Научная статья на тему 'Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста'

Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3827
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЙ / ГНОСТИЧЕСКИЙ / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ОПЫТ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ / ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ» / PARENTS’ TEACHING COMPETENCE IN DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE OF PRESCHOOL AGE CHILDREN / PROJECT CREATIVE TEAM “KINDERGARTEN AND FAMILY" / MOTIVATIONAL AND PERSONAL / GNOSTIC / COMMUNICATION AND ACTIVITIES COMPONENTS OF COMPETENCE / COMPETENCE EXPERIENCE / MODEL OF FORMAION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина Анна Владимировна

Статья посвящена апробации модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Данная модель позволяет снять противоречие между актуальностью формирования компетентности родителей и недостаточной разработанностью практического аспекта данной проблемы. Представлен обобщенный портрет современного родителя, обладающего недостаточной педагогической компетентностью. Раскрываются задачи, формы, методы и условия эффективного формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PARENTS’ TEACHING COMPETENCE IN DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

The article is devoted to approbation of a model of formation of teaching competence of parents applied by them in development of independence of preschool age children. This model allows to settle a conflict between the urgency of parents’ competence formation and poor development of practical aspect of this problem. The author builds up a generalized image of a modern parent, who has insufficient teaching skills. The paper describes tasks, forms, methods and conditions of effective formation of parents’ teaching competence in development of independence of preschool age children in the conditions of cooperation between a kindergarten and a family.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста»

УДК 37.018.15

Минина Анна Владимировна

аспирант кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, методист городского методического центра Департамента образования города Москвы

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Minina Anna Vladimirovna

PhD student, Preschool Education Subdepartment, Moscow State Pedagogical University, Methodologist, Moscow Department of Education

FORMATION OF PARENTS’ TEACHING COMPETENCE IN DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация:

Статья посвящена апробации модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Данная модель позволяет снять противоречие между актуальностью формирования компетентности родителей и недостаточной разработанностью практического аспекта данной проблемы. Представлен обобщенный портрет современного родителя, обладающего недостаточной педагогической компетентностью. Раскрываются задачи, формы, методы и условия эффективного формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи.

Ключевые слова:

педагогическая компетентность родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста, мотивационно-личностный, гностический, коммуникативно-деятельностный компоненты компетентности, компетентностный опыт, модель формирования педагогической компетентности родителей, проектно-творческая группа «Детский сад и семья».

Summary:

The article is devoted to approbation of a model of formation of teaching competence of parents applied by them in development of independence of preschool age children. This model allows to settle a conflict between the urgency of parents’ competence formation and poor development of practical aspect of this problem. The author builds up a generalized image of a modern parent, who has insufficient teaching skills. The paper describes tasks, forms, methods and conditions of effective formation of parents’ teaching competence in development of independence of preschool age children in the conditions of cooperation between a kindergarten and a family.

Keywords:

parents’ teaching competence in development of independence of preschool age children; motivational and personal, gnostic, communication and activities components of competence; competence experience; model of formaion of pedagogical competence of parents; project creative team “Kindergarten and family".

Согласно ст. 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, родители детей имеют преимущественное право на их обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Сегодня ориентиром для семейного и общественного воспитания дошкольников является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования.

Одной из важнейших задач, которую необходимо решать в рамках ФГОС ДО, является развитие у детей самостоятельности, инициативности и ответственности [1].

Проведенное нами в 2011-2012 гг. исследование, посвященное изучению актуального состояния педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста, обнаружило ее недостаточный уровень. Анализ результатов эксперимента с участием 400 родителей детей дошкольного возраста, который осуществлялся на базе детских садов, дошкольных отделений школ города Москвы, позволил составить обобщенный портрет родителя, который при высокой заинтересованности в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка не стремится понять мотивы его поступков, поддержать интересы и способности; непостоянно проявляет рефлексию и эмпатию; не обладает знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности ребенка; психологических особенностей его личности; не знает и не владеет эффективными методами воспитания самостоятельности у ребенка, при-

влечения его внимания к различным видам деятельности; не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности; не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики» [2, с. 136].

Исследуя причины недостаточной компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей, мы пришли к выводу, что в образовательных учреждениях отсутствует системность и методическая поддержка педагогов в реализации программ повышения компетентности родителей, не организуются родительские встречи по вопросам воспитания самостоятельности детей, редко используются в работе эффективные формы повышения педагогической компетентности родителей и методы активизации родительского опыта, что свидетельствует о недостаточном уровне работы по повышению компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.

Противоречие между необходимостью формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей и недостаточной разработанностью практического аспекта данной проблемы позволит снять разработанная нами модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.

Теоретической основой разработки данной модели послужили научные исследования Т.Н. Даниловой, Б.С. Гершунского, Ю.Н. Кулюткина, Н.Н. Лобановой, А.К. Марковой, А.А. Майера, Л.Н. Митиной, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобельской, А.В. Хуторского и других, посвященные проблеме формирования компетентности.

Анализ научной литературы позволил нам представить структуру и научно обосновать содержание компонентов педагогической компетентности родителей (мотивационно-личностный, гностический, коммуникативно-деятельностный, компетентностный опыт), определить наиболее эффективные методы и условия формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.

На основе полученной информации была спроектирована модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей, в структуру которой мы включили 3 блока: целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный [3, с. 106].

В ходе анализа теоретических исследований, а также на основе данных констатирующего этапа эксперимента нами были выявлены условия формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста:

- грамотное руководство, организация и методическое сопровождение партнерского взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников, основанные на профессионализме педагогов;

- использование активных форм и методов формирования родительской компетентности, направленных на повышение уровня каждого из компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей;

- применение комплексного, интегрированного и дифференцированного подходов к реализации модели по формированию педагогической компетентности родителей.

Реализация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста проводилась с октября 2011 г. по апрель 2013 г. и осуществлялась по трем основным направлениям работы.

Первое направление предполагало подготовку педагогов к взаимодействию с родителями, разработку программ, планов и содержания мероприятий, методических и практических материалов для реализации модели по формированию компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей.

Второе направление было направлено на осуществление процесса формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста по программам, разработанным на основе модели в условиях разных образовательных организаций и форм дошкольного образования.

В рамках третьего направления выявлялась результативность разработанных программ, осуществлялось подведение итогов и оценивание результатов работы. Необходимо отметить, что работа в рамках всех трех направлений велась параллельно и взаимосвязано.

Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста осуществлялось в рамках работы окружной проектно-творческой группы «Детский сад и семья», в которую вошли старшие воспитатели, педагоги и психологи из 10 образовательных организаций Южного округа Москвы.

Участниками творческой группы решались основные задачи по изучению возможности формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей; организации обмена опытом среди специалистов образовательных организаций по отбору и применению

наиболее эффективных форм и методов взаимодействия с родителями; повышению профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями; разработке программ, планов и содержания мероприятий, методических и практических материалов для реализации модели формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей.

Непременным условием работы творческой группы являлась дистанционная информационно-образовательная поддержка и методическое сопровождение педагогов через веб-сайт лаборатории дошкольного образования методического центра. На сайте размещалась информация о темах и содержании предстоящих заседаний творческой группы, теоретические и практические материалы, творческие задания, проекты и сроки их выполнения, была организована работа форума, на котором педагоги могли дискутировать и делиться своим опытом.

Разработанные и проведенные мероприятия с педагогами позволили пересмотреть их отношение к проблеме взаимодействия с родителями, расширить знания о возможностях повышения педагогической компетентности родителей на основе использования вариативных форм и активных методов взаимодействия с семьей, активизировать участие в разработке и внедрении образовательно-игровых программ для разных категорий родителей, повысить уровень профессиональной деятельности педагогов в рассматриваемом направлении.

Важный результат деятельности творческой группы заключался в том, что педагогические коллективы начали строить работу по повышению компетентности родителей с учетом достижений науки и практики, целевой направленности, адекватной образовательным потребностям родителей и опыту семейного воспитания.

Реализованная нами серия методических мероприятий для педагогов дошкольных учреждений актуализировала их работу по формированию педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников в процессе взаимодействия детского сада и семьи.

Работа по реализации второго направления осуществлялась педагогами, психологами и другими специалистами в каждой дошкольной организации по плану или программе, разработанным на основе модели, под нашим непосредственным руководством и с постоянным информационно-методическим сопровождением.

С целью эффективного планирования, комплексного, интегративного и дифференцированного осуществления работы по повышению родительской компетентности в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста на основе разработанных нами структуры и содержания педагогической компетентности родителей мы определили конкретные задачи для формирования каждого из компонентов компетентности. Для решения данных задач педагогам предлагался целый спектр современных форм: семейный клуб, консультации, родительские собрания, родительские конференции, тренинги, круглые столы, открытый показ детской деятельности и методов ее организации, «площадка успешности», мастер-классы, детско-родительское игровое взаимодействии, совместная проектная деятельность детей и родителей, деловые игры, опосредованные формы (интервью и беседы с детьми с последующим освещением их содержания для родителей), дистанционные формы общения с родителями (буклеты, сайт, электронная библиотека педагогической и психологической литературы, видео- и аудиолекции, записная книжка «Тренинг самостоятельности»).

Глубокое изучение понятия, форм и методов повышения компетентности родителей, развития самостоятельности детей дошкольного возраста позволило нам условно дифференцировать методы взаимодействия с родителями, способствующие более эффективному формированию каждого из компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности ребенка.

Так, для формирования мотивационно-личностного компонента были поставлены следующие задачи: повысить уровень заинтересованности родителей в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка; привлечь их внимание к актуальности данной проблемы; помочь в осознании роли и функций самостоятельности ребенка для самореализации, необходимости определять мотивы поступков ребенка, поддерживать его интересы. Формирование данного компонента предполагало также развитие способности родителей к педагогической рефлексии, эмпатии, самоконтролю, повышение настроя на продуктивное общение со специалистами образовательного учреждения и взаимообмен опытом семейного воспитания. Основными методами решения данных задач послужили: обсуждение опыта семейного воспитания, педагогических ситуаций, анализ мотивов детского и родительского поведения, анализ видеосюжетов, решение педагогических задач, упражнения, моделирование способов родительского поведения.

Формирование гностического компонента компетентности предполагало повышение уровня знаний о самостоятельности как интегративном качестве личности и разных его проявлениях в младшем и старшем дошкольном возрасте, особенностях становления самостоятельности в разных видах деятельности, методах и приемах воспитания самостоятельности. Повышение

уровня гностического компонента предполагало использование дискуссионных вопросов, апелляции к авторитетному мнению, анализ психолого-педагогической литературы, наглядной информации, самообразование.

Коммуникативно-деятельностный компонент родительской компетентности мы предлагали формировать через развитие их умений стимулировать проявление самостоятельности ребенка; формировать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности; применять эффективные методы воспитания самостоятельности; способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности; строить взаимоотношения и общение с ребенком на принципах гуманистической педагогики. Данный компонент предполагал использование более активных методов: упражнения, моделирование эффективных способов общения с ребенком, анализ литературных произведений и мультипликационных фильмов, в которых затрагиваются проблемы самостоятельности, ролевое проигрывание проблемных педагогических ситуаций, проектный метод, самотестирование, самонаблюдение.

Компетентностный опыт родители приобретали через решение специально-организованных компетентностных задач-ситуаций, которые закрепляли в практике семейного воспитания.

Для фиксации результатов работы и максимальной наглядности для каждого родителя были оформлены записные книжки под названием «Тренинг самостоятельности», содержащие лаконичные рекомендации, памятки, советы, в которых родители могли записывать важную информацию и «домашнее задание».

Таким образом, каждое образовательное учреждение - участник проектно-творческой группы на основе нашей модели разработал собственную программу, план работы с семьей по повышению педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей с учетом кадрового состава, квалификации педагогов, материально-технической базы детского сада, особенностей детей и уровня компетентности родителей воспитанников дошкольной организации.

Формирование компетентности родителей осуществлялось не только в рамках традиционных форм дошкольного образования, но и на базе групп кратковременного пребывания дошкольных организаций, семейных детских садов, детских садов компенсирующего вида для детей с отклонениями в развитии.

В процессе реализации модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей осуществлялась оценка эффективности используемых форм и методов. Анализ процесса формирования педагогической компетентности родителей проводился с помощью анкетирования родителей, игрового моделирования и решения педагогических ситуаций, анализа родительских сочинений, наблюдений за взаимодействием родителей с ребенком и выявил положительную динамику развития показателей всех компонентов родительской компетентности: мотивационно-личностного, гностического, коммуникативно-деятельностного и компетентностного опыта, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1 - Характер изменений уровня педагогической компетентности родителей

Уровни (%)

Этапы Высокий Средний Низкий

Мотивационно-личностный компонент

Констатирующий 45 32,5 22,5

Контрольный 75 22,5 2,5

Коммуникативно-деятельностный компонент

Констатирующий 2,5 40 57,5

Контрольный 57,5 30 12,5

Гностический компонент

Констатирующий 5 45 50

Контрольный 55 37,5 7,5

Компетентностный опыт

Констатирующий 2,5 25 72,5

Контрольный 57,5 27,5 15

Экспериментальная апробация модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста показала необходимость:

- подготовки педагогов к взаимодействию с родителями, которую эффективнее осуществлять в рамках работы творческой группы;

- разработки на ее основе научно обоснованного плана-программы по формированию компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста;

- реализации программы в активных формах и методах педагогического взаимодействия, которые обеспечивают системное дифференцированное сопровождение родителей, способствуют динамике их позиций: от позиции зрителя и наблюдателя воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения к позиции исполнителя, участника, инициатора;

- реализации всех этапов модели: от планирования и процесса формирования педагогической компетентности родителей до оценки результативности, через партнерскую деятельность (партнерское взаимодействие) педагогов и родителей.

Таким образом, реализация модели на основе комплексного, интегрированного, дифференцированного подходов, грамотная организация и руководство партнерским взаимодействием педагогов и родителей, соотношение общих, подгрупповых и индивидуальных форм работы с семьей, применение активных методов способствовали обеспечению высокой эффективности работы и существенной положительной динамики уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей.

Ссылки:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета. 2012. 25 нояб. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 25.12.2013).

2. Минина А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников // Дискуссия. 2014. № 1 (42). С. 131-137.

3. Минина А.В. Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста // Академическая наука - проблемы и достижения : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 20-21 февраля 2014 г. : в 2 т. Т. 1. М., 2014. С. 104-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.