Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ УЧАЩИХСЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМИДЖ ПЕДАГОГА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER / PEDAGOGICAL ACTIVITY / IMAGE OF A TEACHER / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суменко Лариса Васильевна, Таран Ольга Алексеевна

Статья анализирует основные сложности во взаимодействии педагогов с родителями обучаемых. На этом основании предложены меры по совершенствованию профессиональной подготовки в педагогических вузах. Показано, что развитие коммуникативных, проектировочных и прогностических компонентов будущей профессиональной деятельности способно вывести подготовку студентов на новый качественный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суменко Лариса Васильевна, Таран Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPONENTS OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO INTERACT WITH THE FAMILY OF STUDENTS

The Article analyzes the main difficulties in the interaction of teachers with the parents of students. On this basis, measures are proposed to improve professional training in pedagogical universities. It is shown that the development of communication, design and predictive components in future professional activities can bring the training of students to a new qualitative level.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ УЧАЩИХСЯ»

S

LU

S

о

LU

< et

LU

# * *

388

действие может носить позитивным и негативный характер. Позитивное взаимодействие способствует установлению благоприятной психологической атмосферы в замещающей семье, продуктивному выходу из конфликтных ситуаций. Проблемы взаимодействия в замещающей семье обусловливают внешние и внутренние факторы, воздействие которых может быть, как одновременным, так и выборочным.

Замещающие родители должны знать факторы влияния на взаимодействие в замещающей семье, что способствует более конструктивному формированию семейных отношений. Службы поддержки замещающей семьи должны обеспечить знания родителей поданному вопросу.

Литература:

1. Аверьянова 11.И., Ханова H.A. Социальный порт per замещающих семей и пути совершенствования их медико-педагогического сопровождения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. -№4. -С. 15-18.

2. Алдакимова О.В. Использование национальных традиций в области семейного воспитания ре бенкэ-сироты в замещающей семье // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010,- № 3, -С. 11-16.

3. Гапченко Е.А. Проблема психологического ре сурса замещающей семьи // Российский психологический журнал. - 2013. Т. 10. № 2. - С. 52 -60.

4. Герасимова Е.В. Социально-психологические особенности формирования взаимоотношений в приемной семье :дис.... канд. психол. наук. М., 2009.-254 с.

5. Жукова C.B., Соломатина Г.Н, Факторы влияния билингвизма на становление языковой личности // Kant. - 2016. - № 4 (21 ). - С. 54-59.

6. Иванова СП. Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного по-лисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде : дис. ... д ра психол. наук. - СПб., 2000. - 334 с.

7. Крысько 8.Г. Социальная психология : учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

8. Яевушкин А.Н., Данилова И.С. "Вторичное си ротстео" и меры реагирования органов государственной власти на отказ приемных родителей от ребенка// Власть. - 2014. -№8,- С. 159-163.

9. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 216с.

10. Матейчик 3., Лангмейера Й. Психическая деп-риеация в детском возрасте. - Прага, 2006.- 340 с.

11. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. -М.: Симе, 1995. - С. 54-62.

12. Петрановская Л.В. В класс пришел приемный ребенок. - М. : Студио-Диалог, 2009. - 170 с.

13. Прихожан A.M., Толстых H.H. Психология сиротства, - СПб.: Питер, 2007.-416 с.

14. Симукое P.C. Технология подготовки педагогического состава общеобразовательной организации для работы с приёмными детьми [Электронный ресурс] / Р. С. Симуков. - Режим доступа: http://www,firo.ru/wp~content/uploads/2016/05 (дата обращения: 04.06.2016).

15.Сол ома тина Г.Н. Приемные дети: как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье. -М,: ВЛАДОС, 2013.- 119с.

16. Соломатина Г.Н., С'уменко Л.В. Проблемы школьного обучения приемных детей // Вестник Ш им. H.A. Некрасова. - 2016. - Т. 22. - С. 308-312.

17. Солонченко С.С. Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации // Молодой ученый. -2017,-№ 15.-С 516-518.

18. Япарова О.Г. Эмоциональная направленность личности как прогностический фактор сплоченности приемных семей // Международный науч но-исследовательский журнал. -2017. - №> 5-1 (59). -С, 137-140.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPONENTS OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO INTERACT WITH THE FAMILY OF STUDENTS

Surrten ko Larisa Vasilevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Tarart Olga A/ekseema, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The Article analyzes the main difficulties in the interaction of teachers with the parents of students. On this basis, measures are proposed to improve professional training in pedagogical universities, ft is shown that the development of communication, design and predictive components in future professional activities can bring the training of students to a new qualitative level.

Keywords; professional training of a teacher; pedagogical activity; image of a teacher; readiness for professional activity.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.73

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ удк 378

ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КО ВАК РФ 13.00.08

ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ УЧАЩИХСЯ

Статья анализирует основные сложности во взаимодействии педагогов с ро- @ СуменкоЛ.В., 2020 д ителям и обучаемых. На этом основании предложены меры по совершен- & Таран О А 2020 ствованию профессиональной подготовки в педагогических вузах. Показано, что развитие коммуникативных, проектировочных и прогностических компонентов будущей профессиональной деятельности способно вывести подготовку студен тов на новый качественный уровень.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога; педагогическая деятельность; имидж педагога; готовность к профессиональной деятельности.

В соответствии с актуальной отечественной законодательной базой [12], ведущим институтом, определяющим цели и содержание, образовательный маршрут ребёнка, является семья. Именно родители должны оценить способности, возможности и интересы ребёнка и соотнести их с ресурсами семьи. Естественность и очевидность такого решения, тем не менее, вызывает вопрос о том, насколько взвешенным, объективным является решение семьи, в которой нет профессиональных педагогов. Вторым аспектом этой же проблемы является наличие ресурсов у одарённого ребёнка для реализации элитного образования или, напротив, качественного специального образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, со сложностями интеллектуального развития и др. 8 этой ситуации возникает необходимость установить такое взаимодействие семьи и профессиональных педагогов, которое бы способствовало снятию противоречий между социальными институтами в создании оптимальных условий образования детей. 8 представленной статье рассматриваются пути совершенствования подготовки будущих педагогов для повышения эффективности их работы с семьёй.

Цель исследования - разработка комплекса мер по подготовке будущих педагогов к работе с семьёй обучаемых на основе анализа основных сложностей профессиональной деятельности педагога.

Методы исследования: опросы, анкетирования педагогов и родителей учреждений общего образования, анализ результатов педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ, наблюдения за работой студентов в период педагогической практики, анализ результатов педагогической практики совместно со студентами.

Базой исследования явились 4 школы краевого центра Ставропольского края, 14 городских и 12 сельских школ, 18 городских и сельских детских садов, В исследовании участвовало 516 педагогов и 3092 родителей обучаемых, студенты педагогического вуза очной формы обучения. Сбор и анализ данных проводился в 2018-2020 гг.

Исследования Р,В, Оечаровой, Н.8. Кузьминой [8; 9] и др. подчеркивают значение взаимодействия семьи и образовательной организации в сфере защиты детства и интересов каждого ребёнка. Современной школе требуется педагог, в совершенстве владеющий теоретико-методологическими основами организации воспитательного процесса.

Для анализа сложившейся практики взаимодействия педагога и семьи нами проведены опросы в школах и детских садах края. На основе полученных данных можно утверждать, что у родителей и педагогов существует значительное рассогласование в понимании

СУМЕНКО Лариса Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

ТА РА Н Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

кафедра Общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагоги чес кий институт, Ставрополь

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

390

педагогических функций и обязанностей семьи и школы. Педагоги, независимо от стажа работы, отмечают, что у родителей преобладает стремление выдвигать претензии к качеству работы школы или сада, но не предпринимать существенных усилий по воспитанию детей, обучению, организации досуга. Такое мнение характерно 82% из 516 опрошенных педагогов. В отношении родителей учащихся выпускных классов (9 и 11-х) педагоги делали острые замечания: родители не проверяют выполнение уроков, не помогают изучать (объяснять) школьную программу, беспечно относятся к подготовке детей к ОГЭ и ЕГЭ, не научили детей ответственности и т.д.

Среди опрошенных 3092 родителей школьников преобладает негативная оценка работы школы: учителя не проверяют выполнение заданий, недостаточно объясняют, беспечно относятся к успеваемости школьников и подготовке к экзаменам. По мнению 90% опрошенных родителей, школа не достаточно (или слишком много) уделяет время внеурочным занятиям и мероприятиям. Школа и семья высказывают противоположно направленные мнения и недовольныдеятельностьюдруг друга по одним и тем же аспектам. Ситуация обостряется в силу того, что педагоги недовольны фактами игнорирования родителями их педагогических предписаний, а родители недовольны менторской позицией образовательной организации в отношении жизнедеятельности семьи ученика. 56% опрошенных педагогов и около 78% опрошенных родителей сделали данные негативные наблюдения. Педагоги со стажем работы менее 5 лет указывали, что родители детей, имеющих проблемы в соблюдении учебной дисциплины, школьной успеваемости, соблюдении норм поведения, взаимодействии с учителями и сверстниками, откровенно игнорируют рекомендации и предписания учителей. Родителями были высказаны крайне негативные предположения об опыте и квалификации молодых педагогов, но и сами родители испытывают сложности во взаимодействии с этой группой детей.

Итак, можно констатировать существенные сложности в организации работы педагогов с семьей обучаемых. Родители оценивают в качестве негативных следующие аспекты работы педагогов: длительные по времени и непродуктивные родительские собрания; предвзятое отношение к ученикам и родителям; эмоциональная неустойчивость педагогов; наличие в общении с родителями и детьми жалоб личного характера (меня из-за вас и ва-

ших детей ругают; я устаю; я уже не знаю, что ещё можно сделать; у меня маленькая зарплата); учитель даёт слишком много поручений родителям; педагоги не могут регулировать конфликты ни в детском, ни в родительском сообществе.

В целом, педагог сам создаёт свой негативный образ неорганизованного неудачника. Нами были сделаны выводы о недостаточной степени профессиональной готовности педагогов к проектированию, тайм-менеджменту, самопрезентации и поддержанию положительного имиджа. Предположение подтверждалось наблюдением за студентами в период практики: они испытывают максимальную тревогу в ситуации взаимодействия с родителями детей. Подготовка и проведение урока вызывала меньше дискомфорта и напряжения, чем фрагмента родительского собрания. Таким образом^ профессиональной деятельности современного педагога возникает внутренне противоречивая картина: он призван руководить процессом образования и социализации ребёнка, осуществлять лсихолого-педагогичес-кое просвещение родителей, консультировать семью, но педагог не воспринимается родителями как авторитет. Это свидетельствует о необходимости пересмотра подходов к подготовке будущих педагогов.

Разработка содержательно-процессуальных компонентов подготовки будущих педагогов ко взаимодействию с семьей учащихся проводилась на основании теоретических и практико-ориентированных систематических данных о готовности педагога к работе в различных образовательных условиях С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова, А.И. Артюхина, АЛ. Беляева, А.Н. Дахин и др. [1; 2; 3; 4; 6; 8]. Готовность педагога к профессиональной деятельности включает совокупность знаний о содержании и процедурах и компонентах этой деятельности, сформированность умений (включая прогностические, коммуникативные, проектировочные и др.), наличие положительной мотивации, осознание целей своей профессиональной деятельности, способность проявлять волевые, интеллектуальные и другие усилия для реализации поставленных профессиональных целей.

Для совершенствования подготовки будущих педагогов нами была разработана модель работы со студентами, включающая в себя комплекс мер по формированию и развитой умений организации взаимодействия с семьей.

Данная модель включает следующие компоненты:

1. Целевой: формирование готовности будущих педагогов ко взаимодействию с родителями обучаемых, направленного на повышение педагогической компетентности родителей, поддержанию собственного позитивного имиджа, формирование и развитие установок на постоянное личностное и профессиональное саморазвитие.

2. Содержательный: включение в содержание дисциплин психолого-ледагогического профиля сведений о специфике работы с родителями, особенности построения коммуникаций сучащимися и их родителями, сведений о деловой коммуникации, сведений об имидже педагога и способах поддержания позитивного имиджа.

3. Деятельностный: включение в программу учебных дисциплин многообразных видов учебной деятельности студентов, направленных на освоение приёмов и способов профессиональной деятельности, поэтапное приближение учебной деятельности под руководством преподавателя к самостоятельной, осуществление студентами педагогической рефлексии и саморефлексии.

4. Мотивационный: развитие мотивации студентов к профессиональному росту в процессе обучения, использование форм коллективной и индивидуальной творческой деятельности, предоставление широких возможностей для творческой самореализации, предоставление широких возможностей для общественного признания, поощрение активности в поиске индивидуального стиля профессиональной деятельности, коммуникации, самопрезентации, развитие уверенности,

5. Оценочный: за счет развернутой оценки учебных успехов студентов осуществлять их ориентацию в построении собственных траектории совершенствования профессиональной деятельности, осмысления успешных и неуспешных тактик, поиска эффективных технологий взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Создание новых стандартов по подготовке бакалавра сопряжено с повышением роли практико-ориентированной составляющей, применения активных форм и методов обучения студентов. Поэтому при реализации данной модели широко использовались такие интерактивные формы работы студентов, как прогнозирование, проектирование и игра:

- разработка педагогических проектов (проект рекламной компании по набору волонтерского объединения, проект с последующей реализаций в ходе практики фрагмента родительского собрания, разработка плана

психолого-ледагогического просвещения родителей на год, разработка циклограммы работы классного руководителя с семьёй учащихся социального риска и т.д.};

- оргзнизэционно-деятельностные игры (знакомство учителя с классом и родителями учеников, конфликтные родители и учитель, класс тестирует нового учителя; способы амортизации при демонстративном поведении подростка на уроке, педагогический консилиум и ДР-);

- продуктивные деловые игры, направленные на поиск решения профессиональной задачи : представлялась проблема в реальной практике деятельности педагогов края, конструктивное решение которой было необходимо найти в процессе деловой игры.

Сегодня широко распространены учебные деловые игры, имитирующие реальные или воображаемые ситуаций, для отработки умений принятия профессиональных решений [7]. Игровые формы коллективной мыслительной деятельности способны формировать требующиеся качества будущего педагога. Такие игры обеспечивают адаптацию к учебному процессу и профессиональной деятельности, развитие творчества, направленных на поиск решения реальных проблем, которые традиционными методами эффективно разрешить невозможно, К данному разряду игр относятся органи-зационно-деятельностные игры Г.П. Щедро-вицкого, инновационные игры B.C. Дудченко, практические деловые игры А.И. Пригожинз, проблемно-деловые игры. Игра - это, в первую очередь, особый игровой режим организации социального и образовательного пространства и времени, в которых происходит коллективная мыслительная деятельность по поиску решения актуальных проблем.

В рамках нашей работы по подготовке студентов наибольшее значение имели продуктивные организэционно-деятельностные игры [10] в качестве особой формы организации коллективного мышления и коллективной деятельности. Организационно-деятельностная игра позволяет "распредметить" мышление игроков, побудить к взаимному раскрытию и сотрудничеству. Игра аккумулирует ряд активных методов обучения: мозговая атака, синек-тика, анализ конкретных ситуаций, круглый стол, дискуссия и т.д. В процессе игр представляется возможность развивать проектировочные и прогностические умения будущих педагогов в работе с семьей учащихся.

Продуктивные деловые игры (инновационные, практические, проблемно-деловые, про-блемно-деятельностные, поисково-экспертные,

поисковые, проектные и т.д.) обеспечивают активизацию мотивов к профессиональной деятельности, учат действовать по правилам, учитывая какие впечатления производят твои действия, способы выражения мысли и организации сотрудничества.

В педагогической литературе прогнозирование определяется как выдвижение обоснованных предположений о развитии педагогических процессов и субъектов в этих процессах [5]. Прогнозированиедолжно обладать информативностью, достоверностью, вариативностью, обоснованностью, осознанностью. Овладение приёмами прогнозирования может в значительной степени повысить способность молодого педагога взаимодействовать с родителями и управлять процессами воспитания ребёнка, как в образовательной организации, так и в семье.

Для осуществления прогностического компонента педагоги определяют цели взаимодействия с субъектами образовательного процесса, проводят диагностику в соответствии с целями взаимодействия, проектируют и планируют деятельность, проводят мысленный эксперимент (проговаривают, репетируют). По завершению взаимодействия проводится контроль, рефлексия и проверяется соответствие прогноза реальности [11].

Для освоения студентами процедуры педагогического прогнозирования необходимо включить в программу профессиональной подготовки не просто оценивание проделанной работы, а анализ предстоящих действий, широкое привлечение студентов. Освоение умения прогнозирования осуществляется в следующей последовательности:

1. Предпрогнозная ориентация: ознакомление с учебно-воспитательным процессом, ознакомление с контингентом учащихся и родителей, методами и приемами работы, типичной реакцией на те, или иные педагогические воздействия.

2. Задание на прогнозирование: какие цели, какие задачи необходимо реализовать в работе сданными субъектами педагогического процесса.

3. Проектирование работы на основе имеющихся сведений.

4. Прогнозный диагноз: выдвижение предположений о возможных сценариях развития, возможности достижения поставленных задач.

5. Верификация прогноза: обсуждение в учебной группе проекта и прогноза, коллективное обсуждение, согласование.

6, По итогам верификации прогноза осуществляется его корректировка.

Таким образом, подготовка современного педагога, требует принципиальной смены ориентации высшего профессионального образования со знаниево-ориентированной на дея-тельностно-ориентированную парадигму.

Это даст возможность формировать личность будущего педагога как субъекта деятельности и использовать в процессе обучения инновационные технологии, развивающие прогностические, проектировочные, коммуникативные, организационно-управленчес-кие умения.

Литература:

1. Абрамова Н.С, I ладкова М.Н., Гладков A.B., Кутё-нов М.М., Трута нова A.B. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. -W6.-C.7 11.

2. Алехина C.B., Алексеева М.Н., Агафонова t.Л Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2011. -№1.-С 83-92.

3. Артюхина А.И. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-лич-ностного развития студентов // Алма-матер: Вестник высшей школы. - 2006. - № 9. - С. 15-22.

4. Беляева А,П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб. : Изд-во СПб. гос. унта, 1999. - 480 с.

5. Булаева М.М. Подготовка будущих менеджеров инженерно'педагогического образования к адми страт ивно-управяенческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. - Нижний Новгород, 2009.

6. Дахин А.И. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 2Ь26.

/. Колдина М.И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образователь ных организаций // Инициативы XXI века. - 2016,

- № 1, - С. 73-75.

8. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащих ся // Современная педагогика. - 1984. № 1. С. 20-26.

9. Овчарова Р.В. Родительство как психологичее кий феномен : учеб. пособие. - М,, 2006.

10. Организационно-деятельностная игра : сборник текстов. - М. : Наследие ММ К, 2004-2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- (Из архива Г.П. Щедроеицкого).

11. Прохорова М.Пч Семченко A.A. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета - 2017. - № 2.

12. Федеральный закон "Об образовании в Рос сийской Федерации" (26 декабря 2012 г.) - URL: https://base.ga га tit.ru/70291362

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.