Научная статья на тему 'Материнская депривация у детей-сирот и её влияние на их развитие'

Материнская депривация у детей-сирот и её влияние на их развитие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1041
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИОННАЯ СИМПТОМАТИКА / УРОВНИ ДЕПРИВАЦИИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / DEPRIVATION / MATERNAL DEPRIVATION / DEPRIVATION SITUATION / DEPRIVATION SYMPTOMS / LEVELS OF DEPRIVATION / PERSONALITY DEVELOPMENT / ORPHANS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сёмкин Александр Владимирович, Жукова Екатерина Александровна

В данной статье рассматривается материнская депривация у детей-сирот в условиях детского дома. Анализируется еѐ влияние на всестороннее развитие подрастающего поколения. Отмечается то, что депривационная симптоматика у детей-сирот включает в себя самые разные психические отклонения, начиная от лѐгких особенностей психического статуса, заканчивая грубыми изменениями в развитии характера и интеллекта. В статье доказывается необходимость как можно раньше найти приѐмную семью для ребѐнка-сироты, в том случае, если нет возможности вернуть его к кровным матери и отцу. Эта необходимость существует, так как многочисленными исследованиями доказывается положительная динамика всестороннего развития ребѐнка, в том числе умственного, эмоционального, личностного и социального, после того как ребѐнок попадает из детского дома в семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERNAL DEPRIVATION AMONG CHILDREN-ORPHANS AND ITS IMPACT ON THEIR DEVELOPMANT

This article discusses the maternal deprivation in orphaned children in the orphanage. We analyze its impact on the comprehensive development of the younger generation. It is noted that the deprivation symptoms in orphaned children includes a variety of mental disorders, ranging from light features in mental status, ending with gross changes in the development of character and intelligence. The article proves the necessity to find a foster home for orphans, in that case, if it is not possible to return it to the blood mother and father. This necessity exists, as numerous studies have proved the positive dynamics of the all-round development of the child, including the mental, emotional, personal and social, after the child gets from the children's home in the family.

Текст научной работы на тему «Материнская депривация у детей-сирот и её влияние на их развитие»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРЫОЫ. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 2 2016

УДК 376.6

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ИХ РАЗВИТИЕ

Сёмкин Александр Владимирович

канд. пед. наук

Жукова Екатерина Александровна

магистрант

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова Кокшетау (Казахстан)

Аннотация. В данной статье рассматривается материнская депри-вация у детей-сирот в условиях детского дома. Анализируется её влияние на всестороннее развитие подрастающего поколения. Отмечается то, что депривационная симптоматика у детей-сирот включает в себя самые разные психические отклонения, начиная от лёгких особенностей психического статуса, заканчивая грубыми изменениями в развитии характера и интеллекта.

В статье доказывается необходимость как можно раньше найти приёмную семью для ребёнка-сироты, в том случае, если нет возможности вернуть его к кровным матери и отцу. Эта необходимость существует, так как многочисленными исследованиями доказывается положительная динамика всестороннего развития ребёнка, в том числе умственного, эмоционального, личностного и социального, после того как ребёнок попадает из детского дома в семью.

Ключевые слова: депривация, материнская депривация, депривационная ситуация, депривационная симптоматика, уровни депривации, развитие личности, дети-сироты.

MATERNAL DEPRIVATION AMONG CHILDREN-ORPHANS AND ITS IMPACT ON THEIR DEVELOPMANT

Semkin Aleksandr Vladimirovich

candidate of pedagogy

Zhukova Ekaterina Aleksandrovna

undergraduate Kokshetau University named after Abai Myrzahmetov Kokshetau (Kazakhstan)

Abstract. This article discusses the maternal deprivation in orphaned children in the orphanage. We analyze its impact on the comprehensive development of the younger generation. It is noted that the deprivation symptoms in orphaned children includes a variety of mental disorders, ranging from light features in mental status, ending with gross changes in the development of character and intelligence.

The article proves the necessity to find a foster home for orphans, in that case, if it is not possible to return it to the blood mother and father. This necessity exists, as numerous studies have proved the positive dynamics of the all-round development of the child, including the mental, emotional, personal and social, after the child gets from the children's home in the family.

Key words: deprivation, maternal deprivation, deprivation situation, deprivation symptoms, levels of deprivation, personality development, orphans.

В настоящее время государственные органы и общество в целом серьёзно озабочены ростом числа семей и детей, которые находятся в социально опасном положении, увеличением сиротства, в том числе и социального, беспризорности и безнадзорности (так называемых «детей улицы», числа несовершеннолетних преступников, детей и подростков, принимающих наркотические вещества. С момента рождения у человека появляются разносторонние социальные связи, непрерывно развиваются и совершенствуются на протяжении всей его жизни, они служат гарантом жизни и деятельности.

Семья является одним из институтов общества, зовётся его главной ячейкой, представляет собой сложную систему социального функционирования. Она предоставляет своим членам социальную, экономическую и физическую безопасность, в ней заботятся о детях, члены семьи объединяются взаимной любовью, в следствие чего становятся одним целым. Кроме того, в семье создаются условия для социализации подросткового поколения, показывается модель мира, в котором надёжно и стабильно. Взаимоотношения в семье являются главным условием нормального развития.

В данном исследовании речь пойдёт о детях, которые воспитываются в государственных учреждениях интернатного типа в условиях материнской депривации. Материнская депривация возникает при деприва-ции детско-родительских отношений и материнской заботы. В этом случае депривационные нарушения обнаруживаются в недостатке чувственных и эмоциональных связях ребёнка и матери (или другого взрослого, который заменяет мать). Понятие «материнская депривация» является обширным, оно соединяет в себе целый ряд различных явлений. Это недостаточная забота матери о ребёнке, недостаток и потеря любви и привязанности ребёнка к определённому взрослому, который выступает в роли матери, нехватка чувства надёжности, как временная разлука с матерью, в связи, к примеру, с её болезнью, так и воспитание детей в

условиях государственных учреждений интернатного типа (Домах ребёнка, приютах, детских домах, школах интернатах). Материнскую де-привацию изучали следующие психологи и педагоги: Й. Лангмейер, З. Матейчик, Н.М. Щелованов, В.С. Мухина, И.В. Дубровина, А.А. Лиха-нов, Л.И. Солнцева, А.М. Прихожан, Р.П. Семёнова, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицина, Е.Г. Алексеенкова и др.

С рождения у человека закладываются разносторонние связи и отношения, полнота которых является одним из основных критериев эффективного взаимодействия человека и мира, который его окружает, а также с социумом. Эти связи и отношения служат гарантом безопасности жизни и деятельности. На протяжении всей жизни они постоянно развиваются и совершенствуются.

Кроме этого, начиная с ранних этапов внутриутробного развития, у человека появляются и другие жизненные потребности, если отсутствуют возможности их удовлетворения, то ребёнок начинает отставать в развитии личности. Для определения причин, по которым возникают данные состояния, учёными используется термин «детерминация». В переводе с английского языка «deprivation» означает лишение чего-либо или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. [1]

Психическая депривация возникает в том случае, если социальные и другие влияния ограничены. При депривации могут возникнуть изменения личности, как лёгкие, которые не являются выходящими за рамки эмоциональной картины в пределах нормы, так и различных грубых нарушений развития личности.

Депривация - лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей [2, с. 8]. Основными (жизненными) потребностями можно считать: 1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. Конечно, жизненные потребности можно оценивать лишь в соотношении с индивидуальностью ребенка и в соотношении с обществом, в котором он проживает. Конечно, для того, чтобы оценить жизненные потребности определённого ребёнка, нужно знать его индивидуальные особенности, а также то общество, в котором он проживает [3, с. 12].

Ситуация, в которой ребёнок не получает возможностей удовлетворить важные ему психические потребности, называется депривационной ситуацией. У всех детей разная психическая конструкция, также различно и развитие их личностей, поэтому дети, которые подверглись одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя по-разному в ней и вынесут выводы отличные от других.

Под механизмами депривации подразумевается тот процесс, который появляется при недостатке удовлетворения основных психических потребностей ребёнка; он влияет на структуру детской личности, которая является развивающей, видоизменяет её характерным способом.

Й. Лангмейер и З. Матейчик в книге «Психическая депривация в детском возрасте» [3] обращают внимание на необходимость различения следующих двух понятий: «депривация» и «запущенность». Запущенность не нарушает психическое здоровье ребёнка, не смотря на то, что более или менее выразительно проявляется в его поведении. Запущенный ребёнок обычно растёт в среде с недостаточной гигиеной, воспитательное наблюдение за таким ребёнком осуществляется на невысоком уровне, также как и школьное обучение, взрослые показывают ему нехо-

роший пример, однако есть шансы на то, что этот ребёнок умственно, в частности эмоционально, развит в соответствии с его возрастом. Психически депривационный же ребёнок может расти в гигиенически образцовой среде, в которой ему оказывается хороший уход и надзор, но при этом умственное, в частности эмоциональное, развитие может быть нарушено.

У любого ребёнка в развитии (примерно в один и тот же период) возникает привязанность к матери. При утрате матери или при отсутствии воспитания матерью начиная с рождения, при длительной с ней разлуке возникает материнская депривация. Помимо этого она может возникнуть при недостаточной привязанности матери к ребёнку. Материнская депривация оказывает негативное влияние как на психологическое, так и на физическое развитие ребёнка.

Привязанность - взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, который сохраняется неопределённое время, даже если эти люди разделены. [4] В то время как взрослые, несмотря на то, что им нравится испытывать чувство привязанности, могут без него прожить, существует необходимость чувствовать её детям. Детям привязанность необходима по той причине, что только испытывая её они чувствуют себя в безопасности, всецело воспринимают мир, и это влияет на их полноценное всестороннее развитие: развивается логическое мышление, контроль над эмоциональными вспышками, совесть, умение понимать свои чувства, различные социальные качества. Отсутствие привязанности у ребёнка, или какое-либо её нарушение, может оказать негативное влияние на его умственное, эмоциональное, социальное, а также физическое развитие.

Эриком Эриксоном было введено понятие «базисное недоверие к миру». Для теории депривации оно стало одним из важнейших. Возникает у ребёнка, лишённого материнской любви. От проявляемой к ребёнку заботы в значительной мере зависит степень доверия, с которой

он будет относиться к окружающим его людям, к самому себе и к миру в целом. Если материнской заботы недостаточно, то у ребёнка вырабатывается подозрительность, недоверие и боязливость. Однако Эрик Эрик-сон считал, что при условии, что дети, которые в детстве были лишены материнской заботы, любви и тепла, особенно если это было в младенческом возрасте, могут стать нормальными взрослыми. Но только при том условии, что на последующих этапах развития этот дефицит был скомпенсирован.

Депривационная симптоматика у детей-сирот, к сожалению, включает в себя самые разные психические отклонения, начиная от лёгких особенностей психического статуса, заканчивая грубыми изменениями в развитии характера и интеллекта.

Если ребёнок воспитывается в депривационных условиях, то нарушения его развития происходят на четырёх уровнях: сенсорном (уровни ощущений); когнитивном (уровни формирования моделей внешнего мира); эмоциональном (уровни становления удовлетворения интимных, эмоциональных отношений к кому-либо) и социальном (уровни отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями) [5].

Если мать отрицательно относится к своей беременности, злоупотребляет алкоголем или другими психотропными веществами, как показали данные различных исследований, то ещё в утробе матери у ребёнка возникают различные сенсорные нарушения. Эти нарушения негативно влияют на интеллектуальное развитие ребёнка по той причине, что в данной ситуации ребёнок не чувствует своей защищённости. А она, в свою очередь, необходима для всестороннего развития. Поэтому младенец, от которого отказались или поместили в Дом ребёнка, меньше ползает, меньше изучает окружающий его мир, проб и ошибок тоже совершается меньше, стимулы, влияющие на развитие, также снижены. Это приводит к задержке интеллектуального развития, говорить данный ребёнок начинает позже своих сверстников, речь сопровождается ошиб-

ками. Самое отрицательное воздействие на ребёнка оказывает то, что он начинает строить модели мира, в которых его окружают постоянные плохие события, а он при этом ничего не может сделать, как-то избежать их или справиться с ними. Такой ребёнок игнорирует положительную информацию, а верит только плохой.

Из-за раннего оставления матерью, даже если не помнит этого, ребёнок испытывает различные эмоциональные проблемы, в том числе проблемы с привязанностью. Он не склонен входить в контакт со взрослыми, боится выстраивать эмоциональные отношения, пытается оградиться от внешнего мира, так как пытается защитить себя от боли утраты, агрессивно себя ведёт, часто не правильно интерпретирует мимику, склонен считать себя плохим, и винить в том, что из-за его «плохого» характера родители его оставили и не стали воспитывать.

Ребёнок, воспитывающийся в детском доме, испытывает сложности в идентификации себя с семьёй, родом и т.д. Не смотря на то, что он живёт в группе, ему сложно строить отношения в коллективе и семье. К сожалению, из-за депривации необходимости родительской любви у ребёнка появляется неуверенность в себе, которая возникает в детстве, а с годами укрепляется в устойчивую характеристику.

Вырастая, ребёнок из детского дома не может построить одобряемую обществом модель поведения, в отличие от ребёнка, который рос и воспитывался в семье, поэтому выполняет роли, которые не дают ему успешно социализироваться: «негативный лидер», «прилипала», «агрессор» и т.д.

Дети в детских домах зачастую не могут выстраивать отношения с другими детьми, в том числе с родными братьями и сёстрами, у них нарушена родственная привязанность. Выстраивать отношения по принципам адекватности, конструктивности и эмоциональности им тоже сложно.

Е.О. Смирнова [6] (и мы полностью согласны с точкой зрения данного исследователя) считала, что причиной отставания в развитии воспитанников детского дома являются особенности условий содержания в данных учреждениях, а именно:

- частая смена ухаживающего за детьми персонала;

- работники детских домов не всегда компетентны в вопросах воспитания детей-сирот в силу рода обстоятельств (недостаток образования, нежелание работать с такими детьми, т.н. «душевная чёрствость», меркантильные вопросы (в подобных учреждениях действуют доплаты за работу с детьми-сиротами) и т.д.;

- особенности общения между детьми и взрослыми (семейные дети испытывают больше внимания со стороны взрослого, которое индивидуально адресовано (личностная обращённость)), контакты со взрослыми в сиротских учреждениях эмоционально менее разнообразны в силу того, что детей много, и работники не всегда в состоянии оказать должное внимание каждому ребёнку;

- мягкое, терпеливое отношение к ребёнку в семье наряду с жёстко регламентированным детским поведением в учреждении. Ребёнок, в силу своего возраста, находится в полной зависимости

от взрослых, которые его воспитывают, удовлетворяют потребности, организуют его деятельность и жизнь в целом. Дети, родители которых погибли (сироты) и дети, родители которых были лишены родительских прав (социальные сироты), лишаются материнской любви. В детских домах создаются условия для общения, детей приобщают к социуму, однако нет возможности заботиться, показывать достаточную степень доверия, воспитатели и учителя могут меняться, а это нарушает целостность мира ребёнка, стабильность межличностных отношений. Улучшить психологическое состояние ребёнка, компенсировать воздействие объектов привязанности, дать возможность приобрести опыт позитивных и стабильных межличностных отношений возможно только в том

случае, если ребёнок из детского дома попадает в семью. В последующем это явится важнейшим условием для постройки конструктивных отношений с другими людьми, а также в той семье, которую создаст.

Именно спецификой тех учреждений, в которых воспитываются дети-сироты, обусловлены их личностные особенности, а также системой социальных связей и межличностных отношений, которые существуют между детьми и воспитателями, а также другими сотрудниками, работающих в этих учреждениях. Воспитание детей в государственных учреждениях сопровождается эмоциональной, психической, а также социальной депривацией, к которой, в свою очередь, относится и материнская, так как воспитание резко отличается от семейного. Все эти виды депривации оказывают тяжёлое травматическое воздействие.

При постоянном пребывании ребёнка вне семьи у него возникает такое состояние, которое многие специалисты рассматривают в роли инвалидности, так как лишение ребёнка семьи указывает на процесс его развития затормаживающее действие, происходит изменение темпов и сроков созревания функций.

Совершенно другой тип развития растущей личности определяет атмосфера семейного окружения. При этом родная это семья или нет не имеет значения (если рассматривать в сравнении с проживанием ребёнка в государственном учреждении).

Если обобщённо сформулировать портрет личности, которая формируется у ребёнка-сироты в связи с пребыванием в условиях материнской депривации, то можно определить следующие её основные черты: интеллектуальное отставание, вялость эмоциональных реакций, неумение налаживать социальные связи и вступать в контакт, агрессивность, а также неуверенность в себе.

Социальному сироте приходится жить в условиях устоявшегося плохого мнения о нём других людей и постоянно бороться со своим социальным статусом «ничейности». Кроме того он может являться ребён-

ком алкоголиков или других лиц, которые ведут паразитический образ жизни, в последствии чего данный ребёнок перегружен отрицательным жизненным опытом, негативными моделями поведения без достаточной

и и и \ / и

меры положительных эмоций, ценностей и моделей семьи. У детей, родители которых вели плохой образ жизни, чаще всего плохое состояние здоровья, физическая и умственная недоразвитость, задержка психического развития. У многих детей-сирот наблюдаются признаки выраженного невроза, который возник по причине неблагополучной обстановки в родной семье или же утрате родителей. При материнской депривации, недостатки тепла и ласки, нехватке неформального общения возникают психологические проблемы.

В школьной жизни у большинства воспитанников государственных учреждений интернатного типа тоже наблюдаются проблемы. Это связано с тем, что из-за психологических проблем, у данных детей концентрация внимания недостаточна и вырабатывается отвлекаемость на уроках.

Помочь в диагностике депривации могут постоянное наблюдение за ребёнком и осуществляемый контроль за его развитием. Периодически должны диагностироваться интеллектуальные, психоэмоциональные, а также психосоциальные особенности ребёнка, для того, чтобы диагностировать у ребёнка наличие или отсутствие депривационной симптоматики. Необходимо постоянно следить за уровнем самооценки ребёнка, исследовать его тревожность и агрессивность. В рекомендуемый набор методов и методик входят стандартизированные тесты-опросники, методики проективной техники, наблюдение, беседа. Они позволяют определить уровень материнской депривации и психоэмоциональное состояние ребёнка в его условиях.

Какими бы ни были методы работы с детьми из детских домов, они не смогут компенсировать детям семью и семейное воспитание, не вычеркнут из их жизни негативные ситуации, которые детям-сиротам при-

шлось пережить, а также не смогут полностью убрать нарушения их интеллектуального и эмоционального развития. Большинство подростков, выходцев из детских домов, не могут о себе позаботиться, в следствии неумения делать каждодневные бытовые вещи: готовить, считать расходы и т.п. Непонимание себя как личности, иждивенчество, трудности в общении даже в тех ситуациях, в которых оно должно быть свободным, инфантилизм, неспособность к самостоятельному и сознательному выбору своей судьбы - это ещё не полны список проблем, с которыми приходится сталкиваться сиротам. В реальной жизни им сложно адаптироваться, так как после выпуска из детского дома, в котором его сотрудники контролировали каждый шаг этих детей-сирот, они попадают в реальную жизнь, в которой они одиноки.

Из всего, сказанного выше, можно сделать вывод, что материнская депривация в более зрелом возрасте значительно повышает риск социальной депривации.

Материнская депривация у детей-сирот ведёт к тому, что происходят различные перемены в их психическом развитии. Эти перемены несут в себе угрозу тяжёлых последствий в формировании личности ребёнка, не смотря на то, что в разном возрасте проявляют себя по разному.

Это всё говорит о большой необходимости как можно раньше найти приёмную семью для ребёнка-сироты, в том случае, если нет возможности вернуть его к кровным матери и отцу. Исследования показывают положительную динамику всестороннего развития ребёнка, в том числе умственного, эмоционального, личностного и социального, после того как ребёнок попадает из детского дома в семью. Знание закономерно-

W ^ WWW W

стей образования новой семейной системы, в развитии которой выделяются свои этапы и кризисы, квалифицированное психологическое сопровождение приёмных семей, психологическая и юридическая поддержка на этапах подбора родителей или ребёнка, возникновения и

дальнейшего развития приёмных семей позволяют избежать отказов и неудач, помогают новой семейной системе эффективно становиться.

Семья даёт ребёнку уверенность в себе и своей защите, показывает модель стабильного мира, в ней появляется возможность постоянной привязанности. Кроме того, семья - важнейшее условие нормального развития ребёнка из этого можно сделать вывод о том, что если ребёнок попадает в семью, то у него появляются шансы на полное преодоление материнской депривации, что и происходит в большинстве случаев.

Список использованных источников

1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. СПб.: Питер, 2009. 96 c.

2. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. М.: ВЛАДОС, 2004. 215 с.

3. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте / пер. Г.А. Овсянникова. Прага : Авиценум, 1984. 334 с.

4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

5. Что такое психическая депривация и её последствия для развития ребёнка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.usynovite.ru/bz/16,17.html (дата обращения: 21.02.2016 г.).

6. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 139-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.