Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
621
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / КРИЗИС / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕТОД / ДЕСТРУКТИВНЫЙ / КОНСТРУКТИВНЫЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаяхметова Айсулу Алкешовна, Сакенова Гульшат Ирмангуловна

В данной статье авторами предпринята попытка провести анализ теоретического материала по проблемам кризисов семьи и практическое обоснование взаимосвязи детско-родительских отношений с семейными кризисами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шаяхметова Айсулу Алкешовна, Сакенова Гульшат Ирмангуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILY CRISES

In this article authors made an attempt to carry out the analysis of theoretical material on problems of crises of a family and practical justification of interrelation of the child parental relations with family crises.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ»

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013.

5. Егоров Т.Г. Психология. М., 1952.

6. Левитов Н.Д. Воля и характер бойца // Военный вестник. 1944. №1. С.40-48.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2013.

8. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ

Шаяхметова Айсулу Алкешовна

Кандидат филологических наук, и.о.доцента психологии, Кокшетауского государственного

университета им.Ш.Уалиханова, г. Кокшетау Казахстан

Сакенова Гульшат Ирмангуловна Магистрант 2 курса специальности «Педагогика и психология» Кокшетауского государственного

университета им.Ш.Уалиханова, г. Кокшетау Казахстан

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILY CRISES

Shayahmetova Aisulu Alkeshovna, Sakenova Gulshat Irmangulovna, Candidate of Philology, acting associate professor of psychology

SH.Ualikhanov Kokshetau state university, Kokshetau St. Kazahstan, Undergraduate 2 courses of specialty "Pedagogics and psychology"SH.Ualikhanov Kokshetau state university, Kokshetau St. Kazahstan АННОТАЦИЯ

В данной статье авторами предпринята попытка провести анализ теоретического материала по проблемам кризисов семьи и практическое обоснование взаимосвязи детско-родительских отношений с семейными кризисами.

ABSTRACT

In this article authors made an attempt to carry out the analysis of theoretical material on problems of crises of a family and practical justification of interrelation of the child parental relations with family crises.

Ключевые слова: Семья. Кризис. Семейные отношения. Метод. Деструктивный. Конструктивный. Keywords: Family. Crisis. Family relations. Method. Destructive. Constructive.

Психология семейных отношений на современном этапе развития общества все больше и больше занимает умы не только социологов, педагогов, но и психологов. Известно, что семейные отношения имеют свои типы, стили и законы существования. В силу социальных, экономических причин семья почти всегда вынуждена находиться во многих взаимодействиях с другими членами семьи, иногда не являющиеся полными родственниками. Полифукциональность семейных отношений, которые зависят от их культурно-исторического, материального, эмоционального способа жизнедеятельности рождает социально-психологические проблемы, выраженные в семейных кризисах.

По мысли Дж.Якобсона исследование кризисов основывается, во-первых, на глубоком индивидуальном материале, несмотря на то, что семья несет в себе коллективное начало, во-вторых, раскрываются не только деструктивные аспекты кризиса, но и возможные его ресурсы [1].

Д.Леонтьев в своих «Одностишиях» писал, что «от кризисов страхует только кома...», потому что в этом слове присутствует «оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия», «это ситуация эмоционального и умственного стресса», «тяжелое переходное состояние» и т.д. [2, 23].

Известно, что семья, особенно для ребенка место рождения, основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний

об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья -это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

В этом смысле кризис семейных отношений - это, прежде всего, кризис семьи как социального института, придание официального статуса семьи (большой процент семей, живущих в гражданском браке), трансформационные процесс в современной семье и т.д. Все это оказывает огромное влияние на зарождение конфликтов, что вызывает кризис семейных отношений.

Исследователь Дж.Каплан рассматривал четыре этапа развития кризиса:

- первичный, связанный с ростом напряжения и стимулирующий привычные способы решения проблем;

- вторичный, связанный с усилением и дальнейшим ростом напряжения, когда любые способы являются безрезультатными;

- последующий, т.е. когда происходит увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

- пиковый, когда происходит повышение тревоги, возникновение депрессии, чувство беспомощности, безнадежности, дезорганизации личности и т.д. [3].

Что касается семеИного кризиса, то - это такое состояние семеИноИ системы, характеризующееся нарушением гомеопатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новоИ ситуацией, используя старые модели поведения [4].

Теория и практика исследования семейных кризисов показывает, что существует несколько подходов изучения кризисов в семье, первый из них связан с исследованием закономерностей развития семьи, второй подвергает анализу события семьи, третий основан на изучении кризисных ситуаций в семье.

Исследования семьи показали, что семейный кризис имеет следующие характеристики:

- по линии развития: деструктивный и конструктивный;

- по критическим точкам развития: этапы от первого до десятого (В.Сатир);

- по переходным моментам между стадиями развития: нормативными и горизонтальными;

- по временным параметрам и интенсивности: кратковременные и острые, затяжные и хронические;

- по степени обострения кризисов: ситуативные противоречия, неустойчивость и расстройство всей системы.

Кризис в семье возникает на индивидуальном, микро-, макро-, мега- уровнях. Мега уровень проявления семейного кризиса основывается на особенностях социального развития: изоляция, дезадаптация и конфликты. Этнический, культурологический и социальный характер

носят проявления семейного кризиса в макро- и микро системах. Повышение тревожности, смещение локус контроля, неэффективность старых способов коммуникации, симптоматическое поведение, безысходность, эмоциональная неустойчивость, появление сверхценных идей и т.д. - все это проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне имеют глубокий психологический подтекст, поскольку непосредственно связаны с психическим и социальным развитием человека.

С целью исследования детско-родительских отношений нами была проведена психологическая диагностика семейных кризисов, в связи с тем, что они в той или иной мере влияют на развитие отношений родителей и детей. Так благодаря методике «семейная социограмма» (Э.Г.Эйдемиллер, О.В.Черемисин) были выявлены положение субъекта и характер коммуникаций межличностных отношений. Из 28 семей учащихся 7 класса в тестировании приняли 23 семьи (82,1%), что показывает степень интереса родителей к своим детям, и они хотят и могут принимать участие в школьной жизни своих детей. Анализ тестов показал, что в каждом пятом случае наблюдается конфликт в семье и в зависимости от расположения «кружочков» мамы, дочери, отца и других названных членов семьи отмечается недостаточно дифференцированное отношение между членами семьи, а также наличие симбиотических связей.

Следующий системный семейный тест Геринга «FAST» продемонстрировал наличие различных типов отношений внутри семьи, потому что их основными показателями являются: сплоченность, иерархия, гибкость данных параметров, а также границы семьи. Согласно требованиям методики тест проводился индивидуально с учащимися класса и их родителями, данные вносились в определенный бланк. Так на вопрос «кто вовлечен в этот конфликт» учащиеся были более откровенны в признаниях, нежели родители.

откровенность участие степень вины процент

разрешения конфликта Рисунок 1. Степень откровенности

Как видим из диаграммы, конфликты возникают и не только между детьми и родителями, но и происходят с участием других членов семьи. Дети оказались более откровенны, но признание своего участия в возникновении конфликта все же достаточно низкое.

Диагностика супружеских отношений среди родителей учащихся 7 класса по шкалам «особенности общения в супружеской паре», «любовь и симпатия», «понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» показал:

1. преобладание среднего уровня общения;

2. невозможность разграничения любви от симпатии, причем симпатии отдавалось больше предпочтения, нежели любви;

3. наблюдался средний уровень понимания;

4. низкий показатель эмоционального притяжения;

5. превалирование мужской авторитетности.

При таких показателях, в дальнейшей терапевтической работе психолога школы, классного руководителя выявил некоторые причины ситуации, это, например, недостаточная откровенность родителей, нежелание выносить «сор из избы», школьная система, т.е. родители понимая, что опрос проводился в условиях образовательного учреждения, не желали показывать свои настоящие чувства. Такие данные позволили нам задать те же вопросы школьникам о родителях, результаты были неоднозначные, в большей мере они продемонстрировали их

(детей) личное отношение ко взрослым и свой (в некотором смысле детский) взгляд на «проблемы» родителей. Здесь немаловажным явилось и то, что это дети подросткового возраста, когда доминанта в виде родительской любви в психологическом и педагогическом смысле отсутствует.

Итогом проведенных исследований возникновения кризисов в семье стал опросник «родителей оценивают дети», из 120 утверждений подростки ответили следующим образом:

- они все делают ради меня (100%);

- нет времени заниматься мною (54%);

- у меня гораздо больше обязанностей, чем у большинства моих товарищей (67%);

- родителя меня любят больше, чем друг друга (78%);

- мы с мамой понимаем друг друга лучше (61%);

- большую часть своего времени я провожу вне дома (32%).

Если анализировать каждое утверждение, то в целом ситуация в семьях учащихся 7 класса хорошая, родители строгие, но справедливые, но например, утверждение «они все делают ради меня» (100%) свидетельствует о повышенной «претензионности» родителей к своим детям, и как следствие нарушение психологической комфортности во взаимоотношениях «родители-дети».

Таким образом, для изучения детско-родительских отношений нами были исследованы семейные кризисы, которые демонстрируют геномность происхождения семейных отношений, в том числе и детско-родительских отношений.

Литература

1. Yacobson G. Programs and techniques of crises intervention // American handbook of psychiatry. N.Y., 1974. 825 p.

2. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Мн. 2004.

3. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 21 т. М., 1994.

4. Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.