Научная статья на тему 'Соотношение детерминирующего влияния факторов социальной адаптации в кейс-менеджменте социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов'

Соотношение детерминирующего влияния факторов социальной адаптации в кейс-менеджменте социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
806
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / DISABLED CHILDREN / CASE-MANAGEMENT / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тугаров А. Б., Дудкин А. С.

В статье обосновывается социально квалиметрический подход к кейс менеджменту социально педагогического сопровождения детей инвалидов ; выявляется соотношение субъективных и объективных, целенаправленных и случайных факторов их социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between the determinant factors of disabled children’s social adaptation in case management of social and pedagogical accompaniment

The article outlines a social and qualimetric approach to case-management of social and pedagogical accompaniment of disabled children. It shows correlation between subjective and objective, targeted and accidental factors of the children`s social adaptation.

Текст научной работы на тему «Соотношение детерминирующего влияния факторов социальной адаптации в кейс-менеджменте социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 304

СООТНОШЕНИЕ ДЕТЕРМИНИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В КЕйС-МЕНЕДЖМЕНТЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

© А. Б. ТУГАРОВ, А. С. ДУДКИН Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра социологии и теории социальной работы e-mail: fssr@bk.ru

Тугаров А. Б., Дудкин А. С. - Соотношение детерминирующего влияния факторов социальной адаптации в кейс-менеджменте социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 66-74. - В статье обосновывается социально-квалиметрический подход к кейс-менеджменту социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов; выявляется соотношение субъективных и объективных, целенаправленных и случайных факторов их социальной адаптации.

Ключевые слова: дети-инвалиды, кейс-менеджмент, социальная адаптация, социально-педагогическое сопровождение.

Tugarov A. B., Dudkin A. S. - Correlation between the determinant factors of disabled children’s social adaptation in case management of social and pedagogical accompaniment // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo.

2012. № 28. P. 66-74. - The article outlines a social and qualimetric approach to case-management of social and pedagogical accompaniment of disabled children. It shows correlation between subjective and objective, targeted and accidental factors of the children's social adaptation.

Keywords: disabled children, case-management, social adaptation.

КЕИС-МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

В современной теории социальной работы и в социологии социальной работы сформировалось общее представление о кейс-менеджменте, его функциональных возможностях, сферах применения и перспективах практического использования. Исследователи проблемы исходят из того, что кейс-менеджмент является одной из основных инновационных технологий современной социальной, педагогической и психологической работы [См. 1].

Как метод оказания непосредственной социальной помощи его используют в индивидуальной социальной работе с различными клиентами: бездомными, пациентами больниц, людьми, живущими с ВИЧ, неблагополучными семьями, людьми, освобождающимися из заключения, пожилыми, эмигрантами, в сфере восстановительного правосудия, зависимыми людьми и т. п. Применимость кейс-менеджмента в процессе педагогического сопровождения детей-инвалидов теоретически обоснована тем, что кейс-менеджмент в социальной работе одновременно направлен и на

решение психологических, социальных проблем клиента и проблем с его здоровьем, и на взаимодействие с социальной средой, в которой живет клиент.

кейс-менеджмент апробирован в зарубежной и отечественной практике педагогического сопровождения детей-инвалидов и признан действенным и экономически оправданным в работе с наиболее социально уязвимыми группами детей, подростков и их семей. Существуют различные типы кейс-менеджмента (в зависимости от состояния клиента, продолжительности программы его медико-социальной реабилитации и др.) и, исходя из этого, стадии процесса кейс-менеджмента социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов могут пополняться или модифицироваться. Также в социальной и педагогической практике разработаны и научно-теоретически обоснованы стандарты, по которым специалистами осуществляется кейс-менеджмент [См. 2].

Вместе с тем, в теории социальной работы, социальной педагогике и социологии социальной работы остается дискуссионным вопрос раскрытия содержания понятия «кейс-менеджмент». Обычно термин «кейс» трактуется как «случай», категория клиентов, нуждающихся в конкретной социальной помощи.

Применительно к нашему исследованию, «случаем» являются дети-инвалиды, находящиеся в трудной жизненной ситуации. При этом кейс-менеджмент понимается как «работа» со случаем.

Нам представляется более корректным и перспективным с точки зрения возможностей научного исследования рассматривать менеджмент в социальной сфере, прежде всего, как процесс управления человеческими ресурсами для достижения заранее предопределённых целей, и определять кейс-менеджмент как «управление случаем». Так, по определению, содержащемуся в документах «Case Management Society of America», «кейс-менеджмент - это процесс, в котором объединяется оценка, планирование, помощь и поддержка в получении услуг, соответствующих потребностям здоровья клиента, осуществляемый посредством общения и поиска доступных ресурсов для достижения качественных и рентабельных результатов» [3].

Такое определение кейс-менеджмента дает возможность исследовать формы конкретного сопровождения клиента в решении его проблемы от стадии ее возникновения и до стадии разрешения. Целью кейс-менеджмента становится предоставление социальных услуг самым эффективным способом, а оптимальными клиентами программ социальной адаптации оказываются люди с различными психосоциальными проблемами и/или проблемами со здоровьем.

Определение кейс-менеджмента социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов как процесса позволяет исследовать развитие данного процесса по определенным ключевым стадиям. В теории и практике социальной работы и в социальной педагогике сформировалось понимание классификации стадий кейс-менеджмента, включающей в себя:

1. Вхождение в контакт; определение специалистом приемлемости программы социальной адаптации клиенту; вовлечение клиента в такую программу;

2. Оценка как определение возможностей и потребностей клиента;

3. Планирование, определение целей как разработка совместно с клиентом конкретного плана, содержащего цели, соответствующие потребностям, и использующего возможности, выявленные при оценке;

4. Интервенция как определение подходящих под этап плана услуг и видов социально-медицинской, социально-психологической и социально-педагогической помощи; направление клиента в то учреждение или организацию, где он может получить эти услуги и помощь;

5. Мониторинг/оценка как проверка того, осуществляется ли план и приносит ли его выполнение ожидаемые результаты;

6. Завершение или закрытие случая, после того как план выполнен и с помощью выполнения плана достигнут желаемый эффект в удовлетворении потребностей, выявленных на стадии оценки.

Предложенная классификация стадий кейс-менеджмента становится теоретико-методологической основой, с одной стороны, определения ключевых эле-

ментов кейс-менеджмента: социальных инноваций, межведомственного взаимодействия, социального партнерства, а также комплекса услуг, в которых нуждаются дети-инвалиды, а с другой стороны, разработки научно-методического инструментария внедрения кейс-менеджмента социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов в деятельность учреждений систем образования и социальной защиты.

Исследование структуры, функций и видов кейс-менеджмента призвано отразить существующие социальные реалии, а также проблематику реабилитации детей-инвалидов и комплексных патронажных действий по отношению к их ближайшему окружению. В свою очередь, решение таких исследовательских задач предполагает наличие классификатора трудных жизненных ситуаций детей.

При составлении такого классификатора необходимо выявить конкретные виды актуально-типичных трудных жизненных ситуаций детей-инвалидов. Нами в процессе исследования проблемы кейс-менеджмента социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов было применено понятие «пресуппозиция социальной адаптации».

Данным понятием обозначается предварительное допущение исследования, смысл которого состоит в том, что конкретное условие или фактор социальной адаптации следует считать самим собой разумеющимся для того, чтобы социальная адаптация детей-инвалидов выступала целесообразным процессом. Как результат, социокультурный фактор и пресуппозиция социальной адаптации, рассмотренные во взаимосвязи и взаимозависимости, предстают характеристиками каждого конкретного вида трудной жизненной ситуации детей-инвалидов.

Кроме того, каждая из последовательно сменяющих друг друга форм социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка-инвалида и его семьи -профилактическая, терапевтическая, патронажная -имеет свои социально-диагностические показатели, выявление которых становится предметом отдельного исследования. Научный подход предполагает учет того обстоятельства, что проблемы детей-инвалидов и семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, имеют комплексный характер, так или иначе, затрагивают всех членов семьи.

Поэтому в решении таких проблем для достижения результата необходимо применять технологии социальной работы, направленные на всю семью в целом, а не только на уровне клиента-заявителя или клиента-носителя проблемы. К таким эффективным социальным технологиям в научных исследованиях и в практической деятельности относят управление случаем (кейс-менеджмент).

В рамках кейс-менеджмента позиция специалиста включает, с одной стороны, структурирующую составляющую (управление ситуацией, выстраивание коммуникации, определение контекста), с другой стороны, поддерживающую составляющую (рефлексирование вместе с ребенком и родителями, повышение осознанности ребенка и родительской ответствен-

ности). Данная технология рассчитана на работу с семьей детей-инвалидов, которая отчасти еще способна сама решать свои проблемы, но при этом ее видимый ресурс исчерпан. И для решения проблемы вовлекаются значимые люди из ближайшего окружения семьи или люди, авторитетные для членов семьи.

При таком подходе направлением научного исследования становится определение возможностей, ресурсов и процедур развития кейс-менеджмента социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов в деятельности органов и учреждений систем образования и социальной защиты, в том числе:

1. Изучение ситуативного подхода к реабилитации детей-инвалидов на основе анализа нормативноправовой базы и эмпирических данных о наиболее типичных проблемных ситуациях;

2. Изучение основных подходов к внедрению инновационных технологий социальной интеграции детей-инвалидов;

3. Разработка модели кейс-менеджмента сопровождения детей-инвалидов;

4. Разработка рекомендаций по реализации мероприятий кейс-менеджмента социально-педагогического сопровождения детей инвалидов.

методика социально-квалиметрических оценок социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов

По результатам проведенных эмпирических исследований нами предложена методика формирования предполагаемых социально-квалиметрических оценок социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов, находящихся в отдельно взятой базовой (исходной), актуально-типичной трудной жизненной ситуации, требующей профилактической, срочной или патронажной социальной интервенции.

Формирование оценок начинается с определения социокультурного фактора и пресуппозиции социальной адаптации конкретной базовой (исходной) трудной жизненной ситуации детей-инвалидов. Затем каждый вид социальной интервенции в жизненную ситуацию детей-инвалидов (каждый вид социальнопедагогического сопровождения) - социально-профилактический, срочного социально- терапевтического вмешательства, социальный патронаж - рассматривается на уровне процессов и явлений, требующих диагностической (квалиметрической) оценки в данной ситуации. Эти явления или процессы в каждой отдельной ситуации выступают факторами социальной адаптации детей-инвалидов (субъективными или объективными, целенаправленными или случайными).

Проблема в классификаторе трудных жизненных ситуаций детей:

Инвалидность детей.

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей-инвалидов:

1. Ограничение доступа к образованию.

Социокультурные факторы трудной жизненной ситуации детей-инвалидов: Социальная дискримина-

ция детей по физическому состоянию, которая выражается во мнении, что дети-инвалиды должны быть отделены от здоровых детей. Традиционная установка на сегрегацию, резервацию детей-инвалидов.

Пресуппозиция социальной адаптации детей-инвалидов:

Специальное образование и подготовка родителей детей-инвалидов, педагогических работников и специалистов смежных профессий; адекватные установки в подаче материала о детях-инвалидах средствами массовой информации определяют преодоление негативного действия данного фактора.

Виды социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов:

1. Социально-профилактический - подготовка детей-инвалидов к поступлению в образовательное учреждение.

Факторы социальной адаптации - уровень доступности квалифицированного консультирования по вопросам образования для родителей детей-инвалидов; уровень образовательного учреждения; соответствие педагогов, занимающихся с детьми-инвалидами, профессиональным квалификационным требованиям.

2. Срочное социально-терапевтическое вмешательство - нарушение законных прав и интересов детей-инвалидов в получении образования.

Факторы социальной адаптации детей-инвали-дов - наличие местного сообщества родителей детей-инвалидов; характер поддержки местным сообществом родителей детей-инвалидов; уровень правовой информированности и формы социальной активности родителей детей-инвалидов.

3. Социальный патронаж - высокая степень риска появления трудностей социальной адаптации ребенка, связанных с ограничением доступа к образованию; надомное обучение ребенка-инвалида.

Факторы социальной адаптации детей-инвали-дов - уровень доступа к социальным услугам семьям и детям-инвалидам, проживающим в отдаленных от районного центра селах (включая перевозку детей-инвалидов в учреждения образования); уровень доступности квалифицированного консультирования по вопросам образования для родителей детей-инвалидов; возможность использования услуг сопровождающего лица (тьютора) [ См. 4; 5].

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей-инвалидов:

2. Невыполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации (ИПр) ребенка специалистами учреждений.

Социокультурные факторы трудной жизненной ситуации детей-инвалидов: неэффективное межведомственное взаимодействие между органами и учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры. Низкая правовая культура родителей в защите законных прав и интересов детей-инвалидов.

Пресуппозиция социальной адаптации детей-ин-валидов: В соответствии с законодательством, реализа-

ция мероприятий индивидуальной программы реабилитации для инвалида носит рекомендательный характер. Однако, когда дело касается детей-инвалидов, рекомендательность в реализации индивидуальной программы реабилитации должна дополняться обязательными элементами:

1. Специальной подготовкой (профессиональным консультированием) родителей (технология раннего вмешательства);

2. Специальной поддержкой детей-инвалидов в виде социально-педагогических и психологических услуг в ходе реализации индивидуальной программы реабилитации;

3. Участием в реабилитации детей-инвалидов межведомственной команды специалистов, осуществляющих регулярную социальную диагностику.

Виды социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов:

1. Социально-профилактический - процесс формирования рекомендаций индивидуальной программы реабилитации.

Факторы социальной адаптации - степень информированности родителей ребенка-инвалида о правилах составления индивидуальной программы реабилитации; степень участия родителей ребенка-инвалида в составлении плана мероприятий индивидуальной программы реабилитации; выполнение работниками бюро медико-социальной экспертизы своих обязанностей по составлению индивидуальной программы реабилитации; обжалование содержания индивидуальной программы реабилитации.

2. Срочное социально-терапевтическое вмешательство - нарушение законных прав и интересов детей-инвалидов в выполнении мероприятий индивидуальной программы реабилитации.

Факторы социальной адаптации детей-инвали-дов - количество и характер мероприятий, выполнение которых при реализации индивидуальной программы реабилитации вызывает затруднение; объективное основание или субъективная причина, по которым специализированное учреждение отказывает в реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации; опыт обращения родителей ребенка-инвалида в судебные инстанции; осуществление органом социальной защиты населения координации мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

3. Социальный патронаж - выполнение комплексных долгосрочных мероприятий индивидуальной программы реабилитации.

Факторы социальной адаптации детей-инвали-дов - характер ограничения основных видов жизнедеятельности детей-инвалидов; возраст и интересы ребенка-инвалида и его родителей; сочетание инвалидности с проблемами опеки, попечительства, сиротства; педагогическая компетентность родителей в воспитании ребенка-инвалида; педагогическая компетентность сотрудников учреждений в предоставлении реабилитационных услуг ребенку-инвалиду [См. 6; 7; 8].

Базовая (исходная) трудная жизненная ситуация детей-инвалидов:

З. Физические барьеры для передвижения и удовлетворения специальных потребностей.

Социокультурные факторы трудной жизненной ситуации детей-инвалидов: Низкий уровень информированности населения о нормах и правилах без-барьерной среды. Пассивность родителей в решении правовых вопросов защиты прав детей-инвалидов на безбарьерную среду, в том числе, в судебном порядке. Обозначенность проблемы безбарьерной среды в средствах массовой информации.

Пресуппозиция социальной адаптации детей-инвалидов: Данного рода ситуации в целом носят завершенный характер, поскольку устранение физических барьеров для передвижения и удовлетворения специальных потребностей (в том числе, образования детей-инвалидов) само по себе выступает единовременной мерой. Несмотря на это, необходима постоянная работа на уровне региональных и муниципальных органов власти и со СМИ для того, чтобы единовременные процедуры устранения физических барьеров были осуществлены. Конечная оценка качества социальной адаптации ребенка-инвалида производится на основе оценки родителями полезности того или иного приспособления для детей-инвалидов.

Виды социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов:

1. Социально-профилактический - при наличии потенциально значительного количества детей-инвалидов требуется приспособление физической (архитектурной) среды, установка в учреждениях образования, культуры, здравоохранения специальных устройств и приспособлений

Факторы социальной адаптации детей-инвали-дов - уровень входящего потока детей-инвалидов; степень приспособляемости физической среды к индивидуальным потребностям детей-инвалидов; уровень и качество подготовки сотрудников учреждений для проведения необходимых операций для приспособления физической (архитектурной) среды.

2. Срочное социально-терапевтическое вмешательство - ребенок не может получить образовательные, социальные и иные услуги из-за барьеров для передвижения и удовлетворения специальных потребностей.

Факторы социальной адаптации детей-инвали-дов - социально ответственные действия администрации учреждения по устранению физических барьеров; социально значимые действия родителей детей-инвалидов по устранению барьеров; использование СМИ при возникновении проблемного случая.

3. Социальный патронаж - бездействие или отказ органов и/или учреждений устранять физические барьеры для передвижения и удовлетворения специальных потребностей детей вопреки законным требованиям родителей детей-инвалидов.

Факторы социальной адаптации детей-инвали-дов - обращение родителей детей-инвалидов в выше-

стоящие органы власти и/или в суд; объединение родителей для решения проблемы безбарьерной среды; уровень и качество поддержки родителей социальными адвокатами; уровень и качество поддержки родителей социальными службами [См. 9; 10].

После того, как были выявлены факторы социальной адаптации детей-инвалидов, создание методики формирования социально-квалиметрических оценок социально-педагогического сопровождения таких детей потребовало систематизировать, сгруппировать

на заключительном этапе создания методики формирования социально-квалиметрических оценок социально-педагогического сопровождения детей-ин-валидов были составлены перечни степеней и уровней показателей факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации с последующим отбором дублирующих показателей.

СООТНОШЕНИЕ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Эмпирическое исследование показало, что факторы социальной адаптации детей-инвалидов следует интерпретировать как с позиций качественного свое-

более широкий круг частных факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации.

На начальном этапе были сопоставлены объективные и субъективные показатели таких факторов (табл. 1).

на следующем этапе были сформированы группы показателей факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации с преобладающей целенаправленностью и преобладающей случайностью (табл. 2).

образия содержания каждого фактора, так и с точки зрения количественных характеристик. В свою очередь, интеграция количественного и качественного подходов позволяет, прежде всего, классифицировать степени показателей факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации:

1. Степень информированности родителей ре-бенка-инвалида о правилах составления индивидуальной программы реабилитации;

2. Степень участия родителей ребенка-инвалида в составлении плана мероприятий индивидуальной программы реабилитации;

3. Степень проявления у детей «синдрома уличного поведения»;

Таблица 1

Объективные и субъективные показатели факторов социальной адаптации детей

Объективные показатели факторов Субъективные показатели факторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Уровень поддержки родителей местным сообществом (социальными адвокатами, волонтерами и т. п.); 2. Уровень дохода семьи (в том числе социального обеспечения); 3. Уровень доступности социальных услуг семьям и детям (в том числе, уровень доступности квалифицированного консультирования по вопросам реабилитации для родителей детей-инвалидов; доступности социальных услуг для воспитанников и выпускников интернатных учреждений); 4. Уровень распространенности среди несовершеннолетних (в образовательном учреждении, районе) полной информации о наркотических средствах, негативных последствиях их употребления и типичных случаях приобщения к наркотикам; 5. Уровень входящего в учреждение потока детей-инвалидов (количество обучающихся детей-инвалидов); 6. Уровень подготовки сотрудников учреждения для проведения необходимых действий по оказанию социальной помощи детям (в том числе, процедур приспособления физической (архитектурной) среды); 7. Уровень развития коллектива сотрудников учреждения; 8. Уровень доступности детям наркотического сырья и готовых наркотиков (алкоголя); 9. Степень тяжести заболевания ребенка; 10. Степень адаптированности физической среды к индивидуальным потребностям детей-инвалидов; 11. Степень влияния неудовлетворительных жилищнобытовых условий на здоровье и успешную социализацию ребенка. 1. Уровень правовой культуры родителей (в том числе степень информированности родителей ребенка-инвалида о правилах составления ИПР); 2. Уровень и формы социальной активности родителей в связи с возникновением трудной жизненной ситуацией ребенка (в том числе, степень участия родителей ребенка-инвалида в составлении плана мероприятий ИПР; степень готовности семьи взаимодействовать со специалистами учреждений системы социальной защиты и органов опеки и попечительства; степень обеспокоенности родителей ходом социализации ребенка; степень участия родителей в личной жизни детей подросткового возраста и др.); 3. Степень и характер неисполнения родителями (опекунами, попечителями) своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка (включая уровень контроля со стороны родителей; характер семейного воспитания, степень педагогической запущенности; степень безнадзорности ребенка); 4. Степень конфликтности семейных отношений; 5. Степень деструктивности ценностных ориентаций членов семьи; 6. Степень алкоголизации (наркотизации) членов семьи; 7. Уровень образования ребенка (в том числе уровень овладения основами здорового образа жизни); 8. Уровень и характер задержки психического развития и/или психосексуальных отклонений; 9. Степень однообразия в проведении ребенком свободного времени; 10. Степень раскаяния в совершенном правонарушении (преступлении); 11. Степень деструктивности действий подростка (в том числе в конфликтах); 12. Степень развития у детей социальных (жизненных) навыков; 13. Степень проявления у детей «синдрома уличного поведения».

Таблица 2

Группы показателей факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации с преобладающей целенаправленностью и преобладающей случайностью

Показатели факторов с преобладающей целенаправленностью Показатели факторов с преобладающей случайностью

1. Уровень дохода семьи (в том числе, социального обеспечения); 2. Уровень доступности социальных услуг семьям и детям (в том числе, уровень доступности квалифицированного консультирования по вопросам реабилитации для родителей детей-инвалидов; доступности социальных услуг для детей-воспитанников и выпускников интернатных учреждений); 3. Уровень распространенности среди несовершеннолетних (в образовательном учреждении, районе) полной информации о наркотических средствах, негативных последствиях их употребления и типичных случаях приобщения к наркотикам; 4. Уровень подготовки сотрудников учреждения для проведения необходимых действий по оказанию социальной помощи детям (в том числе, процедур приспособления физической (архитектурной) среды); 5. Уровень развития коллектива сотрудников учреждения. 1. Уровень поддержки родителей местным сообществом (социальными адвокатами, волонтерами и т. п.); 2. Уровень входящего в учреждение потока детей-инвалидов (количество обучающихся детей-инвалидов); 3. Уровень доступности детям наркотического сырья и готовых наркотиков (алкоголя); 4. Степень влияния неудовлетворительных жилищно-бытовых условий на здоровье и успешную социализацию ребенка. 5. Степень адаптированности физической среды к индивидуальным потребностям детей-инвалидов; 6. Степень тяжести заболевания ребенка.

4. Степень готовности семьи взаимодействовать со специалистами учреждений системы социальной защиты и органов опеки и попечительства.

б. Степень и характер неисполнения родителями (опекунами, попечителями) своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка;

6. Степень конфликтности семейных отношений;

7. Степень педагогической запущенности ребенка (характер семейного воспитания ребенка);

8. Степень однообразия в проведении ребенком свободного времени.

9. Степень алкоголизации (наркотизации) членов семьи;

Ю. Степень безнадзорности ребенка;

11. Степень тяжести заболевания ребенка;

12. Степень участия членов семьи несовершеннолетнего в его социальной поддержке;

13. Степень утраты членами семьи социальных навыков;

14. Степень деструктивности ценностных ориентаций членов семьи;

Іб. Степень обеспокоенности родителей ходом социализации ребенка;

16. Степень раскаяния ребенка в совершенном девиантном поступке (правонарушении);

17. Степень конфликтности детей по отношению к окружающим сверстникам и взрослым.

18. Степень деструктивности в действиях детей;

19. Степень участия родителей в личной жизни детей подросткового возраста;

20. Степень развития социальных, жизненных навыков детей-воспитанников интернатных учреждений;

21. Степень приспособляемости среды к индивидуальным потребностям детей-инвалидов;

22. Степень влияния неудовлетворительных жилищно-бытовых условий на здоровье и успешную социализацию ребенка.

С другой стороны, примененный интегративный количественно-качественный подход позволяет систематизировать уровни показателей факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации:

1. Уровень доступности квалифицированного консультирования по вопросам образования для родителей детей-инвалидов;

2. Уровень образовательного учреждения;

3. Уровень распространенности среди несовершеннолетних (в образовательном учреждении, районе и т. п.) полной информации о наркотических средствах, негативных последствиях их употребления и типичных случаях приобщения к наркотикам;

4. Уровень правовой культуры и социальной активности родителей детей-инвалидов.

б. Уровень доступа к социальным услугам семьям и детям-инвалидам, проживающим в отдаленных от районного центра селах (включая перевозку детей-инвалидов в учреждения образования);

6. Уровень входящего в образовательное учреждение потока детей-инвалидов (количество обучающихся детей-инвалидов);

7. Уровень и качество подготовки сотрудников учреждений для проведения необходимых операций по приспособлению физической (архитектурной) среды;

8. Уровень и качество поддержки родителей детей-инвалидов социальными адвокатами;

9. Уровень и качество поддержки родителей детей-инвалидов социальными службами;

Ю. Уровень дохода семьи;

11. Уровень развития коллектива учреждения, осуществляющего кейс-менеджмент социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов;

12. Уровень востребованности технологии посредничества и действий медиатора при социальнопедагогическом сопровождении детей-инвалидов;

13. Уровень образования ребенка;

14. Уровень доступности для детей наркотического сырья и готовых наркотиков;

15. уровень контроля над поведением ребенка со стороны родителей;

16. уровень социального обеспечения семьи (пособия, выплаты и др.);

17. Уровень овладения основами здорового образа жизни;

18. Уровень и характер возможной задержки психического развития и психосексуальных отклонений детей;

19. Уровень и формы социальной активности членов семьи ребенка-инвалида с целью улучшения социально-бытовых условий;

20. Уровень доступности социальных услуг для детей-воспитанников и выпускников интернатных учреждений.

С точки зрения требований социальной ква-лиметрии в приведенных результатах исследования степень и уровень показателей факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации отражают состояние развития присущего рассматриваемому социокультурному явлению свойства.

Проведенное компаративное исследование классифицированных и систематизированных степеней и уровней показателей факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации с последующей выборкой дублирующихся показателей определило суммирующие, итоговые показатели таких факторов:

1. Уровень правовой культуры родителей (в том числе степень информированности родителей ребен-ка-инвалида о правилах составления индивидуальной программы реабилитации);

2. Уровень и формы социальной активности родителей в связи с трудной жизненной ситуацией ребенка (в том числе степень участия родителей ребенка-инвалида в составлении плана мероприятий индивидуальной программы реабилитации; степень готовности семьи взаимодействовать со специалистами учреждений системы образования, системы социальной защиты и органов опеки и попечительства; степень обеспокоенности родителей ходом социализации ребенка; степень участия родителей в личной жизни детей подросткового возраста и др.);

3. Уровень поддержки родителей местным сообществом (социальными адвокатами, волонтерами и т. п.);

4. Уровень дохода семьи (в том числе социального обеспечения);

5. Уровень доступности социальных услуг семьям и детям (в том числе уровень доступности квалифицированного консультирования по вопросам реабилитации для родителей детей-инвалидов; доступности социальных услуг для детей-воспитанников и выпускников интернатных учреждений);

6. Степень и характер неисполнения родителями (опекунами, попечителями) своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка (включая уровень контроля над детьми со стороны родителей; характер семейного воспитания, степень педагогической запущенности детей; степень безнадзорности ребенка);

7. Степень конфликтности семейных отношений;

8. Степень деструктивности ценностных ориентаций членов семьи;

9. Степень алкоголизации (наркотизации) членов семьи;

Ю. Уровень распространенности среди несовершеннолетних (в образовательном учреждении, районе) полной информации о наркотических средствах, негативных последствиях их употребления и типичных случаях приобщения к наркотикам;

11. Уровень входящего в образовательное учреждение потока детей-инвалидов (количество обучающихся детей-инвалидов);

12. Уровень подготовки сотрудников учреждения для проведения необходимых действий по оказанию социальной помощи детям (в том числе операций по приспособлению физической (архитектурной) среды к потребностям ребенка);

13. Уровень развития коллектива учреждения, осуществляющего кейс-менеджмент социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов;

14. Уровень образования ребенка (в том числе уровень овладения основами здорового образа жизни);

Іб. Уровень доступности детям наркотического сырья и готовых наркотиков (алкоголя);

Іб. Уровень и характер задержки психического развития и/или психосексуальных отклонений детей;

ІУ. Степень однообразия в проведении ребенком свободного времени;

18. Степень раскаяния в совершенном девиантном поступке, правонарушении (преступлении);

19. Степень тяжести заболевания ребенка-инвалида;

20. Степень деструктивности действий подростка (в том числе в конфликтах);

21. Степень развития социальных (жизненных) навыков (в том числе у детей-воспитанников интернатных учреждений);

22. Степень приспособляемости физической среды к индивидуальным потребностям детей-инва-лидов;

23. Степень влияния неудовлетворительных жилищно-бытовых условий на здоровье и нормальную социализацию ребенка.

24. Степень проявления у детей «синдрома уличного поведения».

Выявленные в ходе исследования суммирующие, итоговые показатели факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации, в свою очередь, подлежат дальнейшей научной интерпретации, в частности, могут быть разделены на две группы: количественно измеримые и количественно неизмеримые.

Например, степень раскаяния в совершенном девиантном поступке является количественно неизмеримой характеристикой ребенка и определяется исключительно субъективно, в ходе социальнопедагогической диагностики. С другой стороны, степень алкоголизации (наркотизации) членов семьи ребенка-инвалида количественно измерима, и ее можно отразить в шкалах частоты употребления и состава употребляемого вещества в процессе социальнопедагогической диагностики.

социологические НАУКИ ►►►»

ВЫВОДЫ

Кейс-менеджмент социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов постоянно связан с выбором мировоззренческой позиции и диагностики наблюдаемых в окружении ребенка социокультурных процессов и явлений. Определение показателей социокультурных факторов адаптации детей в трудной жизненной ситуации подтверждает то, что активное приспособление к социальным условиям путем усвоения ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого ребенка, в том числе ребенка-инвалида.

В ходе прикладного социологического исследования установлено, что из всех существенных признаков, которыми обладают выявленные характеристики факторов процесса социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации, субъективность и объективность, целенаправленность и случайность являются ключевыми.

Внешний, независимый характер влияний на ребенка и социокультурные обстоятельства, в которые он включен, определяют объективность фактора (показателя). Внутренний, зависимый характер влияний на ребенка и социокультурные обстоятельства, в которые он включен, определяют субъективность фактора (показателя). При этом целенаправленность и случайность детерминируют объективные факторы как степени (уровни) сознательного или неосознанного социально-педагогического влияния на трудную жизненную ситуацию ребенка.

В ходе исследования учитывалось то обстоятельство, что специалисты, осуществляющие социальнопедагогическое сопровождение детей-инвалидов, более тесно, чем представители других профессий, связаны с реализацией социальной политики на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, а также включены в социокультурные процессы, обладая профессиональными возможностями для урегулирования трудностей социальной изоляции и дискриминации детей-инвалидов.

Для реализации данной задачи от специалистов по социальной работе и социальных педагогов требуется способность к рефлексии: признавая свою роль социальных менеджеров, в то же самое время рассматривать свою профессиональную деятельность в социально-педагогическом, психологическом и более широком социокультурном контексте.

Выявленные предварительные допущения относительно условий или факторов социальной адаптации (и/или реабилитации) ребенка, которые следует считать самими собой разумеющимися для того, чтобы социальная адаптация выступала целесообразным процессом, дают возможность рассмотреть детерминирующее влияние субъективных и объективных, целенаправленных и случайных факторов процесса адаптации детей в трудной жизненной ситуации.

При этом каждая ситуация рассматривается с точки зрения полученных эмпирических данных и ситуационных характеристик, что позволяет достичь

практико-ориентированной полноты анализа проблем социально-педагогического сопровождения детей-инвалидов.

Дальнейший этап исследования предполагает квалиметрическое объяснение каждого из выделенных показателей, то есть представление его в виде определенной шкалы или «дерева свойств», в зависимости от принципиальной возможности количественного измерения показателя.

Результаты проведенного исследования становятся основой для создания прикладного инструментария для технологий социальной реабилитации, социальной адаптации и психосоциальной коррекции несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. В частности, создание шкалы позволит специалистам более взвешенно и целесообразно подходить к процессу выработки нормативноправовых актов, регулирующих социальную защиту детей-инвалидов.

Каждая из последовательно сменяющих друг друга форм социальной интервенции в жизнедеятельность ребенка-инвалида и его семьи - профилактическая, терапевтическая, патронажная - имеет свои социально-диагностические (квалиметрические) показатели, выявление которых предполагает дальнейшее исследование.

Благодарности: работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственное задание по тематическому плану;регистрационный номер 65810201).

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ewers M., Schaeffer D. Case Management in Theorie und Praxis. Bern: Hans Huber, 2000. P.14-17; Fisher K. Case Management // Quality Review Bulletin. 1987. № 13. P. 287-290; Kanter J. S. Clinical case management: definition, principles, components // Hospital and Community Psychiatry. 1989. № 40. P. 361-368; Raiff N. R., Shore B. K. (eds.) Advanced Case Management: New Strategies for the Nineties. L.: Sage Publications, 1993. 187 p.; etc.

2. The National Association of Social Workers (NASW) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. socialworkers.org/practice/standards/sw_case_mgmt.

3. Кейс-менеджмент [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. socfaqtor.wordpress.com/2009/05.

4. Бациев В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого ребенка. Анализ законодательства. М.: Теревинф, 2003. 128 с.

5. Бациев В., Дименштейн Р., Корнеев В., Ларикова И. Реабилитация и образование особого ребенка. От прогрессивных законов к их реализации. М.: Теревинф, 2004. 104 с.

6. Колосков С., Царькова М. Право на будущее // Социальная защита. 2002. № 7. Приложение «Социономия» С. 6-13.

7. Гусева Л. А. О критериях и признаках оценки эффективности индивидуальных программ реабилитации инвалидов // Сотис. 2005. № 1. С. 51-55.

8. Возжаева Ф. С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов // Социс. 2OO2. № б. С. і5-і6.

9. Романов П., Ярская-Смирнова E., Вайтфилд С., Келли С. Социологическое исследование проблем инва-

лидности и реабилитации инвалидов в Российской Федерации. М., 2009.

10. Наберушкина Э. К. Социальный статус нетипичнос-ти // Социокультурные проблемы нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. С. 129-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.