СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
УДК 316.47 С. М. Васильева
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1
В современной общественно-экономической и социокультурной ситуации особая роль в социально-педагогической поддержке детей группы риска возложена на педагогические системы общего образования, в первую очередь, на общеобразовательную школу, обеспечивающую процесс обучения, воспитания и развития детей и подростков. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999 наделил органы и учреждения образования рядом обязательных для исполнения полномочий и функций в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [1]. В современной системе школьного образования помощь в этом призвана оказывать служба социаль-но-психолого-педагогического сопровождения (далее — ССППС).
Образовательное пространство школы — место, где формируется и отрабатывается социальный опыт школьника [2]. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, оно служит им средой для свободного выбора действий, оценок, отношений. В школе ученик не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, но и является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется. Образовательное пространство школы включает в себя множество элементов, оно многомерно и включает в себя среду обитания, пребывания, образовательно-развивающие процессы и др. При этом гармоничное развитие обитателей в этом пространстве может происходить только во взаимосвязи с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в семье, на улице. В данной статье будет проведен анализ социальных практик работы в школе с детьми группы риска службы социаль-но-психолого-педагогического сопровождения.
На базе общеобразовательной школы № 274 Кировского района Санкт-Петербурга в 2008 и 2010 годах были проведены эмпирические исследования [3, 4] с целью выявления факторов окружающей среды, негативно влияющих на детей и подростков. В качестве таковых обнаружены нестабильность семьи, родительская и педагогическая не-
1 Статья подготовлена в рамках фундаментальных НИР СПбГУ 2011 год по направлению Социология 3.1. «Трансформация социальных практик в современном российском обществе». Тема исследования: «Социальные практики государства и церкви по оказанию социальной помощи семье и детям».
© С. М. Васильева, 2011
компетентность, рост социальной агрессии и др. Помимо «внешних» по отношению к школе неблагоприятных факторов, отмечены тревожные тенденции, нарастающие непосредственно в школе. Это повышение объема учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени, постоянное эмоциональное напряжение (стрессовые ситуации, «избегание неудач» на уроке, несформированность коммуникативных навыков общения). Отношение родителей к процессу получения ребенком образования также является мощным социальным фактором. Однако значительную часть семей можно отнести к разряду социально дезадаптированных, не способных создать необходимые условия для обучения и развития ребенка [5, 6]. Таким образом, исследуя «внешние» и «внутренние» факторы, негативно влияющие на несовершеннолетних, и в сотрудничестве с семьей ребенка преодолевая их, школа создает оптимальные условия для подготовки детей и подростков к взрослой жизни, способствуя их физическому, моральному, нравственному, интеллектуальному и культурному развитию.
Школа призвана отвечать на запросы всех социальных групп семей, индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня мотивации разных групп учащихся и при этом обеспечивать эффективное противостояние неблагоприятным факторам «внешней» и «внутренней» среды. Так, школьник, попадающий в категорию «трудных», некомпетентен в основных средах — семье и школе. Учителя, родители часто сами не компетентны в усложнившейся социальной среде, не обладают достаточными знаниями, их мир отдален от мира детей. Встает задача повышения социальной компетентности школы и семьи по различным направлениям — правовому, психологическому, медицинскому и т. д. Следуя по такому пути, можно преодолеть существующий сегодня разрыв поколений, приблизить мир взрослых к миру ребенка. При этом надо учитывать, что ребенок — самостоятельная сторона, он сам должен участвовать в конструировании необходимой ему развивающей среды [7]. Естественно, что у различных категорий детей свои потребности, и это предполагает различный подход к решению их проблем.
Для того чтобы работа с детьми группы риска была эффективной, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. В школе индивидуальная профилактическая работа проводится в первую очередь с учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный досуг, отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В конечном итоге они начинают пропускать занятия в школе без уважительных причин, составляя группы «динамического» и «скрытого отсева». Группу «динамического отсева» составляют учащиеся, имеющие единичные пропуски отдельных учебных занятий, учебных дней в целом, причем, как правило, пропуски систематичны. Группу «скрытого отсева» — учащиеся, пропускающие учебные занятия без уважительной причины в течение месяца и более. В обоих случаях разработаны конкретные меры деятельности образовательного учреждения по профилактике «отсева» и тем самым по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних [8].
Главная цель ССППС — способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь; ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся. В состав ССППС входят школьный социальный педагог, психолог, в идеале — логопед и медицинский работник. Важное место в деятельности службы занимает работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Основой ранней профилактики является создание
условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей определенной возрастной группы; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Для проведения профилактической работы разработаны планы, включающие в себя мероприятия по правовому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни. В школе осуществляется контроль над получением образования несовершеннолетними. Ведется строгий учет пропущенных уроков. Таким образом, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, правовое просвещение подростков и их родителей — основные формы деятельности школы в этом направлении. Благодаря деятельности специалистов ССППС осуществляется комплексное сопровождение всех социальных групп учащихся и их семей в учебной и внеклассной деятельности образовательного учреждения. Комплексное сопровождение подразумевает совместную работу не только по выполнению алгоритма технологии ССППС, но и по тесному межведомственному взаимодействию в процессе этой работы всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На примере школы № 274 Кировского района Санкт-Петербурга проанализируем деятельность ССППС. Профилактическая работа службы начинается с составления «Социального паспорта школы». Социальный паспорт школы (по состоянию на 2010 г.) выглядит таким образом: в 218 семьях (из 680) родители учащихся находятся в разводе (сведения предоставлены со слов классных руководителей), в 8 семьях дети воспитываются одними мамами, 38 семей — неполные вследствие потери кормильца, то есть 264 семей из 680 являются проблемными [8, с. 116]. Для работы с учащимися и их семьями в учебной и внеклассной деятельности (то есть для комплексного сопровождения таких детей и их семей) ССППС разработали определенный алгоритм действий, который состоит из четырех этапов.
Первый этап предполагает выявление категорий проблемных учащихся. Такая работа осуществляется в начале учебного года. Классные руководители заполняют (на основе методов анкетирования, бесед, наблюдений) «Социальные портреты класса». На основе полученных данных составляется «Социальный паспорт школы».
На втором этапе решается вопрос о ведении документации по сопровождению. Наиболее удачной формой является «Карта индивидуального сопровождения», которая включает в себя следующие параметры психологического сопровождения ребенка: психологическая диагностика, экспертиза, психологическая коррекция и развитие (тренинги, индивидуальная работа с учащимся), профориентация, консультирование, просвещение (родителей, учителей, учащихся). Именно на этом этапе очень важна работа педагога-психолога школы. Полученная объективная оценка оформляется в виде паспорта сопровождения. К паспорту предъявляются следующие обязательные требования: конфиденциальность, компактность, информативность, легкая доступность данных. Следовательно, в план индивидуального сопровождения необходимо закладывать такую методику диагностики, которая могла бы помочь участникам образовательного процесса определиться со способом восприятия информации и таким образом дать ученику, его семье и учителю сведения о вариантах образовательного маршрута, предпочитаемых типах деятельности с учетом индивидуальных личностных качеств. Именно эту работу ССППС называют первичной профилактикой.
На третьем этапе с учетом выбранного индивидуального подхода к учащемуся решается проблема. Для этого привлекаются классный руководитель; осуществляется
взаимодействие с родителями (либо законными представителями); с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На четвертом этапе проводится оценка результативности применяемых мер: выясняется, на каком этапе были допущены ошибки, производится поэтапная корректировка разработанной или применяемой технологии и предпринимаются повторные меры к разрешению проблемы [9]. Одним из параметров эффективной деятельности ССППС является отсутствие в школе «скрытого отсева» учащихся.
Образовательное учреждение в своей деятельности тесно взаимодействует с основными субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые помогают школе в решении вопроса об отсеве и профилактике правонарушений. Такое взаимодействие необходимо прежде всего с психолого-педа-гогическим медико-социальным центром (ППМС-центром), отделом по делам несовершеннолетних (ОДН РУВД), Комитетом по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), а также с Центром социальной помощи семье и детям.
Назовем формы работы службы, наиболее перспективные для решения проблем трудных подростков: диагностика и экспертиза, психологическая коррекция и развитие, консультирование и профориентация, родительский лекторий, систематический контроль и учет посещаемости, взаимодействие с государственными и социальными службами, социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей или других законных представителей, детей (семей), попавших в экстремальные и кризисные ситуации, и их трудоустройство. Также, помимо вышеперечисленных форм работы, ССППС разрабатывает и успешно применяет отдельно к каждому субъекту профилактики новые формы своей деятельности. Существуют и уже проверенные временем способы сотрудничества специалистов службы (консультация социального педагога, педагога-психолога, а по необходимости и инспектора отдела по делам несовершеннолетних, инспектора отдела опеки и попечительства муниципального округа на базе образовательного учреждения).
В настоящее время, если судить по данным, представленным в «Социальном паспорте школы» № 274, обозначились новые тенденции в динамике развития семьи. Это увеличение числа отцов-одиночек, и отцов, претендующих на доминирующее право воспитания ребенка после распада семей (в вышеупомянутой школе таких четверо). С каждой из этих категорий семей работает ССППС, и в ходе этой работы начинает складываться определенный алгоритм действий. Так, на базе школы существует Совет отцов. Участие родителей-отцов в деятельности Совета позволяет включаться в работу по воспитанию неблагополучных детей и детей из неполных семей, к руководству кружками и спортивными секциями в школе. В целом это позволяет усилить мужское влияние на воспитание мальчиков, оказать содействие в формировании у школьников потребности в здоровом образе жизни, активизировать работу по преодолению вредных привычек, в пропаганде физической культуры и спорта и т. д. [10, с. 45]. В результате возвращены в школу дети, которые пытались забросить учебу. Конечно, здесь также существуют проблемы. В состав Совета отцов входят либо очень ответственные, дисциплинированные люди, либо те, кто имел проблемы с собственными детьми.
Таким образом, работа ССППС в школе строится с учетом конкретного «Социального паспорта школы». И у ССППС есть возможность решать реальные проблемы в школе и предвидеть будущие. Для этого можно регулярно проводить социологи-
ческие исследования, а также тематические дискуссии. Следует также повышать педагогическую грамотность педагогов, родителей, создавать благоприятное для развития и самочувствия учащегося образовательное пространство, что и является целью службы социально-психолого-педагогического сопровождения. Специалисты службы осознают важность своей работы и главную профессиональную задачу — помогать каждому ребенку и его семье на всех этапах школьной жизни. Решая сложные жизненные ситуации, поддерживая уверенность семьи в собственных силах, ССППС применяет в своей работе инновационные социальные практики.
Литература
1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
2. Виленский М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. 2002. № 2.
3. Васильева С. М. Проблема насилия в общеобразовательной школе (по данным социологического исследования в Санкт-Петербурге) // Критерии качества социальной работы с жертвами семейного насилия: опыт России и Финляндии: сб. статей. СПб., 2008. 220 с.
4. Васильева С. М. Современная российская семья глазами школьников // Отец в современной семье: научно-практический опыт России и Финляндии (по материалам российско-финского семинара) / сост. А. Н. Воронов. СПб., 2010. 96 с.
5. Воронов А. Н. Проблемы современной российской семьи // Современная российская семья: проблемы и пути решения: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Воронова, С. М. Васильевой. СПб., 2011. 152 с.
6. Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет по программе «Создание зоны безопасности, свободной от детского труда, в Кировском районе Санкт-Петербурга». СПб., 2003.
7. Публичный доклад директора ГОУ СОШ № 352 2009-2010 учебный год http://sch352.svao. mskobr.ru/report/ (дата обращения: 14.06.2011).
8. Кузьмичева Е. Г Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Санкт-Петербурге // Современная российская семья: проблемы и пути решения: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Воронова, С. М. Васильевой. СПб., 2011. 152 с.
9. Социальная защита семьи и детства: учеб.-метод. пособие / сост. А. Н. Воронов. СПб., 2008. 868 с.
10. Васильева С. М. Факторы неблагополучия школьной среды // Современная российская семья: проблемы и пути решения: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Воронова, С. М. Васильевой. СПб., 2011. 152 с.
Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.