Научная статья на тему 'Логика целостного процесса профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов к работе с замещающими семьями'

Логика целостного процесса профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов к работе с замещающими семьями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева И.А.

Необходимость разработки теоретико-методических основ профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов для работы с замещающими семьями. Методологические основания процесса профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов для работы с замещающими семьями. Логика целостного процесса профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с замещающими семьями, включающая целевой компонент, содержание образования и систему педагогических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логика целостного процесса профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов к работе с замещающими семьями»

Логика целостного процесса

профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов к работе с замещающими семьями*

Обоснована необходимость разработки теоретико-методических основ профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов для работы с замещающими семьями. Определены методологические основания процесса профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов для работы с замещающими семьями. Описана логика целостного процесса профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с замещающими семьями, включающая целевой компонент, содержание образования и систему педагогических средств.

• профессиональная подготовка • профессиональная социально-педагогическая подготовка

• замещающие семьи • специалисты для работы с замещающими семьями • психолого-педагогическое образование • студенчество • педагогика высшей школы

И.А. Руднева,

доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «ВГСПУ», кандидат педагогических наук

* Исследование выполнено в рамках проекта Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, тема проекта «Теоретико-методологические основы, технологии и модели развития профессионального социально-педагогического образования» (научный руководитель — М.П. Гурьянова). Сетевая площадка по социальной педагогике ФГБНУ «ИИДСВ РАО» — Волгоградский государственный социально-педагогический университет, кафедра социальной педагогики. Руководитель — И.А. Руднева, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики ВГСПУ.

В современной педагогической науке значительное внимание уделяется вопросам семьи и семейного воспитания. Семья является важнейшим институтом социализации, обладает высоким воспитательным потенциалом, выступает наиболее естественной и безболезненной средой социализации для детей и молодёжи. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются признанной эффективной мерой, в сравнении с внесемей-ными условиями воспитания и обучения детей в системе интернатных учреждений. Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что при должном сопровождении со стороны специалистов помещение ребёнка в замещающую семью не только приводит к положительной динамике его интеллектуального и эмоционального развития, но и благоприятно сказывается на состоянии всей семейной системы в целом. Однако при отсутствии дальнейшего сопровождения многие семьи испытывают значительные трудности в период адаптации к новым условиям. Приём ребёнка ставит перед

семьёй задачи, требующие изменения её структурной организации и образа новой семьи как системы. Несмотря на то, что многие приёмные родители имеют опыт воспитания собственных детей, ситуация приёма ребёнка требует от них не только актуализации имеющихся знаний и опыта, но и готовности справиться с травматичным опытом жизни ребёнка. Важным условием успешной семейной заботы выступает регулярное взаимодействие ребёнка и замещающих родителей со специалистами, позволяющее получать необходимую профессиональную поддержку.

Волгоградская область является флагманом в деле устройства детей, оставшихся без попечения, в семьи, регионом, активно тиражирующим технологии подготовки детей к устройству семьи, подготовки будущих приёмных родителей, сопровождения замещающих семей в Российской Федерации. Действующие в регионе программы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многократно представлялись на Всероссийских форумах и семинарах, где получали высокую экспертную оценку. Однако, по данным анкетирования, проведённого в рамках нашего исследования, было определено, что 54 человека из 65 опрошенных практикующих специалистов, работающих с замещающими семьями в Волгоградском регионе (83%), отмечают потребность в повышении уровня профессиональной компетентности. Кроме того, указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» определён план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, в котором также отмечается актуальность повышения квалификации специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,

в том числе специалистов «школ приёмных родителей» [1]. Следовательно, профессиональной подготовке специалистов, их своевременной и качественной профессиональной переподготовке должно уделяться значительное внимание.

Таким образом, сложилась серьёзная практика работы специалистов с замещающими семьями в Волгоградском регионе, требующая научного осмысления, разработки теоретико-методических основ профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов для работы с замещающими семьями. Анализ актуальных вопросов профессиональной подготовки специалистов позволил определить проблему исследования: научные основы подготовки специалистов сферы защиты детства к работе с замещающими семьями в целостном учебно-воспитательном процессе вуза.

Термин «профессиональная подготовка» широко используется в научных исследованиях по педагогике. Обобщение различных подходов к его трактовке позволяет под профессиональной подготовкой понимать процесс и результат формирования готовности будущего специалиста к определённой профессиональной деятельности, посредством овладения им целесообразной совокупностью общих и специальных компетенций. Профессиональная социально-педагогическая подготовка специалистов в вузе нацелена на формирование компетенций проектирования и реализации социально-педагогической деятельности. Сфера применения социально-педагогического знания и социально-педагогической практики чрезвычайно широка, и по сути пронизывает всё общество, являясь механизмом сопровождения позитивной социализации детей и молодёжи, повышения качества жизни и труда, технического и социального творчества де-

тей и взрослых, укрепления института семьи, духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности. Работа специалистов с замещающими семьями по миссии, цели, содержанию и формам есть социально-педагогическая деятельность.

Социально-педагогическая деятельность создаёт условия, в которых человек, его нравственное здоровье и социальное благополучие становятся центром педагогически ориентированной профессиональной деятельности учреждений образования, социальной защиты, культуры, здравоохранения, органов правопорядка, центров занятости, миграции. Эта деятельность ориентирована на достижение важной цели: создание гуманной и социально безопасной среды проживания ребёнка, взрослого человека, способствующей его воспитанию, развитию, социальной защите и адаптации к новым условиям жизни. Социально-педагогическая деятельность носит превентивно-профилактический характер, то есть ориентирована на создание условий для успешной социализации, для полного раскрытия заложенных в каждом человеке ресурсов, способностей, склонностей, стремлений, а также возможно более раннего выявления проблем, нарушений, «социальных болезней». Важным положением является активное включение самых людей в процесс решения собственных проблем на принципах самопомощи.

Профессиональная социально-педагогическая подготовка будущих специалистов к работе с замещающими семьями осуществляется в Волгоградском государственном социально-педагогической университете на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Разработаны и апробированы

образовательные программы по профилю бакалавриата «Психология и социальная педагогика» и магистерским программам «Социальная педагогика», «Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей и молодёжи».

Методологической основой разработки процесса профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов в вузе являются гуманистическая психологическая парадигма, основанная на идеях экзистенциальной философии о саморазвитии и стремлении человека к самосовершенствованию (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл); теоретические положения концепции социализации и индивидуализации личности (Г.М. Андреева, И.С. Кон, В.А. Мудрик, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн); акмеологический подход к изучению закономерностей, механизмов и способов развития человека на этапе зрелости (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев,

A.А. Деркач, Н.А. Рыбников), концептуальные основы личностно ориентированного образования, которые отражают тенденции гуманизации образовательного процесса (О.С. Газ-ман, В.В. Зайцев, И.А. Колесникова, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков); культурологический подход к воспитанию человека культуры — духовной, свободной, творческой личности (Е.В. Бонда-ревская), теория профессионального воспитания (Н.М. Борытко); субъектно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, Б.С. Бра-тусь, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев,

B.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн) и целостный (В.С. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев) подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Кроме того, мы опираемся на теоретические знания, практический опыт в области профессионального образования и педагогики высшей школы (В.А. Болотов, А.А. Глебов, Е.И. Сахар-чук, Н.К. Сергеев), социальной педа-

гогики (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова,

A.В. Мудрик), а также используем концептуальные основы профессиональной подготовки социальных педагогов (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев,

B.А. Никитин, Е.И. Холостова).

Основанием целостного подхода как определённой методологии является философская категория целостности. Категория «целое» означает «нечто единое», нераздельное, а «целостность» определяет объект как «обладающий внутренним единством и воспринимающийся как единое целое». Как известно, целостность учебно-воспитательного процесса достигается через связи, взаимодействие и взаимообусловленность его компонентов — целей, содержания, средств [2]. Отсюда, процесс профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с замещающими семьями включает целевой компонент, содержание образования и систему педагогических средств.

Целевой компонент профессиональной подготовки будущих специалистов по работе с замещающими семьями определяется нами на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» и положений профессионального стандарта «Специалист в области воспитания (социальный педагог)», профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», с учётом особенностей практики социально-педагогической работы с замещающими семьями, сложившейся в Волгоградском регионе. Основная цель профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе направлена на создание педагогических условий для их личностно-про-фессионального развития, формирования профессиональных компетенций.

Содержание образования представляет собой совокупность базовой части, определяемой федеральными государственными образовательными стандартами и вариативной части, устанавливаемой вузом. Вариативная часть образовательной программы, подготавливающей будущего специалиста к работе с замещающими семьями, включает модуль «Социально-педагогическая работа с семьёй». Данный модуль предполагает изучение учебной дисциплины «Социально-педагогическое сопровождение семьи», дисциплины по выбору «Психология семьи и семейное консультирование», дисциплины по выбору «Социально-педагогическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства», освоение программы педагогической (социально-педагогической) практики.

Программа педагогической (социально-педагогической) практики реализуется на базе Государственного казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения». Специалисты учреждения нацелены на оказание психолого-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, желающим принять или принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, на содействие развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике утраты детьми родительского попечения, на организацию сопровождения принимающих семей. Учреждение является региональным ресурсным центром, осуществляющим методическое сопровождение служб и центров по профилактике социального сиротства и по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области.

Система педагогических средств, используемых в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов по работе с замещающими семьями, реализуется в двух основных направлениях:

— организация учебной деятельности студентов с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий;

— сопровождение социального воспитания студентов во внеучебной деятельности.

В организации учебной деятельности студентов в рамках аудиторной работы, организации педагогической практики, выполнения бакалаврской работы используются технологии обучения, позволяющие осуществлять принципы компетентностного подхода: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, исследовательский метод обучения, технология использования игровых методов, технология обучения в сотрудничестве, технология использования портфолио.

Перспективным представляется технологии смешанного и адаптивного обучения. Смешанное обучение — от англ. «Blended Learning» подразумевает сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п. Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени.

Понятие адаптивное обучение — от англ. «Adaptive Learning» сформировалось в 70-х годах благодаря набирающему в то время популярность направлению искусственного интеллекта. Уже тогда считалось, что компьютеры рано

или поздно научатся адаптироваться к окружающей среде, как это умеет делать человек. Главной задумкой адаптивного обучения стало предположение, что системы смогут адаптироваться к предпочтительному, индивидуальному для каждого студента методу обучения, и за счёт этого можно будет добиться более качественного и эффективного обучения. Основными барьерами в развитии данного направления стали высокая стоимость и размеры компьютеров, а также отсутствие удобных пользовательских интерфейсов.

К настоящему времени произошёл бурный рост как компьютерных технологий, так и развитие адаптивных систем обучения. Адаптивное обучение в системе высшей школы позволит логически выстраивать программы обучения для каждого студента, определять и поддерживать более сильные стороны и осуществлять контроль факторов, имеющих влияние на успех обучения. Кроме того, системы персонализированного обучения будут своевременно сигнализировать преподавателям о пробелах в знаниях и образовавшихся проблематичных местах. Предлагая последовательный набор заданий, соответствующий уровню знаний и предпочтений студента. адаптивные системы обучения поддерживают постоянный интерес у обучающегося [3].

Учитывая специфику профессиональной деятельности с замещающими семьями, с разными категориями детей и взрослых, в социально-педагогической теории и практике редко бывает правильным только один ответ, как в физике или математике. Особое внимание уделяется становлению личности будущего специалиста в период вузовского обучения.

И сопровождение социального воспитания студентов во внеучебной деятельности, являясь требованием стан-

дарта к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, позволяет решать задачи личност-но-профессионального развития будущих специалистов.

В настоящее время реализуемая логика процесса профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов к работе с замещающими семьями подлежит серьёзному переосмыслению в контексте утверждённого Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3++) по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // https://rg.ru/2017/05/29/ prezident-ukaz240-site-dok.html (дата обращения — 12.03.2018 г.)

2. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу: сб. науч. тр. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1984.

3. Об адаптивном обучении // http:// armikael.com/tag/adaptive-learning (дата обращения — 15.05.2018 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.