Научная статья на тему 'Роль социального педагога в оказании помощи семьям "группы риска"'

Роль социального педагога в оказании помощи семьям "группы риска" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1457
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ "ГРУППЫ РИСКА" / ЗАДАЧИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОД СЕМЕЙНОГО СОВЕТА" / FAMILY "AT RISK" / THE TASKS OF SOCIAL PEDAGOGUE / STAGES OF SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY / "METHOD OF FAMILY COUNCIL"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакуленко Ольга Владимировна, Ган Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы организации социально-педагогической деятельности с семьями «группы риска». Определены задачи, методы, формы работы социального педагога в Центре социального обслуживания населения с данной категорией семей. Раскрыта специфика работы Центра с семьями «группы риска». Основной акцент в работе с семьей сделан на «методе Семейного Совета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакуленко Ольга Владимировна, Ган Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SOCIAL EDUCATOR IN ASSISTING FAMILIES AT RISK

The article deals with the organization of social and educational activities with families at risk. The tasks, methods, and forms of work of a social pedagogue in the Center for Social Services of the Population with this category of families are defined. The specificity of the work of the Center with families at risk is revealed. The main focus of work with the family is on the “Family Council Method”.

Текст научной работы на тему «Роль социального педагога в оказании помощи семьям "группы риска"»

экспериментальной группы уровень коммуникативно-речевого развития низкий, дети не проявляют интререс ровеснику, не обращаются к сверстнику, не стремятся привлечь его внимание, не вступают первыми во взаимодействие и не проявляют инициативы. Также, при данном уровне, дети не отвечают на инициативу сверстника, не желают действовать совместно с ним, не хотят помогать. Полученные данные можно объяснить несформированностью речевой деятельности у детей с ОНР, что, в свою очередь, может проявляться в трудности установления контакта с другими детьми.

Данные проведенного эксперимента, говорят о необходимости разработки программы для повышения интереса к сверстнику в общении. Повышенный интерес к сверстнику послужит мотивом для использования и расширения речевых средств в общении детей с ОНР и как следствие повысит уровень коммуникативно-речевого развития детей с речевыми проблемами.

Литература:

1. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Изд-во Гном и Д, 2010. - 128 с.

2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - 368 с.

3. Чиркина Г.В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 401 с.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей. А.Г. Арушанова. - 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120 с.

5. Дмитриева Е.Е. Социально-личностное развитие как условие успешной школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7). - С. 3.

6. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография. - М.: Финита; Нижний Новгород: Мининский универститет, 2017. - 136 с.

Педагогика

УДК:37. 013. 42

кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат педагогических наук, доцент Ган Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ «ГРУППЫ РИСКА»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации социально-педагогической деятельности с семьями «группы риска». Определены задачи, методы, формы работы социального педагога в Центре социального обслуживания населения с данной категорией семей. Раскрыта специфика работы Центра с семьями «группы риска». Основной акцент в работе с семьей сделан на «методе Семейного Совета».

Ключевые слова: семья «группы риска», задачи работы социального педагога, этапы социально-педагогической деятельности, метод Семейного Совета».

Annotation. The article deals with the organization of social and educational activities with families at risk. The tasks, methods, and forms of work of a social pedagogue in the Center for Social Services of the Population with this category of families are defined. The specificity of the work of the Center with families at risk is revealed. The main focus of work with the family is on the "Family Council Method".

Keywords: Family "at risk", the tasks of social pedagogue, stages of socio-pedagogical activity, "method of Family Council".

Введение. Современное состояние нашего общества создает напряженную ситуацию для семьи. Затянувшийся социально-экономический кризис, разрушение традиционных общественных норм и ценностей неблагоприятно влияет на институт семьи, влечет за собой рост количества неблагополучных семей, не способных к выполнению общественно-значимых функций. Семейное неблагополучие зачастую приводит к увеличению случаев жестокого обращения с детьми, их безнадзорности и беспризорности и пр. В связи с этим необходим профессиональный подход к решению проблемы реализации социальной защиты и поддержки семьи, оказания ей квалифицированной помощи. В данных условиях особую значимость приобретает организация социально-педагогической работы с семьей, разработка основ взаимодействия, направленного на восстановление психолого-педагогического потенциала семьи, снижение вероятности ее десоциализации.

Исследования ученых (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, И.А. Липский, А.И. Ляшенко, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, В.Д. Семёнов, Г.Н. Филонов, Е.И. Холостова, Т.Ф. Яркина и др.), а также практика профессионального взаимодействия с семьей свидетельствуют о том, что важное значение в настоящее время приобретает необходимость создания действенной системы работы социального педагога с институтом семьи, т.к. некомпетентность в этом вопросе может еще более усугубить внутрисемейные проблемы и отрицательно сказаться на участии семьи в решении проблем дальнейшего развития нашего общества.

Изложение основного материала статьи. О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится в ряде работ С.А. Беличевой, Т.И. Шульги, Т.А. Крыловой, М.Л. Струковой , Л.Я. Олиференко, Н.Ф. Девициной. В работах подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения эффективно их использовать.

В научных исследованиях нет чёткого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий неблагополучные семьи, вкладывает свой смысл в это определение. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, социально-незащищённая, семья «группы риска».

Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребёнку, заботы о нём, удовлетворения его нужд, защиты его законных прав и интересов.

Под семьёй «группы риска» Т. И. Шульга предлагает понимать «наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи», вкладывает в понятие и разные характеристики осложнённого поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск. Также автор определяет семью «группы риска» как «тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее её определить как благополучную» [5].

Т.И. Шульга считает, что в подобной семье существует два вида риска. «Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей (асоциальным). Второй связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не смогут развиваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребёнка. Несоответствие социальным стандартам не осознаётся членами семьи как важная проблема, способная нарушить жизнедеятельность такой семьи» [5].

Такие исследователи как Б.Н. Алмазов и С.А. Беличева выделяют факторы, обуславливающие социальный риск. Данные факторы, как указывают ученые, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характеры. Их действие является причинами дезадаптации детей и взрослых, приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию [1, 2].

В России создано большое количество учреждений по оказанию помощи семье и детям. Одним из таких учреждений является Центр социального обслуживания населения (Центр). В своём составе Центры имеют различные структурные подразделения, в том числе и по работе с семьями: организационно-методическое отделение, отделение срочной социальной помощи, консультативное отделение, отделение психолого-педагогической помощи семье и детям.

Целью Центров является удовлетворение потребности общества в оказании семьям, несовершеннолетним и отдельным категориям граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, срочной социальной помощи, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса, предоставлении социальных услуг.

Достижение данной цели осуществляется посредством решения ряда задач, таких как: выявление и дифференцированный учёт клиентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке, создание базы о них; участие в профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав в соответствии с законодательством.

Приоритетным направлением деятельности данных служб является выявление и организация работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с целью профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, семейного неблагополучия, а также с отдельными категориями граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке. Ведущую роль в этой работе играет социальный педагог, должность которого согласно штатному расписанию учреждения входит в организационную структуру отделения психолого-педагогической помощи семье и детям (служба профилактики семейного неблагополучия, служба «Экстренная детская помощь»).

Социальный педагог работает с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Это семьи зависимых от алкоголя родителей, малообеспеченные семьи, многодетные, неполные, семьи, имеющие в своём составе инвалидов и воспитывающие детей-инвалидов, семьи безработных.

В работе с данными типами семей специалист использует долгосрочные формы работы. В ходе их реализации желательна ориентированность на психосоциальный подход. Сущность психосоциального подхода заключается либо в изменении семейной системы, в ее адаптации к выполнению своей специфической функции; либо в изменении ситуации - т.е. трансформации других социальных систем, оказывающих влияние на семью; либо в воздействии на то и другое одновременно.

Долгосрочные формы работы представлены разнообразными методами и технологиями. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются - беседа, метод поддержки, метод социального патронажа, консультирование.

Патронаж, как долгосрочная форма работы, представляет собой посещение семьи на дому с диагностическими (ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, исследование сложившихся проблемных ситуаций), контрольными (оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем; анализ хода реабилитационных мероприятий), адаптационно-реабилитационными (оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи) целями. Патронаж дает возможность для наблюдения семьи в естественных условиях, для получения большего объема информации Использование патронажа позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемы, оказывать незамедлительную помощь. Важно при этом соблюдать такие принципы, как принцип самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности. Патронажи могут быть единичными или регулярными, что особенно важно при посещении асоциальных семей, где обстановка непостоянна [3].

Социально-педагогическая деятельность с семьей «группы риска» осуществляется поэтапно и обязательно включает три уровня: профилактический, диагностический, реабилитационный (М.А. Галагузова, Р.В. Овчарова, Т.И. Крылова, Л.Я. Олиференко, Л.В. Мардахаев и др.). Работа имеет комплексный характер и может состоять из нескольких этапов.

Первый этап - сбор и анализ информации. Включает выявление семей, имеющих несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной помощи. Для организации работы специалист использует определенную информацию. Общая информация дает представление о семье и характере её неблагополучия. Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной помощи и поддержки конкретной семье.

Второй этап - постановка социального диагноза. Целью данного этапа является определение круга проблем, которые испытывает семья и на ликвидацию которых будет направлена деятельность специалистов

и социального педагога в том числе. Специфика деятельности специалиста на данном этапе заключается: в проведении аналитической работы, направленной на установление причинно-следственных связей между социальными явлениями и проблемами конкретной семьи; в осуществлении дополнительной диагностики.

Далее - практическая работа с семьей, которая выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. Важным фактором успешности и эффективности работы становится заключение письменного договора с семьей о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание прописано в индивидуальном плане реабилитации. Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребёнку. Чётко расписываются права и обязанности сторон - участников соглашения. Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. План совместных действий с семьёй разрабатывается с учётом стремления родителей сохранить ребёнка в семье.

При осуществлении практической деятельности специалист старается реализовать следующие задачи социальной реабилитации несовершеннолетних и семей: защитить права детей; оказать посредническую помощь в проведении педагогически целесообразной коррекции с целью создания положительного микроклимата в семье; организовать просветительскую работу правовой, медицинской, психолого-педагогической направленности среди родителей (законных представителей); создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Одним из эффективных методов работы с семьей по выходу из кризисной ситуации является проведение Семейного совета [4]. Метод основывается на новом мировоззрении, утверждающем демократические взаимоотношения между родителями и детьми; формировании новой системы ценностей воспитания; отказе родителей от отношения к ребенку как к объекту воспитания и манипуляций, переходу от «субъект-объектной» к «субъект-субъектной» модели отношений. Задачей воспитания родителей становится не программирование ребенка, а создание условий для разумного, выбора самим ребенком оптимального пути развития.

В практике социально-педагогической работы с неблагополучной семьей Семейный совет, как одна из разновидностей встреч может использоваться социальным педагогом для коррекции семейных отношений, привлечения к сотрудничеству и решению имеющихся проблем на этапе реабилитации. Семейный совет помогает укрепить сплоченность членов семьи, усвоить более эффективные навыки сотрудничества и найти методы разрешения проблемных ситуаций, ориентируясь на возможности ближайшего окружения и опираясь на его поддержку. Целью Семейного совета является, определение членами семьи совместных действий для преодоления существующих проблем.

Семейный совет основан:

• на потребностях и сильных сторонах семьи;

• на соответствии культурной среде семьи;

• на включении всех участников семейной встречи в процесс, принятии решения на основе максимально полной информации;

• на приоритете интересов и потребностей ребенка.

Инициатором и организатором встречи является специалист, работающий с семьей (социальный педагог), он предварительно договаривается о месте и времени Семейного совета. На роль ведущего приглашается человек, занимающий нейтральную позицию, в связи с тем, что специалист, работающий с семьей, имеет свое сформированное профессиональное и эмоциональное отношение к ситуации и может повлиять на ход встречи (социальный работник, специалист отдела опеки).

Заседание Семейного совета проходит на той территории, где все члены семьи могут быть в равных условиях и чувствовать себя в безопасности. Этапы работы по проведению Семейного совета:

1. Подготовка. На основе имеющейся информации о ситуации в семье, полученной в процессе социального расследования и реабилитации, о потребностях семьи и ребенка, о сильных сторонах ребенка и членов его семьи, о ресурсах социального окружения и возможностях семьи по их использованию, необходимо:

• определить цель Семейного совета;

• определить круг участников Семейного совета;

• обсудить со специалистами, принимающими участие в решении проблем семьи, всю информацию, относящуюся к ситуации и к самому процессу Семейного совета;

• продумать предварительный план Семейного совета, наметить вопросы для обсуждения;

• подготовить родителей и ребенка, если он будет участвовать, к встрече;

• подготовить помещение к встрече (расставить мебель, принести вешалку и т. д.);

• подготовить материалы для встречи (например, таблицу для договора).

2. Встреча. Ведущий освещает цель встречи, описывает сложившуюся ситуацию в семье, выслушивает комментарии членов семьи по поводу ситуации, задает заранее подготовленные вопросы участникам, ведет встречу до того момента, когда семья готова перейти к принятию решения и выработке плана действий по его реализации. Далее он определяет временные рамки для этого этапа встречи и покидает помещение.

3. Личное время семьи. Семья самостоятельно отвечает на подготовленные и обсужденные за время встречи вопросы, принимает важное решение о судьбе ребенка и разрабатывает детальный план действий, направленный на улучшение ситуации. Отвечая на вопросы по ходу встречи, участники Семейного совета должны решить, как будет действовать каждый из них в случае самого худшего развития событий, либо определить конкретные виды помощи и степень своего участия в ликвидации сложившейся ситуации.

4. Согласование и корректировка разработанного семьей плана. После окончания оговоренного времени ведущий возвращается, знакомится с выработанным планом действий членов семьи по разрешению сложившейся ситуации, при необходимости уточняет невыясненные вопросы или спорные моменты, предлагает внести в него свои коррективы. Участники ставят свои подписи под протоколом встречи.

5. Заключительный этап. Организатор встречи или ведущий тиражирует протокол заседания и раздает всем участникам встречи под роспись. При необходимости, договариваются о следующей встрече, либо о путях обмена информацией по выполнению намеченных мероприятий.

Выводы. В центре интересов социального педагога, прежде всего, находится ребенок. Соответственно социально-педагогическая работа с семьей, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую

очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Задача социального педагога - социальная защита детей, создание ощущения безопасности в семье. Для этого специалист должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способен четко изложить свои цели подопечным, с которыми собирается работать. Для понимания всех происходящих в семье процессов социальный педагог должен уметь оценивать негативное влияние разного рода факторов.

Содержание работы социального педагога с семьей всегда обусловлено имеющимися у нее проблемами и в каждом отдельном случае определяется индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.

Разнообразие предлагаемых методов, методик, средств и приемов, изложенных различными авторами, дает широкие возможности их выбора в зависимости от конкретной социально-педагогической проблемы семьи, а также от возможностей специалиста (его опыта работы, квалификации).

Специфика работы социального педагога в Комплексном центре социального обслуживания населения с семьями «группы риска» заключается в выявлении и постановке данной семьи на профилактический учёт, разработке индивидуального плана реабилитации семьи по выходу ее из кризисной ситуации. Одной из основных проблем семей «группы риска» является отсутствие у членов семьи навыков конструктивного детско-родительского взаимодействия. В решении данных проблем семьи эффективным является «метод Семейного Совета».

Литература:

1. Алмазов, Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации / Б.Н. Алмазов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 285 с.

2. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход / С.А. Беличева. - М.: Издательский центр «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с.

3. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.

4. Фоменюк, И.Н. Особенности работы с кризисной семьей / И.Н. Фоменюк // Социальная работа. -2003. - №3. - С. 90-91.

5. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьёй: Учебное пособие / Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.

Педагогика

УДК 371

доктор филологических наук, профессор Васильева Галина Михайловна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); аспирант кафедры межкультурной коммуникации Коннова Анастасия Львовна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «МУЗЫКА» В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (ПО ДАННЫМ ИДЕОГРАФИЧЕСКИХ

СЛОВАРЕЙ)

Аннотация. В статье анализируется содержание учебного лексико-семантического поля «музыка» на основе данных идеографических словарей. По данным идеографических словарей определяется тематическая структура, выделяются основные лексико-семантические группы, составляющие его содержание. Определяется семантический объем ядерных лексем поля, устанавливаются синонимические отношения в составе учебного лексико-семантического поля. Поскольку лексико-семантическое поле «музыка» выступает в качестве предмета обучения иностранных студентов, производится необходимая коррекция объёма, исключающая специальную, устаревшую, стилистически-сниженную лексику на основе методических и лингвистических критериев.

Ключевые слова: лингвокультурология, идеографический словарь, лексико-семантическое поле, отбор лексики в учебных целях, идеографические словари, структура лексико-семантического поля, содержание обучения русскому как иностранному.

Annotation. The article analyses the contents of academic lexical-semantic field "music", which acts as a subject of teaching foreign students. The volume of the field is corrected in terms of methodological and linguistic criteria and excludes industry-specific, obsolete and stylistically substandard terminology. The structure of the field, as well as the main lexical-semantic groups, which compile the contents of the field, are distinguished according to conceptual dictionaries. The author determines the volume of the field's central lexical items and the synonymic relations within the academic lexical-semantic field.

Keywords: lexical-semantic field, thesaurus, linguoculturology, selection criteria of vocabulary for educational purposes, conceptual dictionaries, structure of lexical-semantic field, contents of curriculum of Russian as a foreign language.

Введение. Как известно, лексика является важнейшим компонентом любого варианта практического курса «Русский язык как иностранный». Общепризнанно, что из всех основных аспектов иностранного языка, которые должны практически усваиваться учащимися, с психологической точки зрения наиболее важным и существенным следует считать именно лексику, так как без определенного запаса слов владеть языком невозможно. Знание лексики в большой степени определяет освоение языка как средства общения, накопления информации, сведений о культуре народа - носителя данного языка. В рамках лингвокультурологического подхода к обучению русскому языку как иностранному, общепринятым является утверждение о том, что именно лексико-семантический уровень языка обладает наивысшей культурной информативностью [1: 88]. Именно лексико-семантический уровень языка, выступающий не только в роли бесстрастного «отражателя» реальных сущностей (конкретная лексика), в роли экспликатора специфики абстрагирующей деятельности человеческого мышления, но и в роли транслятора национальных ценностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.