общественных интересов, преодоления чуждых явлений, разрушающих устои государства;
- направленностью на создание условий для национального возрождения России как великой державы, активное участие в котором обязан принять каждый курсант как гражданин-патриот Отечества.
Положения законодательной базы патриотизма позволили определить основные направления ВПВ курсантов:
1. Изучение героической истории Отечества и боевой летописи Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Изучение воинских и боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Формирования у курсантов морально-психологической и физической готовности к службе в армии и на флоте в качестве действующего, профессионального военнослужащего или военнослужащего запаса, а также готовности и способности к защите Отечества в условиях военного времени.
4. Героико-патриотическое воспитание, ориентированное на популяризацию профессии офицера Вооруженных Сил РФ -защитника Отечества, как героической профессии, пропаганду знаменательных героических и исторических дат военной истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям старших поколений и основанными ими традициям.
5. Спортивно-патриотическое воспитание, направленное на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование необходимых качеств для военного службы и готовности к защите Родины.
Библиографический список
6. Поисковая работа по местам боев, поиск и захоронений останков воинов, павших на полях сражений за оборону и освобождение Новороссийска и Краснодарского края.
7. Волонтерская работа по оказанию помощь ветеранам Великой Отечественной войны, ВС РФ, уходу за памятниками и братскими могилами.
Практика ВПВ курсантов должна быть насыщена инновационными, интересными формами воспитательно-патриотической работы к которым относятся: встречи с ветеранами, тематические вечера, уроки мужества, походы по местам боевой славы, экскурсии, диспуты, дискуссии, собеседования по актуальным темам, участие в социально-значимых акциях (Георгиевская лента, Бессмертный полк) и др.
Таким образом, на основании выше изложенного мы можем заключить:
1. Информационное многообразие, перенасыщенность и избыточность противоречивой информации расщепляет сознание личности, нивелирует критерий истинности. Это порождает серьезную проблему для патриотического воспитания молодёжи, формирования их идентичности.
2. Предложенные концептуальные основы военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях информационного многообразия позволяют организовать стройный воспитательно-патриотический процесс, учета деструктивного влияния негативной информации и формирования у курсантов умений противостоять специальной враждебной пропаганде, направленной на промывание мозгов и информационной обработке молодёжи, их дезориентации и деморализации, разрушении гражданско-нравственного духа, патриотизма.
1. Ильин А.Н. Проблема информационного консюмеризма. Информационное общество. 2013; Вып. 6: 22 - 28.
2. Коровкин В. Мышление «пользователя» беззащитно. Новая газета. 2008; 4 апреля. http://www.novayagazeta.ru/society/40767.html
3. Корупаев А.Е. Масштабная информационная война против России и гражданско-патриотическое воспитание молодёжи интеллигенцией в 2014 - 2015 гг. К 100-летию начала Первой Мировой войны, 70-летию Великой Победы. Тезисы научных конференций. Москва, 2015.
4. Томилин А.Н., Алиев Т.И. Патриотизм современной молодёжи: сущность и определение. Наука в современном мире: материалы VI Международной научной конференции. Ставрополь: Логос, 2015: 58 - 63.
5. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодёжи: монография. Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.
References
1. Il'in A.N. Problema informacionnogo konsyumerizma. Informacionnoe obschestvo. 2013; Vyp. 6: 22 - 28.
2. Korovkin V. Myshlenie «pol'zovatelya» bezzaschitno. Novaya gazeta. 2008; 4 aprelya. http://www.novayagazeta.ru/society/40767.html
3. Korupaev A.E. Masshtabnaya informacionnaya vojna protiv Rossii i grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi intelligenciej v 2014 - 2015 gg. K 100-letiyu nachala Pervoj Mirovoj vojny, 70-letiyu Velikoj Pobedy. Tezisy nauchnyh konferencij. Moskva, 2015.
4. Tomilin A.N., Aliev T.I. Patriotizm sovremennoj molodezhi: suschnost' i opredelenie. Nauka vsovremennom mire: materialy VI Mezhdunarod-noj nauchnoj konferencii. Stavropol': Logos, 2015: 58 - 63.
5. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi: mono-grafiya. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
Статья поступила в редакцию 10.09.17
УДК 37.018.1(091)
Sheveleva N.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology of Education, Institute of Pedagogy and Psychology,
Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia), E-mail: [email protected]
INTEGRATED SUPPORT OF FAMILIES WITH CHILDREN WHO HAVE SURVIVED VIOLENSE. The presented article describes the state policy of Russia and foreign countries, aimed at the formation of values of family-marriage relations and the integrity of the family: the organization of the family, the formation of its integrity in terms of its moral laws, moral principles. The paper presents various models of working with families with children who have experienced violence and presents a comprehensive model of psychological and pedagogical support for this category of families. The work has an interdisciplinary nature, written at the intersection of two sciences of pedagogy and psychology. Particular attention is paid to the work of a teacher psychologist on the resocialization of families who have fallen into a difficult life situation, in particular, violence against underages, committed both in family and in other social institutions.
Key words: psychological and pedagogical resocialization, domestic violence, education, disharmonization of child-parent relations.
Н.В. Шевелева, аспирант каф. педагогики и психологии образования, Институт педагогики и психологии,
Томский государственный педагогический университет, г. Томск, E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ НАСИЛИЕ
В представленной статье описывается: государственная политика России и зарубежных стран, направленная на формирование ценностей семейно-брачных отношений и целостности семьи; организация семьи, формирование ее целостности с точки зрения её моральных законов, нравственных принципов. В данной работе представлены различные модели работы
с семьями с детьми, перенесших насилие и представлена комплексная модель психолого-педагогического сопровождения данной категории семей. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке двух наук - педагогики и психологии. Особое внимание уделено работе педагога-психолога по ресоциализации семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в частности, насилие в отношении несовершеннолетних, совершенное как в семье, так и в других социальных институтах.
Ключевые слова: психолого-педагогическая ресоциализация, домашнее насилие, воспитание, дисгармонизация детско-родительских отношений.
Актуальность исследования. В условиях цивилизацион-ного сдвига, перехода нашего общества на постиндустриальную (информационную) стадию возникает множество негативных эффектов, в том числе и повышается степень насилия в социуме. В России ежегодно фактов выявления жестокого обращения с детьми в семьях фиксируется в количестве 2,5 миллионов. Это не только физическое, сексуальное, психологическое насилие, но и пренебрежение нуждами ребёнка: отказ в получении медицинских услуг, одежде, обуви, полноценном и регулярном питании ребёнка. Как правило, дети вынуждены самостоятельно решать эту проблему; совершают суицид, бегут на улицу, спасаясь от истязательств и унижений домашних тиранов, занимаясь попрошайничеством и проституцией. И число таких детей с каждым годом увеличивается. Это подтверждается данными Уполномоченного по правам ребёнка в Томской области о результатах деятельности за 2016 год Л.Е. Эфтимович были предоставлены следующие сведение о положении детей в Томской области, полученные от областных ведомств и федеральных структур [1]. По сравнению с 2015 г. в 2016 г. на 12,8% выросло число детского травматизма, увеличилось число суицидальных попыток детей и выросло число преступлений, совершенных против несовершеннолетних.
Одновременно с этим сотрудники образовательных и стали внимательнее относится в положению детей в семье и в обществе, в связи с чем возросло число обращений в социальные службы города и области.
В связи с вышесказанным, значительно возросло внимание к семьям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В частности, речь идет о семьях, в которых дети перенесли насилие, как в самой семье, так и в другом социальном институте (например, дошкольное или школьное образовательное учреждение, центры дополнительного образования и т.д.).
Методологическую основу исследования составляют теории системно-деятельностного (А.А. Богданов, Г. Саймон, П. Дру-кер, А. Чандлер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, ВВ. Давыдов); личностно-ориентированно-го (Н.А. Алексеев, С. Белкин, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подходов.
Теоретической основой исследования послужили положения: развития личности ребёнка (Т.П. Гаврилова, И.В. Гре-бёнников, В.Н. Гуров, Р.М. Капралова, Т.А. Куликова, Т.В. Лод-кина и другие); формирования семейных духовно-нравственных ценностей (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Н.Н. Верницкая, А.В. Мудрик и др.) положения теорий совместной деятельности (Г.Н. Прозументова, С.И. Позде-ева).
Ведущим институтом социализации человека является семья. Тем не менее, на протяжении многих веков насилие является частью семейного быта у россиян.
В связи с этим в рамках различных классификаций семей, выделяется семья с детьми, перенесшими насилие как «группа людей, живущих вместе, связанных между собой общностью быта, моральной и правовой поддержкой, эмоционально-психологическими связями, в числе которых есть пострадавший, которому преступлением причинен моральный или физический вред».
Важнейшей особенностью домашнего насилия является совокупность множественных видов насилия, которые происходят во время инцидента: физическое, сексуальное, психическое насилие; пренебрежение основными нуждами детей. Последствия насильственных действий тяжело сказываются на жертвах.
Ребёнок, испытывающий психологическое или физическое насилие в семье, зачастую сталкивается с таким же насилием и в дошкольном / школьном образовательном учреждении. В настоящее время существует множество классификаций насилия. По мнению автора, насилие может быть представлено как полиинституциональное / комплексное / и моноинституциональное / единичное/, т. е насилие совершенно только в одном социальном институте (например, семья), либо в нескольких одновременно (например, семья и детские дошкольные учреждения).
Особенностью семей с детьми, перенесших насилие, является дисгармонизация детско-родительских отношений, повышенная конфликтность внутри семьи, высокий уровень тревожности и агрессивности субъектов семьи. Также особенности таких семей могут быть представлены полиинституционально-стью и моноинституциональностью, т. е. насилие совершается в одном или нескольких социальных институтах одновременно. Кроме этого, существует паттерность действий в отношении как самого ребёнка, так повтор насильственных действий в семье на протяжении нескольких поколений.
Попытки защиты детей от насилия, включая семью, начались со второй половине XX (Г. Кемп 1961 г.). Сегодня государственная политика России направлена на формирование ценностей семейно-брачных отношений и целостности семьи. Организация семьи, формирование ее целостности является процессом трудоемким. Её основа не только финансовая составляющая, но еще и моральные законы, нравственные принципы.
В настоящее время сложились различные модели работы с семьями с детьми, перенесших насилие. Так, в большинстве европейских государств сформирована система социальной опеки и поддержки материнства и детства. Ими накоплен определённый багаж социально-педагогической работы с семьёй, имеющей проблемы в отношении детей. Современная система защиты прав детей во Франции предусматривает, что обеспечение защиты прав ребёнка, прежде всего, лежит на его родителях. Во французской системе организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда родители признаются как исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребёнку [2].
Законы Швеции запрещают физическое наказание в отношении детей. В июле 1993 г. была образована служба (ведомство) «Детских проблем» с целью охраны социальных прав детей и молодёжи до 18- летнего возраста [3].
Службы, занимающиеся уходом за детьми в Швеции, представляют собой пример работы с детьми во всем мире. Работа строится на законодательных актах, предусматривающих, что не только государство, но муниципалитеты должны сделать службу по уходу за детьми доступной и удобной для родителей [3].
Интересен опыт Германии, где традиционно существуют такие виды услуг, как амбулаторные, частично стационарные и стационарные. С семьей проводится психолого-педагогическое консультирование по вопросам воспитания детей в семье и устройства ребёнка, при особых обстоятельствах, в приемную семью, образовательное учреждение интернатного типа, детский дом. По мнению немецких специалистов, работающих в сфере социальной защиты семей, полностью исключить из воспитательного процесса родителей было бы досадной ошибкой, поскольку не все из них являются алкоголиками, наркоманами, или лишены родительских прав, многие оказались в трудной жизненной ситуации по причине болезни и финансовых проблем [4].
Российская государственная политика уделяет особое внимание защите своих граждан, особенно тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Создается множество Центров реабилитации и социальной адаптации различных уровней: государственных, муниципальных, частных, общественных организаций. Данные центры имеют различные формы существования: Семейный клуб, Родительский клуб [5] , социальное учреждение «шелтер» [6]. Не только центры социальной адаптации занимаются с детьми и семьям высокого социального риска. Огромную работу в этом направлении ведут лечебно-профилактические учреждения, оказывая медико-социальную помощь. Однако, практика показывает, что единый центр по оказанию всесторонней помощи, в настоящее время отсутствует.
При создании собственной модели психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей, перенесших насилие, нами использовались предложенные ими модели и технологии для работы с такой категорией семей. Инвариантными компонентами современной модели психолого-педагогического
Комплексная модель психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесших насилие
а о
Цель: с помощью комплексной модели достичь эффективной ресоциализации семей с детьми, перенесших насилие
♦
*
Содержательно-технологический компонент 4
Этап Содержание деятельности с семьями, имеющих детей, перенесших насилие Формы и методы работы
Цель Индивидуальная Групповая Коллективная
I Определение проблемной зоны каждого участника группы определение психоэмоционального состояния каждого участника группы; определение самооценки участников группы; получение информации о потребностях и значимых переживаний ребенка Улучшение психо-эмоционального состояния каждого участника группы, позитивный настрой на работу Артерапия, наблюдение (Акимова М.К.), интерактивная беседа, проективная методика «Лесенка» Проективная методика «Дерево», рисуночный тест «Моя семья» (Лосева В.К.) Методика для выявления и решения личностных проблем родителей (Холмса и Pare), «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» (А.Ф. Фидлер)
II Расширение представления о себе; укрепление уверенности в себе Научить справляться с трудностями; повышение самооценки Музыкотерапия, маскотерапия, артгерапия Тренинг на сплочение группы, сказкотерапия, танцедвигатель-ная терапия Коллективное творческое дело - спортивный праздник; включение в инклюзивную группу
III Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства семейного единства Улучшение внутрисемейных отношений Сказкотерапия, маскотерапия, игр отер апия Тренинг на сплочение группы, сказкотерапия, канистерапия Подготовка и проведение мероприятия на заданную тему каждой семьей «Мой любимый праздник»
Психоло-педагогический мониторинг
№ п/п Критерии Показатели Методики, диагностики
1 Эмоциональный: устранение страхов, нервного напряжения, повышенного уровня тревожности, агрессии Снижение уровня тревожности, агрессии Интерактивная беседа, наблюдение (Акимова М.К.), арт-терапия, рисуночный тест «Моя семья» (Лосева В.К.)
2 Коммуникативный: снижение замкнутости, конфликтности в группе, устранение дезадаптации Снятие барьеров общении, социальная адаптация Включение в группу, в коллективную творческую работу
2 Социально-воспитательный: формирование детско-родительских отношений Сформированность/восстановление дет-ско-родительских отношений; сформирован-ность моральных представлений Конструирование в виде построения дома; участие в спортивных мероприятиях Конструирование в виде построения дома, участие в спортивных и праздничных мероприятиях
Результат: эффективная ресоциализация семей, имеющих детей, перенесших насилие
Рис. 1. Комплексная психолого-педагогическая модель сопровождения семей с детьми, перенесшими насилие
сопровождения семей, имеющих детей, перенесших насилие являются технологии и методики, направленные на снижение уровня агрессии и тревожности, а так же укрепление детско-ро-дительских отношений и установка на формирование общечеловеческих нравственных, в том числе и семейных, ценностей.
На основании составляющих моделей работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в том числе насилие и жестокость в отношении детей, мы разработали модель сопровождения семей с детьми, перенесших насилие, представленную на рисунке 1.
Комплексная модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей, перенесших насилие, основывается на закономерностях о гармонизации взаимоотношений человека и общества, деятельностной активности, социально-педагогической поддержке личности в процессе социализации и самореализации, поступательном социальном развитие личности, многообразие путей социализации и способов помощи личности в этом процессе, и включает в себя: а) целепола-гание, направленное на эффективную ресоциализацию семей с детьми, перенесших насилие; б) содержание ресоциализа-ции; в) оценочно-результативный компонент в виде пакета коррекционных/реабилитационных методик: музыкотерапия, маскотерапия, арттерапия, канистерапия, тренинг на сплочение группы, сказкотерапия, танцедвигательная терапия, коллективное творческое дело (КТД).
На основе денной модели была разработана и внедрена в практику комплексная программа сопровождения семей с детьми, перенесших насилие, на базе Центра социальной
Библиографический список
адаптации. В качестве новизны следует отметить, что работа по коррекции/реабилитации семей с детьми, перенесшими насилие, осуществлялась под руководством Координатора, который взаимодействовал со специалистами разных направлений и уровней: медицинские, социальные, психолого-педагогические службы, правоохранительных органы, представители местного самоуправления.
Реализация программы была представлена двумя вариантами:
1. Создание рабочей группы на базе одного из Центров социальной адаптации. Все специалисты, заявленные в рабочую группу, находятся на одной территории, что позволяет проводить первичную (диагностическую) и основную (коррекционную/реа-билитационную) работу в мобильном режиме.
• Сетевое взаимодействие между всеми реализаторами программы. Координатор имеет скоростную мобильную связь с представителями рабочей группы. В случае обращения пострадавшего от насилия в Центр, Координатор связывается с каждым из членов рабочей группы в режиме «онлайн» для оказания первичной (диагностической) и основной (коррекционной/реабилитационной) помощи обратившемуся.
Предложенная модель по психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми, перенесших насилие, направлена на взаимодействие специалистов различных уровней и служб, что дает возможность более эффективно проводить процесс педагогической ресоциализации семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
1. Законодательная дума Томской области. Available at: https://duma.tomsk.ru/document/view/1245
2. Насилие над детьми в Европе. Сделано у них. Available at: www.sdelanounih.ru/nasilie-nad-detmi-v-evrope
3. Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Социальная работа в Швеции. Архангельск, 1996.
4. Козубовская И.В., Смук О.Т. Некоторые особенности социально-педагогической работы с неблагополучной семьёй в Германии. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014; 7-2: 91 - 94.
5. Социальная работа с семьями «группы риска». REEPIN.RU. Available at: refpin.ru/ref_rnaqasujgbew.html
6. Перепелкина В.Н. Реабилитационная и интеграционная помощь несовершеннолетним детям-жертвам торговли людьми. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс; 2013; 7 (11): 323 - 329.
References
1. Zakonodatel'naya duma Tomskoj oblasti. Available at: https://duma.tomsk.ru/document/view/1245
2. Nasilie nad det'mi v Evrope. Sdelano u nih. Available at: www.sdelanounih.ru/nasilie-nad-detmi-v-evrope
3. Dregalo A.A., Ul'yanovskij V.I. Social'naya rabota vShvecii. Arhangel'sk, 1996.
4. Kozubovskaya I.V., Smuk O.T. Nekotorye osobennosti social'no-pedagogicheskoj raboty s neblagopoluchnoj sem'ej v Germanii. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014; 7-2: 91 - 94.
5. Social'naya rabota s sem'yami «gruppy riska». REEPIN.RU. Available at: refpin.ru/ref_rnaqasujgbew.html
6. Perepelkina V.N. Reabilitacionnaya i integracionnaya pomosch' nesovershennoletnim detyam-zhertvam torgovli lyud'mi. XXI vek: itogi proshlogo iproblemy nastoyaschego plyus; 2013; 7 (11): 323 - 329.
Статья поступила в редакцию 29.08.17
УДК 796.011.03 (075)
Narzulaev S.B., Professor, Department of Veterinary Science, Tomsk Agricultural Institute, Branch of Novosibirsk State Agrarian
University (Tomsk, Russia), E-mail: [email protected]
Pahorukov O.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Physical Culture, Novokuznetsk Institute (branch),
Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE CREATIVE ABILITIES OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE WHEN WORKING WITH CHILDREN WITH COMBINED PATHOLOGY. Around the world and in our country, in particular, there has been a steady increase in the number of children with various deviations in health status. Of particular concern is the increasing number of children with associated pathologies that occur for different reasons, including congenital and acquired. Among children with the combined pathology there is a large number of cases of speech pathology with concurrent mental retardation of different degree. Apparently it is interdependent. However, many authors (theorists and practitioners) take note that these children have movement disorders with different etiology and a different look. This is particularly evident in the violations of static and dynamic balance, coordination, fine motor skills. Federal law "On education in Russian Federation" № 273-FZ from 29.12.2012, which works since 1 September 2013, provides for the development of correctional programs adaptive physical education for children with different pathologies in health status. This is particularly important for children with combined pathology, in connection with the lack of such information, especially obtained on the basis of scientific research. In this context the role of teachers in physical education when working with these children dramatically increases.
Key words: methods, adaptive physical education, children, concomitant pathology.
С.Б. Нарзулаев, проф. каф. ветеринарии Томского сельскохозяйственного института, филиал Новосибирского
государственного аграрного университета, г. Томск, E-mail: [email protected]
О.Ю. Похоруков, канд. пед. наук, зав. каф. физической культуры Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВПО
«Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]