Научная статья на тему 'РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ'

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Любовь Михайловна

В статье рассматривается проблема взаимодействия психолога с родителями для обеспечения психологической безопасности личности детей в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH PARENTS TO THE PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON CHILDREN

The problem of the interaction of a psychologist with parents to ensure that children's psychological safety of the person in the educational process.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ»

2. Влах Н.И. Профилактика невротических и психосоматических расстройств у предпринимателей //Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2011. -№1. - С. 31-35.

3. Влах Н.И. Психологическая помощь различным профессиональным группам в субдепрессивных состояниях при выгорании. //Сборник материалов Международного конгресса по психологии, 2015.

4. Влах Н.И. Типология и феноменология субдепрессивных преневротических расстройств при синдроме эмоционального выгорания у представителей «помогающих профессий». //IV международно-практическая конференция: «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени», 2014. - №4 - С.166-169.

5. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания

//Российский стоматологический журнал, 2002. -№2. - С. 34-36.

6. Левина И.Л., Пестерева Д.А. Качество жизни педагога как индикатор его здоровья //Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2013. - №3 (91). - Часть 1. - С. 81-84.

7. Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования: Монография. /В.В. Захаренков, И.В. Виблая, И.Л. Левина, А.М. Олещенко - Новокузнецк, 2010. - 144 с.

8. Bonet J., Suarez-Bagnasco M., Kerbage S. et al. Association between acute coronary events and psychosocial risk factors: vital exhaustion, anxiety and anger in an Argentinian population. A correlation study between risks factors //Vertex. - 2013. - Vol.107. - P. 11-17.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Костина Любовь Михайловна

к.пс.н., доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена,

г. Санкт-Петербург

WORKING WITH PARENTS TO THE PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON CHILDREN Kostina Liubov, PhD, Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема взаимодействия психолога с родителями для обеспечения психологической безопасности личности детей в образовательном процессе. ABSTRACT

The problem of the interaction of a psychologist with parents to ensure that children's psychological safety of the person in the educational process.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности. Keywords: psychological security of the person.

В последние десятилетия деятельность практического психолога в большей степени связана с проблемой обеспечения психологической безопасности личности ребенка. Данное направление невозможно реализовать без активной поддержки семьи. Поэтому одним из приоритетных вопросов становится взаимодействие психолога с родителями при оказании психологической помощи ребенку.

В современных научных исследованиях под психологической безопасностью понимается направленность на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования [1]. Подробнее на проблеме психологической безопасности личности ребенка и ее компонентах мы останавливались в предыдущих рабатах [например, 2, 3]. В данной статье обсудим формы взаимодействия психолога с семьей при реализации практической деятельности.

Для повышения эффективности психологической помощи, проводимой с детьми, могут быть использованы следующие способы вовлечения семьи:

1. Групповые занятия (тренинги). Направленные на изменение эмоционального аспекта семейного взаимодействия;

2. Консультации;

3. Родительские группы;

4. Фиксация внешних поведенческих изменений у ребенка в психологической помощи.

5. Наблюдение за ребенком родителями (дневник наблюдений);

Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных форм взаимодействия. Родительские группы

Работа в родительских группах, объединенных общностью проблем, начинается с ознакомительной беседы. Проходит она чаще всего в форме родительских собраний, которые проводятся параллельно с психологической работой с детьми. Желательно, чтобы пришли оба родителя. В дальнейшем на это родительское собрание можно приглашать "опытных" родителей. Здесь обсуждается план и тактика дальнейшего взаимодействия. Вся работа делиться на следующие этапы:

1. Сообщение правил.

2. Знакомство. Обычно называют имя (не обязательно настоящее), возраст и то, что хотели бы еще добавить о себе по желанию.

3. Обмен ожиданиями. Здесь происходит обмен ожиданиями, опасениями, первыми впечатлениями.

4. Разговор о проблемах. На данном этапе проходит первая попытка обсуждения проблем родителями. Возникает необходимость как можно чаще, но ненавязчиво, спрашивать у родителей о впечатлениях и возникших чувствах. Психолог должен занимать недирективную позицию. Основная цель - научить родителей принимать ответственность за себя и своих детей на себя.

Фиксация внешних поведенческих изменений у ребенка в процессе психологической помощи.

Не всегда представляется возможным заметить изменения, происходящие с ребенком в ходе работы психолога. Отметим, что о наличии продвижений в процессе психологической работы можно говорить, тщательно отмечая случаи такого поведения ребенка, какое, по мнению родителей, происходит впервые. Вторая характеристика, которая позволяет понять внутреннюю эмоциональную динамику ребенка - это развитие сюжетов, которые возникают в его игре. Особенно, если эти сюжеты повторяются на протяжении нескольких дней. Тогда прекращение отыгрывания данного сюжета может быть сигналом к тому, что ребенок сумел эмоционально переключиться.

Наблюдение за ребенком родителями (дневник набл юдений).

При использовании данного компонента участия родителей в процессе психологической помощи возможно в двух направлениях.

Первое из них связано с предыдущим пунктом. Здесь психолог предлагает родителям вести дневник наблюдений по заданной форме. Он должен содержать опросный лист, в который включаются вопросы о внешних изменениях у ребенка. В зависимости от нарушения и проблем у ребенка, ответы на вопросы должны отражать изменения.

В параметры вносятся конкретные вопросы или утверждения, отражающие изменения, на которые ежедневно должны отвечать родители и/или воспитатели по результатам наблюдений.

Второе направление основывается на методе свободного наблюдения с фиксацией данных в дневнике наблюдений. Здесь родителям и/или воспитателям предлагается вести дневник наблюдений за изменениями, происходящими с ребенком. Данный дневник ведется в свободной, удобной для родителей форме. Ежедневно родители и /или воспитатели должны записывать результаты наблюдений за ребенком, особенно отмечая новые, что впервые было замечено в его поведении, во взаимоотношениях или физическом состоянии. В качестве дополнения можно внести пункты, позволяющие родителям изложить собственные мысли, чувства, переживания по поводу происходящих изменений. Эта становится особенно важным при отсутствии у психолога возможности вступать в частые контакты с родителями.

На основании записей в дневнике наблюдений психолог может судить о тех изменениях, которые происходят с ребенком за пределами кабиета психолога.

Таким образом, грамотно организованный процесс взаимодействия психолога с семьей позволит обеспечить психологическую безопасность личности ребенка при оказании психологической помощи.

Литература

1. Баева И.А., Петросянц В.Р. Психологическая безопасность и проблема насилия в образовании [Электронный ресурс] // URL: http:// nrcnn.ru /lang/activity.html?id=150 (Дата обращения: 08.05.15)

2. Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 155. - С. 66-71.

3. Хоменко И.А., Костина Л.М. Продуктивная социально-востребованная деятельность - основа психологической безопасности личности // Народное образование.- 2012.- № 7(2002). - С. 267-272.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Кудачкин Данила Аленович

студент

Калинина Татьяна Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент, Арзамасский филиал Нижегородского государственного

университета им. Н.И. Лобачевского

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MAIN BRANCHES OF SOVIET PSYCHOLOGY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR Kudachkin Danila, Student

Kalinina Tatiana Valentinovna, Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch) АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются факторы формирования основных отраслей советской психологии, а также достижения и наиболее значимые исследования отечественных психологических школ тех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.