Научная статья на тему 'Социальные практики работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении'

Социальные практики работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2076
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / СЛУЖБА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / EDUCATIONAL SPACE / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPREHENSIVE SCHOOL / SERVICE OF SOCIALPSYCHOLOGY- PEDAGOGICAL SUPPORT / CHILDREN AT RISK / SUBJECTS TO PROVIDE PREVENTIVE MAINTENANCE OF NEGLECT AND OFF ENSES OF MINORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Светлана Михайловна

Общеобразовательная школа является одним из основных субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В статье проведен анализ деятельности службы социально-психолого-педагогического сопровождения. Обозначены социальные практики по работе с детьми группы риска, используемые данной службой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social work with children at risk in educational institution

The comprehensive school is the basic subject to provide preventive maintenance of neglect and off enses of minors. The article presents the analysis and results of activities performed by the service of social-psychology-pedagogical support as an element of educational space. In addition, it highlights effective social tools of working with children at risk.

Текст научной работы на тему «Социальные практики работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

УДК 316.47 С. М. Васильева

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1

В современной общественно-экономической и социокультурной ситуации особая роль в социально-педагогической поддержке детей группы риска возложена на педагогические системы общего образования, в первую очередь, на общеобразовательную школу, обеспечивающую процесс обучения, воспитания и развития детей и подростков. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999 наделил органы и учреждения образования рядом обязательных для исполнения полномочий и функций в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [1]. В современной системе школьного образования помощь в этом призвана оказывать служба социаль-но-психолого-педагогического сопровождения (далее — ССППС).

Образовательное пространство школы — место, где формируется и отрабатывается социальный опыт школьника [2]. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, оно служит им средой для свободного выбора действий, оценок, отношений. В школе ученик не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, но и является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется. Образовательное пространство школы включает в себя множество элементов, оно многомерно и включает в себя среду обитания, пребывания, образовательно-развивающие процессы и др. При этом гармоничное развитие обитателей в этом пространстве может происходить только во взаимосвязи с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в семье, на улице. В данной статье будет проведен анализ социальных практик работы в школе с детьми группы риска службы социаль-но-психолого-педагогического сопровождения.

На базе общеобразовательной школы № 274 Кировского района Санкт-Петербурга в 2008 и 2010 годах были проведены эмпирические исследования [3, 4] с целью выявления факторов окружающей среды, негативно влияющих на детей и подростков. В качестве таковых обнаружены нестабильность семьи, родительская и педагогическая не-

1 Статья подготовлена в рамках фундаментальных НИР СПбГУ 2011 год по направлению Социология 3.1. «Трансформация социальных практик в современном российском обществе». Тема исследования: «Социальные практики государства и церкви по оказанию социальной помощи семье и детям».

© С. М. Васильева, 2011

компетентность, рост социальной агрессии и др. Помимо «внешних» по отношению к школе неблагоприятных факторов, отмечены тревожные тенденции, нарастающие непосредственно в школе. Это повышение объема учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени, постоянное эмоциональное напряжение (стрессовые ситуации, «избегание неудач» на уроке, несформированность коммуникативных навыков общения). Отношение родителей к процессу получения ребенком образования также является мощным социальным фактором. Однако значительную часть семей можно отнести к разряду социально дезадаптированных, не способных создать необходимые условия для обучения и развития ребенка [5, 6]. Таким образом, исследуя «внешние» и «внутренние» факторы, негативно влияющие на несовершеннолетних, и в сотрудничестве с семьей ребенка преодолевая их, школа создает оптимальные условия для подготовки детей и подростков к взрослой жизни, способствуя их физическому, моральному, нравственному, интеллектуальному и культурному развитию.

Школа призвана отвечать на запросы всех социальных групп семей, индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня мотивации разных групп учащихся и при этом обеспечивать эффективное противостояние неблагоприятным факторам «внешней» и «внутренней» среды. Так, школьник, попадающий в категорию «трудных», некомпетентен в основных средах — семье и школе. Учителя, родители часто сами не компетентны в усложнившейся социальной среде, не обладают достаточными знаниями, их мир отдален от мира детей. Встает задача повышения социальной компетентности школы и семьи по различным направлениям — правовому, психологическому, медицинскому и т. д. Следуя по такому пути, можно преодолеть существующий сегодня разрыв поколений, приблизить мир взрослых к миру ребенка. При этом надо учитывать, что ребенок — самостоятельная сторона, он сам должен участвовать в конструировании необходимой ему развивающей среды [7]. Естественно, что у различных категорий детей свои потребности, и это предполагает различный подход к решению их проблем.

Для того чтобы работа с детьми группы риска была эффективной, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. В школе индивидуальная профилактическая работа проводится в первую очередь с учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный досуг, отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В конечном итоге они начинают пропускать занятия в школе без уважительных причин, составляя группы «динамического» и «скрытого отсева». Группу «динамического отсева» составляют учащиеся, имеющие единичные пропуски отдельных учебных занятий, учебных дней в целом, причем, как правило, пропуски систематичны. Группу «скрытого отсева» — учащиеся, пропускающие учебные занятия без уважительной причины в течение месяца и более. В обоих случаях разработаны конкретные меры деятельности образовательного учреждения по профилактике «отсева» и тем самым по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних [8].

Главная цель ССППС — способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь; ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся. В состав ССППС входят школьный социальный педагог, психолог, в идеале — логопед и медицинский работник. Важное место в деятельности службы занимает работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Основой ранней профилактики является создание

условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей определенной возрастной группы; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Для проведения профилактической работы разработаны планы, включающие в себя мероприятия по правовому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни. В школе осуществляется контроль над получением образования несовершеннолетними. Ведется строгий учет пропущенных уроков. Таким образом, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, правовое просвещение подростков и их родителей — основные формы деятельности школы в этом направлении. Благодаря деятельности специалистов ССППС осуществляется комплексное сопровождение всех социальных групп учащихся и их семей в учебной и внеклассной деятельности образовательного учреждения. Комплексное сопровождение подразумевает совместную работу не только по выполнению алгоритма технологии ССППС, но и по тесному межведомственному взаимодействию в процессе этой работы всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На примере школы № 274 Кировского района Санкт-Петербурга проанализируем деятельность ССППС. Профилактическая работа службы начинается с составления «Социального паспорта школы». Социальный паспорт школы (по состоянию на 2010 г.) выглядит таким образом: в 218 семьях (из 680) родители учащихся находятся в разводе (сведения предоставлены со слов классных руководителей), в 8 семьях дети воспитываются одними мамами, 38 семей — неполные вследствие потери кормильца, то есть 264 семей из 680 являются проблемными [8, с. 116]. Для работы с учащимися и их семьями в учебной и внеклассной деятельности (то есть для комплексного сопровождения таких детей и их семей) ССППС разработали определенный алгоритм действий, который состоит из четырех этапов.

Первый этап предполагает выявление категорий проблемных учащихся. Такая работа осуществляется в начале учебного года. Классные руководители заполняют (на основе методов анкетирования, бесед, наблюдений) «Социальные портреты класса». На основе полученных данных составляется «Социальный паспорт школы».

На втором этапе решается вопрос о ведении документации по сопровождению. Наиболее удачной формой является «Карта индивидуального сопровождения», которая включает в себя следующие параметры психологического сопровождения ребенка: психологическая диагностика, экспертиза, психологическая коррекция и развитие (тренинги, индивидуальная работа с учащимся), профориентация, консультирование, просвещение (родителей, учителей, учащихся). Именно на этом этапе очень важна работа педагога-психолога школы. Полученная объективная оценка оформляется в виде паспорта сопровождения. К паспорту предъявляются следующие обязательные требования: конфиденциальность, компактность, информативность, легкая доступность данных. Следовательно, в план индивидуального сопровождения необходимо закладывать такую методику диагностики, которая могла бы помочь участникам образовательного процесса определиться со способом восприятия информации и таким образом дать ученику, его семье и учителю сведения о вариантах образовательного маршрута, предпочитаемых типах деятельности с учетом индивидуальных личностных качеств. Именно эту работу ССППС называют первичной профилактикой.

На третьем этапе с учетом выбранного индивидуального подхода к учащемуся решается проблема. Для этого привлекаются классный руководитель; осуществляется

взаимодействие с родителями (либо законными представителями); с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На четвертом этапе проводится оценка результативности применяемых мер: выясняется, на каком этапе были допущены ошибки, производится поэтапная корректировка разработанной или применяемой технологии и предпринимаются повторные меры к разрешению проблемы [9]. Одним из параметров эффективной деятельности ССППС является отсутствие в школе «скрытого отсева» учащихся.

Образовательное учреждение в своей деятельности тесно взаимодействует с основными субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые помогают школе в решении вопроса об отсеве и профилактике правонарушений. Такое взаимодействие необходимо прежде всего с психолого-педа-гогическим медико-социальным центром (ППМС-центром), отделом по делам несовершеннолетних (ОДН РУВД), Комитетом по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), а также с Центром социальной помощи семье и детям.

Назовем формы работы службы, наиболее перспективные для решения проблем трудных подростков: диагностика и экспертиза, психологическая коррекция и развитие, консультирование и профориентация, родительский лекторий, систематический контроль и учет посещаемости, взаимодействие с государственными и социальными службами, социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей или других законных представителей, детей (семей), попавших в экстремальные и кризисные ситуации, и их трудоустройство. Также, помимо вышеперечисленных форм работы, ССППС разрабатывает и успешно применяет отдельно к каждому субъекту профилактики новые формы своей деятельности. Существуют и уже проверенные временем способы сотрудничества специалистов службы (консультация социального педагога, педагога-психолога, а по необходимости и инспектора отдела по делам несовершеннолетних, инспектора отдела опеки и попечительства муниципального округа на базе образовательного учреждения).

В настоящее время, если судить по данным, представленным в «Социальном паспорте школы» № 274, обозначились новые тенденции в динамике развития семьи. Это увеличение числа отцов-одиночек, и отцов, претендующих на доминирующее право воспитания ребенка после распада семей (в вышеупомянутой школе таких четверо). С каждой из этих категорий семей работает ССППС, и в ходе этой работы начинает складываться определенный алгоритм действий. Так, на базе школы существует Совет отцов. Участие родителей-отцов в деятельности Совета позволяет включаться в работу по воспитанию неблагополучных детей и детей из неполных семей, к руководству кружками и спортивными секциями в школе. В целом это позволяет усилить мужское влияние на воспитание мальчиков, оказать содействие в формировании у школьников потребности в здоровом образе жизни, активизировать работу по преодолению вредных привычек, в пропаганде физической культуры и спорта и т. д. [10, с. 45]. В результате возвращены в школу дети, которые пытались забросить учебу. Конечно, здесь также существуют проблемы. В состав Совета отцов входят либо очень ответственные, дисциплинированные люди, либо те, кто имел проблемы с собственными детьми.

Таким образом, работа ССППС в школе строится с учетом конкретного «Социального паспорта школы». И у ССППС есть возможность решать реальные проблемы в школе и предвидеть будущие. Для этого можно регулярно проводить социологи-

ческие исследования, а также тематические дискуссии. Следует также повышать педагогическую грамотность педагогов, родителей, создавать благоприятное для развития и самочувствия учащегося образовательное пространство, что и является целью службы социально-психолого-педагогического сопровождения. Специалисты службы осознают важность своей работы и главную профессиональную задачу — помогать каждому ребенку и его семье на всех этапах школьной жизни. Решая сложные жизненные ситуации, поддерживая уверенность семьи в собственных силах, ССППС применяет в своей работе инновационные социальные практики.

Литература

1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.

2. Виленский М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. 2002. № 2.

3. Васильева С. М. Проблема насилия в общеобразовательной школе (по данным социологического исследования в Санкт-Петербурге) // Критерии качества социальной работы с жертвами семейного насилия: опыт России и Финляндии: сб. статей. СПб., 2008. 220 с.

4. Васильева С. М. Современная российская семья глазами школьников // Отец в современной семье: научно-практический опыт России и Финляндии (по материалам российско-финского семинара) / сост. А. Н. Воронов. СПб., 2010. 96 с.

5. Воронов А. Н. Проблемы современной российской семьи // Современная российская семья: проблемы и пути решения: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Воронова, С. М. Васильевой. СПб., 2011. 152 с.

6. Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет по программе «Создание зоны безопасности, свободной от детского труда, в Кировском районе Санкт-Петербурга». СПб., 2003.

7. Публичный доклад директора ГОУ СОШ № 352 2009-2010 учебный год http://sch352.svao. mskobr.ru/report/ (дата обращения: 14.06.2011).

8. Кузьмичева Е. Г Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Санкт-Петербурге // Современная российская семья: проблемы и пути решения: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Воронова, С. М. Васильевой. СПб., 2011. 152 с.

9. Социальная защита семьи и детства: учеб.-метод. пособие / сост. А. Н. Воронов. СПб., 2008. 868 с.

10. Васильева С. М. Факторы неблагополучия школьной среды // Современная российская семья: проблемы и пути решения: учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Воронова, С. М. Васильевой. СПб., 2011. 152 с.

Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.