Научная статья на тему 'РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ'

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1613
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СЕМЬЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асильдерова Мадина Магомедовна, Агарагимова Вера Казимагомедовна, Мугутдинова Рабият Ильмутдиновна

В статье изучена специфика работы социального педагога с неблагополучными семьями в условиях общеобразовательной школы, Сделан вывод о том, что работа социального педагога должна быть регламентирована определённым алгоритмом, проводиться по этапам. Социальный педагог должен использовать комплексный подход в своей работе, чтоб работа была эффективна. Так же, социальный педагог, должен использовать социально-педагогический мониторинг, социально-психологические тренинги, активно проводить патронаж неблагополучных семей и соответствовать каждой роли, которую он на себя берёт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF SOCIAL EDUCATOR WITH DISADVANTAGED FAMILIES

The article studies the specifics of the work of a social teacher with dysfunctional families in a general education school. It is concluded that the work of a social teacher should be regulated by a certain algorithm, carried out in stages. The social educator must use an integrated approach in his work in order for the work to be effective. Also, a social educator must use social and pedagogical monitoring, socio-psychological trainings, actively carry out patronage of disadvantaged families and correspond to every role he takes on.

Текст научной работы на тему «РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент, декан факультета социальной педагогики и психологии Асильдерова Мадина Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, оциальной педагогики и социальной работы Агарагимова Вера Казимагомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); магистрант второго года обучения Мугутдинова Рабият Ильмутдиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Аннотация. В статье изучена специфика работы социального педагога с неблагополучными семьями в условиях общеобразовательной школы, Сделан вывод о том, что работа социального педагога должна быть регламентирована определённым алгоритмом, проводиться по этапам. Социальный педагог должен использовать комплексный подход в своей работе, чтоб работа была эффективна. Так же, социальный педагог, должен использовать социально-педагогический мониторинг, социально-психологические тренинги, активно проводить патронаж неблагополучных семей и соответствовать каждой роли, которую он на себя берёт.

Ключевые слова: социальный педагог, семья, неблагополучная семья, социальная помощь.

Annotation. The article studies the specifics of the work of a social teacher with dysfunctional families in a general education school. It is concluded that the work of a social teacher should be regulated by a certain algorithm, carried out in stages. The social educator must use an integrated approach in his work in order for the work to be effective. Also, a social educator must use social and pedagogical monitoring, socio-psychological trainings, actively carry out patronage of disadvantaged families and correspond to every role he takes on.

Keywords: social educator, family, dysfunctional family, social assistance.

Введение. В настоящее время тема работы социального педагога с неблагополучными семьями является одной из наиболее актуальных, поскольку в последнее время, согласно статистическим данным, увеличилось число разводов, проблемы домашнего насилия, алкоголизма и девиантного поведения все еще остаются нерешенными.

Семья как социальный институт - очень тонкий и специфичный объект социального воздействия. Система семейных взаимоотношений имеет сложную структуру и зависит от большого количества не только внешних, но и внутренних факторов. Наиболее остро встает вопрос о неблагополучных семьях, точнее о детях из неблагополучных семей, которые нуждаются в помощи со стороны социальных работников. Таким образом, влияние на семью не является прогнозируемым, поскольку семья - закрытая социальная структура. Как следствие - необходимость детального изучения и понимания функционирования семьи как организма. В противном случае разработка и эффективное применение каких-либо технологий работы в отношении данного социального объекта не представляется допустимым.

В этой связи, у специалиста социальной работы могут возникнуть определенные сложности во взаимодействии с семьей, испытывающей трудности вследствие негативного воздействия тех или иных процессов, что может стать причиной разрушения или деформации межличностных связей внутри нее. Как следствие, возникает потребность в разработке более функциональных и специфичных технологий социальной работы в данной сфере, которые позволят устранить последствия деструктивных факторов наиболее эффективным образом.

Теоретические аспекты проблемы рассматривают в своих трудах Холостова Е.И., Кононова Л.И., Вдовина М.В. [11], Приступа Е.Н. [7]. Практические аспекты раскрывают Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н. [4], Шульга Т.И. [12]. Исторические аспекты проблемы освещены в трудах Фирсова М.В. [9], а так же в учебных пособиях Холостовой Е.И. [10], Агапова Е.П., Волощуковой К.В. [1], Павленка П.Д. [5]. Правовые аспекты рассматривают Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. [6], Тютченко А.М. [8], Акмалова A.A., Капицын В.М. [2].

Изложение основного материала статьи. Для многих людей в наше время одной из самых главных ценностей является семья. Люди ценят и уважают институт семьи, стараются поддерживать связи друг с другом, помогать по мере возможности. Но тенденция такова, что не все подходят к этому ответственно. Проблемы семей всегда были актуальны в любой сфере изучения, поэтому к данному вопросу нужно относиться серьёзно. Человек ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни, в любых жизненных обстоятельствах семья будет влиять на жизнь человека и сопровождать его. Её роль крайне высока.

Рассматривая развитие страны в последние годы, можно отметить, что изменения в политике, экономике, и в целом в социальной сфере явно отражаются на материальном состоянии большой части семей, а так же на взаимоотношения внутри семей. При упадке достатка страдают всё члены семьи, и это ярко отражается на жизни детей. Исходя из этой тенденции, начало расти количество семей, в которых просматривается упадок педагогического потенциала, мало обращается внимание на важность семейных ценностей, заметен рост насилия в семейно-бытовых отношениях [3].

Данные признаки говорят нам, что семьи в наше время переживают тяжёлую кризисную обстановку в развитии. Главное последствие всего этого - увеличение количества неблагополучных семей с различными отклонениями о нормы поведения, вплоть до наркомании и алкоголизма внутри семей. И в данное время это уже не новость для многих людей. Таких семей всё больше и больше, и ситуация никаким образом не улучшается, а методы решения проблемы доходят до «уголовного» уровня.

В нашем обществе количество таковых семей уже давно перешагнуло все возможные пороги. А проблемы преследуют семьи шаг за шагом. Все кризисные ситуации, которые переживают родители, прямо отражаются на их детях. Поэтому, явную актуальность имеет и работа социального педагога. Они работают

со всеми видами неблагополучных семей, стараются поддерживать семьи, помогать детям. Социальный педагог работает с семьями, где ребёнок живёт в вечном эмоциональном напряжении, в ссорах со своими родителями по причине различных проблем, с семьями, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, а так же с семьями, где родители хронически больны либо являются инвалидами различных групп.

В современном мире, в нашем обществе, объектом оказания помощи и социально-педагогической деятельности очень часто становятся именно неполные семьи, которые состоят из одного родителя. У таких семей достаточно часто возникают материальные проблемы, а в связи с тем, что единственный родитель должен обеспечивать не только в денежном эквиваленте своих детей, то хромает и воспитание, потому что часто не хватает времени на банальную проверку домашнего задания. Социальный педагог призван помогать таким семьям, помогать детям индивидуально, вносить вклад в укрепление семьи и семейных ценностей. Эта работа имеет неизмеримую важность в наше время.

В нашей стране последние годы достаточно неблагоприятная эмоциональная и бытовая обстановка в семьях. Увеличение числа разводов, снижение рождаемости, риск физической опасности для ребёнка в семье и остальные последствия сложной материальной ситуации в семьях призывают социального педагога как можно быстрее принимать меры по решению проблем и как можно быстрее выявлять такие семьи. Для своевременной и грамотной работы, социальной педагог должен знать, как выявлять детей из таких семей, по каким признакам дети из неблагополучных семей выделяются и как правильно подбирать методы решения проблем.

На становление и грамотное формирование личности любого человека в малом возрасте важнейшую роль оказывает внутрисемейная жизнь. Это заключается не только во взаимоотношениях ребенка и родителей, но и самих взрослых между собой. На нервную деятельность ребёнка прямое влияние имеют родительские ссоры, конфликты, ложь, драки между родителями. И это всё, обычно, происходит на глазах ребёнка. Всё это говорит о том, что данная семья находится в кризисном состоянии. Это свидетельствует о том, что такой семейный союз можно назвать неблагополучным, и такой семье нужна помощь. Потому что, в таких семьях, дети получают серьёзные психологические травмы, что плачевно сказывается на их будущем благополучии и судьбе в целом. Но травмы бывают и не только детские.

Исходя из этого, можно сделать вывод - эмоциональная устойчивость, поведение и душевное состояние ребёнка является измерителем семейного благополучия.

Неблагополучная семья - семья с низким социальным статусом, в какой либо определённой сфере жизнедеятельности или нескольких сразу. Семья, которая не справляется со своими функциями, их адаптивные способности существенно понижены, процесс воспитания ребёнка внутри семьи проходит с огромными трудностями, отстаёт от признанных норм.

Видов семей огромное количество. И каждая семья нуждается в поддержке и помощи, которую предполагает работа социального педагога. Некоторые семьи нуждаются в помощи в срочном порядке, в симбиозе с другими ведомствами и структурами поддержки семей. Но так же и есть семьи, которые не сильно, но всё же влияют на развитие и воспитание ребёнка. К таким семьям тоже нужно применять меры, которые помогут им разобраться в своей жизни и исправить те элементы, которые ставят их детей в неудобное жизненное положение, что является для него эмоциональным стрессом. Социальный работник призван работать со всеми детьми, которые оказываются в трудных ситуациях из-за своих родителей.

В качестве основных социально-психологических характеристик неблагополучных семей можно выделить социально-бытовую ситуацию в жизни ребёнка, причины определения как неблагополучных, низкий уровень доходов, безработица, употребление алкоголя, скандалы, равнодушное отношение к детям, отношения между членами семьи, трудности ребёнка из неблагополучной семьи в обучении, общении со сверстниками и взрослыми, девиантное поведение. Все эти характеристики приводят семью в категорию «неблагополучной» и определяют ее как объект работы социального педагога.

Целью работы социального педагога является возведение благоприятных условий для развития ребенка во всех аспектах, оказание ребёнку комплексной и грамотной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве от вреда, который могут ему принести различные элементы. Социальный педагог является посредником между ребёнком и взрослым, между ребёнком и его окружением. Так же он выступает в роли наставника для самого ребёнка при настройке общения с ним или его окружением.

Социальный педагог должен обеспечить профилактику негативных явлений социального, физического, материального плана. Социальный педагог, исходя из специфики своей работы, сам выходит на общение и контакт с семьёй, потому что многие семьи не обращаются за помощью, а помощь им необходима. Для этого социальный педагог использует различные методы, чтобы выявить проблемных детей в этой сфере, а после уже выходит на контакт со всей семьёй, чтобы углубиться в изучении проблемы. Поэтому, первоначальным объектом воздействия является сам ребенок, а только потом социальный педагог выходит на семью, где уже и решаются проблемы либо индивидуально с родителем, либо со всей семьёй в целом, в зависимости от ситуации.

Деятельность социального педагога с семьёй включает в себя три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, посредническую, психологическую.

Образовательная помощь заключается в том, чтобы помочь ребёнку в воспитании и обучении.

Психологическая помощь включает в себя психологическую поддержку и коррекцию психологического состояния.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Главная цель - объединить членов семьи общим делом в неформальной обстановке. Это может быть как традиционный совместный вечерний просмотр фильмов или игра в настольную игру, либо более глобальное, вовлечение в деятельность, а точнее организация детских праздников, выставок, конкурсов и летнего отдыха. Важно, чтобы благородная деятельность семьи шла не только на своё благо, но и на благо других людей.

У социального педагога имеют три роли. Они используются при работе с семьёй:

Советник. Советник должен доносить до родителей информацию, которая говорит о том, что важно взаимодействовать с детьми. Так же, обязанностью этой роли является разработка педагогических советов по воспитанию ребёнка, предложение методок воспитания, информирование по специфики этапов развития ребёнка и особенности каждого из этапов в отдельности.

Консультат. Данная роль требует качественных юридических знаний. Консультант проводит консультации, раскрывая особенности семйного законодательства. Роль предполагает более узкую и индивидуальную работу с семьёй. Нужно рассказывать о способах создания таких условий, при которых развитие ребёнка будет правильным и грамотным, так же предлагает конкретные методы для решения проблем в неблагополучных семьях.

Защитник. Данная роль предполагает работу с максимально запущенной ситуацией. Призван защищать права ребёнка в том случае, если родители находятся в полной деградации личности, неадекватного поведения в связи с алкоголизмом, наркоманией, жестоким отношением к детям, полной разрухи в быту. Из такого состояния родителей выходят проблемы человеческого отношения родителей к детям, что ставит жизнь их ребёнка под угрозу.

Одной из основных форм работы социального педагога с семьёй является социальный патронаж. Социальный патронаж представляет собой посещение семьи на дому с целью диагностики и контроля бытовой обстановки. Данная форма работа позволят социальному педагогу установить и поддерживать связь с семьёй. Данная форма помогает быстрее выявлять проблемные ситуации и даёт возможность оказать незамедлительную помощь семье.

Для патронажа требуется соблюдение этих принципов. Социальный педагог должен информировать семью о своих визитах и рассказывать о целях визита, потому что семья имеет право на добровольное принятие помощи и на конфиденциальность жизни семьи.

При определении технологий работы с неблагополучными семьями, прежде всего, необходимо определить семью как «неблагополучную» согласно следующим критериям:

- низкий жизненный уровень;

- неполная семья;

- неблагоприятный эмоциональный фон в семье, конфликтность;

- деформация нравственных ценностей семьи, алкоголизм и наркомания родителей.

На основе данных показателей специалист решает, какой именно технологией социальной работы следует воспользоваться.

Технологию социальной работы можно определить как отрасль социальных технологий, включающую совокупность средств, методов и инструментов, направленную на осуществление социальной работы в форме помощи и поддержки нуждающихся слоев населения. Технология социальной работы как область знаний носит как прикладной, так и практический характер.

Технология социальной работы с неблагополучными семьями - это область научной и практической деятельности, смысл которой заключается в оказании помощи семьям, пребывающим в состоянии неблагополучия, его профилактике, диагностике и реабилитации путем применения общих и специфических для данной области технологий социальной работы.

Выводы. Таким образом, резюмируя вышеизложенную информацию, мы можем сказать, что деятельность социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательной школе является достаточно сложной работой. Социальный педагог должен разбираться в нескольких сферах жизни, быстро реагировать на проблемы, быть устойчив к стрессу и значительно образован. В работе социального педагога очень важно тщательно подходить к выбору методов работы с семьями, разбираться в их видах и уметь определять эти виды. Важно соблюдать этапы работы, находить подход в каждой ситуации внутри неблагополучной семьи, общаться со всеми её представителями и оказывать своевременную помощь.

Так же, важность работы социального педагога очень сложно переоценить, ибо каждое действие социального педагога должно быть продумано и структурировано, иначе он может допустить ошибку, которая пойдёт во вред не только ему, но и семье, и ребёнку, который находится в неблагополучной семье.

Литература:

1. Агапов Е.П. Волощукова К.В. История социальной работы: учеб. пособие / Е.П. Агапов, К.В. Волощукова. - М.: Дашков и К: Академцентр, 2010. - 255 с.

2. Акмалова А.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы: учеб. пособие / А.А. Акмалова. - М.: Юриспруденция, 2004. - 180 с.

3. Ахинов Г.А. Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

4. Овчаренко Л.Ю. Технология экстренной психологической помощи // СОТИС Социальные технологии, исследования. - 2016. - № 3 (77). - С. 37-43.

5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: избр. работы: учеб. пособие / П.Д. Павленок. - 9-е изд., испр. и доп. - М. Дашков и К, 2010. - 565 с.

6. Поддубная Т.Н. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации: справ. соц. педагога и соц. работника / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - Ростов-н /Д: Феникс, 2015. - 511 с.

7. Приступа Е.Н. Теория социальной работы: учеб. и практикум для академ. бакалавриата / Е.Н. Приступа. - М.: Юрайт, 2015. - 415 с.

8. Тютченко А.М. Социально-правовые механизмы реализации социальной защиты населения // СОТИС Социальные технологии, исследования. - 2016. - № 3 (77). - С. 7-18.

9. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие для вузов. / М.В. Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 247 с.

10. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учеб. для бакалавров / Е.И. Холостова. - М.: Юрайт, 2012. - 905 с.

11. Холостова Е.И. Теория социальной работы: учеб. для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Конова, М.В. Вдовина. - М.: Юрайт, 2012. - 345 с.

12. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Социальная работа, [по курсу «Семьеведение»] - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.