12. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2010 г. / Аналитический доклад. М., 2010.
13. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2009.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Гладков Д.В. Email: [email protected]
Гладков Денис Викторович — магистрант, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин имущественно-земельного цикла, Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-юридический университет Московская финансово-юридическая академия, г. Москва
Аннотация: несмотря на то, что всем гражданам страны гарантированы равные права на получение образования, на деле учить инвалидов готовы далеко не все вузы. Порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования: в вузах Минобразования обучается 11 тысяч студентов-инвалидов. Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и специалитета. Система образования не должна рассматривать инвалидов как проблему, нуждающуюся в решении, а позитивно реагировать на многообразие учащихся и расценивать индивидуальные особенности как возможность для обогащения процесса получения знаний всеми. Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), специальные условия получения образования, гарантии обучающимся с ОВЗ, особенности приема лиц с ОВЗ в вузы, меры социальной поддержки.
LEGAL REGULATION OF INCLUSIVE EDUCATION Gladkov D.V.
Gladkov Denis Viktorovich - Master's Degree, DEPARTMENT OF FINANCE AND LEGAL DISCIPLINES AND PROPERTY AND LAND CYCLE COURSES, ACCREDITED EDUCATIONAL PRIVATE PRIVATE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MOSCOW FINANCE AND LAW UNIVERSITY OF THE MOSCOW FINANCE AND LAW ACADEMY, MOSCOW
Abstract: in spite of the fact that the equal rights to education are guaranteed to all citizens of the country, not all higher education institutions in practice are ready to teach disabled people. The reception order in general doesn't limit the right of children with limited opportunities of health on receipt in institutions of the general education: in higher education institutions of the Ministry of Education 11 thousand disabled students study. The fact that for disabled people the special rights at inclusion in higher education institution for training in programs of a bachelor degree and a specialist programme are established is important for development of inclusivity of professional education and increase in its availability. The education system shouldn't consider disabled people as the problem needing the decision, and to react positively to variety of pupils and to regard specific features as an opportunity for enrichment ofprocess of knowledge acquisition by all.
Keywords: inclusive education, the studying with the limited opportunities of health (LOH), special conditions of education, a guarantee by the student with OVZ, features of reception of persons with OVZ in higher education institutions, measures of social support.
По мнению многих ученых, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. На мой взгляд, он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании,
воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития учиться вместе с другими детьми [4].
Сегодня, только по официальным данным Минобрнауки, из 30 млн детей, проживающих в России, около 1 млн нуждаются в коррекционной помощи. А по данным ЮНЕСКО, таких детей в нашей стране от 2,5 до 3,5 млн.
Три четверти инвалидов с ограниченными возможностями намерены учиться в вузах. Лишь 2% подростков-инвалидов не планируют ни учиться, ни работать после школы.
Многие эксперты сходятся во мнении, что переход на инклюзивное образование связан не столько с заботой о детях с ОВЗ и их образовании, сколько с распределением бюджетных средств. Попытки внедрения зачастую оборачиваются механическим закрытием коррекционных образовательных учреждений, потому как они слишком дорого обходится государству по содержанию. На одного ребенка тратится в 20 раз больше денег, чем в обычном. Кроме того, по закону там еще и обязателен медицинский блок.
В разработке закона об образовании наиболее активно принимали участие не только люди из профессионального сообщества, но и представители инвалидов и родителей детей с ОВЗ, что в принципе и обеспечило его соответствие основным и важным требованиям международных актов. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране. В данном законе дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это человек, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [2]. Мне хотелось бы отметить, что этот термин распространяется как на лиц-инвалидов, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, можно сделать вывод, что обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных студенческих группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, в законе заложили правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) обучения.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ, на мой взгляд, понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных книг, пособий, словарей и технических средств обучения коллективного, предоставление сопровождающего, оказывающего инвалиду необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий по коррекции, обеспечение доступа в здания вуза и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [1].
Несмотря на то, что всем гражданам страны гарантированы равные права на получение образования, на деле учить инвалидов готовы далеко не все вузы. Основная причина - в отсутствии для них особых условий: пандусов, широких дверей, просторных лифтов, туалетов. В вузовских библиотеках нет книг со специальным шрифтом для слепых и оборудования для слабослышащих [6].
Также можно отметить, что при получении образования обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки ложится обязательством на субъект Российской Федерации в отношении таких обучающихся, кроме инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение которых является расходным обязательством самой Российской Федерации.
Кроме того, мне хотелось бы уделить внимание правилам приема в общеобразовательные организации как элементу обеспечения инклюзивного образования.
В последние годы в вузах Минобразования обучалось 11 тысяч студентов-инвалидов, в том числе 40,6% - в политехнических вузах, 32,4% - в классических университетах, 19,5% - в педагогических вузах, 7,5% - в экономических вузах [3].
Согласно правилам приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должен обеспечиваться прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация [2].
Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.
Закон об образовании устанавливает, что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Также определяется порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Отмечу, что эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Кроме того, закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Напомню, что указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.
Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ОВЗ осуществляются на основе образовательных программ, требующих адаптации при необходимости для обучения указанных категорий обучающихся. Как можно сделать вывод, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [5].
Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и специалитета.
При анализе порядка приема в вузы детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, я обратил внимание, что вуз сам устанавливает им квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Законом предусмотрены и меры социальной поддержки студентам-детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, а также инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Наряду с вышеизложенным им также предоставляются бесплатно в первоочередном порядке жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации.
Таким образом, система образования больше не должна рассматривать инвалидов как проблему, нуждающуюся в решении, а позитивно реагировать на многообразие учащихся и расценивать индивидуальные особенности как возможность для обогащения процесса получения знаний всеми.
В заключение данной статьи можно с уверенностью констатировать, что инвалиды — это люди с некоторыми ограничениями по здоровью. Но вовсе не обязательно с интеллектуальными ограничениями. Как правило, такие люди воспитаны жизнью в мужестве и терпении. Как мы относимся к инвалидам (на ровне с детьми и стариками), — это как проверка на нашу человечность, на цивилизованность, на нравственную состоятельность... И для сегодняшней России, стремящейся утвердить свою демократичность и развитость, успешно пройти этот тест — принципиально важно. Если нам удастся на деле реализовать прогрессивный социальный подход к инвалидам, максимально интегрировать их в общество, на деле обеспечить их права, это будет сильнейший, символический сигнал, означающий, что Россия окончательно вышла из полосы «дикого рынка» и вошла в полосу качественно иного развития [6].
Список литературы / References
1. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации».
2. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
3. Ананьева Г. Студент в инвалидной коляске // Социальная защита, 2007. № 3. С. 24-27.
4. Демина О. Инвалиды России — за подписание Конвенции // Вопросы социального обеспечения, 2008. № 12. С. 7-13.
5. Жаворонков Р.Н. Механизм реализации права инвалидов на образование, закрепленный в Конвенции о правах инвалидов // Дефектология, 2009. № 4. С. 81-90.
6. Анисимова Е.В. Право лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ Сафина А.Р. Email: [email protected]
Сафина Алиса Рафисовна — магистрант, кафедра уголовного права и процесса, Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Аннотация: любой исторический анализ создания и формирования какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, а также историческую необходимость выполнения его функций. Благодаря исследованию исторического аспекта в современных условиях можно принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности данного органа. Сказанное в полной мере относится и к прокуратуре. В научной статье анализируется развитие российской прокуратуры как государственного органа, а также подробно характеризуются этапы ее становления, начиная с учреждения прокуратуры в России в XVIII веке, заканчивая правовым статусом прокуратуры на сегодняшний день. Ключевые слова: прокуратура, этапы прокуратуры, общенадзорный орган.
THE HISTORY OF THE FORMATION THE PROSECUTOR'S OFFICE IN
RUSSIA Safina A.R.
Safina Alice Rafisovna — Graduate Student, DEPARTMENT OF CRIMINAL LAW AND PROCEDURE, BASHKIR STATE UNIVERSITY, STERLITAMAK, REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Abstract: any historical analysis of the creation and formation of any public body helps to better understand the historic mission of this body, its place in the system of other state bodies, and also historical need for the performance of its functions. Through the study of the historical aspect in modern conditions it is possible to take measures of legislative and organizational measures aimed at improving the efficiency of this body. The above fully applies to the Prosecutor's office. In the scientific article examines the development of the Russian Prosecutor's office as a state authority, and described the stages offormation, starting with the institutions of the prosecution service in Russia in XVIII century, ending legal status of the Prosecutor's office today. Keywords: prosecutor, stages of prosecution, obsevatory body.
УДК 343.163
Российская прокуратура прошла сложный исторический путь своего становления, который условно можно разделить на три этапа: дореволюционный (XVIII в. - октябрь 1917 г.), советский (октябрь 1917 г. - конец 80-х гг. XX в.) и современный (90-е гг. XX в. - по настоящее время). Прокуратура России берет свое начало с XVIII века, когда Указом от 12 января 1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской Империи с целью борьбы с должностными преступлениями, казнокрадством и взяточничеством. Прокуратура активно защищала интересы самодержавия и выступала «оком государевым». Первым Генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский.
В период правления Анны Иоановны и последующие годы прокуратура практически бездействовала. Елизавета I Указом от 1741 г. восстанавливает деятельность прокуратуры как надзорного государственного органа. В период царствования Екатерины II был существенно усилен местный прокурорский надзор. При Павле I, который стремился все созданное Екатериной II переделать, был значительно ослаблен прокурорский надзор, сокращены штаты