Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущий социальный педагог / взаимодействие / семья / профессиональная подготовка / future social educator / interaction / family / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.М. Асильдерова, Б.Г. Явбатырова, А.З. Сеидова

В статье рассматривается система подготовки будущих социальных педагогов к взаимодействию с семьей. Проведенный анализ целей, содержания учебных планов и программ, методов педагогического образования позволяет утверждать, что главная причина низкой готовности выпускников педвузов к взаимодействию с семьями – отсутствие адекватной системы подготовки. Сделан вывод о том, что будущий социальный педагог должен овладеть навыками работы с семьями различных категорий, семьи имеют как общие, так и специфические социальные проблемы. Дети из различных неблагополучных семей часто характеризуются низкой самооценкой, слабым здоровьем, низким психологическим возрастом, что негативно влияет на их будущее. Деятельность социального педагога с семьёй включает в себя три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, посредническую, психологическую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF PREPARING FUTURE SOCIAL TEACHERS FOR INTERACTION WITH THE FAMILY

The article discusses the system of training future social educators for interaction with the family. The analysis of the goals, the content of curricula and programs, the organization, the methods of pedagogical education makes it possible to assert that the main reason for the low readiness of graduates to interact with families is the lack of an adequate system of training. It is concluded that a future social teacher must master the skills of working with families of various categories, families have both general and specific social problems. Children from various disadvantaged families are often characterized by low self-esteem, poor health, low psychological age, which negatively affects their future. The activities of a social teacher with a family include three main components of social and pedagogical assistance: educational, mediatory, psychological.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ»

7. Федякова Н.Н. Совершенствование информационных систем управления вузом. ИТС. 2016; № 2 (83). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-informatsionnyh-sistem-upravleniya

8. Лошманов А.Ю., Григорьев Я.Ю., Петрова А.Н. Организация работ по сопровождению информационной системы вуза. Интернет-журнал «Науковедение». 2013; № 4 (17): 65. Available at: http://naukovedenie. ru/index.php?p=issue-4-13

References

1. Cifrovoj universitet. Available at: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1147469203/PWC.digital.pdf

2. Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii: Federal'nyj zakon № 149-FZ ot 27.07.2006 (red. ot 29.12.2020). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/

3. Soldatov A.V. Informacionnaya sistema kak osnova 'effektivnogo upravleniya vuzom. Universitetskoe upravlenie. 2004; № 2 (30): 116 - 119.

4. Nikandrova Yu.A. Informacionnaya sistema innovacionnogo vuza: problemy i tendencii razvitiya. Prikladnaya informatika. 2010; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionnaya-sistema-innovatsionnogo-vuza-problemy-i-tendentsii-razvitiya

5. Volkova V.N., Golub Yu.A. Informacionnaya sistema: k voprosu opredeleniya ponyatiya. Prikladnaya informatika. 2009; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionnaya-sistema-k-voprosu-opredeleniya-ponyatiya

6. Bajburin V.B. Problemy 'effektivnosti i bezopasnosti informacionnyh processov v sisteme upravleniya vuzom. Informacionnaya bezopasnost'regionov. 2014; № 1 (14): 5 - 9. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21255243

7. Fedyakova N.N. Sovershenstvovanie informacionnyh sistem upravleniya vuzom. ITS. 2016; № 2 (83). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-informatsionnyh-sistem-upravleniya

8. Loshmanov A.Yu., Grigor'ev Ya.Yu., Petrova A.N. Organizaciya rabot po soprovozhdeniyu informacionnoj sistemy vuza. Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013; № 4 (17): 65. Available at: http://naukovedenie. ru/index.php?p=issue-4-13

Статья поступила в редакцию 06.04.21

УДК 378

Asilderova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia)

Yavbatirova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: burliyat76@yandex.ru

Seyidova AZ, MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)

SYSTEM OF PREPARING FUTURE SOCIAL TEACHERS FOR INTERACTION WITH THE FAMILY. The article discusses the system of training future social educators for interaction with the family. The analysis of the goals, the content of curricula and programs, the organization, the methods of pedagogical education makes it possible to assert that the main reason for the low readiness of graduates to interact with families is the lack of an adequate system of training. It is concluded that a future social teacher must master the skills of working with families of various categories, families have both general and specific social problems. Children from various disadvantaged families are often characterized by low self-esteem, poor health, low psychological age, which negatively affects their future. The activities of a social teacher with a family include three main components of social and pedagogical assistance: educational, mediatory, psychological.

Key words: future social educator, interaction, family, professional training.

М.М. Асильдерова, д-р пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Б.Г. Явбатырова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

Е-mail: burliyat76@yandex.ru

А.З. Сеидова, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ

В статье рассматривается система подготовки будущих социальных педагогов к взаимодействию с семьей. Проведенный анализ целей, содержания учебных планов и программ, методов педагогического образования позволяет утверждать, что главная причина низкой готовности выпускников педвузов к взаимодействию с семьями - отсутствие адекватной системы подготовки. Сделан вывод о том, что будущий социальный педагог должен овладеть навыками работы с семьями различных категорий, семьи имеют как общие, так и специфические социальные проблемы. Дети из различных неблагополучных семей часто характеризуются низкой самооценкой, слабым здоровьем, низким психологическим возрастом, что негативно влияет на их будущее. Деятельность социального педагога с семьёй включает в себя три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, посредническую, психологическую.

Ключевые слова: будущий социальный педагог, взаимодействие, семья, профессиональная подготовка.

Во все времена семья находилась в центре внимания исследователей, поскольку она является первым воспитательным институтом человека. Именно в семье происходит становление личности, ее физического и нравственного здоровья, а также первичная социализация. Однако семья крайне уязвима и реагирует на все изменения, которые происходят в современном обществе. Именно к молодой семье это утверждение относится наиболее точно.

Возрастающая заинтересованность государства и общества к семейному воспитанию, перемены в социальной сфере, развитие современной науки трактуют потребность повышения уровня профессиональной компетентности социальных педагогов в области взаимодействия с семьями. Проведенный анализ целей, содержания учебных планов и программ, методов педагогического образования позволяет утверждать, что главная причина низкой готовности выпускников педвузов к взаимодействию с семьями - отсутствие адекватной системы подготовки к работе с ней и недостаточное количество часов по данной дисциплине. Проблема повышения качества профессиональной готовности будущих социальных педагогов неразрывно связана с модернизацией системы образования Российской Федерации, что требует поиска наиболее эффективных путей ее решения.

Социальная работа с семьями сегодня - это многофункциональная деятельность, связанная с социальной защитой и поддержкой, социальным обслуживанием семей на государственном уровне. Данная деятельность исполняется специалистами по социальной работе с семьями разного профиля. Работа с ними должная быть нацелена на преодоление ежедневных трудностей, закрепление и развитие положительных внутрисемейных взаимоотношений и восстановление внутренних ресурсов.

Исследованием семейной проблематики стали труды Е.Г. Азарова, Т.А. Бодрова, Т.В. Власова, О.В. Голенкова, Ю.А. Грухина, А.Н. Гусарова, Р.И. Ерусланова, Д.И. Зелинской, Т.С. Зубкова, Н.А. Казибекова, С.И. Кувшинова, М.Я. Руднева, П.Д. Павленок, Э.М. Пицхелаури, В.С. Пшеничникова, П.Н. Тамер-ланова, Е.И. Холостова.

Практика профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в вузах, которая не обеспечивает формирования у них необходимых умений и опыта осуществления взаимодействия с семьями, и является причиной такого положения.

Проведенный анализ целей, содержания учебных планов и программ, методов педагогического образования позволяет утверждать, что главная причина

низкой готовности выпускников педвузов к взаимодействию с семьями - отсутствие адекватной системы подготовки к ней и недостаточное количество часов по данной дисциплине.

Т.В. Кротовой доказано, что в основе взаимодействия родителя и педагога лежит непосредственное общение, установление контакта, которое предоставляет немало преимуществ, таких как возможность индивидуального подхода, стабильность взаимодействия, непосредственность, наличие «обратной связи». Следовательно, именно установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение должно стать одним из основных направлений совершенствования работы социальных педагогов [1].

Анализ учебных программ подготовки студентов - будущих социальных педагогов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) образовательной программы «Социальная педагогика», с точки зрения наличия в учебных планах дисциплин, решающих задачу подготовки студентов к взаимодействию с семьей, показал, что их немного.

Основываясь на учебной программе подготовки студентов-педагогов можно выделить всего одну дисциплин, направленную на их обучение для работы с семьей - дисциплина «Семейная педагогика». Курс «Семейная педагогика» рассматривает общие теоретические вопросы: тенденции развития современной семьи, приоритет семейного воспитания, особенности воспитательного потенциала, специфика семейного воспитания, механизмы воспитания, подходы к взаимодействию детского сада и семьи в современных условиях. Т.А. Куликова считает, что данный курс должен иметь аксиологическую направленность, выражающуюся в трансляции студентам семейного воспитания, ценности семьи [2]. Важным является влияние теоретических знаний на ценностные отношения учащихся, формирование мотивации на конструктивное сотрудничество с родителями в интересах ребенка.

Курс не рассчитан на углубленное изучение разнообразных трудностей семейного воспитания. Социальному педагогу необходимо, прежде всего, разобраться в противоречиях, возникающих внутри института водительства, с тем, чтобы в практической деятельности содействовать оптимизации воспитательного потенциала семьи.

Будущий социальный педагог должен овладеть навыками работы с семьями различных категорий, в том числе:

1) многодетные семьи;

2) многодетные семьи с ребенком-инвалидом;

3) неполные семьи (потеря кормильца, развод);

4) одинокие матери;

5) опекунские, приемные семьи;

6) малообеспеченные семьи;

7) выпускники интернатных учреждений;

8) малообеспеченные семьи.

Многодетные семьи имеют все шансы столкнуться как со специфичными трудностями, так и с общими, характерными для любой семьи. Главная проблема многодетной семьи - материальная, например, рождение нового ребенка стремительно уменьшает заработок семьи [3, с. 293]. Большая доля других проблем многодетных семей появляется по причине трудного материального положения. Эти трудности могут быть связаны со здоровьем, с качеством получения образования, жильем, эмоциональным состоянием и другими.

Многодетные семьи в отличие от других типов семей характеризуются общественной непостоянностью и завышенным финансовым бременем. Это именуется социально-педагогическим феноменом.

Обстановка социального кризиса для многодетных семей является залогом прочности общества при условии действенного выполнения всех общественных и образовательных функций: в первую очередь образовательных, репродуктивных, финансовых, коммуникативных и др.

Ещё одной важной проблемой считается то, что нуждающиеся семьи недостаточно информированы о мерах помощи, которые предоставляет для них государство, нередко они имеют заявительный характер. При этом малоимущие семьи более слабо информированы, чем семьи с большим уровнем достатка.

Казибекова З.М. выделяет проблему трудоустройства родителей. Она проявляется в том, что таких родителей не всегда берут на работу. Ведь женщины часто будут отсутствовать в связи с болезнью детей. Та же проблема вызвана низким образовательным потенциалом родителей и уровнем их активности [4, с. 18].

Уязвимость членов многодетных семей для рынка труда в значимой степени обоснована их сравнительно невысоким образовательным потенциалом и отсутствием профессиональной подготовки.

Кроме всего остального, эти семьи имеют трудный психологический климат: степень взаимопонимания с родителями недооценена, и в то же время повышена

Библиографический список

необходимость в родительской помощи. Многодетная семья имеет значительно меньше возможностей, чтобы удовлетворить потребности и интересы детей, которым уделяется очень мало времени по сравнению с семьями, где всего один ребенок. Это, естественно, негативно сказывается на его психологическом развитии. Большая доля многодетных семей живет на гране бедности.

Рудневой М.Я. подчеркивается проблема взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, родителями между собой. В основном дети в многодетной семье находятся под пристальным вниманием и контролируются взрослыми. Они имеют меньше свободы в принятии различных решений, в своих поступках. Это приводит к тому, что они становятся замкнутыми, стеснительными [5, с. 112].

Ещё одна очень важная проблема, о которой стоит упомянуть, это проблема досуга и отдыха для многодетных семей. В современном мире индустрия детского досуга и отдыха основывается на платных услугах. Конечно, это отражается на детях из малообеспеченных семей, какими нередко являются многодетные семьи. В центрах помощи семье и детям организовывают досуг детей на бесплатной основе, что является большим преимуществом для таких семей.

Как и в других семьях, воспитание детей является ключевым вопросом. Здесь основное внимание уделяется морально-психологической атмосфере семьи, уровню культуры и воспитания родителей, их социальному статусу и сфере семейных интересов. Эта проблема достаточно сложная, потому что не все родители имеют определенные образовательные навыки и не могут чувствовать и определять желания своего ребенка.

Многодетная семья, в особенности неполная, часто сталкивается с высоким уровнем детской безнадзорности. Дети из таких семей значительную часть свободного времени находятся на улице и предоставлены самим себе [6].

Они часто имеют заниженную самооценку из-за того, что воспринимают себя частью огромного коллектива и мало задумываются о своей ценности. Этот факт значительно осложняет процесс социализации и мешает дальнейшей жизни ребенка. Подростковый возраст может обернуться гиперкомпенсацией: ребенок начинает самоутверждаться различными разрешенными и запрещенными способами, доказывать свою уникальность. Даже если многодетная семья имеет очень большую квартиру, как детям, так и взрослым может не хватать уединения, возможностей спокойно посидеть, побыть наедине с собой и своими мыслями.

Как и в других семьях, воспитание детей в многодетной семье стоит на первом месте. Однако в многодетной семье особое внимание уделяется созданию морально-психологической атмосферы, уровня культуры и развития родителей, их социальному статусу в обществе и сфере сложившихся семейных интересов.

Деятельность социального педагога с семьёй включает в себя три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, посредническую, психологическую.

Социальный педагог выполняет три функции. Они используются при работе с семьёй:

Советник. Советник должен доносить до родителей информацию, которая говорит о том, что важно взаимодействовать с детьми. Также обязанностью этой роли является разработка педагогических советов по воспитанию ребёнка, предложение методик воспитания, информирование о специфике этапов развития ребёнка и особенностях каждого из этапов в отдельности.

Консультант. Данная роль требует качественных юридических знаний. Он проводит консультации, раскрывая особенности семейного законодательства. Роль предполагает более узкую и индивидуальную работу с семьёй. Нужно рассказывать о способах создания таких условий, при которых развитие ребёнка будет правильным и грамотным, также он предлагает конкретные методы для решения проблем в неблагополучных семьях.

Защитник. Данная роль предполагает работу с максимально запущенной ситуацией. Призван защищать права ребёнка в том случае, если у родителей наблюдается полная деградация личности, неадекватное поведение в связи с алкоголизмом, наркоманией, жестоким отношением к детям, наблюдается полная разруха в быту. Из такого состояния родителей вытекают проблемы человеческого отношения к детям, что ставит жизнь ребёнка под угрозу. Одной из основных форм работы социального педагога с семьёй является социальный патронаж.

Таким образом, семьи имеют как общие, так и специфические социальные проблемы. Дети из различных неблагополучных семей часто характеризуются низкой самооценкой, слабым здоровьем, низким психологическим возрастом, что негативно влияет на их будущее. Для того чтобы будущего социального педагога подготовить к конструктивному взаимодействию с семьями, необходимо в процессе профессиональной подготовки усиливать теоретическую и практическую составляющую [7 - 9], показывать эту специфику как в процессе обучения, так и в ходе закрепления полученных знаний в условиях педагогической практики при работе с реальными семьями.

1. Кротова Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.

2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник. Москва: Академия, 2013.

3. Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2016; № 1: 300 - 302.

4. Казибекова Н.А., Исмиева З.М., Агасиева М.Н. Анализ проблем многодетных семей в современный период. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2015; № 3: 101 - 104.

5. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие. Москва, 2019.

6. Асильдерова М.М. Риски и проблемы социализации детей в современной семье. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 270 - 272.

7. Уварова Н.Н., Широкова Л.В., Буркова М.А. Готовность российского общества к реализации инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 337 - 340.

8. Уварова Н.Н. Организация патриотического воспитания студенческой молодёжи на основе традиций региона. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 340 - 342.

9. Гучмазов А.Т., Уварова Н.Н. Профилактика девиантного поведения студентов в современных социокультурных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 246 - 248.

References

1. Krotova T.V. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya v sfere obscheniya s roditelyami vospitannikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

2. Kulikova T.A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie: uchebnik. Moskva: Akademiya, 2013.

3. Sociologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo. 2016; № 1: 300 - 302.

4. Kazibekova N.A., Ismieva Z.M., Agasieva M.N. Analiz problem mnogodetnyh semej v sovremennyj period. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 3: 101 - 104.

5. Pavlenok P.D., Rudneva M.Ya. Tehnologiisocial'nojraboty s razlichnymigruppaminaseleniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2019.

6. Asil'derova M.M. Riski i problemy socializacii detej v sovremennoj sem'e. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 270 - 272.

7. Uvarova N.N., Shirokova L.V., Burkova M.A. Gotovnost' rossijskogo obschestva k realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 337 - 340.

8. Uvarova N.N. Organizaciya patrioticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi na osnove tradicij regiona. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 340 - 342.

9. Guchmazov A.T., Uvarova N.N. Profilaktika deviantnogo povedeniya studentov v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 246 - 248.

Статья поступила в редакцию 05.04.21

УДК 378

Glushkov V.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Siberian State University of Communication Line (Novosibirsk, Russia),

E-mail: valerii-glushkov@mail.ru

Anufrieva Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Siberian State University of Communication Line (Novosibirsk, Russia), E-mail: alex7@cn.ru

ESTIMATION OF PROBABILISTIC LOSSES OF PRODUCTIVITY OF A TEACHER'S WORK. The article discusses the possibility of assessing the productivity of a teacher. The dependence of the indicator on the level of competence of the teacher, the composition of students in the presence of risks of different nature are shown. In the structure of the educational space, authors distinguish three groups of risks - psycho-pedagogical, socio-pedagogical, socio-psychological, which are related to the probabilistic laws of the functioning of the system of continuing education itself. An approach to assessing the productivity of a teacher's work, taking into account probabilistic losses, is proposed. Current trends in the development of engineering education show that the quality of training of specialists depends on the completeness and effectiveness of the teacher's realization of professional functions and vocational and pedagogical culture. The article considers the importance of readiness for possible risks in the work of a manager and a teacher, as well as the ability to assess their productivity of pedagogical work in the context of innovations in education.

Key words: information, competence, risks, educational space, productivity of pedagogical work.

В.Ф. Глушков, д-р пед. наук, проф., ФГБОУВО СГУПС, г. Новосибирск, E-mail: valerii-glushkov@mail.ru

Ю.В. Ануфриева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО СГУПС, г. Новосибирск, E-mail: alex7@cn.ru

ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТНЫХ ПОТЕРЬ ПРОДУКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

В статье рассматривается вопрос о возможности оценки продуктивности работы преподавателя. Показана зависимость показателя от уровня компетентности преподавателя, состава обучающихся при наличии рисков различной природы. В структуре образовательного пространства авторами выделяются три группы рисков: психолого-педагогические; социально-педагогические; социально-психологические, которые связанны с вероятностными законами функционирования самой системы непрерывного образования. Предложен подход оценки продуктивности труда педагога с учетом вероятностных потерь. Современные тенденции развития инженерного образования показывают, что качество подготовки специалистов зависит от полноты и эффективности реализации преподавателем своих профессиональных функций и профессионально-педагогической культуры. Рассматривается важность готовности к возможным рискам в работе руководителя и педагога, а также способности оценить их продуктивность педагогического труда в условиях инноваций в образовании.

Ключевые слова: информация, компетентность, риски, образовательное пространство, продуктивность педагогического труда.

Любой образовательный процесс неразрывно связан с передачей, приемом, преобразованием различной информации. Эффективность такого процесса в значительной степени зависит от готовности педагога к работе с информацией, в том числе в режиме возникновения различных неопределенностей, неожиданностей. Природа неопределенностей весьма разнообразна и неоднозначна и связана как с уровнем квалификации преподавателя, так и с составом обучающихся. Подобные неожиданности снижают эффективность учебного процесса, вызывают у преподавателя состояние тревоги, неопределенности в дальнейших действиях. Таким образом, можно утверждать, что учебный процесс сопряжен с рисками различного происхождения, связанными с вероятностными законами функционирования самой системы непрерывного образования. По существу, можно говорить и о значимости информации в образовательном пространстве, которая включает меру неопределенности, степень связанности информации, усваиваемой обучающимися.

В силу наличия вероятностных законов в образовательном процессе определим показатель Su как часть невозобновляемой потери продуктивности работы педагога [1],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^и = = 1 - егОТ, (1)

где - ро максимальная продуктивность педагогического труда, а - интегральная оценка компетенций педагога,

у - уровень риска.

В структуре образовательного пространства мы различаем три группы рисков: психолого-педагогические; социально-педагогические; социально-психологические.

Группу социально-психологических рисков образуют региональные особенности и традиции, социальный опыт обучаемых, стереотипы и действия обучаемых, потребности и уровни развития обучаемых.

Психолого-педагогические риски: степень готовности к обучению и развитию; индивидуально-типологические особенности обучаемых; особенности обучаемых; уровни психологического развития; коммуникативные отношения.

Группа социально-педагогических рисков связана с уровнем усвоения обучаемыми социальных норм и требований, с наличием социальных условий для воспитания и развития, с видом, структурой и кадровым составом образовательного учреждения [1].

Совокупность этих составляющих определяет общий уровень рисков, без которых невозможно инновационное развитие системы непрерывного образования.

На рис. 1, 2 представлены графики = f (у); а = const; = f (а); у = const. Из уравнения (1) следует, что изменение энтропии определяется

AS = S2 - S± = (ссДг + уДа) ■ е-"1' (2)

Дк - изменение уровня риска,

Да - изменение интегрального показателя компетенции педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.