Научная статья на тему 'Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях'

Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16751
1515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PREVENTION OF FAMILY PROBLEMS / TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH DISADVANTAGED FAMILIES AND CHILDREN / INTERAGENCY COOPERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черникова Татьяна Альбертовна, Шайдукова Лиана Димовна

Неблагополучные семьи являются социально уязвимыми категориями населения. Они нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства. Социальная работа с неблагополучной семьей с детьми выступает как отдельное направление деятельности, цель которой профилактика нарушений в социализации детей. В статье раскрывается содержание социальной работы с неблагополучными семьями, обосновывается необходимость применения в социальной работе с неблагополучной семьей межведомственного подхода, определяются трудности социальной работы с такими семьями. Ведущую роль в организации социальной работы с семьей должны занимать специализированные центры, на основе которых могут быть реализованы социальные программы по социальной помощи и поддержке неблагополучных семей, а также клубные формы работы по психолого-педагогической поддержке неблагополучных семей с детьми. Результаты исследования позволяют определить роль социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям с детьми в современных условиях, создании условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации детей из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Черникова Татьяна Альбертовна, Шайдукова Лиана Димовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Work with Disadvantaged Families and Children in the Current Context

Disadvantaged families are known to be socially vulnerable categories of the population, where family problems negatively affect socialization of children. Such families need constant social assistance and support from the state and the country’s social policy. Social work with dysfunctional families and children is a separate activity aimed at preventing deviant behavior of the minors. The article reveals the content of social work with disadvantaged families, substantiates the importance of interdepartmental approach in the organization of social work with dysfunctional families, and determines the problems of social work with such families. The leading role in the organization of social work with disadvantaged families should be given both to specialized centers on the basis of which various social programs to assist vulnerable families can be implemented and to clubs which provide psychological and pedagogical support for disadvantaged families with children. The study makes it possible to determine the role of social work in socialization of children from disadvantaged families in the modern context.

Текст научной работы на тему «Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях»

УДК 364.4 JEL A14, H75, Z13

DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-4-240-253

Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми

в современных условиях

Т. А. Черникова, Л. Д. Шайдукова

Башкирский государственный университет (Бирский филиал) Бирск, Россия

Аннотация

Неблагополучные семьи являются социально уязвимыми категориями населения. Они нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства. Социальная работа с неблагополучной семьей с детьми выступает как отдельное направление деятельности, цель которой - профилактика нарушений в социализации детей. В статье раскрывается содержание социальной работы с неблагополучными семьями, обосновывается необходимость применения в социальной работе с неблагополучной семьей межведомственного подхода, определяются трудности социальной работы с такими семьями. Ведущую роль в организации социальной работы с семьей должны занимать специализированные центры, на основе которых могут быть реализованы социальные программы по социальной помощи и поддержке неблагополучных семей, а также клубные формы работы по психолого-педагогической поддержке неблагополучных семей с детьми. Результаты исследования позволяют определить роль социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям с детьми в современных условиях, создании условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации детей из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей. Ключевые слова

профилактика семейного неблагополучия, технология социальной работы с неблагополучной семьей и детьми, межведомственное взаимодействие Для цитирования

Черникова Т. А., Шайдукова Л. Д. Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 4. С. 240-253. Б01 10.25205/2542-0429-2018-18-4240-253

Social Work with Disadvantaged Families and Children in the Current Context

T. A. Chernikova, L. D. Shaidukova

Bashkir state University (Birsky Branch) Birsk, Russian Federation

Abstract

Disadvantaged families are known to be socially vulnerable categories of the population, where family problems negatively affect socialization of children. Such families need constant social assistance and support from the state and the country's social policy. Social work with dysfunctional families and children is a separate activity aimed at preventing deviant behavior of the minors. The article reveals the content of social work with disadvantaged families, substantiates the importance of interdepartmental approach in the organization of social work with dysfunctional families, and determines the problems of social work with such families. The leading role in the organization of social work with disadvantaged families should be given both to specialized centers on the basis of which various social programs to assist vulnerable families can be implemented and to clubs which provide psychological and pedagogical support for disadvantaged families with children. The study makes it possible to determine the role of social work in socialization of children from disadvantaged families in the modern context.

© Т. А. Черникова, Л. Д. Шайдукова, 2018

Keywords

prevention of family problems, technologies of social work with disadvantaged families and children, interagency cooperation For citation

Chernikova T. A., Shaidukova L. D. Social Work with Disadvantaged Families and Children in the Current Context. World of Economics and Management, 2018, vol. 18, no. 4, p. 240-253. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-201818-4-240-253

Приоритетными направлениями государственной семейной политики современного российского общества являются создание оптимальных условий для успешного функционирования семьи и воспитания ребенка в семье, повышение уровня и качества жизни семей с детьми, оказание комплексной социальной помощи с целью предупреждения социального неблагополучия семей.

В современной России созданы новые государственные и общественные институты, способствующие социальной защите семьи и детей. Так, в рамках семейной политики введена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Региональная семейная политика также направлена на поддержку и социальную защиту социально незащищенных категорий семей. В Республике Башкортостан создано Министерство семьи, целью работы которого является снижение числа неблагополучных семей и создание условий для благополучия каждой семьи. Большое внимание уделяется информационной кампании по пропаганде семейных ценностей, новых форм устройства детей-сирот в замещающие семьи, противодействию жестокому обращению с детьми и др.

Принятые меры по стабилизации семьи как социального института привели к определенным результатам, но существует ряд проблем, которые в полной мере еще не решены. Одной из серьезных проблем продолжает оставаться рост числа неблагополучных семей, которые не справляются с трудностями социально-экономического характера, оказываются в трудной жизненной ситуации. Неблагополучие семьи негативно отражается на детях, проживающих в них, на их жизнедеятельности, здоровье, развитии и социализации.

Семья является основным социальным институтом общества, одновременно являясь институтом социализации детей [1. С. 64]. Как социальный институт семья является устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляются основные потребности и функции семьи [2. С. 499]. В настоящее время работа с семьей должна быть ориентирована на обеспечение социальной защиты семьи, развитие ее внутренних ресурсов в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества, помощи в адаптации к социально-экономическим условиям. Но это, в свою очередь, требует разработки новых подходов к решению проблем семьи как на уровне государства, так и на уровне его субъектов, а также к разработке и внедрению эффективных программ по пропаганде семейного благополучия и традиционных семейных ценностей и к профилактике семейного неблагополучия. При этом в поле зрения должны быть не только формальные показатели семьи. В статье мы хотели бы обратить внимание на то, что при оценке состояния семьи с детьми и организации социальной работы с ней необходимо в первую очередь исходить из условий жизни ребенка в семье. В проблемных семьях самыми незащищенными являются дети, которые в силу возраста не имеют возможности самостоятельно защищать свои права.

На сегодняшний день средством реализации мер государственной семейной политики является социальная работа с семьей, которая осуществляется различными социальными учреждениями и социальными службами. Социальная работа включает в себя такие составляющие, как социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание, сопровождение семьи. Она направлена на развитие системы социального патронажа неблагополучных семей, оказание содействия в их социальной реабилитации и адаптации в совре-

менных условиях, на оказание психолого-педагогической, правовой помощи, социальной защиты. Важную роль в решении проблем семьи играет межведомственное взаимодействие учреждений, имеющих определенные возможности в оказании им помощи и поддержки.

Определение сущности понятия «неблагополучная семья» Характеристика семьи как социального института

В современных нестабильных социально-экономических условиях существует достаточно большое количество семей, испытывающих стресс, семей, оказавшихся в кризисных ситуациях и социально опасном положении, что выражается в том, что такие семьи перестают справляться с выполнением своих основных функций, что приводит к нарушению жизнедеятельности семьи.

Понятие «неблагополучная семья» обрело в современной России острую актуальность. Семейное неблагополучие из частного случая превратилось в характеристику огромного числа российских семей. Это не может не отражаться на состоянии общества. Неблагополучие в массе семей генерирует неблагополучие в социетальном масштабе.

Главными факторами, формирующими семейное неблагополучие, являются материальные трудности, алкоголизм, аморальный образ жизни, безработица, отсутствие отдельного жилья, разрушение семейных ценностей, жестокое обращение с детьми, ущемление прав детей, проблемы в воспитании детей, отсутствие контроля за детьми со стороны родителей, ухудшение детско-родительских отношений и др. Такая семья несет в себе риски и опасности нарушения процессов жизнеобеспечения, развития и социализации детей. Отрицательным фактором также является и то, что неблагополучная семья представляет собой стойкую институциональную деформацию, способную к воспроизводству специфических устойчивых девиант-ных поведенческих характеристик.

Организация социальной работы с неблагополучной семьей требует понимания причин семейного неблагополучия, анализа состояния семьи и определения на этой основе адресных мер социальной помощи, технологии реабилитации семьи. При этом на каждом этапе необходимо особо выделять содержание социальной работы с детьми, что пока не всегда осуществляется.

Во многих определениях неблагополучной семьи именно выполнение родительских функций, особенности состояния ребенка являются определяющими. Таким образом, исследователи подчеркивают значимость в констатации статуса неблагополучия семьи, условий жизни и развития ребенка.

Как отмечает Э. Р. Алексеева, семья является сложившейся формой организации и регулирования взаимодействия родителей и детей, которая обеспечивает выполнение жизненно важных для общества функций по опеке подрастающего поколения и удовлетворению потребностей ребенка (витальных, познавательных, эмоционально-психологических, потребностей в получении навыков социальной жизни и др.) посредством выполнения родительских ролей [3. С. 37]. И если не выполняются данные роли надлежащим образом, это может привести к дезорганизации семьи. Чем раньше выявлено неблагополучие семьи, тем больше будет возможностей своевременно предупредить нарушение жизнедеятельности, социализации и развития ее членов, в первую очередь - детей.

Негативная семейная ситуация способствует психологической травматизации детей, формированию агрессии, противоправных намерений, трудностям во взаимоотношениях с окружающими, снижению мотивации учебной деятельности. Постоянное пребывание ребенка в асоциальной атмосфере закрепляется в его поведении, мировоззрении, установках, что так или иначе может привести к отрицательным последствиям - невозможности успешной социализации ребенка, а порой и к социальному сиротству.

Рассмотрение некоторых определений неблагополучной семьи, наиболее значимых для данного исследования, позволит определить особенности данной категории семьи. Следует отметить, что пристальное внимание к проблеме неблагополучия семьи в большей степени

уделяется в трудах исследователей по социально- и психолого-педагогическим направлениям. Однако проблема семейного неблагополучия не менее важна в социальной работе.

С позиции Е. Б. Базаровой, неблагополучная семья - это семья, в которой преобладают типичные конфликтные отношения между родителями, плохое отношение родителей к ребенку, отсутствие времени для занятий с ребенком, ошибки в воспитании, низкий общекультурный уровень родителей и т. д. Неблагополучное состояние семьи почти всегда приводит к дисгармонии в развитии личности ребенка [4. С. 19].

А. Г. Грицай под неблагополучной семьей понимает такую семью, в которой наблюдается нарушение структуры, в ней обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего затруднено удовлетворение ведущих потребностей членов семьи [5. С. 30].

Анализ приведенных определений неблагополучной семьи показывает, что все ученые выделяют негативное влияние ее на воспитание ребенка, а в некоторых случаях и на существование в условиях такой семьи.

Изучение влияния неблагополучной семьи на ребенка позволило Л. А. Рыбаковой и Т. Ф. Бабыниной выявить следующие показатели [6. С. 71]:

1) нарушение поведения детей наблюдается в 50 % неблагополучных семей: бродяжничество, хулиганство, агрессивность, аморальные формы поведения и др.;

2) нарушение развития детей - в 70 % неблагополучных семей: уклонение от учебы, низкая успеваемость, неврастения, тревожность, неуравновешенность и др.;

3) нарушение общения проявляется в 45 % неблагополучных семей: конфликтность, ненормативная лексика, гиперактивность; нарушение социальных связей с родственниками и др.

Кроме того, у подростков из социально неблагополучных семей наблюдаются нарушение адаптации к повседневной жизни; несформированность жизненных планов, жизненных ценностей; отсутствие мотивации к обучению; отставание в развитии; трудности в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них, конфликтность; отсутствие желания реализовать себя; высокий уровень тревожности; агрессивное поведение, правонарушения и др.

Таким образом, неблагополучная семья - это семья, которая характеризуется низким социальным статусом, нарушениями в выполнении своих социальных функций. Одним из ведущих критериев неблагополучия семьи можно считать неблагополучие в ней ребенка, ее отрицательное, десоциализирующее влияние на формирование личности всех членов семьи и, в первую очередь, ребенка.

Особенности социальной работы с неблагополучными семьями

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Основой ее является составление индивидуальной программы социального сопровождения семьи. При этом модель работы в основном ориентирована на формальные показатели, и из нее «выпадает» несовершеннолетний, зачастую являющийся страдающим при неблагоприятных внутрисемейных отношениях. Виды социальной работы с семьей надо подбирать, учитывая особенности семьи, ее проблемы, включая проблемы и состояние детей.

Ф. А. Мустаева определяет социальную работу с семьей как часть семейной политики, направленной на оказание социальной помощи семье, социальную поддержку и социальную защиту всех категорий семей [7. С. 181]. Содержанием социальной работы с семьей является содействие и помощь в восстановлении и поддержании нормального функционирования института семьи.

В последней редакции Федерального закона от 28.12 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» вступившего в силу 1 января

i Федеральный закон от 2S.i2 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_i5655S/ (дата обращения i5.05.20iS).

2015 г., используется понятие «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании», и выделены основания для признания гражданина нуждающимся в таком обслуживании. К семьям, имеющим основания для социального обслуживания, относят: семьи с детьми, испытывающими трудности в социализации, переживающими внутрисемейный конфликт; семьи, где есть лица с наркотической или алкогольной зависимостью, пристрастием к азартным играм, страдающие психическими расстройствами, склонные к проявлению домашнего насилия. Именно к таким типам семей должно быть проявлено пристальное внимание социальных учреждений, способных оказать им необходимую помощь, осуществлять профилактику негативных обстоятельств, наличие которых приводит к нарушению семейных отношений и основных функций семьи. К поддержке таких семей необходимо привлекать общественные и благотворительные организации, волонтеров, неформальные институты помощи.

Наиболее важным моментом в работе с неблагополучной семьей является раннее выявление таких семей, организация с ними социальной работы по преодолению семейной дисфункции, профилактика негативного влияния на социализацию ребенка.

По мнению Э. В. Зауторовой, А. В. Мальцевой [8], профилактику семейного неблагополучия можно разделить на три типа: 1) первичная профилактика, которая включает в себя вовлечение различных служб, доступных для всего населения через поддержку семьи, медицинский патронаж, программы по общественному здравоохранению, пропаганду ненасилия через школьные мероприятия и т. д.; 2) вторичная профилактика - вовлечение специальных медицинских и социальных служб, которые определяют группу высокого риска и меры по профилактике неблагополучия (определение на дородовом уровне социально неблагополучных семей, информирование социальных служб и учреждений здравоохранения); 3) третичная профилактика направлена на создание специальных медицинских и социальных служб, которые занимаются социально неблагополучными семьями, где отсутствует должный уход за детьми или известны факты насилия. Здесь важна своевременная ранняя диагностика и идентификация, межведомственное сотрудничество, которое включает консультирование, медицинскую, социальную помощь и педагогическую поддержку. Представленная система профилактики должна включать в себя постоянную работу с неблагополучной семьей и детьми из такой семьи.

Исходя из общей логики осуществления социальной работы, выделения ее основных этапов, можно определить общую технологию социальной работы с неблагополучной семьей. В ее основе лежит следующий алгоритм действий:

• изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью;

• первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;

• знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;

• знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

• диагностика социального неблагополучия семьи;

• изучение личностных особенностей членов семьи;

• составление социальной карты семьи;

• координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательными учреждениями, досуговыми учреждениями, центром социальной реабилитации детей и подростков, учреждениями социальной помощи семье, социальным приютом, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими структурами);

• составление программы работы с неблагополучной семьей;

• текущие и контрольные посещения семьи;

• выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

В поле зрения специалиста по социальной работе должны быть включены следующие характеристики семьи: социальные показатели родителей (пол, возраст, образование, социаль-

но-экономический статус и т. д.); опыт социализации (например, наличие в опыте родителей агрессивных взаимодействий); психологический статус родителей (личностные черты характера, наличие вредных привычек и т. д.); педагогический потенциал семьи.

В качестве основных задач сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия, необходимо определить следующие:

1) выявление неблагополучных семей, способных принять помощь, проведение с ними работы, определение причины семейного неблагополучия, планирование работы с неблагополучными семьями;

2) диагностика личности ребенка, определение его особенностей, проблемных зон;

3) создание благоприятной обстановки в классе или коллективе вокруг ребенка из неблагополучной семьи;

4) организация индивидуальной работы с ребенком по решению имеющихся проблем и профилактике девиантного поведения;

5) включение ребенка в реабилитационное пространство и организованный досуг на основе взаимодействия разных специалистов: социального педагога, психолога, социального работника, педагога дополнительного образования и др.;

6) помощь ребенку в выборе вида деятельности исходя из его потребностей, интересов, особенностей, которым он мог бы заниматься под руководством педагогов.

Неблагополучная семья, как правило, имеет комплекс разного рода проблем, поэтому к работе с ней должны привлекаться различные учреждения. Особо стоит отметить роль межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучной семьей.

Такой подход позволяет своевременно заниматься профилактикой семейного неблагополучия, оказывать психолого-медицинскую помощь детям, оказавшимся по вине родителей в трудной жизненной ситуации, формировать у членов неблагополучных семей положительный опыт социального поведения, приобретать социально приемлемые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми и др. [9. С. 144].

Межведомственное взаимодействие предусматривает рациональную последовательность использования соответствующих форм, методов и средств работы. Пока еще координация этой деятельности в полной мере не реализована, что на практике приводит к несогласованности и дублированию функций одной службы другими, неэффективности использования имеющихся ресурсов. Оказание помощи семье и детям разными учреждениями и специалистами зачастую проводится узковедомственно, а не комплексно, что не всегда приводит в итоге к положительному результату.

К этапам межведомственного взаимодействия в сфере обеспечения социального благополучия детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, исследователи относят определение круга социальных партнеров, общих целей и задач, разработку единой методологии и методов работы, механизма взаимодействия, разграничение функций и полномочий, координацию деятельности социальных партнеров, изучение эффективности социальной поддержки семьи [10].

На практике специалисты, вовлеченные в межведомственное взаимодействие, в работе с неблагополучными семьями сталкиваются с большим количеством проблем, в частности [11. С. 62]:

• многие важные термины не имеют четких определений (например, «угроза жизни и здоровью», «ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей»), вследствие чего многие важные для дальнейшей жизни ребенка решения могут приниматься субъективно;

• не существует однозначных критериев для отнесения ребенка или семьи к той или иной группе риска, а также не существует единого для всех служб и ведомств алгоритма и критериев оценки ситуации в семье;

• устройство детей на государственное обеспечение или в замещающую семью не подчиняется строгим правилам и не всегда учитывает потребности и интересы ребенка;

• профилактические работы, направленные на поддержку семьи, недостаточно скоординированы.

В последнее время в социальной работе активно начинает реализовываться технология комплексного межведомственного сопровождения неблагополучной семьи и детей - кейс-менеджмент, или управление случаем. Его преимущества в том, что взаимодействие различных учреждений и служб определяется конкретным случаем, конкретными проблемами семьи, что позволяет организовать деятельность более целенаправленно, планомерно, системно и эффективно. Применение технологии междисциплинарного ведения случая позволяет создать эффективные механизмы защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и помощи их семьям [12. С. 169].

О. В. Филатова считает необходимым в работе с неблагополучными семьями внедрение системного подхода, который основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. В то же время следует понимать, что осознание проблемы неблагополучия семьи родителями возможно только тогда, когда они будут способны анализировать то, какое значение она имеет для остальных членов семьи, общества. Поэтому социальный работник еще до встречи с семьей должен сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; внимательно относиться к каждому члену семьи, понимать его и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону [13. С. 59].

Однако в работе с данной категорией семей специалисты по социальной работе нередко сталкиваются с определенными барьерами, которые отражаются на всей организации социальной работы с неблагополучными семьями. Существенным препятствием, которое необходимо учитывать специалистам, является ригидность семьи, желание сохранить имеющиеся проблемы внутри семьи, поэтому нередко она неосознанно сопротивляется изменениям. Ю. В. Корчагина выделяет трудности, возникающие в процессе социальной работы с неблагополучной семьей. Одна из них связана с закрытостью неблагополучной семьи. Это выражается в том, что родители неохотно вступают в контакт со специалистами, игнорируют или демонстрируют открытую враждебность. Это может отталкивать специалистов от работы с семьей и детьми. Вторая трудность объясняется отсутствием команды среди специалистов, работающих с семьей. Еще одна трудность - отсутствие узких специалистов в школе, ориентированных на работу с неблагополучной семьей [14. С. 86]. Иначе говоря, на то, как будет строиться социальная работа с неблагополучной семьей, влияет ее отношение к специалистам, предлагаемым мерам социальной помощи и поддержки. В работе с неблагополучной семьей должны быть продуманы специальные меры по преодолению перечисленных трудностей.

Значимым в работе с неблагополучными семьями является зарубежный опыт. Например, А. Ю. Абраменко обращает внимание на отношение к неблагополучным семьям и детям из таких семей в Германии: «Все, что делается в КтдегЫЦ^еПтит, обеспечивает развитие комплексных ресурсов социализации детей, самый главный из которых - чувство защищенности и человеческого достоинства. Именно поэтому приют не является закрытым учреждением, а бывшие его воспитанники потом приходят сюда уже со своими детьми, оказывают помощь, участвуют в праздниках, даже берут воспитанников под опеку. Посещение приюта произвело на меня очень сильное впечатление, так же как и вся социальная работа в Германии. Она направлена не на маргинализацию неблагополучных семей, а наоборот, помогает их социализации» [15. С. 5-6]. Нередко то отношение к неблагополучным семьям и детям, которое складывается у нас в обществе, микросоциуме, образовательных учреждениях, негативно сказывается на их отношении к взаимодействию с различными учреждениями. Особенно это бывает заметно в отношении детей из неблагополучных семей, когда в школе они изначально приобретают низкий социальный статус.

Опыт социальной работы с неблагополучными семьями в регионе

По распоряжению главы Республики Башкортостан 2018 г. был объявлен Годом семьи. В рамках этого был разработан целый комплекс мероприятий. Обеспечение социального сопровождения, социальной помощи различным категориям семей должны реализовать центры «Семья». Цель деятельности этих центров - реализация государственной семейной политики, содействие развитию и укреплению института семьи, призыв к ответственному родительст-ву, установлению гармоничных внутрисемейных отношений, предоставление социальных услуг гражданам, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, повышение уровня компетентности специалистов, работающих в сфере сопровождения различных категорий семей.

Нами было проведено эмпирическое исследование на базе Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Северо-западного межрайонного центра «Семья», которое включает в себя 10 отделений в 4 городах и 6 районах республики.

Цель проводимого исследования заключалась в выявлении особенностей семей, обратившихся за помощью и испытывающих проблемы различного характера. Основная задача опроса респондентов - выяснить, какой респонденты считают свою семью и с какими трудностями они сталкиваются.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (выбор диагностического материала, подготовка бланков анкет);

2 этап - организационный (проведение и опрос семей и сотрудников отделения);

3 этап - обработка полученных результатов и разработка программы по работе с неблагополучными семьями.

Также был проведен опрос экспертов с целью выяснения их мнения о проблемах в организации работы с неблагополучными семьями. В качестве экспертов выступили 40 специалистов по социальной работе отделений центра «Семья». Были получены следующие результаты.

На вопрос «Какие основные проблемы, чаще всего, по Вашему мнению, испытывают дети из неблагополучных семей?» 24 специалиста ответили, что основной проблемой детей из неблагополучных семей является безнадзорность и заброшенность со стороны близких; 4 специалиста отметили нарушение социальной адаптации ребенка.

На вопрос «Как вы считаете, кто должен решать проблемы неблагополучных семей?» 30 сотрудников ответили, что решением данной проблемы должен заниматься отдел опеки и попечительства, так как у данного органа намного больше функций, входящих в их компетенции по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Нужно подчеркнуть что отделение «Семья» взаимодействует со специалистами из разных учреждений, что помогает решать сложные проблемы. По мнению сотрудников отделения, сотрудничество с другими учреждениями должно быть постоянным, так как не всегда отделение может решить проблемы семей в силу того, что проблемы могут носить достаточно разный характер. Кроме того, не все проблемы, с которыми сталкиваются семьи, входят в компетенцию сотрудников. В зависимости от того, какая проблема у семей, специалисты направляют семьи, по их запросу, в различные учреждения и ведомства: в комиссию по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства, Центральную районную больницу, Республиканский центр социальной поддержки населения и другие учреждения социальной сферы. Таким образом, специалисты центра выполняют посредническую функцию.

На вопрос «Оказывается ли Вам помощь организациями по предупреждению семейного неблагополучия?» все опрошенные специалисты ответили утвердительно. Но на вопрос «Как часто отделению оказывается помощь организациями по предупреждению семейного неблагополучия?» 24 специалиста ответили, что помощь носит чаще всего разовый характер. При этом специалисты отметили, что помощь оказывается только при обращении специалистов центра, личную инициативу другие учреждения и организации проявляют достаточно редко.

На вопрос «Какие методы и технологии Вы применяете для профилактики семейного неблагополучия?» специалистами были даны следующие ответы: «мобильная бригада», диагностика, патронаж, реабилитация.

Таким образом, сотрудники Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Северо-западный межрайонный центр «Семья» как приоритетное направление в работе с неблагополучной семьей выделяют межведомственное взаимодействие, а как значимое учреждение, обладающее существенными полномочиями, - отдел опеки и попечительства. Одна из проблем организации межведомственного взаимодействия заключается в отсутствии органа, координирующего работу с неблагополучными семьями. Центр частично выполняет такую функцию, но его полномочия чаще всего не позволяют определять задачи и способы работы других учреждений. Поэтому каждый элемент в системе межведомственного взаимодействия действует независимо друг от друга, что препятствует эффективной организации комплексной работы с неблагополучными семьями.

Из перечисленных технологий, которые в основном используются специалистами, можно сделать вывод, что профилактическое направление работы реализуется пока не в полной мере. Однако на это влияют и объективные факторы: небольшой штат сотрудников, недостаточное финансирование, отсутствие в отделении транспортного средства для мобильного взаимодействия с семьями и учреждениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также было проведено анкетирование семей, находящихся в социально опасном положении, в Бирске. Данное исследование проведено с целью изучения кейса данного города.

Город Бирск является административным центром Бирского района Республики Башкортостан. Он был основан в 1663 г. как город-крепость. Бирск - один из старейших городов Башкирии. Он сумел сохранить свою самобытность и историческое лицо. Основными социально-демографическими характеристиками города являются следующие: численность населения в 2017 г. составила 46 330 человек. Город является одним из 13 средних городов республики, который по социально-экономическим характеристикам ближе к малым городам.

По этнографическим характеристикам Бирск является многонациональным городом, здесь проживают представители 48 национальностей. Наибольшую долю составляют русские -53,6 %, татары - 16,8 %, башкиры - 14,6 %, марийцы - 13,1 %, другие национальности -1,9 % 2.

Одной из основных социальных проблем является безработица. Количество безработных, по данным на начало 2018 г., составило 246 человек 3.

Как и многие малые города России, Бирск имеет определенные проблемы в социально-экономическом развитии, что отражается на уровне жизни населения.

Количество семей, состоящих на учете межведомственного совета по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства, в Бирске по состоянию на 1 августа 2018 г. составляет 160, в них воспитывается 366 детей. Координацию деятельности данного совета осуществляет отделение Северо-западного межрайонного центра «Семья». Учитывая, что численность населения в городе небольшая, доля неблагополучных семей тоже относительно не велика, 0,3 %. В сравнении с этими данными показатели прошлого года относительно высокие. Так, по состоянию на 1 июня 2017 г. на профилактическом учете органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Бирского района и Бирска состояло 234 семьи, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывалось 520 несовершеннолетних 4. Положительная динамика свидетельствует об эффективной деятельности отделения центра «Семья».

2 Башкирский город Бирск: население и история. URL:http://fb.ru/article/403890/bashkirskiy-gorod-birsk-nase-lenie-i-istoriya (дата обращения 19.08.2018).

3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года. Москва: Федеральная служба государственной статистики, 2017. URL: http://www.gks.ru; Ситуация на регистрируемом рынке труда. URL: http://birsk.bashzan.ru (дата обращения 21.08.2018).

4 Больше взрослых и детей - залог лучшего будущего Башкортостана. URL: http://www.birskpress.ru/ index.php (дата обращения 20.08.2018).

Опрос проводился среди семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на внутреннем учете отделения центра «Семья». Были опрошены 120 семей, опрашивались оба супруга. Некоторые респонденты были опрошены в то время, когда они обратились в отделение за консультацией по решению определенных проблем, с которыми семьи не могут справиться самостоятельно. Некоторые из семей обследовались мобильной бригадой на дому и прошли анкетирование в момент посещения специалистов. Следует отметить, что в исследование включены семьи, которые были мотивированы на изменение семейной ситуации, заинтересованы в сотрудничестве со специалистами, готовы принять участие в опросе.

Возраст респондентов от 30 до 50 лет, в опросе участвовали 77 женщин и 43 мужчины. Неполными являются 34 опрошенных семьи, полными 86 семей. Среди опрошенных 68 семей имеют троих детей, 43 семьи с двумя детьми, 9 однодетных семей. Такие данные говорят о том, что в отделение помощи семьям чаще всего обращаются многодетные семьи.

Оценка занятости родителей дала следующие результаты: 60 опрошенных респондентов безработные, 40 домохозяек, 36 рабочих и 13 служащих. В основном семьи испытывают материальные проблемы - 99 респондентов, психологические - 21, жилищные - 30. Все семьи вступают в конфликтные ситуации довольно часто. Это подтверждает, что в неблагополучных семьях чаще всего одновременно имеется несколько проблем, что также влияет на то, что семья не может с ними справиться самостоятельно.

Отвечая на вопрос «Что более всего беспокоит родителей в семье?», респондентами был сделан следующий выбор: настроение детей и причины его изменений, здоровье детей, хорошая учеба - 22 респондента, трудовое участие детей в жизни семьи, отсутствие работы -98 респондентов. Анализ полученных при опросе результатов показал, что родителей в первую очередь волнует отсутствие работы и материальные затруднения. Здоровье, учеба и настроение детей не являются приоритетными, что может выражаться в том, родители не всегда проявляют необходимое внимание к своим детям.

Отвечая на вопрос о характеристике общей атмосферы в семье, 98 респондентов отметили нервозность, отчужденность и грубость. Остальные называли такие характеристики, как спокойствие, бодрость, радостное настроение, юмор. Хотя нередко за этим кроется желание скрыть реальные отношения в семье.

На вопрос «К каким методам воспитания родители чаще всего прибегают?» 68 респондентов ответили, что наказывают своих детей. Это может приводить к негативным последствиям в отношениях родителей и детей. Остальные респонденты не ответили на этот вопрос, тем самым проявив свое безразличие к процессу воспитания детей, или пытались не показывать, что используют неприемлемые методы воспитания.

Эмпирически было выявлено, что приоритетными ценностями для семей являются следующие: материальные - 87 опрошенных, семейные - 51, интеллектуальные - 9, духовные - 6. Ежедневно собираются всей семьей - 64 семьи, по выходным дням - 10, очень редко - 46 семей. При этом 75 родителей, которые редко проводят время с детьми, ответили, что в их семье чаще всего каждый занимается своим делом.

Таким образом, опрошенные семьи не интересуются делами и учебой своих детей, не стремятся проводить совместно с ними досуг, вследствие чего дети нередко предоставлены сами себе.

Свободное время дети из опрошенных семей, по оценке родителей, проводят следующим образом: смотрят телевизор - 18 семей; слушают музыку - 21 семья; общаются с друзьями -24 семьи; играют в компьютерные игры - 30 семей; ходят на дискотеки, гуляют - 45 семей. Есть дети, которые могут уходить из дома, - в 12 семьях. У большинства респондентов (больше 84) в семье были проблемные отношения, царило непонимание, недоверие.

Полученные результаты еще раз подтверждают, что правильно организованный семейный досуг полностью отсутствует в семьях. Все это говорит о ненадлежащем воспитании и недостаточном выполнении родительских обязанностей.

На вопрос «Вы довольны услугами, предоставленными вам Отделением «Семья?» 97 семей ответили «да, довольны», 23 семьи недовольны. На вопрос «Сотрудники центра проводят с вами консультирование по вопросам воспитания детей?» 108 ответили утвердительно, 12 ответили «нет, не проводят». Из этих ответов можно сделать вывод, что стоящие перед отделением задачи выполняются практически в полной мере. Применяемые формы и методы помощи семьям являются эффективными и снижают уровень неблагополучия, если они своевременны, носят комплексный и адресный характер, осуществляются на профессиональной основе.

На заключительный вопрос анкеты «Какую помощь со стороны государства вы считаете необходимой?» были получены следующие ответы: пособия и льготы считают необходимыми 60 семей, субсидии - 43 семьи, 23 семьи считают, что необходима помощь в трудоустройстве. Из ответов на последний вопрос можно проследить, что семьи стараются выбрать стратегию иждивенчества, надеясь на государство и не стараясь приложить определенных усилий для того, чтобы материальное положение в семье было хотя бы на том уровне, чтобы удовлетворять естественные нужды членов семьи.

Как показал опрос, только 36 семей впервые обратились за помощью самостоятельно, остальным семьям направиться за поддержкой рекомендовали специалисты одного из социальных учреждений. Особенностью таких семей является то, что их члены часто отрицают наличие проблемы. По мнению специалистов центра «Семья», есть семьи, которые занимают пассивную и даже безразличную позицию во взаимодействии, так как специалисты не могут оказать конкретную материальную помощь.

Существенной трудностью работы центра «Семья» является небольшой штат сотрудников. Например, в Бирске всего 5 сотрудников: это заведующий центром, три специалиста по социальной работе, психолог. Имеются проблемы и в материально-технической оснащенности центра. Например, отсутствие автотранспорта у центра не позволяет в полной мере осуществлять социальный патронаж семей, проживающих в Бирском районе, особенно в отдаленных населенных пунктах.

Результаты и обсуждение

Проведя анализ полученных в ходе опроса результатов, можно сделать вывод, что в семьях наблюдается повышенная конфликтность, отчужденность, отсутствуют благоприятные взаимоотношения всех членов семьи, имеются проблемы в воспитании детей. В результате тяжелого материального положения и бытовых ссор родители не задумываются о детях, которые предоставлены сами себе, в семье не организован совместный досуг.

Для социальной работы с детьми из неблагополучных семей в отделении межрайонного Северо-западного центра «Семья» города Бирск был открыт «Клуб интересных встреч», участниками которого являются дети в возрасте от 9 до 14 лет из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Он функционирует в отделении с 2013 г.

Цель клуба - проведение с пользой свободного времени, сплочение детей и родителей, организация и проведение культурного досуга, формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств. Задачами клуба являются: развитие внутренней активности подростков и детей, понимание собственной значимости подростка, профилактика асоциальных явлений через викторины, проведение бесед, раскрытие талантов, выявление творческих способностей, привлечение к участию в мероприятиях семей.

Деятельность клуба проводится на основании Положения о клубе, теоретических, методических и дидактических материалов клубных встреч. Для успешной рабочей деятельности клуба организовано сотрудничество с учреждениями социально-культурной сферы: центром для детей, подростков и молодежи «Космос», Бирским историческим музеем, дендрологическим парком «Берендей», Бирским кабельным телевидением «РИК-ТВ», детским центром творчества «Радуга», ТОК-центром «Умникум», Бирской детской библиотекой. Программа

деятельности клуба осуществляется в течение года согласно плану мероприятий. Большая работа проводится по организации досуга детей из неблагополучных семей. Празднование дня именинника, спектакли, туристические, выставки, музеи, спортивные соревнования, вовлечение ребят в различные мероприятия города, посвященные конкретным событиям, праздничным датам. К организации и проведению мероприятий привлекаются студенты, входящие в состав волонтерского движения Бирского филиала Башкирского государственного университета «Кто, если не мы?».

В отделении центра «Семья» организуются и проводятся благотворительные мероприятия. Так, например, для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, действуют благотворительные ярмарки: «Помоги собраться в школу», «Здравствуй лето», «Платье для мамы», оказывается иная социальная поддержка. Целью таких мероприятий является оказание помощи семьям социального риска в подготовке детей к школе, обеспечение одеждой и обувью детей и родителей. При проведении акции организации, предприниматели и жители города оказывают посильную помощь.

Имеющийся опыт работы по реализации клубной работы и необходимость дальнейшего решения проблем неблагополучных семей стали основанием для разработки программы семейного клуба «Мы вместе - Мы семья!», который начал функционировать на базе отделении межрайонного Северо-западного центра «Семья» города Бирска с января 2018 г. Клубная форма имеет практическое значение, способствует сближению родителей и детей, овладению родителями психолого-педагогическими знаниями, свободному обмену мнениями. Главной целью такой работы является повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и благополучия своих детей.

Целью семейного клуба «Мы вместе - Мы семья!» является создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, которые исполнялись бы через раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье, оказание помощи, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижению количества неблагополучных семей.

Таким образом, в современных условиях одним из ведущих учреждений социальной работы с неблагополучными семьями являются специализированные центры, которые могут оказать своевременную социальную помощь и поддержку. Эффективности решения проблем неблагополучных семей с детьми будет способствовать организация клубной работы с ними. Центр может являться генератором идей по внедрению и других социальных программ по организации социальной поддержки семей.

Поскольку неблагополучные семьи имеют разные проблемы, организация работы с ними требует межведомственного подхода, который реализуется межведомственным советом по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства. Центр «Семья» является ведущим социальным учреждением в координации деятельности входящих в межведомственный совет организаций и учреждений.

Как показывает анализ деятельности, межведомственный подход, системная работа центра «Семья» с неблагополучными семьями, реализация клубной работы с данной категорией семей оказывается в целом эффективной. Специалисты центра стремятся внедрять новые формы работы. Но одной из проблем, которая продолжает оставаться не до конца решенной в работе с неблагополучными семьями, является их пассивность, игнорирование проводимых для них мероприятий. Очень важно начинать работу с семьями при проявлении первых признаков неблагополучия, когда у семьи сохраняется стремление к преодолению проблем. Поэтому в дальнейшем следует сосредоточить внимание - как на уровне государства, республики, так и на уровне конкретных социальных учреждений - на профилактических формах работы с семьями.

Социальным службам, контролирующим структурам и ведомствам, таким как комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, отделы по делам несовершеннолетних, нужно развивать возможности для индивидуальной профилактической работы с проблемными семьями при первых проявлениях неблагополучия.

В том числе, необходимо обращать внимание на ребенка, оставшегося без надлежащего родительского контроля, не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями, а до того, как семья перейдет в категорию неблагополучной.

Список литературы / References

1. Гулина Л. Д. Становление детского дома как социального института // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности в регионе: Сб. материалов Регион. науч.-практ. конф. Курган: Изд-во КГУ, 2009. С. 62-64.

Gulina L. D. Stanovlenie detskogo doma kak social'nogo institute. Actual problems of social and pedagogical activity in the region. Collection of materials of the Regional scientific and practical conference. Kurgan, Kurgan State Uni. Publ., 2009, p. 62-64. (in Russ.)

2. Холостова Е. И. Социальная работа. М.: Дашков и К, 2004. 692 с. Kholostova E. I. Sotsialnaya rabota. Moscow, Dashkov & Co. Publ., 2004, 692 р. (in Russ.)

3. Алексеева Э. Р. Региональный опыт формирования института патронатной семьи (по материалам Республики Башкортостан): Монография. Уфа: Изд-во ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. 148 с.

Alekseeva E. R. Regional'nyj opyt formirovaniya instituta patronatnoj sem'i (po materialam Respubliki Bashkortostan). Ufa, ISEI UNC RAN Publ., 2009, 148 p. (in Russ.)

4. Базарова Е. Б. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями // Социальное сиротство как актуальная проблема современного общества: Материалы Между-нар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2016. С. 19-24.

Bazarova E. B. Osobennosti sotsial'noj raboty s neblagopoluchnymi sem'yami. Sotsial'noe sirotstvo kak aktual'naja problema sovremennogo obshhestva. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Ulan-Ude, BSU Publ., 2016, p. 19-24. (in Russ.)

5. Грицай А. Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 29-33.

Gritsay A. G. Sem'i gruppy riska v strukture tipologii neblagopoluchnyh semej. Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology», 2009, no. 3, p. 29-33. (in Russ.)

6. Рыбакова Л. А., Бабынина Т. Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: учебное пособие. Казань: Изд-во «Бриг», 2015. 200 с.

Rybakova L. A., Babynina T. F. Deti gruppy riska: osobennosti razvitiya, psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii raboty s det'mi gruppy riska. A Textbook. Kazan, Brig Publ., 2015, 200 p. (in Russ.)

7. Мустаева Ф. А. Социальная работа с семьей как часть семейной политики // Изв. Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2010. Т. 5, вып. 2. С. 178-186.

Mustaeva F. A. Sotsial'naya rabota s sem'ej kak chast' semejnoj politiki. Izvestia Ural Federal University Journal. Series 3. Social and Political Sciences, 2010, vol. 5, no. 2, p. 178-186. (in Russ.)

8. Зауторова Э. В., Мальцева А. В. Педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей. // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 3. C. 48-52. Zautorova E. V., Maltseva A. V. Pedagogicheskaya podderzhka detej iz neblagopoluchnykh semej. Bulletin of the Institute: Crime, Punishment, Correction, 2015, no. 3, p. 48-52 (in Russ.)

9. Мустайкина А. И. Роль межведомственного взаимодействия в социальной работе с неблагополучными семьями // Вестн. Мордов. ун-та. 2012. № 1. С. 142-144.

Mustajkina A. I. Rol' mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya v sotsial'noj rabote s neblagopoluchnymi sem'yami. Mordovia University Bulletin, 2012, no. 1, p. 142-144. (in Russ.)

10. Дудкин А. С. Проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию // Регионология. 2009. № 1. С. 25-38. Dudkin A. S. Problemy mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya v okazanii pomoshhi detyam, popavshim v trud-nuyu zhiznennuyu situatsiyu. Regionologiya, 2009, no. 1, р. 25-38. (in Russ.)

11. Паламарчук Е. М., Пронина С. И. Технологии профилактики семейного неблагополучия: Пособие. М.: ИП Матушкина И. И., 2012. 227с.

Palamarchuk E. M., Pronina S. I. Tehnologii profilaktiki semejnogo neblagopoluchiya. Moscow, Matushkina I. I. Publ., 2012, 227 p. (in Russ.)

12. Приступа Е. Н. Теория социальной работы. М.: Юрайт, 2015. 415 с.

Pristupa E. N. Social work theory. Moscow, Jurait, 2015, 415 p. (in Russ.)

13. Филатова О. В. Проблемы подготовки специалистов для работы с неблагополучными семьями // Академия профессионального образования. 2015. № 8. С. 57-61.

Filatova O. V. Problemy podgotovki spetsialistov dlya raboty s neblagopoluchnymi semiami. Akademiya profes-sionalnogo obrazovaniya, 2015, no. 8, р. 57-61. (in Russ.)

14. Корчагина Ю. В. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье: Учеб.-метод. изд. М.: МГПИ, 2008. 123 с.

Korchagina Yu. V. Neblagopoluchnye sem'i: faktory riska i metody raboty. Metodicheskoe posobie po profilaktike i preodoleniyu zhestokogo obrashheniya, deviantnogo povedeniya i alkogol'noy zavisimosti v sem'e. Moscow, MSPI Publ., 2008, 123 p. (in Russ.)

15. Абраменко А. Ю. Технологии работы с детьми из неблагополучных семей на примере Дюссельдорфского центра помощи детям (Das Städttische Kinderhilfzentrum) // Психология и право. 2012. № 4. С. 1-4.

Abramenko A. Yu. Tehnologii raboty s det'mi iz neblagopoluchnykh semej na primere Dyus-sel'dorfskogo tsentra pomoshchi detyam (Das Städttische Kinderhilfzentrum). Psychology and Law, 2012, no. 4, p. 1-4. (in Russ.)

Материал поступил в редколлегию Received 15.09.2018

Сведения об авторах / Information about the Authors

Черникова Татьяна Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и социальной работы, Бирский филиал Башкирского государственного университета (ул. Интернациональная, 10, Бирск, 452450, Республика Башкортостан, Россия)

Tatiyana A. Chernikova, Candidate of Sciences (Pedagogical), Associate Professor, Head of the Department of Social Pedagogy and Social Work, Bashkir State University (Birsk Branch) (10 Internatsionalnaya Str., Birsk, 452450, Republic of Bashkortostan, Russian Federation)

с[email protected] ORCID 0000-0002-3888-4863

Шайдукова Лиана Димовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Бирский филиал Башкирского государственного университета (ул. Интернациональная, 10, Бирск, 452450, Республика Башкортостан, Россия)

Liana D. Shaidukova, Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Social Work, Bashkir State University (Birsk Branch) (10 Internatsionalnaya Str., Birsk, 452450, Republic of Bashkortostan, Russian Federation)

[email protected] ORCID 0000-0003-1074-3708

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.