Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic studies into 3 forms of teaching 6уеаг-old children: in a preparatory kindergarten group, a preparatory school grade ana the first grade of school nave demonstrated that from a hygienic standpoint the training of children in preparatory kindergarten groups has definite advantages. The teaching of children in preparatory school grades may be possible i? the appropriate conditions are provided: conformity between the contents and methods of teaching; creation of the relevant school and everyday routine; harmonization between outdoor environment and age characteristics; specialized training of skilled teachers who are aware of physiological and psychological peculiarities of children; specific therapeutic and health measures prior to the time children start school; taking into account the essential features of the health status and a degree of functional maturity in forming preparatory grades. The research showed that the teaching of 6-year-old children on the basis of the curriculum meant for first-formers of 7 had an unfavourable effect on the functional state and health of 6-year-old children.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ»

ных условий естественной освещенности всех све-токлиматических поясов КЕО должен составлять для I пояса 5,8%, II и III —5,7%, IV — 4,9% и V —3,1 %.

Таким образом, свойственная детскому дошкольному возрасту морфологическая и функциональная незавершенность развития всех систем организма обусловливает определенный характер функционального состояния зрительного анализатора, что диктует необходимость специального гигиенического нормирования естественного освещения детских дошкольных учреждений.

Выводы. 1. При гигиеническом изучении влияния различных уровней естественной освещенности в диапазоне 100—3000 лк на зрительную работоспособность детей дошкольного возраста была выявлена определенная динамика зрительных функций и работоспособности детей при одинаковых условиях световой среды в зависимости от светоклиматической зоны.

2. Сравнительный анализ изменений основных параметров оптического анализатора и работоспособности детей дошкольного возраста, проживающих в различных светоклиматических поясах, позволил обрунажить более низкий абсолютный уровень физиологических реакций у детей I светоклиматической зоны и наиболее высокий — у детей V зоны.

3. Относительно благоприятные показатели зрительной работоспособности у детей дошколь-

Summary. The paper deals with a hygienic norm-setting for natural illuminance in pre-school children institutions in all light-climatic regions of the USSR. As a result of the

ного возраста, проживающих в различных светоклиматических поясах, наблюдаются при следующих уровнях естественной освещенности: для I—III поясов — 600 лк, IV —700 лк и V — 800 лк, которые следует считать нижней границей зоны оптимальной освещенности, т. е. минимально необходимыми. Наилучшие параметры зрительных функций и работоспособности у детей отме- ^ чены при более высоких уровнях освещенности: для I пояса 1200 лк, II — 1300 лк, III — 1400 лк, IV— 1500 лк и V— 1600 лк, которые можно рассматривать как верхнюю границу оптимальной зоны.

4. Согласно данным светового климата различных светоклиматических поясов для обеспечения минимально необходимых и оптимальных уровней естественной освещенности в групповых комнатах детских дошкольных учреждениях КЕО должен быть равен для I пояса от 2,9 до 5,8%, II — от 2,6 до 5,7 %, III — от 2,5 до 5,7 %, IV — от 2,3 до 4,9 % и V —от 1,5 до 3,1 %• р

Литература. Гончаров Н. П. — В кн.: Исследования по строительной физике. М., 1975, вып. 10, с. 94—100.

Демина Э. М. — В кн.: Республиканская конф. по вопросам гигиены детей и подростков. 4-я. Труды. М., 1963, с. 48— 52.

Михайлова Л. В. Гигиеническая оценка люминесцентного освещения классной комнаты. Лвтореф. дне. канд. М., 1950.

Черниловская Ф. М. Освещение промышленных предприятий и его гигиеническое значение, л., 1971.

Поступила 30.06.8)

investigations performed, the optical illuminance zone differing for various light-climatic regions has been established.

4

УДК 613.954:371.71

Л. Ф. Бережков, Е. К. Глушкова, Н. М. Попова

сравнительная гигиеническая оценка обучения детей 6-летнего возраста при различных формах его

организации

Институт гигиены детей и подростков, Москва

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22'ХП 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» в настоящее время в школах союзных республик создана достаточно широкая сеть подготовительных классов. В решениях XXVI съезда КПСС предусматривается «создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных

1 Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года. М., Политиздат, 1981, с. 66.

школ»'. В соответствии с этими важными государственными документами, а также с решениями объединенных сессий общих собраний АМН и Академии педагогических наук СССР (1971, 1978). Институт гигиены детей и подростков совместно с НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР, институтами медицинского (Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. И. Марзеева, НИИ ^ санитарии и гигиены им. проф. Г. М. Натадзе Минздрава Грузинской ССР, кафедра гигиены детей и подростков Ереванского медицинского института, Белорусский санитарно-гигиенический институт, Республиканская и Городская СЭС Минздрава Латвийской ССР) и педагогического

профиля (НИИ дошкольного воспитания, НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР) в течение нескольких лет проводят комплексные гигиенические исследования воздействия обучения на детей 6-летнего возраста при различных формах его организации (детский сад, подготовительный и 1-й классы школы).

* Эта работа ведется по унифицированной методике, разработанной Институтом гигиены детей и подростков, по следующей программе: гигиеническое исследование условий обучения и пребывания детей в детском саду; психофизиологические исследования детей: а) определение степени функциональной готовности к систематическому обучению по методике, разработанной в институте; б) исследования функционального состояния центральной нервной системы и его изменений в течение дня, недели и года; изучение состояния здоровья детей в начале и конце учебного года.

* Гигиеническое исследование условий обучения в 186 подготовительных классах в разных республиках с охватом более 4000 детей показало, что в большинстве массовых общеобразовательных школ не обеспечены нормальные условия для обучения и пребывания в них 6-летних детей. Это объясняется прежде всего тем, что старые типовые проекты школьных зданий не отвечают современным требованиям обучения детей. В результате в 78 % обследованных подготовительных классах нет помещений для игр и дневного сна, обязательных для 6-летних детей, находящихся в школе на продленном дне. В отдельных республиках парты, столы и стулья в подготовительных классах в 17—30% случаев не соответствуют росту детей (велики), нередко спальни

оборудованы нестационарными кроватями, но чаще комнаты для сна вообще отсутствуют.

Во многих классах норма численности детей (25) в подготовительных классах превышается. Как правило, подготовительные классы занимаются в первую смену, однако в Грузии в 20,5 % этих классов начинают работу в 11 ч 30 мин, а в некоторых даже в 14 ч, т. е. во вторую смену. Несмотря на то, что типовыми программами для подготовительных классов (М., 1978 г.) запрещается давать детям задания на дом, это правило нередко нарушается.

Режим учебных занятий в подготовительных классах в разных республиках неодинаковый: длительность урока колеблется от 30 до 45 мин с 5-минутным перерывом внутри урока; количество уроков в течение дня — от 4 до 5 (при 30 и 35-мннутной длительности последних); число

^ учебных дней в неделю — от 5 до 6 (облегченный день в четверг, облегченный или свободный день в субботу); длительность пребывания в школе — до 12 ч 20 мин, до ,16 ч (полупродленный день) и 18 ч (продленный день).

При всех режимах по рекомендации Института гнгиены детей и подростков введены дополни-

тельные недельные каникулы в середине III, самой длинной учебной четверти. В части школ по рекомендации Института физиологии детей и подростков введена динамическая пауза — часовой активный отдых после 2—3 уроков.

Изменение работоспособности и функционального состояния центральной нервной системы у 6-летних детей исследованы в 23 подготовительных классах 5 союзных республик (всего более чем у 600 детей). Снижение работоспособности у детей 6-летнего возраста начинается уже после 1-го урока, в то время как у детей, начавших обучение в 7 лет — после 2 — 3-го урока. Особенно резкое ее падение отмечается при 45-минутном уроке. Из наиболее часто встречающихся вариантов режима обучения в подготовительных классах (45-минутный урок с 5-минутным перерывом внутри и 30—35-минутные уроки) более благоприятным и наиболее отвечающим возрастным особенностям детей является 30—35-минутный урок. Исследования работоспособности детей подготовительных классов в процессе учебного года показали, что к концу года уровень работоспособности как в течение дня, так и на протяжении всей недели при разных режимах уроков ниже, а динамика ее имеет менее благоприятный характер по сравнению с таковой в начале года, что свидетельствует о явном накоплении утомления и о необходимости строгого соответствия содержания программы возрастным возможностям детей 6 лет.

Наши исследования подтверждают, что подготовительный класс, как справедливо указывала Н. К- Крупская, должен быть мостиком между детским садом и школой, которому будут приданы все качества детского сада в отношении организации питания, дневного сна, прогулок и физического воспитания и качества школы в отношении обучения детей.

Большое значение в проблеме обучения детей 6 лет имеет степень их функциональной готовности к обучению. Известно, что чем моложе дети, тем чаще встречаются среди них не созревшие для школьного обучения. Определение уровня школьной зрелости у детей подготовительных классов показало, что в начале года число не готовых к занятиям в школе составляло от 27 до 48 % в разных республиках. В процессе учебы у «незрелых» детей существенно чаще, особенно в начале года, изменение работоспособности шло по неблагоприятному типу по сравнению со «зрелыми» детьми (в начале года 28,0 % против 15,2%, в конце —38,5% против 30,4%).

В то время как у детей, функционально готовых к школе, отмечается повышение работоспособности после прогулки и урока «познание окружающего», проводимого на воздухе, у детей, функционально не готовых к школе, этого подъема не наблюдалось. На протяжении всех учебных занятий работоспособность у этих детей была ниже. Следовательно, учебная деятельность

— 35 —

После К16 и

Динамика работоспособности детей 6 лет при разных формах обучения. А — подготовительный класс: Б — 1-П класс; В — подготовительная группа детского сада. 1 — срывы днффереицироноч-ных реакций (в %); 2 — неблагоприятные кривые работоспособности (в % >.

Аоуро- 1-й 2-3-й 4-й 5-й Доиро ■ 1-й 2-й 3-й в юнце До 1-й 2-й 3-й-----

. ков урон нов УР<»< °на уроков урон про- ЗОмин

гулки

для этих детей более утомительна, что может оказать неблагоприятное влияние на их здоровье. Чтобы предотвратить нежелательные последствия, необходимо использовать период пребывания «незрелых» детей в подготовительном классе для развития у них функций, требующихся для школьного обучения (специальные упражнения для развития моторики для успешного овладения навыком письма; занятия логопеда с детьми, нуждающимися в коррекции нарушений речи).

Сравнение различных вариантов режима занятий и всего времени пребывания в школе показало, что более благоприятная динамика всех показателей работоспособности отмечается у 6-летних детей при длительности учебных занятий в 30—35 мин, часовой паузе после 2 основных занятий и рациональной организации всего вне-учебного времени с 11/2—2-часовым сном, играми, физическими упражнениями, экскурсиями на воздухе и 3-разовым питанием (1-й режим). Так называемый полупродленный день (2-й режим), при котором дети находятся в школе до 15 ч, урок у них длится 30—35 мин, они получают 2-разовое питание, гуляют 1 ч, но лишены дневного сна и имеют одно занятие в послеобеденное время, оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма 6-летних (Е. К. Глушкова и соавт.).

Среди элементов режима особого внимания заслуживает организация полноценного отдыха детей 6 лет после занятий. Опыт работы подготовительных классов в школах показывает, что дети устают от занятий и после обеда при организации дневного сна подавляющее большинство их быстро засыпает. Как правило, из 25 детей подготовительного класса лишь 1—2 ребенка не спят днем, но спокойно отдыхают лежа. Наблюдения за детьми детского сада свидетельствуют о том, что при отсутствии достаточного контроля со стороны воспитателя за процессом сна, число неспящих детей может достигать 'Д группы. Трудно засыпают и чутко спят чаще легко возбудимые дети, нервная система которых длительно не может функционировать на оптимальном уровне. У этих детей легко возникает перевозбуждение. Вместе с тем именно эти дети больше,

чем другие, нуждаются в полноценном дневном сне, чтобы не возникло перенапряжение нервной системы, и, следовательно, в большем внимании со стороны воспитателя (Н. Т. Терехова).

Опыт работы в подготовительных классах Латвии (А. Я. Каруле), Грузии (Г. А. Сакварелидзе и Ш. А. Амонашвили) показал, что построение всего учебного процесса и внеучебного времени, содержания и методов обучения, программы с учетом возрастных особенностей детей 6 лет оправдал себя.

Большое значение для поддержания работоспособности у 6-летних детей имеет рациональное построение учебной недели и всего учебного года в целом. В частности, благоприятное влияние оказывает введение облегченного или свободного дня в течение учебной четверти и дополнительных недельных каникул в III четверти.

Работоспособность и состояние здоровья детей 6 лет, обучающихся в 1-м классе школы, изучали в базовых экспериментальных школах № 170 и № 600 Академии педагогических наук СССР. В 1-м классе в разные периоды исследованы 194 ребенка 6 лет и 105 детей наблюдаются на протяжении 7 лет обучения в школе.

Как показывают исследования, функциональное состояние ЦНС и работоспособность у детей 6 лет, обучающихся по программам 1-го класса, даже при 35-минутной длительности уроков намного хуже, чем у 7-летних детей. У детей 6 лет уровень работоспособности ниже, динамика функционального состояния ЦНС и работоспособности имеет неблагоприятный характер.

Во второй половине дня дети часто жаловались на усталость, головную боль, становились раздражительными, плаксивыми, несмотря на то, что для них был организован дневной сон. В IV четверти некоторые дети 6 лет проявляли негативное отношение к учению.

Таким образом, обучение детей 6 лет по программе 1-го класса оказывает неблагоприятное воздействие на их функциональное состояние по сравнению с 7-летними детьми. Это лишний раз подтверждает, что нельзя механически переносить программу 1-го класса, рассчитанную на 7-летних детей, на более младший возраст, не учитывая физиологические и психологические осо-

бенностн детей 6 лет, их эмоциональную жизнь и «генеральную форму» поведения — игру, а также необходимые для этого условия.

Оценка динамики работоспособности (более чем по 20 показателям) у 6-летних детей, занимающихся в подготовительном, 1-м классах школы и в подготовительной группе детского сада, показывает, что при всех формах обучения отме-■ чается снижение работоспособности после 1-го занятия. Но если в условиях детского сада уровень работоспособности сохраняется на относительно нормальном уровне (комплексный показатель работоспособности равен 1) в течение первых 2 основных занятий, то в подготовительном классе снижение работоспособности начинается после 1-го и продолжается до 3-го урока и только после прогулки и урока «познания окружающего» работоспособность несколько (несущественно) повышается. При обучении 6-летних детей по программе 1-го класса изменение рабо-* тоспособности чаще идет по неблагоприятному типу (31,2% против 22,7% в детском саду) и сопровождается большим числом срывов диф-ференцировочной реакции (20,7 % против 9,0— 9,7 %) (см. рисунок). Это свидетельствует о значительном утомлении детей.

Комплексная оценка состояния здоровья воспитанников детского сада и учащихся 6 лет подготовительных и первых классов выявила, что в целом еще сравнительно большое количество детей в этом возрасте имеет те или иные хронические заболевания и функциональные отклонения в состоянии здоровья. Первое место среди хронических заболеваний занимают заболевания уха, горла, носа (хронический тонзиллит, аденоиды).

Ь Среди функциональных отклонений наиболее часты изменения нервной и сердечно-сосудистой систем. Все это диктует необходимость усиления медицинского контроля за состоянием здоровья дошкольников.

Динамические наблюдения показали, что к концу учебного года у детей 6 лет, обучающихся по программе 1-го класса, чаще обнаруживаются отрицательные сдвиги в состоянии здоровья, главным образом в нервной и сердечно-сосуди-стой системах. Функциональные отклонения со стороны нервной системы у них возрастают почти в 4 раза (с 11,3 до 42,8%), в то время как у других групп 6-летних детей детского сада и подготовительного класса школы они снижаются на том же уровне.

У 6-летних первоклассников в процессе учебного года увеличивается количество функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы на 18,5%. Ухудшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы обусловлено в основном изменениями, наступающими в вегетативной нервной системе в связи с утомлением под воздействием учебной работы.

Под влиянием учебного процесса в течение учебного года у первоклассников 6 лет в 3 раза

увеличивается число функциональных изменений органа зрения, предшествующих близорукости (предмиопия), что в 2 раза больше, чем у первоклассников 7 лет.

Обращает на себя внимание возрастание в процессе обучения в подготовительных классах некоторых республик (БССР и Армянская ССР) случаев преданемии (умеренное снижение содержания гемоглобина в крови) в З'/г—4 раза.

Обучение детей 6-летнего возраста в подготовительных классах школы можно проводить лишь в соответствующих условиях, включающих соответствие содержания и методов обучения возрастным особенностям детей 6 лет; специальную подготовку квалифицированных педагогов, знающих физиологические и психологические особенности детей этого возраста; построение режима учебных занятий и всего дня, организацию внешней среды в соответствии с возрастными особенностями детей 6 лет.

Основными гигиеническими требованиями являются проведение не более 4 35-минутных занятий в день, организация 2-часового дневного сна, 3-разового питания и ежедневного 2'/г — 3-часо-вого пребывания детей на воздухе при повышенной двигательной активности. Для правильной организации режима отдыха и досуга детей подготовительного класса, кроме классного помещения, необходимы дополнительные универсальные помещения для дневного сна и игр. Обязательным условием является соответствие мебели росту детей.

Перед поступлением детей в подготовительные классы нужно провести все необходимые лечеб-но-оздоровнтельные мероприятия для обеспечения более высокого уровня их здоровья к началу обучения в школе.

Детей 6 лет с функциональными отклонениями со стороны ряда систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, нервной, системы крови и т. п.), со сниженной резистентностью организма (в том числе часто и длительно болеющих), с хроническими заболеваниями, а также функционально не готовых к школе лучше еще на год оставлять в детском саду, где имеются большие возможности для оздоровления и индивидуальной подготовки детей к школе.

Сопоставление физиологических материалов в зависимости от организационных форм, в которых осуществляется обучение 6-летних детей, позволяет говорить о том, что с гигиенических позиций обучение детей в условиях детского сада имеет определенные преимущества.

Проведенные исследования позволили разработать гигиенические рекомендации по организации относительно новой и получающей все большее развитие формы обучения 6-летних детей в подготовительных классах общеобразовательных школ.

Литература. Глушкова Е. К.. Попова Н. М., Улиц-кая Э. Л.— Гиг. и сан., 1980, № 11, с. 22—25.

Каруле А. Я. — В кн.: Перспективы развития начального обучения. М„ 1975, с. 32—44.

Сакварелидзе Г. А.. Амонашвили Ш. А. — В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам усовершенство-

Summary. Hygienic studies into 3 forms of teaching 6-year-old children: in a preparatory kindergarten group, a preparatory school grade and the first grade of school nave demonstrated that from a hygienic standpoint the training of children in preparatory kindergarten groups has definite advantages. The teaching of cnildren in preparatory school grades may be possible if the appropriate conditions are provided: conformity between the contents and methods of teaching; creation of the relevant school and everyday routine; harmonization between outdoor environment and age

вания учебно-воспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к школе. Тбилиси, 1974, с. 441— 460.

Терехова Н. Т. — В кн.: Обзоры по важнейшим научно-пс-дагогическим проблемам. М., 1980, вып. 3(13), с. 37.

Поступила 26.06.81

characteristics; specialized training of skilled teachers who are aware of physiological and psychological peculiarities of щ children; specific therapeutic and health measures prior to the time children start school; taking into account the essential features of the health status and a degree of functional maturity in forming preparatory grades. The research showed that the teaching of 6-year-old children on the basis of the curriculum meant for first-formers of 7 had an unfavourable effect on the functional state and health of 6-year-old children.

УДК 613.648+614.731-07:612.6.052

М. Г. Шандала, Е. Н. Антипенко, И. В. Ковешникова, О. И. Тимченко

генетическая опасность микрорадиоволн нетепловой интенсивности и ее гигиенические

аспекты

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

В связи с широким использованием радиоэлек-троннных средств в различных областях народного хозяйства практически все население земного шара в большей или меньшей степени подвергается воздействию надфоновых уровней радиоизлучений. Среди этих излучений существенно возрастает роль радиоволн сверхвысокочастотного (СВЧ) и ультравысокочастотнного (УВЧ) диапазонов. Особый интерес в гигиеническом аспекте представляют микроволновые электромагнитные поля (ЭМП) нетепловых интенсивно-стей, биологическое действие которых принципиально отличается от биоэффектов тепловых уровней.

Радиоволновые ЭМП, как предполагал В. И. Вернадский, участвовали в формировании биосферы Земли. Поэтому при изучении биологического действия этого фактора можно ожидать выявления как вредных, так и полезных эффектов. В таких случаях при гигиеническом нормировании, как известно, следует стремиться установить три нормативных уровня: минимально необходимый, оптимальный и предельно допустимый (М. Г. Шандала). Это общее положение приобретает особую важность при выяснении генетической значимости фактора. Между тем в литературе до настоящего времени нет убедительных доказательств возникновения генетических изменений в результате воздействия микроволн нетепловой интенсивности (С. М. Май-кельсон; В. В. Антипов и соавт., и др.).

Энергетический уровень ЭМП нетепловых ин-тенсивностей низкий, поэтому прямое действие их на генетические структуры маловероятно (С. М. Майкельсон, и др.). Однако в целостном

организме генетические эффекты могут возникать не только в результате прямого действия мутагена, но и опосредованно вследствие отклонений в нейроэндокринной регуляции (М. Е. Лобашов;

* Н. Г. Камышев и соавт., и др.). Отклонения в нейроэндокринной регуляции происходят и п результате воздействия микроволновых ЭМП нетепловых интенсивностей.

Особый интерес представляют изменения функции щитовидной железы, поскольку она од- 4, на из первых среди желез внутренней секреции включается в неспецнфические адаптационные реакции организма на раздражители слабой и средней интенсивности (Л. X. Гаркави и соавт.), а ее влияние носит универсальный характер (Р. Р. Рачев и Н. Д. Ещенко). С другой стороны, установлено, что тироксин при определенных условиях способен вызывать изменение целостности хромосом.

Изменения функции щитовидной железы в результате воздействия микроволн нетепловой интенсивности обнаруживали при проведении клинических обследований людей, длительно работавших в условиях воздействия радиоволн (М. И. Смирнова и М. Н. Садчикова; П. Н. Фофанов; Н. А. Дьяченко), и в эксперименте у животных, подвергавшихся воздействию ЭМП (2375 МГц) при плотности потока энергии (ППЭ) 10 и 5 мкВт/см2 в течение 45 дней по 7 ч ежедневно (О. И. Шутенко и И. И. Швайко). *

Учитывая, с одной стороны, изменение функции нейроэндокринной системы в результате воздействия микроволн, а с другой стороны, влияние гормонов щитовидной железы на целостность хромосом, нельзя исключить вероятность возник-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.