ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Гладков Д.В. Email: [email protected]
Гладков Денис Викторович — магистрант, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин имущественно-земельного цикла, Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-юридический университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье проводится анализ законодательства Российской Федерации в части гарантий для лиц с ограниченными возможностями, рассматриваются основные права и гарантии инвалидов при обучении, проблемы реализации доступности образования, развитие инклюзивного образования в Российской Федерации. Анализируется, какие шаги осуществляет государство для решения данного вопроса, а также рассматриваются меры, которые могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов. Необходимо закрепить расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела людей-инвалидов. Ключевые слова: обучение инвалидов, социальные гарантии в сфере образования, лица с ОВЗ, инклюзивное образование, права инвалидов, доступность образования для инвалидов.
LEGAL GUARANTEES IN THE FIELD OF EDUCATION FOR CHILDREN
WITH DISABILITIES Gladkov D.V.
Gladkov Denis Viktorovich - Master's Degree, DEPARTMENT OF FINANCE AND LEGAL DISCIPLINES AND PROPERTY AND LAND CYCLE COURSES, ACCREDITED EDUCATIONAL PRIVATE PRIVATE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MOSCOW FINANCE AND LAW UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: this article analyzes the legislation of the Russian Federation with regard to guarantees for persons with disabilities, examines the fundamental rights and guarantees of disabled persons in training, the problems of realizing the accessibility of education, and the development of inclusive education in the Russian Federation. It is analyzed what steps the state is taking to address this issue, as well as measures that can promote the expansion of the accessibility of education for children with disabilities. It is necessary to strengthen the expansion of opportunities for individual labor activity, entrepreneurship, the development of cooperatives and the organization of their own affairs for people with disabilities.
Keywords: education of disabled people, social guarantees in the sphere of education, persons with HIA, inclusive education, rights of disabled people, access to education for disabled people.
УДК 331.225.9
В настоящее время социальная политика Российской Федерации направлена на поддержку инвалидов, это является немаловажным, так как в стране их количество растет. Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, намного шире, чем у здоровых сверстников: материальное положение, образование, трудоустройство, создание семьи, досуг и, конечно, здоровье. Особые подростки и молодежь, на мой взгляд, гораздо тяжелее старших переносят психологическое давление среды, нередко равнодушие и неприязнь окружающих, а также -невостребованность со стороны общества. Жизнь и деятельность инвалидов сложна и ограничена теми или иными особенностями здоровья.
Право на образование отражено в Конституции РФ и международных правовых актах, признанных в РФ, где гарантируется общедоступность и бесплатность образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон РФ «Об образовании», в котором говорится о создании необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» также содержит важные нормы, гарантирующие инвалидам общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование и среднее профессиональное образование, а также бесплатное высшее образование [5].
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН принята Конвенция о правах инвалидов. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
- к развитию личностных дарований и способностей инвалидов, а также их физических способностей в самом полном объеме;
- к наделению инвалидов возможностью максимально участвовать в жизни общества.
При проведении анализа приведенных выше документов, можно сделать вывод, что международное и российское законодательство содержит гарантию прав каждого ребенка на получение образования в максимальном объеме.
В России гражданам с ограниченными возможностями здоровья не просто добиться осуществления своих конституционных прав в различных сферах, в частности, в области образования, хотя именно образование провозглашено в России одним из приоритетов внутренней политики государства.
В настоящее время в России более 600 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить достойного образования. По статистике в 2016/2017 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные получали образование в специальных учебных заведениях либо вообще не посещали школу. То есть получить дальнейшее образование, овладеть профессией ребенок не может, значит, он никогда не сможет вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя. Поступление детей-инвалидов в средние профессиональные образовательные учреждения составляет в 2016/2017 учебном году - 34%. С каждым годом количество зачисленных уменьшается, например в 2003/2014 учебном году было - 38%, в 20142015 учебном году - 36%. Поступление детей-инвалидов в высшие профессиональные образовательные учреждения составляет в 2016/2017 учебном году - 30%. Процент зачисления увеличивается, но медленно, например в 2011/2012 учебном году было - 23%, в 2013-2014 учебном году - 27%, 2014/2015 учебном году - 29%.
В Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны очень важные нормы, гарантирующие детям-инвалидам возможность получить полноценное образование. В этом законе нет никаких ограничений для обучения таких детей в обычных школах, но на практике добиться этого бывает очень сложно.
С настоящей дискриминацией сталкиваются дети-инвалиды при поступлении в вузы и средние учебные учреждения. Несмотря на то, что закон предоставляет им ряд существенных льгот, в учебных заведениях в большинстве своем не создана специальная среда для инвалидов.
При поступлении детям с ОВЗ в соответствии с законодательством России в сфере образования закреплено следующее: дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства имеют право на прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний и также право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования - на обучение за счет бюджетных ассигнований. Причем квота приема для получения (бесплатного) высшего образования по указанным программам (бакалавриата и специалитета) устанавливается ежегодно образовательной организацией «в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований» всех уровней.
На мой взгляд, за последние годы в России произошли позитивные изменения в области профессионального образования инвалидов. Удалось достичь определенных положительных результатов. Созданы условия для «перехода» инвалидов из системы общего образования (после окончания школы) в систему профессионального образования. Установлены особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения. Данная норма закона в полной мере реализована в принятых Министерством образования и науки России документах, регулирующих порядок
приема граждан в учреждения профессионального образования. Инвалидам предоставлено право выбора формы поступления в ВУЗ или СУЗ. Они наравне со всеми могут поступать по результатам ЕГЭ. По данным Минсоцздравразвития известно, что не более 36% инвалидов получают профессиональную подготовку и переподготовку. Из числа инвалидов, получивших профессию, около 60% находят работу [2].
В действительности для инвалидов, в частности, для лиц с существенными проблемами восприятия информации и передвижения, существуют определенные объективные трудности для обучения, особенно по очной форме: из 12 миллионов людей с инвалидностью, проживающих в нашей стране, в ВУЗах учится только 13 тысяч человек. Остальные же не могут получить высшее образование по причине своих физических особенностей и отсутствия в ВУЗах страны пандусов для людей в инвалидных креслах.
Хотя для студентов, имеющих проблемы со здоровьем, предлагается рядом учебных заведений обучение по индивидуальному графику по очной форме, а также заочная и дистанционная формы обучения и экстернат. Также существуют специализированные профессиональные учебные заведения для инвалидов. Кроме того, в центрах реабилитации имеются различные профессиональные курсы для инвалидов с возможностью последующего трудоустройства.
В результате проведенного мною анализа правовых возможностей и реалий в получении детьми-инвалидами профессионального обучения можно сделать вывод: государство осуществляет определенные шаги для решения данного вопроса, но нерешенных проблем остается немало. Для преодоления проблем, на мой взгляд, необходимо в первую очередь развивать повсеместно инклюзивное образование. Для этого необходима психологическая готовность для педагогов, технических сотрудников, родителей детей-инвалидов. Необходимо обеспечить доступность зданий учебных заведений для обучения детей с разными формами инвалидности. Несмотря на то, что издан Приказ Минобрнауки РФ, в соответствии с которым образовательные организации обязаны обеспечить создание инвалидам условий доступности, сами образовательные организации оперативно сделать этоне могут, нужно дополнительное финансирование. На мой взгляд, в целом обществу необходимо формирование положительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов.
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» кроме гарантий в сфере обучения лиц с ОВЗ говорится и о содействии трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения методики проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости.
Кроме того, государству необходимо установить льготы для трудоустройства инвалидов, обеспечить им достойное вознаграждение за труд. Возможно, со стороны государства законодательно необходимо закрепить расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела людей-инвалидов.
Список литературы / References
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конвенция о правах инвалидов.
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ».
7. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП // Дефектология, 2009. № 3. С. 10.
8. Голубева Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. В., 2011 г.
9. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушением слуха // Дефектология, 2008. № 6. С. 38.
10. Щербакова A.M. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 2006. № 4. С. 24.
11. Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. Материалы Всероссийской конференции. СПб. 2008. С. 155-159.
12. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2010 г. / Аналитический доклад. М., 2010.
13. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2009.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Гладков Д.В. Email: [email protected]
Гладков Денис Викторович — магистрант, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин имущественно-земельного цикла, Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-юридический университет Московская финансово-юридическая академия, г. Москва
Аннотация: несмотря на то, что всем гражданам страны гарантированы равные права на получение образования, на деле учить инвалидов готовы далеко не все вузы. Порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования: в вузах Минобразования обучается 11 тысяч студентов-инвалидов. Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Система образования не должна рассматривать инвалидов как проблему, нуждающуюся в решении, а позитивно реагировать на многообразие учащихся и расценивать индивидуальные особенности как возможность для обогащения процесса получения знаний всеми. Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), специальные условия получения образования, гарантии обучающимся с ОВЗ, особенности приема лиц с ОВЗ в вузы, меры социальной поддержки.
LEGAL REGULATION OF INCLUSIVE EDUCATION Gladkov D.V.
Gladkov Denis Viktorovich - Master's Degree, DEPARTMENT OF FINANCE AND LEGAL DISCIPLINES AND PROPERTY AND LAND CYCLE COURSES, ACCREDITED EDUCATIONAL PRIVATE PRIVATE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MOSCOW FINANCE AND LAW UNIVERSITY OF THE MOSCOW FINANCE AND LAW ACADEMY, MOSCOW
Abstract: in spite of the fact that the equal rights to education are guaranteed to all citizens of the country, not all higher education institutions in practice are ready to teach disabled people. The reception order in general doesn't limit the right of children with limited opportunities of health on receipt in institutions of the general education: in higher education institutions of the Ministry of Education 11 thousand disabled students study. The fact that for disabled people the special rights at inclusion in higher education institution for training in programs of a bachelor degree and a specialist programme are established is important for development of inclusivity of professional education and increase in its availability. The education system shouldn't consider disabled people as the problem needing the decision, and to react positively to variety of pupils and to regard specific features as an opportunity for enrichment ofprocess of knowledge acquisition by all.
Keywords: inclusive education, the studying with the limited opportunities of health (LOH), special conditions of education, a guarantee by the student with OVZ, features of reception of persons with OVZ in higher education institutions, measures of social support.
По мнению многих ученых, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. На мой взгляд, он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании,