ШАГОГИКА И _
ЛИТИКА
Взаимодействие семьи и социального педагога: реальная потребность времени*
М.П. Гурьянова,
доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»
* Исследование выполнено в рамках проекта Института изучения детства. семьи и воспитания РАО, тема проекта «Теоретико-методологические основы, технологии и модели развития профессионального социально-педагогического образования» (научный руководитель — М.П. Гурьянова).
В статье представлен анализ взаимодействия семьи и социального педагога в условиях сельского социума.
• семья • дети • социальный педагог • сельский социум • взаимодействие
Российское государство остро нуждается в крепкой и стабильной семье, от благополучия которой зависят здоровье и благополучие самого ценного достояния нации — детей. Семья является проводником фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключён мощный потенциал воздействия на процессы социального воспроизводства нации, социальной стабильности общества и его поступательного развития.
Социально-педагогические исследования, перманентно проводимые нами в сельском социуме, показывают, что в современном сельском социуме ограничены условия для самостоятельного достижения семьями своего благополучия, постоянно растёт число семей с детьми, которые не способны самостоятельно преодолевать трудности жизни. Им в первую очередь требуется помощь специалистов помогающих профессий: психологов, социальных педагогов и др.
Институт социальных педагогов, функционирующий четверть века в России и действующий в зоне шаговой доступности семьи, призван содействовать организации воспитательно-образовательного процесса в пространстве образовательных организаций и учреждений социальной защиты, а также по месту жительства. Деятельность этого института нацелена на поддержку благополучия детей и семей; социализацию детей; обеспечение социально-педагогической помощи детям и семьям «группы риска». Этот институт —
одно из главных звеньев реализации Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, семейной и социальной политики государства. В тех регионах, где власть поддерживает развитие этого института, он стал первичным звеном профилактики социального сиротства, девиантного поведения детей и родителей, восстановления процесса нормального функционирования семьи [1].
В утверждённом в январе 2017 г. профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» в числе трудовых действий, умений, знаний обозначены позиции, касающиеся работы социального педагога с семьёй. Речь идёт об организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися и семьями группы социального риска, консультировании родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся, осуществлении методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей социально-педагогической компетентности, реализации мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей и др. В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания граждан» № 422-ФЗ узаконены такие социально-педагогические услуги, как профилактика в отклонении поведения и развития личности, формирование у граждан позитивных интересов, организация досуга, оказание помощи семье в воспитании детей.
Исследования показали, что сельские семьи с детьми по-разному реагируют на социальную нестабильность жизни, материальные трудности. Одни родители, социально активные и социально ответственные, стремятся пополнить семейный бюджет, находя дополнительную работу, развивая подсобное,
фермерское хозяйство, занимаясь семейным бизнесом. Другие, социально безответственные родители, берут многочисленные кредиты, влезают в долги. Третьи уходят в пьянство, употребление наркотиков, психотропных веществ. Есть матери, которые занимаются проституцией, зарабатывают на собственных детях. Появилось немало отцов, которые, работая вахтовым методом, оставляют свои семьи.
Сложная экономически нестабильная ситуация в сельском социуме ведёт к разным моделям поведения взрослых, усиливая агрессивность одних и пассивность других. Для сельского социума стала характерна нестабильность семейных отношений, прогрессиро-вание таких явлений, как семейное неблагополучие, девиантное родитель-ство. Семьи с детьми, проживающие в отдалённых сельских поселениях и не справляющиеся с трудной жизненной ситуацией, переходят в категорию социально уязвимых, становясь источником неблагополучия для собственных детей. В депрессивных регионах увеличилось число неполных, замещающих семей, взявших на воспитание детей из детских домов или детей, родители которых были лишены родительских прав, часто видя в этом возможность заработать дополнительно.
Исследования показывают, что позитивное влияние социального педагога на жизнь семьи, требующей социально-педагогической поддержки, имеет место только в отдельно взятых сельских районах и поселениях. В целом ситуация взаимодействия социального педагога и семьи неоднозначна. Далеко не в каждом регионе активно развивается институт социальных педагогов. Невысок ещё уровень квалификации дипломированных специалистов, качество их профессиональной подготовки. Качественный и количественный состав социальных педагогов разнится на уровне поселений, муниципальных
образований, регионов. В то же время социально-педагогические проблемы сельской семьи с детьми, обусловленные социально-экономическими, социально-психологическими, социально-педагогическими факторами, требуют своего решения. И во многих регионах именно социальные педагоги в содружестве со специалистами социальной сферы, общественниками находят способы их преодоления.
Анализ практики позволил нам условно выявить три модели взаимодействия социального педагога как профессионала и семьи как объекта и субъекта социально-педагогической помощи.
Первая модель взаимодействия социального педагога и семьи основана на заявлении соседей, родственников, односельчан, обеспокоенных неблагополучием семьи с детьми, сделанном ими в учреждение социальной защиты или в образовательную организацию.
Вторая модель взаимодействия социального педагога и семьи построена по инициативе родителей, которые лично обратились к социальному педагогу за помощью.
Третья модель взаимодействия социального педагога и семьи основана на инициативе социального педагога, который в зоне своей территориальной ответственности выявил семьи «группы риска» и реализует систему мер по оказанию им социально-педагогической помощи.
Сегодня в России есть территории, их немного, где родители воспринимают визит социального педагога в семью как желаемую меру воспитательного воздействия на ребёнка. Есть территории, их немало, где родители никогда не слышали о таком специалисте. Есть территории, где не созданы правовые и психолого-педагогические условия для посещения семей работающими социальными педагогами.
Анализ практической деятельности сельских социальных педагогов, состоящих в штатном расписании организаций или учреждений различной ведомственной подчинённости, позволил нам систематизировать и обобщить виды их деятельности с семьями, воспитывающими детей. Среди них:
— социально-педагогическая поддержка ребёнка в трудной ситуации;
— участие в разрешение конфликтных ситуаций в семье, школе, сообществе;
— помощь родителям в воспитании детей, их профессиональном самоопределении;
— консультирование родителей в трудных ситуациях воспитания; организация досуга детей, включая семейные формы;
— обучение родителей основам педагогического мастерства;
— подготовка молодых родителей к ответственному родительству;
— помощь подросткам, находящимся под следствием;
— дружеская поддержка несовершеннолетнего подростка с отклоняющимся поведением;
— социально-педагогическое сопровождение семьи с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.
Наши исследования показывают, что проблемное поле социально-педагогической деятельности сельских образовательных организаций постоянно расширяется и усложняется. Школьные социальные педагоги (там, где они есть) стоят перед решением таких проблем, как отторжение ребёнка от образовательного процесса, непосещение школы, неухоженность, недоедание,
конфликты ребёнка с учителями, со сверстниками, с законом; девиант-ное поведение, буллинг (травля), конфликты с родителями, зависимое поведение, склонность к суицидальному поведению, бродяжничество, беспризорность, безнадзорность, неорганизованный досуг и др. Подобная ситуация, с одной стороны, требует инициативы Минобразования РФ по узакониванию социально-педагогической деятельности в образовательных организациях как самостоятельной области работы школы с соответствующим кадровым обеспечением и финансированием социально-педагогических услуг. С другой стороны, требуется серьёзная работа по обучению учителей, социальных педагогов умению работать с социальными проблемами обучающихся, правильно вести себя с детьми, имеющими социальные проблемы, выстраивать отношения с ними и их родителями.
Социальные педагоги, работающие в Центрах социальной помощи семье и детям, Центрах психолого-медико-социального сопровождения и других структурах (Большереченский район Омской области, Боровский район Калужской области, Нерехтский район Костромской области, Пряжинский национальный район Республики Карелия, районы Курганской области, где институт социальных педагогов функционирует более 25 лет), фиксируют комплекс проблем семей с детьми, с которыми к ним обращаются либо родители, либо жители, и которые им приходиться решать [2, 3, 6, 4].
Как показал анализ обращений граждан в учреждения социальной защиты, самые многочисленные проблемы психолого-педагогического характера возникают в семьях, где есть несовершеннолетние дети: конфликтные ситуации, связанные с обучением в школе, с взаимоотношениями с родителями, конфликты детей и родителей с учителями, нездоровая атмосфера
в семье; проблемы летней занятости детей, склонных к правонарушениям и бродяжничеству, а также желающих пополнить скудный семейный бюджет.
Много обращений в учреждения социальной защиты о необходимости воспитательных воздействий и контроля над детьми, состоящими на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Родителям непросто найти общий язык с представителями закона в своём доме: они воспринимают сотрудника полиции как источник опасности для ребёнка, а визит социального педагога — как желаемую меру воздействия на ребёнка. Такие посещения для подростка желанны. Они мало контактируют с родителями, тем более если те ведут асоциальный образ жизни. Такие дети в школе изгои: на них клеймо правонарушителей. Им необходима не только помощь, но и дружеская поддержка значимого взрослого, который захотел бы разделить с ними груз «взросления», мог бы понять и принять его таким, каков он есть.
Сложная и трудноразрешимая проблема в сельских семьях — алкогольная зависимость одного из членов и даже всей семьи, включая и детей. Особенно это касается отдалённых малых сёл, где нет производства и где молодёжь рано приобщается к употреблению алкогольных суррогатов. Социальные педагоги обеспечивают сопровождение этих семей, ведут профилактическую работу в подростково-молодёжной среде.
Среди обращений за помощью к социальному педагогу — общественная обеспокоенность за детей, с которыми жестоко обращаются в семье. Как правило, свою боль и обиду дети держат глубоко в себе, и пойти на откровенность со специалистом им далеко не просто. Дети и взрослые, испытывающие насилие в семье, замкнуты, закомплексованы, неразговорчивы. Они сты-
дятся поделиться своими бедами даже с близкими родственниками.
Одна из причин неблагополучия в сельских семьях — невозможность трудоустройства родителей по разным причинам: отсутствие хорошо оплачиваемых рабочих мест, профессии, необходимой квалификации. Эта ситуация ведёт к малообеспеченности семьи, порождает её нестабильность, переход в разряд социально уязвимых.
Непростая проблема, с которой сталкивается социальный педагог, — психическое нездоровье одного из членов семьи, что губительно влияет на семейную атмосферу, самочувствие и здоровье детей.
Рост числа опекаемых детей требует от социального педагога организации мероприятий по социальной защите детей в неблагополучных семьях. С такими семьями социальный педагог ведёт целенаправленную работу: оказывает различные виды помощи, осуществляет контроль за тем, чтобы ребёнок не испытывал нужды в еде и самых необходимых вещах.
Серьёзные психологические проблемы в семьях связаны с оказанием помощи подросткам, находящимся под следствием. Пребывание под следствием, а затем и судебное разбирательство — сильнейший стрессогенный фактор. Помочь подростку не сломаться в сложной жизненной ситуации, оказать психологическую поддержку и в то же время объяснить ему, что противозаконные действия влекут за собой правовые меры воздействия, — задача социальных педагогов.
Длительна и очень сложна работа с детьми, склонными к бродяжничеству. Бегут они чаще всего из-за асоциального поведения родителей. Трудную задачу по восстановлению лада и мира в семье, что способно удержать ребёнка в родном доме, социальный педагог
решает в содружестве с общественниками, другими специалистами социальной сферы.
Исходя из потребностей семей, социальный педагог оказывает помощь и многодетным семьям, и замещающим семьям, и молодым семьям, особенно состоящим из бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении наставника по вопросам построения семейных гармоничных отношений.
К приоритетным запросам семьи в настоящее время относятся и организация досуга детей, и оказание специалистами психолого-педагогической помощи родителям в решении проблем внутрисемейных (детско-родитель-ских) отношений, в воспитании детей.
Закрытие во многих сёлах малочисленных детских садов, экономия родителями средств семейного бюджета на оплату детского сада породили и такую педагогическую проблему, как слабая подготовленность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Вот что пишет наш корреспондент О.В. Голова, зам. директора МБОУ «Инжавинская СОШ» Инжавинского района Тамбовской области: «На базе нашей школы функционируют три группы дошкольной подготовки. В этих группах в течение 1—2 лет (так как зачисляются дети в возрасте 5,5 года) обучаются дети старшего дошкольного возраста. Особенностью данной категории детей является то, что они никогда не посещали детские дошкольные учреждения (сегодня — организации), воспитывались в семье. Педагоги столкнулись с тем, что четвёртая часть детей, приходящих в ГДП, не различают или путают цвета, не могут назвать простейшие геометрические фигуры, путают (или не знают вообще) времена года и время суток, практически все дети не умеют слушать, не знают сказок. Это свиде-
тельствует о том, что многие родители не занимаются воспитанием своих детей, а многие и не знают, как нужно правильно воспитывать детей».
Современный сельский социум сегодня представляет социальную среду, усиливающую поведение неблагополучных родителей в нежелательном направлении. Отклоняющееся поведение родителей часто является источником неблагополучия ребёнка, его невроти-зации и психотравматизации, деформации растущей личности, причиной социального сиротства, неправильного семейного воспитания, асоциального, девиантного, криминального поведения подростка в настоящем и в будущем, ухудшения состояния здоровья, появления отклонений в физическом и психическом развитии, в эмоциональной сфере, инвалидизации ребёнка и даже его гибели.
Как правило, в реальной жизни проявления девиаций в тех или иных семьях составляют совокупность признаков неблагополучия (например, низкий достаток, отсутствие работы, ветхое жильё, алкогольная зависимость, разрушенные родственные связи). В таких случаях у девиантных родителей формируется хроническое состояние социальной апатии, у них трудно сформировать мотивацию на изменения своего поведения, они не ищут возможностей изменить ситуацию, живут одним днём. Позднее подобное отношение к жизни формируется и у детей: дети привыкают к состоянию бедности, безделья, не получая от родителей ресурсов для восходящей мобильности, и семья становится «социальным колодцем» для последующих поколений [4].
Сегодня российский сельский социальный педагог если и играет значимую роль в жизни семьи, то только в локальных очагах социальной практики. В ситуации очевидной востребованности практикой института социальных педа-
гогов в стране идёт процесс сокращения ставок социальных педагогов в образовательных организациях и в учреждениях социальной защиты. Подобная ситуация ведёт к обострению социальных проблем детства по причине их нерешаемости, к свёртыванию института социальных педагогов, к разрушению системы социально-педагогического профессионального образования.
Как показывает практика, сегодня вектор работы социальных институтов с семьёй всё больше смещается от образовательных организаций в сторону учреждений социальной защиты. Именно они более предметно работают с семьями, прежде всего социально неблагополучными. Эта тенденция в большей степени характерна для городов. В сельском социуме, где учреждения социальной защиты представлены, как правило, в малых городах и в райцентрах, большая часть сельских общеобразовательных организаций по-прежнему рассматривает работу с семьями как важную часть педагогического процесса. В учреждениях социальной защиты ряда регионов, исходя из того что профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьёй» утверждён, а утверждённый профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» ориентирован на работу с обучающимися, социальных педагогов переводят на должность специалистов по работе с семьёй.
По мнению красноярских родителей, «школа с семьёй, чем дальше, тем больше — чужие. Нет у школы задач и функций работать с семьёй. Школа всё больше рассматривает семью как источник средств. Закон РФ «Об образовании» и все последующие законы, ФГОСы, ЕГЭ «освободили» школу от заботы о ребёнке. И назад хода уже нет». Чем не проблема для исследования?
На наш взгляд, в комплексе мероприятий, проводимых в масштабах всего
общества, задачей неоценимой значимости является работа с общественным сознанием. Важно разъяснять обществу последствия для здоровья детей и для общества в целом социальных проблем детства (беспризорность, безнадзорность, социальное сиротство, раннее материнство, разного рода зависимости у детей), обусловленных социально-экономическими трудностями, девиантным поведением родителей, психологической и педагогической безграмотностью родителей.
Такие социально-педагогические проблемы сельского социума, как рост числа неблагополучных семей с детьми, родителей с девиантным поведением, социальное сиротство, безответственное родительство, требуют государственной поддержки деятельности территориальных сообществ как новых общественных объединений жителей, организующих работу по месту жительства в интересах семей с детьми. Важна также поддержка Школ для родителей, способствующих оказанию помощи родителям, особенно приёмным родителям, в воспитании детей.
Взаимодействие семьи и социального педагога является сегодня насущной потребностью времени, важным социально обусловленным направлением практической социально-педагогической работы, которое следует рассматривать как перспективную взаимополезную деятельность как для семьи, так и для специалистов помогающих профессий, личностно значимую для родителей и профессионально значимую для социальных педагогов.
Литература:
1. Гурьянова М.П. Социальный педагог в сельской России: Научно-популярное пособие. — М.: Изд-во «Современное образование», 2014. — 248 с.
2. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие — Минск: Изд-во Амалфея, 2000. — 448 с.
3. Лукьяненко Л.С., Барковская И.О. Социально-педагогическая поддержка сельской семьи: Пособие. — М.: ИСПС РАО, 2006. — 128 с.
4. Сеппянен Т.П. Социально-педагогическая профилактика неблагополучия детей в условиях сельского муниципального района: Дисс ... канд. пед. наук. — Кострома, 2014.
5. Девиантология родительства: сборник научных трудов / Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО; сост. Е.В. Куканова; отв. ред. Е.В. Куканова. — М.: ИИУ МГОУ, 2016. — 212 с.
6. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. Второе издание стереотипное. — М.: НОУ ПО Московский психолого-социальный институт, 2008. — 304 с.
7. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е издание. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
8. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие. — М.: ИЦ «Академия», МГОУ, 2005. — 368 с.
9. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. — 160 с.