Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудачкин Данила Аленович, Калинина Татьяна Валентиновна

В статье рассматриваются факторы формирования основных отраслей советской психологии, а также достижения и наиболее значимые исследования отечественных психологических школ тех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MAIN BRANCHES OF SOVIET PSYCHOLOGY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article examines the factors forming of the main branches of Soviet psychology, as well as the achievements and most significant study of Soviet psychological schools.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

3. Обмен ожиданиями. Здесь происходит обмен ожиданиями, опасениями, первыми впечатлениями.

4. Разговор о проблемах. На данном этапе проходит первая попытка обсуждения проблем родителями. Возникает необходимость как можно чаще, но ненавязчиво, спрашивать у родителей о впечатлениях и возникших чувствах. Психолог должен занимать недирективную позицию. Основная цель - научить родителей принимать ответственность за себя и своих детей на себя.

Фиксация внешних поведенческих изменений у ребенка в процессе психологической помощи.

Не всегда представляется возможным заметить изменения, происходящие с ребенком в ходе работы психолога. Отметим, что о наличии продвижений в процессе психологической работы можно говорить, тщательно отмечая случаи такого поведения ребенка, какое, по мнению родителей, происходит впервые. Вторая характеристика, которая позволяет понять внутреннюю эмоциональную динамику ребенка - это развитие сюжетов, которые возникают в его игре. Особенно, если эти сюжеты повторяются на протяжении нескольких дней. Тогда прекращение отыгрывания данного сюжета может быть сигналом к тому, что ребенок сумел эмоционально переключиться.

Наблюдение за ребенком родителями (дневник набл юдений).

При использовании данного компонента участия родителей в процессе психологической помощи возможно в двух направлениях.

Первое из них связано с предыдущим пунктом. Здесь психолог предлагает родителям вести дневник наблюдений по заданной форме. Он должен содержать опросный лист, в который включаются вопросы о внешних изменениях у ребенка. В зависимости от нарушения и проблем у ребенка, ответы на вопросы должны отражать изменения.

В параметры вносятся конкретные вопросы или утверждения, отражающие изменения, на которые ежедневно должны отвечать родители и/или воспитатели по результатам наблюдений.

Второе направление основывается на методе свободного наблюдения с фиксацией данных в дневнике наблюдений. Здесь родителям и/или воспитателям предлагается вести дневник наблюдений за изменениями, происходящими с ребенком. Данный дневник ведется в свободной, удобной для родителей форме. Ежедневно родители и /или воспитатели должны записывать результаты наблюдений за ребенком, особенно отмечая новые, что впервые было замечено в его поведении, во взаимоотношениях или физическом состоянии. В качестве дополнения можно внести пункты, позволяющие родителям изложить собственные мысли, чувства, переживания по поводу происходящих изменений. Эта становится особенно важным при отсутствии у психолога возможности вступать в частые контакты с родителями.

На основании записей в дневнике наблюдений психолог может судить о тех изменениях, которые происходят с ребенком за пределами кабиета психолога.

Таким образом, грамотно организованный процесс взаимодействия психолога с семьей позволит обеспечить психологическую безопасность личности ребенка при оказании психологической помощи.

Литература

1. Баева И.А., Петросянц В.Р. Психологическая безопасность и проблема насилия в образовании [Электронный ресурс] // URL: http:// nrcnn.ru /lang/activity.html?id=150 (Дата обращения: 08.05.15)

2. Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 155. - С. 66-71.

3. Хоменко И.А., Костина Л.М. Продуктивная социально-востребованная деятельность - основа психологической безопасности личности // Народное образование.- 2012.- № 7(2002). - С. 267-272.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Кудачкин Данила Аленович

студент

Калинина Татьяна Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент, Арзамасский филиал Нижегородского государственного

университета им. Н.И. Лобачевского

FORMATION AND DEVELOPMENT OF MAIN BRANCHES OF SOVIET PSYCHOLOGY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR Kudachkin Danila, Student

Kalinina Tatiana Valentinovna, Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch) АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются факторы формирования основных отраслей советской психологии, а также достижения и наиболее значимые исследования отечественных психологических школ тех лет.

ABSTRACT

The article examines the factors forming of the main branches of Soviet psychology, as well as the achievements and most significant study of Soviet psychological schools.

Ключевые слова: военная психология, нейропсихология, педагогическая психология, психология труда. Keywords: military psychology, neuropsychology, educational psychology, work psychology.

Великая Отечественная Война изменила жизнь каждого человека в СССР. Этот период оказался настоящим испытанием для всех граждан того государства. В годы войны особенно возросла роль науки и культуры, ведь именно благодаря им поддерживались боеспособность и моральный дух общества. Война потребовала мобилизации всех интеллектуальных ресурсов. Очевидно, что в годы войны подверглась значительным изменениям и жизнь деятелей психологической науки. Во многом благодаря реформам в области научной деятельности.

Но не всех психологов коснулись изменения, происходившие в психологической науке тех лет. Многие из них оказались на фронте. Так, известно, что непосредственно в военных действиях участвовали Д.Б. Эльконин, А.Г. Ковалев, П.И. Зинченко, А. И. Галактионов, В.В. Богословский, А.В. Петровский, Ю.А. Самарин, Р.М. Мещерский, Г.Д. Луков, Ф.Н. Шемякин и многие другие. На годы войны значительной их части пришлось совсем позабыть о своей профессиональной деятельности. Они приближали победу своими военными подвигами наряду с крестьянами и рабочими.

Сложности военной жизни психологов упоминаются во многих письмах и мемуарах непосредственных участников той войны, а также научных работах современных исследователей.

Но далеко не все исследователи, пишущие о подвиге психологов в годы Великой Отечественной войны, указывают и на то, что годы войны явились одним из наиболее плодотворных периодов для советской психологии всего XX века. В то время формируются и развиваются те направления советской психологии, которые в дальнейшем лягут в ее основу. К числу этих направлений относятся: военная психология, нейропсихология, педагогическая психология, психология труда.

Определяющими в формировании и развитии этих направлений в психологии стали следующие факторы, повлиявшие на развитие советской науки тех лет в целом:

Во-первых, это четко выраженная прикладная направленность и единство научно-исследовательской и научно-практической деятельности.

Конечно, ориентация на общественные нужды всегда была важной характеристикой научной работы. Но в условиях войны практическая значимость исследований требовала максимальной мобилизации интеллектуальных ресурсов научных деятелей. Виной тому уже упомянутое сокращение числа психологов, способных заниматься научной деятельностью в годы войны, и сворачивание ряда научных центров ввиду их передислокации в другие районы страны.

Изменение научной тематики психологических исследований произошло также в связи с тем, что научная работа осуществлялась уже не в стенах научно-исследовательских институтов, а в практических учреждениях. Прежде всего, такими учреждениями были клиники и госпитали, в которых результаты научных исследований в максимально сжатые сроки становились достоянием практической деятельности.

Во-вторых, таким фактором стала открытость и доступность результатов научных работ широкому кругу специалистов.

Это позволяло рассмотреть научную проблему комплексно, всесторонне, что давало возможности столь же комплексного ее решения. Психологические исследования стали носить междисциплинарный характер. Результаты психологических работ тех лет находили широкое применение в медицине, психотерапии и педагогике, и, соответственно, наоборот, - медицинские и педагогические исследования использовались в психологии не меньше.

Рассмотрим достижения основных направлений советской психологии подробнее.

В годы войны особого развития достигает военная психология. В рамках военной психологии изучались: личные качества командира, личные качества бойца, способы борьбы со страхом, паникой и усталостью, вопросы боевой и политической подготовки, отбор по военным специальностям.

Развитию военной психологии наиболее поспособствовало упомянутое выше сближение психологической науки с практикой. Благодаря этому произошла конкретизация как объекта, так и задач военной психологии. Объектом изучения этой отрасли психологии стал советский воин, а основной задачей - поиск способов поднятия его боевого духа [1].

Военная психология тех лет характеризуется относительной немногочисленностью специальных исследований и сближением с общей психологией, отражающимся в использовании ее основных достижений и методологической базы. А потому некоторые современные исследователи, называя основных научных деятелей в области военной психологии в годы Великой Отечественной войны, ссылаются не только на Г.Д. Лукова, К.К. Платонова, Т.Г. Егорова, но и отмечают научный вклад А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева и других [2].

Перечисленные ранее Г.Д. Луков, К.К. Платонов, Т.Г. Егоров, ведущие специалисты в области военной психологии в послевоенные годы, побывали непосредственно на фронте Великой Отечественной войны, а потому хорошо понимали нужды и потребности этой научной отрасли. Так, Г.Д. Луков, автор работы «Очерк по вопросам психологии обучения и воспитания советских воинов», выделил предмет, задачи, методы военной психологии, а также показал специфику влияния боевой обстановки на поведение и психику воинов, охарактеризовал психологические аспекты воинского обучения и воспитания.

Особое место среди научных работ в области военной психологии занимали исследования формирования личностных качеств воина и командира. Притом известно, что вклад в эти исследования внесли не только научные деятели, но и военные специалисты, которые обобщили личностные характеристики воинов, наблюдаемые ими в реальных боевых действиях.

Среди исследований данного направления наиболее выделяется фундаментальный цикл работ Б.М. Теп-лова о личности военачальника. В этой научной работе, охарактеризованной самим Тепловым как попытка «исследования в области проблемы способностей», изучения общих свойств ума и умственных способностей, «требуемых для определенного вида практической деятельности, полководец рассматривается прежде всего как обладатель практического ума. Среди наиболее важных для полководца умственных черт Теплов выделяет: способность находить быстрое решение, охват целого при внимании к деталям, способность «думать наперед». Исследуя личности великих военачальников, Теплов приходит к выводу о том, что «практическое мышление» военачальника требует крайне высокого и разностороннего развития личности [3, с. 237-243].

Среди других работ, посвященных личности командира, примечательны исследования А. Скачкова, посвященные офицерам штаба; Сальманова Н., который изучал командиров подразделений и Т.Г. Егорова, в работах которого особое внимание уделено командирам среднего звена.

Изучали личностные свойства советского воина Пономарев И., Корнилов К.Н., Каиров И.А и др. Анализируя их работы, можно составить обобщенный психологический портрет советского воина, включающий такие личностные качества, как патриотизм, отвага, мужество, героизм, верность долгу, самостоятельность и инициативность в принятии ответственных решений.

В годы войны претерпела изменения педагогическая психология. Эти изменения, как и развитие военной психологии, были обусловлены нуждами времени. В центре внимания этой области научного знания оказалась проблема влияния войны на детей. М.М. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, С.М. Василевский изучали психическое отражение войны в сознании и поведении советских детей и занимались поиском наиболее эффективных методов воспитания в условиях войны. Наиболее полно в их работах исследуются участие детей в общественно полезном труде, психологические основы тимуровского движения в годы войны, понимание детьми задач, событий и героики войны.

В психолого-педагогической литературе того времени все больше работ посвящалось изучению деятель-ностного подхода. Как писал С.Л. Рубинштейн, обосновывая связь между социальной активностью личности и ее свойствами: «в конкретной деятельности, в труде, в процессе общественной практики... психические свойства людей не только проявляются, но и формируются» [4, с. 367]. Изучалась и применимость данного подхода к военным действиям. Так, Т.Г. Егоров подчеркивал, что характер нужно «выковывать в борьбе с трудностями, в условиях, приближенных к особой деятельности», понимая под «особой деятельностью» прежде всего деятельность военную [5].

В контексте деятельностного подхода можно также отнести разработку Н.Д. Левитовым проблемы воли к исследованиям в области педагогической психологии. Левитов понимал волю как основной структурный элемент личности, как ее стержень, в который входят все «сильные» личностные качества, вокруг которых формируются все остальные. Ученый выделял четыре характеристики воли.

Во-первых, «ясность цели», т.е. целенаправленность действий и поступков. Во-вторых, «активность воли», которая заключается в смелости, инициативности, решительности при осуществлении действий и поступков. В-третьих, «стойкость воли» - упорство, настойчивость, способность преодолевать препятствия и трудности на пути к достижению цели. В-четвертых, «организованность воли», которая состоит из самоконтроля, уверенности в себе, дисциплинированности [6].

В годы войны зародилось и новое для отечественной науки направление - нейропсихология, основателем которой стал А.Р. Лурия. Согласно Лурии, нейропсихология - трансдисциплинарная отрасль научного знания, лежащая на стыке психологии и медицины, задачей которой является «изучение мозговых основ психической деятельности человека с привлечением психологических методов для диагностики локальных поражений мозга» [7]. Формирование нейропсихологии - отражение военных лет в советской науке; тех лет, в которые психологи проделывали огромную работу в больницах, клиниках и эвакогоспиталях.

В таких работах, как «Основы нейропсихологии», «Нейропсихология памяти», «Учение об афазии в свете мозговой патологии» Лурия сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, а также исследовал мозговые механизмы памяти и изучал роль лобных долей в регуляции психических процессов.

Особый интерес представляет его классификация афазических расстройств, т.е. нарушений сформировавшейся речи. Среди них он выделял 7 афазий: динамическую, сенсорную, семантическую, амнестическую, аку-стико-мнестическую, афферентную моторную и эфферентную моторную. Каждую из афазий он связывал с поражением определенного участка головного мозга.

В психологии труда нашла второе дыхание психотехника - отрасль психологии, развивавшаяся до 30-х гг. века. Основными направлениями психологии труда стали: использование психологии в маскировочной технике (Б.М. Теплов, Р.А. Каничева, А.И. Зотов, З.М. Беркенблит), психология восстановительной терапии после операций (А.Р. Лурия, С.Г. Геллерштейн), подготовка военных летчиков (И.Н. Шпильрейн), повышение слуховой и зрительной чувствительности бойцов (К.Х. Кехчеев). Так, Кехчеев разработал специальные рекомендации для пилотов и разведчиков, следуя которым можно было значительно увеличить чувствительность слуха и зрения [8].

Таким образом, Великая Отечественная война не только не затормозила развитие советской психологии, но и стала для нее мощным катализатором, обеспечив тесную связь психологической науки с другими науками и практической деятельностью. Годы войны - это время открытий, определивших будущее советской психологии.

Литература

1. Барабанщиков А.В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны // Вопросы психологии. 1985. №12.

2. Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. Из истории советской военной психологии. М.: ВПА, 1977.

3. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. Том 1. М.: Педагогика, 1985.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013.

5. Егоров Т.Г. Психология. М., 1952.

6. Левитов Н.Д. Воля и характер бойца // Военный вестник. 1944. №1. С.40-48.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2013.

8. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ

Шаяхметова Айсулу Алкешовна

Кандидат филологических наук, и.о.доцента психологии, Кокшетауского государственного

университета им.Ш.Уалиханова, г. Кокшетау Казахстан

Сакенова Гульшат Ирмангуловна Магистрант 2 курса специальности «Педагогика и психология» Кокшетауского государственного

университета им.Ш.Уалиханова, г. Кокшетау Казахстан

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILY CRISES

Shayahmetova Aisulu Alkeshovna, Sakenova Gulshat Irmangulovna, Candidate of Philology, acting associate professor of psychology

SH.Ualikhanov Kokshetau state university, Kokshetau St. Kazahstan, Undergraduate 2 courses of specialty "Pedagogics and psychology"SH.Ualikhanov Kokshetau state university, Kokshetau St. Kazahstan АННОТАЦИЯ

В данной статье авторами предпринята попытка провести анализ теоретического материала по проблемам кризисов семьи и практическое обоснование взаимосвязи детско-родительских отношений с семейными кризисами.

ABSTRACT

In this article authors made an attempt to carry out the analysis of theoretical material on problems of crises of a family and practical justification of interrelation of the child parental relations with family crises.

Ключевые слова: Семья. Кризис. Семейные отношения. Метод. Деструктивный. Конструктивный. Keywords: Family. Crisis. Family relations. Method. Destructive. Constructive.

Психология семейных отношений на современном этапе развития общества все больше и больше занимает умы не только социологов, педагогов, но и психологов. Известно, что семейные отношения имеют свои типы, стили и законы существования. В силу социальных, экономических причин семья почти всегда вынуждена находиться во многих взаимодействиях с другими членами семьи, иногда не являющиеся полными родственниками. Полифукциональность семейных отношений, которые зависят от их культурно-исторического, материального, эмоционального способа жизнедеятельности рождает социально-психологические проблемы, выраженные в семейных кризисах.

По мысли Дж.Якобсона исследование кризисов основывается, во-первых, на глубоком индивидуальном материале, несмотря на то, что семья несет в себе коллективное начало, во-вторых, раскрываются не только деструктивные аспекты кризиса, но и возможные его ресурсы [1].

Д.Леонтьев в своих «Одностишиях» писал, что «от кризисов страхует только кома...», потому что в этом слове присутствует «оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия», «это ситуация эмоционального и умственного стресса», «тяжелое переходное состояние» и т.д. [2, 23].

Известно, что семья, особенно для ребенка место рождения, основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний

об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья -это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

В этом смысле кризис семейных отношений - это, прежде всего, кризис семьи как социального института, придание официального статуса семьи (большой процент семей, живущих в гражданском браке), трансформационные процесс в современной семье и т.д. Все это оказывает огромное влияние на зарождение конфликтов, что вызывает кризис семейных отношений.

Исследователь Дж.Каплан рассматривал четыре этапа развития кризиса:

- первичный, связанный с ростом напряжения и стимулирующий привычные способы решения проблем;

- вторичный, связанный с усилением и дальнейшим ростом напряжения, когда любые способы являются безрезультатными;

- последующий, т.е. когда происходит увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.