Научная статья на тему 'Параметры и индикаторы доступности получения образования для детей-инвалидов в регионе'

Параметры и индикаторы доступности получения образования для детей-инвалидов в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / SOCIAL INDICES / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES / ДОСТУП К ОБРАЗОВАНИЮ / EDUCATION AVAILABILITY / СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ / SOCIAL QUALIMETRY / КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / SOCIAL SERVICES QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудкин Артем Сергеевич

В статье приведены общие результаты проведенного в Пензенской области исследования проблем инклюзивного образования, предложена группа индикаторов количественной и качественной оценки доступности образования детей-инвалидов. Описываются особенности параметров доступности, отмечается межведомственный и региональный характер применения индикаторов в диагностических и реабилитационных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parameters and Indicators of Education Availability for Children with Limited Opportunities in the Region

Results of the research of the problem of inclusive education held in the Penza Region are presented in the article. A number of indicators of quantitative and qualitative estimation of education availability for children with limited opportunities are offered. Peculiarities of availability parameters as well as inter-institutional and regional character of indicators application in diagnostic and rehabilitation purposes are described.

Текст научной работы на тему «Параметры и индикаторы доступности получения образования для детей-инвалидов в регионе»

А. С. ДУДКИН

ПАРАМЕТРЫ И ИНДИКАТОРЫ ДОСТУПНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ1

Ключевые слова: социальные показатели, инклюзивное образование, дети-инвалиды, образование, доступ к образованию, социальная квалиметрия, качество социальных услуг

Key words: social indices, inclusive education, children with limited opportunities, education, education availability, social qualimetry, social services quality

В Пензенской области, по данным на 1 января 2009 г., проживали 3 678 семей, воспитывающих 3 751 ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Общедоступность образования этой обширной группы несовершеннолетних обеспечивается Законом РФ «Об образовании», а также Законом Пензенской области «Об образовании в Пензенской области». Эти и некоторые другие правовые акты определяют гарантии получения детьми-инвалидами образования в государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Общие правовые нормы, содержащиеся в законах, необходимо постоянно, в соответствии с запросами общества, дополнять приложениями, подзаконными актами, рекомендациями и методиками на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Эта цель имеет ряд основных направлений реализации. Одно из них выражается в задаче научного отражения специфики практического обеспечения реализации нормативных актов в отношении детей-инвалидов в области доступа к образованию.

Доступность является комплексным условием получения образования и определяется рядом параметров, име-

ДУДКИН Артем Сергеевич, доцент кафедры социологии и социальной работы Пензенского государственного педагогического университета, кандидат философских наук.

ющих между собой социальные, правовые, экономические и межведомственные связи. Доступность получения общего, профессионального и дополнительного образования для детей-инвалидов можно измерить параметрами, каждый из которых содержит соответствующие индикаторы.

Комплекс индикаторов (показателей, маркеров) доступности образования для детей-инвалидов по содержанию и предназначению можно отнести к системе оценки факторов и качества социальных услуг. Поэтому теоретическая значимость выделения параметров доступности получения образования детьми-инвалидами обусловливается внесением новых предложений в социальную квалиметрию как науку об измерении качества социальных услуг и социальной работы в целом. Как отмечает Л. В. Топчий, показатели эффективности должны основываться на доступных в настоящий период данных. «Они должны быть понятны как сотрудникам организации, так и широкой общественности. Показатели эффективности могут быть действенным средством в том случае, когда их разработка осуществляется министерствами субъектов РФ и муниципалитетами совместно. Разработанные предварительные показатели должны проходить экспертизу и проверку в пилотных регионах»2.

Пензенская область стала регионом, на примере которого мы исследовали содержание деятельности нескольких учреждений образования и ряда учреждений социального обслуживания, занимающихся нестационарной и стационарной реабилитацией детей-инвалидов. Исходя из требований, обозначенных Л. В. Топчим, разработка параметров доступности образования для детей-инвалидов велась с учетом мнений и требований пензенской общественности. С помощью анкетного и экспертного опросов мы исследовали мнения и отношения студентов, родителей детей-инвалидов, педагогов и специалистов по социальной работе относительно доступности образования как фактора реабилитации и предмета межведомственного взаимодействия различных служб.

Пилотное исследование показало высокую степень обеспокоенности пензенцев проблемой такого образования. Большинство респондентов неудовлетворительно оценило доступность образовательных услуг пензенским детям-инвалидам и выразило пожелание дальнейшего совершенствования мер, направленных на решение этой проблемы.

Несмотря на то, что работа над показателями доступности еще продолжится (предстоит более детальная апробация, внедрение и нормативно-правовое оформление), практическая ценность классификации параметров и индикаторов уже налицо. Она продиктована необходимостью оценки эффективности реабилитационных и иных социальных мероприятий как в области образования, так и в сфере социальной защиты. Например, в рамках областной целевой программы «Дети Пензенской области» и ее подпрограммы «Семья с детьми инвалидами» с помощью параметров можно в будущем осуществить отраслевой мониторинг действенности потраченных средств.

Закон Пензенской области «О государственно-общественном управлении в системе общего образования Пензенской области» может быть дополнен приложением (поправкой) применительно к статьям № 5, 9, 10, 11 в отношении детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. На федеральном уровне Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» с помощью предлагаемых параметров может быть дополнен схемой реализации приказа относительно порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в условиях и средствами образовательных учреждений.

Доступность получения общего, профессионального и дополнительного образования для детей-инвалидов мы предлагаем измерять тремя параметрами, каждый из которых содержит соответствующие индикаторы.

Первый параметр «Доступность физической (архитектурной) среды» включает такие индикаторы, как количество и качество физических барьеров (вход в здание, лестницы, ширина дверных проемов и др.); количество и качество средств и приспособлений, позволяющих устранять или преодолевать выявленные барьеры (свойства полотна пандуса, его ширина и уклон, оборудованность пандуса перилами, наличие промежуточных площадок для проезда инвалидной коляски при перепаде уровней более 0,8 м, мобильные и

стационарные подъемники и лифты, наличие рельефных, точечных и цветовых индикаторов для информирования слепых и слабовидящих учащихся об основных элементах жизнедеятельности в здании и др.); индивидуальный и общественный транспорт, необходимый для проезда к учебному заведению, оборудованность транспорта местами для инвалидов, подъемниками и другими необходимыми приспособлениями; приспособленность мебели и туалетов под ограниченные возможности учащихся.

Второй параметр «Доступность информации, средств и методов обучения, индивидуальных учебных планов» включает доступ к Интернету и телефону (в том числе для получения информации об условиях обучения, классах, факультетах и их программах, о преподаваемых дисциплинах и специальностях, не выходя из дома); возможность получения консультаций по вопросам получения образования по телефону, через Интернет или по почте; соответствие информационно-образовательных интернет-ресурсов ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»; составление и использование индивидуальных учебных планов обучения в пределах федеральных государственных образовательных стандартов для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, а также с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи и другими логопедическими проблемами, с психоневрологическими заболеваниями и другими медицинскими проблемами, в том числе наличие индивидуальных учебных планов надомного обучения и дистанционного обучения, наличие и использование специальных средств обучения; доступ к аттестации в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа (для детей, получивших образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования).

Третий параметр «Доступность социальной интеграции ребенка и его семьи» включает межведомственное взаимодействие учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания (в форме комиссий, экспертиз, мобильных бригад и т. д.) в обеспечении прав и интересов несовершеннолетних и их семей; качество профессиональной подготовки коллектива педагогов и сотрудников обра-

зовательного учреждения в области концепции независимой жизни инвалидов и основ инклюзивного образования детей-инвалидов (прохождение учебного курса); качество индивидуальной социально-педагогической подготовки семьи ребенка-инвалида в области концепции независимой жизни инвалидов и основ инклюзивного образования детей-инвалидов (прохождение учебного курса); регулярность освещения проблем и достижений образования детей-инвалидов в местных и центральных СМИ (количество репортажей и публикаций); количество местных сообществ (общин, объединений жителей) и негосударственных некоммерческих организаций, поддерживающих доступ к образованию детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и степень активности этих сообществ и организаций в оказании помощи и поддержки детям-инвалидам и их семьям.

В ходе обеспечения ребенку доступа к образованию каждый индикатор должен оцениваться индивидуально с учетом потребностей, интересов конкретного ребенка и особенностей его заболевания, дефекта. Список индикаторов при необходимости может быть дополнен специалистами с учетом условий конкретного учреждения и ребенка-инвалида.

Доступность получения образования детьми-инвалидами с точки зрения социальных служб является целью и условием, которые следует достигать и обеспечивать посредством оказания определенных социальных услуг семье ребенка-инвалида. Поэтому к системе параметров доступности получения общего, профессионального и дополнительного образования для детей-инвалидов уместно применение критериев оценки качества услуг (закреплены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст)).

Таким образом, названные индикаторы позволяют с количественной и качественной точек зрения провести диагностику доступности получения общего, профессионального и дополнительного образования для детей-инвалидов. Комплексная оценка всей совокупности индикаторов позволит в дальнейшем по каждому из трех параметров наладить конкретное управленческое межведомственное взаимодействие между государственными (муниципальными) структурами,

имеющими непосредственное отношение к организации помощи детям, имеющим проблемы здоровья.

Представленная трехчленная шкала оценки доступности образования носит количественно-качественный характер и позволяет оценить индивидуальную социальную диагностику и адаптационные меры применительно к конкретному характеру физического отклонения и реальным потребностям ребенка-инвалида. Эти параметры включают количественные показатели, которые можно оценить. Это позволяет использовать группу параметров и индикаторов как квалиметри-ческий инструмент не только для индивидуальной работы с отдельным образовательным учреждением, но и для работы со всей региональной системой учреждений образования и социальной защиты.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке федерального агентства по образованию в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы 2009—2010 гг.» (проект № 3.2.1/4976).

2 Топчий Л.В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2009. С. 63.

Поступила 11.03.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.