УДК 37.061
Гурьянова Марина Петровна
доктор педагогических наук, профессор Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ*
В статье на основе изучения и анализа состояния профессионального социально-педагогического образования рассматривается проблема современного высшего профессионального социально-педагогического образования в России и стратегий его развития в регионах страны. Представлены результаты становления и развития высшего профессионального социально-педагогического образования в России за четверть века его реализации в нашей стране, изложены противоречия, сдерживающие развитие этого института, рассмотрены условия повышения эффективности социально-педагогического образования, а также представлены конструктивные предложения в адрес Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования по дальнейшему развитию данного вида высшего образования в условиях кризисных явлений в экономике, оптимизации системы высшего профессионального образования в России.
Ключевые слова: профессиональное социально-педагогическое образование, семьи с детьми, социальный педагог, социально-педагогические проблемы.
В числе глобальных вызовов XXI в., касающихся положения семьи и детства в России, видятся следующие: социальное расслоение общества, ведущее к росту социальных проблем, появлению значительного числа малообеспеченных семей с детьми, снижению жизненного уровня населения депрессивных регионов, бедности и нищете, влекущих за собой новые социально-педагогические проблемы семьи и детства; деформация духовно-нравственных основ жизни российского общества; традиционных ценностей нации, порождающая поведенческие аномалии, рост противоправных действий подростков и молодёжи; кризис семьи как института социализации, находящий отражение в росте числа разводов, девиантного родительства, насилия в семье, дисгармоничности типов семейного воспитания, в неэффективном исполнении семьёй функции позитивной социализации ребёнка; экономическое неравенство регионов, отсутствие в дотационных регионах экономических возможностей для самостоятельного достижения семьями с детьми благополучия.
Особую обеспокоенность общества вызывают: трудности социализации и риски десоциализации детей в условиях ограниченности целенаправленных позитивных педагогических влияний в пространстве места жительства; непрекращающийся рост, особенно в малых городах и сельском социуме, числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной и социально опасной ситуации; распространённость семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми; практики лишения родительских прав и социального сиротства; ис-ключённость уязвимых категорий детей из общественной жизни; нарастание рисков, связанных с распространением в Интернете информации, представляющей опасность для жизни и здоровья детей; рост аддикций (снижение возрастной грани-
цы детского алкоголизма, распространение наркомании и токсикомании, суицидальное поведение, виктимность, выражающаяся в увеличении числа детей - жертв насилия, участников насилия, свидетелей насилия), рост жестокости и агрессивности в подростковой среде.
Динамизм жизни постоянно меняющегося российского общества неизбежно порождает всё новые социально-педагогические проблемы детей и семей, что повышает актуальность высшего профессионального социально-педагогического образования.
Всё это формирует мощный социальный запрос современного общества на развитие института социальных педагогов, профессиональную подготовку которых призвана осуществлять отечественная система высшего профессионального образования.
Профессиональное высшее социально-педагогическое образование - новая, развивающаяся область высшего профессионального образования в России. Его становление пришлось на начало 90-х гг. XX в. В период демократических преобразований в обществе, когда вновь возродился интерес государства к социальным институтам семьи и воспитания, к работе по месту жительства, вектор социально-педагогического образования был обусловлен данным заказом общества. С 90-х гг. XX в., с периода обострения социальных проблем, создания инфраструктуры, нацеленной на оказание помощи разным группам нуждающихся в защите семей (детей), социально-педагогическое образование стало в основном направлено на подготовку специалистов к работе с эксклюзиями.
Осмысление прошедших десятилетий позволяет выделить несколько условных этапов развития системы непрерывного социально-педагогического образования. Первый охватывает 90-е гг. XX в. до введения государственных образовательных
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по Проекту РАО 12.8 в 2017 г.
© Гурьянова М.П., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
111
стандартов; второй - действие двух первых поколений стандартов, построенных на знаниевом подходе, и третий - после перехода на стандарт, опирающийся на идеи компетентностного и си-стемно-деятельностного подходов [1, с. 60].
За годы становления профессионального социально-педагогического образования в России заложен практико-ориентированный характер социально-педагогической подготовки специалистов; принцип единства теоретической подготовки в сочетании с развивающейся социально-педагогической практикой работы с разными категориями детей и семей в социуме, осмыслена роль разных видов учебной практики в становлении специалиста, подготовлена почва для сближения с Европой и ориентации на подготовку специалистов социально-педагогического профиля в логике идей Бо-лонского соглашения [1, с. 64].
В результате плодотворной работы многих вузов социально-педагогическое образование в России обладает сегодня собственной структурой и логикой развития. Новизна и сложность социально-педагогического образования состоят в интегрированном содержании образования, включающем большой объём знаний по учебным дисциплинам общекультурологической, медико-биологической, психолого-педагогической подготовки, по учебным дисциплинам предметной подготовки; в ориентации на постоянно меняющиеся потребности и проблемы социума; во взаимосвязи обучения, исследовательской, проектной, практической деятельности студентов; в обучении на основе постоянного обновления научных знаний и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьями; в приоритете воспитания студентов в процессе их обучения.
Особое значение при формировании образовательных программ подготовки социальных педагогов приобретают междисциплинарная связь предметов вузовской программы, усиление социально-психологической компоненты в подготовке социальных педагогов; осмысление студентами практик решения социально-педагогических проблем детей и семей.
Постиндустриальное общество требует, чтобы специалисты, профессия которых направлена на работу с человеком, обладали высоким уровнем коммуникативной культуры, мобильностью, широтой взглядов, знаниями приёмов психолого-педагогического воздействия на человека, гармонизации его взаимоотношений с социальной средой, преодоления поведенческих аномалий, что и составляет сущность социально-педагогических знаний.
Доказали свою эффективность и современные методы обучения: «погружение в социально-педагогическую среду», «опережающая практика», «обучение через приобретение прямого опыта», «направляемое самообучение» через включение
студентов в социально-образовательные проекты; обучение основам диагностической, профилактической, коррекционной, развивающей, консультативной социально-педагогической работы с детьми и семьями, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Глобальная трансформация российского общества, кризисные явления в экономике, рост социально неблагополучных семей с детьми обусловили появление таких инновационных направлений деятельности организаций и учреждений социальной сферы, как
- приоритет воспитания и социально-педагогической работы с детьми и семьями в системе деятельности образовательных организаций разного типа; а также в пространстве места жительства;
- появление нового, самостоятельного вида деятельности образовательных организаций, который рассматривается как социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации и требует кадрового обеспечения специалистами помогающих профессий;
- актуализация социально-педагогической работы с детьми и семьями в различных учреждениях (организациях) социальной сферы: образовательных организациях, социальных учреждениях, учреждениях культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, системы МВД, а также по месту жительства.
Современная социальная практика остро нуждается в специалистах помогающих профессий (социальных педагогах различных специализаций), способных в содружестве с учителями, психологами, работниками культуры, физкультуры и спорта, общественностью содействовать решению социально-педагогических проблем семьи и детства.
Инновации в социальной сфере требуют высокого уровня профессионализма специалистов, соответственно, активного развития профессионального социально-педагогического образования как нового и перспективного вида высшего образования. Миссия высшего профессионального социально-педагогического образования - эффективно готовить новое поколение «знающих», «действующих», «универсальных» специалистов - социальных педагогов.
Развитие института социальных педагогов в России, социально-педагогического образования свидетельствуют о соответствии социальной и образовательной политики РФ, стратегии модернизации российского высшего профессионального образования тенденциям развития мировой практики европейских стран и США, где социальная педагогика активно развивается как наука, образовательная сфера и область практики. Социальные педагоги стали частью системы социальной защиты детства и в Германии, Дании, Литве, Финляндии, Чехии, Израиле, США, др. странах.
Повышение квалификационного уровня профессиональной социально-педагогической подготовки специалистов во многих российских регионах строится на основе интеграции науки, образования и лучших социально-педагогических практик; построения вариативных регионально-ориентированных моделей подготовки социальных педагогов; создания современной учебно-методической базы, использования результатов научных исследований, инновационного практического опыта, усиления требований к междисциплинарной подготовке социальных педагогов.
Сегодня профессиональное социально-педагогическое образование переживает период «свёртывания», в то время как потребность в нём постоянно растёт. В настоящее время подготовка социальных педагогов ведётся в ряде вузов на уровне бакалавриата и магистратуры, но от сложившейся системы непрерывной социально-педагогической подготовки сохранились лишь отдельные элементы. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения, рекомендованная основная образовательная программа не соответствуют реальной сложности и вариативности задач, решаемых специалистами - социальными педагогами. За последние годы значительно сократилось число вузов, осуществлявших профессиональную подготовку социальных педагогов. В ряде образовательных организаций высшего образования закрыты кафедры социальной педагогики, приостановлен набор социальных педагогов. В образовательных организациях и социальных учреждениях сокращаются должности социальных педагогов, что негативно сказывается на положении детей и семей, особенно в сельском социуме и малых городах. Во ФГОСе ВО направления «Педагогические науки» нет социально-педагогических дисциплин. Всё, что касается социальной педагогики, включено в паспорт специальности, посвящённой социокультурной деятельности.
Сегодняшнее состояние социально-педагогического образования нельзя считать удовлетворительным, отвечающим потребностям общества. Остро стоит проблема научно-методического, учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, качества преподавания. Слабое звено -обеспечение непрерывности социально-педагогической подготовки, установление связей вуза со структурами, выступающими в роли заказчиков и работодателей. При этом трудности его становления и развития не должны стать основанием для его деформации и ликвидации.
В тех регионах страны, где высок престиж профессии «социальный педагог», приняты региональные и муниципальные нормативно-правовые акты по её обеспечению, должность «социальный педагог» значится среди основного педагогического
персонала, закреплены необходимые социальные гарантии, являющиеся стимулом для качественной профессиональной деятельности социального педагога и условием для профессиональной подготовки специалистов этой профессии.
Социальные педагоги (в тех поселениях, где они есть) строят свою работу на основе межведомственного взаимодействия, решают широкий круг социально-педагогических проблем, выступая первым звеном профилактики социального сиротства, семейного и детского неблагополучия. Эти специалисты предотвращают и минимизируют различные социальные девиации, наркотизацию и алкоголизацию, безнадзорность, беспризорность, бродяжничество детей и подростков; конфликты, дискриминацию, буллинг, социальное отчуждение детей от образовательного и воспитательного процессов. Они также организуют помощь детям из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, социально-педагогическую поддержку семьям и детям «группы риска»; осуществляют социально-воспитательную работу с детьми и семьями по месту жительства, в территориальных сообществах.
В России, однако, сегодня нет самостоятельного профессионального стандарта социального педагога. Министерством труда и социального развития РФ утверждён Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», где социальный педагог представлен в числе других специалистов и его деятельность ориентирована только на работу с обучающимися. Действие в правовом поле Российской Федерации только утверждённого стандарта «Специалист в области воспитания» может привести к свёртыванию института социальных педагогов и профессионального социально-педагогического образования в России. На практике социальные педагоги взаимодействуют не только с обучающимися, но и с воспитанниками дошкольных образовательных организаций, детских домов и организаций интернатного типа, специализированных учреждений МВД, учреждений системы социальной защиты и др. Для дальнейшего развития института социальных педагогов в системе учреждений разных ведомств (образование, социальная защита, МВД, культура, физкультура и спорт, здравоохранение) необходимо утверждение самостоятельного профессионального стандарта «Специалист по воспитанию в социальной сфере».
Что сдерживает развитие профессионального социально-педагогического образования в России? Среди главных причин - наличие противоречий между практикой и законом; между утверждённым профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» в части социальный педагог и Государственным федеральным образовательным стандартом высшего образования третьего поколения, многообразной практической деятель-
ностью социальных педагогов; между гуманистическими ценностями профессии «социальный педагог» и прагматизмом рыночных отношений.
Важными условиями повышения эффективности социально-педагогического профессионального образования видятся:
- развитие стратегического партнёрства вузов, осуществляющих социально-педагогическую подготовку кадров с муниципальными образованиями, выступающими в роли заказчиков и работодателей;
- дальнейшее наращивание потенциала социально-педагогического образования на основе сочетания фундаментальной научной и практической профессиональной подготовки; междисциплинарного характера подготовки специалистов; междисциплинарного подхода как основного приоритета в образовательном процессе; организации процесса обучения на базе командной работы; усиления исследовательского компонента в программе обучения; использования современных информационно-коммуникативных технологий для систематизации междисциплинарных современных знаний о семье и ребёнке; обобщения технологий решения социально-педагогических проблем; создания современных учебников нового поколения, учебно-методических комплектов по основным учебным дисциплинам, базы диссертационных социально-педагогических исследований, научных и прикладных разработок для самостоятельного изучения студентами учебных дисциплин, дисциплин специализации и специальных курсов; совершенствования методов обучения, организации производственной практики студентов; переподготовки и повышения квалификации преподавателей, проведения исследований в области социально-педагогического профессионального образования и др.;
- восстановление на новом качественном уровне системы непрерывной социально-педагогической подготовки социальных педагогов (профильное обучение, допрофессиональная, довузовская подготовка, профессиональное образование, постдипломное образование, подготовка и переподготовка кадров, научно-педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования);
- урегулирование вопросов нормативно-правового характера (утверждение профессионального стандарта «Специалист по социально-педагогической работе»; законодательное закрепление широкого спектра социально-педагогических услуг, соотнесение содержания профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» и Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Социальная педагогика», возвращение социально-педагогического образования в русло педагогического профессионального образования);
- продолжение исследовательского поиска в области социально-педагогического образования, направленного на разрешение противоречия между прагматизмом рыночных отношений и альтруизмом отношений педагогических, на «удержание» высокой планки гуманистических отношений во взаимодействии субъектов социума, на насыщение образовательных программ подходами, побуждающими будущих профессионалов к поиску нравственного смысла предстоящей деятельности, гуманистических доминант воспитания;
- удовлетворение запроса общества к научной подготовке специалистов в области помогающих профессий, к формированию исследовательских компетенций как обязательной характеристики выпускника, готового и способного анализировать социальные изменения и искать пути решения возникающих проблем;
- развитие социальной педагогики как научной дисциплины, включая утверждение научной специальности «Социальная педагогика».
Сегодня имеют место три стратегии относительно развития социально-педагогического образования: первая - активное развитие - обеспечивает поступательное развитие путём взаимодействия вуза и региональных властей; вторая - приспособление к изменяющейся ситуации, нежелание или неспособность вуза изменить обстоятельства - постепенное замедление темпов развития профессионального социально-педагогического образования; и, наконец, третья стратегия - невозможность противодействия объективно изменяющимся обстоятельствам - отказ от достигнутого.
Перспективы развития профессионального социально-педагогического образования в России будут зависеть от уровня его государственной поддержки и связаны с урегулированием вопросов нормативно-правового характера, продолжением междисциплинарных исследований в области социально-педагогического образования, дальнейшим усовершенствованием практико-ориен-тированной модели многоуровневой подготовки специалистов для работы с социально-педагогическими проблемами семьи и детства.
Осознавая огромную значимость непрерывной системы социально-педагогической подготовки специалистов, необходимо:
а) Правительству РФ обеспечить государственную поддержку развитию социально-педагогического образования;
б) Министерству образования и науки РФ поддержать: внесение изменений в № 422 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части расширения спектра социально-педагогических услуг детям и семьям; создание условий для разработки и эффективной реализации Концепции развития высшего професси-
онального социально-педагогического образования; разработку Примерных программ деятельности социально-педагогической службы в структуре образовательных организаций разного типа, социально-педагогической работы с детьми и семьями по месту жительства, включая критерии эффективности деятельности социально-педагогической службы; разработку самостоятельного профессионального стандарта «Специалист по воспитанию в социальной сфере»; уточнения и дополнения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Социальная педагогика», профиль «Психология и социальная педагогика»; восстановление самостоятельного профиля «Социальная педагогика» в ФГОС ВО 3++; восстановление непрерывной системы социально-педагогической подготовки кадров; создание единой национальной системы стандартизации психодиагностического инструментария; разработку и принятие нормативных актов, регламентирующих организацию предоставления социально-педагогической помощи обучающимся; создание единой системы аттестации, сертификации и оценки квалификации специалистов - социальных педагогов, непосредственно оказывающих социально-педагогическую помощь детям и семьям; введение новой научной специальности «Социальная педагогика»; создание информационного Web-портала социально-педагогической службы для системы образования РФ, а также для просвещения родителей и педагогов; оказание адресной поддержки ведущим научным социально-педагогическим изданиям; разработку эффективных моделей социально-педагогического сопровождения
социально неблагополучных семей с детьми; обобщение регионального опыта социально-педагогической подготовки социальных педагогов.
в) Российской академии образования поддержать: создание Координационного совета по социальной педагогике с целью интеграции науки, образования и практики в решении важнейших государственных задач - воспитание подрастающего поколения, социальная защита семей и детей; инвентаризацию научных разработок, практического опыта социально-педагогической работы с детьми и семьями в регионах; моделей профессиональной подготовки социальных педагогов и создание банка данных по вышеназванным направлениям работы; проведение мониторинга состояния института социальных педагогов в регионах России; создание банка диагностических, коррекционных, реабилитационных методик решения острейших социально-педагогических проблем семей и детей; проведение сравнительного анализа достижений регионов в сфере социальной защиты семьи и детства.
В условиях кризисных явлений в экономике, оптимизации системы высшего образования необходим поиск вариантов сохранения и дальнейшего развития профессионального социально-педагогического образования в России, подходов к повышению его эффективности.
Библиографический список
1. Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты: сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. В.Г. Бочарова. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 484 с.