Научная статья на тему 'Профессиональное социально-педагогическое образование: состояние и стратегии развития'

Профессиональное социально-педагогическое образование: состояние и стратегии развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIO-PEDAGOGIC PROFESSIONAL EDUCATION / FAMILIES WITH CHILDREN / SOCIAL ENVIRONMENT DEMANDS / SOCIAL PEDAGOGUE / SOCIO-PEDAGOGIC COMMUNITY / SOCIO-PEDAGOGIC PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова Марина Петровна

В статье на основе изучения и анализа состояния профессионального социально-педагогического образования рассматривается проблема современного высшего профессионального социально-педагогического образования в России и стратегий его развития в регионах страны. Представлены результаты становления и развития высшего профессионального социально-педагогического образования в России за четверть века его реализации в нашей стране, изложены противоречия, сдерживающие развитие этого института, рассмотрены условия повышения эффективности социально-педагогического образования, а также представлены конструктивные предложения в адрес Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования по дальнейшему развитию данного вида высшего образования в условиях кризисных явлений в экономике, оптимизации системы высшего профессионального образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional socio-pedagogic education: state and strategies of development

The article concerns the problem of the modern state of the higher professional socio-pedagogic education in Russia and strategies of its development in the federation’s subjects. What is presented, are the results of the higher professional socio-pedagogic education development in Russia for a quarter of the century since its realisation as well as stated contradictions restraining its development, considered the conditions to raise the socio-pedagogic education efficacy and some constructive proposals addressing to the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and the Russian Academy of Education as for the further development of this kind of education under conditions of economic crises and optimisation of the higher education system in Russia. The aim of our socio-pedagogic investigation was to study and analyse the professional socio-pedagogic education state.

Текст научной работы на тему «Профессиональное социально-педагогическое образование: состояние и стратегии развития»

УДК 37.061

Гурьянова Марина Петровна

доктор педагогических наук, профессор Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

[email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ*

В статье на основе изучения и анализа состояния профессионального социально-педагогического образования рассматривается проблема современного высшего профессионального социально-педагогического образования в России и стратегий его развития в регионах страны. Представлены результаты становления и развития высшего профессионального социально-педагогического образования в России за четверть века его реализации в нашей стране, изложены противоречия, сдерживающие развитие этого института, рассмотрены условия повышения эффективности социально-педагогического образования, а также представлены конструктивные предложения в адрес Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования по дальнейшему развитию данного вида высшего образования в условиях кризисных явлений в экономике, оптимизации системы высшего профессионального образования в России.

Ключевые слова: профессиональное социально-педагогическое образование, семьи с детьми, социальный педагог, социально-педагогические проблемы.

В числе глобальных вызовов XXI в., касающихся положения семьи и детства в России, видятся следующие: социальное расслоение общества, ведущее к росту социальных проблем, появлению значительного числа малообеспеченных семей с детьми, снижению жизненного уровня населения депрессивных регионов, бедности и нищете, влекущих за собой новые социально-педагогические проблемы семьи и детства; деформация духовно-нравственных основ жизни российского общества; традиционных ценностей нации, порождающая поведенческие аномалии, рост противоправных действий подростков и молодёжи; кризис семьи как института социализации, находящий отражение в росте числа разводов, девиантного родительства, насилия в семье, дисгармоничности типов семейного воспитания, в неэффективном исполнении семьёй функции позитивной социализации ребёнка; экономическое неравенство регионов, отсутствие в дотационных регионах экономических возможностей для самостоятельного достижения семьями с детьми благополучия.

Особую обеспокоенность общества вызывают: трудности социализации и риски десоциализации детей в условиях ограниченности целенаправленных позитивных педагогических влияний в пространстве места жительства; непрекращающийся рост, особенно в малых городах и сельском социуме, числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной и социально опасной ситуации; распространённость семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми; практики лишения родительских прав и социального сиротства; ис-ключённость уязвимых категорий детей из общественной жизни; нарастание рисков, связанных с распространением в Интернете информации, представляющей опасность для жизни и здоровья детей; рост аддикций (снижение возрастной грани-

цы детского алкоголизма, распространение наркомании и токсикомании, суицидальное поведение, виктимность, выражающаяся в увеличении числа детей - жертв насилия, участников насилия, свидетелей насилия), рост жестокости и агрессивности в подростковой среде.

Динамизм жизни постоянно меняющегося российского общества неизбежно порождает всё новые социально-педагогические проблемы детей и семей, что повышает актуальность высшего профессионального социально-педагогического образования.

Всё это формирует мощный социальный запрос современного общества на развитие института социальных педагогов, профессиональную подготовку которых призвана осуществлять отечественная система высшего профессионального образования.

Профессиональное высшее социально-педагогическое образование - новая, развивающаяся область высшего профессионального образования в России. Его становление пришлось на начало 90-х гг. XX в. В период демократических преобразований в обществе, когда вновь возродился интерес государства к социальным институтам семьи и воспитания, к работе по месту жительства, вектор социально-педагогического образования был обусловлен данным заказом общества. С 90-х гг. XX в., с периода обострения социальных проблем, создания инфраструктуры, нацеленной на оказание помощи разным группам нуждающихся в защите семей (детей), социально-педагогическое образование стало в основном направлено на подготовку специалистов к работе с эксклюзиями.

Осмысление прошедших десятилетий позволяет выделить несколько условных этапов развития системы непрерывного социально-педагогического образования. Первый охватывает 90-е гг. XX в. до введения государственных образовательных

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по Проекту РАО 12.8 в 2017 г.

© Гурьянова М.П., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

111

стандартов; второй - действие двух первых поколений стандартов, построенных на знаниевом подходе, и третий - после перехода на стандарт, опирающийся на идеи компетентностного и си-стемно-деятельностного подходов [1, с. 60].

За годы становления профессионального социально-педагогического образования в России заложен практико-ориентированный характер социально-педагогической подготовки специалистов; принцип единства теоретической подготовки в сочетании с развивающейся социально-педагогической практикой работы с разными категориями детей и семей в социуме, осмыслена роль разных видов учебной практики в становлении специалиста, подготовлена почва для сближения с Европой и ориентации на подготовку специалистов социально-педагогического профиля в логике идей Бо-лонского соглашения [1, с. 64].

В результате плодотворной работы многих вузов социально-педагогическое образование в России обладает сегодня собственной структурой и логикой развития. Новизна и сложность социально-педагогического образования состоят в интегрированном содержании образования, включающем большой объём знаний по учебным дисциплинам общекультурологической, медико-биологической, психолого-педагогической подготовки, по учебным дисциплинам предметной подготовки; в ориентации на постоянно меняющиеся потребности и проблемы социума; во взаимосвязи обучения, исследовательской, проектной, практической деятельности студентов; в обучении на основе постоянного обновления научных знаний и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями; в приоритете воспитания студентов в процессе их обучения.

Особое значение при формировании образовательных программ подготовки социальных педагогов приобретают междисциплинарная связь предметов вузовской программы, усиление социально-психологической компоненты в подготовке социальных педагогов; осмысление студентами практик решения социально-педагогических проблем детей и семей.

Постиндустриальное общество требует, чтобы специалисты, профессия которых направлена на работу с человеком, обладали высоким уровнем коммуникативной культуры, мобильностью, широтой взглядов, знаниями приёмов психолого-педагогического воздействия на человека, гармонизации его взаимоотношений с социальной средой, преодоления поведенческих аномалий, что и составляет сущность социально-педагогических знаний.

Доказали свою эффективность и современные методы обучения: «погружение в социально-педагогическую среду», «опережающая практика», «обучение через приобретение прямого опыта», «направляемое самообучение» через включение

студентов в социально-образовательные проекты; обучение основам диагностической, профилактической, коррекционной, развивающей, консультативной социально-педагогической работы с детьми и семьями, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Глобальная трансформация российского общества, кризисные явления в экономике, рост социально неблагополучных семей с детьми обусловили появление таких инновационных направлений деятельности организаций и учреждений социальной сферы, как

- приоритет воспитания и социально-педагогической работы с детьми и семьями в системе деятельности образовательных организаций разного типа; а также в пространстве места жительства;

- появление нового, самостоятельного вида деятельности образовательных организаций, который рассматривается как социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации и требует кадрового обеспечения специалистами помогающих профессий;

- актуализация социально-педагогической работы с детьми и семьями в различных учреждениях (организациях) социальной сферы: образовательных организациях, социальных учреждениях, учреждениях культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, системы МВД, а также по месту жительства.

Современная социальная практика остро нуждается в специалистах помогающих профессий (социальных педагогах различных специализаций), способных в содружестве с учителями, психологами, работниками культуры, физкультуры и спорта, общественностью содействовать решению социально-педагогических проблем семьи и детства.

Инновации в социальной сфере требуют высокого уровня профессионализма специалистов, соответственно, активного развития профессионального социально-педагогического образования как нового и перспективного вида высшего образования. Миссия высшего профессионального социально-педагогического образования - эффективно готовить новое поколение «знающих», «действующих», «универсальных» специалистов - социальных педагогов.

Развитие института социальных педагогов в России, социально-педагогического образования свидетельствуют о соответствии социальной и образовательной политики РФ, стратегии модернизации российского высшего профессионального образования тенденциям развития мировой практики европейских стран и США, где социальная педагогика активно развивается как наука, образовательная сфера и область практики. Социальные педагоги стали частью системы социальной защиты детства и в Германии, Дании, Литве, Финляндии, Чехии, Израиле, США, др. странах.

Повышение квалификационного уровня профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов во многих российских регионах строится на основе интеграции науки, образования и лучших социально-педагогических практик; построения вариативных регионально-ориентированных моделей подготовки социальных педагогов; создания современной учебно-методической базы, использования результатов научных исследований, инновационного практического опыта, усиления требований к междисциплинарной подготовке социальных педагогов.

Сегодня профессиональное социально-педагогическое образование переживает период «свёртывания», в то время как потребность в нём постоянно растёт. В настоящее время подготовка социальных педагогов ведётся в ряде вузов на уровне бакалавриата и магистратуры, но от сложившейся системы непрерывной социально-педагогической подготовки сохранились лишь отдельные элементы. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения, рекомендованная основная образовательная программа не соответствуют реальной сложности и вариативности задач, решаемых специалистами - социальными педагогами. За последние годы значительно сократилось число вузов, осуществлявших профессиональную подготовку социальных педагогов. В ряде образовательных организаций высшего образования закрыты кафедры социальной педагогики, приостановлен набор социальных педагогов. В образовательных организациях и социальных учреждениях сокращаются должности социальных педагогов, что негативно сказывается на положении детей и семей, особенно в сельском социуме и малых городах. Во ФГОСе ВО направления «Педагогические науки» нет социально-педагогических дисциплин. Всё, что касается социальной педагогики, включено в паспорт специальности, посвящённой социокультурной деятельности.

Сегодняшнее состояние социально-педагогического образования нельзя считать удовлетворительным, отвечающим потребностям общества. Остро стоит проблема научно-методического, учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, качества преподавания. Слабое звено -обеспечение непрерывности социально-педагогической подготовки, установление связей вуза со структурами, выступающими в роли заказчиков и работодателей. При этом трудности его становления и развития не должны стать основанием для его деформации и ликвидации.

В тех регионах страны, где высок престиж профессии «социальный педагог», приняты региональные и муниципальные нормативно-правовые акты по её обеспечению, должность «социальный педагог» значится среди основного педагогического

персонала, закреплены необходимые социальные гарантии, являющиеся стимулом для качественной профессиональной деятельности социального педагога и условием для профессиональной подготовки специалистов этой профессии.

Социальные педагоги (в тех поселениях, где они есть) строят свою работу на основе межведомственного взаимодействия, решают широкий круг социально-педагогических проблем, выступая первым звеном профилактики социального сиротства, семейного и детского неблагополучия. Эти специалисты предотвращают и минимизируют различные социальные девиации, наркотизацию и алкоголизацию, безнадзорность, беспризорность, бродяжничество детей и подростков; конфликты, дискриминацию, буллинг, социальное отчуждение детей от образовательного и воспитательного процессов. Они также организуют помощь детям из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, социально-педагогическую поддержку семьям и детям «группы риска»; осуществляют социально-воспитательную работу с детьми и семьями по месту жительства, в территориальных сообществах.

В России, однако, сегодня нет самостоятельного профессионального стандарта социального педагога. Министерством труда и социального развития РФ утверждён Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», где социальный педагог представлен в числе других специалистов и его деятельность ориентирована только на работу с обучающимися. Действие в правовом поле Российской Федерации только утверждённого стандарта «Специалист в области воспитания» может привести к свёртыванию института социальных педагогов и профессионального социально-педагогического образования в России. На практике социальные педагоги взаимодействуют не только с обучающимися, но и с воспитанниками дошкольных образовательных организаций, детских домов и организаций интернатного типа, специализированных учреждений МВД, учреждений системы социальной защиты и др. Для дальнейшего развития института социальных педагогов в системе учреждений разных ведомств (образование, социальная защита, МВД, культура, физкультура и спорт, здравоохранение) необходимо утверждение самостоятельного профессионального стандарта «Специалист по воспитанию в социальной сфере».

Что сдерживает развитие профессионального социально-педагогического образования в России? Среди главных причин - наличие противоречий между практикой и законом; между утверждённым профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» в части социальный педагог и Государственным федеральным образовательным стандартом высшего образования третьего поколения, многообразной практической деятель-

ностью социальных педагогов; между гуманистическими ценностями профессии «социальный педагог» и прагматизмом рыночных отношений.

Важными условиями повышения эффективности социально-педагогического профессионального образования видятся:

- развитие стратегического партнёрства вузов, осуществляющих социально-педагогическую подготовку кадров с муниципальными образованиями, выступающими в роли заказчиков и работодателей;

- дальнейшее наращивание потенциала социально-педагогического образования на основе сочетания фундаментальной научной и практической профессиональной подготовки; междисциплинарного характера подготовки специалистов; междисциплинарного подхода как основного приоритета в образовательном процессе; организации процесса обучения на базе командной работы; усиления исследовательского компонента в программе обучения; использования современных информационно-коммуникативных технологий для систематизации междисциплинарных современных знаний о семье и ребёнке; обобщения технологий решения социально-педагогических проблем; создания современных учебников нового поколения, учебно-методических комплектов по основным учебным дисциплинам, базы диссертационных социально-педагогических исследований, научных и прикладных разработок для самостоятельного изучения студентами учебных дисциплин, дисциплин специализации и специальных курсов; совершенствования методов обучения, организации производственной практики студентов; переподготовки и повышения квалификации преподавателей, проведения исследований в области социально-педагогического профессионального образования и др.;

- восстановление на новом качественном уровне системы непрерывной социально-педагогической подготовки социальных педагогов (профильное обучение, допрофессиональная, довузовская подготовка, профессиональное образование, постдипломное образование, подготовка и переподготовка кадров, научно-педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования);

- урегулирование вопросов нормативно-правового характера (утверждение профессионального стандарта «Специалист по социально-педагогической работе»; законодательное закрепление широкого спектра социально-педагогических услуг, соотнесение содержания профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» и Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Социальная педагогика», возвращение социально-педагогического образования в русло педагогического профессионального образования);

- продолжение исследовательского поиска в области социально-педагогического образования, направленного на разрешение противоречия между прагматизмом рыночных отношений и альтруизмом отношений педагогических, на «удержание» высокой планки гуманистических отношений во взаимодействии субъектов социума, на насыщение образовательных программ подходами, побуждающими будущих профессионалов к поиску нравственного смысла предстоящей деятельности, гуманистических доминант воспитания;

- удовлетворение запроса общества к научной подготовке специалистов в области помогающих профессий, к формированию исследовательских компетенций как обязательной характеристики выпускника, готового и способного анализировать социальные изменения и искать пути решения возникающих проблем;

- развитие социальной педагогики как научной дисциплины, включая утверждение научной специальности «Социальная педагогика».

Сегодня имеют место три стратегии относительно развития социально-педагогического образования: первая - активное развитие - обеспечивает поступательное развитие путём взаимодействия вуза и региональных властей; вторая - приспособление к изменяющейся ситуации, нежелание или неспособность вуза изменить обстоятельства - постепенное замедление темпов развития профессионального социально-педагогического образования; и, наконец, третья стратегия - невозможность противодействия объективно изменяющимся обстоятельствам - отказ от достигнутого.

Перспективы развития профессионального социально-педагогического образования в России будут зависеть от уровня его государственной поддержки и связаны с урегулированием вопросов нормативно-правового характера, продолжением междисциплинарных исследований в области социально-педагогического образования, дальнейшим усовершенствованием практико-ориен-тированной модели многоуровневой подготовки специалистов для работы с социально-педагогическими проблемами семьи и детства.

Осознавая огромную значимость непрерывной системы социально-педагогической подготовки специалистов, необходимо:

а) Правительству РФ обеспечить государственную поддержку развитию социально-педагогического образования;

б) Министерству образования и науки РФ поддержать: внесение изменений в № 422 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части расширения спектра социально-педагогических услуг детям и семьям; создание условий для разработки и эффективной реализации Концепции развития высшего професси-

онального социально-педагогического образования; разработку Примерных программ деятельности социально-педагогической службы в структуре образовательных организаций разного типа, социально-педагогической работы с детьми и семьями по месту жительства, включая критерии эффективности деятельности социально-педагогической службы; разработку самостоятельного профессионального стандарта «Специалист по воспитанию в социальной сфере»; уточнения и дополнения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Социальная педагогика», профиль «Психология и социальная педагогика»; восстановление самостоятельного профиля «Социальная педагогика» в ФГОС ВО 3++; восстановление непрерывной системы социально-педагогической подготовки кадров; создание единой национальной системы стандартизации психодиагностического инструментария; разработку и принятие нормативных актов, регламентирующих организацию предоставления социально-педагогической помощи обучающимся; создание единой системы аттестации, сертификации и оценки квалификации специалистов - социальных педагогов, непосредственно оказывающих социально-педагогическую помощь детям и семьям; введение новой научной специальности «Социальная педагогика»; создание информационного Web-портала социально-педагогической службы для системы образования РФ, а также для просвещения родителей и педагогов; оказание адресной поддержки ведущим научным социально-педагогическим изданиям; разработку эффективных моделей социально-педагогического сопровождения

социально неблагополучных семей с детьми; обобщение регионального опыта социально-педагогической подготовки социальных педагогов.

в) Российской академии образования поддержать: создание Координационного совета по социальной педагогике с целью интеграции науки, образования и практики в решении важнейших государственных задач - воспитание подрастающего поколения, социальная защита семей и детей; инвентаризацию научных разработок, практического опыта социально-педагогической работы с детьми и семьями в регионах; моделей профессиональной подготовки социальных педагогов и создание банка данных по вышеназванным направлениям работы; проведение мониторинга состояния института социальных педагогов в регионах России; создание банка диагностических, коррекционных, реабилитационных методик решения острейших социально-педагогических проблем семей и детей; проведение сравнительного анализа достижений регионов в сфере социальной защиты семьи и детства.

В условиях кризисных явлений в экономике, оптимизации системы высшего образования необходим поиск вариантов сохранения и дальнейшего развития профессионального социально-педагогического образования в России, подходов к повышению его эффективности.

Библиографический список

1. Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты: сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. В.Г. Бочарова. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 484 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.