния их здоровья не выявлено различий по сравнению с исходным уровнем. При обучении по экспериментальной программе функционально неготовых к школе детей оказалось 10 из 36, при использовании обычной программы — 9 из 34, к концу года число их уменьшилось соответственно в 3 и 2 раза.

По-видимому, экспериментальная программа обучения в большей степени соответствует развитию у детей необходимых для школы функций, определяющих способности к выполнению деятельности того или иного вида.

В динамике года не выявлено значительных отклонений в состоянии здоровья детей, обучающихся по различным программам.

Таким образом, при обучении по-эксперименталь-ной программе дети имеют более высокий уровень работоспособности и большую ее устойчивость. Эта программа при обеспечении ее соответствующей методикой и продолжительности занятий не более 30—35 мин отвечает возрастным психофизиологическим возможностям детей 6-летнего возраста, что проявляется в более значительном улучшении возрастных показателей работоспособности к концу года. Данная программа может быть рекомендована для применения в подготовительных к школе группах детских садов.

Литература. Антропова М. В., Ефимова С. Пл

Лосева О. А. и др. — В кн.: Итоги обучения шестилет-

них детей в трехлетней начальной школе. М., 1975,

с. 27-35.

Запорожец А. В., Журова Л. £., Тарунтаева Т. В. —

Сов. педагогика, 1975, № 6, с. 42—50. Попова Н. М., Зубкова В. М., Нстопина С. А. — Нов. иселсд. по возраст, физиологии, 1976, № 1, с. 19—22.

Поступила 12.06.81

Summary. A comparative hygienic evaluation of the studies conducted in conformity with the experimental

(1979) and working (1970) curricula is given. The experimental curriculum comprises half of the first form curriculum. It has been shown that the suggested curriculum meets the age and psychophysiological characteristics of 6-year-old children, and can be recommended for training children for school in kindergarten groups, provided the curriculum is supplied with the adequate material for teachers, and the studies do not last longer than 30-35 min.

Социальная гигиена, истории гигиены, организации санитарного дела

УДК 614.2:371.7(474.2)

О. М. Тамм, Р. В. Силла, Э. Э. Томберг, Т. А. Файзулина

УСПЕХИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЭСТОНСКОЙ ССР

Минздрав Эстонской ССР; Таллинский НИИ эпидемиологии, микробиологии и гигиены

В Эстонской ССР около 1,5 млн. жителей, из которых 70% живет в городе, а 30% — на селе. Естественный прирост населения составляет в последние годы около 0,3%. Как во всем Советском Союзе, молодое поколение в нашей республике обеспечено особой заботой государства и всего народа. Об этом свидетельствуют один из самых низких уровней детской смертности в Европе, осуществленное уже в прошлой пятилетке всеобщее образование и широкая сеть детских дошкольных учреждений. За годы Советской власти в Эстонской ССР осуществлены глубокие прогрессивные преобразования в жизни детей и подростков, улучшены социально-бытовые условия жизни, медицинское обеспечение и культурно-образо-

• вательное обслуживание населения. Это и обусловило резкое улучшение здоровья молодежи, ускорение их физического и умственного развития, а также повышение работоспособности.

В буржуазной Эстонии, т. е. в 30-е годы XX века, весьма распространенным заболеванием был туберкулез, а к настоящему времени заболеваемость им понизилась более чем в 8 раз, в том числе среди детей — более чем в 60 раз. С 1962 г. в нашей республике не наблюдается заболеваемости полиомиелитом. С 1965 г. в нашей республике нет дифтерии, заболеваемость корью снизилась за последние 20 лет в 13,6 раза, коклюшем— в 54,3 раза. Большинство так называемых школьных болезней сведено к единичным случаям.

Забота о здоровье детей начинается задолго до

• рождения ребенка с помощью широкой сети учреждений женской консультаций и родильных домов, обеспечивающих 100% рождение детей

под наблюдением врача или акушера-фельдшера. После рождения все дети обеспечены патронажной системой обслуживания врачом и сестрой. На первом году жизни свыше 95% детей находится под постоянным надзором врача, а остальные — фельдшера или медицинской сестры. Главной задачей педиатров республики являются мероприятия, обеспечивающие полноценное развитие детей, снижение детской заболеваемости и смертности. Для выполнения этих задач много внимания уделяется развитию материально-технической базы женских и детских лечебно-профилактических учреждений. В течение последних лет в республике открылись отделения патологии новорожденных и недоношенных, а также новорожденных с патологией центральной нервной системы. Большое внимание уделяется совершенствованию амбулаторно-поликли-нической помощи детям первого года жизни. Во всех поликлиниках и кабинетах имеются приемы для грудных детей в определенные дни. Во время этих приемов проводится и санитарно-просвети-тельная работа с родителями.

Широко развернуто строительство детских дошкольных учреждений. За последние 25 лет в Эстонской ССР построено детских дошкольных учреждений примерно на 66 тыс. мест. Это значит, что почти 80% детей, которые ныне посещают детские дошкольные учреждения, воспитываются в новых современных зданиях. В настоящее время детские дошкольные учреждения посещают 85 400 детей, что составляет около 57% всех детей дошкольного возраста в республике. Из детей в возрасте до 3 лет посещают ясли или ясли-сад около 30%, а из детей в возрасте 3—7 лет — около 70%.

2*

- 35 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.