Научная статья на тему 'Анализ значения уровня доступности социальных учреждений Амурской области для инвалидов (на примере ГКУ АО - УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району) в рамках реализации подпрограммы "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области"'

Анализ значения уровня доступности социальных учреждений Амурской области для инвалидов (на примере ГКУ АО - УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району) в рамках реализации подпрограммы "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
672
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / DISABLED / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PRIORITY AREAS OF ACTIVITY / ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / SOCIAL INFRASTRUCTURE / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICES / ПОДПРОГРАММА / SUBROUTINE / ДОСТУПНОСТЬ ЗОН ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ДОСТУПНОСТЬ / AVAILABILITY / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ДОСЯГАЕМОСТЬ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / INFORMATION / КОМФОРТ / COMFORT / ACCESSIBILITY / ACCESSIBILITY OF THE AREAS OF SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щека Наталья Юрьевна, Гонторук Юлия Сергеевна

В Российской Федерации около 15 млн. человек признаны инвалидами, вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством физических, сенсорных и других функций организма. Среди субъектов Дальневосточного федерального округа Амурская область по уровню первичной инвалидности как взрослого, так и детского населения занимает 2 место. По г. Благовещенску и Благовещенскому району также увеличивается количество людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя спектр проблем, связанных с организацией жизнедеятельности инвалидов, можно сделать вывод, что одной из глобальных проблем данных категорий является недоступность для них социально-значимых объектов различных сфер жизнедеятельности. Недоступность для инвалидов социально-значимых объектов делает трудноосуществимыми и услуги, предоставляемые учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, а также культурно-оздоровительные услуги, что является дискриминацией человека по признаку инвалидности и не позволяет ему в полной мере реализовать свои права. Вместе с тем, важнейшим направлением деятельности Правительства Амурской области является работа по созданию достойных условий жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями здоровья, посредством реализации государственных программ. Так, в Амурском регионе реализуется подпрограмма «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области», которая включена в государственную программу Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области на 2014 2020 гг.». Основополагающей задачей данной подпрограммы является повышение уровня доступности и качества приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Амурском регионе. Исходя из статистки обращений, одной из приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов является сфера социальной защиты населения. В Амурской области около 70 учреждений данной сферы осуществляют свою деятельность, одним из основных, является государственное казённое учреждение Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району (далее УСЗН, Управление). Каждый день более 100 людей с ограниченными возможностями здоровья обращаются в Управление для получения социальных выплат, пособий и другой социальной помощи. Поэтому данное социальное учреждение и оказываемые в нём социальные услуги должны быть доступными для инвалидов, прежде всего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Щека Наталья Юрьевна, Гонторук Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPORTANCE OF THE LEVEL OF AVAILABILITY OF THE SOCIAL INSTITUTIONS OF THE AMUR REGION FOR DISABLED PEOPLE (ON THE EXAMPLE OF GKU AO - USZN FOR THE CITY OF BLAGOVESHCHENSK AND THE BLAGOVESHCHENSK AREA) WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE SUBPROGRAMME "REHABILITATION AND ENSURING THE LIFETIME OF DISABLED PEOPLE IN THE AMUR REGION"

In the Russian Federation, about 15 million people are disabled due to physical, sensory and other disorders of the body. Among the subjects of the Far Eastern Federal District, the Amur Region ranks second in terms of the primary disability of both adults and children. In Blagoveshchensk and the Blagoveshchensk area, the number of people with disabilities also increases. Analyzing the range of problems related to the organization of the life of disabled people, we can conclude that one of the global problems of these categories is the inaccessibility of socially significant objects of various spheres of life. The inaccessibility of socially important facilities for disabled people makes services of social protection, health, education, and cultural and recreational services difficult to implement, which discriminates against people on the basis of disability and does not allow them to fully exercise their rights. At the same time, the most important activity of the Government of the Amur Region is to create decent living conditions for people with disabilities, through the implementation of state programs. Thus, in the Amur region, the subprogram "Rehabilitation and provision of life support for people with disabilities in the Amur Region" is implemented, which is included in the state program of the Amur Region «Development of the Social Protection System for the Population of the Amur Region for 2014-2020». The fundamental objective of this subprogram is to increase the level of accessibility and quality of priority facilities and services in priority areas of the lives of people with disabilities and other low-mobility groups in the Amur region. Proceeding from the statistics of appeals, one of the priority spheres of the life of disabled people is the sphere of social protection of the population. In the Amur Region, about 70 institutions in this sphere are carrying out their activities, one of the main ones is the state government institution of the Amur Region the Department for Social Protection of the Population for the city of Blagoveshchensk and the Blagoveschensky area (further USZN, Management). Every day, more than 100 people with disabilities turn to the Management to receive social benefits, benefits and other social assistance. Therefore, this social institution and the social services provided in it should be accessible to disabled people, first of all.

Текст научной работы на тему «Анализ значения уровня доступности социальных учреждений Амурской области для инвалидов (на примере ГКУ АО - УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району) в рамках реализации подпрограммы "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области"»

юридические науки

Щека Наталья Юрьевна, Гонторук Юлия Сергеевна АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЯ ДОСТУПНОСТИ ...

УДК 349.3

АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЯ ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ (НА ПРИМЕРЕ ГКУ АО - УСЗН ПО Г. БЛАГОВЕЩЕНСКУ И БЛАГОВЕЩЕНСКОМУ РАЙОНУ) В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ «РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ

В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

© 2018

Щека Наталья Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальная работа» Гонторук Юлия Сергеевна, студент магистратуры, кафедры «Социальная работа» Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: yuliya_gontoruk_8@mail.ru) Аннотация: В Российской Федерации около 15 млн. человек признаны инвалидами, вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством физических, сенсорных и других функций организма. Среди субъектов Дальневосточного федерального округа Амурская область по уровню первичной инвалидности как взрослого, так и детского населения занимает 2 место. По г. Благовещенску и Благовещенскому району также увеличивается количество людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя спектр проблем, связанных с организацией жизнедеятельности инвалидов, можно сделать вывод, что одной из глобальных проблем данных категорий является недоступность для них социально-значимых объектов различных сфер жизнедеятельности. Недоступность для инвалидов социально-значимых объектов делает трудноосуществимыми и услуги, предоставляемые учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, а также культурно-оздоровительные услуги, что является дискриминацией человека по признаку инвалидности и не позволяет ему в полной мере реализовать свои права. Вместе с тем, важнейшим направлением деятельности Правительства Амурской области является работа по созданию достойных условий жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями здоровья, посредством реализации государственных программ. Так, в Амурском регионе реализуется подпрограмма «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области», которая включена в государственную программу Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области на 2014 - 2020 гг.». Основополагающей задачей данной подпрограммы является повышение уровня доступности и качества приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Амурском регионе. Исходя из статистки обращений, одной из приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов является сфера социальной защиты населения. В Амурской области около 70 учреждений данной сферы осуществляют свою деятельность, одним из основных, является государственное казённое учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району (далее - УСЗН, Управление). Каждый день более 100 людей с ограниченными возможностями здоровья обращаются в Управление для получения социальных выплат, пособий и другой социальной помощи. Поэтому данное социальное учреждение и оказываемые в нём социальные услуги должны быть доступными для инвалидов, прежде всего.

Ключевые слова: инвалиды, инвалидность, приоритетные сферы жизнедеятельности, объекты социальной инфраструктуры, социальная защита, социальные услуги, подпрограмма, доступность, безопасность, досягаемость, информативность, комфорт, доступность зон предоставления социальных услуг.

ANALYSIS OF THE IMPORTANCE OF THE LEVEL OF AVAILABILITY OF THE SOCIAL INSTITUTIONS OF THE AMUR REGION FOR DISABLED PEOPLE (ON THE EXAMPLE OF GKU

AO - USZN FOR THE CITY OF BLAGOVESHCHENSK AND THE BLAGOVESHCHENSK AREA) WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE SUBPROGRAMME «REHABILITATION AND ENSURING THE LIFETIME OF DISABLED PEOPLE IN THE AMUR REGION» © 2018

Scheka Natalia Yuryevna, candidate of sociological sciences, associate professor of the department «Social Work» Gontoruk Yuliya Sergeevna, student of magistracy, department «Social work»

Amur State University

(675027, Russia, Blagoveshchensk, Ignatievskoe highway, 21, e-mail: yuliya_gontoruk_8@mail.ru) Abstract. In the Russian Federation, about 15 million people are disabled due to physical, sensory and other disorders of the body. Among the subjects of the Far Eastern Federal District, the Amur Region ranks second in terms of the primary disability of both adults and children. In Blagoveshchensk and the Blagoveshchensk area, the number of people with disabilities also increases. Analyzing the range of problems related to the organization of the life of disabled people, we can conclude that one of the global problems of these categories is the inaccessibility of socially significant objects of various spheres of life. The inaccessibility of socially important facilities for disabled people makes services of social protection, health, education, and cultural and recreational services difficult to implement, which discriminates against people on the basis of disability and does not allow them to fully exercise their rights. At the same time, the most important activity of the Government of the Amur Region is to create decent living conditions for people with disabilities, through the implementation of state programs. Thus, in the Amur region, the subprogram «Rehabilitation and provision of life support for people with disabilities in the Amur Region» is implemented, which is included in the state program of the Amur Region «Development of the Social Protection System for the Population of the Amur Region for 2014-2020». The fundamental objective of this subprogram is to increase the level of accessibility and quality of priority facilities and services in priority areas of the lives of people with disabilities and other low-mobility groups in the Amur region. Proceeding from the statistics of appeals, one of the priority spheres of the life of disabled people is the sphere of social protection of the population. In the Amur Region, about 70 institutions in this sphere are carrying out their activities, one of the main ones is the state government institution of the Amur Region - the Department for Social Protection of the Population for the city of Blagoveshchensk and the Blagoveschensky area (further - USZN, Management). Every day, more than 100 people with disabilities turn to the Management to receive social benefits, benefits and other social assistance. Therefore, this social institution and the social services provided in it should be accessible to disabled people, first of all.

Keywords: disabled, disability, priority areas of activity, social infrastructure, social protection, social services, subroutine, availability, security, accessibility, information, comfort, accessibility of the areas of social services.

В современных социально-экономических услови- инвалидов, обеспечение доступной для них среды яв-ях государственная поддержка и социальная защита ляется одной из важнейших задач общества. Об этом

свидетельствует интерес многих исследователей к этой теме [1]. Значительный вклад в изучение проблем организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов (социальной, жилой, образовательной и др.) был внесён работами таких российских исследователей, как Ю.В. Колосовым, Н.Ф. Дементьевой, Л.А. Викторовой, Е.И. Холостовой. Учёные указывают на то, что современная ситуация в сфере доступной среды ставит инвалидов в очень сложные условия, поэтому создание безбарьерной среды для данных категорий граждан - одно из ключевых направлений социальной политики России.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся научные разработки, проблема исследования формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов остаётся в настоящее время недостаточно подробно изученной, в связи с этим, попытка её рассмотрения предпринята в данной научной статье.

Инвалиды - это категория людей, в которую включены лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в силу особенностей своего здоровья. Количество инвалидов в Российской Федерации (далее - РФ) в 2017 году составляет около 15 млн. человек. Это примерно каждый десятый житель страны. Большинство из них, это мужчины и женщины трудоспособного возраста. Показатели детской инвалидности в России также не утешительны, приблизительно 600 тысяч человек, практически половина из них моложе 18 лет [2].

По состоянию на 01.01.2017, исходя из данных Государственного учреждения Отделения Пенсионного Фонда РФ по Амурской области (далее - АО) в регионе проживало 87 985 тысяч инвалидов (в том числе 3837 детей-инвалидов), (численность населения в АО на начало 2017 года - 801 752 тысяч человек). По г. Благовещенску и Благовещенскому району количество инвалидов в 2017 году составляет 25 062 тысяч. человек.

В соответствии с данными мониторингов, проводимые на постоянной основе социальными службами Амурской области, основными проблемами инвалидов в регионе являются вынужденная изолированность от общества и недоступность объектов социальной инфраструктуры в различных сферах жизнедеятельности данных категорий граждан. Большинство социальных объектов не соответствуют требованиям строительных норм, стандартов и сводам правил, относящихся к формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Например, отсутствуют пандусные съезды, имеются узкие дверные проёмы и тамбуры, высокие пороги. Также в отдельных случаях не оборудованы зоны предоставления социальных услуг. Всё это является непреодолимым препятствием к осуществлению жизнедеятельности инвалидов и может рассматриваться как дискриминация человека по признаку инвалидности, поскольку не позволяет им в полной мере реализовать свои права. Однако, согласно конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, государство обязуется обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод (во всех сферах деятельности) всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности [3]. Соответственно, на настоящий момент важнейшей государственной задачей является создание равных прав и возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества, путем реализации и обеспечения доступности социального, физического, экономического и культурного окружения, образования, здравоохранения, информации и связи. Как показывает теоретический и эмпирический анализ практики социальной защиты инвалидов в РФ одним из наиболее эффективных способов решения данной задачи является разработка и впоследствии реализация государственных программ, направленных на создание достойных условий жизни каждого члена общества.

На сегодняшний день в РФ осуществляется реализация государственных программ для инвалидов: 342

«Доступная среда» на 2011 - 2020 годы», «Социальная поддержка граждан»; «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; «Содействие занятости населения» и др. [4, 5, 6, 7]. В Амурской области также реализуются государственные целевые программы для данных категорий.

Так, в 2010 году постановлением Правительства АО от 30.12.2010 г. № 745 была утверждена долгосрочная целевая программа «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области на 2011 - 2015 годы». В 2012 году данная программа вошла в качестве подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области на 2012 - 2016 годы» (далее - Подпрограмма) в долгосрочную целевую программу «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Амурской области на 2012 - 2016 годы», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2010 г. № 606. С 2014 года данная программа вошла в качестве подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области» государственной программы Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области на 2014 - 2020 гг.», утверждённой постановлением Правительством Амурской области от 25.09.2013 г. № 444 [8].

Основополагающей задачей данной подпрограммы является повышение уровня доступности и качества приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Амурской области [8].

Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов понимаются сферы: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, жилого фонда и т.д. [9]. Каждая сфера имеет свои объекты социальной инфраструктуры, в которых предоставляются различного рода услуги инвалидам. Как было выше сказано, не все данные объекты доступны и подготовлены для предоставления социальных услуг данным категориям граждан.

Доступность же объекта социальной инфраструктуры включает в себя такие значения уровня доступности, которые можно определить по нормативным требованиям: досягаемости, безопасности, комфорта, информативности, доступности зон предоставления социальных услуг [10]:

- доступно полностью всем (объект соответствует требованиям нормативных документов для всех категорий инвалидов как с точки зрения безопасности и досягаемости, так с точки зрения комфорта и информативности: территория, прилегающая к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания; места целевого назначения; санитарно-гигиенические помещения и системы информирования) [10];

- доступно полностью избирательно (объект соответствует нормативным требованиям (как досягаемости, безопасности, информативности и комфорта), но для отдельных категорий инвалидов: с патологией опорно-двигательного аппарата; для передвигающихся на коляске; для инвалидов с выраженной патологией зрения, в том числе слепых; для инвалида с патологией слуха, в том числе глухих, либо для инвалида с умственной отсталостью) [10];

- доступно частично всем (объект соответствует нормативным требованиям досягаемости: обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан). Обустроены специально выделенные пути и места обслуживания, специальные участки для обслуживания маломобильных граждан, а также устроены специальных входы, пути движения и места обслуживания. Однако требуется обустройство территории; санитарно-гигиенических помещений; обеспечение систем информации на объекте) [10];

- доступно частично избирательно (объект частич-

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

юридические науки

Щека Наталья Юрьевна, Гонторук Юлия Сергеевна АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЯ ДОСТУПНОСТИ ...

но соответствует нормативам в досягаемости мест целевого назначения; полностью соответствует требованиям информативности и комфорта, но не для всех категорий инвалидов, а именно для инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата; для передвигающихся на коляске; для инвалидов с выраженной патологией зрения и с патологией слуха - объект является недоступным) [10];

- доступно условно (требование нормативов не выполнены, поскольку проведение мероприятий по техническому обустройству в связи с архитектурно планировочными особенностями здания и районом расположения объекта - невозможно; не соответствует требованиям безопасности, досягаемости и комфорта) [10];

- временно недоступно (объект не соответствует основным требованиям нормативных документов, безопасности, комфорта, а также нельзя организовать альтернативную форму обслуживания) [10].

В соответствии со ст. 15 федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) «О социальной защите инвалидов в РФ»: «федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм создают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам» [11]. В связи с этим, все объекты социальной инфраструктуры приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов должны соответствовать требованиям доступности. Одной из приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов, исходя из статистки обращений, является сфера социальной защиты населения. В Амурской области около 70 учреждений данной сферы осуществляют свою деятельность, одним из основных, является государственное казённое учреждение АО - Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району. УСЗН осуществляет следующие основные виды деятельности: предоставление социальных услуг без обеспечения проживания; деятельность в области обязательного социального обеспечения; деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов [12]. На учёте в УСЗН стоят около 20 тысяч инвалидов по различным видам заболеваний. Каждый день более 100 данных категорий граждан обращаются в УСЗН для получения социальных выплат, пособий и другой социальной помощи. Поэтому данное учреждение и оказываемые в нём социальные услуги должны быть доступными для инвалидов, прежде всего.

В целях уточнения, операционализации и актуализации изучаемой проблемы в сентябре 2017 года было проведено социологическое исследование на тему: «Оценка инвалидами значения уровня доступности ГКУ АО -УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району и качества предоставления в нём социальных услуг как приоритетного объекта жизнедеятельности данных категорий граждан в рамках реализации подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в АО», с целью узнать доступно ли данное учреждение для инвалидов в соответствии с проводимыми мероприятиями данной подпрограммы

Исследование проводилось в форме опроса референтной группы инвалидов, которые обращались в отделы УСЗН по различным вопросам.

Всего было опрошено 50 инвалидов, из них 40% в возрасте от 35 до 60 лет, 60% старше 60 лет, 50% женщины и 50% мужчины. Уровень образования респондентов составляет: 20% имеют высшее образование, 40% -

среднее профессиональное и такое же количество имеют среднее общее образование. 60% инвалидов не работают, в основном это инвалиды-пенсионеры, 40% занимаются профессиональной деятельностью.

Большинство данных категорий граждан имеют статус инвалида в пределах от 10 до 25 лет, среди них 20% имеют 3 группу инвалидности, 70% - 2 группу инвалидности и 10 % - 1 группу инвалидности. Почти все опрошенные имеют инвалидность по причине общего заболевания или профессионального заболевания. Основной характер инвалидизирующего заболевания - это травмы опорно-двигательного аппарата, болезни сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения, пищеварительной и дыхательной систем.

Вся анкета была разделена на блоки вопросов, касающиеся значения уровня доступности УСЗН и качества предоставления в нём социальных услуг как объекта приоритетной сферы жизнедеятельности инвалидов.

Первый блок вопросов рассматривает соответствие объекта нормативным требованиям досягаемости и безопасности расположения УСЗН в г. Благовещенске для данных категорий граждан.

По мнению 20 % инвалидов район расположения Управления является вполне доступным и находится недалеко от центра города. Остальные 80% опрашиваемых отметили недоступность расположения учреждения.

Также на вопрос о пути следования к социальному объекту пассажирским транспортом большинство респондентов ответили, что все автобусы ходят до ближайшей остановки от Управления. Однако по вопросу о пути следования к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта респонденты отметили следующее, что добраться до самого учреждения не предоставляется возможным, так как автобусная остановка находится далеко от социального объекта. Около 800 метров - расстояние до учреждения от автобусной остановки, ответили большинство инвалидов, то есть это примерно 15 - 20 минут пешком. При этом имеется наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути и во время пути следования к социальному объекту все перекрестки с регулируемым звуковым сигналом, отметили все опрашиваемые респонденты. Однако, по мнению 40% инвалидов на пути следования к социальному учреждению отсутствует акустическая, тактильная и визуальная информация, 60% данных категорий граждан отметили, что имеется тактильная информация на пути к Управлению.

Таким образом, исходя из ответов респондентов, по данному блоку вопросов можно сделать вывод, и определить значение уровня доступности данного учреждения по требованиям досягаемости и безопасности расположения объекта и пути следования к нему: добраться до самого социального учреждения достаточно трудно, так как возле социального объекта отсутствует автобусная остановка, вследствие этого можно говорить о недоступности района расположения Управления для инвалидов. Однако во время пути следования к социальному объекту все перекрестки оборудованы звуковым сигналом и имеется тактильная информации на пути к Управлению. В соответствии с данными выводами социальный объект по требованиям досягаемости и безопасности соответствует значению уровня доступности как доступно условно.

Второй блок вопросов касается доступности в учреждении размещения зон предоставления социальных услуг и специально выделенных санитарно-гигиенических помещений для инвалидов.

Большинство инвалидов ответили, что Управление как объект социальной сферы жизнедеятельности не подготовлен должным образом для обслуживания малоподвижных групп населения (инвалидов-колясочников или инвалидов, имеющих иные ограничения в жизнедеятельности). Вместе с тем, все опрашиваемые респонденты обозначили, что в здании социального учреждения

имеются специально-выделенные санитарно-гигиенические помещения для инвалидов.

Все инвалиды почеркнули, что здание Управления не оснащено подъёмным устройством (стационарным вертикальным или наклонным подъёмником) и в анкете выразили пожелание на его приобретение: «Хоть и здание состоит из двух этажей, инвалидам-колясочникам и другим маломобильным гражданам не представляется возможным подняться на второй этаж».

Также 40% респондентов ответили, что в социальном учреждении отсутствуют маршруты движения внутри здания к местам оказания услуг, остальные опрашиваемые респонденты отметили обратное.

В целом, исходя из ответов респондентов в рамках данного блока вопросов, можно сделать вывод: в социальном учреждении отсутствуют зоны предоставления социальных услуг для малоподвижных категорий инвалидов и подъёмное устройство, также внутри здания не сформированы маршруты движения к местам оказания социальных услуг. Однако имеются санитарно-гигиенические помещения для инвалидов в данном учреждении. Опираясь на эти данные, можно определить значение уровня доступности в рамках нормативного требования - доступность зон предоставления социальных услуг для данных категорий граждан как доступно частично избирательно.

Третий блок вопросов направлен на оценку качества социального обслуживания инвалидов в данном учреждении в рамках нормативных требований информативности и комфорта предоставления социальных услуг.

По мнению 70% респондентов информация, предоставленная специалистами Управления во время консультации оказалась доступной, понятной и с помощью неё был разрешен вопрос обращения в учреждение. Остальные 30% участвующих в опросе отметили неполноту предоставленной информации во время приёма. Также инвалидам был задан вопрос о продолжительности приёма у специалиста: 80% граждан выбрали ответ: 10 - 15 минут, 10%: 15 - 20 минут, также 10% отметили время приёма в 20 - 25 минут.

Помимо этого, 80% инвалидов отметили достойное качество предоставления социальных услуг, 20% респондентов остались недовольны качеством обслуживания. Однако все опрашиваемые подчеркнули доброжелательное отношение со стороны специалистов, предоставляющих социальные услуги в УСЗН.

Исходя из ответов респондентов, по блоку вопросов об оценке качества социального обслуживания инвалидов в УСЗН можно сделать вывод о достойном качестве предоставления социальных услуг данным категориям граждан в социальном учреждении, то есть нормативные требования информативности и комфорта предоставления социальных услуг в данном учреждении полностью соблюдены для всех категорий инвалидов.

В целом, по данным опроса, можно сделать основные выводы об оценке доступности социального учреждения и качества предоставления в нём социальных услуг:

- месторасположение ГКУ АО - УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району не доступно для инвалидов;

- требуется оборудовать пути следования к социальному объекту пассажирским транспортом;

- в здании учреждения требуется оснащение подъёмного устройства для инвалидов;

- должны быть сформированы должным образом маршруты движения внутри социального учреждения;

- нет специально оборудованных зон предоставления социальных услуг для инвалидов-колясочников и других малоподвижных граждан.

По основополагающим признакам досягаемости, безопасности, информативности, комфорта, доступности зон оказания социальных услуг данный объект доступен частично избирательно для инвалидов.

Таким образом, реализация задач и мероприятий 344

подпрограммы «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в АО» на базе ГКУ АО - УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району требуется продолжать, так как в социальное учреждение обращаются большое количество инвалидов по различным вопросам, и доступность данного социального объекта имеет перевороченное значение при предоставлении в нём социальных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузова В.А. Проблемы создания доступной среды для маломобильных групп населения в Приморском крае.URL:https://econpapers.repec.org/artide/scn006010 /16502196.htm.

2. Статистика инвалидов в мире. URL http://vawilon. ru/statistika-invalidov-v-mire.

3. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (с изменениями на 19 апреля 2016 года). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»

5. Постановление Правительства РФ №296 от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»

6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»

7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»

8. Постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 444 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Развитие системы социальной защиты населения Амурской области на 2014 - 2020 гг.» (с изменениями на: 24.02.2016) - 24.02.2016.

9. Реестр приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и мгн по Амурской области на 28.01.2015 г. URL: http://szn.amurobl.ru.

10. Методическое пособие: Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 г. Методика паспортизации и классификации объектов и услуг, с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность.

11. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»

12. Официальный сайт Министерства социальной защиты населения Амурской области. URL: http://szn. amurobl.ru.

Статья поступила в редакцию 25.12.2017

Статья принята к публикации 27.03.2018

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.