Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ "ПОМОГАЮЩИХ" ПРОФЕССИЙ С СУБДЕПРЕССИВНЫМИ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ'

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ "ПОМОГАЮЩИХ" ПРОФЕССИЙ С СУБДЕПРЕССИВНЫМИ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПОМОГАЮЩИЕ" ПРОФЕССИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Влах Надежда Ивановна

Целью исследования является разработка методических основ психологической помощи с учетом концептуальных оснований теории преневротических субдепрессивных состояний при эмоциональном выгорании. Всего в исследовании участвовало 968 человек, из них 465 составили основную экспериментальную группу исследования, а 503 - контрольную. Исследовательская программа работы построена как психолого-медицинская, параклиническая. В данном психодиагностическом процессе использовались количественный и качественный подходы, что было обусловлено специфическими задачами работы. Жесткие и гибкие методы никоим образом не исключают, но взаимодополняют друг друга.Introduction. The aim of the research is to develop methodical bases psychological assistance given the conceptual foundations of the theory preneurotic sub depressive states at emotional burnout. A total of 968 people took part, 465 of them have made the basic experimental study group and 503 - control. Study work program is structured as psychological and medical, Para. This psycho diagnostic process used quantitative and qualitative approaches, which was due to the specific objectives of the work. Rigid and flexible methods does not exclude, but supplement each other.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Влах Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ "ПОМОГАЮЩИХ" ПРОФЕССИЙ С СУБДЕПРЕССИВНЫМИ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ «ПОМОГАЮЩИХ» ПРОФЕССИЙ С СУБДЕПРЕССИВНЫМИ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ

Влах Надежда Ивановна

Кандидат медицинских наук, профессор РАЕ (Российская академия естествознания), начальник Управления дополнительного образования СФ МИЭП, профессор Института бизнес-образования,

г. Новокузнецк, Россия

ВВЕДЕНИЕ

Целью исследования является разработка методических основ психологической помощи с учетом концептуальных оснований теории преневротических субдепрессивных состояний при эмоциональном выгорании. Всего в исследовании участвовало 968 человек, из них 465 составили основную экспериментальную группу исследования, а 503 - контрольную. Исследовательская программа работы построена как психолого-медицинская, параклиническая. В данном психодиагностическом процессе использовались количественный и качественный подходы, что было обусловлено специфическими задачами работы. Жесткие и гибкие методы никоим образом не исключают, но взаимодополняют друг друга.

Ключевые слова: «помогающие» профессии, эмоциональное выгорание, психологическая помощь.

ABSTRACT

Introduction. The aim of the research is to develop methodical bases psychological assistance given the conceptual foundations of the theory preneurotic sub depressive states at emotional burnout. A total of968 people took part, 465 of them have made the basic experimental study group and 503 - control. Study work program is structured as psychological and medical, Para. This psycho diagnostic process used quantitative and qualitative approaches, which was due to the specific objectives of the work. Rigid and flexible methods does not exclude, but supplement each other.

Keywords: «helping» profession, emotional burnout, psychological assistance.

Цель исследования. Необходимость медико-психологического исследования представителей «помогающих» профессий в нашей стране в настоящее время обусловлена усложненными социально-экономическими условиями их жизнедеятельности, которые приводят к увеличению состояний хронической дезадаптации и делает их социально-значимой группой повышенного риска развития нервно-психических и психосоматических заболеваний. Синдром эмоционального выгорания является важным проявлением профессиональной деформации. Он предполагает наступление эмоционального опустошения ещё до того, как психические ресурсы человека-деятеля естественным образом восполнились, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, являющихся неотъемлемой частью жизни. Часто эти состояния называют пограничными или предболезнью. Поэтому чрезвычайно актуальной является задача разработки специализированной системы психологической профилактики (превенции) для таких лиц на основе современных исследований в области теории личности, социальной, медицинской психологии и психологической помощи.

Однако существующие на настоящий момент методы научного исследования этой проблемы порой редуцируют проблематику предневротических субдепрессивных состояний к области клинической психопатологии, к психопатологическим переживаниям (Семичов С. Б., 1987; Каган В. Е., 1988; Кабанов М. М., 1998), в то время

как в настоящее время эта проблема начинает рассматриваться в контексте различных средств, с помощью которых люди достигают (или не достигают) личностного роста и самореализации в своей профессии.

Целью исследования является разработка методических основ психологической помощи с учетом концептуальных оснований теории преневротических субдепрессивных состояний при эмоциональном выгорании.

Методы и материалы. Выборку исследования составили 968 человек, обратившихся в Центр психологической помощи при Институте бизнеса г. Новокузнецка Кемеровской области с жалобами субдепрессивного характера. У 465 из них был выявлен синдром эмоционального выгорания - они составили основную, экспериментальную группу. Была создана репрезентативная контрольная группа в 503человека. Конструирование выборки было проведено распространенным способом: вначале были сформирована и обследована основная группа с пренев-ротическими субдепрессивными состояниями, определены ее социально-демографические характеристики; затем была определена контрольная группа, релевантная основной экспериментальной группе по основным социально-демографическим характеристикам.

Исследовательская программа работы построена как психолого-медицинская, параклиническая. На основе анализа прототипных клинико-психологических исследований построена теоретическая модель исследования;

эмпирическое исследование представлено в виде реального процесса оказания психологической помощи лицам с субдепрессивной симптоматикой при эмоциональном выгорании.

В силу сложности объекта изучения (многофакторность индивидуального психического здоровья и эмоционального выгорания, подвижность и противоречивость субдепрессивных проявлений) использовался метод моделирования. В основе построения модели исследования лежал принцип унификации, определяющий необходимость и достаточность объектов, этапов и методов прогнозирования психодиагностических процедур и средств, критериев оценки, а также субъектов прогнозирования. Представленная в работе модель представляла собой анализ этиологии субдепрессивных расстройств при эмоциональном выгорании, их классификацию и типизацию, включала стратегии психологической помощи с учетом специфики «выгоревших» профессиональных групп, содержала различные методы психодиагностики, психотерапии и профилактики, статистические и методы проверки эффективности проведенной апробации.

Этапы исследования были следующими: а) психодиагностически обследовались люди, обратившиеся в консультационный Центр с жалобами преневротического субдепрессивного характера; б) им была оказана психоло-

_Социально-демографические характе

гическая помощь; в) параллельно формировалась контрольная группа; г) основная группа обследовалась после оказания им психологической помощи с целью проверки первичной эффективности на предмет приближения результатов к показателям контрольной группы; д) основная группа обследовалась через 6 месяцев на предмет определения эффективности психологической помощи и степени приближения к результатам контрольной группы.

Результаты исследования и их обсуждение. Всего в исследовании участвовало 968 человек, из них 465 составили основную экспериментальную группу исследования, а 503 - контрольную. Было замечено, что жалобы на состояние психического здоровья предъявляли, в основном, представители «помогающих профессий» - медики, педагоги, сотрудники правоохранительных органов, а также предприниматели, бизнесмены и менеджеры. Поэтому контрольная группа формировалась прицельно - по схожим социально-демографическим характеристикам, а также по аналогичным профессиональным сферам в количестве 300 человек. Представляем социально-демографические характеристики основной и контрольной групп с субдепрессивными симптомами при эмоциональном выгорании, реальная психологическая помощь которым послужила источником получения эмпирических данных (табл. 1).

Таблица 1

1стики основной и контрольной групп_

Социально-демографические характеристики Основная группа (п=465) Контрольная группа (п=503)

Врачи, медсестры 120 ( 26%) 137 ( 27%)

Учителя, педагоги 116 ( 25%) 129 (26 %)

Сотрудники уголовно - исполнительной системы и правоохранительных органов 105 ( 23%) 115 ( 23%)

Бизнесмены, предприниматели и работники коммерческой сферы 124 ( 27°%) 122 ( 24%)

Возраст 37±12лет 38 ±11 лет

Пол мужчин -219 (47%) мужчин - 191 (38%)

женщин - 246 (53%) женщин - 312 (62%)

Уровень образования высшее - 260 (56%) высшее - 307 (61%)

средне-спец. - 205 (44 %) средне-спец. -196 (39%)

Стаж работы по специальности 40-30 лет - 7% 33 чел. 40-30 лет - 10% 50 чел.

30-20 лет - 31% 144 чел. 30-20 лет - 33% 166 чел.

20-10 лет - 37% 172 чел. 20-10 лет - 29% 146 чел.

10-5 лет - 25% 116 чел. 10-5 лет - 28% 141 чел.

Семейное положение не зарегистрирован брак - 35% 163 чел. не зарегистрирован брак - 31% 156 чел.

зарегистрирован брак - 21% 98 чел. зарегистрирован брак - 38% 191 чел.

не состоит в браке - 44% 205 чел. не состоит в браке - 31% 156 чел.

Табл. 1 демонстрирует, что среди лиц с субдепрессивной симптоматикой были представители различных «помогающих» профессий (педагоги, врачи, социальные работники, сотрудники силовых и правоохранительных учреждений и другие). Лица с этими профессиями были включены в контрольную группу. У лиц, обратившихся за психологической помощью и не обнаруживших признаки эмоционального выгорания, преобладали другие профессии - (экономисты, работники торговли, программисты, менеджеры и пр.).

На основе интеграции идеографического и номоте-тического подходов в исследовании применялись как ма-

лоформализованные, так и высокоформализованные (тестовые) методы, позволяющие отразить постнеклассиче-ский вектор развития современной психологии.

Малоформализованными методами психодиагностики были: социально-психологическое анкетирование, структура которой включала социодемографический, клинический и психологический разделы, наблюдение, беседа, методика «Кто я?», текст-эссе «Я и мое здоровье» с выделением частот лексических категорий, связанных с этапами психологической, записи личного дневника как средства анализа динамики развития личностных смыслов, рефлексии своей позиции в окружающем мире, а так

же как метод исследования динамики коммуникации и аутокоммуникации, метод Незаконченных предложений как способ выявления сфер и модальности коммуникации, ассоциативный эксперимент для определения семантических полей экзистенциальных понятий, позволяющих осуществлять психотерапию эмоционального выгорания с точки зрения запроса на аутентичность, и позволяющих двигаться «выгоревшему» к усилению и обогащению своей субъективности, к его выходу за пределы собственной личности.

Высокоформализованными методиками, представленными в отечественных и зарубежных психодиагностических компендиумах и прошедших проверку психометрическими процедурами были следующие [19,21, 149,106,46,78,109,111]: Диагностический блок включал 11 психодиагностических методик. Комплекс этих методик способен характеризовать исследовать преневротические субдепрессивные состояния (пессимистичность, эмоциональную лабильность, тревожность) в структуре эмоционального выгорания, особенности личности, определить самооценку, отношение к различным явлениям, выявлять акцентуированные черты характера, их роль в клинике и течении преневротических субдепрессивных состояний, определять социальную зрелость. Кроме того, при помощи этих методик удавалось очертить круг проблем, способности человека восстанавливать свои ресурсы.

1. «Опросник выгорания» В.В.Бойко, по мнению которого, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

2. MBI (Maslach Burnout ^п^гу) - опросник, позволяющий определить подробную картину синдрома эмоционального выгорания личности.

3. Опросник Кеттелла, позволивший объективировать состояние когнитивной, эмоциональной и интеллектуальной сферы испытуемых.

4. ММР1 (вариант Л.Н.Собчик), опросниковая методика обнаруживающий психопатологическую симптоматику и личностные особенности испытуемых.

5. Текст свободного самоописания «Мое здоровье», позволивший обеспечить новый подход в исследовании феномена выгорания - применение феноменологического метода, касающегося раскрытия содержания внутреннего мира и отношения к работе «выгоревших» испытуемых.

6. МИС-Опросник исследования самоотношения личности - Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС - методика исследования самоотношения) создан С.Р.Пантилеевым и В.В.Сто-линым в 1989 году.

7. SCL-90 - Опросник выраженности психопатологической симптоматики как инструмент определения актуального, присутствующего на данный момент психологического и симптоматического статуса. Девять основных симптоматических расстройств были выделены в результате комплексного клинического, эмпирического и аналитического исследования - соматизация, обессивно-компульсивные расстройства, межличностная сензитивность, депрессия, тревожность. враждебность, фобическая

тревожность, паранойяльные симптомы, психо-тизм.

8. Опросник Додонова (ОЭН), позволяющий выявить тип эмоциональной направленности личности -альтруистический, коммуникативный, глориче-ский, праксический, пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонистический и акизитивный. [46].

9. Шкала экзистенции (ШЭ) Лэнгле является одним из психометрических инструментов, разработанных в рамках экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле [145]. ШЭ - первый тест в логотерпии и экзистенциальном анализе, логически выведенный из теории. В соответствии с концепцией смысла В. Франкла

10. СЖО - Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г.Ленинград). Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (СОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986—88 гг.

Выводы. В данном психодиагностическом процессе использовались количественный и качественный подходы, что было обусловлено специфическими задачами работы. Применение количественного подхода (квантификация) является доказательством объективности эмпирического базиса психологического знания. Сторонниками гибкого, качественного подхода она характеризуется фрагментарностью и «заданностью» объяснительных посылок. Качественные методы позволяют глубже понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию. Если говорить о его сути, то она состоит в том, что психолог заранее не разрабатывает жесткую схему гипотетических суждений и не старается обеспечить статистическую представительность данных. Вместо этого он стремится к более глубокому пониманию и объяснению психологических явлений, прежде всего на уровне здравого смысла, и далее - в рамках психологической теории. В мировой литературе утвердилось понятие «качественные методы исследования», которые иногда называют «мягкими» в отличие от «количественных» и «жестких». В определенном смысле можно говорить также о неформализованных или слабо формализованных подходах в сравнении с жестко формализованными. Интерес к качественным методам в психологии возник на почве определенного «пресыщения» количественными. Жесткие и гибкие методы никоим образом не исключают, но взаимодополняют друг друга. В данной работе мы употребляем эти два ряда понятий (качественные — количественные, гибкие — жесткие, слабо формализованные — жестко формализованные) как синонимическую оппозицию.

Список литературы

1. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. -207 с.

2. Влах Н.И. Профилактика невротических и психосоматических расстройств у предпринимателей //Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2011. -№1. - С. 31-35.

3. Влах Н.И. Психологическая помощь различным профессиональным группам в субдепрессивных состояниях при выгорании. //Сборник материалов Международного конгресса по психологии, 2015.

4. Влах Н.И. Типология и феноменология субдепрессивных преневротических расстройств при синдроме эмоционального выгорания у представителей «помогающих профессий». //IV международно-практическая конференция: «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени», 2014. - №4 - С.166-169.

5. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания

//Российский стоматологический журнал, 2002. -№2. - С. 34-36.

6. Левина И.Л., Пестерева Д.А. Качество жизни педагога как индикатор его здоровья //Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2013. - №3 (91). - Часть 1. - С. 81-84.

7. Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования: Монография. /В.В. Захаренков, И.В. Виблая, И.Л. Левина, А.М. Олещенко - Новокузнецк, 2010. - 144 с.

8. Bonet J., Suarez-Bagnasco M., Kerbage S. et al. Association between acute coronary events and psychosocial risk factors: vital exhaustion, anxiety and anger in an Argentinian population. A correlation study between risks factors //Vertex. - 2013. - Vol.107. - P. 11-17.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Костина Любовь Михайловна

к.пс.н., доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена,

г. Санкт-Петербург

WORKING WITH PARENTS TO THE PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON CHILDREN Kostina Liubov, PhD, Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема взаимодействия психолога с родителями для обеспечения психологической безопасности личности детей в образовательном процессе. ABSTRACT

The problem of the interaction of a psychologist with parents to ensure that children's psychological safety of the person in the educational process.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности. Keywords: psychological security of the person.

В последние десятилетия деятельность практического психолога в большей степени связана с проблемой обеспечения психологической безопасности личности ребенка. Данное направление невозможно реализовать без активной поддержки семьи. Поэтому одним из приоритетных вопросов становится взаимодействие психолога с родителями при оказании психологической помощи ребенку.

В современных научных исследованиях под психологической безопасностью понимается направленность на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования [1]. Подробнее на проблеме психологической безопасности личности ребенка и ее компонентах мы останавливались в предыдущих рабатах [например, 2, 3]. В данной статье обсудим формы взаимодействия психолога с семьей при реализации практической деятельности.

Для повышения эффективности психологической помощи, проводимой с детьми, могут быть использованы следующие способы вовлечения семьи:

1. Групповые занятия (тренинги). Направленные на изменение эмоционального аспекта семейного взаимодействия;

2. Консультации;

3. Родительские группы;

4. Фиксация внешних поведенческих изменений у ребенка в психологической помощи.

5. Наблюдение за ребенком родителями (дневник наблюдений);

Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных форм взаимодействия. Родительские группы

Работа в родительских группах, объединенных общностью проблем, начинается с ознакомительной беседы. Проходит она чаще всего в форме родительских собраний, которые проводятся параллельно с психологической работой с детьми. Желательно, чтобы пришли оба родителя. В дальнейшем на это родительское собрание можно приглашать "опытных" родителей. Здесь обсуждается план и тактика дальнейшего взаимодействия. Вся работа делиться на следующие этапы:

1. Сообщение правил.

2. Знакомство. Обычно называют имя (не обязательно настоящее), возраст и то, что хотели бы еще добавить о себе по желанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.