Научная статья на тему 'Появление социально-уязвимых семей как следствие теневой экономики'

Появление социально-уязвимых семей как следствие теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
427
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
Теневая экономика / факторы теневой экономики / формы теневой экономики / последствия теневой экономики / безработная неблагополучная семья / материальные проблемы / жизненный уровень семьи / программа социальной поддержки безработных. / Shadow economy / factors of the shadow economy / forms of the shadow economy / the consequences of the shadow economy / unemployed dysfunctional family / material problems / family living standards / social support program for the unemployed.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бистяйкина Д. А., Лизина О. М.

Представлена характеристика теневой экономики как особой экономической деятельности. Даны ее основные признаки. Выделены факторы, влияющие на возникновение и развитие теневой экономической деятельности. На основании анализа результатов исследования выявлены основные формы теневой экономики: укрытие от уплаты налогов, формальная оплата труда рабочих, вторичная занятость, взяточничество в крупных и мелких размерах, незаконное использование труда мигрантов. Представлена характеристика форм теневой экономики. Отмечена двустороння связь между факторами возникновения и развития теневой экономики и собственно теневой экономикой. Исследовано влияние теневой экономики на появление безработной неблагополучной семьи и проанализированы основные последствия теневой экономики для такой семьи. Выявлены проблемы безработной неблагополучной семьи, основными из которых являются материальные. Оценен жизненный уровень безработной неблагополучной семьи. Выделены формы работы, которые способствуют повышению показателей жизненного уровня безработной неблагополучной семьи: социально-диагностическая работа, социальный патронаж неблагополучных семей, социальное сопровождение неблагополучных семей, социально-профилактические беседы, социально-правовое консультирование, социально-коррекционная работа, социально-психологическая помощь, оказание материальной помощи, оказание натуральной помощи, помощь в трудоустройстве, социально-педагогическая помощь. Определена необходимость проведения ряда мероприятий по трудоустройству трудоспособных членов неблагополучных семей для минимизации последствий теневой экономической деятельности в сфере появления безработных неблагополучных семей: развитие программ социального сопровождения и помощи неблагополучным семьям в трудоустройстве; разработка и реализация специальных региональных программ профессиональной подготовки, переподготовки безработных членов неблагополучных семей по специальностям, соответствующим потребностям развития экономики и социальной сферы региона; оказание социально-психологической поддержки и помощи безработным членам неблагополучных семей; оказание государственной услуги по социальной адаптации безработных трудоспособных членов неблагополучных семей на рынке труда и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The appearance of social-vulnerable families as a consequence of the shadow economy

The article presents the characteristics of the shadow economy as a special economic activity. Given its main features. The factors affecting the emergence and development of shadow economic activity are highlighted. Based on the analysis of the research results, the main forms of the shadow economy were revealed: tax shelter, formal remuneration of workers, secondary employment, bribing in large and small sizes, illegal use of migrant labor. The characteristic of the forms of the shadow economy. There is a two-way relationship between the factors of the emergence and development of the shadow economy and the actual shadow economy. The influence of the shadow economy on the emergence of an unemployed dysfunctional family is investigated and the main consequences of the shadow economy for such a family are analyzed. The main problems of an unemployed dysfunctional family are identified, the main of which are material. The standard of living of an unemployed dysfunctional family is estimated. The forms of work that contribute to the improvement of the living standards of an unemployed dysfunctional family are highlighted: social diagnostic work, social patronage of dysfunctional families, social support for dysfunctional families, social preventive conversations, social and legal counseling, social correction work, sociopsychological assistance, rendering material assistance, the provision of natural assistance, employment assistance, social and educational assistance. The need for a number of measures for the employment of able-bodied members of disadvantaged families to minimize the effects of shadow economic activity in the area of the emergence of unemployed disadvantaged families has been identified: the development of social support programs and assistance to disadvantaged families in employment; development and implementation of special regional programs for vocational training, retraining of unemployed members of disadvantaged families in specialties that meet the needs of the development of the economy and social sphere of the region; providing social and psychological support and assistance to unemployed members of disadvantaged families; rendering state services in social adaptation of unemployed able-bodied members of disadvantaged families in the labor market, etc.

Текст научной работы на тему «Появление социально-уязвимых семей как следствие теневой экономики»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10007

Появление социально-уязвимых семей

" 1 как следствие теневой экономики1

Бистяйкина Д.А., Лизина О.М.

Представлена характеристика теневой экономики как особой экономической деятельности. Даны ее основные признаки. Выделены факторы, влияющие на возникновение и развитие теневой экономической деятельности. На основании анализа результатов исследования выявлены основные формы теневой экономики: укрытие от уплаты налогов, формальная оплата труда рабочих, вторичная занятость, взяточничество в крупных и мелких размерах, незаконное использование труда мигрантов. Представлена характеристика форм теневой экономики. Отмечена двустороння связь между факторами возникновения и развития теневой экономики и собственно теневой экономикой. Исследовано влияние теневой экономики на появление безработной неблагополучной семьи и проанализированы основные последствия теневой экономики для такой семьи. Выявлены проблемы безработной неблагополучной семьи, основными из которых являются материальные. Оценен жизненный уровень безработной неблагополучной семьи. Выделены формы работы, которые способствуют повышению показателей жизненного уровня безработной неблагополучной семьи: социально-диагностическая работа, социальный патронаж неблагополучных семей, социальное сопровождение неблагополучных семей, социально-профилактические беседы, социально-правовое консультирование, социально-коррекцион-ная работа, социально-психологическая помощь, оказание материальной помощи, оказание натуральной помощи, помощь в трудоустройстве, социально-педагогическая помощь. Определена необходимость проведения ряда мероприятий по трудоустройству трудоспособных членов неблагополучных семей для минимизации последствий теневой экономической деятельности в сфере появления безработных неблагополучных семей: развитие программ социального сопровождения и помощи неблагополучным семьям в трудоустройстве; разработка и реализация специальных региональных программ профессиональной подготовки, переподготовки безработных членов неблагополучных семей по специальностям, соответствующим потребностям развития экономики и социальной сферы региона; оказание социально-психологической поддержки и помощи безработным членам неблагополучных семей; оказание государственной услуги по социальной адаптации безработных трудоспособных членов неблагополучных семей на рынке труда и т.д.

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00869_А «Теневая экономическая деятельность современной России: концептуализация, измерение, моделирование».

для цитирования гост 7.1-2003

Бистяйкина Д.А., Лизина О.М. Появление социально-уязвимых семей как следствие теневой экономики // Дискуссия. -2019. - Вып. 93. - С. 64-72.

Введение. Теневая экономическая деятельность получила распространение во всех сферах функционирования современного российского

ключевые слова

Теневая экономика, факторы теневой экономики, формы теневой экономики, последствия теневой экономики, безработная неблагополучная семья, материальные проблемы, жизненный уровень семьи, программа социальной поддержки безработных.

общества, начиная от частного домашнего хозяйства и заканчивая крупными промышленными гигантами, влияя на образ и уровень жизни на-

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10007

The appearance of social-vulnerable families as a consequence of the shadow economy1

Bistyaikina D.A., Lizina O.M.

The article presents the characteristics of the shadow economy as a special economic activity. Given its main features. The factors affecting the emergence and development of shadow economic activity are highlighted. Based on the analysis of the research results, the main forms of the shadow economy were revealed: tax shelter, formal remuneration of workers, secondary employment, bribing in large and small sizes, illegal use of migrant labor. The characteristic of the forms of the shadow economy. There is a two-way relationship between the factors of the emergence and development of the shadow economy and the actual shadow economy. The influence of the shadow economy on the emergence of an unemployed dysfunctional family is investigated and the main consequences of the shadow economy for such a family are analyzed. The main problems of an unemployed dysfunctional family are identified, the main of which are material. The standard of living of an unemployed dysfunctional family is estimated. The forms of work that contribute to the improvement of the living standards of an unemployed dysfunctional family are highlighted: social diagnostic work, social patronage of dysfunctional families, social support for dysfunctional families, social preventive conversations, social and legal counseling, social correction work, socio-psychological assistance, rendering material assistance, the provision of natural assistance, employment assistance, social and educational assistance. The need for a number of measures for the employment of able-bodied members of disadvantaged families to minimize the effects of shadow economic activity in the area of the emergence of unemployed disadvantaged families has been identified: the development of social support programs and assistance to disadvantaged families in employment; development and implementation of special regional programs for vocational training, retraining of unemployed members of disadvantaged families in specialties that meet the needs of the development of the economy and social sphere of the region; providing social and psychological support and assistance to unemployed members of disadvantaged families; rendering state services in social adaptation of unemployed able-bodied members of disadvantaged families in the labor market, etc.

1. The study was sponsored by RFBR in the framework of a research project №19-010-00869_A "shadow economy of modern Russia: conceptualization, measurement, modeling."

for citation apa

Bistyaikina D.A., Lizina O.M. The appearance of social-vulnerable families as a consequence of the shadow economy. Diskussiya [Discussion], 93, 64-72.

селения страны. Теневая экономика выступает как самоорганизующаяся адаптивная система, которая за короткий промежуток времени может приспособиться к внешнему воздействию и развиваться в соответствии с общими эконо-

keywords

Shadow economy, factors of the shadow economy, forms of the shadow economy, the consequences of the shadow economy, unemployed dysfunctional family, material problems, family living standards, social support program for the unemployed.

мическими правилами. Также важно отметить, что теневая экономическая деятельность присутствует в том или ином виде в любой сфере общественной жизни. Например, в сфере производства основными признаками теневой экономики могут

быть фальсификация продукции, использование труда нелегальных мигрантов, задержка заработной платы и пр. В сфере услуг - организация фирм-однодневок, искусственные консалтинговые услуги и т. д.

Цель исследования. Цель исследования -выявление социальных последствий теневой экономической деятельности, результатом которых будет появление социально-уязвимых семей.

Методы исследования. Основным методом исследования стал опрос экспертов - специалистов экономической, юридической, психологической и социальной отраслей (120 человек), имеющих высшее образование и работающих в указанных сферах не менее 5 лет. Инструментарием выступил бланк опроса для экспертов.

Результаты исследования и их обсуждение. Давая определение теневой экономики, необходимо подчеркнуть, что данное явление изучается представителями различных наук и, соответственно, трактуется указанное понятие с учетом их особенностей. Так, в частности, в рамках юридического подхода подчеркивается отношение к нормативной системе ее регулирования: отсутствие официальной регистрации, слабый государственный контроль, противоправный характер (В.О. Исправников [1], В.В. Куликов [1], Д. Макаров [2], L. Walras [3], M. Blaug [4] и пр.).

Вместе с тем, как подчеркивают Т.Н. Кудинова и К.И. Ярулин, на существование теневой экономики существенное влияние оказывают социальные факторы: несовершенство нравственных и правовых норм в социально-экономических отношениях; стремительное обнищание населения, что предполагает перенос принципов социального взаимодействия в плоскость экономической практики [5].

На развитие теневой экономики оказывает влияние комплекс факторов различного характера, ключевым из которых является финансово-экономический, связанный с перекосами в налоговой политике государства, разбалан-сированностью между различными сферами и отраслями народного хозяйства, низкой покупательной способностью населения. В группу нормативно-правовых факторов входят показатели, связанные с несовершенством законодательства, неэффективной деятельностью судебно-право-охранительных органов, высокой криминализацией экономики.

Мы понимаем под теневой экономической деятельностью систему особых экономических отношений по производству, распределению,

обмену, потреблению материальных благ и услуг, функционирование которой определяется общим развитием экономической системы страны, уровнем жизни населения, государственными ограничениями.

В результате проведенного исследования был получен комплекс данных, анализ которых позволил выявить социальные последствия теневой экономики, ставшие причиной появления социально-уязвимых семей.

При анализе ответов респондентов на вопрос «Назовите основные, на ваш взгляд, формы теневой экономики» были получены следующие результаты (можно было выбрать несколько вариантов ответов): укрытие от уплаты налогов (48,4%), формальная оплата труда рабочих (32,3%), вторичная занятость (41,1%), взяточничество в крупных и мелких размерах (77,4%), незаконное использование труда мигрантов (19,0%). Проанализируем подробнее полученные ответы.

Так, например, основными причинами неуплаты налогов, по мнению респондентов, являются:

- сложная бюрократическая процедура уплаты налогов (68%);

- слишком высокие налоги (32%);

- то, что налоги не используются по назначению, расходуются на иные цели, чем заявленные (18%).

Часть респондентов затруднились с ответом.

Вместе с тем, как отмечает Л. Дробижева, налоги если и уплачиваются, то либо с меньшей части доходов, либо с половины доходов [ 6 ]. При этом Ю.В. Латов и С.Н. Ковалев подчеркивают, что основной причиной отказа от уплаты налогов является неудовлетворенность в целом фискальной политикой государства [ 7 ]. А недостаточное количество налоговых средств способствует ухудшению социально-экономических условий, требуемых для нормального развития общества. Все это в совокупности делает теневую экономику устойчивой и позволяет ей развиваться.

Еще одним фактором, который оказывает влияние на рост теневой экономической деятельности, является вторичная или скрытая занятость, которая может выражаться в услугах, оказываемых за дополнительную плату (репетиторство, пошив одежды, ремонт бытовой и компьютерной техники и пр.); сдаче жилого/нежилого помещения в аренду; продаже продукции собственного производства и т.д. Так, по оценке опрошенных респондентов, в том или ином случае к различным видам вторичной занятости обращались более

85%: либо сами оказывали подобные услуги, либо пользовались ими.

С указанными факторами неразрывно связан и следующий: наем сотрудников на условиях устной договоренности без оформления трудового договора; расхождения между реальными и формальными условиями оплаты труда, так называемая серая зарплата.

Относительно крупного и мелкого взяточничества мнение экспертов практически одинаково. Крупное взяточничество однозначно оказывает влияние на развитие теневой экономики. Нас в ходе исследования интересовало мнение экспертов о таком факторе развития теневой экономики, как мелкое взяточничество. По данным И. Клямкина и Л. Тимофеева, более 8% людей каждый раз, оказавшись в государственном медицинском учреждении, делают подарки или дают деньги медперсоналу и врачам; в большинстве случаев - 15%; иногда - 27% [8]. По оценке опрошенных нами экспертов, указанный фактор развития теневой экономики присутствует во всех сферах человеческих взаимоотношений, и практически все опрошенные (89%) сталкивались с ним в повседневной жизни.

Также одним из факторов развития теневой экономики является использование труда мигрантов на незаконных основаниях. Так, в 2018 году в Республику Мордовия из стран СНГ при-

были 7084 человека, из стран дальнего зарубежья - 836 человек [9]. При этом далеко не все мигранты получили возможность официально трудоустроиться. Например, при проведении республиканской операции «Нелегальный мигрант» (июль 2018 года) было наложено штрафов на сумму более 345 тыс. р., к административной ответственности привлечены 187 иностранцев [10]. Основными экономическими сферами, в которых нелегально трудятся мигранты, являются строительство и торговля.

Таким образом, между факторами возникновения и развития теневой экономики и собственно теневой экономикой существует двусторонняя связь. Так, в частности, А.И. Колгушкин подчеркивает подобную связь между теневой экономикой и миграцией, отмечая, что теневая экономика является причиной миграции, так как обеспечивает спрос на дешевую рабочую силу. С одной стороны, теневая экономическая деятельность служит причиной нелегальной миграции, так как предъявляет спрос на дешевый труд мигрантов. С другой - наличие большого числа нелегальных мигрантов, занятые неофициальной трудовой деятельностью, стимулирует развитие теневой экономической деятельности [11].

Уточнив мнение экспертов о причинах возникновения и развития теневой экономической деятельности, мы узнали их мнение о ее послед-

ствиях. Как мы уже подчеркивали ранее, теневая деятельность затрагивает практически все слои населения, в первую очередь, социально незащищенные: малоимущих, молодежь, безработных, мигрантов и пр. Также и основная масса непосредственных исполнителей собственно преступных экономических действий формируется в среде малообеспеченных и маргинальных слоев населения [12]. Тяжелое социальное положение заставляет молодых людей участвовать в криминальных группировках, женщин - заниматься проституцией, безработных - подпольным бизнесом, рабочих-мигрантов - искать рабочие места в теневом секторе экономики [13]. Поэтому мы попросили экспертов оценить влияние теневой экономической деятельности не только на общество, но и на отдельные категории граждан.

По мнению экспертов, в зону риска входят следующие категории населения: семьи с детьми (82,1%), молодежь (44,9%), женщины (38,2%), социально незащищенные слои населения с четко выраженными маргинальными наклонностями (люди с зависимостями; лица без определенного места жительства; лица, освободившиеся из мест лишения свободы) (32,2%), мигранты и вынужденные переселенцы (28,3%). В результате теневой экономической деятельности происходит регрессия всей социальной сферы из-за нехватки значительной части доходов, сокращения финансирования социальных программ. Как итог -снижаются доходы большей части населения, что ведет к сильному имущественному расслоению в обществе и росту социальной напряженности.

Наиболее остро указанные проблемы отражаются на семье. Эксперты выделили следующие проблемы, которые характерны для семьи в результате теневой экономической деятельности: проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с нуждами и потребностям неблагополучных семей, государственной системой материальной помощи, жилищными условиями семей, с занятостью членов семьи.

Типологизируя неблагополучные семьи, эксперты выделяют такие критерии неблагополучия:

1) употребление алкоголя, наркотиков;

2) наличие родительских прав;

3) трудоустройство родителей;

4) статус родителей (родитель находится в местах заключения, родитель уклоняется от уплаты алиментов, родитель совершил умышленное пре-

ступление против жизни и здоровья супруга, родитель находится в розыске, родители в разводе, родитель - вдова (вдовец), несовершеннолетняя мать).

Говоря о причинах неблагополучия, 56,7% опрошенных называют причиной семейного неблагополучия низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жи-лищно-бытовые условия; 52,4% экспертов выделили причины биологического характера (индивидуальные особенности физического и психического развития членов семьи; стойкие отклонения в здоровье родителей или ребенка, инвалидность одного или нескольких членов семьи; отягощенная генетическая, психофизическая, социальная наследственность членов семьи); 44,2% опрошенных склоняются к мнению, что неблагополучие семьи связано с распадом или ослаблением социальных институтов, призванных заниматься воспитанием подрастающего поколения (прежде всего, семьи, системы образования, армии); 36,4% опрошенных отметили, что неблагополучные семьи появляются из-за резкого падения уровня жизни большинства семей, падения и ухудшения условий содержания детей в них; 44,5% выделили аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, проявления жестокости, алкоголизм и наркоманию.

При этом, как подчеркивают эксперты, в наиболее невыигрышной ситуации оказываются семьи, где оба родителя являются безработными. Если остальные неблагополучные семьи могут рассчитывать на социальную поддержку и социальную помощь со стороны государства [14], то в ситуации безработицы семьям зачастую приходится рассчитывать только на себя.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно заключить, что основными проблемами в неблагополучных безработных семьях являются материальные, а это, несомненно, влияет на жизнедеятельность неблагополучных безработных семей и снижает их жизненный уровень.

Мы предложили экспертам оценить жизненные условия данных семей в баллах, исходя из социальных карт семей и опыта работы с данными семьями. 1 балл - низкая оценка, 5 баллов - самая высокая оценка (таблица).

Оценивая жизненные условия, в которых проживают неблагополучные безработные семьи, отметим, что отсутствие работы и средств к существованию существенно снижают уровень социальной защищенности. Как было выяснено в ходе исследования, неблагополучная безработная семья

Распределение ответов экспертов на вопрос «Оцените жизненные условия, в которых проживают неблагополучные безработные семьи, по 5-балльной шкале», %

Жизненные условия 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Материальная обеспеченность 24 39 29 8 -

Питание 29 41 20 10 -

Состояние здоровья членов семьи 18 44 24 14 -

Жилищные условия 8 29 36 21 6

Возможности проведения досуга 29 40 22 9 -

Возможность получения образования 44 30 10 6 -

Положение, статус в обществе 24 34 29 11 2

имеет низкий материальный уровень обеспеченности и относится к малообеспеченным семьям.

Для выявления влияния социальных последствий теневой экономики на жизнедеятельность неблагополучных семей важны ответы экспертов на вопросы о тех формах работы с семьей, которые способствуют повышению показателей жизненного уровня. Эксперты указали следующие формы работы (можно было выбрать несколько вариантов ответов):

1) социально-диагностическая работа - 26%;

2) социальный патронаж неблагополучных семей - 47%;

3) социальное сопровождение неблагополучных семей - 18%;

4) социально-профилактические беседы - 39%;

5) социально-правовое консультирование - 20%;

6) социально-коррекционная работа - 19%;

7) социально-психологическая помощь - 23%;

8) оказание материальной помощи - 46%;

9) оказание натуральной помощи - 34%;

10) помощь в трудоустройстве - 44%;

11) социально-педагогическая помощь - 23%.

На вопрос «Как вы считаете, какие направления работы учреждений системы социальной защиты населения будут способствовать трудоустройству трудоспособных членов неблагополучных семей?» от экспертов нами были получены следующие ответы (можно было выбрать несколько вариантов ответов):

1) развитие программ социального сопровождения и помощи неблагополучным семьям в трудоустройстве - 29%;

2) разработка и реализация специальных региональных программ профессиональной подготовки, переподготовки безработных членов неблагополучных семей по специальностям, соответствующим потребностям развития экономики и социальной сферы региона - 20%;

3) осуществление информационно-разъяснительной работы, рассылка информационных

писем по вопросам трудоустройства безработным членам неблагополучных семей - 19%;

4) оказание социально-психологической поддержки безработным членам неблагополучных семей - 19%;

5) налаженная система межведомственного взаимодействия учреждений социальной направленности в поиске подходящей работы для безработных членов неблагополучных семей - 24%;

6) оказание содействия в поиске подходящей работы для безработных членов неблагополучных семей - 23%.

Для минимизации последствий теневой экономической деятельности в сфере появления безработных неблагополучных семей важно провести ряд мероприятий по трудоустройству трудоспособных членов неблагополучных семей в Республике Мордовия. Как показывает анализ отчетных документов Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, мероприятия в сфере занятости проводят в основном для молодых безработных, женщин, находящихся в отпуске за ребенком, воспитывающих детей-инвалидов и т.д. [15]. Обработав же результаты исследования, мы, вслед за экспертами, предлагаем следующие формы работы с безработной неблагополучной семьей:

1) Оказание государственной услуги по социальной адаптации безработных трудоспособных членов неблагополучных семей на рынке труда.

Учет особенностей различных категорий граждан при оказании государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда позволяет предотвратить затруднения при поиске работы, связанные с возрастом, социальным статусом, длительностью незанятости, прошлым профессиональным опытом и др.

При предоставлении государственной услуги трудоспособным членам неблагополучных семей необходимо учитывать следующие показатели:

- отсутствие или наличие навыков поиска работы, адекватных ситуации на рынке труда;

- неподготовленность к самостоятельному принятию решений;

- профессиональные интересы, склонности, личностные особенности человека;

- жизненные обстоятельства.

2) Оказание социально-психологической поддержки и помощи безработным членам неблагополучных семей.

Оказание социально-психологической поддержки безработным гражданам помогает преодолеть психологические последствия потери работы, адаптироваться в сложившейся ситуации, повысить самооценку, усилить мотивацию к поиску работы, снять состояние эмоциональной напряженности (стресса), повысив тем самым конкурентоспособность на рынке труда. Учет особенностей различных категорий граждан при оказании социально-психологической поддержки позволяет сформировать различные комплексы психологических занятий, диагностических бесед для выявления основных проблем, препятствующих трудоустройству. Личная социально-психологическая консультация необходима тем безработным членам неблагополучных семей, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении как с близкими, так и с потенциальными работодателями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях координации социально-психологического состояния безработного, облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте необходимо проведение мероприятий по снятию эмоционального напряжения, социально-психологической адаптации трудоспособных членов неблагополучных семей:

- социально-психологический патронаж;

- социально-психологическое консультирование;

- социально-психологическая диагностика и коррекция;

- социально-психологические тренинги и др.

3) Оказание содействия в самозанятости безработным трудоспособным членам неблагополучных семей.

Одной из перспективных форм работы по содействию в самозанятости безработным трудоспособным членам неблагополучных семей и оказания дополнительной материальной помощи является социальный контракт. Это очень актуально для сельских поселений. Цель

социального контракта - поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, повышение доходов малоимущей семьи и, как результат, выход семьи на самообеспечение, улучшение качества жизни, повышение социально-экономического благосостояния. Размер государственной социальной помощи определяется исходя из фактической потребности денежных средств, но не более 50 тыс. р. Срок контракта - от 6 месяцев до года. Как показывает практика, положительным итогом внедрения социального контракта на территории России является то, что треть обращавшихся за помощью вышли на самообеспечение и больше не нуждаются в данном виде помощи [16]. На наш взгляд, данная форма (социальный контракт) оказания социальной помощи неблагополучным семьям является перспективной.

4) Проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, оптимизация мер по оказанию содействия в трудоустройстве применительно к каждой профильной группе.

Методика профилирования предусматривает процедуру выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии, вовлечение их в специальные программы, которые подобраны с учетом индивидуальных особенностей безработного и призваны сфокусировать усилия безработного и работников органов службы занятости населения на повышении конкурентоспособности первого на рынке труда.

Внедрение технологии профилирования в Республике Мордовия позволяет в достаточно ранние сроки выявить наиболее уязвимые категории безработных, к которым и относятся трудоспособные члены неблагополучных семей. На работу с ними преимущественно и должна быть нацелена активная политика занятости.

Для трудоустройства трудоспособных членов неблагополучных семей в Республике Мордовия необходима, на наш взгляд, реализация следующих направлений:

- развитие программ социального сопровождения и помощи неблагополучным семьям в трудоустройстве;

- разработка и реализация специальных региональных программ профессиональной подготовки, переподготовки безработных членов неблагополучных семей по специальностям, соответствующим потребностям развития экономики и социальной сферы региона;

- осуществление информационно-разъяснительной работы, рассылка информационных писем по вопросам трудоустройства безработным членам неблагополучных семей;

- оказание социально-психологической поддержки и помощи безработным членам неблагополучных семей;

- оказание содействия в поиске подходящей работы безработным членам неблагополучных семей;

- функционирование налаженной системы межведомственного взаимодействия учреждений социальной направленности в поиске подходящей работы для безработных членов неблагополучных семей;

- организация временного трудоустройства безработных членов неблагополучных семей, испытывающих трудности в поиске работы;

- оказание государственной услуги по социальной адаптации безработных трудоспособных членов неблагополучных семей на рынке труда;

- оказание содействия в самозанятости безработным трудоспособным членам неблагополучных семей;

- проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, оптимизация мер по оказанию содействия в трудоустройстве применительно к каждой профильной группе;

- организация оплачиваемых общественных работ для трудоспособных членов неблагополучных семей;

- оказание социально-медицинской помощи, направленной на поддержание и улучшение здоровья трудоспособных членов неблагополучных семей;

- оказание социально-правовой помощи, направленной на поддержание или изменение правового статуса, юридическую защиту законных прав и интересов трудоспособных членов неблагополучных семей.

Таким образом, теневая экономическая деятельность оказывает влияние на различные категории населения, наиболее уязвимой из которых является семья, в результате безработицы родителей быстро приобретающая статус неблагополучной. Опасность застойной формы отсутствия работы и средств существования связана с тем, что она порождает необратимые изменения в образе жизни семьи, которые начинают действовать как самостоятельные факторы.

Наличие в семье проблемы трудоустройства сказывается на всех сторонах жизнедеятельности семьи. Отсутствие работы трудоспособных членов неблагополучных безработных семей порождает наличие материальных, жилищных, бытовых, социально-медицинских проблем, проблемы с воспитанием детей, а также ухудшение и без того тяжелой психологической атмосферы в семье. Из-за последствий теневой экономики происходит сокращение финансирования социальных программ и государственной помощи, в связи с чем безработная семья не является приоритетной в праве получения социальной помощи. Поэтому важна разработка программы помощи трудоспособным безработным членам семьи на местном уровне. Как подчеркивает Е.Г. Панькова, реализация мер социальной поддержки на местном уровне позволяет дополнять и конкретизировать социальную политику государства с учетом специфики определенной территории, состояния социально-экономической сферы, местных традиций [17].

Список литературы

1. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. М.: Рос. экон. журн.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. 192 с.

2. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 38-55.

3. Walras L. Elements of pure economies. London, 1954. 446 с.

4. Blaug M. Ugly currents in modern economics // Fact and Fiction in Economics / U. Maki (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2002. С. 35-57.

5. Кудинова Т.Н., Ярулин К.И. Социологический анализ теневой экономической деятельности: к постановке проблемы // Вестник ТОГУ. 2008. № 3. С. 9-18.

6. Дробижева Л. Социальные аспекты теневой экономики // Безопасность Евразии. 2004. № 2. С. 309-315.

7. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М.: Норма, 2006. 336 с.

8. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. М.: РГГУ, 2000. 595 с.

9. Миграция населения Республики Мордовия за 2018 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mrd.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/population/ (дата обращения: 12.03.2019).

10. На стройках и в магазинах Мордовии нашли почти 200 иностранцев-нарушителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mordovmedia.ru/news/society/ ке т/69267/ (дата обращения: 07.03.2019).

11. Колгушкин А.И. Различные аспекты теневой экономики в современных социально-экономических условиях //

Актуальные социально-экономические вопросы: проблемы и варианты решений. Коломна: Гос. соц.-гуманитар. ин-т, 2017. С. 68-72.

12. КормишкинаЛ.А., Лизина О.М. Теневая экономика. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. 136 с.

13. Лизина О.М. Особенности коррупционных отношений в России // Контентус. 2012. № 5. С. 1-7.

14. Соловьева Т.В. Основные приоритеты государственной социальной политики в отношении семей и детей в Российской Федерации и Республике Мордовия по профилактике социального сиротства // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 184-198.

References

1. Ispravnikov V.O., Kulikov V.V. Tenevaya ekonomika: inoj put' i tret'ya sila [The shadow economy: a different path and a third force]. M.: Ros. ekon. zhurn.: Fond «Za ekonomicheskuyu gramotnost'», 1997. 192 s.

2. Makarov D. Ekonomicheskie i pravovye aspekty tenevoj eko-nomiki v Rossii [Economic and legal aspects of the shadow economy in Russia]. Voprosy ekonomiki. 1998. № 3. S. 38-55.

3. Walras L. Elements of pure economies. London. 1954. 446 s.

4. Blaug M. Ugly currents in modern economics. Fact and Fiction in Economics / U. Maki (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2002. S. 35-57.

5. Kudinova T.N., YArulin K.I. Sociologicheskij analiz tenevoj eko-nomicheskoj deyatel'nosti: k postanovke problem [Sociological analysis of shadow economic activity: to the problem statement]. Vestnik TOGU. 2008. № 3. S. 9-18.

6. Drobizheva L. Social'nye aspekty tenevoj ekonomiki [Social aspects of the shadow economy]. Bezopasnost' Evrazii. 2004. № 2. S. 309-315.

7. Latov YU.V., Kovalev S.N. Tenevaya ekonomika [Shadow economy]. M.: Norma, 2006. 336 s.

8. Klyamkin I., Timofeev L. Tenevaya Rossiya: ekonomiko-sociolo-gicheskoe issledovanie [Shadow Russia: economic and sociological research]. M.: RGGU, 2000. 595 s.

9. Migraciya naseleniya Respubliki Mordoviya za 2018 god [Migration of the population of the Republic of Mordovia in 2018]. Access mode: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/population/ (access date: 12.03.2019).

10. Na strojkah i v magazinah Mordovii nashli pochti 200 inostrancev-narushitelej [On construction sites and in shops of Mordovia found almost 200 foreigners-violators]. Access mode: https://www.mordovmedia.ru/news/society/item/69267/ (access date: 07.03.2019).

Информация об авторе

Бистяйкина Д.А., кандидат социологических наук, доцент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (г. Саранск, Российская Федерация). Почта для связи с автором: dinaraas@mail.ru

Лизина О.М., кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (г. Саранск, Российская Федерация). Почта для связи с автором: lizinaom@yandex.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 22.03.2019

Дата принятия к публикации: 25.04.2019

© Бистяйкина Д.А., Лизина О.М., 2019.

15. Выполнение мероприятий содействия занятости за январь-март 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.e-mordovia.ru/otkrytye-dannye/statisticheskaya-informatsiya/ministerstvo-sotsialnoy-zashchity-naseleniya-rm/?department=selected_one&section=325 (дата обращения: 17.03.2019).

16. Палибина А.С. Востребованность адресной социальной помощи в форме социального контракта в регионах Российской Федерации // Практики заботы в современном обществе. Саратов: Сарат. источник, 2016. С. 187-194.

17. Панькова Е.Г. Муниципальная политика по улучшению социально-экономического положения семьи // Дискуссия. 2017. № 2 (76). С. 62-70.

11. Kolgushkin A.I. Razlichnye aspekty tenevoj ekonomiki v sovre-mennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah [Various aspects of the shadow economy in modern socio-economic conditions]. Aktual'nye social'no-ekonomicheskie voprosy: problemy i vari-anty reshenij. Kolomna: Gos. soc.-gumanitar. in-t, 2017. S. 68-72.

12. Kormishkina L.A., Lizina O.M. Tenevaya ekonomika [Shadow economy]. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2009. 136 s.

13. Lizina O.M. Osobennosti korrupcionnyh otnoshenij v Rossii [Features of corruption relations in Russia]. Kontentus. 2012. № 5. S. 1-7.

14. Solov'eva T.V. Osnovnye prioritety gosudarstvennoj social'noj politiki v otnoshenii semej i detej v Rossijskoj Federacii i Respublike Mordoviya po profilaktike social'nogo sirotstva [The main priorities of the state social policy in relation to families and children in the Russian Federation and the Republic of Mordovia for the prevention of social orphanhood]. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty psihologii i pedagogiki. Ufa: Aeterna, 2017. S. 184-198.

15. Vypolnenie meropriyatij sodejstviya zanyatosti za yanvar'-mart 2019 g. [Implementation of employment promotion activities in January-March 2019]. Access mode: http://www.e-mor-dovia.ru/otkrytye-dannye/statisticheskaya-informatsiya/min-isterstvo-sotsialnoy-zashchity-naseleniya-rm/?department=s-elected_one§ion=325 (access date: 17.03.2019).

16. Palibina A.S. Vostrebovannost' adresnoj social'noj pomoshchi v forme social'nogo kontrakta v regionah Rossijskoj Federacii [Demand for targeted social assistance in the form of a social contract in the regions of the Russian Federation]. Praktiki zaboty v sovremennom obshchestve. Saratov: Sarat. istoch-nik, 2016. S. 187-194.

17. Pan'kova E.G. Municipal'naya politika po uluchsheniyu social'no-ekonomicheskogo polozheniya sem'I [Municipal policy to improve the socio-economic situation of the family]. Diskussiya. 2017. № 2 (76). S. 62-70.

Author Info

Bistyaikina D.A. , PhD in Sociological sciences, Associate Professor,

Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Corresponding author: dinaraas@mail.ru

Lizina O.M., PhD in Economic sciences, Associate Professor,

Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

Corresponding author: lizinaom@yandex.ru

Article Info

Received for publication: 22.03.2019 Accepted for publication: 25.04.2019

© Bistyaikina D.A., Lizina O.M., 2019.

72 ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

DISCUSSION №2 (93) ШИ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.