УДК 364.07
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 4
С. М. Васильева, А. Н. Воронов
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ «ГРУППЫ РИСКА» В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
В статье дается анализ инновационных технологий, используемых в учреждениях социальной сферы при работе с детьми из семей «группы риска». К числу инновационных относится индивидуальное социальное сопровождение семьи «группы риска» или управление случаем клиента. В западной практике социальной работы для обозначения этой методологии используются термины «кейс-менеджмент», «кейс-стади». В России они употребляются в рамках проектной деятельности при внедрении в работу социальных служб зарубежных моделей и методов работы с клиентами. Отечественные специалисты-практики чаще используют понятия «индивидуальное социальное сопровождение» и «социальный патронаж». Индивидуальное социальное сопровождение — это помощь семье с момента обращения в службу до разрешения проблем специалистами. Каждый субъект социальной защиты, задействованный в оказании услуг семье «группы риска», располагает на каждом этапе сопровождения особенностями при работе с данной категорией клиентов. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: семья «группы риска», индивидуальное социальное сопровождение, управление случаем клиента (ведение случая клиента), кейс-стади, кейс-менеджмент, индивидуальная социальная работа, межведомственное взаимодействие, сопровождение в учреждениях социального обслуживания, служба сопровождения в образовательном учреждении.
INDIVIDUAL SOCIAL SUPPORT OF FAMILIES "AT RISK" IN SOCIAL INSTITUTIONS IN ST. PETERSBURG
S. M. Vasilyeva, A. N. Voronov
St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article analyzes the innovative technologies used in social institutions when working with families and children "at risk". The innovation relates individual family social support "at risk". In Western social work practice to refer to this method uses the terms "case study", "case management" or case management client. In Russia, they are used in the project activity in the implementation of foreign models and methods of work with clients. Domestic practitioners often use the concept of "individual social support" and "social patronage". Individual social support is treated as a client support in solving its problems from beginning to end. Each subject of social protection, involved in providing services to the family "at risk", has support at every stage especially when dealing with this category of clients. Refs 12.
Keywords: families "at risk" individual social support, case management client, case studies, case management, individual social work, interagency cooperation and support in the social service institutions, escort service in an educational institution.
В настоящее время в социальных учреждениях Санкт-Петербурга разработан достаточно широкий арсенал форм, методов, технологий для работы с семьей «группы риска». К современным методам, рассчитанным на изменение поведения клиентов в сторону социальной адаптации и перевода семьи из «группы риска» в группу «норма», относится индивидуальное социальное сопровождение семей (кейс-менеджмент).
На Западе кейс-менеджмент является одним из основных инновационных методов современной социальной, педагогической и психологической работы с социально-уязвимыми семьями. Он управляет процессом решения необходимых задач, в зависимости от развития ситуации. Одновременно кейс-менеджмент направлен
и на решение психологических, социальных проблем клиента и проблем с его здоровьем, и на взаимодействие с социальной средой, в которой живет клиент. По определению, содержащемуся в документах «Case Management Society of America», «кейс-менеджмент — это процесс, в котором объединяются оценка, планирование, помощь и поддержка в получении услуг, соответствующих потребностям здоровья клиента, осуществляемый посредством общения и поиска доступных ресурсов для достижения качественных и рентабельных результатов» [1]. Важно отметить, что кейс-менеджмент апробирован в социальной практике многих стран.
В современной отечественной научно-методической литературе можно встретить различные варианты перевода «case management»: индивидуальный менеджмент, ведение случая, управление случаем, междисциплинарное ведение случая, координированное ведение случая, индивидуальная работа со случаем, сопровождение случая и т. д. Как видно, в большинстве трактовок присутствует указание на случай (кейс), индивидуальность ситуации клиента. Однако в отечественной социальной работе термины «кейс-мендежмент» и «кейс-стади» широко не используются, так как, по мнению практиков, они не отражают сути всего процесса социального сопровождения клиента в социальных учреждениях России. Но это не исключает необходимость освоения специалистами социальных учреждений методов кейс-менеджмента на общетеоретическом и методическом уровнях с возможной адаптацией их к деятельности своих служб. Далее в статье будет использован термин «индивидуальное социальное сопровождение» (ведение случая клиента).
Индивидуальное социальное сопровождение в законодательстве Российской Федерации. В законодательстве Российской Федерации закреплено право семьи, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, на комплексное социальное сопровождение службами предоставляющими подобные услуги [2]. При этом особое внимание в ходе разрешения ситуации, обращается на индивидуальное сопровождение клиента (ведение случая). Условия и порядок оказания помощи установлены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В данную редакцию закона внесены новые нормы, регулирующие базовые принципы социального сопровождения: прежде всего это добровольность принятия семьей такой услуги, как индивидуальный подход специалистов служб к каждой семье и координация деятельности профессиональной мультидисциплинарной команды специалистов, задействованных в оказании помощи. В ст. 22 уточняется, что «индивидуальное социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со ст. 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе» [3].
Научно-методическое партнерство и подготовка материалов совместно с сотрудниками социальных учреждений Санкт-Петербурга позволяют авторам выделить наиболее показательные кейсы индивидуального социального сопровождения семей «группы риска». Приведем примеры из практики работы конкретных социальных учреждений.
Особенности индивидуального социального сопровождения (ведение случая) семьи «группы риска» в учреждениях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга. В ходе социального сопровождения специалист по социальной работе
выполняет обязанности широкого спектра по оказанию помощи семье «группы риска» (социальному патронажу). Однако, на наш взгляд, важнейшей задачей является налаживание деятельности профессиональной мультидисциплинарной команды специалистов, работающих над случаем, и последующей координации ее работы. Важно отметить, что социальный патронаж осуществляют не только специалист по социальной работе, обслуживающий конкретную семью, но также, при необходимости, штатные специалисты социального учреждения: медицинская сестра, юрист, психолог. Например, если в семье возникла потребность в разрешении психологических проблем, психолог оказывает услуги социально-психологического патронажа. Не каждый клиент, нуждающийся в психологической помощи, имеет возможность прийти на отделение для консультации с психологом, особенно это касается женщин, имеющих детей раннего возраста. В связи с этим психологические консультации проводятся и на дому. Консультации могут носить как эмоционально-личностный характер, так и характер психолого-педагогических рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка. К тому же, выходя в адрес клиента, психолог имеет возможность реально оценивать психологический климат в семье, модели общения родителей с ребенком, на основе чего составляет программу своей работы. При этом специалист по социальной работе, сопровождающий семью, выступает в качестве координатора деятельности всех узких специалистов и привлекает их к работе «со случаем» по мере необходимости, определяемой им или членами семьи. Каждый специалист такой мультидисциплинарной команды вносит свой профессиональный вклад в реализацию программы социального сопровождения, что обеспечивает максимально эффективное и быстрое решение проблем семьи.
Отметим, что в задачи специалистов, работающих с семьей «группы риска», входит создание условий для оптимального контакта обслуживаемых с социальными институтами, такими как отдел социальной защиты населения, районный отдел образования, Пенсионный фонд, медицинские и образовательные учреждения, благотворительные организации [4, с. 113-122].
Приведем пример индивидуального социального сопровождения семьи (ведения случая) в учреждении социального обслуживания (из практики работы СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга»).
В Центр социальной помощи семье и детям поступило сообщение из Отдела по делам несовершеннолетних о выявлении неблагополучной семьи, в которой проживает несовершеннолетняя М., 11 лет. Семья полная, но алкоголизированная, с семьей проживает бабушка, мать отца девочки. Семья занимает одну большую комнату около 25 кв. м., поделенную на две половины так, что создается впечатление двух смежных комнат в коммунальной квартире.
Сведения о родителях. Родители М. состоят в браке. Брак зарегистрирован после рождения М. Отец не имеет постоянного места работы, подрабатывает, получая разовые доходы.
Доход семьи складывается из пенсии бабушки, матери отца М., из разовых доходов отца, заработка матери, которая работает на рынке, торгуя овощами.
Обучение М. в образовательном учреждении. М. обучалась в общеобразовательной школе, успевала по всем предметам, без уважительных причин школу не пропускала, на внутришкольном учете не состояла.
Жилищно-бытовые условия семьи удовлетворительные: в комнате убрано, чисто и уютно, все вещи в порядке, единственная особенность помещения — запах табака, накурено.
Психологический климат в семье. Межличностные отношения доброжелательные, спокойные, ровные.
При расследовании семейной ситуации выявлены факторы риска и ресурсы семьи.
Факторы риска: небольшой доход семьи; встреча с семьей была затруднена, так как в квартиру без предварительной договоренности не попасть; алкогольная зависимость бабушки, которая имела сильное влияние на девочку, при взаимодействии с Отделом по делам несовершеннолетних выяснилось, что имеется подозрение на распространение отцом наркотиков.
На начальном этапе работы, на протяжении полутора месяцев, с семьей было не встретиться. Войти в квартиру удалось только с социальным педагогом школы, которая договорилась с М. о том, что после уроков она посетит семью.
Ресурсы семьи: наличие жилплощади; доброжелательные взаимоотношения в семье; хорошая успеваемость ребенка в школе; имеется доход.
При взаимодействии социального педагога школы с родителями установлен положительный контакт. Мать посещала службу сопровождения, принимала участие с М. в досуговых мероприятиях. М. занималась в группе по программе «Когда мама или папа пьет». Между специалистами и семьей установились доверительные отношения.
Ситуация в семье обострилась, когда отец М. был обвинен в распространении наркотиков и осужден на несколько лет.
Мать устроилась на работу в удаленном районе, работа сменная — два дня через два. Добираться до дома после работы сложно, и мать в дни работы ночевала у своей подруги. Бабушка, с которой большую часть времени проводила М., злоупотребляла спиртными напитками, и оставлять с ней несовершеннолетнюю было небезопасно. Ситуация осложнилась с болезнью бабушки. Специалисты вместе с девочкой и ее матерью посетили реабилитационный центр для знакомства с персоналом и обстановкой. Семья дала согласие на проживание М. в центре. После устройства М. в реабилитационный центр бабушка М. была срочно госпитализирована в связи с ухудшением здоровья, ей была сделана операция. М. вместе со своей матерью навещала бабушку в больнице. Через месяц бабушка умерла, что для М. было сильным стрессом. В реабилитационном центре М. была оказана психологическая помощь, и весь персонал помог ей пережить потерю.
Но вскоре пришло сообщение, что мать М. скончалась от сердечного приступа. Это было второе потрясение для девочки, и только благодаря помощи психологов и персонала М. справилась с этим горем. Сотрудники центра провели большую работу по поиску родственников и установления опеки над М. тетей по линии матери. Таким образом, М. вновь обрела семью [5, с. 110-113].
Выделим основные моменты, которые способствовали успешному индивидуальному социальному сопровождению (ведению данного случая): установление положительного контакта и доверительных отношений, в первую очередь у социального педагога школы с родителями и бабушкой, а затем между ребенком и специалистами реабилитационного центра, на основе которых оказывалась социальная помощь, а также совместное планирование действий по выводу из трудной жизненной ситуации, и, что очень важно, принятие этой помощи клиентом.
Социальное сопровождение семьи «группы риска» в образовательных учреждениях. Современная школа в процессе социализации ребенка помимо основных
функций — образовательной и воспитательной, возложенных на образовательные учреждения Законом Российской Федерации № 3267-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 г. [6], выполняет по отношению к учащемуся защитные и профилактические функции. На современном этапе в системе образования сложилась и действует сеть специальных образовательных учреждений (ОУ), на которые, согласно ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7], возложены задачи социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения высокой степени эффективности в решении поставленных перед ОУ задач воспитательная и профилактическая деятельность должна строиться в тесном взаимодействии педагогического коллектива школы, психологов, социального педагога, валеолога, логопеда, с другими специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Особая роль в сопровождении детей из семей «группы риска» отводится службе сопровождения ОУ. Специалисты службы осуществляют комплексное сопровождение всех социальных групп учащихся и их семей в учебной и внеклассной деятельности образовательного учреждения. Специалисты службы разработали определенный алгоритм сопровождения учащихся из семьи «группы риска» [подробнее см.: 8, с. 353-356].
Приведем пример социального сопровождения учащейся, обозначив возникшие социальные проблемы как «безнадзорность ребенка из-за неисполнения родителями своих обязанностей» (из практики СПб ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга»).
Даша М. 15 лет. Ученица 9-го класса. Мать 38 лет, имеет высшее образование, работает в должности управляющей отделения банка. В разводе 8 лет. Даша — единственная дочь. Отец — 38 лет, имеет высшее образование, ведет свой бизнес. Участие в воспитании дочери принимает периодически, только по ее просьбе о помощи выплачивает алименты. Дашу любит, откликается на просьбу сразу. Между родителями неостыва-ющий после развода конфликт, при каждой встрече обвинения в адрес отца проходят на уровне крупного семейного скандала. Проблемы: Даша не посещает школу, уходит из дома на несколько дней и возвращается домой когда захочет. С матерью Даша не общается, помощь социальных служб и школы отвергает. С просьбой помочь девочке обратилась вечерняя школа, куда в феврале 2008 г. передали ее личное дело. С сентября по февраль Даша числилась в школе по адресу проживания, школу не посещала. Весь период проблемами Даши занимались специалисты по социальной работе ЦСПСиДрайона, специалисты СПб ГБУ ГЦ «Контакт», учителя, инспекторы ОДН УВД района. Полтора года назад Дашу поставили на учет в связи с задержанием ее с группой подростков в нетрезвом виде.
Не с первого раза удалось социальному педагогу Центра договориться с матерью о выходе в адрес. Мать выражала недоверие, считала девочку потерянной для воспитания. Встреча с матерью и дочерью не получилась, несколько выходов в адрес позволили пообщаться с матерью, но Даша сидела, закрывшись в ванной комнате, категорически отказывалась от беседы, хотя и не убегала из дома. Налицо был глубокий кризис семейных отношений. История развития проблем подростка началась с развода родителей. Трехкомнатную квартиру отец оставил жене и дочери. С уходом отца мать всю свою обиду вымещала на дочери. Даша была очень привязана к отцу, тяжело переживаларас-
ставание с ним. Отношения с матерью не складывались и раньше, с уходом отца расстроились совсем, Даша с матерью не разговаривала.
С 1-го по 8-й класс она хорошо училась в гимназии, но в 8-м классе возникла проблема с усвоением английского языка, которая переросла в конфликт с учителями. В результате матери предложили перевести дочь в платную школу, получить удовлетворительную оценку по английскому языку и с нового учебного года вернуться или перевести девочку в школу по месту жительства. В новой школе учеба не заладилась: неуспеваемость, прогулы. Не изменило ситуацию вмешательство специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних района. Социальный диагноз — безнадзорность, неисполнение родительских обязанностей. Мать на комиссии КДНиЗП объясняла, что после развода она осталась без средств к существованию и без профессии. Вынуждена была много работать и учиться на вечернем отделении вуза (банковское дело). Ребенок оказался предоставлен сам себе, что усугубило конфликт в семье. На предложение о сотрудничестве с психологом Центра несовершеннолетняя ответила отказом. Очередное приглашение мамы на КДНиЗП ею было проигнорировано. Консилиум Центра принял решение об организации комплексного обследования семьи через посредничество социального педагога ЦПМСС, с которым у семьи установился контакт (с привлечением педагога-психолога при выходах в адрес).
В большой трехкомнатной квартире Даша имеет комнату, в которой двери с петель сняты, дверцы платяного шкафа тоже сняты. Все личные вещи и книги разбросаны на полу. В комнате находится кровать, шкаф, столик с клеткой свинки. Даша считает, что так ей легче находить свои вещи, мать объясняет отсутствие дверей необходимостью контроля. В комнате грязно, удушливый запах непроветриваемого помещения. Спальня матери всегда закрыта на ключ. В целом квартира неуютная, требуется ремонт. Сама Даша в наряде «ЭМО», вся в черном, на лице соответствующая косметика. Всегда раздражена, неконтактна, демонстрирует протестное поведение. Употребляет алкоголь, курит, ночи проводит у такой же подруги. Мать периодически отбирает у нее ключи от квартиры в борьбе с набегами «гостей» с улицы, ограничивает ее в одежде, еде и расходах. Мать внимания, любви к дочери не проявляет, на работе с утра до поздней ночи, включая субботние дни. Негативные оценки поведения дочери и у отца: завышенные требования, упреки, наказания — вот что определяет его отношение к дочери.
Более двух месяцев потребовалось сотрудникам и специалистам Центра для того, чтобы установить отношения доверия с матерью и дочерью, а также с отцом. Сообща разобраться в проблемах, причинах, ответственности родителей за то, что случилось с Дашей. Всем членам семьи требовалась консультация психиатра. Было проведено полное амбулаторное обследование, затем родители отвезли Дашу в детскую психиатрическую больницу. Врачи-психиатры диагностировали кризисное психологическое состояние девочки, столь значительное и глубокое, что достигло болезненного состояния и требовало лечения. Курс психотерапии был проведен амбулаторно для мамы и дочери, для чего мать по собственной инициативе взяла месячный отпуск. Отец и мать вместе прошли курс семейной психотерапии, роль каждого из них в формировании кризисной ситуации отрабатывалась на консультациях психотерапевта. Урегулирование отношений в семье, прекращение конфликта между родителями вернули дочери их любовь, внимание и заботу. Даша стала чаще бывать в семье отца, их отношения быстро восстановились.
Труднее восстанавливались отношения матери и дочери. Благодаря помощи врачей — психиатра и психотерапевта — состояние девочки улучшалось, исчез наряд
«ЭМО», Даша стала улыбаться. Можно было констатировать нормализацию отношений в семье, понимание в ней роли каждого. Далее консилиум принял решение о восстановлении обучения в 9-м классе, завершении учебного года. Это решение поддержали в семье и в школе. В середине апреля отец привез Дашу в школу, так продолжалось до середины мая, а далее отец часто приезжал в школу для встречи с дочерью и ее педагогами. Мать с репетиторами помогала дочери наверстывать учебную программу. В школе Даша получила поддержку социального педагога, учителей, адаптировалась к учебному процессу и коллективу. Тем не менее к экзаменам за 9-й класс была допущена условно. Медленно восстанавливались навыки обучения. В июне, после выпускных экзаменов в школе, Даша стала готовиться к поступлению в Петровский колледж на отделение переводчиков и успешно поступила, набрав максимум проходных баллов. Была зачислена в колледж [подробнее см.: 9, с. 211-222].
Обобщая опыт социального сопровождения (ведение случая) данной семьи, отметим, что объединение усилий семьи, специалистов образовательного учреждения и Центра в оказании помощи ребенку, находящемуся в сложной ситуации, дало положительный результат. При этом основной задачей социального сопровождения служило стимулирование и раскрытие позитивного семейного потенциала как главного условия возвращения ребенка в семью. Задача по выходу семьи и ребенка из сложной жизненной ситуации была выполнена. При этом положительный эффект предопределили не только работа службы сопровождения, но и тесное межведомственное взаимодействие в ведении этого случая специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [10].
Выводы. По данным Уполномоченного по правам ребенка, в Санкт-Петербурге проживают 502 322 семьи, в которых воспитываются 669 938 детей, в том числе: 213 студенческих семей, воспитывающих 231 ребенка; 12 842 семьи, воспитывающих 13 198 детей-инвалидов; 20 036 многодетных семей, воспитывающих 64 253 ребенка; 64 848 неполных семей, воспитывающих 74 852 ребенка; 38 899 малоимущих семей, воспитывающих 54 506 детей (получатели мер социальной поддержки с учетом дохода семьи) [11]. Эти цифры показывают масштаб социальной работы и много-аспектность семейных проблем.
В современных условиях России индивидуальное социальное сопровождение, которое подтвердило свою эффективность при работе с семьями «группы риска», можно применять при работе с различными категориями семей, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, а также при проведении профилактической работы с семьями группы «норма». При этом муль-тидисциплинарная команда специалистов, работающая над случаем, предлагает комплекс услуг и видов помощи, в оказании которых для выхода из кризиса или его профилактики испытывает потребность данная семья: составляется программа сопровождения семьи так, как требует развитие ситуации в рамках данного случая, с учетом потенциала и возможностей самой семьи.
Однако в настоящее время деятельность социальных служб исходит из перечня тех услуг, которые жестко регламентируют работу специалистов учреждения на основании ГОСТов и стандартов социального обслуживания. Кроме того, деятельность служб не всегда ориентирована на полное разрешение проблем семьи из-за
наличия платных услуг, и не все семьи могут оплачивать дополнительные услуги исходя из своего финансового положения. И специалистам не всегда хватает времени на глубокое изучение истории семьи, работы с ее социальным окружением. Это подтверждается количественными показателями: на практике в учреждениях социальной сферы на одного специалиста по социальной работе приходится примерно 25-50 семей, находящихся на социальном сопровождении.
Особо обратим внимание на кадровую проблему. «В повседневной работе специалистов социальных служб становятся важны не только знания и умения, но и мотивация специалиста, ориентация на поиски новых форм работы, на использование инновационных методов» [12]. В качестве перспективной формы организации комплексной работы в области индивидуального социального сопровождения семьи специалисты социальных служб могут рассматривать методологию кейс-менеджмента, которая позволяет держать под контролем всю задачу полностью, включая взаимосвязь между документами, внутренними и внешними участниками процесса, а также контролировать ход работы по кейсу (случаю).
Литература
1. Кейс менеджмент. URL: http://www.socfaqtor.wordpress.com/2009/05 (дата обращения: 26.05.2014).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2013/12/30/ socialka-dok.html (дата обращения: 26.05.2014).
3. Консультант плюс. Правовой портал. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156558/ (дата обращения: 26.05.2014).
4. Организация социальной работы: опыт Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Красносельского района»: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. В. Степановой, Е. А. Вороновой, С. М. Васильевой. СПб.: «Скифия-принт», 2012. 199 с.
5. Социальная работа с семьей и детьми: опыт Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга»: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Воронова, Т. В. Лавровой. СПб.: «Скифия-принт», 2012. 209 с.
6. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3267-1 «Об образовании». URL: http//www. base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 26.05.2014).
7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями). URL: http:// www.base.garant.ru/12116087/ ixzz3BhvQibE7 (дата обращения: 26.05.2014).
8. Социальная защита семьи и детства: учеб.-метод. пособие / сост. А. Н. Воронов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 868 с.
9. Инновационные практики социальной работы в Санкт-Петербурге: сб. научных статей / под ред. Н. Г. Скворцова, А. Н. Воронова. СПб.: «Скифия-принт», 2012. 336 с.
10. Васильева С. М. Социальные практики работы с детьми «группы риска» в общеобразовательном учреждении // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2011. Вып. 4. С. 399-403.
11. Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге. Ежегодный доклад за 2013 г. URL: http://www.spbdeti.org/id4585 (дата обращения: 26.05.2014).
12. Воронов А. Н. Профессионализм в сфере оказания социальной помощи семье и детям (по данным социологических исследований в Санкт-Петербурге) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2013. Вып. 3. С. 145-149.
Статья поступила в редакцию 24 июня 2014 г.
Контактная информация
Васильева Светлана Михайловна — ассистент кафедры, психолог учебной лаборатории Учебного отдела Учебного управления Ректората; [email protected]
Воронов Александр Николаевич — кандидат социологических наук, доцент, заведующий Учебной лабораторией Учебного отдела Учебного управления Ректората; [email protected]
Vasileva Svetlana M. — the assistant to chair, the psychologist of educational laboratory of Educational department of Educational management of Administration; [email protected] Voronov Alexander N. — Candidate of Sociology, Associate Professor, Head of the educational laboratory Training Department of Training Directorate; [email protected]