УДК 37.018.1:316.624.2
В. Н. Куровский, Г. Н. Пяткина МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Депривация означает лишение или ограничение (недостаток) возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений - от легких до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях: сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном. Конечно, в чистом виде каждый из них можно выделить только в специальных экспериментах, а в жизни они существуют в достаточно сложном переплетении.
Ключевые слова: материнская депривация, депривационная ситуация, депривационный опыт, уровни депривации, развитие личности, дети-сироты, привязанность.
Одним из основных критериев эффективного взаимодействия человека с окружающим его миром и социумом является полнота разносторонних связей и отношений, которые служат гарантом безопасности его жизни и деятельности. Данные связи закладываются у человека с момента его рождения и сопровождают его, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, на протяжении всей его жизни.
Наряду с этим еще на ранних этапах внутриутробного онтогенеза у человека появляются определенные жизненные потребности, отсутствие возможности удовлетворения которых отрицательно сказывается на состоянии и развитии организма, ведет к специфическим особенностям в развитии личности (состояниям). При определении причин возникновения данных состояний учеными используется термин «депривация». В переводе с английского языка «deprivation» означает потерю чего-либо или лишение [1].
Жизнь ребенка в условиях ограниченных социальных и других влияний обусловливает возникновение особого психического состояния - психической депривации. Рассматривая эту проблему относительно детей-сирот, следует учитывать особый социальный смысл лишения важных психических потребностей в течение длительного времени. Депривация может проявляться как в виде легких изменений личности, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, так и грубых поражений развития личности.
Депривация - это утрата или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей. Основными (жизненными) потребностями можно считать: 1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов; 2) потребность в основных условиях для действенного учения; 3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности: 4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. Конечно, жизнен-
ные потребности можно оценивать лишь в соотношении с индивидуальностью ребенка и в соотношении с обществом, в котором он проживает [2].
Депривационная ситуация - это такая жизненная ситуация ребенка, в которой отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя различно и вынесут из этого различные выводы, так как они вносят в нее раздельные предпосылки своей психической конституцией и имеющимся развитием своей личности. В данном аспекте изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого общества, семьи, детской группы, школы и т. п. представляет, следовательно, депри-вационную ситуацию, а не саму депривацию. Депривация, как мы ее понимаем, является уже особой, индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достиг ребенок в деприваци-онной ситуации.
Иногда говорят о депривационном опыте ребенка. Как правило, последнее не выражает ничего иного, чем то, что ребенок уже ранее подвергался депривационной ситуации и что в каждую подобную ситуацию ребенок будет ныне вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной или, напротив, более «закаленной» психической структурой.
В данной работе говорится также о механизмах депривации. Под ними авторы подразумевают тот процесс, который вызывается недостатком в удовлетворении основных психических потребностей ребенка и который характерным способом видоизменяет структуру развивающейся детской личности, следовательно, депривирование - процесс, приводящий к депривации [3].
Й. Лангмейер и З. Матейчек в своей книге «Психическая депривация в детском возрасте» отмечают необходимость различать такие понятия, как «депривация» и «запущенность», под которым они подразумевают, скорее, последствия внешних неблагоприятных влияний воспитания. Запущенность хотя и проявляется более или менее
выразительно в поведении ребенка, однако не нарушает непосредственно его психического здоровья. Запущенный ребенок растет обычно в примитивной среде, с недостаточной гигиеной, с недостаточным воспитательным надзором, без пригодных примеров зрелого поведения, с недостаточной возможностью школьного обучения, однако такой ребенок может быть умственно и, в частности, эмоционально развит вполне соответствующим образом. Психически депривированный ребенок вырастает нередко в гигиенически образцовой среде, с первоклассным уходом и надзором, однако его умственное и в особенности эмоциональное развитие бывает серьезно нарушено [2].
Материнская депривация возникает при недостаточной привязанности матери к ребенку, при длительной разлуке, при отсутствии материнского воспитания с младенчества или при утрате матери в более позднем возрасте.
Привязанность - это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже если эти люди разделены [4]. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, так как от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии. Нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты ребенка, но и вносить свой вклад и в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.
Проблемами материнской депривации занимались ряд психологов и педагогов, таких как И. В. Дубровина, З. Матейчик, Й. Лангмейер, А. А. Лиханов, Л. И. Солнцева, Р. П. Семёнов и др.
Длительная разлука с матерью негативно влияет на психическое и физическое развитие детей.
Э. Эриксон ввел понятие, ставшее очень важным для теории депривации, - «базисное недоверие к миру» у ребенка, лишенного материнской любви.
В первые годы жизни развивается параметр социального взаимодействия, положительным моментом которого является доверие, а отрицательным -недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной мере зависит от прояв-
ляемой по отношению к нему заботы. Если ее недостаточно, то у ребенка вырабатывается недоверие, боязливость, подозрительность по отношению к миру и людям. Эриксон отрицает влияние раннего опыта на последующее развитие. Он считает, что дети, лишенные в младенчестве материнского тепла и любви, могут стать нормальными взрослыми при условии, что этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития [5].
Депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений - от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера.
Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на четырех уровнях:
- сенсорном (уровне ощущений);
- когнитивном (уровне формирования моделей внешнего мира);
- эмоциональном (уровне установления удовлетворения интимных эмоциональных отношений к кому-либо);
- социальном (уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями) [6].
По данным последних исследований, сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом.
Проблемы развития на сенсорном уровне негативно влияют и на когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо.
Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в условиях пренебрежения его основными нуждами, меньше ползает, а значит, и менее активно по сравнению с детьми из благополучных семей осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается. Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки. А самое главное, он склонен к выстраиванию катастрофических моделей мира, где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Он чрезмерно внима-
телен к отрицательной информации и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.
На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он это или нет, ребенок трудно вступает с другими взрослыми в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрывается от мира агрессивными переживаниями. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные поступки. К ним относится и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном. Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ним что-то случилось.
Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли.
Ребенок, воспитывающийся в депривационных условиях, особенно в сиротском учреждении, с трудом осознает свою идентичность. Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: «прилипала», «агрессор», «негативный лидер» и т. д. После выпуска из сиротского учреждения многие продолжают выполнять подобные роли, но уже в криминальных структурах. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является выраженная неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем возрасте, затем становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дома.
Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям. Воспитанники сиротских учреждений оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими детьми. Это распространяется даже на родных братьев и сестер: дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам.
Диагностика депривации весьма сложна. Наиболее действенными диагностическими инструментами считаются наблюдение за ребенком и регулярный контроль его развития [7]. Кроме того, при помощи тестовых методик диагности-
руются некоторые психоэмоциональные, личностные (психосоциальные) и интеллектуальные особенности ребенка, которые свидетельствуют о наличии у него депривационной симптоматики. Для диагностики депривационного синдрома рекомендуется исследовать уровень самооценки ребенка, такие его психоэмоциональные особенности, как тревожность, агрессивность, наличие типичных акцентуаций характера и т. п.
Рекомендуемый набор методов и методик, позволяющий наиболее полно выявить психоэмоциональное состояние ребенка в условиях материнской депривации, может включать в себя стандартизованные тесты-опросники, методики проективной техники, а также малоформализованные клинические методы (наблюдение, беседа, анализ и анализ документов, биографический метод). К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться. Материнская депривация у детей в условиях дома ребенка ведет к разного рода переменам в психическом развитии, которые проявляются в разном возрасте по-разному, но все они имеют потенциально тяжелые последствия для формирования личности ребенка.
В связи с этим есть необходимость как можно раньше определить ребенка из детского дома в приемную семью, если не представляется возможным вернуть его кровным родителям. Проведенное исследование в ходе эксперимента полностью подтвердило выраженную положительную динамику эмоционального, когнитивного, социального и личностного развития у всех без исключения детей-сирот после помещения их в приемную семью. Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы [8]. Знание этих закономерностей, квалифицированное психологическое сопровождение и поддержка на этапах подбора и становления приемных семей позволяют избежать отказов и неудач, обеспечить менее болезненное и более эффективное становление новой семейной системы. Так как семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модель надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности, а следовательно, и преодоление материнской депривации в большинстве случаев полностью.
Список литературы
1. Семёнов Р. П. Материнская депривация. М.: Просвещение, 2007. 197 с.
2. Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с.
3. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007. 246 с.
4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
5. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2000. 415 с.
6. Солнцева Л. И. Воспитание детей в условиях материнской депривации. М.: Книга, 2007. 335 с.
7. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография. СПб.: Изд-во «Питер», 2007. 243 с.
8. Ослон В. Н., Холмагорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопр. психологии. 2001. № 3. С. 79-90.
Куровский В. Н., доктор педагогических наук, профессор.
Институт развития образовательных систем.
Пр. Комсомольский, 75, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.
E-mail: [email protected]
Пяткина Г. Н., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.03.2010.
V. N. Kurovsky, G. N. Pyatkina MOTHER DEPRIVATION AND HER STRUCTURAL COMPONENTS
Deprivation - privation or limitation (defect) of possibilities of satisfaction of vitally important necessities means. Deprivation symptom’s at children-orphans plugs in itself actually all spectrums of psychical rejections - from lungs to gross violations of development of and character. Violations of development for a child, brought up in deprivations terms, takes place on 4th levels: sensory, когнитивном, emotional, social. Certainly, in a clean kind each of them it is possible to distinguish only in the special experiments, and in life they exist in the difficult enough interlacing.
Key word: mother deprivation, deprivation situation, deprivation experience, levels deprivation, development of personality, children’s- orphan, attachment.
Kurovsky V. N.
The Institute of Development of Educational Systems.
Komsomolsky Avenue, 75, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.
E-mail: [email protected]
Pyatkina G. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Kiyevskaya Street, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.
E-mail: [email protected]