Научная статья на тему 'Школа приёмных родителей'

Школа приёмных родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ / ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ / ПОДГОТОВКА ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ К ПРИЁМУ РЕБЁНКА В СЕМЬЮ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ладохина Лариса Васильевна

Сегодня в России, как и во всём мире, всё больше осознаётся важность и ценность семьи как естественной среды, необходимой для полноценного развития и воспитания ребёнка. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью активно пропагандируется в Республике Коми. О развитии в регионе системы профессионального сопровождения замещающих семей читайте в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ладохина Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School for the adoptive parents

Family's arrangement of orphans and children left without parental care in the Komi Republic. System of professional maintenance for substitute families.

Текст научной работы на тему «Школа приёмных родителей»

Школа приёмных родителей

Сегодня в России, как и во всём мире, всё больше осознаётся важность и ценность семьи как естественной среды, необходимой для полноценного развития и воспитания ребёнка. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью активно пропагандируется в Республике Коми. О развитии в регионе системы профессионального сопровождения замещающих семей читайте в предлагаемой статье.

Психолого-педагогическая и правовая подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью

Лариса Васильевна Ладохина,

директор Республиканского центра социальной помощи семье и детям, Республика Коми

Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания.

Конвенция ООН о правах ребёнка

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей • приёмная семья • Школа приёмных родителей • подготовка замещающих родителей к приёму ребёнка в семью

Анализируя статистические данные за последние три года (см. таблицу на с. 62), можно заметить, что с 2008 года в Республике Коми наблюдается устойчивое увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях.

Несмотря на позитивную динамику семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в республике имеют место случаи отмены решений о передаче ребёнка в семью по причине отсутствия взаимопонимания с ребёнком или возникновения в приёмной семье неблагоприятных условий для его содержания, воспитания и образования. Сложившаяся ситуация диктует необходимость изменения подходов к работе с замещающими семьями, перехода от контрольно-административного принципа работы к профессиональной деятельности, предполагающей сотрудничество и поддержку замещающих семей.

Уже на этапе подбора граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, от специалистов требуется большая осторожность, максимум ответственности, психологическая зоркость и педагогическая мудрость для исключения трагических последствий

О

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

2008 2009 2010 (на 1.09)

Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5946 5429 5273

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях 400 470 504

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в опекунских семьях 3267 3119 3017

Число приёмных семей 167 202 222

Число опекунских семей 2813 2702 2624

в судьбе ребёнка и принимающей семьи. Одним из важнейших путей снижения риска возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в принимающих семьях, является не только изучение психологического, эмоционального, социального положения потенциальных замещающих родителей и их подготовка к приёму ребёнка, но и установление отношений сотрудничества специалистов с будущими замещающими семьями.

В связи с этим специалисты Республиканского центра социальной помощи семье и детям в 2008 году разработали программу «Школа приёмных родителей», направленную на формирование осознанного отношения кандидатов в приёмные родители к приёму детей-сирот в семью. Реализация программы предусматривает поэтапную работу с гражданами, желающими принять ребёнка в свою семью.

На подготовительном этапе происходит знакомство с семьёй. В процессе беседы специалист получает объективную информацию о членах семьи и её ближайшего социального окружения, выясняет, какие чувства возникают у всех членов семьи по поводу будущих изменений, а также рассказывает об основных требованиях к кандидату. Как правило, после этого семья самостоятельно делает вывод о перспективах дальнейшего сотрудничества со специалистами.

Этап обучения содержит блоки психолого-педагогической и правовой подготовки, а также включает использование методик для определения особенностей семьи и личностных качеств будущих приёмных родителей. Основная задача данного этапа — повышение социально-правовой и психолого-педагогической компетентности кандидатов. Программа подготовки предусматривает обсуждение следующих тем: развитие семьи как системы; возрастные особенности детей; психологические особенности развития ребёнка-сироты и ребёнка, оставшегося без попечения родителей; правовые ос-

Л.В. Ладохина. Школа приёмных родителей

новы замещающей семьи; способы преодоления трудностей при воспитании ребёнка, оставшегося без попечения родителей. После завершения курса обучающих занятий кандидатам выдаётся заключение по результатам психолого-педагогического консультирования, отражающее наличие у них личностных качеств, необходимых будущим родителям, и рекомендации по подбору ребёнка. Кроме того, определяется степень удовлетворённости кандидатов качеством подготовки, а также готовности к сотрудничеству со специалистами учреждения.

Сотрудники центра осуществляют деятельность на республиканском уровне, т.е. к ним обращаются кандидаты в замещающие родители в случае недостаточности у органов опеки по месту жительства организационных и кадровых возможностей. Для большинства кандидатов в силу удалённости и труднодоступности районов проживания программа обучения реализуется в ускоренной форме, тем самым обеспечивая индивидуальный подход к каждой семье. Участникам программы в качестве домашнего задания предоставляется теоретический материал по определённой теме, что обеспечивает более глубокое осмысление информации и её доступность для всех членов семьи. На следующей встрече прочитанный материал обсуждается и выполняется ряд практических заданий. Занятия проводятся с недельным перерывом, для того чтобы претенденты в приёмные родители смогли осознать те изменения, которые с ними происходят во время встреч и после них.

Сегодня уже можно говорить о первых результатах реализации программы. За полтора года участниками программы «Школа приёмных родителей» стали 42 семьи, из них три семьи после первых консультаций по рекомендации психолога отложили решение принять ребёнка по причине незрелости мотивов или незавершённых внутрисемейных и личностных проблем, но продолжают сотрудничать со специалистами центра. Это значит, что специалистам удалось предотвратить неблагоприятное развитие событий как для ребёнка, так и для семей. Остальные семьи, прошедшие подготовку по программе, имеют позитивную мотивацию родительства, ресурсы и готовность к принятию ребёнка. Они продолжают сотрудничать со специалистами учреждения на этапе адаптации, и за прошедшее время в этих семьях не возникало кризисных ситуаций, угрожающих отказом от ребёнка.

В связи с тем, что 90% замещающих семей, прошедших обучение, проживают в отдалённых от центра населённых пунктах и не имеют возможности регулярно встречаться со специалистами, наиболее оптимальными формами сотрудничества с замещающими семьями становятся телефонное консультирование и выездная работа. За период реализации программы совместно со специалистами отделов опеки по месту жительства было проведено 12 выездных тре-нинговых занятий, направленных на коррекцию детско-родитель-ских отношений, формирование адекватной родительской позиции

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

по вопросам взаимодействия с приёмным ребёнком. В этих мероприятиях приняли участие 192 замещающих родителя.

На современном этапе развития системы семейного устройства детей-сирот большинство принимающих семей при выборе ребёнка руководствуются собственным желанием и симпатиями и не всегда могут справиться с «дополнительными» проблемами ребёнка, оставшегося без попечения родителей: ослабленным здоровьем, отставанием в развитии. Поэтому актуальность приобретают вопросы поиска и обучения семей, готовых решить специальные задачи воспитания детей, не имеющих, на первый взгляд, особых шансов обрести семью. Такие семьи нуждаются не только в специальной подготовке, профессиональной поддержке процесса воспитания «особого» ребёнка, но и в дружелюбной среде для поддержания собственных сил.

В связи с этим становится особо значима проблема наличия кадровых ресурсов для организации процесса подготовки и сопровождения замещающих семей. Поэтому сотрудники Республиканского центра социальной помощи семье и детям систематически повышают профессиональный уровень на семинарах и курсах повышения квалификации, а также организуют обучение для специалистов государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, предоставляющих услуги замещающим семьям. Но для того чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, находили свои семьи, "(з:)- необходимы усилия не только специалистов учреждений образова- -

ния и здравоохранения, общественных организаций, но и представителей всех уровней власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.