Научная статья на тему 'Актуализация содержания профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с замещающей семьей'

Актуализация содержания профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с замещающей семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ / УЧЕБНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / FOSTER FAMILY / SOCIAL TEACHER / PROFESSIONAL TRAINING FOR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FOSTER FAMILIES / EDUCATIONAL SOCIAL AND PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земш Марина Борисовна

В статье рассмотрены особенности подготовки будущих социальных педагогов по работе с замещающей семьей. Автор показывает, что учебная педагогическая практика может стать эффективной моделью профессиональной подготовки специалистов по работе с семьей, наряду с лекционно-семинарской системой, и раскрывает особенности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на базе Центров замещающих семей и школ приемных родителей. Учебная педагогическая практика выступает органичной частью системы профессиональной подготовки, позволяя систематизировать теоретические знания и первоначальный практический опыт студентов, сформировать компетенции, необходимые будущим социальным педагогам в работе с замещающими семьями и детьми, оставшимися без попечения родителей. Формы и содержание учебных педагогических практик, составляющие систему подготовки специалистов, основанную на компетентностном и семейно-ориентированном подходах, позволяют сформировать мировоззрение специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к принятию профессионально-обоснованных решений, готового к взаимодействию с замещающими семьями на основании современных знаний и полученных навыков, ориентированного на саморазвитие и профессиональный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL TEACHERS TO WORK WITH A FOSTER FAMILY

The article discusses the features of training future social teachers to work with a foster family. The author shows that educational pedagogical practice can become an effective model of professional training for specialists in working with families, along with a lecture and seminar system, and reveals the features of the professional training of future social teachers on the basis of centers for foster families and schools for foster parents. Educational pedagogical practice is an organic part of the vocational training system, allowing to systematize theoretical knowledge and initial practical experience of students, to form the competencies necessary for future social educators in working with foster families and children left without parental care. The forms and content of educational pedagogical practices that make up the system of training specialists based on competence-based and family-oriented approaches make it possible to form the worldview of a specialist as a subject of professional activity, capable of making professionally grounded decisions, ready to interact with foster families on the basis of modern knowledge and acquired skills focused on self-development and professional growth.

Текст научной работы на тему «Актуализация содержания профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с замещающей семьей»

Актуализация содержания профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с замещающей семьей

Земш Марина Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и социальной педагогики, Государственный гуманитарно-технологический университет (ГГТУ) E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности подготовки будущих социальных педагогов по работе с замещающей семьей. Автор показывает, что учебная педагогическая практика может стать эффективной моделью профессиональной подготовки специалистов по работе с семьей, наряду с лекционно-семинар-ской системой, и раскрывает особенности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на базе Центров замещающих семей и школ приемных родителей. Учебная педагогическая практика выступает органичной частью системы профессиональной подготовки, позволяя систематизировать теоретические знания и первоначальный практический опыт студентов, сформировать компетенции, необходимые будущим социальным педагогам в работе с замещающими семьями и детьми, оставшимися без попечения родителей. Формы и содержание учебных педагогических практик, составляющие систему подготовки специалистов, основанную на компетент-ностном и семейно-ориентированном подходах, позволяют сформировать мировоззрение специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к принятию профессионально-обоснованных решений, готового к взаимодействию с замещающими семьями на основании современных знаний и полученных навыков, ориентированного на саморазвитие и профессиональный рост.

Ключевые слова: замещающая семья, социальный педагог, профессиональная подготовка к психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи, учебная социально-педагогическая практика.

В системе профессиональной подготовки социальных педагогов вопросы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, традиционно занимают ключевые позиции. В содержание профессиональной подготовки включаются вопросы, связанные с анализом феномена социального сиротства, его причин и факторов, психологии детей-сирот и технологий работы с ними в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты.

В последнее время в нашей стране наметилась позитивная тенденция активного развития института замещающего родительства. Социальная политика в вопросах жизнеустройства детей-сирот сегодня меняется: сегодня в приоритете переход от практики помещения детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные специализированные учреждения, к новым формам жизнеустройства - семейным.

По мнению специалистов, «только в семье есть все условия для усвоения детьми стереотипов дет-ско-родительских отношений, формирования чувства защищенности, привязанности, поддержки и, следовательно, успешной социализации. Передача осиротевшего ребёнка в семью, которая способна заменить кровную, родительскую, является предпочтительной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с этим это влечет к сокращению числа «казенных» учреждений». [1]

Процессы подготовки и сопровождения замещающих семей, безусловно, требуют от специалистов психолого-педагогического профиля наличия специальных профессиональных знаний и умений.

При этом ощущается существенный дефицит в подготовленных социальных педагогах, которые на высоком уровне могли бы оказать профессиональную помощь замещающим родителям и приемным детям.

Изучение вопроса показывает, что родителям и кандидатам в приемные родители часто необходима помощь специалиста по широкому кругу вопросов от психологии до юриспруденции.

Важнейшая цель замещающих семей - формирование оптимальных обстоятельств социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в социуме. Проблемы в замещающих семьях возникают достаточно многообразные: неосведомленность о специфике психологического развития детей; несоответствие морально-нравственных установок родителей и приемных детей; прессинг окружающих; проблемы в психологической совместимости. Безусловно, разобраться в причинах возникнове-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ния таких проблем, найти их решение родители из замещающих семей самостоятельно без квалифицированной помощи психологов, педагогов, специалистов по социальной работе бывает практически невозможно. Именно поэтому взаимодействие социального педагога с замещающей семьей - это целенаправленная деятельность по формированию оптимальных обстоятельств эффективного функционирования замещающей семьи. При этом непосредственный контакт при работе будущих социальных педагогов с замещающими семьями позволит предметно изучить потенциальные проблемы конкретных замещающих семей, познакомиться с различными ситуациями, требующими вмешательства со стороны специалистов.

Профессиональная подготовка социального педагога к работе с замещающей семьей, безусловно, должна представлять собой упорядоченную систему знаний и навыков, поэтапно реализуемых в процессе теоретического обучения и выработки практического опыта взаимодействия с приемными родителями. По нашему мнению, наиболее оптимально освоение профессиональных навыков в работе с замещающими родителями происходит в рамках учебной практики.

Учебная педагогическая практика - это основной вид занятий, непосредственно ориентированный на профессионально-практическую подготовку студентов. Требования к организации практики заложены ФГОС высшего профессионального образования.

Система профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с замещающей семьей должна основываться на компетентностном и се-мейно-ориентированном подходах.

Компетентностный подход получил распространение относительно недавно в результате поиска новых путей по модернизации российского образования.

Компетентностный подход в подготовке социальных педагогов предполагает оценку профессиональной готовности специалиста через призму принципов, отражающих цели профессионального образования.

При оценке образовательных результатов в компетентностном подходе важен анализ уровней профессиональной готовности, достигнутых к моменту завершения профессионального образования.

Ключевые компетентности социального педагога в работе с замещающей семьей - это универсальные способы деятельности, при освоении которых он понимает ситуацию и способен выбрать рациональные и эффективные профессиональные технологии для решения задач конкретной замещающей семьи.

Применение компетентностного подхода, дает 5 модель профессиональных компетенций как сис-§ темы знаний и умений специалиста.

В процессе учебных практик у студентов фор° мируются следующие профессиональные компе-ав тенции (см. блок-схему).

ПК -24 способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

Ступени уровней освоения компетенций Отличительные признаки

Базовый Знать (ПК-24-зБ): методы и средства первичной обработки информации о кандидатах в замещающие родители, результатов психологических наблюдений и диагностики потенциальных замещающих родителей и соотнесение их с данными диагностики психологических характеристик приемного ребенка.

Уметь (ПК-24-уБ): применять методы и средства первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

Владеть (ПК-24-вБ): приемами и методами анализа критериев и выбора средств и методов сбора первичной информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

Повышенный Знать (ПК-24-зП): основы моделирования и программирования работы с замещающей семьей на основе методов и средств обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

Уметь (ПК-22-уП): разрабатывать средства психологических наблюдений и диагностики особенностей кандидатов в замещающие родители, а также психологических свойств и характеристик приемного ребенка.

Владеть (ПК-22-вП): умением конструировать методы и средства сбора информации, результатов психологических наблюдений и диагностик.

ПК -25 способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.

Ступени уровней освоения компетенций Отличительные признаки

Базовый Знать (ПК-25-зБ): необходимые направления рефлексии, способов и результатов своих профессиональных действий от требуемых целей работы с замещающей семьей.

Уметь (ПК-25-уБ): анализировать и прогнозировать результаты и способы своих профессиональных действий в работе с замещающей семьей.

Владеть (ПК-25-вБ): способами организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия с замещающими семьями и их членами.

Повышенный Знать (ПК-25-зП): психологические механизмы рефлексии результатов своих профессиональных действий.

Уметь (ПК-25-уП): применять категориальный аппарат в контексте работы с замещающей семьей и применять его при описании проблем замещающих семей; Прогнозировать этапы работы с замещающей семьей и реализовывать их в рамках разрабатываемых самостоятельно программ подготовки замещающих родителей.

Блок-схема. Структура профессиональных компетенций

Учебная педагогическая практика включает в себя элементы теоретической, методической и исследовательской работы студента в контексте освоения специфики профессиональной деятельности.

Проектирование целостной системы учебных социально-педагогических практик для подготовки будущих специалистов к работе с замещающими семьями должно осуществляться на «внешнем» - организационном, предполагающем подготовку и подписание договоров о предоставлении баз для проведения практик, совместная разработка программ и планов проведения учебных практик по определенным тематическим направлениям) и «внутреннем» - содержательном уровнях (обоснование значимости деятельности Центров помощи замещающим семьям и в школ приемных родителей, принципов их деятельности, технологий работы с потенциальными и реальными замещающими родителями и приемными детьми, проблем, с которыми сталкиваются специалисты, и путей решения, которые они находят в реальной практике и т.п.).

Организация учебных практик на базах Центров помощи замещающим семьям и в школах приемных родителей, имеющих существенные профессиональные ресурсы, может стать важнейшей частью процесса профессионального становления будущих социальных педагогов (см. таблица).

Организация знакомства будущих социальных педагогов со спецификой работы с замещающими семьями должна строиться с учетом как обще-дидактических принципов профессионального образования, таких как последовательность и преемственность, научность и доступность, так и с учетом специфики практики, основываясь на принципах активного партнерства и интегрированного подхода в решении профессиональных задач.

При этом принцип активного партнерства подразумевает не просто предоставление материального ресурса организаций для студентов-практикантов, а наставничество и кураторство со стороны опытных специалистов, умение и желание заинтересовать студентов работой с семьями и детьми. В тоже время, предполагается, что и студенты будут заинтересованы процессом и результатами освоения практических навыков в реальных условиях.

При реализации интегрированного подхода в решении профессиональных задач важно показать будущим социальным педагогам, что работая с замещающей семьей, специалист выполняет несколько функций [2].

Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи организуется по трем основным направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Эти направления, успешно реализуемые на базе Центров помощи замещающим семьям и в работе школ приемных родителей, должны быть включены в программу практики [3, с. 510-513].

Таблица. Сопоставление видов и целей учебных социально-педагогических практик

Виды учебных практик

Ознакомительная учебная социаль-но-педагогиче-ская практика

Производственная социаль-но-педагогиче-ская практика

Преддипломная практика

Цели практики

бакалавтиат

Знакомство с документацией организаций, осуществляющих сопровождение замещающих семей и оказывающих социально-педагогическую помощь потенциальным приемным родителям, ознакомление с особенностями со-циально-педагоги-ческой деятельности на базе практики

участие в планировании и проведении работы по социально-педагогическому сопровождению потенциальных и реальных приемных родителей

Разработка и реализация плана исследования по тематике выпускной квалификационной работы на базе практики, получение эмпирических данных для выпускной квалификационной работы

магистратура

Обсуждение и разработка плана исследования с привлечением ресурсов и специалистов базы практики. Знакомство с особенностями соци-ально-педагогиче-ской деятельности и проблемами осуществления сопровождения замещающих семей на базе практики

Разработка и реализация программ социально-педагогического сопровождения замещающих семей

Проверкатеоре-тической гипотезы исследования и апробация результатов исследования на базе практики

Семейно-ориентированный подход предполагает, что содержание учебной практики должно отражать логику этапов работы социального педагога с замещающей семьей.

На основании исследований ученых выявлено, что основными функциями социального педагога в работе с замещающей семьей являются:

• анализ соответствия объективных и субъективных характеристик семьи, претендующей взять ребенка, нормативным требованиям;

• подготовка потенциальных приемных родителей к содержанию в семье ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

• подбор и подготовка детей для конкретной приемной семьи;

• социально-педагогическое сопровождение ребенка в приемной семье;

• работа по оценке эффективности функционирования приемных семей;

• коррекционная и профилактическая работа с кровной семьей детей. [1, с. 149]. Содержание учебных социально-педагогических практик, направленных на изучение специ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

фики работы с замещающими семьями, должно быть ориентировано на детальное исследование семьи, намеренной принять на воспитание приемного ребенка, и ее ближайшего окружения. Участвуя в работе специализированных учреждений для замещающих семей, будущие социальные педагоги: организуют встречи, собеседование, налаживание контакта с членами семьи, определяют социально-психологический климат в семье, устанавливают наличие/отсутствие вредных привычек у членов семьи, определяют наиболее проблемные точки в семейных отношениях, анализируют построение отношений в окружении семьи и приемного ребенка.

Не менее важный - следующий этап работы социального педагога с замещающей семьей и ее членами - подготовка потенциальных приемных родителей к принятию в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей и изучение приемными родителями особенностей его воспитания. В содержание профессиональной подготовки социальных педагогов должны быть включены специализированные курсы, содержание которых отражало бы данные вопросы и учебные практики в школах приемных родителей. Будущие социальные педагоги должны научиться реализовывать обучающую функцию, разрабатывать и реализовывать программы курсов для кандидатов в приемные родители, циклы тренингов и мероприятий, планировать и вести консультации кандидатов и детей.

По мнению специалистов, после перемещения и приема ребенка в замещающую семью, работа социального педагога не прекращается, а наоборот - становится более значимой и предметной.

Процесс социально-педагогического сопровождения приемной семьи в период адаптации организовывается путем реализации комплекса функций, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

• оценочная - определение конкретных потребностей приемной семьи и ресурсов, необходимых для содержания ребенка;

• вспомогательная - обеспечение услуг приемным семьям в вопросах, которые они могут самостоятельно решать;

• организационная - объединение усилий различных учреждений и специалистов с целью удовлетворения потребностей приемной семьи;

• образовательно-воспитательная - обеспечение членов приемной семьи необходимыми знаниями и навыками;

• консультативная - предоставление приемным родителям информации об имеющихся возможностей решения конкретной проблемы и помощи другим специалистам в выборе наиболее эффективного метода поддержки;

5 • посредническая - направление приемных ро-§ дителей и детей в соответствующие учреждения и к конкретным специалистам; ° • координационная - координация процесса по-ав мощи предоставляемой различными учрежде-

ниями и специалистами; аналитическая - сбор и анализ информации, необходимой для принятия решений [4].

Будущие социальные педагоги осваивают механизмы социально-педагогического просвещения семей в нескольких направлениях, таких как всеобуч по формированию педагогической культуры замещающих родителей; методические семинары на базе образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и общественных организаций региона; мониторинг педагогических компетенций приемных родителей и др.

В рамках учебных социально-педагогических практик на базе Центров помощи замещающим семьям будущие социальные педагоги учатся быть посредниками во взаимодействии замещающих родителей с детьми, определять наиболее чувствительные проблемы конкретных замещающих семьей, учатся взаимодействию с социальными и государственными службами, общественными организациями в вопросах защиты и реализации прав замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

1. Андреева И.И. Образование будущих приемных родителей в контексте защиты прав детей [Электронный ресурс] / И.И. Андреева // Царскосельские чтения. 2014. № XVIII.C.148. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-buduschih-priemnyh-roditeley-v-kontekste-zaschity-prav-detey (дата обращения: 22.08.2020).

2. Кочемасова Л.А. Формирование профессиональной компетентности социального педагога в контексте педагогической практики / Л.А. Кочемасова // Вестник ОГУ. 2011. № 16. С.463-466.

3. Социальная работа: история, теория и практика: учебник / Е.И. Холостова. М.: Издательство Юрайт, 2011. 905 с. (Серия: Основы наук).

4. Тюптя Л.Т. Социальная работа (теория и практика): учебн. пособие [Электронный ресурс] / Л.Т. Тюптя, И.Б. Иванова. М.: ВМУРОЛ, 2004.URL: http://uchebnikirus. com/soziologia/sotsialna_robota_-_tyuptya_lt/ sotsialna_robota_-_tyuptya_lt.htm (дата обраще-ния:22.08.2020)

updating the professional training of social teachers to work with a foster family

Zemsh M.B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State Humanitarian and Technological University

The article discusses the features of training future social teachers to work with a foster family. The author shows that educational pedagogical practice can become an effective model of professional training for specialists in working with families, along with a lecture and seminar system, and reveals the features of the professional training of future social teachers on the basis of centers for foster families and schools for foster parents. Educational pedagogical

practice is an organic part of the vocational training system, allowing to systematize theoretical knowledge and initial practical experience of students, to form the competencies necessary for future social educators in working with foster families and children left without parental care. The forms and content of educational pedagogical practices that make up the system of training specialists based on competence-based and family-oriented approaches make it possible to form the worldview of a specialist as a subject of professional activity, capable of making professionally grounded decisions, ready to interact with foster families on the basis of modern knowledge and acquired skills focused on self-development and professional growth.

Keywords: foster family, social teacher, professional training for psychological and pedagogical support of foster families, educational social and pedagogical practice.

References

1. Andreeva I.I. Education of future foster parents in the context of protection of children's rights [Electronic resource] / I.I. Andreeva / / Tsarskoye Selo readings. 2014. No. XVIII.C. 148. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-buduschih-priem-nyh-roditeley-v-kontekste-zaschity-prav-detey (accessed: 22.08.2020).

2. Kochemasova L.A. Formation of professional competence of a social teacher in the context of pedagogical practice / L.A. Kochemasova // OSU Bulletin. 2011. No. 16. P. 463-466.

3. Social work: history, theory and practice: textbook / E.I. Kholos-tova. M.: yurayt Publishing house, 2011. 905 p. (Series: Fundamentals of science).

4. Tyuptya L.T. Social work (theory and practice): training. manual [Electronic resource] /L. T. Tyuptya, I.B. Ivanova. M.: VMUROL, 2004.URL: http://uchebnikirus.com/soziologia/sotsialna_robo-ta_-_tyuptya_lt/sotsialna_robota_-_tyuptya_lt.htm (date of re-quest:22.08.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.