Научная статья на тему 'Материнская депривация и ее структурные компоненты'

Материнская депривация и ее структурные компоненты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6789
964
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / УРОВНИ ДЕПРИВАЦИИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРИВЯЗАННОСТЬ / CHILDREN'SORPHAN / MOTHER DEPRIVATION / DEPRIVATION SITUATION / DEPRIVATION EXPERIENCE / LEVELS DEPRIVATION / DEVELOPMENT OF PERSONALITY / ATTACHMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куровский Василий Николаевия, Пяткина Галина Николаевна

Депривация означает лишение или ограничение (недостаток) возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений от легких до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях: сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном. Конечно, в чистом виде каждый из них можно выделить только в специальных экспериментах, а в жизни они существуют в достаточно сложном переплетении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куровский Василий Николаевия, Пяткина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTHER DEPRIVATION AND HER STRUCTURAL COMPONENTS

Deprivation privation or limitation (defect) of possibilities of satisfaction of vitally important necessities means. Deprivation symptoms at children-orphans plugs in itself actually all spectrums of psychical rejections from lungs to gross violations of development of and character. Violations of development for a child, brought up in deprivations terms, takes place on 4th levels: sensory, когнитивном, emotional, social. Certainly, in a clean kind each of them it is possible to distinguish only in the special experiments, and in life they exist in the difficult enough interlacing.

Текст научной работы на тему «Материнская депривация и ее структурные компоненты»

УДК 37.018.1:316.624.2

В. Н. Куровский, Г. Н. Пяткина МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Депривация означает лишение или ограничение (недостаток) возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений - от легких до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях: сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном. Конечно, в чистом виде каждый из них можно выделить только в специальных экспериментах, а в жизни они существуют в достаточно сложном переплетении.

Ключевые слова: материнская депривация, депривационная ситуация, депривационный опыт, уровни депривации, развитие личности, дети-сироты, привязанность.

Одним из основных критериев эффективного взаимодействия человека с окружающим его миром и социумом является полнота разносторонних связей и отношений, которые служат гарантом безопасности его жизни и деятельности. Данные связи закладываются у человека с момента его рождения и сопровождают его, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, на протяжении всей его жизни.

Наряду с этим еще на ранних этапах внутриутробного онтогенеза у человека появляются определенные жизненные потребности, отсутствие возможности удовлетворения которых отрицательно сказывается на состоянии и развитии организма, ведет к специфическим особенностям в развитии личности (состояниям). При определении причин возникновения данных состояний учеными используется термин «депривация». В переводе с английского языка «deprivation» означает потерю чего-либо или лишение [1].

Жизнь ребенка в условиях ограниченных социальных и других влияний обусловливает возникновение особого психического состояния - психической депривации. Рассматривая эту проблему относительно детей-сирот, следует учитывать особый социальный смысл лишения важных психических потребностей в течение длительного времени. Депривация может проявляться как в виде легких изменений личности, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, так и грубых поражений развития личности.

Депривация - это утрата или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей. Основными (жизненными) потребностями можно считать: 1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов; 2) потребность в основных условиях для действенного учения; 3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности: 4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. Конечно, жизнен-

ные потребности можно оценивать лишь в соотношении с индивидуальностью ребенка и в соотношении с обществом, в котором он проживает [2].

Депривационная ситуация - это такая жизненная ситуация ребенка, в которой отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя различно и вынесут из этого различные выводы, так как они вносят в нее раздельные предпосылки своей психической конституцией и имеющимся развитием своей личности. В данном аспекте изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого общества, семьи, детской группы, школы и т. п. представляет, следовательно, депри-вационную ситуацию, а не саму депривацию. Депривация, как мы ее понимаем, является уже особой, индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достиг ребенок в деприваци-онной ситуации.

Иногда говорят о депривационном опыте ребенка. Как правило, последнее не выражает ничего иного, чем то, что ребенок уже ранее подвергался депривационной ситуации и что в каждую подобную ситуацию ребенок будет ныне вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

В данной работе говорится также о механизмах депривации. Под ними авторы подразумевают тот процесс, который вызывается недостатком в удовлетворении основных психических потребностей ребенка и который характерным способом видоизменяет структуру развивающейся детской личности, следовательно, депривирование - процесс, приводящий к депривации [3].

Й. Лангмейер и З. Матейчек в своей книге «Психическая депривация в детском возрасте» отмечают необходимость различать такие понятия, как «депривация» и «запущенность», под которым они подразумевают, скорее, последствия внешних неблагоприятных влияний воспитания. Запущенность хотя и проявляется более или менее

выразительно в поведении ребенка, однако не нарушает непосредственно его психического здоровья. Запущенный ребенок растет обычно в примитивной среде, с недостаточной гигиеной, с недостаточным воспитательным надзором, без пригодных примеров зрелого поведения, с недостаточной возможностью школьного обучения, однако такой ребенок может быть умственно и, в частности, эмоционально развит вполне соответствующим образом. Психически депривированный ребенок вырастает нередко в гигиенически образцовой среде, с первоклассным уходом и надзором, однако его умственное и в особенности эмоциональное развитие бывает серьезно нарушено [2].

Материнская депривация возникает при недостаточной привязанности матери к ребенку, при длительной разлуке, при отсутствии материнского воспитания с младенчества или при утрате матери в более позднем возрасте.

Привязанность - это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже если эти люди разделены [4]. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, так как от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии. Нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты ребенка, но и вносить свой вклад и в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.

Проблемами материнской депривации занимались ряд психологов и педагогов, таких как И. В. Дубровина, З. Матейчик, Й. Лангмейер, А. А. Лиханов, Л. И. Солнцева, Р. П. Семёнов и др.

Длительная разлука с матерью негативно влияет на психическое и физическое развитие детей.

Э. Эриксон ввел понятие, ставшее очень важным для теории депривации, - «базисное недоверие к миру» у ребенка, лишенного материнской любви.

В первые годы жизни развивается параметр социального взаимодействия, положительным моментом которого является доверие, а отрицательным -недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной мере зависит от прояв-

ляемой по отношению к нему заботы. Если ее недостаточно, то у ребенка вырабатывается недоверие, боязливость, подозрительность по отношению к миру и людям. Эриксон отрицает влияние раннего опыта на последующее развитие. Он считает, что дети, лишенные в младенчестве материнского тепла и любви, могут стать нормальными взрослыми при условии, что этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития [5].

Депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений - от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера.

Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на четырех уровнях:

- сенсорном (уровне ощущений);

- когнитивном (уровне формирования моделей внешнего мира);

- эмоциональном (уровне установления удовлетворения интимных эмоциональных отношений к кому-либо);

- социальном (уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями) [6].

По данным последних исследований, сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом.

Проблемы развития на сенсорном уровне негативно влияют и на когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда, уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся лицо.

Поэтому ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в условиях пренебрежения его основными нуждами, меньше ползает, а значит, и менее активно по сравнению с детьми из благополучных семей осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше получает развивающих стимулов от среды. В результате его интеллектуальное развитие задерживается. Он поздно начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки. А самое главное, он склонен к выстраиванию катастрофических моделей мира, где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего предпринять, чтобы избежать или справиться с ними. Он чрезмерно внима-

телен к отрицательной информации и зачастую не верит в положительную, игнорирует ее.

На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он это или нет, ребенок трудно вступает с другими взрослыми в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрывается от мира агрессивными переживаниями. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные поступки. К ним относится и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном. Ребенок склонен винить себя в превратностях своей судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что родители не смогли его воспитывать, или к тому, что с ним что-то случилось.

Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли.

Ребенок, воспитывающийся в депривационных условиях, особенно в сиротском учреждении, с трудом осознает свою идентичность. Он не имеет положительной модели выстраивания отношений в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе. Нередко воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему успешно социализироваться: «прилипала», «агрессор», «негативный лидер» и т. д. После выпуска из сиротского учреждения многие продолжают выполнять подобные роли, но уже в криминальных структурах. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является выраженная неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем возрасте, затем становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дома.

Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям. Воспитанники сиротских учреждений оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими детьми. Это распространяется даже на родных братьев и сестер: дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам.

Диагностика депривации весьма сложна. Наиболее действенными диагностическими инструментами считаются наблюдение за ребенком и регулярный контроль его развития [7]. Кроме того, при помощи тестовых методик диагности-

руются некоторые психоэмоциональные, личностные (психосоциальные) и интеллектуальные особенности ребенка, которые свидетельствуют о наличии у него депривационной симптоматики. Для диагностики депривационного синдрома рекомендуется исследовать уровень самооценки ребенка, такие его психоэмоциональные особенности, как тревожность, агрессивность, наличие типичных акцентуаций характера и т. п.

Рекомендуемый набор методов и методик, позволяющий наиболее полно выявить психоэмоциональное состояние ребенка в условиях материнской депривации, может включать в себя стандартизованные тесты-опросники, методики проективной техники, а также малоформализованные клинические методы (наблюдение, беседа, анализ и анализ документов, биографический метод). К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться. Материнская депривация у детей в условиях дома ребенка ведет к разного рода переменам в психическом развитии, которые проявляются в разном возрасте по-разному, но все они имеют потенциально тяжелые последствия для формирования личности ребенка.

В связи с этим есть необходимость как можно раньше определить ребенка из детского дома в приемную семью, если не представляется возможным вернуть его кровным родителям. Проведенное исследование в ходе эксперимента полностью подтвердило выраженную положительную динамику эмоционального, когнитивного, социального и личностного развития у всех без исключения детей-сирот после помещения их в приемную семью. Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы [8]. Знание этих закономерностей, квалифицированное психологическое сопровождение и поддержка на этапах подбора и становления приемных семей позволяют избежать отказов и неудач, обеспечить менее болезненное и более эффективное становление новой семейной системы. Так как семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модель надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности, а следовательно, и преодоление материнской депривации в большинстве случаев полностью.

Список литературы

1. Семёнов Р. П. Материнская депривация. М.: Просвещение, 2007. 197 с.

2. Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с.

3. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007. 246 с.

4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

5. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2000. 415 с.

6. Солнцева Л. И. Воспитание детей в условиях материнской депривации. М.: Книга, 2007. 335 с.

7. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография. СПб.: Изд-во «Питер», 2007. 243 с.

8. Ослон В. Н., Холмагорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопр. психологии. 2001. № 3. С. 79-90.

Куровский В. Н., доктор педагогических наук, профессор.

Институт развития образовательных систем.

Пр. Комсомольский, 75, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

E-mail: sibinedu@tspu.edu.ru

Пяткина Г. Н., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

E-mail: PGN79@mail.ru

Материал поступил в редакцию 10.03.2010.

V. N. Kurovsky, G. N. Pyatkina MOTHER DEPRIVATION AND HER STRUCTURAL COMPONENTS

Deprivation - privation or limitation (defect) of possibilities of satisfaction of vitally important necessities means. Deprivation symptom’s at children-orphans plugs in itself actually all spectrums of psychical rejections - from lungs to gross violations of development of and character. Violations of development for a child, brought up in deprivations terms, takes place on 4th levels: sensory, когнитивном, emotional, social. Certainly, in a clean kind each of them it is possible to distinguish only in the special experiments, and in life they exist in the difficult enough interlacing.

Key word: mother deprivation, deprivation situation, deprivation experience, levels deprivation, development of personality, children’s- orphan, attachment.

Kurovsky V. N.

The Institute of Development of Educational Systems.

Komsomolsky Avenue, 75, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: sibinedu@tspu.edu.ru

Pyatkina G. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Kiyevskaya Street, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: PGN79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.