Научная статья на тему 'Квалиметрические аспекты социокультурных факторов адаптации несовершеннолетних в трудных жизненных ситуациях'

Квалиметрические аспекты социокультурных факторов адаптации несовершеннолетних в трудных жизненных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ / SOCIAL ASSISTANCE / SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN / DIFFICULT LIFE SITUATION / SOCIAL QUALIMETRY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дудкин Артем Сергеевич

Для практической реализации в социальной и педагогической работе, полученные в результате исследования факторы социальной адаптации несовершеннолетних в определенных типичных трудных жизненных ситуациях нуждаются в аналитическом рассмотрении с использованием социально-квалиметрического подхода. Выделенные в ходе эмпирического исследования уровни и степени факторов социальной адаптации описываются квалиметрическими индикаторами, с учетом необходимых и достаточных свойств. Отмечаются проблемы изучения и реализации количественных оценок качества социальной адаптации, подчеркиваются барьеры и границы регламентации в форме количественного учета и контроля социальнопедагогической работы. Цель Определение аспектов применения социальной квалиметрии в изучении социальной помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации и применении результатов социологических исследований на практике. Метод или методология проведения работы Социологические исследования, классификация, анализ и синтез, квалиметрические методы. Результаты Характеристика проблемной ситуации применения социальной квалиметрии в исследованиях подобного рода; квалиметрические индикаторы, а также необходимые и достаточные свойства 24 степеней (уровней) показателей факторов социальной адаптации детей в трудных жизненных ситуациях. Область применения результатов Педагогика, социальная работа, социальное партнерство, социальное посредничество, социальный патронаж, защита прав участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дудкин Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIMETRIC ASPECTS OF THE SOCIO-CULTURAL FACTORS OF THE ADAPTATION OF CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

For practical realization in the social and pedagogical work, the factors of social adaptation of minors received as a result of research in certain typical difficult life situations need analytical consideration using an analytical social qualimetric approach. The levels allocated during empirical research and degree of factors of social adaptation are described with qualimetric indicators, taking into account necessary and sufficient properties. Problems of studying and realization of quantitative estimations of quality of social adaptation are marked, barriers and borders of a regulation in the form of the quantitative account and control of socially-pedagogical work are underlined. Purpose To determine aspects of social qualimetry in the study of social assistance to children and adolescents who are in difficult situations and applying the results of sociological research into practice. Methodology Sociological researches, case studies, classification, analysis and synthesis, qualimetric methods. Results Description of the problem situation of social qualimetry in studies of this kind; qualimetric indicators, as well as the necessary and sufficient properties of 24 degrees (levels) of the factors of social adaptation of children in difficult life situations. Practical implications Pedagogy, social work, social partnership, social mediation, social patronage, protection of human participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Квалиметрические аспекты социокультурных факторов адаптации несовершеннолетних в трудных жизненных ситуациях»

УДК 364.42/.44

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Дудкин А.С.

Для практической реализации в социальной и педагогической работе, полученные в результате исследования факторы социальной адаптации несовершеннолетних в определенных типичных трудных жизненных ситуациях нуждаются в аналитическом рассмотрении с использованием социально-квалиметрического подхода. Выделенные в ходе эмпирического исследования уровни и степени факторов социальной адаптации описываются квалиметрическими индикаторами, с учетом необходимых и достаточных свойств. Отмечаются проблемы изучения и реализации количественных оценок качества социальной адаптации, подчеркиваются барьеры и границы регламентации в форме количественного учета и контроля социальнопедагогической работы.

Цель

Определение аспектов применения социальной квалиметрии в изучении социальной помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации и применении результатов социологических исследований на практике.

Метод или методология проведения работы

Социологические исследования, классификация, анализ и синтез, квалиметрические методы.

Результаты

Характеристика проблемной ситуации применения социальной квалиметрии в исследованиях подобного рода; квалиметрические индикаторы, а также необходимые и достаточные свойства 24 степеней (уровней) показателей факторов социальной адаптации детей в трудных жизненных ситуациях.

Область применения результатов

Педагогика, социальная работа, социальное партнерство, социальное посредничество, социальный патронаж, защита прав участников образовательного процесса.

Ключевые слова: социальная помощь; социальная адаптация

несовершеннолетних; трудная жизненная ситуация; социальная квалиметрия.

QUALIMETRIC ASPECTS OF THE SOCIO-CULTURAL FACTORS OF THE ADAPTATION OF CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Dudkin A.S.

For practical realization in the social and pedagogical work, the factors of social adaptation of minors received as a result of research in certain typical difficult life situations need analytical consideration using an analytical social qualimetric approach. The levels allocated during empirical research and degree of factors of social adaptation are described with qualimetric indicators, taking into account necessary and sufficient properties. Problems of studying and realization of quantitative estimations of quality of social adaptation are marked, barriers and borders of a regulation in the form of the quantitative account and control of socially-pedagogical work are underlined.

Purpose

To determine aspects of social qualimetry in the study of social assistance to children and adolescents who are in difficult situations and applying the results of sociological research into practice.

Methodology

Sociological researches, case studies, classification, analysis and synthesis, qualimetric methods.

Results

Description of the problem situation of social qualimetry in studies of this kind; qualimetric indicators, as well as the necessary and sufficient properties of 24 degrees (levels) of the factors of social adaptation of children in difficult life situations.

Practical implications

Pedagogy, social work, social partnership, social mediation, social patronage, protection of human participants in the educational process.

Keywords: social assistance; social adaptation of children; difficult life situation; social qualimetry.

Многие проблемы несовершеннолетних, находящиеся на стыке социальной защиты, образования, медицины и права, несмотря на детально разработанные методики деятельности специалистов и устойчивые нормативно-правовые основы данной деятельности, по-прежнему остаются нерешенными. В одних случаях глубинные детерминанты общественных противоречий социализации ребенка остаются сокрытыми, а в других - ими просто не занимаются на профессиональном уровне. Поэтому на сегодняшний день крайне важно ориентировать теоретические исследования в сфере педагогики и социальной работы на практическую реализацию, учитывая межпредметные связи с важнейшей из наук современного постиндустриального общества - социальной квалиметрией.

Осуществленные группой ученых Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского этапы исследования по

проблеме "Социокультурная детерминация процесса адаптации детей в трудной жизненной ситуации" показали, что активное приспособление к социальным условиям путем усвоения ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для социального благополучия любого ребенка.

Факторы социальной адаптации при этом можно описать как с позиций качественного своеобразия содержания каждого фактора, так и с точки зрения количественных характеристик оценки данного своеобразия.

Выделенные в ходе эмпирического исследования уровни и степени факторов социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации были сведены к следующему комплексу:

1. уровень правовой грамотности родителей (в т. ч. степень информированности родителей ребенка-инвалида о правилах составления ИПР);

2. уровень и формы социальной активности родителей в связи с трудной жизненной ситуацией ребенка (в т. ч. степень участия родителей ребенка-инвалида в составлении плана мероприятий индивидуальной программы реабилитации; степень готовности семьи взаимодействовать со специалистами учреждений системы социальной защиты и органов опеки и попечительства; степень обеспокоенности родителей ходом социализации ребенка; степень участия родителей в личной жизни детей подросткового возраста и др.);

3. уровень поддержки родителей местным сообществом (социальными

адвокатами, волонтерами и т. п.);

4. уровень дохода семьи (в т. ч. социального обеспечения);

5. уровень доступности социальных услуг семьям и детям (в т. ч. уровень доступности квалифицированного консультирования по вопросам реабилитации для родителей детей-инвалидов; доступности социальных услуг для воспитанников и выпускников интернатных учреждений);

6. степень и характер неисполнения родителями (опекунами, попечителями)

своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка (включая уровень контроля со стороны родителей; характер семейного

воспитания, степень педагогической запущенности; степень

безнадзорности ребенка);

7. степень конфликтности семейных отношений;

8. степень деструктивности ценностных ориентаций членов семьи;

9. степень алкоголизации (наркотизации) членов семьи;

10.уровень охваченности несовершеннолетних (в образовательном

учреждении, районе) полной информацией о наркотических средствах, негативных последствиях их употребления и распространённых случаях приобщения к наркотикам;

11.уровень входящего в учреждение потока детей-инвалидов (количество обучающихся детей-инвалидов);

12.уровень подготовки сотрудников учреждения для проведения необходимых действий по оказанию социальной помощи детям (в т. ч. операций для приспособления физической (архитектурной) среды);

13.уровень развития коллектива учреждения;

14.уровень образования ребенка (в т. ч. подростка, несовершеннолетней мамы, а также уровень овладения основами здорового образа жизни);

15.уровень доступности наркотического сырья и готовых наркотиков (алкоголя);

16.уровень и характер задержки психического развития и/или психосексуальных отклонений;

17.степень однообразия в проведении ребенком свободного времени;

18.степень раскаяния в совершенном правонарушении (преступлении);

19.степень тяжести заболевания ребенка;

20.степень деструктивности действий подростка (в т. ч. в конфликтах);

21.степень развития социальных (жизненных) навыков (в т. ч. у воспитанников интернатных учреждений);

22.степень приспособляемости физической среды к индивидуальным потребностям детей-инвалидов;

23.степень влияния неудовлетворительных жилищно-бытовых условий на здоровье и нормальную социализацию ребенка.

24.степень сформированности «синдрома уличного поведения».

Представленные 24 степени (уровня) можно разделить на две группы:

количественно измеримые и количественно неизмеримые. Например, степень раскаяния в совершенном преступлении - характеристика несовершеннолетнего, определяемая исключительно субъективно, в ходе социально-педагогической диагностики. С другой стороны, степень алкоголизации (наркотизации) членов семьи принципиально измерима и ее можно выразить в количественных шкалах частоты употребления и свойств употребляемого вещества.

Дальнейший этап исследования заключается в квалиметрическом описании каждого из выделенных показателей, то есть представлении его в виде определенной шкалы или группы свойств, в зависимости от принципиальной возможности количественного измерения показателя.

Результат данного исследования позволяет выработать ряд прикладных инструментов технологий социальной реабилитации, адаптации и коррекции несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные шкалы также позволят более взвешенно и целесообразно подходить к процессу выработки нормативно-правовых актов, регулирующих социальную защиту несовершеннолетних.

Для того, чтобы описать модели оказания социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации и сделать выводы о детерминирующем воздействии социальной помощи на процесс адаптации детей в трудной жизненной ситуации, требуется выразить соответствующие показатели в

количественных шкалах (сформировать квалиметрический инструментарий), и определить комплекс субъективных критериев оценки фактора.

Данные задачи можно выполнить путем синтеза полученной эмпирической информации об оказании социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации и применения основных положений социальной квалиметрии.

Квалиметрия как наука о принципах и методах количественной оценки качества объектов и явлений позволяет применять универсальный для материальной и нематериальной сфер подход: интегральное качество объекта, процесса, явления разбивать на более простые элементы и количественно измерять отдельные его свойства.

Долгое время считалось, что качество несводимо к физическим величинам, а в социальной квалиметрии оценка качества исчерпывается применением метода экспертных оценок. До развития социальной квалиметрии как науки утверждалось, что социальные процессы и явления не измеряются, потому что измерения выполняются без применения специальных технических средств.

В настоящий момент представители гуманитарных наук получили возможность легитимного применения в области их научных интересов точных количественных методов исследований, основанных на измерениях. В соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", «измерение - совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины». Таким образом, измерять можно не только физические величины.

Вместе с тем, сущность рассматриваемой проблемы заключается не в нормативном регулировании измерений качества объектов и процессов, а в том, как современные исследователи понимают категорию «качество» применительно к социальным процессам, социокультурным факторам, психолого-педагогическим явлениям.

Выявление и изучение подростка, вставшего на путь экстремизма или собирающегося свести счеты с жизнью - не менее значимая для государства и общества задача, чем выявление брака в деталях на производстве или изучение аварийного жилого фонда. Однако в первом случае квалиметрический подход совершенно не развит или находится в зачаточном состоянии.

Во-первых, ошибочно считается, что в управлении социальной жизнью человека возможность количественных измерений настолько ограничена, что ее осуществление принимает сугубо материально-финансовую форму.

Во-вторых, отечественная наука еще не развила собственный методический аппарат социальной квалиметрии, а мировые наработки в этой области освоить до сих пор не смогла. Например, Международная классификация функционирования, ограничений, жизнедеятельности и здоровья детей и подростков, предназначенная для использования специалистами в области здравоохранения, социальной защиты и образования детей и молодежи, на сегодняшний день почти не используется практикующими специалистами.

Вместе с тем, апробация результатов исследования в практических занятиях по программе повышения квалификации муниципальных служащих «Современные технологии работы с семьей в системе защиты детства и профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в регионе» (г. Пенза, 24-28 октября 2011 г., Пензенский региональный Центр дистанционного образования, где основными слушателями выступили ответственные секретари Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также специалисты управлений социальной защиты населения), показала, что информирование специалистов о новейших разработках в области социально-педагогической, социально-медицинской и социальнопсихологической квалиметрии не гарантирует немедленного прогресса в практической деятельности ознакомленных с новым инструментарием специалистов.

Причина заключается в том, что для использования передовых мировых разработок и применения своих инновационных социальных технологий требуется соответствующая организация процессов внедрения новшеств. Сложившаяся административно-командная система в образовании и социальной защите не позволяет быстро и эффективно конвертировать приобретаемые специалистами знания в деятельность.

В-третьих, категории качества социализации детей и подростков, качества воспитания и образования, качества социальной защиты трактуются по-прежнему ненаучно, или даже волюнтаристски как на уровне социальной политики, так и в непосредственной работе с личностью.

Например, концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2008 г., почти не содержит четких квалиметрических показателей планируемого повышения качества социальной защищенности. В то же время, на уровне учреждений специалисты обычно путают категории «качество» и «эффективность» окончательно внося неразбериху в обоснование целеполагания и целесообразности социальной помощи.

Особенно ярко обозначенные затруднения проявляются в ситуациях, определяющих социокультурный контекст становления и развития личности подростка. На предыдущих этапах исследования нами уже были выявлены 23 актуально-типичные трудные жизненные ситуации несовершеннолетних, требующие профилактической, срочной и патронажной социальной интервенции. Затем мы выделили 24 степени показателей факторов социальной адаптации детей в данных трудных жизненных ситуациях. Каждая из них, в свою очередь, была разложена на квалиметрические индикаторы, а также необходимые и достаточные свойства.

Теперь задача состоит в том, чтобы обеспечить механизмы правового, организационно-административного и социально-педагогического внедрения

указанных наработок в виде моделей социальной помощи несовершеннолетним в деятельность учреждений образования и социальной защиты.

Рассмотрим данную задачу на примере одной из 24 выделенных степеней, а именно - уровня охваченности несовершеннолетних (в образовательном учреждении, районе) полной профилактической информацией о наркотических средствах, негативных последствиях их употребления и распространённых случаях приобщения к наркотикам. Указанный уровень включает следующие квалиметрические индикаторы:

1. количество каналов передачи информации (интернет, телевидение, газеты и др.);

2. отношение количества получивших информацию к количеству потенциальных получателей информации (охват);

3. количество мероприятий (в единицу времени: месяц, год) и

относительное количество рабочего времени, затраченного на распространение профилактической информации (относительно рабочего времени, затраченного не на распространение профилактической информации).

Необходимые и достаточные свойства указанного уровня следующие:

1. полнота предоставляемой информации;

2. продолжительность получения информации

2.1. единовременность

2.2. регулярность;

3. содержание информации.

В деятельности средней школы данный уровень с указанными индикаторами должен использоваться во внутренней системе контроля качества воспитательного и образовательного процесса, а также администрацией, педагогами, социальными работниками, психологами как один из ключевых параметров оценки реализуемой школой профилактики. Учреждения социального обслуживания могут применять данный инструмент в

планировании социальной работы с несовершеннолетними и анализе результатов превентивных мер.

Количественная оценка собственно содержания профилактической информации тоже возможна, например, относительно числа используемых ссылок, видеоматериалов, интересных фактов, проведенных со школьниками эмпирических опытов. Вместе с тем, абсолютная, тотальная регламентация в форме количественного учета и контроля социально-педагогической работы чрезвычайно вредна и нежизнеспособна. Поэтому содержание информации должно оцениваться непосредственно экспертами, супервизорами, специалистами и коллегами на местах.

Разумеется, описанный уровень нельзя рассматривать вне всей системы контроля качества социальных или образовательных услуг, которая как раз и сводится к комплексу взаимосвязанных формализованных количественных показателей и мерам их проверки.

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (государственный контракт NП436 от 12 мая 2010 г.).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Дудкин Артем Сергеевич, доцент кафедры социологии и теории социальной работы, кандидат философских наук

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского ул. Лермонтова, г. Пенза, 440026, Россия e-mail: in1@bk.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dudkin Artem Sergeevich, Associate Professor of Sociology and Social Work theory, Ph.D.

Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky

Lermontova st., 37, Penza, 440026, Russia e-mail: in1@bk.ru

Рецензент:

Антипов М.А., доцент кафедры философии Пензенской государственной технологической академии, кандидат философских наук, Пензенская государственная технологическая академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.