Научная статья на тему 'Деформация детско-родительских отношений и необходимость формирования навыков социальной компетентности у дошкольников из неблагополучных семей Республики Казахстан'

Деформация детско-родительских отношений и необходимость формирования навыков социальной компетентности у дошкольников из неблагополучных семей Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
626
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PRESCHOOL CHILD / SOCIAL COMPETENCE / PARENT-SCHILDREN RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яппарова Гульфия Муратовна

Факторы деформации детско-родительских отношений в семьях Актюбинской области Республики Казахстан обусловливают социальную дезадаптацию, а также затрудняют своевременное формирование навыков социальной компетентности подрастающих поколений. Процесс формирования навыков социальной компетентности старших дошкольников из неблагополучных семей эффективен при использовании развивающей модели, включающей три направления деятельности с детьми, родителями и педагогами. Модель, пронизанная игровыми элементами, обеспечивает и обогащает воспитательную функцию семьи и детско-родительских отношений в период подготовки дошкольников к новой социальной роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яппарова Гульфия Муратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The deformation of parents-children relations and necessity to form the skills of social competence among preschool children from problem families of the Republic of Kazakhstan

The factors of parents-children relations deformation in the families of Aktobe region of the Republic of Kazakhstan form conditions for social misadaptation and makes difficult the opportune formation of social competence skills of growing generations. The process of forming the social competence skills of senior preschool children from problem families is effective when using the developing model, including three

Текст научной работы на тему «Деформация детско-родительских отношений и необходимость формирования навыков социальной компетентности у дошкольников из неблагополучных семей Республики Казахстан»

ДЕФОРМАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Г.М. Яппарова

Факторы деформации детско-родительских отношений в семьях Актюбинской области Республики Казахстан обусловливают социальную дезадаптацию, а также затрудняют своевременное формирование навыков социальной компетентности подрастающих поколений. Процесс формирования навыков социальной компетентности старших дошкольников из неблагополучных семей эффективен при использовании развивающей модели, включающей три направления деятельности с детьми, родителями и педагогами. Модель, пронизанная игровыми элементами, обеспечивает и обогащает воспитательную функцию семьи и детско-родительских отношений в период подготовки дошкольников к новой социальной роли.

Ключевые слова: дошкольник, социальная компетентность, детско-родительские отношения.

Как показывают исследования, социальное неблагополучие детства во многих странах на постсоветском пространстве связано с кризисными явлениями в современных семьях: снижением материального благосостояния семьи, разрушением традиционной структуры семьи и детско-родительских отношений, ее воспитательных функций, асоциальным образом жизни ее членов и прямым уклонением многих родителей от выполнения родительского долга.

Анализ вышеперечисленных явлений в семьях Актюбинской области Республики Казахстан выявил факторы деформации детско-родительских отношений, затрудняющих своевременное формирование навыков социальной компетентности подрастающих поколений, что обусловливает, в свою очередь, их социальную дезадаптацию. Важными факторами распространения социального неблагополучия детей, как показывает анализ данных многих исследований, являются:

1) неблагополучное социально-экономическое положение многих семей, бедность, безработица, кризис семьи, разрушение многих традиций внутрисемейных отношений значительной части населения Республики Казахстан отразились на положении детей и повлекли за собой увеличение социального сиротства.

К примеру, доля бедных в общей численности населения, исходя из предельного уровня в 2 долл. в день, который обычно применяют во Всемирном банке в целях международных сопоставлений, варьируется в разных странах. В Казахстане в последние годы

уровень бедности составляет более 31,6 %, в Актюбинской области - 28,7 % населения. Воздействие экономических проблем развития страны на бедность в семьях (многие из которых многонациональные) усугубляется во время социально-политических преобразований экономического перехода, характерных для Казахстана сегодня, и проявляется, в частности, в деформации детско-родительских отношений;

2) неуклонный рост количества неполных семей в Республике Казахстан, которые пополняются за счет образования материнских семей с рожденными вне брака детьми, за счет возрастания количества разводов, а также в связи со смертью одного из супругов;

3) рождение детей вне брака. Сложившийся в Республике Казахстан уровень рождаемости характеризуется неуклонным ростом доли рождений у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (в последние годы в 2 раза);

4) рост числа разводов. Так, по данным Управления статистики Актюбинской области, общий коэффициент разводимости в 2006 г. составил 2,34 на 1000 человек против 2,15 в 2005 г.;

5) алкоголизм и наркомания некоторых родителей, а отсюда - жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами, отсутствие внимания к детям.

В результате алкоголизации части населения в области повышается уровень заболеваемости и смертности населения. Употребление алкоголя сказывается на рождении

нездоровых детей, т. к. немалая часть зачатий происходит в состоянии алкогольного опьянения обоих или одного родителя, что нередко ведет к интеллектуальному недоразвитию, внешним физическим недостаткам, врожденным порокам сердца у детей. Следствием пьянства родителей является возникновение у многих детей из таких семей неврозов, нарушений поведения, педагогической запущенности, что чаще всего сопровождается деформацией детско-родительских отношений.

Все большее количество людей затрагивает распространение наркозависимости. По утверждению специалистов, занимающихся этой проблемой, степень распространения наркозависимости обратно пропорционально степени развития в обществе чувства материнства и отцовства, степени ценности семейных уз. Только по Актюбинской области согласно данным Управления правовой статистики и специального учета в 2005 г. число зарегистрированных наркозависимых возросло в сравнении с 2004 г. на 4,5 % и достигло 2290 человек.

Таким образом, от степени алкоголизации и наркотизации казахстанского общества зависят проблемы социального неблагополучия семьи. Семья, пьющая и употребляющая наркотики, не способна выполнять большинство своих функций, а также становится причиной большинства негативных тенденций, в частности и нарушение детско-родительских отношений.

В России проблема социально-педагогической дезадаптации детей исследуется достаточно активно (Т.Н. Афанасьев, С.А. Бели-чева, М.И. Буянов, Е.М. Дурманов, А.Б. Зал-кинд, В.П. Козлов, И.С. Кон, В.И. Кочетков, И.П. Крохин, В.С. Мухина, Т.А. Ушакова и др.).

Однако в науке Республики Казахстан к настоящему времени нет системного исследования вопросов социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в процессе их социальной адаптации, а также проблем формирования навыков их социальной компетентности в условиях различных этнических общностей, развивающихся в специфических социокультурных традициях воспитания детей. Актуальность же в подобном исследовании, направленном на выявление возможностей и условий подобной поддержки социально незащищенных детей и

нормальной их социализации в меняющейся социально-экономической ситуации развития Республики Казахстан, чрезвычайно высока.

К примеру, в нашем исследовании выявленные тенденции наблюдаются и на уровне анализа конкретных образовательных учреждений актюбинской области. Так, анализ социально-педагогического опроса родителей детей специализированной дошкольной организации № 6 для детей из малообеспеченных семей города Актобе Республики Казахстан, проведенный педагогами детского сада, свидетельствует о том, что большая часть семей являются неполными. Это подтверждает тенденцию увеличения числа неполных семей в последние годы.

А неполная семья или семья с одним родителем - это, как известно, малая группа с частично неполными связями, где нет традиционной системы отношений: «мать - отец», «отец - дети», «дети - бабушка - дедушка» -в состав которой, входят один из родителей и его дети, где чаще всего «царит» материальное неблагополучие и социально-педагогическая несостоятельность взрослых, конфликтность отношений.

В связи с этим специальная работа по поддержке детско-родительских отношений в неполных семьях становиться чрезвычайно актуальной, т. к. они находятся в трудной жизненной ситуации и особенно нуждаются в социально-педагогической помощи. Отсутствие одного либо обоих родителей в неполной семье, озабоченность взрослых в первую очередь проблемой заработка, а не воспитания отрицательно отражается на развитии ребенка и формировании у него соответствующих возрасту социальных и духовных ценностей [1]. На становление личности ребенка влияет и неверно выбранный родителем или ближайшим родственником стиль воспитания. Наиболее часто, как и в российских семьях, встречаются гиперопека, гипоопека, «борьба жены с образом мужа, дурными генами», аффективность, деформирующая личность ребенка.

В целях оказания помощи неблагополучным семьям средствами психолого-педа-гогического просвещения всех субъектов, способствующих накоплению социального опыта у оказавшихся в трудной жизненной ситуации детей, в последние годы в сельской местности и различных городах бывших со-

юзных республик СССР, в частности Казахстане, открываются специализированные дошкольные организации или группы с режимом пятидневки. Для организации целенаправленной социально-педагогической

поддержки детей с помощью различных служб составляется социальный паспорт района, в который вносятся характеристики различных категорий семей, по различным причинам нуждающихся в специализированной помощи и в особом внимании. Среди таких семей оказываются многодетные, неблагополучные, алкоголизированные, опекунские, испытывающие материальные трудности и др. Одновременно со сбором статистических данных социальными работниками, психологами организуются рейды в семьи, относящиеся к группе риска. Выясняются жилищно-бытовые условия существования детей в семьях, соблюдение или нарушение прав ребенка.

Именно таким учреждением является дошкольная организация № 6 г. Актобе, перед которой наряду с материально-финансовой поддержкой стоит проблема оказания семьям комплексной социально-педагогической помощи путем организации силами педагогов образовательно-просветительской работы с родителями и целенаправленной воспитательной работы с детьми.

Нами осуществлена разработка и опытно-экспериментальная апробация в условиях дошкольной организации № 6 моделей формирования социальной компетентности у старших дошкольников из неблагополучных семей средствами игры с учетом рекомендаций, предложенных зарубежными и отечественными специалистами [2-4]. На наш взгляд, для старших дошкольников необходимо создавать специальное игровое пространство (Репринцева Г.И.), в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами, формироваться как социально компетентная личность [5].

Для того чтобы проследить процесс формирования навыков социальной компетентности старших дошкольников из неблагополучных семей средствами игры, нами разработана и апробирована модель, вклю-

чающая три направления деятельности с детьми, родителями и педагогами.

Целенаправленное использование модели формирования навыков социальной компетентности у старших дошкольников позволило существенным образом улучшить уровень усвоения ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Предлагаемая нами игровая модель состоит из трех этапов. Каждому этапу мы определили содержание и соответствующий уровень овладения ребенком социальной компетентностью.

Первый этап - просветительская деятельность со всеми субъектами образования: воспитателями, родителями и детьми. Содержание этапа: формирование знаний и представлений о социальной компетентности детей, значения владения навыками социальной компетентности в дошкольном возрасте. Формирование знаний о необходимости построения и регулирования межличностных и внутриличностных отношений, использование основных правил поведения и этических норм, показ и анализ примеров из повседневной жизни и специально организованных ситуаций. Первый этап соответствует уровню овладения первичными знаниями о социальной компетентности.

Второй этап - коррекционно-образовательная деятельность со всеми субъектами образования: воспитателями, родителями и детьми. Содержание этапа: обеспечение усложняющихся состояний и переход их в свойства личности (произвольные проявления), расширение представлений о социальной компетентности, создание проблемно-усложняющейся системы по применению отрабатываемых умений и навыков, разъяснение сути и значения социальной компетентности. Второй этап соответствует уровню проявления навыков социальной компетентности (произвольный, непроизвольный).

Третий этап - закрепляющая деятельность с детьми и родителями. Содержание этапа: выявление и закрепление соответствующих знаний и умений относительно социальной компетентности в повседневной жизни на основе коллективного и индивидуального подходов. Третий этап соответствует уровню сформированности навыков социальной компетентности.

В педагогическом эксперименте мы использовали следующие критерии, с которыми одновременно знакомили детей и окружающих их взрослых в качестве навыков социальной компетентности:

- осуществлять адекватное возрасту самообслуживание, соблюдать правила личной гигиены и режимные требования;

- планировать действия с учетом интересов других (задать вопрос, договориться о встрече, обратиться за помощью, посоветоваться);

- организовывать на определенный отрезок времени свою работу (занять себя, работать самостоятельно, иметь собственное мнение и уметь его высказать);

- устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками (находить друзей среди детей своего и противоположного пола, уметь дружить и играть, делиться с другим, сочувствовать другому);

- брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и по отношению к братьям и сестрам (убирать свои вещи и игрушки, помогать по хозяйству дома, заботиться о младших и других членах семьи);

- пользоваться элементарными средствами инфраструктуры (телефоном, компьютером, телевизором, магнитофоном, пользоваться деньгами, сообщать по телефону необходимые сведения о себе и своей семье работникам экстренных служб, безопасно обращаться с химическими веществами);

- делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность (соблюдать правила дорожного движения, осторожность с незнакомыми людьми на улице, дома и т. п.);

- уметь вести себя в школе согласно основным требованиям и правилам поведения (работать на уроке самостоятельно и совместно с другими детьми и проявлять активность; а также уметь объясниться в случае вынужденного опоздания на урок, необходимости выйти из класса).

В своем эксперименте большую роль мы отводили игре как важнейшему средству, условию формирования навыков социальной компетентности. Исходя из того, что все виды развивающей детей деятельности пронизаны игровыми элементами, была создана уникальная возможность целенаправленного формирования навыков социальной компе-

тентности у детей при участии родителей. Именно специально созданная развивающая модель игровой программы смогла не только обогатить детей новыми социально-ценными впечатлениями и представлениями, но и способствовала выработке необходимых навыков общения и взаимодействия с ровесниками, родителями и другими взрослыми, формируя новый социальный опыт, важный для развития их личности.

Острота проблемы была обусловлена необходимостью подготовки детей к школе, развития разнообразных социальных знаний, умений и навыков. Тем самым обеспечивалась и обогащалась важнейшая воспитательная функция семьи и детско-родительских отношений в период подготовки каждого ребенка к новой социальной роли. Ибо семья как социальный институт, несмотря ни на какие деформации в обществе, остается в Казахстане, как и в других странах постсоветского пространства, одним из самых значимых факторов, влияющих на адаптацию ребенка к быстро меняющимся условиям жизни.

1. Матейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / под ред. Н.М. Ершовой. М., 1980. С. 69-98.

2. Шульга Т.И., Слот В., Спанярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2001.

3. Иванов Л.М., Конева Е. Адаптация нидерландской модели повышения социальной компетенции детей к российским социокультурным условиям // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2001. № 1. С. 30-49.

4. Свирская Л.В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. В. Новгород, 2004.

5. Репринцева Г.И. Коррекционно-развивающая игротерапия по сценариям русских народных сказок // Психо лого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. М., 1997. С. 5-83.

Поступила в редакцию 14.05.2008 г.

Yapparova G.M. The deformation of parents-children relations and necessity to form the skills of social competence among preschool children from problem families of

the Republic of Kazakhstan. The factors of parents-children relations deformation in the families of Aktobe region of the Republic of Kazakhstan form conditions for social misadaptation and makes difficult the opportune formation of social competence skills of growing generations. The process of forming the social competence skills of senior preschool children from problem families is effective when using the developing model, including three

directions of activity with children, parents and teachers. The model full of playing elements provides and enriches the educating function of a family and parents-children relations in the period of preparing preschool children for the new social part.

Key word: preschool child, social competence, par-ents-children relations.

ПРЕОДОЛЕНИЕ АМБИВАЛЕНТНОСТИ ИГРОВОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРЕРЫВАНИЯ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ

А.А. Переверзева

На основе теоретического анализа и эмпирического исследования амбивалентная установка по отношению к азартной игре рассматривается как пусковой механизм развития гемблинг аддикции у подростков. Выявлены специфические факторы, поддерживающие развитие игромании в подростковом возрасте: отыгрывание, азарт, подражание. В результате проведенного сравнительного анализа контрольной и экспериментальной группы выявлены характерные особенности нарушения саморегуляции у зависимых подростков.

Ключевые слова: амбивалентная установка, игровая аддикция, саморегуляция.

В последнее время в научных кругах широко обсуждается способность личности к преодолению деформаций своего развития. Наиболее остро данная проблема проявляется в период интенсивного личностного развития в подростковом и юношеском возрасте на фоне процесса самоопределения и самореализации. Исходя из вышесказанного, представляет интерес исследование проблемы преодоления подросткового гемблинга, поскольку, прогрессируя, гемблинг аддикция приводит к деформации личности: рушатся социальные связи, множатся долги, развиваются психические заболевания, появляются мысли о суициде.

Трудность исследования заключается в том, что на данном этапе развития науки проблема остается малоизученной. Ученые не скрывают, что причины психологической зависимости от азартных игр изучены недостаточно, поэтому зачастую игроки, пройдя курс лечения, вновь начинают играть и срываются.

Проведенный нами анализ психологических исследований, посвященных данной проблеме [1-4], привел к выводу о том, что патологически зависимый игрок находиться в состоянии константного внутриличностно-го конфликта: с одной стороны, он испыты-

вает непреодолимое влечение к азартным играм, возбуждение, радость от выигрышей, с другой - осуждение близкого окружения, разочарование в результате проигрышей, чувство вины и т. д. Эти противоречия находят свое выражение в амбивалентности установок по отношению к игре. Внутренние противоречия потенциально обладают как созидательной, так и разрушительной силой, все зависит от умения справляться с ними. Конструктивно преодоленное противоречие -один из механизмов гармонизации личностного развития. Для того чтобы это произошло, необходимо иметь адекватную самооценку и оценку сложности существующих проблем, что требует наличия рефлексивных навыков, а также обладания навыками управления эмоциями. Как показал анализ литературы, патологические игроки обладают неадекватной самооценкой, а также не умеют эффективно справляться со своими негативными переживаниями [1]. При этом длительно неразрешимое психологическое противоречие в своем развитии проходит три стадии: сначала нарушается психологическое равновесия внутреннего мира личности, затем противоречия приводят к осложнению, затруднению основных видов деятельности, проекции психологического дискомфорта на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.