Научная статья на тему 'Программа "Доступная среда" и оценка ее реализации инвалидами'

Программа "Доступная среда" и оценка ее реализации инвалидами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4182
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / ПРОГРАММА / PROGRAMME / ПОДРОГРАММА / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / TARGET INDICATORS / ОБЪЕКТЫ / OBJECTS / УСЛУГИ / SERVICES / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / ИНВАЛИДЫ / DISABLED / SUBPROGRAMME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мигранова Людмила Алексеевна, Ненахова Юлия Сергеевна

Оценка эффективности Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 г. должна проводиться, в первую очередь, теми гражданами, для кого она предназначена, т.е. самими инвалидами путем проведения социологических опросов, что отражают целевые индикаторы Программы. Одной из задач социологического опроса по проблемам качества жизни населения в г. Таганрог, проведенного ИСЭПН РАН в 2014 г., было получить оценку инвалидами качества безбарьерной среды в городе. В статье приведены данные опроса и сделана попытка объяснения полученных результатов не только с использованием характеристик уровня и образа жизни инвалидов, но и анализа программ «Доступная среда», которые реализуются на всех уровнях власти и управления. Особое внимание уделено муниципальной программе г. Таганрог на 2014-2020 гг., которая рассматривается с учетом уже проведенных мероприятий в предыдущие годы. Делается вывод о том, что реализуемые программой мероприятия по доступности объектов социальной инфраструктуры не носят комплексного характера, а мероприятия по интеграции инвалидов в общество не имеют новаций и не учитывают специфических потребностей разных категорий инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мигранова Людмила Алексеевна, Ненахова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The programme Accessible Environment and assessment of its implementation by the disabled

Assessment of the efficiency of the State programme Accessible Environment for 2011-2015 should be made first of all by those people, for whom it is designed, i.e. by the disabled themselves through sociological surveys that is reflected in the target indicators of the programme. Among the tasks of the sociological survey on the quality of life in the city of Taganrog conducted by ISESP RAS in 2014 was to find out disabled persons’ assessment of the quality of barrier-free environment in the city. The article presents the survey data and an attempt to explain the obtained results both with the use of characteristics of the level and mode of life of the disabled and the analysis of the programmee Accessible Environment that is being implemented at all levels of the government and administrative authorities. A special consideration is given to the Taganrog municipal programme for 2014-2020, which is examined with the account of the activities held in the previous years. The authors draw a conclusion that the programme measures for accessibility of the social infrastructure objects have no complex character, and the measures for integration of the disabled to society contain no novations and take no account of the specific needs of different categories of the disabled.

Текст научной работы на тему «Программа "Доступная среда" и оценка ее реализации инвалидами»

Мигранова Л.А., Ненахова Ю.С.

ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» И ОЦЕНКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВАЛИДАМИ

(исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 13-06-00273 и АНО «Совет по вопросам управления и

развития»)

В 2008 г. Россия подписала и в 2012 г. ратифицировала Кон-в енцию ООН «О правах инвалидов», подтвердив тем самым свою готовность к созданию условий для соблюдения международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться государственная политика в отношении инвалидов: • необходимо принимать меры для устранения препятствий и барьеров, мешающих доступности инвалидов наравне с другими гражданами, к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места), транспорту, информации и связи (включая электронные и экстренные службы), а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению;

• создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечивается путем разработки и внедрения в практику новых нормативных, проектно-конструкторс-ких, технических и организационных решений.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды для инвалидов ведет к серьезным социально-экономическим последствиям:

• дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов негативно отражается на их образовательном, профессиональном и культурном уровне, а также уровне и качестве их жизни;

• вынужденная социальная изоляция инвалидов осложняет проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, влияет на рост спроса у них на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

• равнодушное отношение к проблемам инвалидам, в том числе к

детям-инвалидам, ведет к социальному напряжению в обществе. В 2011 г. Правительством РФ была принята Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее — Программа). Реализовать Программу планировалось в два этапа: 1-й этап — 2011-2012 гг.; 2-й этап — 2013-2015 годы. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297 в нее были внесены исправления и дополнения [1].

Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Важной задачей государства является обеспечение детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. В рамках Программы планируется к 2016 г. увеличить количество общеобразовательных организаций, отвечающих требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, с 1,2 до 9 тыс. единиц (20% от общего количества региональных и муниципальных общеобразовательных организаций).

Целевые индикаторы Программы:

• доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в

общем количестве приоритетных объектов (2010 г. — 12%; 2016 г. — 45%) 1;

• доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов (2010 г. — 30%; 2016 г. — 55%);

• доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных (2010 г. — 30%; 2016 г. — 49,6%);

• доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам РФ, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам РФ (2010 г. — 10%; 2016 г. — 86%);

• доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (отдельно взрослые и дети) (2010 г. — 42,2 и 51,7%, 2016 г. — 44 и 52%).

Программа состоит из двух подпрограмм:

• Подпрограмма 1. «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения».

• Подпрограмма 2. «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы». Оценка уровня реализации и эффективности Программы основыва-

1 Здесь и далее в скобках приведены показатели на периоды до начала и на конец реализации Программы.

ется на статистических данных, представляемых субъектами Федерации.

Она реализуется на всех уровнях исполнительных органов власти и управления с соответствующим бюджетным финансированием — федеральным, субъектов РФ и муниципальным. Для обеспечения единообразного унифицированного подхода к реализации Программы Министерством труда и социального развития РФ утверждена примерная программа для субъектов РФ. Программа субъекта РФ оценивается по ее целевым показателям, которые полностью соответствуют аналогичным индикаторам Программы Правительства РФ. Кроме того, могут быть включены дополнительные индикаторы исходя из специфики субъекта Федерации

Далее рассмотрим программу «Доступная среда» одного из 84 субъектов РФ — Ростовской области и ее муниципального образования г. Таганрог. Планируемые в этих программах мероприятия соответствуют их полномочиям в сфере управления.

Государственная программа Ростовской области «Доступная среда» на 2014-2020 гг. [3] фактически берет свое начало с Областной целевой программы «Доступная среда на 2011-2014 годы», принятой в сентябре 2010 г.

Реализация программы должна проводиться в два этапа. На первом этапе (2014-2016 годы) предполагается принять решения о реализации мероприятий по обеспечению доступности социально значимых объектов и услуг, определить объем необходимых средств. На втором этапе (2017-2020 годы) — проведение работ по обеспечению доступности объектов и услуг.

Общий объем средств для финансирования госпрограммы Ростовской

области составляет 184, 98 млн. рублей. В ее реализации участие органов местного самоуправления не планируется. Целевые показатели программы приведены в табл. 1.

Как и федеральная, региональная программа состоит из двух подпрограмм.

Подпрограмма 1. «Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения».

В рамках этой подпрограммы по объектам, находящимся в собственности области, запланированы следующие мероприятия:

• определение приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;

• формирование карт доступности объектов и услуг;

• приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов;

• приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий;

• оборудование зданий лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями;

• комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов;

• проведение областных мероприятий для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов (фестивали, спартакиады и др.).

Таблица 1

Показатели (индикаторы) государственной программы Ростовской области

№ п/п Наименование показателя (индикатора) Значение показателя в

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2020 г.

Государственная программа Ростовской области «Доступная среда»

1. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов Ростовской области, % 5 - 7 25 35 80

2. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры, % 7 - - 20 40 80

3. Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа обратившихся инвалидов, % 30 35 40 45 50 70

Подпрограмма 1

1.1. Доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, % 17 - 20 45 70 100

1.2. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории граждан, % 32,9 33,8 34,5 35,3 35,9 38,6

1.3. Доля базовых доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения профессиональных образовательных учреждений в общем количестве профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию Ростовской области, % 1,8 4,0 5,0 6,0 6,0 6,0

Подпрограмма 2

2.1. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов в общей численности опрошенных инвалидов, % 15 - 20 25 35 70

2.2. Доля инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с областным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, от числа обратившихся, % 48,2 36,8 40 45 50 70

2.3. Доля инвалидов по зрению, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с областным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, от числа обратившихся, % 49,4 33,6 40 45 50 70

2.4. Доля инвалидов по слуху, получивших услуги диспетчерской связи посредством телефонной, интернет-связи, от количества обратившихся за услугой, % 100 100 100 100 100 100

Подпрограмма 2. «Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество».

Основные мероприятия подпрограммы 2:

• публикация в СМИ материалов по вопросам социальной защиты и реабилитации инвалидов;

• актуализация банка данных инвалидов;

• проведение совместно с общественными организациями инвалидов мониторинга по оценке отношения населения к проблемам инвалидов;

• предоставление услуг диспетчерской связи для инвалидов по слуху посредством телефонной, интернет-связи;

• профессиональная подготовка сурдопереводчиков;

• обеспечение инвалидов дополнительными техническими и тифло-техническими средствами реабилитации;

• организация выездного цикла мероприятий «Шаги навстречу». Сравнение целевых индикаторов

Программы Правительства РФ и Программы Администрации Ростовской области показало следующее: 1) «доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов» в 2010 г. по стране в целом составляла 30%, а в области в 2012 г. — всего 5%. К концу 2015 г. эта доля должна увеличиться в области до 25% и только в середине 2018 г. она может достигнуть уровня в 55%, который указан в Программе Правительства РФ к началу 2016 г.;

2) «доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры» по области существенно ниже, чем по стране в целом: 7% в 2012 г., против 12% в 2010 г. К 2016 г. этот показатель по прогнозам в области составит всего 20%, а установленный Правительством РФ на этот период уровень в 45% может быть достигнут в области только в середине 2017 года;

3) «доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории граждан» в Ростовской области уже в 2012 г. была выше более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем, установленным Правительством РФ к 2016 г. (32,9% против 15%), а к 2016 г. он увеличится до 35,3%;

4) по данным Правительства РФ, доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в соответствии с федеральным перечнем в общей численности инвалидов, составляла 91% в 2010 г. и достигнет 98% к началу 2016 года. В программе Ростовской области этот показатель рассчитывается не к общей численности инвалидов, а к численности обратившихся инвалидов, которая, как правило, бывает меньше, и в 2012 г. он был равен всего 30%. Даже к концу 2020 г. он составит всего 70%. Следует отметить, что федеральный и об-

ластной перечни технических средств реабилитации инвалидов различаются (последний значительно шире), но и этим нельзя объяснить такую разницу в показателях обеспеченности;

5) в Программе Ростовской области проблема инклюзивного образования детей-инвалидов касается только учреждений профобразования, подведомственных Мино-бразованию области, так как общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения находятся в подчинении муниципалитета;

6) перечень мероприятий областной программы отличается от перечня мероприятий программы Правительства РФ, что связано с их разными задачами и полномочиями.

В областной Программе планируемые мероприятия в большинстве случаев имеют только финансовую оценку и нет количественных абсолютных и относительных показателей реализации мероприятий. Это существенно снижает возможности для объективной оценки ее результатов. В РФ в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8% в общей численности населения страны.

Численность инвалидов в Ростовской области в 2014 г составляла 369,6 тыс. человек (8,2% в общей численности населения области), в том числе 20,3 тыс. человек — инвалиды с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, 11,2 тыс. человек — инвалиды по зрению, 3,8 тыс. человек — инвалиды по слуху.

В г. Таганрог в 2014 г проживали 22461 инвалидов (8,8% в обшей численности горожан), в том числе 575 детей-инвалидов до 18 лет.

Постановлением Администрации г. Таганрог от 29. 03. 2013 г. в городе Таганроге была принята целевая программа «Доступная среда на 20132015 годы», а в октябре того же года утверждена программа «Доступная среда на 2014-2020 годы».

Целевые показатели муниципальной программы частично совпадают с областными (см. табл. 1, п.п. 1, 2, 1.1, 2.1 и 2.2), изменены значения показателя 2.4 на «Доля инвалидов по слуху, получивших услуги по сурдопереводу от количества обратившихся за услугой», который в 2013 г. составлял в городе 70%, и к 2020 г. планируется его повысить до 90%. Среди городских индикаторов отсутствуют те, которые относятся к полномочиям субъекта РФ. Например, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, доступность для инвалидов профессионального образования и т.д. Кроме того, в отличие от областной программы, муниципальная более детальная — на 2014-2016 гг. указываются как финансовые ресурсы, так и объекты, а также планируемые работы.

Для того, чтобы более реально оценить масштабы муниципальной программы до 2020 г. приведем данные Отчета о результатах реализации первой программы за 2013 год. Всего на реализацию программы в 2013 г. было израсходовано 6046,9 тыс. руб. из них средства федерального бюджета — 15,8%; областного бюджета — 5,1%; местного бюджета — 79,1%.

Недофинансирование программы в 2013 г. составило 27% из бюджетов всех уровней управления, в том числе средства местного бюджета — 26,7%.2

2 Здесь и далее данные за 2013 г. приведены из Отчета о ходе работ в 2013 г. по долгосрочной

Поэтому понятно, что ряд мероприятий Программы так и остался только на бумаге.

Главный результат 2013 г. — в Таганроге разработана интерактивная карта и паспорта доступности на 110 социальных объектов города, доступных и недоступных для инвалидов и маломобильных групп населения. Карта размещена на сайтах администраций области и города.

Муниципальная программа, как и государственные программы, включает две подпрограммы. Общий объем финансирования программы за счет средств местного бюджета на период 2014-2020 гг. составит 37319,1 тыс. руб., из них по подпрограмме 1 — 32202,1 тыс. руб. и по подпрограмме 2 — 5117,0 тыс. руб. На реализацию программы в 2014 г. было запланировано истратить соответственно 9628,1 тыс. руб. и 731 тыс. руб., что в целом в 2 раза больше, чем в 2013 году.

Финансирование муниципальной программы за счет местного бюджета осуществляется по четырем социальным управлениям администрации города (социальной защиты населения, здравоохранения, образования и культуры). Общее количество участников программы — 15. Ответственный исполнитель программы — УСЗН г. Таганрог.

Подпрограмма 1. Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами другими маломобильными группами населения».

целевой программе «Доступная среда» на 20132015 годы [4], данные на 2014-2020 годы — из Программы на 2014-2020 годы в последней редакции [5].

УСЗН г. Таганрог отвечает за разработку проектно-сметной документации на работы по капремонту объектов социальной инфраструктуры.

Управление здравоохранения г. Таганрог в 2014 г. должно установить пандусы и оборудовать поручнями три учреждения здравоохранения, в 2015 г. планируется оборудовать поручнями пандусы и лестницы в двух учреждениях и в одном — устроить входные узлы с пандусами; в 2016 г. эта работа продолжится в 2 учреждениях. Всего до 2020 г предполагается истратить — 3500 тыс. руб., по 500 тыс. ежегодно.

В 2013 г. в соответствии с «паспортами доступности» были установлены пандусы и подъемники в шести объектах здравоохранения, приобретены визуальные средства коммуникации, речевой связи и доводчиков дверей. Эти работы финансировались только из местного бюджета — 2102,7 тыс. руб. (67,4%) из запланированных 3120,1 тыс. руб.

Всего в городе действует 20 муниципальных объектов здравоохранения. Следовательно, в соответствии с программой к концу 2016 г доля муниципальных учреждений здравоохранения, оборудованных пандусами и другими механизмами, составит 70%.

Управление образования г. Таганрог. Согласно отчету за 2013 г., безбарьерная среда для обучения детей инвалидов создана в двух школах (школа №5 для обучение детей с нарушением функций органов зрения, школа №29 — с нарушением опорно-двигательного аппарата), еще в одной школе работы не были закончены. Кроме того, в одной школе и трех дошкольных учреждениях были установлены пандусы; частично выполнены работы по устройству

входной группы, проведено асфальтирование территории и установлены навесы.

Всего в Таганроге 28 общеобразовательных школ, из них одна коррек-ционная, три лицея и две гимназии, 53 детских дошкольных учреждений, в том числе одно для детей с ограниченными возможностями здоровья и 11 учреждений системы дополнительного образования.

С 2014 г. по 2020 г планируется в соответствии с «паспортами доступности» провести аналогичные работы в десяти средних школах, двух лицеях и в шести дошкольных учреждениях. По годам объекты не распределены, поэтому оценить долю учреждений образования, которые будут доступны для инвалидов к началу 2016 г. невозможно, но к концу 2020 г. их число составит 25 ед.

При этом учреждения системы дополнительного образования в программу не включены.

Известно, что инвалиды всех возрастных категорий с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в общей численности инвалидов Ростовской области составляют всего 5,5%. Даже, если предположить, что среди детей-инвалидов г. Таганрог их доля достигает 10% (57 человек), то 25 объектов это явно больше, чем нужно. Кроме того, перечень условий для инклюзивного образования детей-инвалидов пандусами, подъемниками и навесами не ограничиваются и требует реализации других, более сложных мер, связанных как с переоборудованием внутренних помещений зданий, так и с самим процессом обучения.

Управление культуры г. Таганрог. В 2013 г. на выделенные ему средства в объеме 112,1 тыс. руб. были установлены пандусы и подъемники в

трех библиотечно-информационнах центрах и проведен ремонт ступеней в спортивно-культурном центре. Всего в городе 28 учреждений культуры, в том числе 18 из них (64,2%) приспособлены для посещения инвалидов и маломобильных групп. На период до 2020 г. расходы по этому управлению запланированы самые скромные (1272 тыс. руб.), работы по установлению пандусов, поручней, навесов, системы вызова и другие будут продолжены

Комитет по физической культуре и спорту г. Таганрог отвечает за создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом. В 2015 г. предполагается провести работу по переоборудованию комплекса стадиона «Торпедо», при строительстве крытого катка с искусственным льдом предусматривается оснащение его средствами, обеспечивающими доступ инвалидов и маломобильных групп населения. На эти цели будет выделено 400 тыс. руб. В 2013 г. в конно-спортивном клубе была организована реабилитационная группа «Стимул» в которой занимались 38 инвалидов в возрасте от 3 до 35 лет; бюджетные средства на эти занятия не расходовались и не планируются на перспективу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По информации Администрации Ростовской области в 2012-2014 гг. физкультурой и спортом занимался каждый третий из лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, но явно это никак не относится к жителям г. Таганрог.

Управление ЖКХ г. Таганрог контролирует работу по оборудованию светофоров дублирующими звуковыми сигналами; устройство пандусов на пересечениях автомобильных дорог, съездах и примыканиях тротуаров при проведении капремонта;

ремонт дорог и пешеходных дорожек в районах проживания и местах работы инвалидов по зрению; нанесение дорожной разметки в соответствии с действующими требованиями.

Эта работа была начата в 2013 г.; бюджетные средства на эти цели не выделялись и не планируются на перспективу.

Подпрограмма 2. «Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество»

На проведение мероприятий по этой подпрограмме в период с 2014 по 2020 г. предполагается выделить УСЗН из местного бюджета 3507 тыс. руб. по 501 тыс. руб. в год, в том числе на:

• предоставление услуг по сурдопереводу программы новостей по местному телеканалу (150 тыс. руб. в год). В 2013 г. на местном канале телевещания была программа новостей «Объектив. Итоги недели» с сурдопереводом продолжительностью 20 мин. 1 раз в неделю;

• обеспечение инвалидов транспортными услугами для посещения учреждений социальной сферы (социальное такси) — 351 тыс. руб. в год. В 2013 г 67 инвалидам были выданы талоны на пользование социальным такси на сумму 6,6 тыс. руб. из запланированных 15,9 тыс. руб. В конце года был расширен перечень лиц, которые могут пользоваться данной услугой.

Для обеспечения дополнительными техническими и тифлотехниче-скими средствами реабилитации инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению и слуху УСЗН г. Таганрог подает заявку в МТСР Ростовской об-

ласти, которое распределяет эти средства реабилитации в соответствии с установленным перечнем и индивидуальными делами инвалидов. В 2013 г. было получено и выдано 252 технических средства реабилитации. Эти средства получили 127 инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата (36% от числа обратившихся) и 7 инвалидов по слуху (90% от числа обратившихся).

На проведение мероприятий «по повышению уровня социально-культурной реабилитации инвалидов и маломобильных групп населения» на весь период до 2020 г. выделяется из местного бюджета 1610 тыс. руб. по 230 тыс. руб. в год, в том числе на:

• ежегодное проведение Управлением культуры г. Таганрога фотовыставки-конкурса «Мир глазами людей с ограниченными возможностями» (80 тыс. руб. в год). Цель выставки привлечение внимания общества к проблемам инвалидов, реализация творческого потенциала людей с ОВЗ. В 2013 г. в конкурсе участвовали 85 авторов;

• на организацию Управлением здравоохранения и Комитетом по физической культуре и спорту г. Таганрога экскурсий и экскурсионных туров для инвалидов, в том числе для детей - инвалидов (150 тыс. руб.). В 2013 г. были организованы 8 экскурсий, в которых приняли участие 265 чел. в том числе 3 инвалида-калясоч-ника, израсходовано бюджетных средств — 153,1 тыс. руб.

По остальным мероприятиям программы финансирование не предусмотрено:

• сезонный цикл мероприятий в рамках эколого-просветительско-го проекта «Аптекарский огород».

В 2013 г. в рамках проекта садовой терапии еженедельно проводились садовые работы, в которых приняли участие более ста человек. На эти цели из местного бюджета было израсходовано 78 тыс. руб.;

• участие в подготовке и проведении «Международного дня глухих», «Международного дня слепых», Международного дня инвалидов» и «Всемирного дня борьбы с диабетом» (Управление культуры г. Таганрог). В 2013 г в этих мероприятиях приняло участие 104 инвалида, бюджетные средства не расходовались;

• выездной цикл мероприятий «Шаги навстречу» — бесплатные экскурсии по городским музеям 1 раз в месяц (Управление культуры г. Таганрог). В 2013 г. было проведено 5 экскурсий;

• проведение выставки-продажи поделок, изготовленных людьми с ОВЗ. В 2013 г. в этом мероприятии приняли участие 46 инвалидов;

• обеспечение бесплатными билетами детей-инвалидов на аттракционы и в культурно-досуговые учреждения. В 2013 г. такая деятельность проводилась за счет благотворительных средств — на сеансы в «Кино-НЕО» инвалидам выдано 860 билетов, центр куль-турно-досуговой деятельности выдал 400 бесплатных билетов и 75-ти детям-инвалидам на аттракционы парка культуры и отдыха;

• ознакомление людей с ОВЗ с работой специализированных фондов литературы на различных носителях в рамках мероприятий «Открой новый мир». В 2013 г. Центральную городскую публич-

ную библиотеку им. А.П. Чехова посетили 350 инвалидов и лица с ОВЗ. Всего в библиотеках города было проведено 53 мероприятия, на которых побывало 1200 человек;

• участие в проведении специализированных ярмарок рабочих вакансий и учебных мест для лиц с ОВЗ (1 раз в квартал, УСЗН г. Таганрога). На начало текущего года на учете в Центре занятости состояли 163 инвалида. Им предоставлялись услуги по профессиональной ориентации, психологической поддержке, на про-фобучение было направлено 38 безработных инвалидов. В 2013 г. было принято решение о выделении средств работодателям для создания 36 рабочих мест для инвалидов.

Объем финансирования муниципальной подпрограммы «2» за счет средств местного бюджета на период до 2020 г. в 6,3 раза меньше, чем подпрограммы «1» (5,12 млн. руб. против 32,20 млн. руб.). В 2013 г. соотношение было еще больше: 16,2 раза — по плану и 11,9 раза — по факту.

Такое различие связано, в первую очередь, с тем, что ряд мероприятий подпрограммы «2» на свои средства проводят либо общественные организации инвалидов, либо частный бизнес.

Роль администрации города сводится в основном к выделению площадки для мероприятий. Исключение составляют учреждения культуры — библиотеки и музеи, в которых работа с посетителями входит в их прямые обязанности. Подпрограмма по интеграции инвалидов в общество не содержит мероприятий по реабилитации инвалидов и главное — детей-инвалидов.

Эффективность реализации программы «Доступная среда» должна оцениваться самими инвалидами путем социологического опроса, что записано в программах всех уровней власти и управления.

Летом 2014 г. ИСЭПН РАН в г. Таганрог проводил социологическое исследование по проблемам качества жизни населения. В анкету были включены вопросы, касающиеся благосостояния и оценки доступности инвалидов к получению социально-значимых услуг.

Среди 700 семей, охваченных обследованием, семьи в которых проживают инвалиды, составляют 9,3% (65 семей). Общая численность инвалидов — 75 человек. Из них пятеро — дети-инвалиды в возрасте до 18 лет (5,4%), численность мужчин и женщин практически одинаковая (34 и 36 человек). Возрастной состав инвалидов в основном представлен лицами старше трудоспособного возраста, доля инвалидов в трудоспособном возрасте составляет около 20%. Еще меньше доля инвалидов, которые продолжают работать — 14% (10 человек).

На вопрос анкеты «Оцените (в баллах от 2 до 4) безбарьерную среду для инвалидов» 91% инвалидов дали оценку в 2 балла и только 9% оценили ее положительно. Если учесть, что доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг, в общей численности опрошенных инвалидов Ростовской области в 2014 г. составляла 7%, то результат в г. Таганрог можно считать относительно неплохим. Но, к сожалению, в это обследование попало слишком мало семей с детьми-инвалидами, а именно они испытывают серьезные трудности, о чем

свидетельствуют качественные интервью с этой категорией семей.

Вопрос о качестве безбарьерной среды для инвалидов был задан в числе ряда других характеристик района проживания, и ни одна из них не получила такой низкой оценки. Часто претензии предъявлялись инвалидами (около 25%) к озеленению территории, наличию парков, скверов. И это не удивительно: всего 17% опрошенных инвалидов имеют возможность проводить время на даче или приусадебном участке.

По данным опроса, большинство инвалидов (68%) оценили свое здоровье как «плохое» и «очень плохое» (за детей отвечали родители).

Удивителен тот факт, что значительная доля респондентов (более 20%) затруднилась оценить качество медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях

(АПУ), стационарах и скорой помощи. Но самые большие трудности вызвала оценка качества социально-медицинских услуг, предоставляемых инвалидам на дому (65% от общего числа ответивших на этот вопрос).

Доля неудовлетворительных оценок по качеству медицинских услуг в АПУ составляет 37% и в стационарах — 33%. Однако на фоне столь не высоких оценок свыше 60% респондентов (46 чел.) сказали, что в последние 12 месяцев «необходимую медицинскую помощь получали», а 5% (4 человека) медицинская помощь не требовалась.

Лучше ситуация с приобретением лекарств: 87,7% домохозяйств с инвалидами «все необходимые лекарства приобретали», остальные сказали, что «в аптеках города не было нужных лекарств» (6%), в том числе лекарств «бесплатных или с 50% скидкой», и столько же ответили, что

«лекарства очень дорогие и на это нет денег». Последний ответ согласуется с долей бедных домохозяйств с инвалидами — 6,2% имели денежный душевой доход ниже 8 тыс. руб. на душу.

В целом материальное положение домохозяйств с инвалидами вполне можно оценить как «удовлетворительное». Однако подавляющее большинство (65%) считают, что они «не бедные, но с достатком ниже среднего», и только около четверти отнесли себя к семьям «со средним достатком». Средний размер пенсии с дополнительными социальными выплатами у инвалидов по данным обследования составил 12102 руб. в месяц. Если для оценки уровня пенсионных выплат инвалидам использовать так называемый коэффициент замещения, то он составил почти 60% к средней заработной плате в г. Таганрог, которая в 1 квартале 2014 г. была равна 20,9 тыс. руб.

В соответствии с требованиями Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.) коэффициент замещения пенсий должен быть не ниже 40%. В среднем по РФ коэффициент замещения пенсии по старости (без доплат) в апреле 2014 г. составлял 36,1%, а в таких развитых странах Европы, как Германия, Франция, Швеция и т д. этот коэффициент еще в конце прошлого века был на уровне 60-75% от заработной платы.

Относительно высокие пенсионные выплаты в г. Таганрог объясняются несколькими причинами: во-первых, этот южный город привлекателен для бывших военнослужащих и лиц, проработавших многие годы на Севере; во-вторых, многие таган-рожцы заработали трудовую пенсию до получения инвалидности и при

наступлении нетрудоспособного возраста стали получать трудовую пенсию по старости, которая существенно выше пенсии по инвалидности; в третьих, все инвалиды получают ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) из федерального бюджета3.

Среднедушевой денежный доход в семьях с инвалидами равен 13616 руб. У половины инвалидов пенсия с учетом социальных выплат выше или равна душевому денежному доходу их семей. Другими словами, эти инвалиды не являются «иждивенцами» своих семей.

Основная часть инвалидов, у которых пенсия с выплатами ниже денежного душевого дохода их семей, проживают в семьях с душевым доходом выше среднего по городу уровня или являются работающими гражданами.

Ряды распределения инвалидов г. Таганрог по размеру пенсий с учетом социальных выплат и по денежному душевому доходу представлены на рис 1.

Семь домохозяйств отказались указать свои денежные доходы, в том числе три из них не ответили на вопрос о размере пенсионных выплат инвалидам. В тоже время на вопрос: «К какой из перечисленных ниже групп Вы бы отнесли свою семью?» трое оценили свое материальное положение как «семьи со средним достатком», трое - «семьи не бедные, но с достатком ниже среднего» и только одно домохозяйство отнесло себя к

3 По данным Отчета ПФР за 2013 средняя трудовая пенсия по старости в РФ составляла 10718 руб., по инвалидности — 6447 руб., пенсия детей инвалидов — 9584 руб. Размер ЕДВ из федерального бюджета у инвалидов 1 группы был равен — 2832,1 руб., 2 группы — 2022,7 руб., 3 группы — 1619,3 руб., у детей-инвалидов — 2022,7 руб. [Официальный сайт ПФР].

«бедным семьям». Но именно эта семья по другим объективным социально-демографическим и имущественным характеристикам (наличие работающих членов семьи в трудо-

способном возрасте, дорогостоящего имущества, второго жилья и земельного участка) не может считаться «бедной».

Рис.1. Распределение инвалидов по величине пенсионных выплат (ряд 1) и по денежному душевому доходу (ряд 2)

Наличие благоустроенного жилья является не менее важной, чем денежные доходы, характеристикой благосостояния населения. Подавляющая часть домохозяйств, попавших в обследование, проживает в пятиэтажных домах, построенных в 70-80 годах прошлого века, которые оборудованы всеми основными коммунальными удобствами. Но и в индивидуальных частных домах проведен водопровод и газ, есть канализация. Поэтому больше половины (53%) опрошенных домохозяйств с инвалидами оценили свои жилищные условия как «удовлетворительные» и более четверти (28%) — как «хорошие».

Анализ «неудовлетворительных» и «очень плохих» жилищных условий показал, что из 11 домохозяйств, давших такие оценки, только одна семья проживает в очень стесненных условиях. В трех случаях причиной является проживание в коммунальной квартире. Во всех других случаях в среднем на человека приходится от 9 до 20 кв. м, а у одиноко проживающих граждан — значительно больше.

Из интервью с управляющими домами, где проводился опрос, стало известно, что во многих домах «советской» постройки коммуникации устарели и требуют срочного капремонта с заменой труб. Кроме того,

многоквартирные четырех-пятиэтаж-ные дома не оборудованы лифтами, что существенно ограничивает жизнедеятельность инвалидов и маломобильных граждан преклонного возраста.

Более четверти (27%) опрошенных инвалидов сказали, что «нигде не бывают, а в свободное время дома смотрят телевизор». Чаще всего инвалиды посещают родственников, друзей и знакомых (61%), церковь (43%) и в торговые центры (40%). Даже прогулки на природе или в парке совершают далеко не все (менее 60%).

Что касается посещаемости учреждений культуры и спорта, то это скорее исключения из общего правила. Так, в театре бывает каждый пятый респондент (20%), но половина из них ходят туда раз в год и реже. Любители современной (15%) и классической музыки (12%) ходят на концерты не чаще. Более популярны посещения кинотеатров (27%), но почти половина из кинолюбителей бывают там раз в год и реже.

И совсем грустная картина складывается с посещением музеев и библиотек. А именно эти учреждения в городе являются культурными центрами с историческими традициями, имеют достаточно большие и интересные фонды книг и демонстративных материалов, там трудятся квалифицированные кадры, умеющие и желающие работать с разными возрастными и социальными группами населения. Однако по данным опроса только немногим более 5% инвалидов «регулярно в течение недели» посещают библиотеки и столько же туда заходят изредка. Большинство из числа тех, кто ходит в музеи и на вы-

ставки (15%), бывают там «несколько раз в полгода». Не исключено, что это как раз те мероприятия, которые проводит Управление культуры города, что записано в муниципальной программе «Доступная среда».

Инвалиды г. Таганрог практически не занимаются спортом (физкультурой) — всего 2 человека из 75 посещают спортивные занятия, а шесть — «спортивные соревнования в качестве зрителя». А именно занятия спортом, в первую очередь, способствуют реабилитации и поддержанию здоровья.

Еще меньше тех, кто участвует в общественной жизни: двое являются членами домового или уличного комитета, двое участвуют в политических мероприятиях (митингах, шествиях), один — в общественных слушаниях. Несколько больше респондентов (9 человек, или 12%) являются членами социальной сети друзей, одноклассников и т.д. Однако основная масса компьютером не умеет пользоваться. В связи с этим интересен опыт Москвы, где для пенсионеров организованы курсы по обучению компьютерной грамотности.

Причиной столь низкого участия инвалидов в общественной жизни и редкой посещаемости культурно-спортивных учреждений не является их образовательный уровень, так как треть из них имеют высшее и столько же — среднее профессиональное образование.

Определенную роль играет плохое здоровье, сложности с выходом из дома и транспортом. Но, главное, по-видимому, в недостаточном внимании к ним со стороны городских властей и общественных организаций. Как отмечалось выше, на реализацию

Подпрограммы «2» в Таганроге выделяется во много раз меньше средств, чем на Подпрограмму «1».

Следует также отметить, что практически все респонденты из общего числа горожан, в семьях которых нет инвалидов, ничего не знают о проблемах инвалидов. Так, например, на вопросы об инклюзивном образовании детей-инвалидов и качестве социально-медицинских услуг для инвалидов на дому все «затруднились с ответом». Это косвенная оценка «отношения общества к проблемам инвалидов».

Выборочный социологический опрос инвалидов наглядно показал, что строительство пандусов, навесов оборудование лестниц поручнями и т.д., на что в основном тратятся бюджетные средства для реализации муниципальной, а частично и областной программы «Доступная среда» проблему доступности объектов социальной инфраструктуры даже для инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата не решает, так как при отсутствии лифта выше первого этажа они подняться не могут. Проблема интеграции инвалидов в общество практически не решается.

Сама муниципальная программа не имеет никаких новаций по сравнению с тем, что делалось городской администрацией для инвалидов до принятия этой программы, исключение составляет разработка интерак-

тивной карты доступности/недоступности социальных объектов для инвалидов и активное строительство пандусов и поручней. Поэтому сложно ожидать, что в следующем году «доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в общей численности опрошенных инвалидов» достигнет 25%, как это записано в областной и городской программах. И это нельзя объяснить неудовлетворенностью инвалидов своим уровнем материального достатка и жилищными условиями.

Изменить ситуацию позволит успешная реализация Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» №442-ФЗ, который вступил в силу с 1.01.2015.

Инвалиды под «безбарьерной средой» понимают значительно более широкий круг условий жизнедеятельности, чем это определено мероприятиями Программы «Доступная среда». Ни в одной из региональных программ нет ни слова о создании реабилитационных центров для инвалидов и для детей — инвалидов. Программа «Доступная среда», реализуемая на всех уровнях власти и управления, требует серьезной корректировки с учетом потребностей различных категорий инвалидов и положений Федерального закона №442-ФЗ.

Литература

1. Государственная программа «Доступная среда», утвержденная Правительством РФ 15 апреля 2014г. № 297. Официальный сайт МТСР РФ.

2. Детальный план-график реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 297, на 2014 год и плановый

период 2015-2016 годов. Утвержден приказом Министерства труда и социального развития РФ от 21 августа 2014 г. № 559. Официальный сайт МТСР РФ.

3. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 585 (в редакции от 05.02.2014 № 81, от 28.05.2014 № 402) «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда». Официальный сайт Администрации Ростовской области.

4. Долгосрочная муниципальная программа «Доступная среда на 2014-2020 гг.», утвержденная постановлением Администрации г, Таганрог в октябре 2013 г. (в редакции от 28.02.2014г. и от 9.06.2014г). Официальный сайт Администрации г. Таганрог.

5. Приложение к постановлению Администрации г. Таганрог от 17.04.2014 №1081 «Отчет о ходе работ в 2013 г. по долгосрочной программе «Доступная среда» на 20132015 гг.»

6. Приложения №№ 4-7 к постановлению Администрации города Таганрог от 09.06. 2014 №1764

Bibliography

1. Gosudarstvennaya programma «Dostupnaya sreda», utverzhdonnaya Pravitel'stvom RF 15 aprelya 2014g. № 297. Ofitsial'nyy sayt MTSR RF.

2. Detal'nyy plan-grafik realizatsii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Dostupnaya sreda» na 2011-2015 gody, utverzhdennoy postanovleniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. № 297, na 2014 god i planovyy period 20152016 godov. Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial'nogo razvitiya RF ot 21 avgusta 2014 g. № 559. Ofitsial'nyy sayt MTSR RF.

3. Postanovleniye Pravitel'stva Rostovskoy oblasti ot 25.09.2013 № 585 (v redaktsii ot 05.02.2014 № 81, ot 28.05.2014 № 402) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rostovskoy oblasti «Dostupnaya sreda». Ofitsial'nyy sayt Administratsii Rostovskoy oblas-ti.

4. Dolgosrochnaya munitsipal'naya programma «Dostupnaya sreda na 2014-2020 gg.», utverzhdonnaya postanovleniyem Administratsii g Taganroga v oktyabre 2013g (v redaktsii ot 28.02.2014g. i ot 9.06.2014g). Ofitsial'nyy sayt Administratsii g. Taganroga.

5. Prilozheniye k postanovleniyu Administratsii g. Taganroga ot 17.04.2014 №1081 «Otchot o khode rabot v 2013 g. po dolgosrochnoy programme «Dostupnaya sreda» na 2013-2015gg.» 6. Prilozheniya №№ 4-7 k postanovleniyu Administratsii goroda Taganroga ot 09.06.2014 №1764 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.