Научная статья на тему 'Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей'

Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2223
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СЕМЬЯ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / АЛКОГОЛИЗМ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL TEACHER / FAMILY / DEVIATING BEHAVIOUR / ALCOHOLISM / BABY-PARENTAL RELATIONS / SOCIAL EDUCATION / THE SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аббасова Альфия Адхамовна

В современных условиях семья не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её подструктуры семьи. Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аббасова Альфия Адхамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of social pedagogue when working with unfavourable family

In the modern time family cannot always turn out the difficult vital situation. It needs help, which can be given by social pedagogue or by social help services. Many people with pedagogical education become proficient in social pedagogy, and many young people who are interested in it enter the pedagogic institutes to study social pedagogy so that to help society solve the problem of its substructure family. Social pedagogue is needed for every family, because modern school only studies and two thirds of parents have difficulties in children's education. In unfavourable families there is deviation in child's behavior.

Текст научной работы на тему «Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей»

Примечания

1 См.: Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления детей дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1988. № 1.

2 Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте // Вопр. психологии. 1991. № 2.

3 См.: ГригоровичЛ.К. К вопросу о готовности детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание. 1995. № 4.

4 См.: УсоваА.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1981.

5 БондаренкоА.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М., 1994.

6 См.: Дабынова Б.К. Особенности отношения детей к учебным задачам // Вопр. психологии. 1986. № 2.

7 См.: Денисенкова Н.С. Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991.

8 См.: Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

9 АснинВ.Н. Различия в решении сходных интеллектуальных задач у младших и старших дошкольников. М., 1991. С. 25.

10 См.: Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М., 1994.

11 См.: Рудовская И. Взаимосвязь умственного развития и формирования сотрудничества // Дошкольное воспитание. 1982. № 9. С. 67.

12 См.: Усова А.П. Указ. соч.

УДК 364-3/7:316.811-058.5

А.А. АББАСОВА

Российский государственный социальный университет E-mail: alfiya-abbasova@mail.ru

Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей

Рассмотрены роль, функции и задачи социального педагога при оказании помощи неблагополучным семьям. Приведены модели такой помощи и ее составляющие.

Ключевые слова: социальный педагог, семья, отклоняющееся поведение, алкоголизм, детско-родительские отношения, социальное воспитание, социализация.

A.A. ABBASOVA Role of Social Pedagogue when Working with Unfavourable Family

In the article was considered a role, function and problems of the social pedagogue at rendering assistance to unfavorable families. Models of such help and its components are resulted.

Key words: social teacher, family, deviating behaviour, alcoholism, baby-parental relations, social education, socialization.

При современном крайне напряженном ритме жизни семья становится «убежищем для души», все более н еобходимым человеку как место благоприятной смены обстановки, перехода в состояние раскованности. Семейное общение эффективно восстанавливает работоспособность и создает предпосылки для полноценной духовной жизни. Семейное общение определяется «духом» семьи, ее стилем.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома, как писал Л.Н. Толстой. По словам Ф.М. Достоевского, две трети человеческого сча-

стья - это семейное счастье. Как говорил В.А. Сухомлинский, семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота. Семья - это особый мир, где сплелись в единое целое все стороны человеческой деятельности, отношений, мыслей, чувств близких людей1.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в ней закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивиду-

© А.А. Аббасова, 2009

альные качества личности. Она способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. В семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Изучали процесс социализации личности З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.П. Пары-гин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Слав-ская, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Н.П. Дубинина, А.Ф. Полис. Социализация как процесс становления социального «Я» охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка2. Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации лич-ности3. Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или иных черт характера, свойств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя этим требованиям. Однако родители далеко не всегда осознают, какие их личностные черты и свойства влияют на развитие ребенка, формирование его как личности.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи могут служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития. В неблагополучных семьях нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к деформации личности ребенка, его социализации - это семьи с низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одно-

временно, не справляющиеся с возложенными на них функциями4. Анализ литературы и статистической информации о проблемах современной семьи позволяет выделить основные типы неблагополучных семей и сформулировать те проблемы, которые приводят к формированию девиантной личности. Исследованию девиаций посвящены теории зарубежных ученых П. Келли, Э. Кречмера, У. Шелдона, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Дюрк-гейма, Р. Мертона, А. Миллера, Э. Сатерленда, А. Бандуры, С. Линга, Р. Харре. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены в отечественных теориях B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой, В.Н. Кудрявцева, А.С. Харчева.

Значительный вклад в изучение девиант-ного поведения подростков внесли работы авторов, исследующих такие аспекты этого явления, как нарушение процесса социализации, - это труды Б.Н. Алмазова, С.А. Беличе-вой, Б.П. Битинас, ГФ. Кумариной, А.В. Муд-рика. Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены труды В.Г Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, Л.Л. Ру-биной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.

Согласно Л.С. Алексеевой, неблагополучные семьи делятся на конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные. А.Е. Личко выделяет следующие неблагополучные ситуации в семье: гиперопека различной степени (от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании); гипоопе-ка, нередко переходящая в безнадзорность; создание «кумира» семьи. Для последней характерны постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи. Противоположно ей создание «золушек» в семье, что происходило в 1980-х гг. Родители уделяли много времени себе и мало детям, что привело к резкому увеличению количества черствых и жестоких подростков5.

Б.Н. Алмазов, рассматривая неблагополучные семьи, выделяет семьи с дефицитом воспитательных ресурсов, конфликтные,

нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные. Анализируя влияние таких семей на детей, автор вводит понятие «семейная запущенность». Социально-психологические цели неблагополучной семьи обычно сводятся к индивидуальному самоутверждению, достижению собственных эгоистических потребностей. Такие семьи формируют своих детей по своему образу и подобию. Для детей, растущих в конфликтных семьях, характерен чрезвычайно широкий спектр аномалий в поведении, вплоть до форм криминогенного характера. Для подростков из неблагополучных семьей риск попадания в криминальную ситуацию возрастает в 4-5 раз. Эта семья негативно влияет на развитие эмоциональной, волевой и речевой сфер ребенка. Социальное и семейное неблагополучие приводит к ранней алкоголизации, детской наркомании и токсикомании, бегству из дома и бродяжничеству, суициду, проституции, разного рода правонарушениям.

Воспитание детей, как считал А.С. Макаренко, самая важная область нашей жизни. Дети - это будущие граждане нашей страны, творящие историю, будущие отцы и матери. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слезы, вина перед другими людьми, перед всей страной6.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно создать обеспечивающую это внутрисемейную обстановку. В трудных ситуациях поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить, что все в его жизни можно изменить к лучшему, призван социальный педагог.

Профессия социального педагога в России появилась более 15 лет назад, когда в стране сложились все предпосылки для перехода социальной работы на государственный уровень решения проблемы. К ведущим советским теоретикам и практикам социальной педагогики относят В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко. Вопросами статуса социаль-

ного педагога занимались такие ученые, как Е.И. Холостова, В.Г. Бочарова, Т. Г Киселева, Ю.Д. Красильников и многие другие.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи -это больные дети, дети-инвалиды, пожилые родители, инвалиды, пенсионеры; половая распущенность и проституция; алкогольная и наркозависимость, токсикомания; дети-бродяги; развод родителей. На современном этапе главная задача социального педагога заключается в раннем выявлении семейного неблагополучия и оказании семье своевременной помощи.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли, и это определяет уровень его профессиональной компетентности. Он -участник совместной деятельности с детьми и взрослыми и ведущий организатор этой деятельности. Вся его энергия направлена на то, чтобы побудить человека к действию, социальной инициативе, поиску выхода из трудной ситуации. Социальный педагог -своеобразный духовный наставник, который на протяжении ряда лет как бы ведет ребенка, его семью, осуществляет патронаж, заботится о формировании нравственных общечеловеческих ценностей в социуме. Одновременно он - социальный терапевт, который помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации среди своих подопечных, содействует им в контактах с соответствующими специалистами7. Социальный педагог должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейной диагностике, семейному консультированию, психолого-педагогическому просвещению родителей, коррекции отношения родителей к ребенку, семейной психотерапии. Ему необходимо знать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на него, особенности работы с трудными подростками.

Р.В. Овчарова выделяет следующие модели помощи современной семье. Педагогическая модель используется при недостатке педагогической компетентности родителей. Социальный педагог вместе с родителями

анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные способы воспитания.

Социальная модель используется, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях, помимо анализа ситуации и рекомендаций, требуется вмешательство внешних сил.

Психологическая (психотерапевтическая) модель актуальна, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров при общении и причин его нарушения.

Диагностическая модель основывается на предположении, что у родителей существует дефицит специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики - семья, а также дети и подростки с отклонениями в поведении. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии - диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Социальный педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. Основное назначение социального педагога - социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, реабилитацию и адаптацию8. Помощь в этих процессах ему могут оказать специалисты, службы социальной защиты.

Работа социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образовательная заключается в помощи в обучении и воспитании.

Психологическая составляющая делится на социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относятся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент состоит из помощи в организации (семейного досуга, конкурсов, праздников, летнего отдыха и др.), координации (активизации различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка) и информирования (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют в семье)9.

В современном обществе проблема увеличения количества неблагополучных семей достаточно актуальна, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемы семьи, негативно отражаются на ситуации в обществе.

Основная задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Следует обратить внимание на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. Социальный педагог, кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель социального педагога - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

Примечания

1 См.: ФайнбергС.Г. Предупреждение неврозов у детей. М., 1979.

2 См.: ШелегЛ.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тез. Второй всероссийской науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). Ч. 3 / Под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса: В 3 ч. М., 2005.

3 См.: Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Д, 2004.

4 См.: Акулова Е.Ф. Семьеведение: Учеб. пособие. Тольятти, 2007.

5 См.: Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. М., 1997.

6 См.: Макаренко А.С. О воспитании / Сост. В.С. Хелемендики. М., 1990.

7 См.: Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2002.

8 См.: Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

9 См.: Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка детей группы риска // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2005. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.